Участие Советского Союза в подготовительной комиссии по разоружению

Глубокую тревогу в широких народных массах капиталистических стран вызывала непрекращающаяся гонка вооружений. Поэтому правящие круги империалистических держав, желая замаскировать проводимую ими политику, а также успокоить мировое общественное мнение, организовали в Лиге наций длительное обсуждение вопроса о разоружении.

В сентябре 1925 г. Лига наций приняла решение о подготовке конференции по сокращению и ограничению вооружений. На протяжении нескольких последующих лет этот вопрос рассматривался в различных комиссиях Лиги, среди которых важнейшей была подготовительная комиссия к конференции по разоружению, созданная 12 декабря 1925 г. в составе представителей 21 государства, включая Советский Союз.

Работа подготовительной комиссии продемонстрировала два принципиально отличных друг от друга подхода к проблеме разоружения — позицию империалистических держав, заинтересованных не в разоружении, а в том, чтобы разговорами о разоружении прикрывать усиление вооружений, и позицию Советского Союза, добивавшегося принятия решения о действительном разоружении или сокращении вооружений.

В первых сессиях подготовительной комиссии Советский Союз не принимал участия, так как советско-швейцарский конфликт, вызванный убийством в 1923 г. советского делегата на Лозаннской конференции В. В.

Воровского, не позволял Советскому правительству послать своих представителей в Женеву, где заседала комиссия. В этот период в подготовительной комиссии основная борьба шла между Англией и Францией, которые выступали каждая со своими проектами.

Английский проект имел целью не сокращение и ограничение вооружений всех государств, а лишь уменьшение вооружений противников Англии при сохранении ее собственной мощи. Поэтому в нем предлагалось ограничить строительство авиации и подводных лодок, представлявших в тех условиях наибольшую угрозу для Англии, а также сократить большие сухопутные армии, в том числе французскую. Проект французской делегации, направленный против интересов Англии и Соединенных Штатов Америки, связывал вопрос о разоружении с вопросом о гарантиях безопасности и требовал установления международного контроля не только над видимыми вооружениями, но и над военным потенциалом.

Германские представители в подготовительной комиссии добивались равенства Германии в вопросах вооружения с другими державами, т. е. отмены всех ограничений, установленных для нее в этом вопросе Версальским мирным договором; таким образом, и они фактически требовали не разоружения, а вооружения.

предыдущая глава

В результате упорной борьбы в апреле 1927 г. был принят за основу французский проект с многочисленными поправками и оговорками. Документ не содержал предельных цифр ни для одного из видов вооружений.

Тем временем был урегулирован советско-швейцарский конфликт и представители Советского Союза смогли принять участие в дальнейшей работе подготовительной комиссии. Деятельность комиссии активизировалась. Советская делегация во главе с заместителем народного комиссара иностранных дел М.

М. Литвиновым внесла ряд важнейших предложений, направленных на подлинное разоружение. При этом советская делегация заявила, что, всемерно отстаивая свои предложения, она «тем не менее готова принимать участие во всех и всяческих обсуждениях вопроса о сокращении вооружений, поскольку будут предложены практические меры, реально направленные к разоружению».

следующая глава

На заседании подготовительной комиссии 30 ноября 1927 г. советская делегация выступила с декларацией об основных принципах полного и всеобщего разоружения и призвала остальные государства «немедленно приступить к выработке детального проекта конвенции о полном и всеобщем разоружении». 13 марте 1928 г.

Советский Союз представил подготовительной комиссии «проект конвенции о всеобщем, полном и немедленном разоружении». Проект предусматривал роспуск личного состава всех вооруженных сил, уничтожение всех средств войны, ликвидацию военно-морских судов и военной авиации, запрещение военной службы, уничтожение крепостей, военных баз, военных заводов, роспуск военных министерств и генеральных штабов, а также некоторые другие мероприятия. Осуществить все эти меры предлагалось в течение четырехлетнего срока.

Однако империалистические державы не желали разоружения, и поэтому их представители в подготовительной комиссии, продолжая отстаивать план, принятый комиссией в апреле 1927 г. , отклонили советский проект конвенции. После этого Советское правительство выступило в комиссии с предложением о сокращении вооружений, что должно было уменьшить военную опасность и облегчить бремя военных расходов, возложенное на трудящихся.

содержание

В основе нового советского проекта лежал принцип прогрессивного сокращения всех видов вооружений. Но и это советское предложение было отвергнуто представителями империалистических держав, составлявшими большинство подготовительной комиссии.

Отклонив конструктивные советские предложения о разоружении и приняв вместо них проект конвенции, не предусматривавший прямого сокращения вооружений, империалистические державы показали, что они совершенно не заинтересованы ни в разоружении, ни в ограничении вооружений.

(30 ноября 1927 г.)СССР не принимал участия в первых трех сессиях Подготовительной комиссии Лиги Наций по разоружению, поскольку заседания комиссии происходили в Швейцарии, с которой после убийства советского дипломата В.В. Воровского (10 мая 1923 г.) Советское правительство прервало всякие отношения. После того как швейцарское правительство принесло свои извинения по поводу убийства В.В. Воровского, советская делегация прибыла в Женеву. На первом заседании Комиссии глава советской делегации М.М. Литвинов огласил Декларацию.

Несмотря на скептическое отношение правительства СССР к работам Лиги наций, оно приняло приглашение от 12 декабря 1925 года участвовать в будущей конференции по разоружению, и только наличность советско-швейцарского конфликта, вызванного убийством полномочного представителя СССР В.В. Воровского и последующим оправданием убийцы швейцарским судом, лишила СССР возможности принять участие в предыдущих сессиях подготовительной комиссии.

Посылая теперь свою делегацию на IV сессию подготовительной комиссии, правительство СССР поручило ей предложить план всеобщего и полного разоружения. 2. Делегация СССР уполномочена своим правительством предложить полное упразднение всех сухопутных, морских и воздушных сил.

Для осуществления этого правительство СССР предлагает следующие мероприятия: а) роспуск всего личного состава сухопутных, морских и воздушных вооруженных сил и недопущение их существования в какой бы то ни было скрытой форме;

б) уничтожение всех находящихся как в войсках, так и на складах, военных и общего назначения, оружия, боевых припасов, средств военно-химической борьбы и прочих средств вооружения и средств истребления; в) ликвидацию всех военно-морских и военно-воздушныхсудов;

г) прекращение сборов для обучения военному делу как в армии, так и в общественных организациях; д) издание законов об отмене военной службы как обязательной, так и добровольной и путем вербовки;

е) издание законов, воспрещающих сборы обученных резервов; ж) уничтожение крепостей, морских и воздушных баз;

з) ликвидацию военных заводов и военно-производственных установок на заводах общей промышленности; и) прекращение отпуска средств на военные цели как по государственному бюджету, так и по бюджетам различных общественных организаций;

к) расформирование военных, военно-морских и военно-воздушных министерств, упразднение генеральных штабов и всякого рода военных управлений, учреждений и заведений; л) запрещение в законодательном порядке военной пропаганды и военного обучения населения и военного воспитания молодежи как государственными, так и общественными организациями;

м) прекращение в законодательном порядке патентирования различных видов вооружения и средств истребления в целях лишения стимула к изобретению этих средств; н) издание законов, рассматривающих нарушение какого-либо из вышеперечисленных условий как тягчайшее государственное преступление;

о) отмену всех законодательных актов как государственного, так и междугосударственного значения, противоречащих высказанным выше положениям, или внесение в них соответствующих изменений.

3. Делегация СССР уполномочена предложить провести в жизнь указанную выше программу полного разоружения немедленно по вступлении в силу соответствующей конвенции, для того чтобы все необходимые мероприятия по уничтожению военных материалов были завершены в течение годичного срока.

Советское правительство считает, что вышеуказанный план проведения в жизнь полного разоружения является наиболее простым и наиболее соответствующим делу мира.

В случае отказа капиталистических государств от немедленного фактического уничтожения постоянных армий Советское правительство в своем стремлении облегчить достижение практического соглашения о полном разоружении готово выдвинуть предложения, чтобы полное разоружение было проведено одновременно всеми договаривающимися государствами последовательными этапами в течение 4 лет, причем первый этап разоружения должен быть осуществлен в течение ближайшего года.

Национальные средства, освобождающиеся от военных бюджетов, используются каждым государством по своему усмотрению, исключительно, однако, для производительных и культурных целей.

4. Всемерно отстаивая вышеизложенную точку зрения, делегация СССР тем не менее готова принимать участие во всех и всяческих обсуждениях вопроса о сокращении вооружений, поскольку будут предложены практические меры, реально направленные к разоружению.

5. Делегация заявляет, что правительство СССР полностью присоединяется к конвенции о запрещении применения в военных целях химических и бактериологических средств, выражает готовность немедленно подписать ее, настаивать в то же время на установлении кратчайшего срока для ратификации ее всеми государствами и считает необходимым для обеспечения ее реальности выдвинуть вопрос об установлении рабочего контроля над производствами химической промышленности, могущими в короткое время быть использованными для целей войны в государствах с высокоразвитой химической промышленностью.

Пакт Бриана – Келлога (27 августа 1928 г.)Пакт Бриана – Келлога (Парижский пакт) – договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики. Получил название по именам инициаторов соглашения – министра иностранных дел Франции А. Бриана и государственного секретаря США Ф. Келлога.

Пакт Бриана – Келлога был подписан 27 августа 1928 г. в Париже представителями 15 государств (США, Бельгии, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, ЮАС, Ирландии, Индии, Франции, Германии, Италии, Польши, Чехословакии, Японии). Позже к ним присоединились почти все существовавшие в то время страны. Заключение договора означало первый шаг на пути создания системы коллективной безопасности в Европе.

27 августа 1928 г. Советское правительство получило приглашение, переданное французским послом в Москве Эрбеттом, присоединиться к пакту Бриана – Келлога. Советское правительство присоединилось к пакту Бриана – Келлога и первым ратифицировало его.

По инициативе Советского правительства в феврале 1929 г. обязательства пакта Бриана – Келлога были введены в силу досрочно, не дожидаясь его общей ратификации, между СССР, Польшей, Финляндией, Эстонией, Литвой и Латвией.

Договор вступил в силу 24 июля 1929 г. К концу 1938 г. к пакту присоединились 63 государства, то есть почти все существовавшие к этому времени страны. Среди стран, которые не подписали договор: Аргентина, Бразилия, Колумбия, Мексика, Саудовская Аравия, Швейцария.

Текст Пакта Бриана – Келлога (Париж, 27 августа 1928 г.)Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заявляют от имени своих народов, что они осуждают метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов и отказываются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики.

Статья 2. Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения, которые могут возникнуть между ними, должны осуществляться только мирными средствами.

Статья 3. Настоящий договор будет ратифицирован Высокими Договаривающимися Сторонами, указанными в вводной части договора, в соответствии с конституциями этих стран, и он войдет в силу в отношениях между ними, как только все документы о ратификации будут депонированы в Вашингтоне.

Настоящий договор, как только он вступит в силу, как это предусмотрено в предыдущем абзаце, останется открытым так долго, как это потребуется для присоединения к нему других держав мира… Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 601; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Предыдущая21222324252627282930313233343536Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Приложение № 1‑ОПк п. 26 (о. п.) пр. ПБ № 22Проект устного заявления.

(Утверждено Политбюро ЦК ВКП(б) 7.I.1931 года).

Согласно постановлению руководства Подготовительной комиссии по разоружению, Совет Лиги Наций на ближайшей сессии займется определением места и времени созыва Конференции по разоружению и назначением председателя конференции. По мнению Советского правительства конференция может иметь международное значение, ибо от результатов конференции может в значительной степени зависеть вопрос о продлении и упрочении мира и о новой истребительной войне. Советское правительство неоднократно высказывалось в том смысле, что при существующих условиях единственной гарантией сохранения мира было бы разоружение или, по крайней мере, максимальное сокращение вооружений.

Оно вносило соответственные проекты конвенции в подготовительную комиссию по разоружению и вновь представляет их на рассмотрение самой конференции. Это показывает особую заинтересованность Советского Союза в успехе конференции и его готовность принять в работах конференции самое активное участие. По мнению Советского правительства, успешность работ конференции требует обеспечения полного равноправия всем участникам конференции как большим, так и малым державам.

Оно вынуждено констатировать, однако, что это равноправие нарушалось в Подготовительной комиссии по разоружению в отношении Советской делегации, не только решениями самой комиссии, но, главным образом, явно пристрастным поведением председателя комиссии. В протоколах комиссии может быть найдено не мало доказательств этого утверждения. Требовалась особая выдержка и терпение Советской делегации, а также сознание ею огромного значения придаваемого ее правительством делу разоружения, чтобы она не прекращала своего участия в комиссии под влиянием бестактностей и грубостей председателя комиссии.

Исходя из этого, Советское правительство полагает, что участие в выборе председателя конференции должно быть предоставлено всем членам конференции без исключения и что поэтому председатель может быть назначен не группой держав, а также не организацией, к которой принадлежат не все участники конференции, — а пленумом самой конференции. Советское правительство далее полагает, что председателем, а, следовательно, руководителем столь важной мировой конференции не может быть выбран представитель такого государства, которое заняло уже в Подготовительной комиссии по разоружению определенную отрицательную позицию в отношении разоружения, или государства, имеющего развитую военную промышленность международного значения, а, следовательно, экономически заинтересованного в сохранении и увеличении вооружений и, наконец, государства, не поддерживающего нормальных отношений со всеми государствами — участниками конференции. Само собой разумеется, что председателем конференции не может быть выбрано лицо, известное своими публичными выступлениями или своими предрассудками против того или иного государства.

Далее, для успешной работы конференции всем участникам ее должно быть обеспечено необходимое спокойствие и возможность сосредоточиться на предметах работ конференции. Этого спокойствия в значительной мере была лишена Советская делегация в Подготовительной комиссии, вследствие враждебной атмосферы, созданной вокруг нее женевской прессой и местными антисоветскими организациями, к числу которых надо отнести известную международную организацию по подготовке интервенции в СССР во главе с г.  Обером, покровителем убийцы советского полпреда т.

Воровского. Предрассудки и предубеждения против СССР, естественно, сильнее в тех странах, которые не имеют своих представителей в Советском Союзе, лишены аудентичной информации о нем и питаются исключительно сведениями безответственных журналистов.

Советское правительство поэтому полагает, что для места конференции по разоружению должна быть избрана страна, которая поддерживает нормальные отношения со всеми государствами — участниками конференции.

к конференции по разоружению – создана 12. XII 1925 на 37-й сессии Совета Лиги наций согласно резолюции VI Ассамблеи Лиги наций из представителей 21 государства (Великобритания, Франция, Италия, Япония, Чехословакия, Бельгия, Швеция, Испания, Бразилия, Уругвай, Польша, Югославия, Румыния, Болгария, Финляндия, Голландия, Аргентина и Чили и три государства, не входившие в Лигу наций, – СССР, США и Германия). Впоследствии в состав П. к. была включена Турция. Местопребыванием П. к. была избрана Женева. Советское правительство приняло приглашение Совета Лиги наций участвовать в работах П. к., но из-за советско-швейцарского конфликта по поводу злодейского убийства в 1923 советского дипломата Воровского в Лозанне (см. не участвовало на заседаниях I, II и Ш сессий П. к. I сессия П. к. после ряда отсрочек началась 18. V 1926 и продолжалась по 26. V 1926. Председателем П. к. был избран по предложению французского представителя Поль-Бонкура бывший голландский посланник в Париже Лоудон; I сессия П. к., все заседания которой были посвящены обсуждению программы П. к., показала наличие серьезных англо-французских противоречий по вопросам безопасности и разоружения, которые по существу не были преодолены на всем протяжении существования П. к. Английская и французская программы представляли собой стройный план разоружения настоящих или возможных конкурентов и противников. Так, английский план предлагал сократить большую сухопутную армию Франции и ограничить ее военно-воздушные силы. Французский план был направлен против морской гегемонии Англии и предлагал установить международный контроль над военным потенциалом Британской империи. II сессия П. к. имела всего два заседания, 22 и 27. IX 1926, и занималась лишь организационными вопросами. На ней были определены полномочия и порядок работы подкомиссий и создан координационный комитет. III сессия П. к. (21. III – 26. IV 1927) отвергла путь составления программы будущей конференции и начала обсуждать английский и французский проекты договора о разоружении. Таким образом, вся предыдущая работа различных подкомиссий и комитетов оказалась напрасной. Английский проект, автором которого был лорд Сесиль, не был конкретным планом сокращения и ограничения вооружений; он лишь конспективно излагал основные взгляды британской дипломатии на проблему разоружения, которые предполагали уменьшение вооружений соперников Великобритании при сохранении британской военной мощи. Французский контрпроект, составленный Поль-Бонкуром, провозглашал зависимость разоружения от гарантий безопасности и предполагал создание международного контрольного органа, наделенного широкими правами и большими полномочиями. Этот проект учитывал только что подготовленный закон о реорганизации французской армии, предусматривавший значительное сокращение кадрового состава армии при одновременном усилении военной подготовки военнообязанных и создании больших обученных военных резервов. III сессия П. к. приняла за основу контрпроект Поль-Бонкура, но к большинству его статей и разделов были приобщены различные оговорки, поправки и предложения. Проект имел три варианта преамбулы (французский, британский и германский). Аналогичное положение наблюдалось и в остальных разделах этого проекта. В документе не было ни одной предельной цифры для того или иного вида вооружений, ни одного численного коэффициента сокращения вооружений. Таким образом, приняв за основу этот проект, П. к. не сделала ни шага вперед. 14. IV 1927 в Берлине было заключено соглашение о ликвидации советско-швейцарского конфликта, которое позволило представителям СССР принять участие в очередной, IV сессии П. к. Накануне открытия сессии глава советской делегации сделал заявление представителям советской и иностранной прессы, в котором указал, что Советский Союз и впредь будет “настаивать на необходимости полного и всеобщего разоружения”. Советское правительство предупредило, что оно предложит П. к. свою собственную программу и будет бороться за создание прочных и эффективных гарантий мира, против попыток отвлекаться в сторону третьестепенных вопросов и абстрактных резолюции. На первом же заседании IV сессии П. к. (30. XI- З. XИ 1927) была оглашена советская декларация об основных принципах полного и всеобщего разоружения. Конкретные и четкие предложения советской делегации призывали “немедленно приступить к выработке детального проекта конвенции о полном и всеобщем разоружении”. После попыток отложить обсуждение советского предложения на неопределенный срок советская делегация настояла, чтобы оно обсуждалось на следующей, V сессии П. к. IV сессия П. к. образовала новый орган-Комитет арбитража и безопасности, в который автоматически включались все члены П. к. Делегация США отказалась участвовать в работе этого нового органа, не желая подвергать себя в какой бы то ни было степени контролю со стороны Лиги наций. Советская делегация, отметив, что создание Комитета арбитража и безопасности отвлекает П. к. от обсуждения проблемы разоружения, отвергла вообще зависимость проблемы разоружения от гарантий безопасности и отказалась участвовать в комитете. Советское правительство сочло возможным послать в комитет лишь наблюдателя. Комитет арбитража и безопасности функционировал 21/2 года, до мая 1930. Деятельность этого органа была бесплодна. 15. II 1928 советская делегация в П. к. отправила генеральному секретарю Лиги наций текст “проекта конвенции о немедленном, полном и всеобщем разоружении”. Советский проект предлагал роспуск личного состава сухопутных, морских и воздушных вооруженных сил, уничтожение всех боеприпасов и средств вооружения, ликвидацию всех военно-морских и военно-воздушных судов, запрещение военной службы, уничтожение крепостей, военно-морских, военно-воздушных баз, ликвидацию военных заводов, прекращение отпуска средств на военные цели; расформирование военно-морских и военно-воздушных министерств, упразднение генеральных штабов и всякого рода военных управлений и учебных заведений, прекращение патентирования военных изобретений и т. д. Советский проект намечал 4-летний срок для выполнения этой всеобъемлющей программы. Впервые в истории правительство великой державы сделало конкретные и определенные предложения полного и всеобщего разоружения. Советское предложение способствовало росту политического авторитета Советского Союза среди трудящихся всего мира. С этого времени разоружение стало актуальной и злободневной проблемой международных отношений. Несмотря на убедительные аргументы главы советской делегации, большинство делегаций V сессии П. к., состоявшейся 15-24. III 1928, отклонило советский проект конвенции о всеобщем, полном и немедленном разоружении. Центральной фигурой в лагере противников советского предложения был английский представитель лорд Кашенден. Тогда Советское правительство решило предложить П. к. новый проект конвенции-о сокращении вооружений, принятие которого привело бы к уменьшению опасности вооруженных конфликтов и облегчило бы народам всего мира тяжесть бремени вооружений и налогового гнета. Советский проект конвенции о сокращении вооружений основывался на принципе прогрессивного сокращения всех видов вооружения соответственно составу и численности вооруженных сил различных государств. Проект предлагал сокращение вооружений наполовину, на одну треть и на одну четверть в прямой пропорции с величиной вооружений (сухопутных, морских и воздушных) отдельных государств. Военные бюджеты также подлежали пропорциональному сокращению согласно коэффициентам сокращения сухопутных, морских и воздушных сил. Осуществление сокращения вооружений должно было производиться в течение двухлетнего срока. Для проведения контроля над выполнением конвенции предполагалось создать Международную постоянную контрольную комиссию из представителей всех государств, участвующих в конвенции; при ней должен был быть образован Международный постоянный комитет экспертов. Новое советское предложение вызвало волнение среди делегаций капиталистических государств. Они наотрез отказались обсуждать его на V сессии П. к. Обсуждение нового советского проекта происходило через год, во время первой части VI сессии П. к. (15. IV-6. V 1929). Он был отклонен большинством П. к., которое одобрило предложение президиума П. к. перейти ко второму чтению проекта, выработанного на III сессии П. к. в апреле 1927. На последующих заседаниях первой половины VI сессии П. к. французская делегация при поддержке представителей Англии и США добилась того, что статья о сокращении обученных резервов не была включена в проект конвенции. Этим был достигнут компромисс на основе максимального сужения размаха разоружения. Советская делегация констатировала, что “отказ от сокращения обученных резервов равносилен отказу от разоружения вообще и разрушит всяческие надежды на сколько-нибудь удовлетворительное разрешение проблемы разоружения Подготовительной комиссией и будущей конференцией”. Все более или менее радикальные предложения: о запрещении воздушных бомбардировок, о фиксировании военно-воздушных сил отдельно для метрополии и для колоний, о запрещении химической войны, об уменьшении военной авиации, об опубликовании данных о национальных вооружениях и т. д., были провалены П. к. Оценивая работу первой половины VI сессии, советская делегация отмечала: “Если предыдущие сессии, оставаясь на одном месте, давали нулевые результаты, то настоящая сессия, сделав наконец движение, но движение вспять, может записать на свой кредит результаты отрицательные”. Спустя полтора года открылась последняя сессия, или, как ее официально называли, вторая половина VI сессии П. к. (6. XI-9. XII 1930). На ней было закончено второе и третье чтение проекта конвенции, который представлял собой простую сводку разногласий между великими державами. В результате длительной работы П. к. был принят проект конвенции, который даже не предусматривал прямого сокращения вооружений. Проект конвенции, выработанный П. к., состоял из 60 статей; большинство этих статей сопровождалось таким количеством оговорок, что они полностью теряли свой смысл. “Итоги работ последней сессии подготовительной комиссии по разоружению, выраженные в составленном ею проекте и объяснительном докладе,- говорил В. М. Молотов,- сводятся к отказу от всякого ограничения одних видов вооружения и к оправданию сохранения и увеличения других видов вооружения”. Источник: Дипломатический словарь

Источники:

Вам также может понравиться