В XI—XII вв. с завершением формирования сословий феодального общества складывается идеология рыцарства, нашедшая свое отражение, в частности, в рыцарской литературе. Последняя утверждала привилегированное положение рыцарей в обществе, прославляя их добродетели: военную доблесть, честь, верность королю и христианской церкви.
Рыцарская литература отличалась светским характером и была чужда аскетической морали. Враждебная по идеям народной культуре, она вместе с тем испытала ее известное влияние, в частности заимствовала народные сюжеты, перерабатывая их в своем духе.
В XI в. на юге Франции (Лангедок) возникла и получила широкое распространение светская рыцарская лирическая поэзия трубадуров на народном провансальском языке. По словам Энгельса, в то время южнофранцузская нация «стояла во главе европейского развития», она «вызвала даже отблеск древнего эллинства среди глубочайшего средневековья».
Бросая вызов церковному аскетизму, осуждавшему земную любовь, трубадуры воспевали ее как великое счастье и благо. Они создали культ «Прекрасной Дамы», служа которой рыцарь должен следовать правилам «куртуазии». Согласно им, от рыцаря требовалось кроме военных доблестей умение вести себя в обществе, поддерживать разговор, петь и играть на музыкальных инструментах, ухаживать за дамой в соответствии со строго выработанным ритуалом.
«Куртуазия» часто была лишь внешней формой, за которой скрывались грубые феодальные нравы, но она знаменовала возросший интерес к нравственным проблемам воспитания личности. В провансальской поэзии гимн любви сочетался с воспеванием вечно живой природы, родного края; в ней нашли отражение также политические и социальные проблемы (в стихах, называемых сирвентами). При этом пестрый состав трубадуров (от крупных феодалов до бедного рыцарства и даже выходцев из горожан) определил разные социальные тенденции.
Откровенно антинародный характер носило творчество одного из самых известных поэтов — Бертрана де Берна. В одной из сирвент он пишет: «Любо видеть мне народ — голодающим, раздетым, страждущим, необогретым! » В сочинениях других трубадуров мы находим, напротив, выпады против крупных феодалов, духовенства, особенно усилившиеся после альбигойских войн.
В одной из сирвент говорилось: «В грабежах бароны — мастаки! У этаких под рождество, глядим, чужие забиваются быки: своих им жаль, а пир необходим».
Создателями рыцарской лирической поэзии в других странах были: труверы — в Северной Франции, миннезингеры («певцы любви»)— в Германии. Характерной чертой «миннезанга», сложившегося к концу XII в., была тесная связь с народными традициями.
Особое место в рыцарской поэзии принадлежит «лэ» — стихотворным повестям на любовно-приключенческие сюжеты, заимствованные главным образом из кельтских преданий и легенд («лэ» зародились в кельтской Бретани). Главной из них была история короля бриттов Артура, по преданию жившего в V—VI вв. , и его рыцарей, собиравшихся за круглым столом.
Эти легенды стали источником для обширных стихотворных рыцарских романов так называемого «бретонского цикла». Большую роль в развитии куртуазного романа как особого жанра рыцарской литературы сыграл французский поэт — Кретьен де Труа (вторая половина XII в. ).
Из артуровских преданий в его романы вошел поэтический мир кельтской фантастики с чудесными странами, говорящими животными, заколдованными людьми, таинственными приключениями. Поиски приключений («авантюры») — основная черта сюжетов рыцарских романов. Но их непреходящее значение заключается в том, что они открыли новый мир индивидуальных человеческих чувств и отношений.
Вместе с тем рыцарские романы отражали и влияние церковной идеологии. Это особенно заметно на широком использовании в целом цикле романов легенды о поисках рыцарями святой чаши «Грааля», фигурировавшей якобы при распятии Христа. Большую известность получил роман о Тристане и Изольде, в котором воспевается высокое и прекрасное чувство любви, преображающее героев.
Демократическими тенденциями отличается произведение Гартмана фон дер Ауэ «Бедный Генрих» (конец XII в. ) — поэтический рассказ о трогательной любви девушки-крестьянки к заболевшему проказой рыцарю. В другом произведении немецкой рыцарской поэзии — романе начала XIII в.
Рыцарская литература, несмотря на ее классовый характер, способствовала обмирщению средневековой культуры, возникновению интереса к личности человека и его чувствам. Следующая глава.
В XI—XII вв. с завершением формирования сословий феодального общества складывается идеология рыцарства, нашедшая свое отражение, в частности, в рыцарской литературе. Последняя утверждала привилегированное положение рыцарей в обществе, прославляя их добродетели: военную доблесть, честь, верность королю и христианской церкви.
Рыцарская литература отличалась светским характером и была чужда аскетической морали. Враждебная по идеям народной культуре, она вместе с тем испытала ее известное влияние, в частности заимствовала народные сюжеты, перерабатывая их в своем духе.
В XI в. на юге Франции (Лангедок) возникла и получила широкое распространение светская рыцарская лирическая поэзия трубадуров на народном провансальском языке. По словам Энгельса, в то время южнофранцузская нация «стояла во главе европейского развития», она «вызвала даже отблеск древнего эллинства среди глубочайшего средневековья».
Бросая вызов церковному аскетизму, осуждавшему земную любовь, трубадуры воспевали ее как великое счастье и благо. Они создали культ «Прекрасной Дамы», служа которой рыцарь должен следовать правилам «куртуазии». Согласно им, от рыцаря требовалось кроме военных доблестей умение вести себя в обществе, поддерживать разговор, петь и играть на музыкальных инструментах, ухаживать за дамой в соответствии со строго выработанным ритуалом.
«Куртуазия» часто была лишь внешней формой, за которой скрывались грубые феодальные нравы, но она знаменовала возросший интерес к нравственным проблемам воспитания личности. В провансальской поэзии гимн любви сочетался с воспеванием вечно живой природы, родного края; в ней нашли отражение также политические и социальные проблемы (в стихах, называемых сирвентами). При этом пестрый состав трубадуров (от крупных феодалов до бедного рыцарства и даже выходцев из горожан) определил разные социальные тенденции.
Откровенно антинародный характер носило творчество одного из самых известных поэтов — Бертрана де Берна. В одной из сирвент он пишет: «Любо видеть мне народ — голодающим, раздетым, страждущим, необогретым! » В сочинениях других трубадуров мы находим, напротив, выпады против крупных феодалов, духовенства, особенно усилившиеся после альбигойских войн.
В одной из сирвент говорилось: «В грабежах бароны — мастаки! У этаких под рождество, глядим, чужие забиваются быки: своих им жаль, а пир необходим».
Создателями рыцарской лирической поэзии в других странах были: труверы — в Северной Франции, миннезингеры («певцы любви»)— в Германии. Характерной чертой «миннезанга», сложившегося к концу XII в., была тесная связь с народными традициями.
Особое место в рыцарской поэзии принадлежит «лэ» — стихотворным повестям на любовно-приключенческие сюжеты, заимствованные главным образом из кельтских преданий и легенд («лэ» зародились в кельтской Бретани). Главной из них была история короля бриттов Артура, по преданию жившего в V—VI вв. , и его рыцарей, собиравшихся за круглым столом.
Эти легенды стали источником для обширных стихотворных рыцарских романов так называемого «бретонского цикла». Большую роль в развитии куртуазного романа как особого жанра рыцарской литературы сыграл французский поэт — Кретьен де Труа (вторая половина XII в. ).
Из артуровских преданий в его романы вошел поэтический мир кельтской фантастики с чудесными странами, говорящими животными, заколдованными людьми, таинственными приключениями. Поиски приключений («авантюры») — основная черта сюжетов рыцарских романов. Но их непреходящее значение заключается в том, что они открыли новый мир индивидуальных человеческих чувств и отношений.
Вместе с тем рыцарские романы отражали и влияние церковной идеологии. Это особенно заметно на широком использовании в целом цикле романов легенды о поисках рыцарями святой чаши «Грааля», фигурировавшей якобы при распятии Христа. Большую известность получил роман о Тристане и Изольде, в котором воспевается высокое и прекрасное чувство любви, преображающее героев.
Демократическими тенденциями отличается произведение Гартмана фон дер Ауэ «Бедный Генрих» (конец XII в. ) — поэтический рассказ о трогательной любви девушки-крестьянки к заболевшему проказой рыцарю. В другом произведении немецкой рыцарской поэзии — романе начала XIII в.
Рыцарская литература, несмотря на ее классовый характер, способствовала обмирщению средневековой культуры, возникновению интереса к личности человека и его чувствам.
|
РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Лирика Она возникла в середине XI в. на юге Франции, в одной из древнейших римских провинций — Провансе. Эта область в меньшей степени пострадала от нашествия варварских народов; не столько была прервана здесь связь с культурной традицией прошлого. Прованс лежал на пересечении торговых путей между Западом и Востоком. А потому и шире открывались здесь просторы мира, а воздух был пропитан романтикой далеких чудесных стран. В удаленном от папского Рима Провансе процветали веротерпимость и свободомыслие. Жители Прованса отличались гуманностью и образованностью, и воинственные северные французы, противопоставляя себя миролюбивым соседям, шутили: “Франки в бой, провансальцы за съестными припасами”. Столицу Прованса Тулузу в XI в. называли новыми Афинами. Именно в Провансе родился одним из первых в Европе национальный литературный письменный язык. Возник он от диа¬лектной разновидности разговорного латинского языка, а сформировался в результате непосредственной поэтической практики. Поэтов Прованса не случайно называли трубадурами (что значит “находить”, “изобретать”). Работа над словом, рифмой, формой была их главной творческой задачей. Трубадурами изобретено множество стихотворных размеров. Возвышенный идеал их куртуазной любви требовал и совершенного поэтического слова. Красота любви отождествлялась с красотой поэтического языка трубадура. Сколь совершенна песня — столь совершенна любовь. Отбирая слова, сочетая слова, играя словами, поэт стремился сделать свой стих благозвучным, плавным, гармоничным. Вопросы поэтической техники оказались столь актуальными, что вызвали в XII в. первую общеевропейскую дискуссию. Столкнулись точки зрения сторонников “ясного стиля” и “темного стиля”. “Ясный стиль” имел установку на простоту, общедоступность поэзии. “Темный стиль”, напротив, предполагал усложненный синтаксис, редкие метафоры и сравнения. Поэзия этого рода не опускалась до Среднего вкуса, а обращалась к аристократам духа… Поэзия трубадуров опиралась на богатейшую поэтическую традицию. Живительными источниками ее были: фольклор, народные песни — обрядовые, “майские”, свадебны; восточная лирика, особенно соседней с Провансом арабо-мусульманской Испании, достигшей высочайшего расцвета в XI— XII вв.; античная любовная лирика, и прежде всего Овидия — признанного наставника в ис¬кусстве любви8. Поэзия трубадуров — продукт личного, осознанного творчест¬ва. Свою поэзию они рассматривали как меру личного совершенства, личных достоинств. Не случайно, что теперь уже интерес проявляется к самому поэту, его биографии. В памяти поколений сохранились имена 460 трубадуров; есть среди них короли и мастеровые, лица духовного и светского звания, воинственные рыцари и нежные женщины. Первым поэтом-трубадуром принято считать Гильема IX (1071—1126гг.), крупного феодала юга Франции. Сохранившиеся творения Гильема — озорные стихи, кансоны, “покаянная песнь — свидетельствуют о том, что это был поэт многогранного дарования. Крупнейшим певцом “радостной любви” был Бернарт де Вентадорн (писал в 1150—1180 гг.), сын незнатных родителей, принятый за свой поэтический талант при королевских дворах Франции и Англии. Знаменит своими любовными и воинскими песнями Бертран де Берн (писал в 1181—1194 гг.)» известный рыцарь и хитрый политик, закончивший свои дни в монастыре. Широко известны трубадуры: “певец далекой любви” Джауфре Рюдель (середина ХИ в.), мастер поэтического слова, заслуживший похвалу самого Данте, Арнаут Даниэль (писал в 1180—1195 гг.), поэтесса графиня де Диа (конец XII в.) и ее возлюбленный, поэт — виртуоз слова граф Раймбаут (конец XII в.). Проявить свою творческую индивидуальность поэтам-трубадурам было, однако, очень трудно. В художественной жизни той поры господствовал неписаный закон, получивший впоследствии название “эстетика установленного”, или “эстетика тождества”, или “литературный этикет”. Иными словами, непререкаем был авторитет традиции, общепринятого канона. Объясняется это всем характером средневековой жизни, строгой регламентированностью феодального порядка. Истинным считалось незыблемое, общепринятое. Трубадур должен был использовать устойчивые мотивы, куртуазные модели, лексические клише. Он должен был отражать общепринятые идеалы красоты, ритуалы служения даме, нормы рыцарского вежества. Проявить свою индивидуальность поэт мог только в рамках господствующей традиции. Творческая работа должна была сводиться к вариациям уже известного набора понятий и образных форм. В лирике трубадуров за каждой жанровой формой было строго закреплено конкретное содержание. Венцом рыцарской лирики считается канцона (или кансона) — песня, воспевающая высокую любовь; рядом с ней стоят: альба — рассказ о тайном свидании рыцаря и пастушки; серена — песня, которую исполнял трубадур под окном дамы; партима — рыцарь готов обосновать любую из противоположных точек зрения на один и тот же предмет; тенсона — спор двух поэтов на тему философскую, политическую, моральную; сирвента — стихотворение полемического характера. Как свидетельствует краткий обзор наиболее популярных жанровых форм — вопросы общественного порядка не были чужды трубадурам. Однако главная тема их поэзии — любовь. И это прямое отражение тех изменений, которые произошли в жизни европейского рыцарства. В период Раннего средневековья главным занятием рыцарей было воинское дело, затем — охота, турниры. С середины XI в. начинает формироваться новый идеал жизни, в котором важнейшую роль играют правила хорошего тона и изысканных манер. Раньше рыцарь сражался с врагами, теперь ему предстояло одержать победу над собой, научиться вежеству, стать куртуазным. Раньше поле деятельности рыцаря лежало вне замка, теперь оно во многом переносится в замок. Вместе с этим возрастает роль женщины как хозяйки замка. А неотделимой частью рыцарского идеала становится служение даме сердца. Подобного служения литература Раннего средневековья не знала: в клерикальной литературе герой служил Богу, в героическом эпосе — Богу и сюзерену. Тему любви к женщине клерикальная литература не принимала, героический эпос этой темы не замечал. Рыцарская литература прославила любовь, возвысила и обоготворила женщину. При этом необходимо отметить, что природа любовного чувства трактовалась в лирике трубадуров неоднозначно. Поэты-рыцари, принадлежавшие к дворянскому сословию, считали себя избранной частью общества. Их среда — это высший, особый мир. Здесь господствовали исключительные чувства, куртуазные отношения. Дамой сердца рыцаря должна была быть замужняя женщина, обычно стоящая на более высокой ступени сословной лестницы. Существовал целый ритуал служения рыцаря даме. Сначала, когда рыцарь еще скрывал свое чувство, он выступал в роли “колеблющегося”, затем — “умоляющего”: рыцарь просит даму выслушать его, если дама разрешала это и внимала влюбленному — он поднимался на ступень ”выслушанного”. И наконец высшая ступень — “друга и защитника”: дама принимала рыцаря к себе на службу, а он давал ей клятву верности. Высокая любовь — любовь “незаинтересованная”. Она исключает близкие, интимные отношения. Главное для рыцаря — само право любить. Прелесть любви — в радости вечного ожидания, в радости переживания, радости страдания. Любовь — это школа нравственного совершенствования, это высочайшее искусство. Высокая любовь — удел избранных. В крестьянской среде подобная любовь невозможна. Здесь общепринята “смешанная любовь”, любовь, связанная с чувственным влечением, опасным для души. Если о любви “высокой” повествовалось в кансонах, то о любви “смешанной” — в пастурелах. Субъективная цель трубадура — рассказать не о собственных переживаниях, а изложить общепринятые представления о любовном служении. Однако объективный результат творческой деятель¬ности крупнейших поэтов был иным. Лучшим из лучших удалось преступить и типовые, и сословные представления о любви и сказать о личном, единственном, неповторимом. Такова была, к примеру, лирика Бернарта де Вентадорна. Углубленное и индивидуальное вело к разрыву с сословным и уже, в свою очередь, являлось выходом к общечеловеческому. И любовь представала в гармоническом единстве духовного и чувственного. Это была любовь к одной-единственной, любовь на всю жизнь, любовь взаимная. Главное в этой любви — сила и искренность чувства. Брак, заключенный по расчету — а таким он был обычно в дворянской среде, — лишен ореола святости. И рыцарь, любя замужнюю даму, игнорировал подобный брак. Нравственный кодекс трубадура был основан только на законах чувства. Уже в XII—XIII вв. художественный опыт поэтов Прованса нашел глубокое отражение в лирических школах других стран Западной Европы. В Каталонии, одной из самых развитых культурных центров Испании, местные поэты-трубадуры сочиняли стихи на провансальском. В XII в. на французском языке развивалась лирика в Англии. В Германии, не без влияния лирики трубадуров, была создана богатейшая любовная лирика. Немецкая поэтическая школа получила название “миннезанг” (что значит “песня любви”). Крупнейшим ее поэтом был Вальтер фон дер Фогельвейде (1170— 1230 гг.), органично сливший художественный опыт лирики рыцарской и народной. Стихи Вальтера фон дер Фогельвейде отличались задушевностью, простотой чувств. И воспевал он в своих стихах не госпожу, а простую деву Рыцарская лирика не только вобрала в себя все лучшее, что было в предшествующей поэтической культуре, но и дала решающий импульс всей последующей европейской лирике.
|
Кого называли трубадурамиСовсем не случайно предыдущая часть книги заканчивалась стихами — бесхитростной и не очень ладной «пробой пера» Ричарда Львиное Сердце. Какие-никакие, но все же стали королевские строчки маленькой частичкой литературы своего времени.
А рыцарские века — это не только крестовые походы, орден тамплиеров с его удивительными тайнами, беспрестанное соревнование наступательного и оборонительного вооружения, возведение неприступных замков, головоломная наука геральдика и неукоснительное следование рыцарскому кодексу. Как и любое другое время, оставили они и свои собственные литературные произведения — и поэтические, и прозаические. Как и в любое другое время, эти произведения воздействовали на умы и сердца тех людей, для которых они были написаны, но оказали влияние и на литературу последующих веков.
У литературы рыцарских времен множество авторов, причем король Ричард I среди них далеко не единственный представитель самой высшей знати. Знаменитыми трубадурами — авторами лирических стихов — были король Альфонс Арагонский, герцог Гильом Аквитанский, граф Гильом Пуатевинский, принц Оранский.
Немногим менее знатны Джауфре Рюдель, Бертран де Борн, Гильом де Бергедан, Эн Блакац, Ги де Каваллон. А уж сколько было среди трубадуров, прославившихся искусными стихами, простых рыцарей! Имя за именем можно выписывать — Пейре де Маэнсак, Раймон де Мираваль, Беренгьер де Палазоль, Гильом де Сант-Лейдер, Гильом де Монтаньяголь, Юк де Лобиер, Понс де Брюйель, Роллент де Гассен, Саварик де Маллеон.
. .
Сызмальства обученные владеть оружием, привыкшие к крови и жестокости битв, они чувствовали в себе вместе с тем и чудесный поэтический дар. Сложенные ими стихи о превратностях любви, о служении дамам, нередко ветреным и капризным, быстро становились всеобщим достоянием — их исполняли нараспев, под аккомпанемент какого-нибудь нехитрого музыкального инструмента, профессионалы-певцы, которых в ту пору именовали жонглерами, переходящие от замка к замку, от города к городу.
Кстати говоря, распевая пропитания ради чужие песни, многие из жонглеров сочиняли и свои собственные, и сами таким образом становились трубадурами. А еще можно найти среди этих средневековых поэтов множество людей, о которых история оставила такие, например, свидетельства:
«Монах Монтаудонский родом был овернский дворянин из замка под названием Вик, что близ Орлака, и был отдан в монахи в аббатство Орлакское. Еще в монастыре стал он стихи слагать и сирвенты на злобы дня, и рыцари и сеньоры округи той, забрав из монастыря его, стали оказывать ему всяческие почести, все ему даря, что ему ни понравится и чего он не попросит…»«Бернарт Вентандорнский родом был из Лимузина, из замка Вентандорн. Роду он был простого, происходя от служилого человека и булочницы… Впрочем, чьим бы он ни был сыном, Бог ему дал наружность красивую и приятную, а сердце благородное, от какого всякое благородство и происходит, и даровал ему ум, разум, вежество и сладкоречие, и еще владел он утонченным трубадурским художеством складывать прекрасные слова на веселый напев…»«Фолькет Марсельский был сын некоего генуэзского купца по имени мессер Альфонсо, который, скончавшись, оставил Фолькетта весьма богатым человеком. Но тот больше ценил доблесть и славу и стал служить у достойных сеньоров и доблестных мужей, с ними сходясь и их одаривая в угоду им. В художестве трубадурском был он весьма искусен и собой хорош…»Нетрудно понять: как и во все времена, в рыцарскую эпоху поэтический дар мог снизойти на выходца из любого сословия. И как и во все времена, живое слово поэта-трубадура много значило для общества, а к самому автору привлекало многих людей.
Кстати, а почему, собственно говоря, поэт в рыцарские времена именовался трубадуром? Слово это до сих пор на слуху, но вот сам его первоначальный смысл давным-давно позабыт. Между тем, по-провансальски это означает, примерно — «находить, изобретать, слагать стихи».
А ведь зародилась и расцвела рыцарская поэзия именно в Провансе XI-XIII веков. Здесь, на юге Франции, сложилась особая утонченная культура, зародился культ Прекрасной Дамы, одно из самых привлекательных проявлений рыцарства.
На севере Франции поэты назывались труверами, и дословно перевести это можно примерно так же. Следующая глава.
Источники: