Борьба материалистов против религии и церкви

Из материалистических взглядов на природу представители Просвещения делали атеистические выводы. Живая и остроумная критика религии и церкви, решительный поход против мракобесия составляют одну из важнейших особенностей французского материализма XVIII в.

Церковь была во Франции крупнейшим землевладельцем и представляла собой духовную опору феодализма, она освящала сословное неравенство и деспотизм королевской власти. Необходимо было низвергнул идеологическую диктатуру церкви. Вот почему столь значительное место в произведениях французских просветителей занимает критика религии.

Ленин высоко оценивал атеистические произведения французских материалистов, считая необходимым издавать их для борьбы с религией в советскую эпоху. Заслугой французских материалистов является то, что, откликаясь на общественные потребности своего времени, они разоблачали социальную роль религию и церкви как опоры деспотизма.

По определению французских материалистов, религия—это фантастическое, извращенное представление о действительности, природе и человеке, связанное с определенным культом и обрядностью. Религия выросла на почве невежества и беспомощности человека перед силами природы; она порождая и поддерживает в человеке чувство страха, бессилия и покорности перед неведомой, высшей силой.

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>.

Сказка о боге как творце Вселенной выдумана в интересах имущих и направлена против народа, его свободы и счастья. Материалисты осуждали все виды религии, как современные им, так и вообще известные в предшествующей истории.

Но на первом плане в их критике стояло христианство и прежде всего католицизм. «Духовенству нужны рабы, которые на все смотрят его глазами», -писал Гольбах. Религия калечит людей; она старается погасить в них всякое стремление к жизни, деятельности и свободе—таков был общий вывод материалистов.

Представитель младшего поколения французских материалистов Жак Нэжон, единомышленник Дидро и Гольбаха, писал в книжке «Солдат-безбожник» о христианстве: «Я нахожу эту религию нелепой, пагубной для людей, поощряющей грабежи, обольщения, честолюбие, корысть своих служителей и разоблачение семейных так я в ней вижу неиссякаемый источник убийств, преступлений, жестокостей, совершаемых от ее имени».

Несколькими строками ниже он продолжает: «При таков взгляде на вашу религию я не только имею право отступиться от нее, я безусловно обязан раз и навсегда с ней разделаться, питать к ней отвращение, жалеть или презирать тех, которые ее проповедуют, и громко проклинать лиц, которые ее поддерживают своими насилиями и гонениями».

НАУКА ПРОТИВ РЕЛИГИИНа смену рабовладельческому строю пришёл строй феодальный.

Возникли новые производственные отношения. В рабо­владельческом обществе рабовладельцу принадлежали все средства производства — земля, леса, пастбища, мастер­ские, а также и производители — рабы. Рабовладелец мог купить, продать, избить и убить раба.

А основу феода­лизма составляла собственность феодала на средства про­изводства и неполная собственность на работника — кре­постного крестьянина. Феодал мог купить, продать, из­бить крепостного, но он не имел формального права убить его.

При феодализме появляется больше возможности для развития производительных сил, особенно ремёсел. Кре­постные крестьяне, не получая от феодала средств на со­держание семьи, вынуждены были в свободное от бар­щины время заниматься ремёслами. Благодаря развитию ремёсел в это время были изобре­тены и получили широкое распространение железный плуг с лемехом, топор, ветряная мельница и др. Совершенст­вуется сельскохозяйственное производство.

Единственное, что средневековье взяло от погибшего древнего мира,—отмечал Энгельс, — было христианство. При феодализме католическая церковь стала крупней­шим феодалом. Глава церкви — римский папа — распола – гал огромными богатствами и большой политической силой.

В период феодализма и господства церкви вся наука и культура сосредоточивались, главным образом, в мона­стырях и подчинённых им учебных заведениях. Наука была поставлена на службу религии. Учёные-богословы в своих «научных исканиях» руко­водствовались «священным писанием». Мир существовал для них лишь в рамках «божественного откровения».

Великий русский учёный философ-материалист Н. Г. Чернышевский в своей работе «Постепенное разви­тие древних философских учений» зло высмеял упражне­ния богословов, которые они называли «наукой».

Он пи­сал: «Божественное откровение вводит людей в знание «премудрости божьей втайне совершенной», сообщает че­ловеку истины, которых «глаз не видал и ухо не слышало» и которые даже на мысль человеку не входили. . .

Проповедуя и поддерживая такую «науку», религия жестоко преследовала действительно научные мысли и их носителей. Она яростно боролась против всего, что было враждебно «священным» книгам.

В XIII веке в одном из многочисленных монашеских объединений — ордене доминиканцев — возникла «святей­шая инквизиция». В системе католической церкви она была как бы ведомством по сыску еретиков — людей, хоть в чём-либо отступающих от господствующей религии.

Инквизиторы уничтожали всё «благоприятное для ереси», «склоняющее к ереси», всё что по их мнению было враждебно «учению Христа и его апостолов». Они жестоко расправлялись с мужественными представителями науч­ной мысли. Многие из учёных были преданы судом инкви­зиции к сожжению на костре, похоронены в мрачных за­стенках средневековья.

Так был сожжён французский учёный М. Мафр-де-Рие за то, что он осмелился назвать религию человеческим изобретением. Перед смертью учёный бросил в лицо своим палачам в чёрных сутанах пламенные слова: «Если правда, что католическая религия повелевает делать то, что вы делаете, я снова отвергаю её с омерзением, потому что недопустимо, чтобы религия, позорящая искренних людей, была истинной».

В XV—XVI веках наука начинает всё сильнее восста­вать против религии. В этом принимает участие и молодая, нарождающаяся буржуазия, которая нуждается в науке для развития производства.

Выдающийся сын польского народа Николай Коперник нанёс сокрушительный удар церковной легенде о непо­движности Земли и её центральном, «исключительном» положении во вселенной. Опровергая старое учение древ­негреческого учёного Птоломея о том, что Земля непод -.

Рис. 4. В камере пыток «еретиков» (с рисунка XVI века). Вижна, а вокруг неё обращаются Солнце и звёзды, он доказал, что в действительности наша Земля является одной из рядовых планет солнечной системы и обращается вместе с другими небесными телами вокруг Солнца [18]).

Учение Коперника опровергало церковные басни о су­ществовании двух, якобы различных миров — земного и небесного; оно заложило основы правильного, научного представления о небе. Понятно, что церковь не могла мириться с «копернико­вой ересью». Она жестоко преследовала людей за распро­странение идей Коперника.

Учение Коперника горячо поддержал великий итальян­ский учёный Джордано Бруно. Этот замечательный мысли­тель дальше развил идеи Коперника. Он учил, что солнеч­ная система — часть единой бескрайней вселенной, что во вселенной бесконечное число миров и ни один из них не создан богом.

Джордано Бруно называл богословов и попов бездель­никами и шарлатанами, которые своими бреднями отвле -. Рис. 5. Сожжение Джордано Бруно (с картины художника).

Кают учёных от исследования природы и её явлении. Разъезжая из страны в страну, из города в город, он обли­чал папство, проповедовал передовую науку и атеизм. Жестоко расправилась церковь с ненавистным ей учё­ным. Бруно был схвачен и по приговору суда «святейшей инквизиции» сожжён живым на костре.

Жестоко преследовала инквизиция и другого великого учёного Италии Галилео Галилея, физика и астронома. С помощью созданного им телескопа он собрал много фак­тов, подтверждающих справедливость учения Коперника. Галилей сделал и другие открытия, которые подрывали «основы» религии.

Открытия Галилея находились в явном противоречии с религией, опровергали учение католической церкви о мире и его строении. За это инквизиторы до конца жизни преследовали выдающегося учёного.

«Святейшая инквизиция» задержала развитие науки на несколько столетий. Она лишила жизни многих людей Западной Европы, — в одной только Испании было сожжено на костре более 10 тысяч человек и около 200 тысяч предано наказанию. Но как ни зверствовала католическая церковь, ей не удалось остановить движение науки вперёд. Развивающийся капитализм, сменивший феодальный строй, требовал развития науки о природе.

Со второй половины XVIII и особенно в XIX веке наука пробивает в религиозных взглядах на природу одну брешь за другой. Учёные создают искусственные органические вещества (вещества растительного и животного про­исхождения), открывают закон сохранения материи и т. д.

В XIX веке великий английский учёный Чарлз Дарвин нанёс решительный удар библейскому учению о происхож­дении человека, животных, растений. С неотразимой убе­дительностью он доказал, что человек — не творение бога, а продукт длительного развития органической жизни. Оценивая научный подвиг, совершённый Дарвиным, В.

И. Ленин писал, что он «. .

. впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними».

Церковники объявили Дарвина и его последователей еретиками, а учение об изменяемости видов — дьяволь­ским. В ответ на это Дарвин писал, что если бы его книга «Происхождение видов» была написана на несколько ве­ков раньше, то с каким «злорадством подожгли бы меня на костре чёрные бестии — попы».

Теперь прошло уже около века с тех пор, как Дарвин создал своё материалистическое учение о происхождении животного и растительного мира на Земле. Но в Соединён­ных Штатах Америки и в наши дни реакционеры ведут борьбу с дарвинизмом. Из школ увольняют тех учителей, которые знакомят школьников с этим учением. Во франки­стской Испании за распространение дарвинизма сажают в средневековые застенки, туда, где иезуиты пытали про­грессивных учёных в дни инквизиции.

Боролась с наукой и православная церковь в дореволю­ционной России. В 1757 году церковниками было запре­щено научное сочинение, в котором доказывалось, что Земля вертится вокруг Солнца. Гонениям со стороны церкви подвергался гениальный учёный, отец русского естествознания, М.

В. Ломоносов, защищавший учение Копернпка.

Религия, какой бы она ни была — магометанской, ка­толической или православной,— всегда является злейшим врагом науки. Истинная, материалистическая наука пре­следовалась и поныне преследуется всеми религиями во всех капиталистических странах.

Правда, в 1939 году глава католической церкви папа Пий XII лицемерно заявил, что церковь — «друг науки», что она уважает её достижения, её свободу, методы и прин­ципы и, если вмешивается в неё, то только затем, чтобы «спасти её от ошибок против веры». Но многовековая борьба религии против науки полностью разоблачает этого «друга науки». Церковь боролась и борется с наукой потому, что научные достижения не оставляют камня на камне от реакционных, лживых воззрений религии на природу и общество.

Конечно, сейчас церковь уже не может так прямо гово­рить о своей ненависти к науке, как это было прежде. Если когда-то папа Павел II говорил, что «религия должна уни­чтожить науку, ибо наука враг религии», то теперь церков­ники воспевают союз церкви с наукой, создают свою «Ака­демию наук». «Богословы и люди науки должны искать общую почву»,— говорилось в решении всемирного кон­гресса церквей в 1927 году.

Когда-то за высказывание о существовании во вселен­ной множества миров церковь предавала учёных казни. Те­перь церковь изменила свою тактику. В сентябре 1952 года папа Пий XII заявил участникам съезда Международного астрономического союза, что рим­скую церковь не смущает бесконечность вселенной, ибо эта бесконечность, якобы, подтверждает всемогущество и вечное существование бога.

Пытаясь примирить знание с религией, церковники думают лишь о том, чтобы снова превратить науку в слу­жанку богословия, как это было в средние века. Они при­знают только такую «науку», которая подтверждает су­ществование бога. С настоящей, материалистической нау­кой, непримиримой к религиозным замыслам, церковь ведёт борьбу не на жизнь, а на смерть.

Н А протяжении многих веков наука ведёт жестокую борьбу против религии. Эта борьба не прекращается и сейчас, ибо наука и религия непримиримы. Наука по­могает человеку познавать и использовать для блага …Уже первобытный человек стремился к тому, чтобы узнать своё будущее, предугадать его. С развитием чело­веческого общества в этом появлялась всё большая необ­ходимость. К древнему виду гаданий относится астрология, гада­ние по …Данные науки о происхождении Земли и возникнове­нии на ней жизни полностью разоблачают религиозную басню о «сотворении мира богом». Но церковь находит новые лазейки для распространения среди народа вымыс­лов о «чудесах», …

Страница 7 из 49а) БОРЬБА ПАРТИЙ В ФИЛОСОФИИИдеализм — как утонченная рафинированная форма фидеизма…За гносеологической схоластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть борьбы партии в философии, борьбы, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества. Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет тому назад. Борющимися партиями по сути дела, прикрываемой гелертерски-шарлатанскими новыми кличками или скудоумной беспартийностью, являются материализм и идеализм. Последний есть только утонченная, рафинированная форма фидеизма, который стоит во всеоружии, располагает громадными организациями и продолжает неуклонно воздействовать на массы, обращая на пользу себе малейшее шатание философской мысли. Объективная, классовая роль эмпириокритицизма всецело сводится к прислужничеству фидеистам в их борьбе против материализма вообще и против исторического материализма в частности.

Нам осталось еще рассмотреть вопрос об отношении махизма к религии. Но этот вопрос расширяется до вопроса о том, есть ли, вообще, партии в философии и какое значение имеет беспартийность в философии.

В течение всего предыдущего изложения, на каждом из затронутых нами вопросов гносеологии, на каждом философском вопросе, поставленном новой физикой, мы прослеживали борьбу материализма и идеализма, За кучей новых терминологических ухищрений, за сором гелертерской схоластики всегда, без исключения, мы находили две основные линии, два основных направления в решении философских вопросов. Взять ли за первичное природу, материю, физическое, внешний мир — и считать вторичным сознание, дух, ощущение (—опыт, по распространенной в наше время терминологии), психическое и т. п., вот тот коренной вопрос, который на деле продолжает разделять философов на два большие лагеря. Источник тысяч и тысяч ошибок и путаницы в этой области состоит именно в том, что за внешностью терминов, дефиниций, схоластических вывертов, словесных ухищрений просматривают эти две основные тенденции (Богданов, например, не хочет признать своего идеализма, потому что вместо «метафизических», видите ли, понятий: «природа» и «дух» он взял «опытные»: физическое и психическое. Словечко изменил!).

Гениальность Маркса и Энгельса состоит как раз в том, что в течение очень долгого периода, почти полустолетия, они развивали материализм, двигали вперед одно основное направление в философии, не топтались на повторении решенных уже гносеологических вопросов, а проводили последовательно,— показывали, как надо проводить тот же материализм в области общественных наук, беспощадно отметая, как сор, вздор, напыщенную претенциозную галиматью, бесчисленные попытки «открыть» «новую» линию в философии, изобрести «новое» направление и т. д. Словесный характер подобных попыток, схоластическую игру в новые философские «измы», засорение сути вопроса вычурными ухищрениями, неуменье понять и ясно представить борьбу двух коренных гносеологических направлений,— вот что преследовали, травили Маркс и Энгельс в течение всей своей деятельности.

Мы сказали: почти полустолетия. В самом деле, еще в 1843 году, когда Маркс только еще становился Марксом, т. е. основателем социализма, как науки, основателем современного материализма, неизмеримо более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все предыдущие формы материализма,— еще в то время Маркс с поразительной ясностью намечал коренные линии в философии. К. Грюн приводит письмо Маркса к Фейербаху от 20-го октября 1843 года, где Маркс приглашает Фейербаха написать статью в «Deutsch-Französische Jahrbücher» против Шеллинга. Этот Шеллинг — пустой хвастун,— пишет Маркс,— со своими претензиями обнять и превзойти все прежние философские направления. «Французским романтикам й мистикам Шеллинг говорит: я — соединение философии и теологии; французским материалистам: я — соединение плоти и идеи; французским скептикам: я — разрушитель догматики»*. Что «скептики», называются ли они юмистами или кантианцами (или махистами, в XX веке), кричат против «догматики» и материализма и идеализма, Маркс видел уже тогда и, не давая отвлечь себя одной из тысячи мизерных философских системок, он сумел через Фейербаха прямо встать на материалистическую дорогу против идеализма. Тридцать лет спустя, в послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала», Маркс так же ясно и отчетливо противополагает свой материализм гегелевскому, т. е. самому последовательному, самому развитому идеализму, презрительно отстраняя коитовский «позитивизм» и объявляя жалкими эпигонами современных философов, которые мнят, что уничтожили Гегеля, на деле же вернулись к повторению догегелевских ошибок Канта и Юма.

 Не вдаваясь в рассмотрение громадного количества оттенков неокантианства в Германии и юмизма в Англии, Энгельс отвергает с порога основное отступление их от материализма. Энгельс объявляет все направление и той и другой школы «научным шагом назад». И как он оценивает несомненно «позитивистскую», с точки зрения ходячей терминологии, несомненно «реалистическую» тенденцию этих новокантианцев и юмистов, из которых, например, он не мог не знать Гекели? Тот «позитивизм» и тот «реализм», который прельщал и прельщает бесконечное число путаников, Энгельс объявлял в лучшем случае филистерским приемом тайком протаскивать материализм, публично разнося его и отрекаясь от него! Достаточно хоть капельку подумать над такой оценкой Т. Гекели, самого крупного естествоиспытателя и несравненно более реалистичного реалиста и позитивного позитивиста, чем Мах, Авенариус и К0,— чтобы понять, с каким презрением встретил бы Энгельс теперешнее увлечение кучки марксистов «новейшим позитивизмом» или «новейшим реализмом» и т. п.

Маркс и Энгельс от начала и до конца были партийными в философии, умели открывать отступления от материализма и поблажки идеализму и фидеизму во всех и всяческих «новейших» направлениях. Поэтому исключительно с точки зрения выдержанности материализма оценивали они Гекели. Поэтому Фейербаха упрекали они за то, что он не провел материализма до конца,— за то, что он отрекался от материализма из-за ошибок отдельных материалистов,— за то, что он воевал с религией в целях подновления или сочинения новой религии,— за то, что он не умел в социологии отделаться от идеалистической фразы и стать материалистом.

И эту величайшую и самую ценную традицию своих учителей вполне оценил и перенял И. Дицген, каковы бы ни были его частные ошибки в изложении диалектического материализма. Много грешил И.

Дицген своими неловкими отступлениями от материализма, но никогда не пытался он принципиально отделиться от него, выкинуть «новое» знамя, всегда в решительный момент заявлял он твердо и категорически: я материалист, наша философия есть материалистическая. «Из всех партий,— справедливо говорил наш Иосиф Дицген,— самая гнусная есть партия середины. .

. Как в политике партии все более и более группируются в два только лагеря,. .

. так и наука делится на два основных класса (Generalklassen): там — метафизики, здесь — физики или материалисты**. Промежуточные элементы и примиренческие шарлатаны со всяческими кличками, спиритуалисты, сенсуалисты, реалисты и т.

д. и т. д.

, падают на своем пути то в то, то в другое течение. Мы требуем решительности, мы хотим ясности. Идеалистами***  называют себя реакционные мракобесы (Retraitebläser), а материалистами должны называться все те, которые стремятся к освобождению человеческого ума от метафизической тарабарщины.

. . Если мы Сравним обе партии с прочным и текучим, то посредине лежит нечто кашеподобное»****.

Правда! «Реалисты» и т. п., а в том числе и «позитивисты», махисты и т. д., все это — жалкая кашица, презренная партия середины в философии, путающая по каждому отдельному вопросу материалистическое и идеалистическое направление. Попытки выскочить из этих двух коренных направлений в философии не содержат в себе ничего, кроме «примиренческого шарлатанства».

Материализм и эмпириокритицизм, т. 18, стр. 380, 356—358, 359—361* Karl Grün. «Ludwig Feuerbach in seinem Briefwechsel und Nachlaß, sowie in seiner philosophischen Charakterentwicklung», I. Bd., Lpz., 1874, S. 361 (Карл Грюн. «Людвиг Фейербах, его переписка и литературное наследство, а также анализ его философского развития», т. I, Лейпциг, 1874, стр. 361. Ред.).

** И здесь неловкое, неточное выражение: вместо «метафизики» надо было сказать «идеалисты». И. Дицген сам противополагает в других местах метафизиков диалектикам.

*** Заметьте, что И. Дицген уже поправился и объяснил точнее, какова партия врагов материализма.

**** См. статью: «Социал-демократическая философия», написанную в 1876 году. «Kleinere philosophische Schriften», 1903, S.

135 («Мелкие философские работы». 1903, стр. 135.

Ред. ).

Борьба Церкви против лжеученийС апостольских времен и до наших дней единая Церковь Христова несла свет истины Слова Божиего во тьме культовых и других нехристианских учений. В этой духовной борьбе Церковь уповала на Господа и Его обетование: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

Ложные учения появляются как вне Церкви, так и внутри нее. Отвергая богодухновенность Библии и уникальность личности Христа, Сына Божия и Спасителя мира, их приверженцы стараются увлечь за собою неутвержденных в Слове Божием христиан и неверующих, препятствуя их познанию Христа. Неудивительно, что часто в их сети попадают добрые и искренние люди.

Культы, учения и религии, на первый взгляд, достаточно разнообразны. Немало религиозных групп претендует на христианскую ортодоксальность. Есть разного рода приверженцы восточных религий и язычества.

Есть движения, представляющие собой синтез христианства и восточных религий. Есть и такие, которые полностью отвергают все доброе, моральные устои и призывают к служению сатане. Но все они постоянно бросают вызов проповедникам Церкви Иисуса Христа.

Следующая глава Борьба против сотворения В первой главе этой книги показано, что представление о Боге как всемогущем трансцендентном Творце и Вселенной как прямом результате Его запланированных, недавних, целенаправленных, творческих действий, как это было открыто и зафиксировано в Борьба против привычки употреблять уксус Письмо 70, 1911:6. Я только что прочла твое письмо. Вижу, что ты искренне желаешь в страхе и трепете совершать свое спасение. Я всецело поддерживаю тебя в этом. Советую тебе оставить все, что может заставить остановиться на полпути в Глава VI. Духовная цензура и её борьба против науки Представители современной православной церкви пытаются скрыть реакционную деятельность православия и его борьбу против просвещения и науки. Защитники православия утверждают, что гонения против науки, если они и были, Открытая борьба за унию и против нее Последствия манифеста Острожского и обнаружения архиерейской измены вызвало серию открытых протестов православных мирян. В Вильне все православное мирское общество и братство отправило послов к воеводе князю Крыштофу Радзивиллу, [Против кого идет борьба] Спор идет не между героями и святыми; борьба идет против интеллектуалов, против тех, кто одинаково презирает героев и святых.Спор идет вовсе не между этими двумя родами величия. Борьба идет против тех, кто ненавидит само величие, кто одинаково Борьба против сектантов и еретиков В Конице к тому времени появились сектанты — так называемые евангелисты. Они занимались прозелитизмом, и их число постоянно увеличивалось. У них был молитвенный дом для собраний — опасное осиное гнездо.Своим лжеучением Открытая борьба за унию и против нее Последствия манифеста Острожского и обнаружения архиерейской измены вызвало серию открытых протестов православных мирян. В Вильне все православное мирское общество и братство отправило послов к воеводе князю Крыштофу Радзивиллу, Церкви, не одолевшей лжеучений 12 Ангелу церкви в Пергаме напиши:«Тот, у Кого меч разящий, обоюдоострый, говорит: 13 «Знаю, что там, где живешь ты, утвердил свой престол сатана. Но ты по — прежнему предан Мне и не отрекся от веры в Меня даже и после того, как в городе вашем, там, Предостережение против определённых лжеучений 6 Поэтому, раз вы приняли Ису Масиха как Повелителя, то и живите в единении с Ним, 7 пускайте корни и растите в Нём. Пусть вера, которой вы были научены, набирает в вас силу, и пусть благодарность переполняет вас. 8 Смотрите, чтобы Предостережение против определенных лжеучений 6 Поэтому, раз вы приняли Господа Иисуса Христа, то и живите в Нем, 7 пускайте корни и растите в Нем. Пусть вера, которой вы были научены, набирает в вас силу, и пусть благодарность переполняет вас. 8 Смотрите, чтобы никто не Слово 2. Борьба против уныния, лености и расслабления Когда случится, тогда займи ум размышлением о смерти. Приди мысленно ко гробу, посмотри там на четверодневного мертвеца: как он чернеет, пухнет, испускает невыносимое зловоние, червями пожирается, потеряв вид и красоту.

Поучение 1-е. Свв. мученики Карп и Папила (Борьба против священнослужителей Церкви) I. Одним из сильнейших гонений против христиан в первые века христианства было гонение римского императора Декия, через 250 лет по Рождестве Христовом. Главное внимание мучителей тогда Борьба церкви против Красной Армии В годы интервенции и гражданской войны религиозные организации вели упорную борьбу против советской власти и Красной Армии. «В отношении большевизма, — самодовольно заявили попы-белогвардейцы, — ни один класс общества и ни одно Борьба сектантских вожаков против революции С первых же дней революции сектантские вожаки заняли место в лагере злейших врагов народа. Позабыв о своей недавней проповеди непротивленчества, сектантские главари призывали к свержению советской власти, агитировали и

Источники:

Вам также может понравиться