Общественный и государственный строй Древнего царства

Возникновение государственности в Древнем Египте началось в V тысячелетии до н. э. в результате разложения родового общества, с выделением родовой знати (старейшин и вождей) и последующим появлением рабства.

В этот период появляется несколько десятков государственно подобных образований – номов(мелких стран) которые после долгих войн составили Верхний Египет и Нижний Египет, а затем объединились в одно централизованное государство. Это было вызвано нарастающим расслоением классового строя и необходимостью централизованного руководства ирригационной системой. Про классы не забудьте сказать-> рабы, крестьяне, ремесленники и земледельцы, египетская знать (вельможи, управленцы, жрецы, сборщики налогов) и тп…. 🙂 Главное у них была религия и рабы! Так же они считали, что ими управляли боги.

Первые фараоны Менес — наследник Нармера (идентичный Хор-Ахе), получивший от Нармера уже объединенную страну.  2.Нармер и Менес — одно и то же лицо, а Хор-Аха — его сын.  3.Объединение Египта — длительный процесс, начатый при Нармере и завершенный при Менесе.  4.Объединение Египта было завершено лишь при фараоне Хасехемуи.

None 1. Раннее царство (Верхний и Нижний Египет; около 3100–2800 до н. э.).

Рабы-военнопленные. Рельеф из заупокойного храма Сахуры в Абусире. V династия.

2.  Древнее царство (время первой ярко выраженной централизации Древнего Египта, около 2800–2250 до н.  э.

). 3.  Среднее царство (около 2050–1700 до н.

э. ) 4.  Новое царство (вначале Древний Египет – самостоятельная империя, позже становится провинцией Римского государства, 1575 н.

Сцена сельскохозяйственных работ. Рельеф из гробницы Саккаре. Египет. V династия.

э.  – Iв. до н.

э. ).

Форма древнеегипетского государствана всех этапах его развития – восточная деспотия.Вся полнота власти сконцентрирована у фараона (в истории Древнего Египта – 30 династий фараонов) Характерная черта деспотии – религиозный культ главы государства.Но фараон, принимая решения руководствовался интересами жреческой, военной и служилой знати. Ближайший помощник фараона назывался «визирь» и числился главой бюрократического аппарата, состоявшего из чиновников-писцов. Визирь непосредственно, от имени фараона, руководил государственным управлением, судопроизводством, военными силами. Сначала войско ограничивалось только личной охраной фараона. В случае войны войско комплектовалось по рекрутской системе, после изгнания гексов появляется регулярное войско на колесницах. Во времена Нового царства наблюдается интенсивное развитие наемных войск.

Главы органов местной властиназывались номархами, они обладали высшей судебной и административной властью, отвечали также за сбор налогов.

Судопроизводствоосуществлялось коллегиально В период Нового царства был учрежден центральный суд, который состоял из 30 судей (знатные граждане разных городов). Существовали также храмовые суды, в состав которых входили жрецы. Однако высшей судебной инстанцией был фараон.

Низшим органом управления являлись сельские общины.

Выколачивание недоимок. Рельеф из гробницы в Саккаре. V династия.

Государственный строй Древнего Египта1. Основные черты государственного строя в период Раннего царства В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине. 2. Основные черты государственного строя в период Древнего царства Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства – мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством.

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний. Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве – верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник – везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

3. Основные черты государственного строя в период Среднего царства Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов – происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

4. Основные черты государственного строя в период Нового царства Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области – номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую – фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

5. Армия Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства – специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов. 6. Судебная система Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения. Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником. Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Общественный и государственный стройДревнего Шумерахарактеризуется сохранением пережитков родоплеменной организации. Особенности ведения сельского хозяйства, связанные с необходимостью организованного орошения, обусловили существование территориальных общин.

Огромную роль в жизни Шумера играло жречество, составлявшее высшие слои шумерского общества. Храмы были центрами управления сельским хозяйством. Сначала они не имели собственной земли, и каждая деревня выделяла участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный с него урожай отдавали храму. Постепенно храмы присвоили эти земли и стали вести на них самостоятельное хозяйство.

В Шумере довольно рано была разрешена купля-продажа земли, и это стало основой увеличения храмовых земель. Часть земель сдавалась в аренду. Широко применялся на храмовых землях наемный труд безземельных крестьян. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.

Более половины населения составляли родовые общинники. Общинные земли являлись исходной точкой для развития частного землевладения и купли-продажи земли. Рабов в Шумере было мало — в основном пленные либо купленные чужеземцы. Различались рабы храма и рабы частных лиц.

Общинники, потерявшие связь с общиной, имели правовой статус клиента и, обладая личной свободой, находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Шумер не был единым государством. На его территории находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей. Наиболее известными были города Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш.

Во главе города и области стоял правитель, носивший титул «энси» («патеси»). Это был верховный жрец главного городского храма. В случае если власть правителя выходила за рамки города, правителю присваивался титул «лугаля». Функции их были одинаковы и сводились к управлению общественным строительством и ирригацией, храмовым хозяйством; они возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.

Совет старейшин и народное собрание избирали правителя, давали ему рекомендации во всех важнейших делах, проводили общий контроль за его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом. Таким образом, это были органы, ограничивавшие власть правителя.

Общественный строй Вавилонского государства Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.

Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина.

Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считалось не более как повреждением имущества их господина, которому виновный обязан возместить ущерб.

Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный был обязан отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивалась треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую его смерть,— половина его стоимости. Раб не имел права самостоятельно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя.

За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

Законы Хаммурапи не ограничивали власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев.

Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободны.

Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане «авилум» (человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства.

Однако полноправные граждане не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными.

Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу. Ряд статей законов Хаммурапи свидетельствует о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество.

«Муж» не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не рабом, а заложником. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы.

Множество статей законов Хаммурапи посвящено правам и обязанностям воинов, бывших основной опорой государственной власти. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом.

Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел.

Воины, обеспеченные земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.

Полноправным гражданам противостояли «мушкену» (покорные). Вопрос 6 «мушкену» в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено.

На неравноправное положение «мушкену» указывают статьи закона, определяющие наказание за преступление против него. Членовредительство, нанесенное’ «мужу», каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к «мушкену», то виновный платил лишь штраф. За украденную у «мушкену» вещь вор платил 20-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма,— 30-кратный штраф.

Наряду с сословиями законы Хаммурапи указывают также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих законы упоминают «редум», «баирум», «декум», «лубуттум».

Функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди представителей других профессий занимают храмовые служащие. Из них законы Хаммурапи отмечают только лиц женского пола: «божья жена», «божья сестра», храмовая дева, храмовая блудница.

Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров — они получали плату, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок).

Государственный строй Вавилона Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.

Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Поэтому в государстве ценились умелые и опытные чиновники.

Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было.

Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.

В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.

Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение.

Государственный строй Древнего Египта.

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках правления государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине. А особенностью государственного строя Древнего Египта заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства – мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством.

None Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве – верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник – визир.

Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов – происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служила знать, а также воинство, охранявшее царя.

Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа:

Нижний ЕгипетКаждым, из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области – номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался визир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну. Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую – фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков. Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или визир, которые могли пересмотреть решение любого суда. Тюрьмы в Египте Представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй древнего Египта. Периодизация связана со сменой власти.

1. Раннее царство (3000 – 2800 до н. э);2.

Древнее (старое) царство (2800 – 2400 до н. э) – победа классового общества и государства над первобытнообщинным строем. Наличие социального неравенства и сильной поднявшейся над обществом власти.

Господствующий класс – рабовладельческая знать и жречество. В конце Древнего царства светская аристократия, особенно провинциальная (номовая), добивается почти полной независимости – приобретает освобождение от тягот и повинностей в пользу государства благодаря «защитным грамотам». А вот Среднее царство (конец 3000-1600 до н.

э) – номовая аристократия сохраняет и упрочивает привилегии. Свои имения она называет «отцовскими», то есть наследственными, не зависящими от воли правительства. Новое царство (1600-1200 до н.

э) – первая мировая империя, созданная путём завоеваний соседних народов. Положение светской аристократии ухудшаеться. Храмы и жрецы становятся собственниками огромных богатств – земель и драгоценностей.

Жреческое звание становится наследственным в определенных семьях. Доступ к государственным должностям не был в принципе закрытым. Удачливый чиновник или офицер могли сделать быструю карьеру для себя.

Основная масса населения сохраняла личную свободу. Работавший на государственной земле крестьянин («царский человек») не имел ни семян, ни волов. Полученный урожай подлежал учету и большая его часть изымалась.

Система принудительного труда – система насильственного прикрепления людей к определенной профессии. Выплата за труд – выдача продовольствия и одежды. Во все периоды главой Древнего Египта был царь (фараон).

Религия, которая была государственной (общеобязательной), причисляла его к богам. Его власть фараона была в принципе неограниченной. Осуществлялась через чиновников.

Центральное управление – сановник (визирь) – издает законы, повышает в чинах, творит суд. Важную роль играли: главный казначей; «начальник работ» (следил за оросительной системой); советы, совещания (военный совет); объезды областей, перепись населения, податные списки.

Государственное устройство Египта – признаки восточной деспотии:

1. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (фараон) – полномочия главы государства неограниченны;2. Светская и церковная власти объединены в одном лице;3.

Наличие широко разветвлённого, структурированного, бюрократического государственного аппарата;4. Полная бесправность личности по отношению к государству. Личность практически не защищена от агрессии со стороны правителя.

Подавление личности отсутствие свобод;Социальная база восточной деспотии – сельская община – способствовала превращению центральной власти в деспотию; не могла без организующей силы, так как урожай зависел от того, заботится ли правительство об орошении или нет. Поведём итог по государственному строю древнего Египта:

Государственный строй древнего Египта было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который и на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен:правителями-номархамихрамовыми жрецами,вельможами ,царскими чиновниками различных рангов. С помощью этого аппарата, систематически одариваемого центральной властью, происходило дальнейшее укрепление могущества фараона, который начиная с III династии не просто обожествлялся, но считался равным богам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:

Вам также может понравиться