Общие условия развития науки и техники в период промышленного капитализма

Особенности и специфика развития науки и техники в период зрелого капитализма (к. 18—19 вв. ) и империализма.

Сущность и основные этапы развития техники в период промышленного переворота. Замена мануфактурного и ремесленного производства крупной машинной промышленностью.

Начало технической революции. Изобретение механического самолетного челнока для ткацкого станка Дж. Клея (1733) и механической прядильной машины Дж.

Харгривса (1765). Освобождение рабочих от ручных операций. Изобретение парового двигателя Д.

содержание

Уаттом (1736 – 1819) в 1765 г. Распространение универсальной паровой машины во многих отраслях промышленного производства, мощный толчок в развитии и изобретении новых транспортных средств. Паровые автомобили (1833).

Пароходы (1807), паровозы (1814), аэростат с паровым двигателем (1833) и пр. Изобретение электродвигателя. Появление ряда новых функциональных продуктов.

Демонстрация первого электровоза В. Сименсом и И. Гальске на Берлинской промышленной выставке (1879).

Рейтинг@Mail.ru

Рабочие машины в машиностроении (Г. Модсли).

Появление конвейера. Организация конвейерного производства Г. Фордом (1863 – 1947). Возможность массового выпуска сложной техники и оборудования с абсолютной идентичностью всех деталей. Милитаризация науки и техники. Появление двигателя внутреннего сгорания (Н. Отте), обусловившего развитие автомобилей и авиационного транспорта (Р.Дизель) усовершенствование военной техники к началу 1-ой Мировой войны. Производство генераторов и электродвигателей. Первые системы электроосвещения (А. Лодыгин, П. Яблочков, Т. Эдисон, Д. Лачинов). Зарождение и развитие телефонии. Проблема беспроволочной связи, Изобретение радио А. Поповым, Г. Маркони, Босс, Фонограф. Кинематограф. Развитие средств связи – изобретения Герца, Попова, Морзе Белла. Развитие звукозаписи – фонограф Эдисона и граммофон Берлинера. Металлургия и горное дело Г. Бессемер, Э. и П. Мартены, С. Томас, Д. Чернов.

Успехи химии. Д. Менделеев.

предыдущая глава

Транспорт. Строительная техника. Воздухоплавание и авиация.

А. Можайский, Н. Жуковский.

Зарождение реактивной техники. К. Циолковский, Ю.

содержание

В. Кондратюк, Ф. А.

Цандер. Опыты Б. Резинга в области телевидения.

Открытие явления радиоактивности. М. Склодовская, Г.

следующая глава

Кюри, Э. Резердорф. Квантовая теория Планка.

Теория относительности Эйнштейна. Создание наукоемких технических устройств и технологий с применением в технике научных открытий рубежа XIX – XX вв.

Идеи дизайна в эпоху промышленных революций. Стилевые направления в индустриальном формообразовании конца XIX века (инженерный, архитектурный, художественный китч). Техника как искусство.

предыдущая глава

Развитие промышленных технологий.  Необходимость освоения новых технических форм и создания промышленным способом новых вещей. Несовершенство первых образцов промышленных изделий.

Снижение качества индустриально выпускаемых форм, эстетическая инородность, непривычность форм. Проблема новых технических решений, принципов формообразования. Конфликт между машинным производством и эстетическими воззрениями общества.

Создание специальных комитетов поощрения связи искусства, повседневной жизни и техники. Основание комитета Эверта в Англии (1836 г. ).

Rambler's Top100

Преобразование Английского общества искусств в Общество поощрения искусств, мануфактуры и коммерции. Появление публикаций и книг, посвященных теме влияния культуры на развитие техники. Выход первого специального журнала по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию «Journal of Design and Manufactures» (1849).

Промышленный переворот и развитие промышленного капитализма2. Промышленный переворот и развитие промышленного капитализма.

Промышленный переворот – общеисторическое явление, характеризующее определенный этап в развитии капитализма. Первоначально под промышленным переворотом понималась серия технических изобретений 1760-1830 гг. , изменивших условия производства во многих отраслях промышленности.

В 1884 г. английский ученый А.  Тойнби ввел в научный оборот термин “промышленная революция”, обозначая качественный скачок в развитии производительных сил.

Он начинается в промышленном производстве и распространяется на все сферы труда и производства (в том числе сельскохозяйственного), вызывая рост городов и оказывая влияние на все стороны жизни и быта общества. Конечным результатом этого процесса явилось возникновение современной индустриальной цивилизации (табл. 8).

Промышленный переворот (промышленная техническая революция) – система экономических и социально-политических изменений на основе перехода от ручного труда к машинному. Промышленный переворот, таким образом, означал коренное изменение в организационно-экономическом уровне структуры экономики развитых стран, т. к. был связан с переходом от мануфактуры к фабрике.

следующая глава

Фабрика – форма организации крупного производства, основанная на применении системы машин и сложной кооперации труда в условиях поузловой специализации частичных рабочих. Предпосылки, источники и последствия промышленного переворота.

Технические Социально-экономиче­ские
Предпосылки

·  детальное разделение труда на мануфактурах·  изобретение летучего ткацкого станка (1733), прядильной машины Харгривса (1765), механического ткацкого станка Картрайта (1776)

None ·  изменение мировоззрения.

Источники

·  использование паровой машины Дж. Уатта·  изобретение и внедрение паровоза Стефенсона и парохода Фултона в начале XIX в.

·  эксплуатация колоний и полуколоний·  контрибуции и репарации с побежденных в войне государств·  займы, кредиты, прямые инвестиции иностранного капитала

Последствия

·  повышение технической вооруженности и производительности общественного труда·  индустриализация

None Снятие технологических ограничений ручного труда, а затем и устранение пределов производительности водяных и паровых двигателей углубляло процесс рационализации производства. Промышленный переворот стал исходным пунктом индустриализации.

Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и, прежде всего, в промышленности.

В западной экономической теории принято выделять три главные модели индустриализации: традиционную, командную и рыночную. Традиционная модель соответствует укладу относительно неразвитых обществ, в основе которых лежат сельские структуры и которые отличаются замкнутостью, стабильностью обычаев и натуральным производством. Ее предпосылкой является не только неизбежная нехватка ресурсов, но и “нулевой прирост”, то есть в условиях, когда ресурсы ограничены, существует единственная возможность получения дохода – за счет других классов, отраслей или сфер хозяйства.

Вследствие этого общинная или государственная власть берет на себя функции перераспределения. В отличие от нее командная модель может характеризоваться экономическим ростом, хотя и вынуждена считаться с нехваткой ресурсов. Она нацелена на решение приоритетных политических задач, которые ставит перед собой государство.

Рыночная модель предполагает в качестве своей предпосылки “сверхнулевой прирост”. Она определяется минимальными перераспределительными функциями государства и рыночным регулированием системы цен для обеспечения стимулов производства, распределения, обмена и потребления. Каждая модель в конечном счете отражает различия в восприятии мира, обусловленные несходством человеческих возможностей, этических установок, социальных или политических приоритетов.

Однако переворот произошел не только в технологической среде: в Англии образовалась структура буржуазного индустриального общества. С помощью дешевых промышленных товаров буржуазия разрушила ремесленное производство. Возникли новые промышленные центры и в середине Х1Х в.

почти половина Англии была занята в промышленности. Основным производителем стал промышленный рабочий, а место купца во главе буржуазного общества занял фабрикант.

Вслед за Великобританией на путь быстрого развития крупной промышленности вступила Франция.

Решающую роль в ускоренном развитии капиталистических отношений во Франции сыграла Великая Французская революция, ликвидировавшая феодальные порядки. Первые шаги в механизации бумагопрядильного производства в стране были сделаны еще в 80-х гг. XVIII в., однако переход от мануфактурного производства к использованию системы машин в других ведущих отраслях промышленности занял многие десятилетия.

Это объясняется тем, что сложившаяся к Х1Х в. структура французского буржуазного общества не способствовала промышленной революции. Во французской экономике главную роль играли не промышленники, как в Англии, а банкиры, чья экономическая политика исходила исключительно из стремления к высокому учетному проценту, непосильному ля среднего предпринимателя.

Не способствовала промышленному перевороту и внешняя политика Франции. Особенно тяжелые экономические последствия для французской промышленности имела континентальная блокада Англии, упорно проводимая Наполеоном. В результате чего страна лишилась английских машин и металлоизделий, важнейших видов сырья, что серьезно задерживало промышленный переворот.

В отличие от Англии французский капитализм приобрел ростовщический характер. Решающую роль в ускоренном развитии капиталистических отношений во Франции сыграла Великая французская революция, ликвидировавшая феодальные порядки. Первые шаги в механизации бумагопрядильного производства в стране были сделаны ещё в 80-х гг.

18 в. , однако переход от мануфактурного производства к использованию системы машин в др. ведущих отраслях промышленности занял многие десятилетия.

Общие экономические условия для быстрого развития капиталистического производства в США были созданы после победы в Войне за независимость (1775-83). Интенсивному техническому перевооружению хлопчатобумажной промышленности и некоторых др. отраслей способствовало полное отсутствие мелочных цеховых стеснений и использование технического опыта английской промышленности.

Массовое применение паровых двигателей и ускоренное развитие машиностроения в северо-восточных штатах США приходится на 50-60-е гг. 19 в.

В Японии условия для развития капиталистического фабричного производства были созданы революцией Мэйдзи (1867-68). В ходе промышленного переворота, начавшегося в последние десятилетия 19 в., японские предприниматели широко использовали технический опыт западноевропейских стран и США, ввозя значительную часть машинного оборудования из-за границы. Особенно активное участие принимало государство в учреждении и финансировании крупных промышленных предприятий, прямо или косвенно участвовавших в техническом перевооружении японской армии.

Промышленный переворот в России начался в 1-й половине 19 в. Переход от мануфактуры к фабрике прежде всего происходил в хлопчатобумажной промышленности, а затем и в др. отраслях.

Замена ручного труда машинным резко повысила производительность труда и вызвала огромный скачок в развитии производительных сил. Однако для развития промышленности требовались значительное число свободных наёмных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции и приток в производство крупных капиталов. Создание этих условий тормозилось существованием в России крепостного права.

ЗаключениеПромышленный переворот представлял собой общеисторическое явление, характеризовавшее определенный этап развития капитализма в промышленности ряда стран; однако вызревание предпосылок перехода от мануфактуры к крупной машинной индустрии происходило неравномерно.

Так, в 60-х гг. XVIII в. раньше чем в других странах, начался промышленный переворот в Великобритании.

Условия того времени заставляли людей искать разрешение проблем массового производства товаров, что повлекло за собой разнообразные технологические изобретения, внедрение которых в одни области производства влекло за собой внедрение их и в другие, смежные. Развитие рабочей машины привело к изменению двигателя (таким стала паровая машина). Техническая революция в промышленности привела к технической революции на транспорте (изобретение и внедрение в начале Х1Х в.

паровоза и парохода). Широкое применение машин в производстве привело к необходимости изменения техники в машиностроении (переход от ручного изготовления машин к машинному производству). С развитием машинного производства происходит переход от простой кооперации машин (применения многих однородных машин) к машинному производству.

Итак, промышленный переворот – общеисторическое явление, характеризующее определенный этап в развитии капитализма в промышленности. Промышленный переворот даёт мощный толчок капиталистическому обобществлению производства; в условиях фабричной системы кооперативный характер процесса труда диктуется природой самого средства труда. Многие раздробленные процессы производства сливаются в один общественный производительный процесс. Промышленный переворот означал крутое и резкое преобразование всех общественных отношений, окончательную победу капиталистического способа производства над феодальным.

None 2.   История мировой экономики / Под ред. Г.

Б. Поляка, А. Н.

Марковой. – М. , 1999.

3.   Маркс К. Капитал (в 3-х тт.

). – М. : Издательство политической литературы, 1983.

4.   Петти В. , Смит А.

, Рикардо Д. , Кейнс Д. , Фридмен М.

Классика экономической мысли. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.

5.   Экономическая история капиталистических стран / Под ред. Ф.

Я. Полянского, В. А.

Жамина. – М. , 1986.

Промышленный переворот и развитие промышленного капитализма … капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Они попадали в зависимость от банков, лишались земли, а низкая покупательная способность их сказывалась на частоте и продолжительности кризисов в промышленном производстве.   8. Финансовая олигархия и концентрация производства   К концу XIX в. господствующее положения хозяйственной жизни заняли акционерные компании – новая форма организации … … переворота и дальнейшей индустриализации экономики страны. 2. Особенности промышленного переворота в Германии Как было сказано выше, к 30-м годам XIX века сложились все предпосылки для промышленного переворота в Германии. Тем не менее, мы считаем необходимым отметить, что ходу промышленного переворота в этой стране присущ ряд специфических особенностей. Начало промышленного переворота … … ручной труд (мебельная, кожевенная и др.). Техническое перевооружение транспорта также в основном закончилось в пореформенный период. В 60—70-х гг. 19 в. построено более 20 тыс. км железных дорог, т. е. создана основа ж.-д. сети. Важной особенностью Промышленный переворот в России было слабое развитие ряда отраслей машиностроительной промышленности (прежде всего станкостроения). Постоянные … … из са­мых мощных индустриальных держав мира. Однако процесс ин­дустриализации к 1870 г. не был завершен, аграрный сектор оста­вался основной отраслью экономики. Особенности развития сельского хозяйства Германии в период промышленного капитализма. Последствия «неоконченной рево­люции» 1848 г. отрицательно сказались на развитии сельского хо­зяйства Пруссии и других германских земель. Медленный …

Развитие науки и техники в период капиталистического способа производства: особенности и специфика развития науки и техники в период зарождения капитализма.

Общественно-экономические условия для развития науки и техники. Основные типы мануфактур, дифференциация и усовершенствование орудий труда. Водяное колесо – основной двигатель мануфактурного периода. Металлургия. Текстильное производство. Часы и мельница – материальная основа создания машин. Развитие естественных и точных наук в XYII в. Европейская научно-техническая революция Нового времени. Изобретения Х. Гюйгенса (1629 – 1695). Ориентация европейских философских систем на практическое использование достижений науки в интересах промышленности, кораблестроения, мореплавания.

Программа воссоединения “наук и искусств” Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Взгляд на природу как на сокровищницу, созданную для блага человеческого рода.

Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в ХVIIв. Техника как объект исследования естествознания. Создание системы научных инструментов и измерительных приборов при становлении экспериментальной науки. Ученые-экспериментаторы и изобретатели: Галилео Галилей 1564-1642,Н. Коперник, Роберт Гук 1605-1703, Эванджилиста Торричелли 1608-1647, Христиан Гюйгенс 1629-1695. Ренэ Декарт 1596-1650 и его труд “Рассуждение о методе (1637). Исаак Ньютон 1643-1727 и его труд “Математические начала натуральной философии (1687),М. Ломоносов и др. Организационное оформление науки Нового времени. Университеты и академии как сообщества ученых-экспериментаторов: академии в Италии, Лондонское Королевское общество (1660), Парижская Академия наук (1666), Санкт-Петербургская академия наук (1724).

Тема 4. Наука и техника в период утверждения капитализма конца XVIII в. (70-е г.Г). – начала XX в. (1917 г). Техника как искусство

Особенности и специфика развития науки и техники в период зрелого капитализма (к. 18—19вв. ) и империализма.

Сущность и основные этапы развития техники в период промышленного переворота. Замена мануфактурного и ремесленного производства крупной машинной промышленностью.

Начало технической революции. Изобретение механического самолетного челнока для ткацкого станка Дж. Клея (1733) и механической прядильной машины Дж.

Харгривса (1765). Освобождение рабочих от ручных операций. Изобретение парового двигателя Д.

Уаттом (1736 – 1819) в 1765 г. Распространение универсальной паровой машины во многих отраслях промышленного производства, мощный толчок в развитии и изобретении новых транспортных средств. Паровые автомобили (1833).

Пароходы (1807), паровозы (1814), аэростат с паровым двигателем (1833) и пр. Изобретение электродвигателя. Появление ряда новых функциональных продуктов.

Демонстрация первого электровоза В. Сименсом и И. Гальске на Берлинской промышленной выставке (1879).

Рабочие машины в машиностроении (Г. Модсли).

Появление конвейера. Организация конвейерного производства Г. Фордом (1863 – 1947). Возможность массового выпуска сложной техники и оборудования с абсолютной идентичностью всех деталей. Милитаризация науки и техники. Появление двигателя внутреннего сгорания (Н. Отте), обусловившего развитие автомобилей и авиационного транспорта (Р.Дизель) усовершенствование военной техники к началу 1-ой Мировой войны. Производство генераторов и электродвигателей. Первые системы электроосвещения (А. Лодыгин, П. Яблочков, Т. Эдисон, Д. Лачинов). Зарождение и развитие телефонии. Проблема беспроволочной связи, Изобретение радио А. Поповым, Г. Маркони, Босс, Фонограф. Кинематограф.Развитие средств связи – изобретения Герца, Попова, Морзе Белла. Развитие звукозаписи – фонограф Эдисона и граммофон Берлинера. Металлургия и горное дело Г. Бессемер, Э. и П. Мартены, С. Томас, Д. Чернов.

Успехи химии. Д. Менделеев.

Транспорт. Строительная техника. Воздухоплавание и авиация.

А. Можайский, Н. Жуковский.

Зарождение реактивной техники. К. Циолковский, Ю.

В. Кондратюк, Ф. А.

Цандер. Опыты Б. Резинга в области телевидения.

Открытие явления радиоактивности. М. Склодовская, Г.

Кюри, Э. Резердорф. Квантовая теория Планка.

Теория относительности Эйнштейна. Создание наукоемких технических устройств и технологий с применением в технике научных открытий рубежа XIX – XX вв.

Идеи дизайна в эпоху промышленных революций. Стилевые направления в индустриальном формообразовании конца XIXвека (инженерный, архитектурный, художественный китч). Техника как искусство.

Развитие промышленных технологий.  Необходимость освоения новых технических форм и создания промышленным способом новых вещей. Несовершенство первых образцов промышленных изделий.

Снижение качества индустриально выпускаемых форм, эстетическая инородность, непривычность форм. Проблема новых технических решений, принципов формообразования. Конфликт между машинным производством и эстетическими воззрениями общества.

Создание специальных комитетов поощрения связи искусства, повседневной жизни и техники. Основание комитета Эверта в Англии (1836 г. ).

Преобразование Английского общества искусств в Общество поощрения искусств, мануфактуры и коммерции. Появление публикаций и книг, посвященных теме влияния культуры на развитие техники. Выход первого специального журнала по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию «Journal of Design and Manufactures» (1849).

Источники:

Вам также может понравиться