Религиозная реформа

Для раннефеодального государства язычество было непрогрессивной формой религии, поэтому князь Владимир принял ряд мер для установления соответствия между религией и политическим строем.

Владимир провел две религиозные реформы: реформирование язычества и обращение к христианству. Первая сводилась к тому, что Владимир отобрал из огромного числа языческих богов несколько главных, среди которых выделялись Перун, покровитель княжеской дружины, а также божества южных восточнославянских областей. Эта реформа, однако оказалась недостаточной, поскольку для раннефеодального государства, каким было тогда Киевское, требовалось уже утверждение монотеистической религии, лучше всего освящавшей власть великого князя.

Таких религий в Киеве знали три: христианство, ислам, иудаизм. Владимиру, как и княгине Ольге, нужно было решить вопрос, какое христианство принять – западное или восточное. Этот вопрос ему пришлось решать в условиях сильного дипломатического нажима, как со стороны Рима, тик и со стороны Константинополя.

Киеву выгоднее было иметь дело с Константинополем, в его руках был водный путь «из варяг в греки», с Византией существовали давнишние налаженные экономические и политические отношения, хотя и не всегда мирные. Столетиями Киев общался с Константинополем, связи с западом были слабее, поэтому предпочтение было отдано восточному христианству.

Книги писателя Лимарева В.Н.

В 988 г. , при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле.

Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских».

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки.

Георгий Победоносец. Царские сани 18 века. Эрмитаж. (Фото Лимарева В.Н.)

Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

Масляница (языческий праздник) в Санкт-Петербурге в 2012 году. (Фото Лимарева В.Н.)

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви— «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами)

, получил название от пещер — печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Причины принятия христианства. Значение принятия христианства.
Язычество приводило к изоляции Руси, так как её считали варварской страной Возрос международный авторитет Руси.
Язычество мешало укреплению государственности Усилилась власть князя.
Нужна была религия с одним богом, чтобы сплотить народ, усилить власть князя Большую роль в стране стала играть церковь, сплачивая народ и укрепляя княжескую власть.
Социальное неравенство требовало и появления новой идеологии, чтобы оправдать богатых и как-то утешить бедных надеждой на счастливую жизнь в раю. Развитие культуры, письменности, образования. Появились христианские законы — не убий, не укради и многие другие, которые способствовали формированию нравственных принципов.
Однако христианство способствовало усилению эксплуатации, осуждая протесты, преследуя инакомыслящих.

С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией.

В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.

Первая религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились: · Перун Хорс (солнечный конь)· Дажьбог Мокошь· Стрибог Симаргл (значение неизвестно)Среди этих шести главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария.

МегаПредмет

Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.

3. “Выбор веры”Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника.

Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.

Отёска стен и прирубка косяков

Скорее всего, этот рассказ – легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. (Летопись создана в XI – XII вв.)Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути “Из Варяг в Греки”. Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.

Владимир I Святославович (980 — 1015 гг. ) во время своего правления всячески пытался укрепить великокняжескую власть. Объединяя земли и подчиняя племена (волынян, вятичей, радимичей, белых хорватов), он стремился создать сильное государство с единым правителем.

И как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Разрозненные языческие культы препятствовали объединению. С этой целью в 980 г.

был реформирован славянский языческий пантеон, и на первое место среди богов выдвинулся Перун – бог грома и войны, покровитель князя и дружины. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Мокоши, Стрибога и Симаргла. Перун выделялся среди них серебряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовался соседними народами: византийцами, хазарами, волжскими булгарами. Именно активные международные контакты привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду.

Причины принятия христианстваОчевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира I Святославовича обратиться к принципиально новой религии.

«Повесть временных лет» рассказывает легенду о выборе веры князем (986 г.), к которому приходили представители разных монотеистических религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на употребление вина, иудаизм — из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника.

Реальная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном варианте, заключается в существовании прочных культурных и экономических связей Руси с Византийской империей, особенно в связи с торговлей по пути “из варяг в греки”. Мощнейшая в тот момент византийская держава была в глазах князя Владимира Святославовича воплощенным идеалом государственности.

Еще в середине Х века (при Игоре Старом и особенно при княгине Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свой храм. Греческая церковь подчинялась светской власти (т. е.

власти князя), в отличие от западной во главе с Папой Римским. Кроме того, восточный обряд допускал богослужение на местном языке и переводы канонических текстов.

Принятие христианства должно было повысить международный авторитет Руси и поставить великого киевского князя в один ряд с европейскими монархами. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

В 980 г. в Киеве перед княжеским теремом было создано языческое капище с идолами 9 языческих богов. Среди них были Хоре, Дажьбог, Перун, Мокошь, Семаргл, Стрибог.

Историки назвали это событие попыткой религиозной реформы. Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства и общества.

Таким образом, Владимиров пантеон стал одной из первых ступеней государственного и церковного строительства на Руси, над которой затем сооружались новые и новые конструкции политического, религиозного, правового, идеологического характера.

1) «Из мифологического хаоса» восточных славян со множеством второстепенных и третьестепенных богов, олицетворявших различные явления природы, быта и обычные представления (домовые, водяные, лешие и др.) и нередко дублировавших друг друга, были отобраны первостепенные мифологические фигуры, главенствовавшие в мире и определявшие господствующую картину мира в сознании современников (другое дело, насколько полно отображали восточнославянскую мифологию и общественную психологию выбранные боги: произошло новое структурирование мифологической картины мира; сменились смысловые акценты, изменилась иерархия богов.

2) Языческая реформа была первым опытом насильственного вмешательства в веру и сознание народа со стороны власти: одни божества оказались возвышены над другими, другие – изъяты из культа. Важен сам факт: мифология, в целом неизменная, укорененная в многовековой традиции, неотъемлемая часть менталитета народностей, впервые становится объектом произвольных манипуляций на один компонент накладывался запрет (Волос), другие, напротив, разрастались до необозримых масштабов мирового могущества и величия (Перун).

3) Запретные мифологические образы действиями властей загонялись в подсознание народа, т. е. запретные фигуры укоренялись в национальной культуре.

Множество образов представителей низшей мифологии (домовые, лешие, кикимора) сохранились в фольклоре, народных поверьях, быту, а разрешенные и официально «вмененные в обязанность» мифологические фигуры из области высшей мифологии утрачивали ореол тайны и непостижимой силы. Например, Перун постепенно отошел на 2-е и 3-е места народно-религиозных представлений: Илья Пророк явно не представлял в христианском пантеоне фигуру первого класса.

4) Создание ограниченного пантеона богов способствовало подготовке общественного сознания к постепенному переходу к единобожию. Весь пантеон был организован вокруг центральной фигуры верховного божества – грозного и воинственного Перуна – олицетворявшего князя-воителя, одерживающего победу над конкурентами в борьбе за единоличную власть (идея централизованной власти будущего монарха – самодержца).


Однако первый опыт религиозной реформы не удался, и спустя 8 лет поверженные идолы были сброшены в Днепр. Почему это произошло? Ответ на этот вопрос одновременно есть ответ и на другой, еще более важный вопрос: что побудило Владимира принять христианство?

С образованием Древнерусского государства произошли серьезные перемены. Между тем жизнь общества по-прежнему покоилась на основаниях, восходящих к языческой религии. В результате возникала духовная напряженность.

Поклонение родоплеменным богам более отвечало потребностям родового строя: оно невольно воспроизводило племенной сепаратизм, порождало коллективную ответственность за все поступки, оправдывало кровную месть. Владимир создал языческий пантеон, который должен был стать общим пантеоном, пригодным для единого государства. Но в системе языческих представлений это означало, что отныне надо принимать нередко чужих и враждебных богов и отказываться от своих прежних, родо-племенных.

Социальные отношения требовали регламентации, покоившихся не только на княжеских законах, но и на нравственных установках. Последние предполагали личную ответственность человека за свои поступки, признание моральных правил, которые бы объединяли, а не рознили и без того лишенное прежней монолитности общество, создавали бы условия для его функционирования вне зависимости от материального и сословного положения его членов. Язычество не способно было разрешить эту проблему в противоположность христианству, которое предлагало верующим спасение через веру.

Интересы политические требовали такую религию, которая бы духовно упрочивала государство и монархию, предотвращала конфликты. Язычество с его непрерывным противоборством богов и политеизмом (многобожием) в этом смысле уступало христианскому монотеизму — единобожию.

Человек средневековья в своих духовных и нравственных исканиях испытывал потребность в религии, которая бы наиболее полно и сокровенно отвечала ему на все жизненные вопросы. Столь сложные и противоречивые задачи язычеству были не по силам. Оно было лишено той глубины и универсализма, какие имелись в христианстве.

Наконец, невозможно было оставаться языческой страной в соседстве со странами христианскими. В этом смысле было крайне затруднено общение не только на равных — вообще всякое цивилизованное общение: языческая Русь отвергалась.

Источники:

Вам также может понравиться