
Положение крестьянства и крестьянские восстанияБольшая часть французского крестьянства в X— XI вв. подвергалась тяжелой феодальной эксплуатации. Крепостной (серв) находился в личной, поземельной и судебной зависимости от сеньора, т. е. собственника сеньории (так обычно называлось во Франции феодальное поместье), в которой он жил. Как лично зависимый человек серв платил поголовное обложение (capaticum), так называемый брачный побор (forismaritagium), если он вступал в брак со свободным лицом или с серном других сеньоров, посмертный побор, т. е. побор с наследства (manus mortuus, mortuarium), чаще всего в виде лучшей головы скота. Наконец, с серва сеньор мог требовать неограниченных повинностей и платежей (произвольная талья).
Как наследственный держатель земельного участка крестьянин обязан был работать на сеньора: отбывать (как правило, не менее трех дней в неделю) полевую барщину, выполнять строительные, транспортные и другие повинности, уплачивать натуральный и денежный оброки, в ту пору сравнительно небольшие. Как зависимый в судебном отношении крестьянин должен был вести свои тяжбы и судиться в курии (поместном суде) сеньора, за что с него взимались судебные поборы и штрафы. Затем он уплачивал сеньору рыночные, мостовые, паромные, дорожные и другие пошлины и поборы.
Так как сеньор имел монопольное право на мельницу, печь и виноградный пресс (так называемые баналитеты), то крестьяне обязаны были молоть зерно на его мельнице, печь хлеб в его печи и давить виноград на его прессе, уплачивая за пользование натурой или деньгами. Часть крестьян сохраняла личную свободу (вилланы), но при этом находилась в поземельной, а иногда и в судебной зависимости от феодала.
Окончательное оформление феодальных отношений сопровождалось ростом эксплуатации. К старым повинностям в пользу сеньора прибавлялись все новые и новые. Дополнительную плату крестьяне вносили помещику за пользование лесами, водами и лугами, раньше принадлежавшими крестьянской общине, а в X—XI вв.
захваченными феодалами. Поборы феодалов и разорявшие хозяйство постоянные феодальные войны делали жизнь крестьян крайне необеспеченной. Голодовки представляли собой обычное явление, и смертность от голода была очень велика.
Крестьяне всячески сопротивлялись феодальной эксплуатации. В 997 г. восстание охватило Нормандию.
Крестьяне требовали восстановления своих прежних прав на свободное и безвозмездное пользование общинными угодьями. В 1024 г. вспыхнуло крестьянское восстание в Бретани.
Как говорит хроника, крестьяне восстали «без вождей и оружия», но сумели оказать героическое сопротивление рыцарским отрядам. Отстаивая свои права, крестьяне действовали обычно целыми общинами. Община давала им, «даже в условиях жесточайших крепостнических порядков средневековья, локальную сплоченность и средство сопротивления.
. . ».
Крестьянские восстания жестоко подавлялись, но упорное сопротивление крестьян заставляло феодалов несколько умерять свои аппетиты. В результате классовой борьбы возникли «обычаи», которые до известной степени регулировали отношения в сеньории и устанавливали более или менее определенный уровень феодальной ренты. Они предоставляли крестьянину больше времени и возможностей для работы в своем личном хозяйстве, укрепляли его права на наследственный участок и в какой-то мере ограничивали эксплуатацию. Таким образом, борьба крестьянских масс против их угнетателей содействовала расширению и закреплению права крестьянина на его личное хозяйство и тем самым создавала условия для более быстрого развития производительных сил в феодальном обществе.
Следующая глава.
Мужская фигура. XV в. Дерево.
В XV в. произошли дальнейшие изменения в управлении деревней. Правительство установило окончательное разделение всех земель на «казённые» (гуаньтянь) и «гражданские» (миньтянь).
Казённые земли составляли преимущественно поместья императоров, членов императорской фамилии, титулованной знати, должностных лиц и военных поселенцев (до 1/6 от общей площади обрабатываемых земель). При помощи этой системы правительство стремилось держать феодалов под своим контролем.
В то же время эта система приводила к тому, что чиновнический слой, получавший казённое жалованье, не нёс налоговой повинности, которую несло сельское население, в том числе и феодалы, жившие в деревнях. В связи с этим стала быстро расти земельная собственность городских ростовщических слоёв.
Образовался слой «городских феодалов», которые проживали в городе, а свои земли отдавали в аренду крестьянам. Такое положение способствовало проникновению в деревню торгового капитала. Следствием проникновения товарно-денежных отношений в китайскую деревню было усиление эксплуатации основной массы крестьянства феодалами, а рост феодального гнёта вызвал новую волну крестьянского движения.
style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>
style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>.
Борьба крестьян с феодалами приняла наиболее острые формы там, где проникновение в деревню торгового капитала приобрело наиболее широкий характер, как например в районе нижнего течения реки Янцзы и в провинции Фуцзянь. Крестьяне-арендаторы требовали прежде всего «справедливых» мер. Дело в том, что размеры одинаково называемых мер сыпучих тел в разных местах страны были различны.
Феодалы пользовались этим и меряли сдаваемые крестьянами продукты наиболее выгодными для себя мерами. «Справедливыми» же крестьяне считали те меры, которые искони у них применялись.
Помимо арендной платы зерном, феодалы требовали также, чтобы им доставлялись домашняя птица, свиньи, бобы и топливо. Это называлось «дополнительным налогом». Особенно тяжёлыми для крестьян были поставки домашней птицы и свиней, так как именно с этой продукцией они выходили на рынок.
Крестьяне требовали отмены дополнительного налога. Третьим требованием крестьян-арендаторов было освобождение их от гужевой повинности, при которой сдаваемое «городским феодалам» зерно крестьяне были обязаны везти в город сами. Вековая борьба китайских крестьян против своих эксплуататоров вызвала к жизни своеобразные формы крестьянских объединений.
Крестьяне начали создавать общества борьбы за справедливые меры (доукаохуэй) и объединения для совместных действия нескольких селений (чжангуан). Появились и вооружённые крестьянские отряды ( тяньбин ).
Наиболее крупным крестьянским восстанием в это время было восстание Дэн Мао-ци (оно называется так по имени руководителя), которое разразилось в 1448—1449 гг. в провинции Фуцзянь. Менее крупные движения происходили в разных местах южной части провинции Чжэцзян — до самого Кантона.
Все эти восстания были подавлены, но борьба крестьян принесла свои результаты: поставки птицы, свиней и топлива феодалам были отменены. Ещё важнее было то, что борьба крестьян продемонстрировала силу крестьянского сопротивления, ту силу, которая в дальнейшем привела к укреплению крестьянского держания земли в форме так называемой системы «одно поле — два хозяина».
Это означало, что участок считался принадлежащим феодалу, но тот не имел права отнять его у своего постоянного арендатора — крестьянина. Приведя к некоторому смягчению эксплуатации крестьян феодалами, крестьянские восстания XV в. способствовали тем самым развитию товарного производства в деревне. Крестьяне всё чаще втягивались в рыночные отношения.
Так, например, в провинции Фуцзянь и в районе нижнего течения реки Янцзы крестьяне, занимавшиеся плодоводством, а также производством чая, сахара и табака, всё больше работали на рынок. Начали связываться с рынком и крестьянские промыслы.
До этого крестьяне, как правило, поставляли — в виде налога — лишь сырьё, которое затем обрабатывалось в казённых мастерских, где работали привлекаемые в порядке повинности ремесленники; теперь же стало развиваться в широких размерах и ремесленное производство в деревне.
Одновременно в Китае складывались и элементы капиталистического производства, о чём свидетельствовало появление организованных купцами предприятий с наёмными рабочими. Однако значительно явственнее эти процессы развернулись уже в следующем столетии.
Продолжаем цикл статей о деревне ЖданкаПредставляем вашему вниманию следующую статью!
Крестьянское восстание в деревне Продолжаю вас знакомить с деревней Жданкой. После того как сельское хозяйство было налажено, деревня стала не последней в уезде, появилась школа, что на много раз увеличило грамотность населения. Несомненно это дало свои плюсы, но и к сожалению свои минусы. Обзор прессы и отчетов за 1905 год рисует нам ужасающую картинку. Ну и я попробую описать, что же было в 1905 году…
А в 1905 году в деревне произошло крупное восстание. . .
ну как? заинтересовал? .
. . какое у вас первое впечатление?
. . .
скорее всего читаете и не верите своим глазам. Сразу появляется несколько вопросов. .
. Как? .
. . В какой-то маленькой деревушке и крупное восстание?
. . .
Да этого просто не может быть! Но. .
. я вас вынужден огорчить, все-таки это правда!
Как пишет газета “Русское слово” от 21-го апреля 1905 годы, на хуторе Жданка крестьяне чуть было не бросили в огонь священника, который обратился к ней с увещеванием. Убыток от пожара 1000 рублей (если вспомнить наш эквивалент 1 рубль начала 20 века равен 250 рублям нашего времени, то 250 000 рублей, это большой ущерб, даже в наше время). Все крестьяне были пьяны. Арестовано 8 человек.
Теперь давайте обратимся к отчету о восстании, который называется: “Отношение №161 Тульского губернатора В. Шлиппе министру внутренних дел А. Г.
Булыгину о волнениях среди крестьян в деревне Жданка Богородицкого уезда на хуторах графов Бобринских от 22 апреля 1905 г! “. А написано там следующее: “Толпа крестьян снова стала неистовствовать: глумились над приставом, заставляя его с вилами лезть на стог, угрожала ему оторвать голову, ругала графа, угрожая расправиться с ним.
Находившийся здесь священник г. Ефремова Князев пробовал уговаривать крестьян образумиться, но они стали глумиться и над ним”. То есть действительно, творилось там бог весть что.
Так же этот факт упоминается в летописи крестьянского революционного движения М. И. Калинина.
Аграрное движение в 1905-1907 гг. А теперь давайте обратимся к воспоминанием участника данного восстания, протоирея из города Ефремова и близкого друга Владимира Алексеевича Бобринского, Николая Яковлевича Князева.
Николай Яковлевич Князев родился 29 июля 1868 г. в семье священника в с. Красное Ярославского уезда Ярославской губернии.
В 1884–1888 гг. он учился в Духовном училище в Ярославле, а в 1888 г. поступил в Московскую Духовную академию, курс которой окончил в 1892 г.
По воспоминаниям протоирея Николая Яковлевича Князева. “В 1905 году в период волнений крестьян и захвата ими помещичьих усадеб, в один прекрасный осенний вечер” (извините, что “влезаю”, но на самом деле весенний вечер, просто в своих воспоминаниях Николая Князев скорее всего подзабыл, так как осень и весна по погоде похожи, но это простительно, так как книга была написана через 40 лет в 1947 году, ну ладно пожалуй продолжим). “Когда я был во дворце графа, последнему дали знать о поджоге крестьянами одного из его 11-ти хуторов.
Тотчас же прибыв на место происшествия, мы увидели горящий стог пшеницы, большую толпу шумевших около него крестьян и станового пристава. Мы приблизились к этому стогу, и я обратился к крестьянам со словами упрека за безрассудное уничтожение хлебных запасов, нужных одинаково для всех граждан, без различия сословий. Тогда один из слушателей, в свою очередь осуждая меня за выступление в пользу «бара», схватил меня и ввергнул в горящий стог.
В заключении хочу сказать следующее, действительно восстание было, длилось оно примерно 8 часов. Если учесть мелкие издания где упоминается об восстании, а так же рассказы очевидцев, и людей, предки которых были непосредственными участниками. В тот вечер действительно перед глазами графа и протоирея предстало ужасное зрелище, горел стог пшеницы, около него была большая толпа крестьян, которые пытались убить пристава. Николай Яковлевич, старался проповедью успокоить восставший народ, но крестьяне, совсем не слушая проповеди, начали нападать на него. Один из нападавших схватил Князева и толкнул в горящий стог, но избитый пристав, из последних сил, вытащил его. Толпа людей окружила всех троих и стала высказывать неудовольствия по поводу не выдачи ржи и овса на отсеивания полей, на нехватку земли. Слышались возгласы против графа, требующего от них высокой арендной платы за землю. Через час после этого загорелся еще один скирд соломы, и были произведены попытки поджечь третий, а также ригу (постройка для с/х техники), где стояли сельскохозяйственные машины, но восставшим этого сделать не удалось. Восстание было подавленно. К концу пожара прибыли полицейские и 9 человек из команды уездного начальника. Ущерб всего происходящего превышал 780 рублей (по тому времени).
Главными подстрекателями были 6 местных крестьян, которых ночью этого же дня арестовали. Утром было объявлено, что при повторении беспорядка он будет подавлен силой оружия. На следующий день в уезд прибыло казачье войско, для устранения беспорядков, но в его содействии уже не нуждались, так как порядок был восстановлен, своими силами…
Раев А. Читать предыдущую статью Читать следующую статью Вернуться назад
Большая часть французского крестьянства в X— XI вв. подвергалась тяжелой феодальной эксплуатации. Крепостной (серв) находился в личной, поземельной и судебной зависимости от сеньора, т.
е. собственника сеньории (так обычно называлось во Франции феодальное поместье), в которой он жил. Как лично зависимый человек серв платил поголовное обложение (capaticum), так называемый брачный побор (forismaritagium), если он вступал в брак со свободным лицом или с серном других сеньоров, посмертный побор, т.
е. побор с наследства (manus mortuus, mortuarium), чаще всего в виде лучшей головы скота. Наконец, с серва сеньор мог требовать неограниченных повинностей и платежей (произвольная талья).
Как наследственный держатель земельного участка крестьянин обязан был работать на сеньора: отбывать (как правило, не менее трех дней в неделю) полевую барщину, выполнять строительные, транспортные и другие повинности, уплачивать натуральный и денежный оброки, в ту пору сравнительно небольшие. Как зависимый в судебном отношении крестьянин должен был вести свои тяжбы и судиться в курии (поместном суде) сеньора, за что с него взимались судебные поборы и штрафы. Затем он уплачивал сеньору рыночные, мостовые, паромные, дорожные и другие пошлины и поборы.
Так как сеньор имел монопольное право на мельницу, печь и виноградный пресс (так называемые баналитеты), то крестьяне обязаны были молоть зерно на его мельнице, печь хлеб в его печи и давить виноград на его прессе, уплачивая за пользование натурой или деньгами. Часть крестьян сохраняла личную свободу (вилланы), но при этом находилась в поземельной, а иногда и в судебной зависимости от феодала.
Окончательное оформление феодальных отношений сопровождалось ростом эксплуатации. К старым повинностям в пользу сеньора прибавлялись все новые и новые. Дополнительную плату крестьяне вносили помещику за пользование лесами, водами и лугами, раньше принадлежавшими крестьянской общине, а в X—XI вв.
захваченными феодалами. Поборы феодалов и разорявшие хозяйство постоянные феодальные войны делали жизнь крестьян крайне необеспеченной. Голодовки представляли собой обычное явление, и смертность от голода была очень велика.
Крестьяне всячески сопротивлялись феодальной эксплуатации. В 997 г. восстание охватило Нормандию.
Крестьяне требовали восстановления своих прежних прав на свободное и безвозмездное пользование общинными угодьями. В 1024 г. вспыхнуло крестьянское восстание в Бретани.
Как говорит хроника, крестьяне восстали «без вождей и оружия», но сумели оказать героическое сопротивление рыцарским отрядам. Отстаивая свои права, крестьяне действовали обычно целыми общинами. Община давала им, «даже в условиях жесточайших крепостнических порядков средневековья, локальную сплоченность и средство сопротивления.
. . ».
Крестьянские восстания жестоко подавлялись, но упорное сопротивление крестьян заставляло феодалов несколько умерять свои аппетиты. В результате классовой борьбы возникли «обычаи», которые до известной степени регулировали отношения в сеньории и устанавливали более или менее определенный уровень феодальной ренты. Они предоставляли крестьянину больше времени и возможностей для работы в своем личном хозяйстве, укрепляли его права на наследственный участок и в какой-то мере ограничивали эксплуатацию. Таким образом, борьба крестьянских масс против их угнетателей содействовала расширению и закреплению права крестьянина на его личное хозяйство и тем самым создавала условия для более быстрого развития производительных сил в феодальном обществе.
Источники: