Царское правительство стало в 60-х годах XIX в. на путь реформ, чтобы в период революционного подъема в России укрепить свои позиции и сохранить за представителями помещичьего класса решающее влияние в политической жизни страны. Незначительными уступками растущему в стране капитализму царизм стремился разделить и разъединить те силы, которые требовали коренных политических преобразований. Однако независимо от намерений стоявших у власти помещиков-дворян осуществление даже таких ограниченных реформ явилось шагом на, пути, превращения царской России в буржуазную монархию. Отмена крепостного права в 1861 г. и последовавшие затем реформы в области местного управления, суда, просвещения, печати и т. д. создали более благоприятные условия для развития капитализма. Несмотря на свою половинчатость и незавершенность, реформы 60-х годов на этапе перехода России от феодализма к капитализму имели прогрессивное значение. Вместе с тем реформы 60-х годов сохранили многие черты старых феодальных порядков. Пережитки крепостничества пронизывали все стороны общественно-политического строя пореформенной России. Самодержавная власть по-прежнему стояла на страже интересов дворян-землевладельцев. Сохранялась прямая зависимость земских учреждений, городских дум, учебных заведений, печати, судебных органов от произвола царской администрации. Основная масса лучших земель осталась в руках дворян, крестьянское землепользование значительно сократилось, что усиливало кабальную зависимость крестьян, вынужденных арендовать помещичьи земли. Тяжелые повинности временнообязанных крестьян, узаконение крестьянской общины, выкупные платежи – все это сохраняло большую власть над сельскими обществами не только за мировыми посредниками, но отчасти и за самими помещиками. Многомиллионная масса «освобожденных» крестьян была в царской России принижена и неполноправна. Ограниченность реформ 60-х годов объясняется тем, что вследствие неорганизованности и распыленности общественных элементов, кровно заинтересованных в экономических и политических преобразованиях, революционная ситуация в Россия не переросла в революцию. Угнетаемые на протяжении многих веков крестьянски массы тогда были способны лишь на разрозненные стихийные восстания. Царское правительство, подавив крестьянские восстания, сломило слабые еще силы революционного движения и осуществило бюрократическим путем свою программу половинчатых реформ. В результате этого дальнейшее развитие капитализма в России пошло по «прусскому пути», определившему безмерно мучительное будущее для «освобожденного» крестьянина. Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 6 (1961 г.)
Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны.
Земская реформа 1864 г.: 1) изменила всю систему местного управления; 2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий; 3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян; 4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами; 5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.
Городская реформа 1870 г.: 1)была проведена по типу земской. В городах были созданы городские думы и городские управы; 2) городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами; 3) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность. Судебная реформа 1864 г. 1. Эта реформа была наиболее радикальной из преобразований 1860–1870 гг.
2. Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым. 3. Реформа вводила выборность некоторых судебных органов.
4. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат. 5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.
6. Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.
Военная реформа: 1) необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне;2) она проводилась до г. В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет – 6 лет, во флоте – 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др. Реформы в системе образования: 1) в сфере образования произошли значительные изменения;2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.
В г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.
Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.
Значение буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым).
Но убийство в г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.
Царское правительство стало в 60-х годах XIX в. на путь реформ, чтобы в период революционного подъема в России укрепить свои позиции и сохранить за представителями помещичьего класса решающее влияние в политической жизни страны. Незначительными уступками растущему в стране капитализму царизм стремился разделить и разъединить те силы, которые требовали коренных политических преобразований. Однако независимо от намерений стоявших у власти помещиков-дворян осуществление даже таких ограниченных реформ явилось Шагом на пути превращения царской России в буржуазную монархию.
Отмена крепостного права в 1861 г. и последовавшие затем реформы в области местного управления, суда, просвещения, печати и т. д.
создали более благоприятные условия для развития капитализма. Несмотря на свою половинчатость и незавершенность, реформы 60-х годов на этапе перехода России от феодализма к капитализму имели прогрессивное значение.
Вместе с тем реформы 60-х годов сохранили многие черты старых феодальных порядков. Пережитки крепостничества пронизывали все стороны общественно-политического строя пореформенной России. Самодержавная власть по-прежнему стояла на страже интересов дворян-землевладельцев.
Сохранялась прямая зависимость земских учреждений, городских дум, учебных заведений, печати, судебных органов от произвола царской администрации. Основная масса лучших земель осталась в руках дворян, крестьянское землепользование значительно сократилось, что усиливало кабальную зависимость крестьян, вынужденных арендовать помещичьи земли. Тяжелые повинности временнообязанных крестьян, узаконение крестьянской общины, выкупные платежи — все это сохраняло большую власть над сельскими обществами не только за мировыми посредниками, но отчасти и за самими помещиками.
Ограниченность реформ 60-х годов объясняется тем, что вследствие неорганизованности и распыленности общественных элементов, кровно заинтересованных в экономических и политических преобразованиях, революционная ситуация в России не переросла в революцию. Угнетаемые на протяжении многих веков крестьянские массы тогда были способны лишь на разрозненные стихийные восстания.
Царское правительство, подавив крестьянские восстания, сломило слабые еще силы революционного движения и осуществило бюрократическим путем свою программу половинчатых реформ. В результате этого дальнейшее развитие капитализма в России пошло по «прусскому пути», определившему безмерно мучительное будущее для «освобожденного» крестьянина.
Причинами проведения реформ 60-70-х гг. XIX в. стали необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися социально- экономическими условиями; рост общественного движения, социальных и национальных конфликтов. Земская реформаначалась в 1864 г. В ходе ее проведения создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях (земства). Земские учреждения ведали местными хозяйственными и социальными вопросами: строительство и эксплуатация дорог, устройство лечебных и благотворительных учреждений, народное образование, продовольственное снабжение, пожарная охрана, статистическая служба, попечение местной торговли и промышленности, а также распределение податей. Политическая деятельность земств не допускалась.
Выборы в земские органы проводились раз в 3 года по трем куриям. По первой курии крупные землевладельцы без различия сословий и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По второй – избирались представители крупных городских торгово- промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей – крестьянской курии имели еще больше ступеней: сельский сход – волостной сход – уездный съезд выборщиков по курии.
Уездные земские собрания являлись распорядительными органами и выбирали исполнительные органы – земские управы, а также гласных в губернские земские собрания, которые строились по такому же принципу, избирая губернские земские управы. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства.
Земства способствовали развитию хозяйства, активизации общественной жизни на местах. Они создавали школы и больницы, улучшали жизнь русской деревни, становились ячейками гражданского общества, некоторые из них пытались влиять и на политику правительства. Однако полномочия земств постоянно ограничивались. Губернским земствам запрещались контакты между собой.
Городская реформа, начатая в 1870 г., создала новую систему городского самоуправления. Выборы проводились на основе имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись лишь лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим городские налоги и сборы, что ограничивало число избирателей. Наиболее крупными группами избирателей стали владельцы недвижимости в черте города, содержатели торговых и промышленных заведений, обладатели купеческих и промысловых свидетельств.
Каждая курия избирала 1/3 состава гласных Городской думы, являвшейся распорядительным органом. Она, в свою очередь, избиралаГородскую управу– исполнительный орган во главе с городским головой. Городское самоуправление занималось благоустройством города (освещение, водоснабжение, очистка, транспорт и пр.), образованием, здравоохранением, попечением торговли и промышленности; имело свой бюджет, часть которого шла на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем. Компетенция городского самоуправления не выходила за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем у земств, но, в целом, реформа способствовала становлению элементов гражданского общества и развитию городов.
Судебная реформаначалась с введением в 1864 г. новых судебных уставов. Основные принципы новой судебной системы: бессословность, т.е. дела представителей всех сословий рассматривались в одних и тех же судах, что означало равенство всех перед законом; независимость суда, т.е. суд не подчинялся исполнительной власти и принимал самостоятельные решения; несменяемость судей, т.е. правительство не могло своей властью отстранить от должности судью; гласность; состязательность, т.е. участие в процессе прокурора и адвоката (присяжного и частного поверенных), первый из которых выдвигал обвинения, а второй защищал подсудимого; вводился институт выборныхприсяжных заседателей, определявших виновность обвиняемого.
В основе системы общего суда находился окружной суд, охватывавший одну губернию, с присяжными заседателями. Второй инстанцией стала судебная палата на несколько окружных судов. Роль высшей инстанции играл Сенат.
Параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором относительно мелких дел. Такой суд состоял из судьи, который избирался земскими собраниями и городскими думами. Мировым судом второй инстанции являлся окружной съезд мировых судей.
Коронный и мировой суды рассматривали гражданские и уголовные дела, но не занимались политическими процессами и не судили высших государственных чиновников. Эти вопросы находились в ведении Высшего уголовного суда.
Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу. Судебная система в России приблизилась к стандартам европейской юстиции. Однако реформа осталась незавершенной.
Так, для разбора конфликтов в крестьянской среде сохранялся сословный волостной суд. Новая судебная система вступала в противоречие с существующим политическим строем, вызывала постоянное стремление верхов ее ограничить.
Военная реформаначалась после Крымской войны в конце 1850-х гг. и проводилась поэтапно. Содержание реформы: сокращение численности армии; создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий; усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба; создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры; отмена телесных наказаний в армии; перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструкция казенных военных заводов; введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора, сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 на флоте. Лица с начальным образованием служили 3 года, со средним – 1,5 года, с высшим – несколько месяцев.
Источники: