Экономические реформы. Подъем национально-освободительного движения

В начале XX в. в колониях и полуколониях прокатилась волна народных выступлений, в той или иной степени затронувшая большинство стран Азии и Африки. В исторической науке это движение населения зависимых стран получило название начала периода пробуждения Востока.

ТЕМЫ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА ПО НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

В основе выступлений лежало противоречие между колониальными режимами и народами восточных стран. По мере укрепления национальной промышленности колониальное засилье в экономике Востока все более превращалось в главный тормоз развития национальных экономик. Кроме того, эксплуатация колонизаторами зависимых стран привела к резкому ухудшению положения широких народных масс.

Недовольство населения вызывало также бесцеремонное хозяйничанье иностранцев, их пренебрежительное отношение ко всему «туземному». Такое поведение колонизаторов приходило в противоречие с растущим национальным самосознанием народов Востока, которое все более болезненно воспринимало зависимое положение своих стран. Все эти негативные стороны колониального господства резко проявились на рубеже XIX — XX вв.

, когда эксплуатация зависимых стран заметно усилилась. Мощными стимулами к выступлениям народов Востока стали также революция 1905 — 1907 гг. в России и особенно победа Японии в русско-японской войне 1904 — 1905 гг.

1 Ферро, М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира: Пер. с фр.

В движении начала XX в. слились воедино два потока: 1) стихийный протест широких масс, недовольных как иностранным засильем, так и последствиями модернизации; 2) выступления национальной буржуазии, интеллигенции, патриотически настроенных помещиков и чиновников, заинтересованных не только в национальном освобождении, но и в продолжении модернизации. Объединяли эти два потока национальные партии, которые сделали программой борьбы идеи буржуазного национализма.

Однако на первый план во всех восточных странах вышла в это время идея борьбы за национальную независимость. Именно она объединила в едином движении разнородные силы, экономические и социальные интересы которых часто не совпадали. Социальные задачи (решение аграрного вопроса, ликвидация пережитков феодализма и др.

) также присутствовали в программах, но занимали явно подчиненное положение. Именно поэтому движение народов Востока в начале XX в. можно определить как национально-освободительное .

Инструкция по выполнению работы

Масштаб выступлений, цели и задачи борьбы, степень ее организованности различались в зависимости от уровня социально-экономического развития восточных стран. В Афганистане и странах Африки к югу от Сахары национально-освободительное движение приняло вид стихийных бунтов и восстаний племен против чужеземцев. В странах Северной Африки оно носило более организованный и целенаправленный характер и возглавлялось политическими партиями, созданными в ходе борьбы.

Однако наиболее крупными выступлениями на Востоке в начале XX в. стали освободительная борьба народов Индии (1905 — 1908), революции в Иране (1905 — 1911), Турции (1908), Китае (1911 — 1913). В Индии национальное движение возглавил ИНК, который к началу XX в.

превратился в самую влиятельную политическую партию страны. Освободительная борьба развернулась под лозунгом свадеши («своя земля») и сварадж («свое правление»). В этих лозунгах отчетливо проявилась идеология буржуазного национализма.

Предназначено для студентов специальности: Международные отношения, 2 курс, р.о. оч.

Лозунг свадеши означал требование развития национальной экономики, тогда как лозунг сварадж отразил стремление к изменению статуса Индии. Национально-освободительное движение приняло вид массовых демонстраций, митингов, забастовок рабочих, бойкота английских товаров. Революцию в Китае возглавил блок либералов и революционеров, которые объединились на платформе свержения маньчжурской династии Цин и установления республики.

Революция началась в октябре 1911 г. с восстания на юге Китая и быстро охватила всю страну. Уже в ноябре 1911 г.

15 из 18 китайских провинций отказались повиноваться Цинам. Такой быстрый успех объяснялся тем, что против династии выступила основная часть населения страны: крестьяне, ремесленники, торговцы, буржуазия, интеллигенция, большинство помещиков, местная китайская бюрократия. В декабре 1911 г.

Карта практического занятия 5 Тема «Страны Азии в 20-30гг» 1 Этап целеполагания Цель занятия: Задачи:

в Нанкине было провозглашено создание Китайской республики, временным президентом которой стал лидер революционеров Сунь Ятсен. В Турции и Иране главной целью революций стало установление конституционного правления. В Турции революция прошла в виде мятежа воинских частей, который подняли в июле 1908 г.

офицеры-младотурки. Напуганный султан был вынужден 24 июля 1908 г. восстановить действие конституции 1876 г.

В Иране в антиправительственном движении приняли участие разнообразные силы: крестьянство, торгово-ремесленные слои, крупное купечество, либеральные помещики, духовенство. Крестьянские восстания, демонстрации в городах, решительная позиция высшего духовенства, пригрозившего покинуть страну, — все это вынудило шаха в несколько приемов ввести в стране конституцию. Национально-освободительное движение начала XX в.

Внешняя политика СССР в гг. Начало «холодной войны» Преподаватель Киященко А.А.

показало, что между участниками освободительной борьбы нет полного единства по вопросу о целях и задачах движения. Уже отмечалось, что борьба народов Востока проходила под лозунгами буржуазного национализма, которые были сформулированы национальной интеллигенцией, возглавившей освободительное движение. Однако в реальности эти лозунги по-разному воспринимались каждым из потоков национально-освободительного движения.

Так, народные массы были готовы к самой решительной борьбе с колонизаторами, стремились к полной национальной независимости. В то же время национальная буржуазия выступала лишь за уравнение в правах с иностранным капиталом и не ставила вопрос о полном изгнании чужеземцев, поскольку продолжала зависеть от западных кредитов, поставок иностранной техники и запчастей, не имела своих технических специалистов. Это противоречие особенно отчетливо проявилось в Индии, когда освободительное движение стало выходить за рамки мирной ненасильственной борьбы и отчетливо зазвучало требование независимости.

Умеренное руководство ИНК в 1907 г. заявило о лояльном отношении к англичанам и потребовало прекратить движение свадеши и сварадж. В ответ левое крыло конгресса во главе с Тилаком вышло из партии и предприняло безуспешную попытку создать собственную радикальную организацию.

Шапошникова Т.Г. РОЛЬ СССР В СОЗДАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Этот раскол ИНК заметно ослабил национально-освободительное движение и облегчил британцам его подавление. Еще более сложным был вопрос о продолжении модернизации. Заимствованные интеллигенцией у Запада лозунги конституции и республики опережали свое время, поскольку основная часть населения еще не воспринимала их значение.

В результате победоносные революции в полуколониях дали совершенно неожиданный эффект. В Китае победа революции стала возможной благодаря переходу на сторону антиманьчжурских сил высшей китайской бюрократии, лидер которой генерал Юань Шикай вынудил Цинов в феврале 1912 г. отречься от престола в обмен на пост президента Китайской республики.

Тем самым революция фактически передала власть в руки феодальной китайской бюрократии. Став президентом, Юань Шикай сразу же начал готовить реставрацию монархии и всячески ограничивал деятельность парламента. Либералы и революционеры, объединившиеся в 1912 г.

ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ» (КАФЕДРА НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ»)

в партию гоминьдан, пытались сохранить республику всеми возможными средствами, вплоть до восстания в мае — августе 1913 г. Однако их борьба не получила поддержки населения, абсолютное большинство которого было равнодушно к идеям демократии. Это позволило Юань Шикаю в 1914 г.

сначала ввести новую конституцию, предоставлявшую ему неограниченные полномочия, а затем провести референдум, на котором почти все население страны высказалось за восстановление монархии. Внезапная смерть президента в 1916 г. сохранила в Китае республику, но страна сразу же раскололась на сферы влияния милитаристских группировок и перестала существовать как единое целое.

В Турции и Иране введение конституций объективно открывало возможности для ускорения развития. Однако из-за своей слабости буржуазия в обеих странах не сумела использовать парламенты в своих интересах. В Иране большинство мест в парламенте постепенно перешло в руки феодальной аристократии, что дало ей возможность использовать парламент для блокирования любых прогрессивных реформ.

Календарно-тематическое планирование по истории России и Новейшей истории. 9 класс, 68 часов

В Турции младотурки, поставившие парламент под свой контроль, после некоторых умеренных буржуазных реформ стали на путь развития сотрудничества с Германией, надеясь с ее помощью укрепить страну. Таким образом, национально-освободительное движение начала XX в. не привело к крупным успехам.

Восточное общество в целом еще не было готово к тому, чтобы последовательно двигаться в том направлении, которое указывала идеология буржуазного национализма. В то же время национально-освободительное движение начала XX в. явилось началом нового этапа в освободительной борьбе народов Востока.

Оно показало, что система прямого колониального подчинения начинает вступать в кризис, все более превращаясь в тормоз развития зависимых стран. В ходе борьбы окрепли и приобрели политический опыт национальные партии, стали более ясными цели и задачи борьбы. Таким образом, с начала XX в.

Дата: Класс: Фамилия, имя:

национальное освобождение стран Востока становится лишь вопросом времени. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫДВИЖЕНИЕ СВАДЕШИ В ИНДИИ (ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОДНОГО ИЗ ДЕЯТЕЛЕЙ ИНК)«Было положительно опасно для школьника или студента колледжа прийти в класс или аудиторию в одежде, сделанной из иностранной ткани. .

. На экзаменах в Риппонском колледже студенты отказывались прикасаться к билетам, отпечатанным на иностранной бумаге. Такие настроения распространились во всех слоях общества.

. . Возвращались свадебные подарки, включавшие такие иностранные товары, которые могли быть сделаны дома.

Задания к зачету по дисциплине ОУД.04 История для специальности Радиоаппаратостроение

Священники отказывались совершать богослужения на церемониях, где иностранные товары предназначались храму в качестве пожертвований. Гости отказывались присутствовать на празднествах, если при приготовлении пищи употреблялись иностранные соль и сахар. Так велико было давление общественного мнения, что ни один бенгалец не мог и подумать о покупке дхоти и сари, сделанных из иностранных материалов» (Акимкина Н.

А. , Люксембург М. А.

Практикум по истории стран зарубежного Востока. М. , 1963.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

С. 78). ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ А.

Д. ГХОША, ОДНОГО ИЗ ЛИДЕРОВ «УМЕРЕННОГО» КРЫЛА ИНК НА СЕССИИ ИНК В 1905 г. ♦ Мы говорим народу, что существуют мирные средства достижения независимости .

. . что самопомощью и пассивным сопротивлением мы можем добиться независимости.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ВОСТОК В ПЕРИОД ГОСПОДСТВА КОЛОНИАЛИЗМА (СЕР. XIX СЕР. XX ВВ.)

Пассивное сопротивление означает две вещи. Оно будет означать, во-первых, что в определенных случаях мы не будем сотрудничать с правительством этой страны до тех пор, пока оно не даст нам то, что мы считаем нашими правами. Во-вторых, если мы подвергнемся гонениям, если к нам применят оружие репрессий, то мы ответим не насилием, а страданием, пассивным сопротивлением законными средствами.

. . Мы показываем народу нашей страны, что в пассивном сопротивлении заключается единственное средство удовлетворить наши.

. . устремления без разрушения законов и без обращения к насилию» (Акимкина Н.

Планирование курса всеобщей истории по классам в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования

А. , Люксембург М. А.

Практикум по истории стран зарубежного Востока. М. , 1965.

С. 82). ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ Б.

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Требования к студентам. Приступая к изучению данной дисциплины студент должен - обладать культурой мышления,

Г. ТИЛАКА, ЛИДЕРА «КРАЙНИХ» (10. 6.

1906 г. )«Когда одна страна правит другой, это делается не из альтруистических побуждений. Британское правление в Индии существует для выгоды англичан, и наши правители могли бы дать некоторые права индийцам, если бы это не затрагивало их собственных интересов.

. . По нашему мнению, мы не должны выставлять наши страдания перед нашими правителями или обращаться к ним с просьбами, потому что такие просьбы бесполезны.

История государства и права зарубежных стран

. . Имея опыт последних шестидесяти лет, мы полностью убедились, что мы ничего не добъемся нынешними попрошайническими методами» (Акимкина Н.

А. , Люксембург М. А.

Практикум по истории стран зарубежного Востока. М. , 1963.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) История для 9 класса на учебный год. Ф.И.О. Чудинова Людмила Ефимовна

С. 83). ДЕКЛАРАЦИЯ ПАРТИИ «ОБЪЕДИНЕННЫЙ СОЮЗ» (1911)«Ниже мы открыто объявляем всем в Поднебесной цели революции и основы будущего управления страной.

1. Изгнание маньчжурских варваров. .

. Армия справедливости поставила цель свергнуть маньчжурское правительство и вернуть ханьцам их суверенные права. 2.

ПК-1, ПК- 2,ПК-7, ПК-8

Возрождение Китая. Китай должен быть государством китайцев, и управлять им должны китайцы. .

. 3. Установление республики.

. . Все граждане равно участвуют в управлении страной.

КОНФЛИКТ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Президент избирается всей нацией. Парламент состоит из депутатов, избираемых всенародно. Он вырабатывает Конституцию Китайской республики, соблюдение которой обязательно для всех.

На того же, кто попытается реставрировать монархию, да обрушится карающая рука народа! 4. Уравнение прав на землю.

. . Тогда будет заложен фундамент государства социальной справедливости, в котором каждая семья будет жить в достатке, и каждый будет получать то, что ему положено» (Синьхайская революция.

6. Количество заданий в одном варианте теста 50. Часть А 38 заданий. Часть В 12 заданий.

Сборник документов и материалов. М. , 1968.

С. 38 — 39). ТЕЛЕГРАММА ХУАН СИНА — ОДНОГО ИЗ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВОССТАНИЯ 1913 г.

ПРОТИВ ДИКТАТУРЫ ЮАНЬ ШИКАЯ«При республиканской форме правления Президент должен направлять курс своих действий согласно желанию народа, а Юань Шикай попирает права и привилегии Парламента, насилует республиканскую конституцию, назначает несведущих и порочных лиц на высшие должности, изменнически умерщвляет народных патриотов, напрасно старавшихся удалить Юань Шикая от президентства дозволенными конституционными средствами, и издает распоряжения, худшие, чем абсолютный монарх. Мы теперь как к последней надежде взываем к оружию. .

ДЖ. НЕРУ КАК ГЛАВА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ИНДИИ (СЕНТЯБРЬ 1946 АВГУСТ 1947)

. » (Синьхайская революция. Сборник документов и материалов.

М. , 1968. С.

206 — 207). СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ДЕПУТАТОВ ТРЕХ ПЕРВЫХ ПАРЛАМЕНТОВ ИРАНА (1906 — 1915), %*Сведения о депутатах Парламент (созыв) первый второй третийПомещики 8 6 6Помещики-купцы 4 3 1Помещики-госслужащие 1 1 2*Новая история Ирана: Хрестоматия. М.

КТП по истории 9 класс

, 1988. С. 247.

ВОПРОСЫ1. Насколько закономерным был подъем национально-освободительного движения в начале XX в. ?

2. Почему размах борьбы напрямую зависел от уровня развития восточных стран? 3.

Глава 1. Мир в начале ХХ в. Глава 2. Первая мировая война и ее итоги Глава 3. Европейские страны между мировыми войнами ( ).

4. От каких условий зависели итоги освободительной борьбы народов Востока?

В Индию вернулся Ганди, распространял свое учение (сатьяграхи). 6 апреля 1919 г. по всей Индии по призыву Ганди начался хартал (“протест” против закона Роулетта).

Получил широкое распространение, но из-за убийства людей властями. Прекращается в Индии с конца 1919 г. развернутое­ движение в поддержку халифата.

Б1.Б.8 «Политическая история зарубежных стран»

Ганди, призвал ин­дийцев поддержать это требование. Мусульмане и индусы объединились, Халифатский комитет принял сатьяграху. Кампания началась 1 августа 1920 г.

ИНК в ней не участвовал. Но размах был огромен. Всю страну охватил бойкот английских товаров и учреждений.

В нем участвовали и му­сульмане, и индусы. Английские власти в стопоре.

Учебно-тематический план по курсу «Всеобщая история. Конец XIX - начало XXI века» 11 класс

В 1920 г ИНК одобрил тактику Ганди и новый Устав. Партия ста­новится массовой (10 млн. ).

Создавалась структура, провинциальные ор­ганизации, а также координирующие органы: отныне во главе ИНК стоял Рабочий комитет. Организации ИНК проводили работу на местах по созданию панчаятов (органов самоуправления), в сельской местности воз­никают крестьянские комитеты – сабхи.

Активизируется движение рабочих в городах: за 1920 г. произошло 200 забастовок, а в мае 1920 г. был создан Всеиндийский Конгресс профсоюзов (ВКП).

державой на Земле? 1) Германия 2) Франция 3) Соединённые Штаты Америки 4) Великобритания

Применялась тактика массовой сдачи под арест, что ставит англичан в затруднение. В 1921 г. ослабевает союз индусов и мусульман.

Визит принца Уэльского в Индию дал толчок новой волне сатьяграхи. В декабре 1921 г. сессия ИНК приняла решение: кампании продолжать до достижения свараджа и восстановления халифата. Было решено перейти к высшей форме сатьяграхи — объ­явление бойкота налогам. Руководителем был объявлен М. К. Ганди. 1 февраля 1922 г. М. К. Ганди потребовал от вице-короля Ридинга немедленно освободить всех заключенных и начать переговоры о предоставлении Индии самоуправления. Начались аресты деятелей ИНК.

4 февраля 1922 г. в деревне Чаура-Чаури произошел инцидент: крестьяне сожгли забаррикадировавшихся в участке полицейских. Это было явное нарушение основного принципа сатья­грахи – ненасилия. Ганди отдал распоряжение кампанию прекратить. Дух участников движения оказался подорванным, люди выходили из ИНК. Вскоре был арестован и осужден на 6 лет Ганди. Антиколониальная борьба пошла на убыль. Единство индусов и мусульман ослабло. Со­вместное проведение сессий Мусульманской лиги и ИНК ушло в прошлое.

Вопрос 2. Социально-экономическое развитие. И политборьба в Индии в 30-е гг.

В 1929—1933 гг. колониальная Индия испытала на себе жестокие последствия мирового экономического кризиса, тем более что метрополия старалась переложить тяжесть на подвластные народы. Кризис привел к значительному падению цен на сельскохозяйственные продукты, сократились посевные площади, увеличилось обезземеливание крестьянства, его задолженность ростовщическому капиталу.

Происходило массовое разорение ремесленников, а также многих мелких и средних предпринимателей. Росла армия безработных.

В то же время “ножницы” между ценами на сельскохозяйственные и промышленные товары дали возможность крупным капиталистам увеличить свои капиталы. Усилился процесс централизации капитала, образования национальных монополистических объединений. Появление монополий обострило конкурентную борьбу внутри индийской буржуазии и усилило эксплуатацию рабочего класса.

РЕПОЗИТОРИЙ ГГУ ИМ.Ф.СКОРИНЫ

Постепенно кризис удалось преодолеть, и уже в годы, предшествующие ВМВ, увеличилось количество текстильных фабрик, возросло производство металла. Некоторое развитие промышленности привело к росту численности пролетариата. В целях усиления контроля над индийским капиталом в 1935 г.

англичанами был создан Резервный банк Индии. Используя индийские капиталы, Резервный банк не давал кредитов индийской промышленности и, по существу, сознательно тормозил промышленное развитие страны.

Однако несмотря на такие меры английских колониальных властей, индийской буржуазии удалось все же в какой-то мере ослабить позиции иностранного капитала. Так, к началу ВМВ доля продукции национальной хлопчатобумажной промышленности на индийском рынке возросла до 65%. Индийский капитал начал проникать в джутовую промышленность.

Раздел 11. ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ. Тема Первая мировая война и ее последствия для России.

К 1938 г. ряд копей и шахт перешел в руки индийских предпринимателей. Однако английские монополии сохраняли преобладающие позиции в индийской экономике.

26 янв. 1930 г. был отмечен по всей стране как День независимости.

В основу кампании гражданского неповиновения 1930 г. были положены “11 пунктов” Ганди (снижение валютного курса рупии, снижение поземельного налога на 50%, сокращение военных расходов на 50%, введение протекционистских тарифов и ограничение ввоза иностранных товаров, отмена правительством сольной монополии и налога на соль и др. ).

Рабочая программа по предмету «Всеобщая история» ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Мусульманская Лига не приняла участия в кампании несотрудничества. Наметилось расхождение между ИНК и Лигой. В июне 1930 г.

Гандизм — социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное Махатмой Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения.

Основные принципы:достижение независимости мирными, ненасильственными средствами, путём вовлечения в борьбу широких народных масс (Сатьяграха); идеализация старины, апелляция к религиозным чувствам народных масс; борьба с кастовым неравенством. организованное неподчинение дискриминационным законам колониального режима в Южной Африке. Усиленное ограбление Индии Англией во время первой мировой войны, когда Англия в значительной степени перекладывала военные расходы на свою главную колонию, тяжело сказалось на положении трудящихся города и деревни, сокращение экспорта важнейших товаров и сырья сырья (джута, хлопка, маслосемян и др.) вызванное нарушением во время войны мирохозяйственных связей что ударило по интересам сельских производителей. Помещики и торговцы возмещая потери сильнее эксплуатировали крестьян, рост задолженности в два раза. Усиление феодально-помещичьей, налоговой и торгово-ростовщической эксплуатации крестьянства привело в конце войны к значительному возрастанию числа закладов и продажи крестьянской земли. Процесс обезземеления крестьянства охватывал все новые группы. Появление на рынке труда сотен тысяч разорившихся ремесленников отрицательно сказалось на положении фабрично-заводского пролетариата, реальная заработная плата которого в условиях возраставшей дороговизны снижалась. Экономическое положение в стране осложнилось последствиями двух неурожайных лет (1918—1919 и 1920—1921 гг.). Значительное сокращение производства продовольствия в условиях продолжавшегося экспорта зерновых вызвало массовый голод, усугубившийся эпидемией испанки, которая унесла 13 млн. жизней. Нехватка продуктов питания и дороговизна затронули интересы не только основных классов трудящихся, но и низших прослоек предпринимателей, интеллигенции, служащих (так называемых средних слоев). Индийская национальная буржуазия, в период войны расширившая сферу своей предпринимательской деятельности и укрепившаяся экономически, еще острее почувствовала колониальный гнет, последствия дискриминационных мер колониальных властей в различных областях экономической, политической и культурной жизни. Подъем национально-освободительной борьбы начался с выступлений рабочего класса. В 1918 г. в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде произошло несколько довольно крупных по масштабу того времени стачек. По своему характеру это были стихийно возникшие экономические забастовки, в значительной степени вызванные массовыми увольнениями рабочих в связи со свертыванием военного производства.На волне стачечной борьбы стали возникать профсоюзы Их организаторами были буржуазные националисты и филантропы. Первый профсоюз был создан в Мадрасе в 1918 г. Б. П. Вадиа, затем несколько союзов были основаны в Бомбее и некоторых других промышленных центрах, в частности в Ахмадабаде, где при участии М. К. Ганди в том же году была создана Ассоциация рабочих-текстильщиков. Реформа Монтегю – Челмсфорда про выборы по куриям в правительство внес раскол в национальное движение, реформы о порядке выборов в законодательное собрание по куриальной системе, которая предусматривала не только раздельное голосование индусов и мусульман, но и предоставление последним определенных привилегий. Успешное проведение нескольких кампаний гражданского несотрудничества в Африке, выступления в печати, особенно в издававшемся Ганди журнале «Индиэн опиниэн» («Мнение Индии»), в поддержку национального движения на родине делали его имя все более известным и популярным и в самой Индии. После возвращения на родину Ганди при поддержке гуджаратской буржуазии основал в 1915 т. в Ахмадабаде центр по распространению идей сатьяграхи — «Сатьяграха-ашрам», а затем успешно провел три камлании ненасильственного несотрудничества: в 1915 г. в княжестве Раджкот—за отмену некоторых таможенных пошлин; в 1917 т. — за реформу системы вербовки кули для работы вне Индии; в конце 1917 — начале 1918 г. в Бихаре — против системы эксплуатации крестьян английскими плантаторами. Эти кампании имели значительный пропагандистский эффект и выдвинули Ганди на аванс-цену политической жизни Индия.

Раздел 5. ИСТОРИЯ XX НАЧАЛА XXI в.

Источники:

Вам также может понравиться