Общественный строй Румского султанатаУ кочевых тюрок-огузов во главе племён стояли наследственные вожди. Во время войны каждое племя составляло в феодальном ополчении тюмен (до 10 тысяч воинов). Господствующее племя кынык, из которого вышла династия Сельджукидов, поставляло в ополчение 4 тюмена. Обычное право — тюрэ оставалось у огузов основным законом государства наряду с мусульманским правом. При вступлении на престол каждого султана, обязательно из династии Сельджукидов, требовалось признание его вождями и знатью огузских племён, собиравшимися для этого на съезд — курултай.
Сельджукиды установили в Малой Азии систему военных ленов (икта), раздаваемых как кочевой, так и оседлой знати. Кроме икта, имелись земли мульковые, владельцы которых не были обязаны нести службу султану, и земли вакфные, принадлежавшие мусульманскому духовенству. Большой земельный фонд составляли собственные земли султана — хасс.
Положение вассалов султана — беев, владевших землями внутри страны, и пограничных беев было различно. Последние пользовались значительной самостоятельностью и мало считались с центральной властью. Крупные вассалы, как кочевые, так и оседлые, — большие беи, или древние беи, являлись носителями тенденции феодальной раздробленности.
Стремясь сохранить единство государства, султаны старались опираться на средних беев — недавно выдвинувшихся небогатых феодалов, а также на гражданских чиновников, в своём большинстве — персов. Крестьяне находились в феодальной зависимости от оседлых или кочевых беев и других землевладельцев, должны были выполнять повинности в пользу своих господ и выплачивать налоги султану.
Крупнейшими городами Малой Азии в эти века были Конья, Кайсери и Сивас, население которых доходило до 100—120 тыс. человек. В XIII в.
наиболее важным экономическим центром стал новый город — Аксарай. Несмотря на существование в городах ремесленных корпораций, правами самоуправления горожане не пользовались. Особое влияние в городах Малой Азии в это время приобрело братство ахиев, возникшее в Иране ещё в XI в.
Это было военно-религиозное братство, имевшее своей целью участие в «священной войне с неверными». Ахии были тесно связаны с ремесленниками, производившими предметы военного снаряжения, и имели свой устав» допускавший тираноубийство. В братстве ахиев была широко развита взаимопомощь, в каждом городе у них имелись общие кассы, общежития для молодых подмастерьев и братские трапезы.
Восстание Баба Исхака. Упадок Румского султанатаВ 1239 г. на востоке Малой Азии вспыхнуло большое народное восстание под идеологической оболочкой шиизма, вызванное ростом феодальной ренты и налогов. Во главе восстания стал дервишеский шейх, шиит Баба Исхак. Он объявил себя «посланником аллаха», призвав крестьян и кочевников к восстанию против «тирана», т. е. сельджукского султана-суннита. Мюриды («послушники», «ученики») Баба Исхака ходили по деревням и повсюду вербовали сторонников. Восстание быстро распространилось на большую область (от Евфрата до реки Кызыл-ырмак). Восставшие разбили посланное султаном войско и с торжеством вступили в город Амасью. Лишь с большим трудом султану КейХюсреву II удалось подавить восстание. По его приказанию все участники восстания с их семьями были перебиты, кроме детей до трёхлетнего возраста.
Кровавое подавление крестьянского восстания и рост феодальной раздробленности чрезвычайно ослабили Румский султанат. Это выявилось при нашествии монголов. В 1243 г.
монголы наголову разбили сельджукское войско у Кесэ-дага. Султан Кей-Хюсрев II признал себя вассалом-данником монгольского «великого хана». Вскоре владения Румского султаната были разделены на две части: султану были оставлены только земли к западу от реки Кызыл-ырмак, а область к востоку от неё была присоединена непосредственно к Монгольской державе и управлялась монгольским наместником.
К тому же и в своих владениях сельджукский султан оказался безвольной игрушкой в руках везира, являвшегося ставленником и исполнителем воли монгольского хана. К 1307 г. Румский султанат окончательно распался на ряд эмиратов, зависимых от монгольского наместника, находившегося в Аксарае.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 505-506.
Авторы: М. С. Мейер БАБА́ ИСХА́КА ВОССТА́НИЕ, антиправительственное выступление кочевников и крестьян в гос-ве Сельджукидов в 1239–41. Его руководитель – мусульм. проповедник Баба Исхак – действовал как последователь суфийского шейха Баба Ильяса Хорасани (см. Суфизм), который объявил себя посланцем Аллаха и выступил против сельджукского султана Гияседдина Кей-Хюсрева II (1237–1246). Б. И. в. началось на окраинах государства (в юго-вост. районах Анатолии) в среде переселившихся в Малую Азию туркм. племён, недовольных своим низким социальным статусом и произволом султанской администрации. Оно быстро распространилось по центр. провинциям государства вплоть до городов Малатья, Амасья, Сивас и Токат. Санкционированная султаном расправа с осаждённым в Амасье Баба Ильясом (1240) не сломила восставших, которые провозгласили Баба Исхака халифом и двинулись к сельджукской столице – г. Конья. Гияседдин, вынужденный бежать из Коньи, смог разбить отряды повстанцев только с помощью наёмников-«франков». Баба Исхак был схвачен и казнён, после чего восстание было подавлено, а его участники по б. ч. уничтожены.
0 комментариевБАБА́ ИСХА́КА ВОССТА́НИЕ – массовое антиправительственное выступление туркменских племен в государстве Сельджукидов Малой Азии.
Руководитель – суфийский проповедник Баба Исхак действовал как последователь шейха Баба Ильяса Хоросани, который, обосновавшись в Амасье, бросил вызов власти сельджукского султана Гияседдина Кейхюсрева II (1237-1246) и объявил себя ресул’уллах (посланцем Аллаха). Проповеди шейха, ставшего известным как Баба Ресул, нашли отклик в среде переселившихся в Малую Азию туркмен, недовольных растущим социальным неравенством и произволом султанской администрации.
Действуя от имени учителя, Баба Исхак поднял восстание в юго-восточных районах Анатолии. Оно быстро распространилось по центральным провинциям государства вплоть до Сиваса и Токката. Пытаясь погасить мятеж, Гияседдин приказал расправиться с осажденным в Амасье Баба Ильясом (1240), но восстание продолжалось. Когда сторонники Баба Исхака направились к сельджукской столице Конье, султану пришлось использовать войска наемников – франков. С их помощью ему удалось разбить отряды повстанцев. В сражении погиб и Баба Исхак (1240). Несмотря на жесточайшие преследования, приверженцы Баба Ресула – бабаи сохранили верность идеалам своего наставника и сыграли важную роль в жизни турецкого общества в XIV-XV веков.
© Российская Историческая Энциклопедия Литература
- Гордлевский В.A. Государствово Сельджукидов Малой Азии // Избранные сочинения. Т. 1. М., 1960
- Köprülü M.F. Türk edebiyatı’nda ilk mutasavvıflar. Ankara, 1976
- Köprülü M.F. Title Early mystics in Turkish literature translated, edited and with an introduction by Gary Leiser and Robert Dankoff. London: Routledge, 2006
- История Османского государства, общества и цивилизации. В 2 т. Т. 1. История Османского государства и общества. М., 2006
- Аверьянов Ю.А. Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа. М., 2011
3. РУМСКИЙ СУЛТАНАТ
Румский (Конийскип) султанат образовался в завоеванной сельджукскими тюркамп-огузами Малой Азии. Он управлялся младшей ветвыо династии Сельджукидов (1077 — 1307). Название этого султаната произошло от слова «Рум».
На Востоке так называли Восточную Римскую, или Византийскую империю. А большей ее частью была собственно Малая Азия. Румские Сельджукиды завоевали всю Малую Азию.
Ее столицей они сделали город Никею. Одиако во время первого крестового похода Византии с помощью крестоносцев удалось отвоевать у Сельджукидов северную, западную и южную прибрежные части Малой Азии. В конце XI в.
на юго-востоке Малой Азии сложилось Киликийское армянское государство. Сельджукиды были отрезаны от моря и им осталось лишь внутренняя область — Малоазиатское нагорье со столицей в городе Конья (по-гречески Иконий). В конце XI в.
в северо-восточной части нагорья образовался независимый огузский эмират Данишмендидов. Византия, увлеченная покорением Киликии и Сирии, оставила без внимания государство Сельджукидов, что дало возможность последним значительно усилиться. В 1174 г.
Сельджукиды захватили владения Даииш-меидидов, а в 1176 г. в битве при Мириокефале разгромили византийцев. После взятия в 1204 г.
крестоносцами Константинополя Сельджукиды пробились к средиземному морю, взяв Анталыо, и к Черному морю, взяв Сииоп. Наибольшего политического могущетва Румский султанат достиг при султане Ала-ад-дине Кей-Кубаде I (1219 —1236), который совершил даже поход за море — в Крым, разбил половцев и захватил город Судак.
По своему этническому составу население Румского султаната не было однородным. Сюда переселилось значительное число тюрок-огузов, которые сохраняли кочевой образ жизни. В стране жило много греков, армян.
Одни малоазиатские греки и армяне приняли ислам, постепенно усвоили тюркский язык огузов и ассимилировались с ними, другие остались христианами, хотя и усвоили тюркский язык. Третьи сохранили и христианскую веру, и свой язык. С конца XI в.
в Малой Азии постепенно складывалась турецкая народность. Процесс формирования турецкой народности, включившей в себя впоследствии также часть других тюркизи-ровавшихся этнических элементов, завершился гораздо позднее.
Во главе племен тюрок-огузов стояли наследственные вожди. В феодальном ополчении каждое племя составляло тюмен (до 10 тыс. воинов).
Господствующим племенем было племя кынык. Из него вышла династия Сельджукидов. В ополчение оно поставляло 4 тюмена.
Обычное право — тюрэ оставалось у огузов основным законом государства наряду с мусульманским правом. Претендент на престол должен на быть обязательно из династии Сельджукидов. Требовалось признание его вождями и знатыо огузских племен.
Для этого собирался съезд — курултай. В Малой Азии Сельджукиды установили систему военных ленов — икта. Земля раздавалась как кочевой, так и оседлой знати.
Кроме того, имелись земли мульковые, владельцы которых не были обязаны нести службу султану, и земли вакфные, принадлежавшие мусульманскому духовенству. Земли султана именовались хасс.
Беи — вассалы султана — находились в различном положении. Особенно это касалось беев, владевших землями внутри страны, и пограничных беев. Последние пользовались значительной самостоятельностью.
Они мало считались с центральной властью. Крупные вассалы — большие, или древние беи, были носителями тенденции феодальной раздробленности. В своем стремлении сохранить единство государства султаны старались опираться на средних беев.
Это были недавно выдвинувшиеся небогатые феодалы. Опору центральной власти также составляли гражданские чиновники, в своем большинстве —персы.
Крупнейшими городами Малой Азии в это время были Конья, Кайсери и Сивас. Численность их населения доходила до 100 —120 тыс. человек.
В XIII в. важным эко-номческим центром стал Аксарай. В городах существовали ремесленные корпорации, однако правами самоуправления горожане не пользовались.
Особое влияние в городах приобрело братство ахиев. Своей целью оно имело участие в «священной войне с неверными». Ахии были тесно связаны с ремесленниками, производившими предметы военного снаряжения.
В своем уставе они допускали тираноубийство. Внутри братства была широко развита взаимопомощь. Имелись общие кассы.
Результатом роста феодальной ренты и налогов стало народное восстание 1239 г. Во главе восстания стал дервишеский шейх, шиит Баба Исхак. Он объявил себя «посланником аллаха», призвав крестьян и кочевников к восстанию против сельджукского султана-суннита.
Мюриды (послушники) Баба Исхака ходили по деревням и повсюду вербовали сторонников. Восстание заняло территорию от Евфрата до реки Кызыл-ырмак. Султанское войско было разбито, восставшие вступили в город Амасью.
С большим трудом султану Кей-Хюсреву II удалось подавить восстание. Семьи всех участников были перебиты. В живых были оставлены лишь дети до трехлетнего возраста.
Рост феодальной раздробленности, восстание чрезвычайно ослабили Румский султанат. В 1243 г. монголы разбили сельджукское войско в битве у Кесэ-дага.
Кей-Хюсре^ II признал себя вассалом монгольского «великого хана». В скором времени владения Румского султаната были разделены на две части. В своих владениях султан оказался также в руках везира, который был ставленником монгольского хана.
Монгольский наместник находился в Аксарае. К 1307 г. Румский султанат окончательно распался на ряд эмиратов.
[custom_ads_shortcode1]
Источники: