Восстание маратхов

Как уже говорилось, Аурангзеб, жестоко подавляя народные восстания, искал выхода из внутренних трудностей на путях внешних завоеваний. В 1686 г. Биджапур, в 1687 г. Голконда были присоединены к державе Моголов, распространившейся теперь на всю Индию, кроме южной оконечности полуострова.

None Страна маратхов — Махараштра имела большое торговое и стратегическое значение.

Она господствовала над важнейшими путями из Индостана в Декан и из Декана к портам Малабарского побережья. Городов в Махараштре было немного, и население их состояло по большей части не из маратхов, а из переселенцев — гуджаратцев и телугу.

Феодальные отношения у маратхов еще не получили полного развития. Мелкие маратхские феодалы выросли из должностных лиц общины, но окончательно от нее не обособились. Эти феодалы принадлежали к общей с крестьянами земледельческой касте кунби и маратхов.

​Начальник штаба сухопутных сил Индии раджпут Виджай Кумар Сингх обходит строй «родного» Раджпутского полка. 2012 год - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

Характерными чертами маратхской, как и любой другой индийской общины, было, с одной стороны, наследственно-кастовое разделение земледельческого и ремесленного труда внутри общины, а с другой — наличие в ней значительных пережитков рабства. На положении полу рабов в общине находились «неприкасаемые».

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>.

​Б.Р.Амбедкар с махарскими новобранцами, 1942 год - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

Обычно, не имея ни земли, ни своего хозяйства, они за пищу и одежду обрабатывали земли общины (вернее, ее эксплуататорской верхушки) и выполняли различные службы и ремесленные работы на общинников. Завоевание Махараштры мусульманскими феодалами ухудшило положение крестьянства.

None Восстание маратхов против власти завоевателей имело освободительный характер.

Основной силой восстания были так называемые мирасдары, полноправные крестьяне-общинники, привычные к военной службе, крепко державшиеся за свои земельные нрава и в то же время наиболее тяжко придавленные налоговых гнетом. К восстанию присоединились и возглавили его маратхские светские и духовные феодалы, привилегии которых были ущемлены завоевателями и джагирдаранн.

​Карта комплектования индийской армии по штатам. Чем темнее штат на карте, тем больший процент его мужского боеспособного населения служит в армии - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

В лице Шиваджи, происходившего из влиятельного рода патилей (деревенских старшин), маратхи имели выдающегося вождя в своей борьбе за независимость.

У маратхов антифеодальное движение крестьянства тесно пе­реплеталось с борьбой маратхекого народа за освобождение от гнета Могольской империи.

После включения в состав империи Моголов страна маратхов — Махараштра — была разделена на крупные джагиры, переданные мусульманским феодалам. Это привело не только к усилению эксплуатации крестьянства, но и к известному ущемлению интересов маратхской феодальной верхушки, кото­рая должна была теперь отдавать джагирдарам значительную часть своих доходов. Поэтому к начавшемуся в середине XVII в.

​Махарский полк на параде, 2013 год - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

восстанию крестьян присоединились мелкие и средние феодалы, боровшиеся за отделение от Могольской империи и образова­ние самостоятельного государства. В развернувшейся борьбе проявились и религиозные противоречия между маратхами, ис­поведовавшими индуизм, и мусульманскими правителями им­перии Великих Моголов. Выдающимся руководителем восстав­ших маратхов стал представитель их феодальной верхушки Шйваджи Бхонсле (1627—1680).

Массовое участие крестьян в борьбе за независимость Ма­хараштры позволило Шйваджи создать сильную армию. Каж­дая крестьянская община выделяла и снаряжала определенное количество воинов. Единые по национальному составу, подвиж­ные, хорошо знающие местность, отряды маратхских кавалери­стов брали верх над наемными армиями падишаха.

К 1674 г. большая часть маратхских земель была освобож­дена, и Шйваджи торжественно короновался как независимый государь Махараштры. «Мараты,— отмечал К.

​Джатский полк на параде, 2015 год - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

Маркс,— стали таким образом уже народом, управляемым независимым мо­нархом» *. * К. Маркс.

Хронологические выписки по истории Индии. Госполит-издат, 1947, с. 37.

Шйваджи и маратхским феодалам приходилось считаться с вооруженным крестьянством. После изгнания мусульманских джагирдаров рента-налог была снижена с 50—60 до 30—40% урожая. Но в Махараштре постепенно вновь появилось крупное феодальное землевладение.

​Бойцы 2-го батальона Раджпутанских стрелков на привале во время Каргильской войны. 1999 год - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

Это привело к тому, что после смер­ти Шйваджи начались усобицы между маратхскими феодала­ми, облегчившие военные действия могольского правительства. Сын и преемник Шйваджи был взят в плен и казнен, а его наследник — малолетний Шаху — увезен в Дели.

Дальнейшее ослабление Могольской империи позволило ма-ратхам в начале XVIII в. восстановить свою государственность. Шаху был отпущен на родину и стал номинальным государем маратхов.

Фактическая же власть принадлежала одному из влиятельных маратхских феодалов, принявшему титул пёшвы (главного министра). В дальнейшем страной правила династия пешв, превративших преемников Шаху на троне махараджи в своих марионеток. С 1725 г.

​Маратхи-парашютисты на учениях, наши дни - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

Теперь государство маратхов базировалось уже на крупном феодальном землевладении. Положение маратхского крестьянствазаметно ухудшилось по сравнению с временами Шйваджи, йо все же оно было лучше положения крестьян в других райо-йах Индостана.

В первой трети XVIII в. в результате завоевательных похо­дов маратхских феодалов владения маратхов значительно рас­ширились, охватив большую часть Центральной Индии — от Гуджарата до Бенгальского залива. Территориальные захваты вели к созданию фактически независимых от пешв новых го­сударственных образований.

Так возникли четыре крупных кня­жества — Нагпур, Гвалияр, Индаур и Барода, — Объединившие­ся вокруг Махараштры в конфедерацию, главой которой счи­тался пешва. Маратхи превратились в силу, претендовавшую на подчинение всей Индии. Завоеватели составили правящую феодальную верхушку, чуждую местному населению этнически.

​Раджпутанские стрелки на параде, 2014 год - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

У маратхов антифеодальное движение крестьянства тесно пе­реплеталось с борьбой маратхекого народа за освобождение от гнета Могольской империи.

После включения в состав империи Моголов страна маратхов — Махараштра — была разделена на крупные джагиры, переданные мусульманским феодалам. Это привело не только к усилению эксплуатации крестьянства, но и к известному ущемлению интересов маратхской феодальной верхушки, кото­рая должна была теперь отдавать джагирдарам значительную часть своих доходов. Поэтому к начавшемуся в середине XVII в.

восстанию крестьян присоединились мелкие и средние феодалы, боровшиеся за отделение от Могольской империи и образова­ние самостоятельного государства. В развернувшейся борьбе проявились и религиозные противоречия между маратхами, ис­поведовавшими индуизм, и мусульманскими правителями им­перии Великих Моголов. Выдающимся руководителем восстав­ших маратхов стал представитель их феодальной верхушки Шйваджи Бхонсле (1627—1680).

Массовое участие крестьян в борьбе за независимость Ма­хараштры позволило Шйваджи создать сильную армию. Каж­дая крестьянская община выделяла и снаряжала определенное количество воинов. Единые по национальному составу, подвиж­ные, хорошо знающие местность, отряды маратхских кавалери­стов брали верх над наемными армиями падишаха.

К 1674 г. большая часть маратхских земель была освобож­дена, и Шйваджи торжественно короновался как независимый государь Махараштры. «Мараты,— отмечал К.

​Раджпутанские стрелки, начало ХХ века - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

Маркс,— стали таким образом уже народом, управляемым независимым мо­нархом» *. * К. Маркс.

Хронологические выписки по истории Индии. Госполит-издат, 1947, с. 37.

Шйваджи и маратхским феодалам приходилось считаться с вооруженным крестьянством. После изгнания мусульманских джагирдаров рента-налог была снижена с 50—60 до 30—40% урожая. Но в Махараштре постепенно вновь появилось крупное феодальное землевладение.

Мавзолей сердара Джанга в Дели. 1754 г.

Это привело к тому, что после смер­ти Шйваджи начались усобицы между маратхскими феодала­ми, облегчившие военные действия могольского правительства. Сын и преемник Шйваджи был взят в плен и казнен, а его наследник — малолетний Шаху — увезен в Дели.

Дальнейшее ослабление Могольской империи позволило ма-ратхам в начале XVIII в. восстановить свою государственность. Шаху был отпущен на родину и стал номинальным государем маратхов.

Фактическая же власть принадлежала одному из влиятельных маратхских феодалов, принявшему титул пёшвы (главного министра). В дальнейшем страной правила династия пешв, превративших преемников Шаху на троне махараджи в своих марионеток. С 1725 г.

Индия в середине XVIII в.

Теперь государство маратхов базировалось уже на крупном феодальном землевладении. Положение маратхского крестьянствазаметно ухудшилось по сравнению с временами Шйваджи, йо все же оно было лучше положения крестьян в других райо-йах Индостана.


В первой трети XVIII в. в результате завоевательных похо­дов маратхских феодалов владения маратхов значительно рас­ширились, охватив большую часть Центральной Индии — от Гуджарата до Бенгальского залива. Территориальные захваты вели к созданию фактически независимых от пешв новых го­сударственных образований.

Так возникли четыре крупных кня­жества — Нагпур, Гвалияр, Индаур и Барода, — Объединившие­ся вокруг Махараштры в конфедерацию, главой которой счи­тался пешва. Маратхи превратились в силу, претендовавшую на подчинение всей Индии. Завоеватели составили правящую феодальную верхушку, чуждую местному населению этнически.

​Бомбейские гренадёры на Красной площади в Москве, 9 мая 2015 года - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

Антифеодальные восстания сикхов и джатов В Пенджабе антифеодальные восстания развертывались под религиозным знаменем сикхизма. Еще в начале XVI в. в городах Пенджаба была основана индуистская секта сикхов («сикх» — букв, «ученик»). Ее основатель и первый гуру (титул главы сикхов, доел, «учитель»), Нанак (1469—1538), обличал мусульманское духовенство и индусских жрецов. Сикхи отвергали сословно-кастовые привилегии, провозглашая равенство людей перед богом. Одной из своих задач они объявили примирение индусов и мусульман.

Первоначальный сикхизм отражал умеренную оппозицию феодалам зажиточных слоев городского населения Пенджаба. Но со второй половины XVII в. состав сикхской секты начал изменяться.

Тяжесть феодальной эксплуатации, общий упадок экономики привели к тому, что в секту начали вливаться тысячи обездоленных крестьян и ремесленников. Деятельность ее приобретает боевой антифеодальный характер. Десятый гуру, Говйнд Сингх (1675—1708), отказался от своей неограниченной власти.

​Раджпутская пехота британской Индийской армии, XIX век - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

С этого времени все сикхи, объединенные в свою религиозную общину — хальсу, стали пользоваться равными правами. Дела хальсы решались сообща ее членами. Она стала военно-демократической организацией сикхов.

Говйнд Сингх призвал к решительной вооруженной борьбе с мусульманскими и индусскими феодалами за «истинное царство», где земля будет принадлежать сикхам. В одном из своих обращений он заявлял: «Мы разрушим угнетательское царство Моголов; тогда я дам всю страну, от Лахора до Пешавара, моим сикхам».

При Говйнд Сингхе сикхизм стал знаменем антифеодальной борьбы. К сикхам присоединялись крестьяне и ремесленники иа мусульман и индусов. Сикхизм превратился из секты в самостоятельную религию.

​Солдаты 6-го полка джатской лёгкой пехоты, конец XIX века - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

Принимавших сикхизм подвергали специальному обряду. Их окропляли водой, взболтанной обоюдоострым кинжалом. Сикхи отпускали длинные волосы и бороду.

Они должны были всегда иметь при себе три металлических предмета: кинжал, гребень, браслет на руке. К имени сикха добавлялось слово «сингх» («лев»).

После смерти Говйнд Сингха секту возглавил крестьянин Банда. Руководимое им восстание охватило значительную часть Пенджаба. Только бросив все свои войска против сикхов, правительство Могола могло победить повстанцев.

​Солдаты 2-го батальона Бомбейских гренадеров, 1920-е годы - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

Банда был казнен. Часть сикхов ушла в горы, продолжая оттуда партизанскую борьбу.

Восстание сикхов, несмотря на временное поражение, серьезно подорвало силы империи Моголов и господство феодалов в Северной Индии. В дальнейшем сикхи не раз вновь брались за оружие. После длительной борьбы им удалось установить в Пенджабе свою власть и провозгласить там создание независимого государства.

Земля была объявлена общей собственностью хальсы. И хотя постепенно у сикхов сформировалась новая феодальная знать из военных вождей — сердаров, феодальная эксплуатация крестьянства в Пенджабе по сравнению с другими областями Индостана была значительно ограничена.

​Бойцы 2-го полка Раджпутской лёгкой пехоты во Фландрии, 1916 год - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

Если в движении сикхов сочетались антифеодальная борьба крестьянства и стремление пенджабцев освободиться от власти Великих Моголов и создать свое государство, то другое крупное народное движение — восстание джатов — имело прежде всего антифеодальную направленность. Джаты — земледельческая каста на северо-западе Индии. В последней трети XVII и начале XVIII в. джаты района Агра — Дели несколько раз восставали против могольской власти под руководством своих старшин — представителей общинной верхушки деревни. Наиболее крупным было восстание 1672 г., когда повстанцы двинулись на Дели. Хотя выступление джатов было подавлено, повстанцам удалось изгнать из нескольких округов феодалов и сборщиков налогов.

В силу исторических условий того времени восстания сикхов и джатов не могли привести к ликвидации феодальных порядков, но эти движения нанесли чувствительные удары по империи Моголов. Восстания маратхов. Образование маратхекого государства У маратхов антифеодальное движение крестьянства тесно переплеталось с борьбой маратхекого народа за освобождение от гнета Могольской империи.

После включения в состав империи Моголов страна маратхов — Махараштра — была разделена на крупные джагиры, переданные мусульманским феодалам. Это привело не только к усилению эксплуатации крестьянства, но и к известному ущемлению интересов маратхской феодальной верхушки, которая должна была теперь отдавать джагирдарам значительную часть своих доходов. Поэтому к начавшемуся в середине XVII в.

​Присяга новобранцев полка Маратхской лёгкой пехоты, 2016 год - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

восстанию крестьян присоединились мелкие и средние феодалы, боровшиеся за отделение от Могольской империи и образование самостоятельного государства. В развернувшейся борьбе проявились и религиозные противоречия между маратхами, исповедовавшими индуизм, и мусульманскими правителями империи Великих Моголов. Выдающимся руководителем восставших маратхов стал представитель их феодальной верхушки Шйваджи Бхонсле (1627—1680).

Массовое участие крестьян в борьбе за независимость Махараштры позволило Шйваджи создать сильную армию. Каждая крестьянская община выделяла и снаряжала определенное количество воинов. Единые по национальному составу, подвижные, хорошо знающие местность, отряды маратхских кавалеристов брали верх над наемными армиями падишаха.

К 1674 г. большая часть маратхских земель была освобождена, и Шйваджи торжественно короновался как независимый государь Махараштры.

​Бойцы 7-го Раджпутского полка в Бирме, 1944 год - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

Шйваджи и маратхским феодалам приходилось считаться с вооруженным крестьянством. После изгнания мусульманских джагирдаров рента-налог была снижена с 50—60 до 30—40% урожая. Но в Махараштре постепенно вновь появилось крупное феодальное землевладение.

Это привело к тому, что после смерти Шйваджи начались усобицы между маратхскими феодалами, облегчившие военные действия могольского правительства. Сын и преемник Шйваджи был взят в плен и казнен, а его наследник — малолетний Шаху — увезен в Дели.

Дальнейшее ослабление Могольской империи позволило ма-ратхам в начале XVIII в. восстановить свою государственность. Шаху был отпущен на родину и стал номинальным государем маратхов.

​Подполковник Хайд во вглаве джатов входит в Дограи, 1965 год - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

Фактическая же власть принадлежала одному из влиятельных маратхских феодалов, принявшему титул пёшвы (главного министра). В дальнейшем страной правила династия пешв, превративших преемников Шаху на троне махараджи в своих марионеток. С 1725 г.

Теперь государство маратхов базировалось уже на крупном феодальном землевладении. Положение маратхского крестьянства заметно ухудшилось по сравнению с временами Шйваджи, йо все же оно было лучше положения крестьян в других райо-йах Индостана.

В первой трети XVIII в. в результате завоевательных походов маратхских феодалов владения маратхов значительно расширились, охватив большую часть Центральной Индии — от Гуджарата до Бенгальского залива. Территориальные захваты вели к созданию фактически независимых от пешв новых государственных образований.

​Маратхский воин, конец XVIII века - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

Так возникли четыре крупных княжества — Нагпур, Гвалияр, Индаур и Барода, — Объединившиеся вокруг Махараштры в конфедерацию, главой которой считался пешва. Маратхи превратились в силу, претендовавшую на подчинение всей Индии. Завоеватели составили правящую феодальную верхушку, чуждую местному населению этнически.

Распад империи Моголов В условиях глубокого экономического и политического кризиса феодальной Индии, непрекращавшихся войн и восстаний резко сократилась торговля между различными частями Индии, начался упадок городов. Усилилось обособление различных областей и районов страны. Власть центрального правительства постепенно становилась чисто номинальной.

К началу XVIII в. наместники крупнейших областей империи, носившие титулы субадаров и навабов, превратились в независимых правителей. Помимо Пенджаба и владений маратхов фактически самостоятельными государствами стали в первой трети XVIII в.

​Джатские пехотинцы осваивают противотанковые ружья в Северной Африке, 1942 год - Раджпуты, маратхи, джаты… | Военно-исторический портал Warspot.ru

Бенгалия (включая Бихар и Ориссу), Ауд, Хайдарабад. Восстановили самостоятельность княжества Раджастхана. К северо-востоку от Дели создали свое княжество выходцы из Афганистана — рохилы.

Южнее Дели находилось княжество, возникшее в результате восстаний джатов. Моголь-ские падишахи продолжали считаться верховными правителями страны, но на деле их власть не распространялась за пределы ближайших окрестностей Дели.

Нашествия Надир-шаха и афганцев Слабостью Индии воспользовались ее соседи. В 1739 г. иранский шах Надир, захватив Пенджаб и разгромив могольские Войска, вступил в Дели. Взяв там богатую добычу и вынудив “могольского императора уступить ему Синд и территории, населённые афганцами, он вернулся на родину. Нашествие Надира продемонстрировало всей Индии военное бессилие Моголов. Теперь усилилось стремление соседних феодальных государств овладеть «наследством» распадающейся империи Великих Моголов. После гибели Надир-шаха в 1747 г. и распада его обширной державы возникло самостоятельное афганское государство, возглавляемое Ахмед-шахом Дуррани. За сравнительно короткий срок афганцы установили свое господство над Пенджабом, Кашмиром и районом между р. Инд и Дели.

Взяв столицу Могольской империи, Ахмед-шах превратил Великого Могола в орудие своей политики. Но прочного господства над Северо-Западной Индией афганцы не добились. Против них поднялись сикхи, истребившие афганские гарнизоны в Пенджабе, В борьбу за верховенство в Индостане активно включилась маратхская конфедерация.. Объективно это была борьба за объединение государств и княжеств Индостана вокруг наиболее сильного в то время национально-государственного образования, расположенного в центре полуконтинента. В Северную Индию вступила армия маратхов, взявшая Дели и отбросившая афганцев за Инд. Не желая примириться с этим, Ахмед-шах двинул в 1759 г. в Индию сорокатысячное войско. Борьба между маратхами и афганцами за верховенство в Индии вступила в решающую фазу. Маратхи собрали стотысячную армию, но к этому времени она состояла уже преимущественно из солдат-наемников. Маратхские войска потеряли свои былые боевые качества. Афганцы использовали противоречия между маратхами и мусульманскими правителями других индийских княжеств. В начале 1761 г. на Панипатской равнине произошло решающее сражение, окончившееся полным разгромом маратхских войск.

Внутреннее положение маратхской конфедерации, которую раздирали феодальные междоусобицы, общая обстановка в Индостане, характеризовавшаяся созданием целого ряда самостоятельных феодальных княжеств, обрекли на неудачу попытку маратхов объединить под своей властью Индию. В результате поражения маратхов кроме всего прочего было ослаблено то из индийских государственных объединений, которое располагало относительно большими, чем другие государства Индостана, возможностями для отпора европейским колонизаторам, начавшим к тому времени территориальную экспансию.

Источники:

Вам также может понравиться