В связи с общим упадком, несомненно, понизилась и боеспособность армий рабовладельческих городов Северного Причерноморья. Можно думать, что здесь так же, как и в Римской империи, эксплуатируемое население нередко сочувствовало или даже активно помогало вторгавшимся племенам. Империя, окружённая со всех сторон врагами и раздираемая гражданскими войнами» не могла больше поддерживать правящий класс Северного Причерноморья.
Известную помощь оружием, флотом, продовольствием она как в III, так и в IV веке оказывала только Херсонесу, не подвергавшемуся непосредственному нападению готов и даже, судя, правда, по позднейшим и не вполне достоверным известиям, участвовавшему в борьбе с ними на стороне Рима. Из Боспорского царства римские гарнизоны были выведены в 40-х годах III века. Боспорские цари после этого не смогли больше сопротивляться готам.
По-видимому, в связи с вторжением готов внутри Боспорского царства обострилась социальная борьба, в результате которой враждебные Риму круги населения сумели временно возвести на престол своих ставленников. Это подтверждается тем, что в 253—254 годы появляются, наряду с монетами «законного» царя Рескупорида V, монеты царя Фарсанза. Очевидно, он продержался недолго, так как монеты эти чеканились всего два года. В 267 году выпуск монет вообще прекращается и возобновляется лишь в 275 году.
Возможно, что на этот промежуток времени падает найденная в Пантикапее надпись царя Хедосбия. «Варварские» имена Фарсанза и Хедосбия подтверждают предположение, что они были представителями местного населения. Эти цари, видимо, заключили союз с готами и предоставили в их распоряжение боспорский флот, который дал готам возможность производить разрушительные набеги на побережья Кавказа, Малой Азии и Греции.
Однако договор этот вынуждены были в дальнейшем соблюдать и цари, принадлежавшие к старой династии, — Рескупорид V, который, по-видимому, устранил Фарсанза в 254 году и чеканил свои монеты до 267 года, и Савромат IV, пришедший к власти в 275 году. И при них готский союз пользуется для своих экспедиций боспорским флотом.
С середины 70-х годов III века готы, разбитые римскими войсками, надолго прекращают набеги на империю, но остаются в степях Северного Причерноморья. Однако, как показывают данные археологии, они не оказали влияния на его культуру, которая чем дальше, тем больше приобретала сарматский характер без каких-либо чуждых примесей. Не повели готские вторжения и к значительному сокращению территории Боспорского царства.
В конце III века в его состав по-прежнему входили Феодосия и область аспургиан на азиатской стороне Боспора. Феодосия оставалась пограничным городом и в начале IV века, о чём свидетельствует надпись от 306 года.
С прекращением готских набегов снова укрепляется старая династия, цари которой по-прежнему подчёркивают свою преданность империи, сохраняя титул «друг кесаря и друг римлян». Восстановление относительного мира способствовало даже некоторому, правда, кратковременному, оживлению торговли с Малой Азией, хотя она ни в коей мере не достигала прежнего уровня. В то же время в конце III и начале IV века появляются очень немногочисленные богатые погребения, но они значительно беднее гробниц I—II веков. В гробницах IV века найдены серебряное блюдо с портретом императора Констанция II, очевидно, присланное им какому-то видному представителю местной знати, золотой венок с оттиском монеты императора Валентиниана I, значительное количество богато украшенного оружия и конского снаряжения, золотые вещи местного производства и привозные стеклянные сосуды.
Укрепляются сношения с империей. Возможно даже, что в начале IV века правящие верхи Боспора старались поставить свою страну в более тесную зависимость от Рима. В это же время здесь распространяется христианство.
В Боспорском царстве оно появляется с конца III века, в Херсонесе несколько позже. На первом вселенском соборе, происходившем в 325 году в Никее, боспорская христианская община была представлена епископом Кадмом.
Окончательный упадок и гибель Боспорского царстваОднако новый подъём экономики Боспорского царства длился недолго. Постепенно прерываются регулярные сношения с империей. Историк Аммиан Марцеллин, сообщая, что в 362 году к императору Юлиану за помощью обращались боспорцы, ставит их уже в ряд далёких и малоизвестных народов.
Упадок Боспорского царства предопределил лёгкость, с которой одержали над ним победу вторгшиеся на его территорию в 70-х годах IV в гунны. Одна часть их пришла со стороны заселённых аланами степей, другая — через Таманский полуостров, переправившись через Боспор Киммерийский. Эта волна гуннов произвела в Боспорском царстве особенно жестокие опустошения.
Значительная часть населения была истреблена, города разрушены и разграблены. Раскопки показывают, что население в панике бежало из домов, не успевая даже захватить своё имущество. Сильно был разрушен и Пантикапей.
После гуннского нашествия Боспорское царство уже не возродилось. От нашествия пострадал и Херсонес, но он все же продолжал существовать, постепенно попадая во всё большую зависимость от Римской империи.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 778-779.
Примерно в 30-е годы III в. н. э. на Боспоре начинается экономический упадок, связанный с общим кризисом античного рабовладельческого общества. Одним из проявлений этого кризиса была натурализация хозяйства и нарушение регулярных торговых связей, вызвавшее значительную дезорганизацию экономики Боспора. В середине III в. Боспорское царство подверглось грабительским набегам готов, уже с начала столетия угрожавших границам Римской империи. Ослабленное и лишенное поддержки Рима государство не в силах было оказать им отпор. Боспорские цари даже были вынуждены заключить с ними соглашение и предоставить свой флот для походов на кавказское побережье, а затем в Малую Азию и Грецию.
Наглядным выражением экономического упадка Боспора служит постепенное ухудшение качества золотой монеты в III в. Во второй половине столетия она заменяется низкопробным серебром, затем медью, а во второй половине IV в. чеканка боспорской монеты вообще прекращается.
Натурализация хозяйства теперь значительно усиливается. Города, в том числе Пантикапей, приобретают все более сельский облик, сокращается их территория. Илурат и Мирмекий в III в.
н. э. прекращают свое существование, погибают и многие сельские поселения, причем на некоторых из них видны следы насильственного разрушения.
Обостряется классовая борьба. На боспорском престоле появляются лица, не принадлежащие к династии Тнбериев Юлиев: в середине III в. Фарсанз и во второй половине III в.
Хедосбий. Имя последнего известно только по надписи на обломке стелы, найденной в Керчи. По-видимому, именно этих царей имеет в виду византийский историк V в.
Зосима, когда говорит, что в это время на Боспоре правили «недостойные и презренные люди». К таким же узурпаторам принадлежал, очевидно, и правивший в конце III и начале IV в. Фофорс.
В этих условиях боспорская культура претерпела существенные изменения. В IV в. довольно широкое распространение получает христианство.
Уже к началу IV в. относится ряд христианских надгробий и других памятников. В искусстве Боспора III—IV вв.
наблюдается упадок традиций античного пластического мастерства и появление новых характерных особенностей, может быть, обусловленных местными влияниями. Некоторые росписи боспорских склепов III—IV вв н. э.
отчасти напоминают росписи Неаполя скифского. Их излюбленным сюжетом является культовая пляска, часто изображавшаяся и в примитивных терракотах позднейшего времени. Близка и техника: роспись наносится непосредственно на скалу или глинистый грунт, в котором высечен склеп, одной или двумя красками (как правило, черной и крас- ной).
Фигуры как бы случайно и произвольно разбросаны по стене. Но, в отличие от свободы и живости росписей Неаполя, в боспорских памят« инках господствует геометрический стиль, более близкий к сарматскому, чем к скифскому искус» ству. Интересен склеп, открытый в 1929 г.
в некрополе Китея, с примитивным изображением человеческой фигуры на корабле; в отличие от аналогичных склепов Пантикапея роспись в нем выполнена по штукатурке. Некоторые из росписей дают возможность проследить постепенную схематизацию традиционных античных мотивов, например, изображение птиц в склепе, открытом в Керчи в 1897 г.
Традиции культуры первых веков и. э. продолжали жить и позднее, в IV—V вв., когда Боспорское государство как целое уже не существовало. Примером может служить богатый ката» комбный некрополь, открытый на Госпитальной улице в Керчи. Он находится в непосредственной близости от некрополя Пантикапея I—III вв. В характере погребального обряда и инвентаре сохраняются традиции боспорских погребений II— III вв. Умерших, как правило, хоронили с оружием, часто с предметами конского убора. Некрополь на Госпитальной улице отличается обилием золотых вещей, в частности предметов сарматского стиля, инкрустированных цветными камнями. Наряду с традиционными изделиями встречаются и новые, характерные для раннего средневековья, например пальчатые фибулы. Сложившаяся на Боспоре в античный период своеобразная и яркая культура, сочетавшая греческие и местные традиции, не погибла полностью вместе с распадом Боспорского государства и сыграла свою роль в формировании культуры раннесредневекового Крыма.
В 70-х годах IV в. и. э.
Боспор подвергся разрушительному нашествию гуннов. Они вторглись в Восточную Европу из Центральной Азии, прошли по Северному Причерноморью и к 376 г. достигли Дуная.
Следы причиненного ими разгрома можно проследить в Тирн- таке и других городах Боспора. Гунны сжигали дома, убивали или угоняли жителей. В союзе с гуннами выступала часть сармато-алан- ских племен Причерноморья, использовавших обстановку для оттеснения на запад готов.
Гуннское вторжение было тем последним ударом, который привел Боспорское царство к окончательному распаду и гибели. В V в. на месте Пантикапея существовал уже новый город, называвшийся Боспором.
Предположительно в 480 г до н.э. на берегах Боспорского залива (нынешний Керченский возникло Боспорское царство. К возникновению объединенного царства привели постоянные набеги кочевых племен. В результате, было принято решение объединиться нескольким городам-полисам – Феодосии, Гермонесы и Фанагории для защиты своих территорий. Новое государственное образование расположилось на обоих берегах пролива охватывая Керченский и Таманский полуострова и простираясь от южного побережья Азовского моря до устья Дона. Центром новообразованного царства стал город Пантикапей (Керчь). Это было одно из древнейших государственных образований, история существования которого насчитывает около одиннадцати веков и охватывает весь период греческой колонизации.Если сравнивать особенности развития государственного устройства Боспорского царства, то стоит обратить внимание на тот факт, что именно здесь зародился раньше других античных городов-полисов монархическая форма правления. Верховным правителем царства был царь, первое время его компетенция распространялась на военное ведомство и следил за сбором налогов. В каждом городе-полисе, входившем в состав царства, изначально было свое внутренне управление, но спустя несколько столетий царь стал единоличным правителем, распоряжавшимся всеми ресурсами Боспорского царства. Тем не менее, цари были подотчетны римскому императору, дававшему разрешение на правление.Царь правил государством находясь во дворце, ставшим сосредоточением чиновничьего аппарата. Верхушку аппарата составляли глава дворца, царский секретарь и распорядитель, хранитель царской печати, начальник финансов и хранитель казны, наместники провинций. Наиболее многочисленным был военный аппарат. Для этого периода развития государственности характерно уже наличие чиновника, обеспечивающего связь царства с соседними племенами и городами-полисами.На протяжении всего периода своего существования Боспорское царство было рабовладельческим государством. Все общество делилось на рабовладельцев и рабов. Верхушку общества венчали цари со своим ближайшим обществом, так же к ним относились купцы и владельцы кораблей, крупные землевладельцы и ремесленники, самые многочисленные – военачальники. Что интересно, то представителями верхушки были не только греки, но и скифы, перенявшие язык и культуру. Средний класс был представлен лично свободными землевладельцами и ремесленниками, не имевшими собственных рабов. Основные налогоплательщики составляли отдельную ветвь среднего класса, в первую очередь, к ним относились иностранцы арендующие земли или ремесленные мастерские. В наиболее худшем положении находились государственные и частные рабы. Одни были задействованы в строительстве храмов, оборонительных сооружений и дворцов, а другие – в частном хозяйстве и занимались сельскохозяйственной работой.Государственные и частные рабы, земельные наделы, орудия труда были официально защищены правовыми нормами, основанными на обычаях местных племен, законах и декретах греческих городов-полисов, и указах царей. Согласно правовых норм регламентировался и порядок налогообложения. Так же были разработаны основы уголовного права, регулирующие наказания за совершенные преступления. Особо тяжкими преступлениями считались заговоры против царя и его семьи, наказанием за такое преступление была смерть и конфискация имущества семьи. Преследовалось и посягательство на жизнь свободного человека и его имущество.Пиком расцвета Боспорского царства считается IV-III века. до н.э.. Спустя время начался финансовый кризис. В обществе обострились классовые противоречия, приведшие в итоге к многочисленным восстаниям рабов. После таких значительных потрясений Боспорское царство не смогло вернуть себе былую мощь. Находясь постоянно в состоянии финансового кризиса и внутренних усобиц в начале I века до н.э. попало в зависимость от царя Понта Митридата IV. Освободившись на недолгое время Боспорское царство вновь попадает в длительную зависимость, но уже от Рима.В период Великого переселения народов Боспорское царство так же пострадало от вторжения готских племен в ІІІ веке н.э., разрушивших и разграбивши значительное количество небольших поселений и городов. Вереница неудач для царства готами не завершилась, и уже в IV веке н.э. с еще большей мощью вторглись орды гуннов. Боспорский царь обратился за помощью к Риму. Но Рим отказал в помощи, находясь на грани своей гибели. Гунны разграбили то, что оставили после себя готы, практически полностью уничтожили всю инфраструктуру Боспорского царства. К концу IV века находясь в полном упадке Боспорское царство легко сдалось в руки Византийской империи.
Источники: