Основные источники марксизма. Создание марксистской теории — революционный переворот в науке

Родиной марксизма явилась Германия, которая стояла тогда на пороге глубоких революционных потрясений. В экономически отсталой (по сравнению с Англией и Францией), политически раздробленной Германии народные массы испытывали на себе двойной гнет—эксплуатации полуфеодальной и эксплуатации капиталистической.

Обстановка, в которой подготовлялась тогда революция в Германии, ставила перед немецким рабочим классом задачи величайшей исторической важности, причем немецкий пролетариат был уже гораздо более развитым, чем рабочие Англии в эпоху революции XVII в. или рабочие Франции конца XVIII в.

Новое, революционное мировоззрение вырабатывалось Марксом и Энгельсом на основе критического анализа событий всемирной истории, глубокого изучения и теоретического обобщения всего исторического опыта классовой борьбы и в первую очередь опыта рабочего и социалистического движения в Англии, Франции, Германии.

Вместе с тем марксизм возник в результате критического изучения и творческой переработки всех достижений передовой научной мысли.

«. . .

Марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи,— писал Ленин,—а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетием развитии человеческой мысли и культуры». Характеризуя источники марксистской теории, Ленин указывал, что она возникла как «законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма».

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>.

Создавая новое, революционное мировоззрение, Маркс и Энгельс опирались на завоевания развивавшейся в течение ряда столетий передовой философской мысли, в частности на диалектический метод Гегеля и на философский материализм Фейербаха. Однако марксизм отнюдь не был простым продолжением или завершением прежних философских, социологических и экономических учений и систем: возникновение марксизма означало подлинную революцию в науке.

Маркс и Энгельс критически усвоили и творчески переработали все рациональное, подлинно научное, правильное в существовавшей до тех пор передовой философской мысли и создали новую, высшую форму философского материализма — диалектический материализм. «Философия Маркса,— писал Ленин,— есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности».

Применив диалектический материализм к изучению человеческого общества, Маркс и Энгельс разработали теорию исторического материализма. В основу ее была положена та мысль, что не сознанием людей определяется их бытие, а, наоборот, общественным бытием определяется общественное сознание.

Отсюда следовал вывод, что основой исторического развития общества являются не изменения в области идеологии (в развитии философских, политических и религиозных идей), а изменения в условиях материальной жизни общества, в способе производства материальных благ, т. е. в производительных силах и в производственных отношениях.

Таким образом, теория исторического материализма раскрывала объективные законы развития человеческого общества. Подчеркивая значение этого научного открытия, Ленин писал: «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий. .

. ».

Наряду с немецкой философией одним из важных источников марксизма являлась английская буржуазная классическая политическая экономия. Крупнейшие представители буржуазной экономической науки Англии—Адам Смит и Давид Рикардо развили трудовую теорию стоимости, доказали, что труд является источником богатства.

Однако теории Смита и Рикардо носили на себе печать буржуазной ограниченности; они рассматривали капиталистическое общество как вечный и неизменный строй. Основоположники марксизма подошли к изучению проблем политической экономии в свете созданного ими материалистического понимания истории.

Это позволило им совершить переворот в области политической экономии, вскрыть объективные законы развития капиталистического способа производства, создать подлинно научную политическую экономию, краеугольным камнем которой является учение о прибавочной стоимости, создаваемой рабочим для капиталиста за счет неоплачиваемого труда.

Не менее важным, третьим источником марксизма были учения социалистов-утопистов.

Социалисты-утописты заметили выявившиеся уже тогда пороки и язвы буржуазного общества—обнищание пролетариата, кризисы перепроизводства, растущую противоположность между городом и деревней—и строили различные планы создания нового, лучшего, справедливого общественного строя.

Однако как великим утопистам—Р. Оуэну, Фурье и Сен-Симону, так и другим представителям утопического социализма и утопического коммунизма было чуждо понимание законов общественного развития и всемирно-исторической роли пролетариата.

Только Маркс и Энгельс на основе совершенных ими великих открытий в философии, в политической экономии и в области истории непреложно доказали, что пролетариат явится той силой, которая обеспечит революционное ниспровержение капиталистического строя и построение нового, коммунистического общества.

Буржуазные критики марксизма обычно пытаются представить учение Маркса и Энгельса в виде нигилистического отрицания всего предшествующего раз­вития общественной мысли. На самом же деле, как указывает В. И. Ленин, «вся гениальность Маркса со­стоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, ко­торые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей фило­софии, политической экономии и социализма». ( В. И, Ленин, Поли. собр. соч., т. 23, стр. 40) Теоретическими источниками марксизма являются: 1) классическая немецкая философия, в особенности идеалистическая диалектика Гегеля и антропологиче­ский материализм Фейербаха; 2) классическая англий­ская политическая экономия, и, прежде всего, учения Смита и Рикардо; 3) критически-утопический социа­лизм начала XIX в., в первую очередь учения Сен-Си­мона и Фурье.

Философские учения Гегеля и Фейербаха были рас­смотрены в предыдущих главах. Маркс и Энгельс кри­тически восприняли, материалистически переработали и развили дальше на новом фактическом и теоретиче­ском материале «рациональное зерно» гегелевской диа­лектики и основные положения фейербаховского мате­риализма.

Выдающееся значение теорий Адама Смита(1723— 1790) и Давида Рикардо 1772—1823) заключается в том, что они положили начало трудовой теории стоимо­сти. Они утверждали, что стоимость товара определя­ется не его физическими свойствами, полезностью, спро­сом или предложением, а количеством общественно не­обходимого труда, затраченного на производство това­ра. Закон стоимости Смит и Рикардо рассматривали как вечный естественный закон экономической справед­ливости; они даже не допускали мысли об исторически преходящем характере этого экономического закона. Капиталистическая система представлялась им естест­венной, единственно возможной, вечной, отвечающей ин­тересам всех членов общества.

Обосновывая закон стоимости, Смит и Рикардо не исследовали вопроса о происхождении прибавочной стоимости, хотя и признавали, что прибыль капиталиста извлекается из производства, а не из обращения това­ров. Отсутствие интереса к вопросу об источнике при­бавочной стоимости весьма характерно; в нем, как от­мечал Маркс, сказывается классовый инстинкт буржу­азных экономистов, не позволяющий углубляться в воп­росы, сама постановка которых чревата прямым разоб­лачением капиталистической эксплуатации.

Маркс и Энгельс высоко оценивали идеи Смита и Рикардо о стоимости как воплощении общественно необходимого труда. Соглашаясь с этим положением, ос­новоположники марксизма, однако, подчеркивали, что стоимость — это определенное, исторически преходящее общественное отношение, проявляющееся как отношений, продуктов человеческого труда. Это значит, лишь при исторически определенных экономических условиях вещи, создаваемые трудом, принимают форму товаров.

Товарное производство не вечно, оно не единственно возможная форма обмена производительной дея­тельностью между людьми. Исследуя законы возникно­вения и развития капиталистического способа производ­ства, Маркс и Энгельс создали учение о прибавочной стоимости, исходя из которого они доказали неизбеж­ность перехода от капитализма к социализму. Создание марксистской политической экономии имело громадное значение для разработки марксистской философии, в особенности материалистического понимания истории.

Историческая заслуга Анри-Клода Сен-Симона(1760—1825) и Шарля Фурье(1772—1837) заключалась в том, что они — правда, с ложных идеалистических по­зиций— пытались обосновать возможность и целесооб­разность перехода от капитализма к такому обществен­ному устройству, основой которого станут общественная собственность и коллективный труд, благодаря чему бу­дет покончено с нищетой масс и все смогут удовлетво­рять свои разумные потребности.

Французские утопические социалисты отличаются от ранних утопистов, выступивших в XVI—XVII вв., по­скольку они современники уже более или менее развив­шегося капиталистического строя, ввиду чего сильную сторону их учения составляет критика капитализма. Так, например, Фурье, как отмечал Энгельс, «беспо­щадно вскрывает все материальное и моральное убоже­ство буржуазного мира и сопоставляет его с заманчи­выми обещаниями прежних просветителей об установ­лении такого общества, где будет господствовать только разум, такой цивилизации, которая принесет счастье всем». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 196) Однако утопические социалисты не были представи­телями пролетариата, который в то время еще не сло­жился как класс. Они выражали интересы той части пролетаризирующегося мелкобуржуазного населения, которую правильнее называть предпролетариатом. Они не видели действительных путей социалистического пре­образования общества, отвергали революцию (ссылаясь на революцию 1789 г. и не понимая того, что она не привела к социализму потому, что не была социалисти­ческой революцией), отвергали борьбу классов и объяв­ляли единственным путем к социализму просвещение, воспитание, сотрудничество классов, привлечение на сторону социализма капиталистов и власть имущих вообще, устройство показательных социалистических Клоний и т. п. Утопические социалисты были идеали­стами в понимании общественно-исторического процес­са Социализм представлялся им идеалом разума, а не идеалом определенного общественного класса: они пыта­лись доказать, что социалистическое преобразование общества выгодно и капиталистам.

В трудах Маркса и Энгельса дана высокая оценка тех рациональных идей, которые были высказаны Сен-Симоном, Фурье и другими утопическими социалистами. Вместе с тем основоположники марксизма глубоко , вскрыли несостоятельность утопических представлений В путях перехода к социализму, подвергли критике иде­алистические основы учения утопических социалистов, отрицание ими прогрессивного значения классовой борь­бы, их сектантскую оторванность от пролетарского движения и стремление к компромиссу с господствую­щими классами. Критически переработав рациональные идеи утопического социализма, основоположники марк­сизма подвели под социализм научное, материалистиче­ское основание, связали его с учением о прибавочной стоимости, разработали основы научного социализма, теоретически обобщив исторический опыт, короче гово­ря, превратили социализм из утопии в науку, что имело громадное значение также для развития философии марксизма.

Создавая новую, высшую форму материалистической философии, Маркс и Энгельс не ограничились револю­ционно-критической переработкой предшествующих уче­нии об обществе. Они теоретически обобщили также великие открытия естествознания XIX в., вплотную под­водившие к необходимости диалектико-материалистического понимания природы. Таким образом, возникновениемарксизма было подготовлено всем предшествующим развитием познания.

Изучение исторических условий, теоретических источников и естественнонаучных предпосылок возник­новения марксизма, рассмотрение моментов процесса формирования философии марксизма дают возможность кратко определить, в чем заключа­ется та революция в философии, которую осуществили основоположники марксизма.

Маркс и Энгельс выработали научное мировоззре­ние, философию рабочего класса и его коммунистиче­ской партии, которая качественно отличается от всех предшествующих, в том числе и прогрессивных, фило­софских учений. Основоположники марксизма соедини­ли в единое, неразрывное целое диалектику и материа­лизм, разработали материалистическую диалектику (противоположную гегелевской идеалистической диалектике), создали материалистическую теорию общественно исторического процесса. Это и было прямым и непосредственным выражением той революции в философии которая была осуществлена Марксом и Энгельсом Основоположники марксизма неоднократно указывали, что они отрицают философию в старом смысле этого слова.

Речь идет об отрицании характерного для до­марксистской философии противопоставления философ­ской теории практике (в особенности же освободитель­ному движению трудящихся), об отрицании противопо­ставления философской теории положительным наукам о природе и обществе, рассматривавшимся как знание низшего ранга, с которым философия вправе не счи­таться. Правда, уже некоторые, наиболее выдающиеся представители домарксистской философии стремились покончить с воззрением, согласно которому философия не имеет отношения к практическим интересам и огра­ничивается лишь бесстрастным изучением действитель­ности. Однако ни один из них не смог материалисти­чески обосновать единство философии с общественной практикой.

Старая философия противопоставлялась положи­тельным наукам о природе и обществе как некая «на­ука наук», которая базирует свои положения не на дан­ных конкретных научных исследований, а на принципах разума. Те из домарксовских философов, которые счи­тали такое противопоставление неправомерным и пыта­лись его преодолеть, не могли решить этой задачи; толь­ко материалистическое понимание природы и общества и диалектическая концепция развития позволяют понять действительное положение философии в системе научных знаний о природе и обществе, научно определит предмет философии и тем самым покончить с противопоставлением философского знания другим наукам Маркс и Энгельс решили эту великую задачу и благодаря этому превратили философию в подлинно научно мировоззрение.

Создание исторического материализма — важнейшее выражение революции в философии, осуществленной марксизмом. «Величайшим завоеванием научной мысли,— писал В. И. Ленин,— явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих порво взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий,— из крепостничества, например, вырастает капитализм».( И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, стр. 44) Маркс и Энгельс вскрыли действительную основу всего многообразия общественных отношений — произ­водство материальных благ, развитие которого опреде­ляет все остальные стороны общественной жизни. Ис­следование материального производства и его главной производительной силы — трудящихся масс — привело Маркса и Энгельса к важнейшему выводу о решающей роли народных масс в истории.

Выдающиеся предшественники Маркса и Энгельса ставили вопрос о необходимости создания научной фи­лософии, которую они, однако, понимали как систему раз навсегда установленных абсолютных истин. Только Маркс и Энгельс доказали, что философское познание, как и всякое знание о действительности, непрерывно развивается и никогда не получит окончательного завер­шения. Философия не может и не должна быть «абсо­лютной наукой», претендующей на «разрешение всех загадок».

Нет поэтому никаких оснований для противо­поставления «философии природы» естествознанию, «философии истории» истории как науке, «философии права» правоведению и т. д.

Диалектический и исторический материализм, соз­данный Марксом и Энгельсом, не «наука наук», которая не считается с теоретическими положениями других наук. Если отдельные науки исследуют определенные формы движения материи и присущие им специфиче­ские законы, то марксистская философия — диалектиче­ский и исторический материализм —представляет собой научное мировоззрение, изучающее закономерности, об­щие и для физической, и для биологической, и для об­щественной форм движения материи. Революционный переворот в философии, осуществленный Марксом и Энгельсом, означал превращение философии в научное «мировоззрение, неразрывно связанное с освободительным движением рабочего класса и коммунистическим преобразованием общественных отношений. Благодаря марксизму философия, исчерпавшая возможности прогрессивного развития на буржуазной почве, стала великой могущественной идейной силой общественного развития.

Идейными источниками марксизма были: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм. Марксизм — это определенная модель глобального переустройства мира,  включающая идею всеобщей социальной, духовной и мировоззренческой революции.  Классический марксизм отличается ощущением исторического оптимизма и порожденной им крайней безапелляционностью, бескомпромиссностью, жесткостью в решении вопроса о социальных издержках реализуемого проекта. В принципе марксизм отстаивал идею демократии как справедливого общественного устройства, связанного с освобождением человека. При этом демократия трактовалась как политический и правовой строй, призванный гарантировать защищенность и дееспособность класса, способного обеспечить такую свободу, то есть пролетариата. Отсюда тезис о неизбежности диктатуры пролетариата является для марксизма вполне закономерным. Возникнув как  теория, марксизм прошёл практическую проверку, начиная с революций 1848 — 1849 гг. в Западной Европе. После этих революций К. Маркс и Ф. Энгельс направили свою деятельность на пропаганду идей научного коммунизма, подготовку кадров пролетарских революционеров во всех странах, собирание сил международного пролетариата для новой революционной борьбы. Этот период ознаменовался созданием под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса революционной интернациональной партии рабочего класса, названной «Международное товарищество рабочих» (Первый Интернационал, основан 28 сентября 1864 года). В 70 — 80-е годы XIX века в ряде стран Европы сформировались массовые социал-демократические партии пролетариата.  Первое личное знакомство Маркса и Энгельса состоялось в конце ноября 1842 года в редакции «Рейнской газеты». Встретившись затем в Париже в конце августа 1844 г., они обнаружили полное единство взглядов по важнейшим проблемам; эта встреча положила начало их тесной дружбе и совместной борьбе за великое дело освобождения рабочего класса. «Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы, — писал В. И. Ленин. — Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе». К тому времени, когда Маркс и Энгельс начали совместную работу, они оба уже перешли от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Этот переход они совершили каждый своим путем: Маркс, главным образом, на основе критических исследований в области философии и права, глубокого ознакомления с французским утопическим социализмом и опытом революционного движения во Франции и в Германии; Энгельс — преимущественно на основе критического изучения буржуазной политической экономии, наблюдения и обобщения опыта английского рабочего и социалистического движения. Родиной марксизма явилась Германия, которая стояла тогда на пороге глубоких революционных потрясений. В экономически отсталой (по сравнению с Англией и Францией), политически раздробленной Германии народные массы испытывали на себе двойной гнет — эксплуатации полуфеодальной и эксплуатации капиталистической. Обстановка, в которой подготовлялась тогда революция в Германии, ставила перед немецким рабочим классом задачи величайшей исторической важности, причем немецкий пролетариат был уже гораздо более развитым, чем рабочие Англии в эпоху революции XVII в. или рабочие Франции конца XVIII в. Новое, революционное мировоззрение вырабатывалось Марксом и Энгельсом на основе критического анализа событий всемирной истории, глубокого изучения и теоретического обобщения всего исторического опыта классовой борьбы и в первую очередь опыта рабочего и социалистического движения в Англии, Франции, Германии. Вместе с тем марксизм возник в результате критического изучения и творческой переработки всех достижений передовой научной мысли. «…Марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, — писал Ленин, — а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры». Характеризуя источники марксистской теории, Ленин указывал, что она возникла как «законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма».  Создавая новое, революционное мировоззрение, Маркс и Энгельс опирались на завоевания развивавшейся в течение ряда столетий передовой философской мысли, в частности на диалектический метод Гегеля и на философский материализм Фейербаха. Наряду с немецкой философией одним из важных источников марксизма являлась английская буржуазная классическая политическая экономия. Крупнейшие представители буржуазной экономической науки Англии — Адам Смит и Давид Рикардо развили трудовую теорию стоимости, доказали, что труд является источником богатства. Однако теории Смита и Рикардо носили на себе печать буржуазной ограниченности; они рассматривали капиталистическое общество как вечный и неизменный строй. Основоположники марксизма подошли к изучению проблем политической экономии в свете созданного ими материалистического понимания истории. Это позволило им совершить переворот в области политической экономии, вскрыть объективные законы развития капиталистического способа производства, создать подлинно научную политическую экономию, краеугольным камнем которой является учение о прибавочной стоимости, создаваемой рабочим для капиталиста за счет неоплачиваемого труда. Не менее важным, третьим источником марксизма были учения социалистов-утопистов. Социалисты-утописты заметили выявившиеся уже тогда пороки и язвы буржуазного общества — обнищание пролетариата, кризисы перепроизводства, растущую противоположность между городом и деревней — и строили различные планы создания нового, лучшего, справедливого общественного строя. Однако как великим утопистам — Р. Оуэну, Фурье и Сен-Симону, так и другим представителям утопического социализма и утопического коммунизма было чуждо понимание законов общественного развития и всемирно-исторической роли пролетариата. Созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом пролетарская политическая экономия наследует и развивает лучшие достижения предшествующей экономической мысли. К. Маркс и Ф. Энгельс осуществили в развитии политической экономии революционный переворот, суть которого заключалась в применении к экономической жизни материалистического понимания истории, в открытии объективных законов общественного развития и создании теории. К. Маркс впервые научно доказал историческую ограниченность, преходящий характер капиталистического способа производства. Он открыл и всесторонне исследовал законы движения капитализма.

«Historik.ru: Книги по истории».

Источники:

Вам также может понравиться