Аграрные отношения в XVI -XVII вв. Формы землевладения

К XVI в. при Минской династии Китайская империя охватывала территорию современных внутренних провиндий Китая и часть Маньчжурии (нынешнего Дунбэя — Северо-Востока). Вассалами Китая являлись Корея, Вьетнам и Тибет.

Страна была разделена на 15 крупных административных единиц. Управлялись они чиновниками, назначавшимися центральной властью.

В XVI—XVII вв. рост производительных сил в Китае нашёл своё отражение в развитии ремесла, улучшении техники земледелия, дальнейшем развитии товарного производства и денежных отношений. В феодальной Минской империи появились элементы новых, капиталистических производственных отношений (зарождается и развивается мануфактура).

В то же время действовали причины, тормозившие общественное развитие Китая. К ним в первую очередь относятся высокая норма феодальной эксплуатации, обусловившая нищету крестьян, а’ также существование замкнутых сельских общин, где земледелие было соединено с домашним ремеслом.

С другой стороны, вторжение в XVII в. маньчжуров и захват ими власти в Китае, сопровождавшиеся длительной войной и разрушением производительных сил, привели к «варварской и герметической изоляции» (К. Маркс) страны от внешнего мира, что не могло не сказаться резко отрицательно на темпах прогрессивного развития Китая.

В рассматриваемое время продолжали развиваться ранее сложившиеся феодальные формы землевладения и эксплуатации. style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>.

Однако в это время проявились и некоторые новые черты: небывало высокая степень концентрации земли в руках феодалов, массовое обезземеливание крестьян и превращение их в арендаторов-издольщиков, дальнейшее проникновение в деревню товарно-денежных отношений и появление денежной ренты.

Специфической чертой этого периода является также широкое применение наёмного труда на землях крупных землевладельцев. Формы крестьянской зависимости были различными. Крепостного права формально не существовало, крестьянин юридически был лично свободным, однако эта свобода фактически была ограниченной.

Существование системы круговой поруки, предусматривавшей строгий учёт населения и контроль над ним путём создания десятидворок во главе со старостой (десятским), обязанность крестьянства выполнять тяжёлые работы в пользу государства или феодалов — всё это сильно ограничивало личную свободу крестьян.

В ещё большей зависимости находились издольщики, обрабатывавшие землю феодалов на условиях феодальной аренды. Наконец, фактически приближались к положению крепостных те непосредственные производители, земли которых были переданы в так называемое покровительство крупным феодалам.

Согласно классификации, принятой китайскими источниками, все земли в Минской империи делились на казённые (государственные) и «народные», или частные.

К казённым землям относились: государственные земли, сохранившиеся от предшествующих периодов Сун и Юань (X—XIV вв.); земли, конфискованные у лиц, совершивших преступления; пастбища; пустопорожние общественные поля; пригородные земли; принадлежавшие императорскому дому земли (так называемые царские поместья); земли, пожалованные князьям различных степеней, заслуженным чиновникам, даоским и буддийским храмам; земли военных поселений и т. п.

Все остальные земли считались «народными полями». По существу под последними понимались земли, находившиеся в частной собственности как у феодалов, так и у крестьян.

В рассматриваемое время продолжали развиваться ранее сложившиеся феодальные формы землевладения и эксплуатации. Однако в это время проявились и некоторые новые черты: небывало высокая степень концентрации земли в руках феодалов, массовое обезземеливание крестьян и превращение их в арендаторов-издольщиков, дальнейшее проникновение в деревню товарно-денежных отношений и появление денежной ренты. Специфической чертой этого периода является также широкое применение наёмного труда на землях крупных землевладельцев.

Формы крестьянской зависимости были различными. Крепостного права формально не существовало, крестьянин юридически был лично свободным, однако эта свобода фактически была ограниченной. Существование системы круговой поруки, предусматривавшей строгий учёт населения и контроль над ним путём создания десятидворок во главе со старостой (десятским), обязанность крестьянства выполнять тяжёлые работы в пользу государства или феодалов – всё это сильно ограничивало личную свободу крестьян.

В ещё большей зависимости находились издольщики, обрабатывавшие землю феодалов на условиях феодальной аренды. Наконец, фактически приближались к положению крепостных те непосредственные производители, земли которых были переданы в так называемое покровительство крупным феодалам.

Согласно классификации, принятой китайскими источниками, все земли в Минской империи делились на казённые (государственные) и “народные”, или частные. К казённым землям относились: государственные земли, сохранившиеся от предшествующих периодов Сун и Юань (X-XIV вв. ); земли, конфискованные у лиц, совершивших преступления; пастбища; пустопорожние общественные поля; пригородные земли; принадлежавшие императорскому дому земли (так называемые царские поместья); земли, пожалованные князьям различных степеней, заслуженным чиновникам, даоским и буддийским храмам; земли военных поселений и т.

п. Все остальные земли считались “народными полями”. По существу под последними понимались земли, находившиеся в частной собственности как у феодалов, так и у крестьян.

Page 2

Крупнейшими землевладельцами в XVI-XVII вв. являлись императоры Минской династии. Ещё в XVI в.

были созданы первые в минский период императорские поместья, число которых в дальнейшем непрерывно росло. К началу XVI в. только в столичном округе (на территории современной провинции Хэбэй) находилось 36 поместий с общей площадью более чем в 37 тыс.

цин. В течение XVI – начале XVII в. продолжался рост императорского землевладения за счёт захвата частных земель, преимущественно земель крестьян.

Как правило, земли этих поместий обрабатывались прикреплёнными к ним оброчными крестьянами. Размер оброка номинально составлял около 1/10 урожая. Но фактически взималось гораздо больше.

Вот как один из источников характеризует бесчинства и произвол управителей императорских поместий в начале XVI в. : “Чиновники, подобно голодным шакалам и волкам, наносят большой вред народу. Дело доходит до того, что разорённые семьи продают имущество, сыновей и дочерей, народ повсеместно ропщет, беглые заполняют дороги.

К числу крупных землевладельцев относились представители различных групп феодальной знати. Пожалованные им земли считались наследственными.

Земельные владения титулованной знати были огромными, причём источником их роста являлись не только пожалования, но и прямые захваты пастбищ, заброшенных земель, пустошей, а также земель крестьян и мелких феодалов. В 1561 г. цзингунский князь Цзай захватил в провинции Хугуан (теперь – провинции Хубэй и Хунань) несколько десятков тысяч цин земли и стал взыскивать с населения земельный налог.

В 1589г. луский князь И-лю получил прежние земельные владения цзинскою князя в размере 40 тыс. цин.

Крупными землевладельцами являлись также представители высших слоев служилого дворянства, по терминологии китайских источников – “заслуженные сановники”, и родичи императриц, имевшие титулы, пожалованные за службу. Но не являясь членами царской семьи, они стояли на ступень ниже последних.

В XVI-XVII вв. землевладение этой группы феодалов значительно расширилось, главным образом за счёт захвата крестьянских и пустующих казённых земель. Особенно отличались в захвате земель могущественные евнухи – представители придворной бюрократии, которые пользовались тогда большим влиянием при дворе.

В начале XVI в. один из высокопоставленных евнухов Гу Да-юн захватил свыше 10 тыс. цин “народных полей”.

Расширение земельных владений служилой знати происходило также путём присоединения земель тех лиц, которые искали у неё покровительства. Китайские источники приводят многочисленные данные о том, что мелкие землевладельцы, стремясь избавиться от налогового обложения и произвола со стороны властей, переходили под покровительство могущественных феодалов, передавая им свои земли или фиктивно записывая их на имя феодалов. Такой переход под “покровительство”, соответствующий европейской коммендации, и в связи с ним присвоение крупными феодалами земли “покровительствуемых” имели место ещё в XV в.

, неширокое распространение они получили в XVI в. Правящая династия пыталась вмешаться в этот стихийный процесс перехода под “покровительство”, даже приостановить его, так как он приводил к сокращению налоговых поступлений, ибо феодальная знать была освобождена от уплаты налогов. Лица, переходившие под “покровительство”, стали клеймиться как “предатели”, “негодяи”, против них издавались императорские указы.

Так, например, в период царствования Сяо-цзуна (1488 – 1505) было решено отправлять на границу для несения военной службы, т. е. по существу ссылать, тех, кто передавал землю под “покровительство” князьям.

Однако эти меры не смогли уничтожить институт коммендации, так как значительная часть знати была заинтересована в его сохранении и, пользуясь ослаблением центральной власти, всячески саботировала мероприятия последней. В результате этого в конце XVI и в начале XVII в. практика коммендации получила ещё более широкое распространение.

Особую категорию землевладения составляли государственные земли, передававшиеся чиновничеству, не имевшему титулов знатности, за службу в государственном аппарате. Эти земли, носившие название “должностных полей”, передавались во владение на срок службы, а при увольнении или добровольном уходе со службы возвращались в казну.

К этой же группе земель относились и так называемые “поля для поддержания бескорыстия пограничных чиновников”, передававшиеся чиновникам отдельных местностей в дополнение к месячному довольствию натурой. Предполагалось, что плохо оплачиваемые чиновники на далёкой периферии не будут брать взяток, если получат дополнительные доходы от земли. Отсюда и название этой категории земель.

Своеобразной формой государственного землевладения были военные земледельческие поселения, созданные ещё в начале 70-х годов XIV в. на государственных землях в пограничных и во внутренних районах (в провинциях Хэнань, Шаньдун, Щэньси, Щапьси и др. ).

На каждого военнопоселенца давали 50-му земли. Власти отпускали поселенцам рабочий скот и сельскохозяйственный инвентарь. В пограничных районах военнопоселенцы 30% времени уделяли военному обучению и 70% – обработке земли, во внутренних районах – соответственно 20% и 80%.

В течение первых трёх лет с поселенцев не взимался земельный налог. В дальнейшем те поселенцы, которые пользовались казённым скотом и семенами, выплачивали ренту-налог в размере 50% урожая, а те, кто обходился своими орудиями производства и семенами, отдавали 30% урожая.

Если в XV в. земельные владения военных поселений составляли 900 тыс. цин, около 1/9 части посевной площади всей страны, то к концу XVI – началу XVII в.

посевные площади этих поселений сократились больше чем на 25%, составив лишь 644 тыс. цин, что объяснялось захватом земель военных поселений различными группами феодалов.

1. АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI — XVII ВВ.

ФОРМЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯВ общественном производстве при династии Мин главное место занимало сельское хозяйство. Политика освобождения крепостных крестьян, проводившаяся в начале правления Минской династии, и особое внимание, уделявшееся сельскохозяйственному производству, стимулировали рост производственной активности широких крестьянских масс.

Были значительно усовершенствованы орудия сельского хозяйства и агротехника. В сельском хозяйстве стали применять соху, различные бороны, сеялки, каменный каток и т. д.

Весь производственный процесс — от распашки целины до сева и уборки урожая — производился орудиями, которые мало изменились и при династиях Мин и Цин. В правление династии Мин в сельском хозяйстве началось внедрение «глубокой вспашки и тщательной обработки» земли или, как говорили в то время, «пахали глубоко, боронили тщательно».

Улучшение агротехники способствовало тому, что с больших площадей стали собирать по два урожая — весной и осенью. Большое внимание уделялось накоплению удобрений, широко использовался перегной. Поговорка того времени гласит: «Беречь навоз — все равно, что купить еще одно поле».

Особого развития достигла ирригационная техни ка. Благодаря увеличению распашки горных склонов было введено и широко применялось механическое орошение возвышенных мест при помощи водяных колес, труб, водочерпалок, журавлей, желобов на подставках, прокладки водопроводов из бамбуковых труб, устройства барьеров на склонах. Благодаря высокому развитию производительных сил в сельском хозяйстве намного возросла его продуктивность.

Дальнейший подъем сельского хозяйства создал благоприятные условия для развития ремесла и торговли, которые в результате развития товарно-денежных отношений проникают также и в деревню. Это способствовало расширению товарного производства продуктов земледелия.

Такое положение вещей побуждало чиновников и помещиков к усиленному захвату и поглощению земли, и это постепенно привело к высокой концентрации земельной собственности. В это время наблюдается массовое обезземеливание крестьян и превращение их в арендаторов-издоль-Щиков. Специфической чертой этого периода является также широкое применение наемного труда на землях крупных землевладельцев.

Все земли в Минской империи делились на казенные (государственные) и «народные», или частные.

К казенным землям относились те, которые считались государственными в правление Сунов и монгольской династии или отчисленные из этого фонда, т. е. пожалованные, а затем возвращенные в казну, земли, конфискованные у противников новой власти или отобранные по приговору суда у отдельных лиц, а также луга, горы, леса.

Кроме того, казенными были земли монастырей, школ, кладбищ и усыпальниц знатных лиц, «должностные» земли, отдаваемые чиновникам на кормление, и наконец земли, переданные во владение княжеских домов и феодалов. Китайские помещики Юга, составившие опору Чжу Юань-чжана при его приходе к власти, сохранили свои земли в качестве частной собственности. В казну были конфискованы лишь частные владения приверженцев других вождей и тех, кто боролся против войск победителя.

Однако и эта конфискация не предусматривала перемену собственников, а означала обложение их более тяжелыми податями. Следовательно, на Севере преобладали казенные земли, на Юге — частные.

Большинство казенных земель передавалось в вечное держание крестьян, обязанных обрабатывать поля, платить налоги государству и нести феодальные повинности. Императорский эдикт обязывал земледельцев выращивать тутовые деревья и сеять хлопок, который незадолго до того начали культивировать в Китае. Крестьяне, обрабатывавшие заброшенные или ранее затопленные поля на Великой равнине или поднимавшие целину на окраинах государства, получали некоторую помощь от казны, освобождались на специально установленные сроки от податей или получали другие льготы.

У границ государства и в центре страны создавались туньтянь — военные и гражданские поселения. В них земледельцы получали надел земли и могли брать взаймы у казны сельскохозяйственные орудия, семена, а иногда и рабочий скот, за это они отдавали часть урожая или служили в солдатах.

Все остальные земли считались «народными полями». По существу под последними понимались земли, находившиеся в частной собственности как у феодалов, так и у крестьян.

Формы крестьянской зависимости были различными. Крепостного права формально не существовало, крестьянин юридически был лично свободным, однако эта свобода фактически была ограниченной. Существование системы круговой поруки «десятидворок» во главе со старостой (десятским), сильно ограничивало личную свободу крестьян.

«Десятидворка» включала одиннадцать дворов, один из которых был двором старосты (им всегда был зажиточный крестьянин). Обычные функции сельских организаций (учет населения и земли, надзор, круговая порука, обеспечение поступления налогов, поимка беглых) сохранялись за < десятидворкой ».

В еще большей зависимости находились издольщики, обрабатывавшие землю феодалов на условиях аренды. Фактически приближались к положению крепостных те непосредственные производители, земли которых были переданы в так называемое покровительство крупным феодалам.

Некоторые помещики стали применять в своем хозяйстве наемный труд. В составленном современниками Минской династии сборнике чСинши хэньянь» («Бессмертные речи для вразумления современника») содержатся рассказы, в которых нашел отражение факт применения труда сотен людей в деревне. Это уже не земельная рента, а выжимание прибавочной стоимости из труда сельскохозяйственных рабочих.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮКрупнейшими землевладельцами в XVI — XVII вв. являлись императоры Минской династии. Принадлежавшие Минской династии государственные земли составляли ‘/7 всех частновладельческих земель Китая. Источниками расширения государственных земель во времена Минской династии были: государственные земли, унаследованные от Сунской и Юань-ской династий; земли богатеев и помещиков района озера Тайху, описанные и конфискованные, обширные залежные земли, появившиеся в результате междоусобных войн в конце правления Юаньской династии; целина; крестьянские поля, захваченные прямым или косвенным путем.

Минские императоры лично владели на правах частной собственности обширными поместьями, которые назывались дворцовыми (гучжуан) или императорскими (хуанчжуан) землями.

Еще в XVI в. были созданы первые в минский период императорские поместья, число которых в дальнейшем непрерывно росло. К началу XVI в.

только в столичном округе (на территории современной провинции Хэбэй) находилось 36 поместий с общей площадью 37 тыс. цин. В течение XVI — XVII вв.

Все эти земельные площади образовались за счет прямого или косвенного захвата крестьянских наделов. Большие участки государственных земель Минский двор сдавал в аренду, главным образом в плодородных районах близ озера Тайху (Южный Китай). Но и подати здесь были самыми тяжелыми. Размер оброка номинально составлял около ‘/ю урожая.

К числу крупных землевладельцев относились представители различных групп знати. Пожалованные им земли считались наследственными. Земельные владения титулованной знати были огромными, причем источником их роста являлись не только пожалования, но и прямые захваты пастбищ, заброшенных земель, пустошей, а также земель крестьян и мелких феодалов.

Значительную долю государственных земель в Минскую эпоху составляли также земли заслуженных сановников, императорской родни, в особенности великих князей. Поместья, подаренные минским императором Тайцзу великим князьям, измерялись тысячью цин каждое, земельные участки, пожалованные заслуженным сановникам и императорской родне, в большинстве случаев достигали 100 цин.

Чтобы расширить свои земельные владения, эта аристократия часто представляла крестьянские наделы как пустоши, а затем выпрашивала их у императора. Так, при императоре Сяньцзуне его родственник по женской линии Чжоу Юй выпросил более 600 цин земли в Уцяне и Уи (в совр. Хэбэе). При Сяоцзуне синский князь Ю Хан вымолил более 1300 цин земли.

None Картина неизвестного мастера.

XVI в. в нескольких уездах Сунина (в пров. Хэбэй). Чжан воспользовался случаем и забрал крестьянской земли вчетверо больше, чем ему было выделено.

Владения аристократии большей частью располагались в Северной Чжили, Хэнани, Шаньдуне, Хугуа-не (Хубэй и Хунань), в Шэньси, на самых плодородных землях этих провинций. По данным на период царствования Шицзуна, площадь таких земельных владений достигла 200 тыс. цин и составила около ‘/го всех пахотных земель страны (по земельному кадастру того времени).

Со второй половины правления Минской династии расширение земельных владений князей стало бичом для крестьянских хозяйств. Шицзун пожаловал в удел цзинскому князю Цзай Чуаню 40 тыс. цин земли в Хугуане и других местах.

Шэньцзуан намеревался дать в дар князю Фу тоже 40 тыс. цин земли, но ввиду того, что в то время ни в одной из провинций не было такого большого плодородного и компактного массива частновладельческой земли, после ожесточенного спора с министрами он уменьшил площадь пожалования до 20 тыс. цин.

Земельные владения, полученные князьями Хуэй и Гуй в дар от Синцзуна, достигали 30 тыс. цин. В то время в Хугуане не было столько свободной земли, всего 6 тыс.

цин. Что касается остальной части, то причитающиеся с не подати местные чиновники разложили поровну на крестьян: крупные области и уезды вносили подати со 150 цин, средние — со 100 цин, небольшие — с 50 цин в размере 3 лян б цянь (1 лян — 37,301 г. ) серебра с каждого цина.

Особенно отличались в захвате земель могущественные евнухи — представители придворной бюрократии, которые пользовались большой властью при дворе. В начале XVI в. один из высокопоставленных евнухов Гу Да-юн захватил свыше 10 тыс. цин «народных полей».

Расширение земельных владений служилой знати происходило также путем присоединения земель тех лиц, которые искали у нее покровительства. Происходило это следующим образом.

Мелкие землевладельцы, стремясь избавиться от налогового обложения и произвола со стороны властей, переходили под покровительство могущественных феодалов, передавая им свои земли или . фиктивно записывая их на имя феодалов. Такой переход под «покровительство», соответствующий европейской коммендации, и в связи с этим присвоение крупными феодалами земли « покровительствуемых » имели место еще в XV в.

, но широкое распространение они получили в XVI в. Правящая династия пыталась вмешаться в этот процесс перехода под «покровительство», даже приостановить его, так как он приводил к сокращению налоговых поступлений (знать была освобождена от уплаты налогов).

Лица, переходившие под «покровительство», стали клеймиться как «предатели», «негодяи», против них издавались императорские указы. В период царствования Сяоцзуна (1488—1505) было решено отправлять на границу для несения военной службы, т. е. по существу ссылать тех, кто передал землю под «покровительство» князьям.

Все же эти меры не смогли остановить процесса передачи земель под «покровительство», так как значительная часть знати была заинтересована в сохранении института коммендации.

За службу в государственном аппарате чиновники, не имевшие титулов знатности, получали земли, которые составляли особую категорию землевладения. Эти земли носили название «должностных полей» и передавались во владение на срок службы. Когда же такой чиновник увольнялся или добровольно уходил со службы, его земля возвращалась в казну.

К этой же группе земель относились и так называемые «поля для поддержания бескорыстия пограничных чиновников». Эти земли передавались чиновникам отдельных областей в дополнение к месячному довольствию натурой. Предполагалось, что плохо оплачиваемые чиновники на далекой периферии не будут брать взяток, если получат дополнительные Доходы с земли. Отсюда и название этой категории земли.

Одной из форм государственного землевладения были поселения (туньтянь). Земли поселений составляли в первые годы Минской династии самый большой процент государственных земель и делились на Две категории — гражданские (миньтунь) и военные (цзюньтунь), причем главное место отводилось военным.

Военные поселения создавались еще в начале 70-х годов XIV в. в пограничных и внутренних районах (в провинциях Хэнань, Шаньдун, Шэньси, Шаньси и др. )- На каждого военнопоселенца давали 50 му земли.

Власти давали поселенцам рабочий скот и сельскохозяйственный инвентарь. В пограничных районах военнопоселенцы 30 % времени уделяли военному обучению и 70 % — обработке земли, во внутренних — соответственно 20 % и 80 %.

В течение первых трех лет с поселенцев не взимался земельный налог. В дальнейшем те поселенцы, которые пользовались казенным скотом и семенами, выплачивали ренту-налог в размере 50 % урожая, а те, кто обходился своими орудиями производства и семенами, отдавали 30 % урожая.

Наибольшая площадь поселений при династии Мин превышала 890 тыс. цин, что превышало ‘/ю всех пахотных земель страны. Ежегодно поселения давали 4350 тыс. даней (1 дань — 59,6816 кг.) зерна, т. е. около ‘/ всех доходов от поземельного налога.

После царствования Инцзуна значительная часть поселенческих земель была захвачена евнухами, чиновниками и офицерами, так что при Сяньцзуне доходы с них не достигали уже и ‘/ю прежней суммы. ЧАСТНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕКатегория частных, или «народных», полей охватывала земли феодалов, мелких собственников, которые личным трудом обрабатывали поля. Все эти земли облагались государственным налогом, независимо от того, кому они принадлежали.

К категории феодалов, владеющих землей на правах частной собственности, принадлежала некоторая часть дворянства, богатые люди из числа купцов и лиц, занимавшихся различными промыслами, а также шэныпи — обладатели ученых степеней и прав на государственные посты; мелкие чиновники, сельские старосты и др. Многие из них обладали значительной земельной площадью. В конце XVI — начале XVII в.

в ряде провинций (Хэбэй, Шэньси, Хэнань, в бассейне реки Янцзы) были крупные феодалы,.имевшие в частной собственности десятки тысяч и даже свыше 100 тыс. му земли.

Концентрация земельных владений в руках этих феодалов была поразительной. К примеру, в уезде фынхуа (провинция Чжэцзян) семья феодала Дай Ао, сельского чиновника, владела значительной частью земли данного уезда. Общая сумма поземельного налога со всего уезда составляла 20 тыс. лян серебром, при этом наполовину она уплачивалась семьей Дай Ао.

Великий мыслитель конца Минской эпохи Гу Янь-у говорил, что в районе озера Тайху землевладельцы составляют всего лишь 10 %, а остальные 90 % — арендаторы, так как поля таких феодалов, как правило, обрабатывались арендаторами за установленную долю урожая. Часть земель, владельцы которых сами вели свое хозяйство, обрабатывалась наемными работниками.

КРЕСТЬЯНСКОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕКрестьянское землепользование было мелким. Размеры крестьянских владений были неодинаковыми. Они зависели от численности населения и наличия свободной земельной площади в ягой или Яной местности. На севере, где было много заброшенной земли, крестьяне получали по 15 му пахотной и по2 му огородной земли на человека. При эт<т>и земли феодальных собственников, считались «народными», т. е. частными.

Немногочисленными были крестьяне, считавшиеся собственниками земли. В своем большинстве кресть-яне оставались безземельными или являлись держателями государственных земель и земель феодалов. ~Дин из китайских источников XVII в. отмечает, что бассейне озера Тайху лишь ‘/ю часть населения имела свою землю, а /ю обрабатывали чужие поля. Такая же картина наблюдалась и в других районах.

Еще одну группу крестьян составляли держатели государственной земли. По численности они превышали крестьян — мелких собственников и отличались от них тем, что находились в большей зависимости от феодального государственного аппарата. Самую многочисленную группу крестьян составляли держатели или арендаторы частных земель, т.

е. земель, находившихся в полной собственности феодалов.

В положении всех этих групп крестьянства происходили постоянные изменения: мелкие собственники превращались в держателей государственной земли или арендаторов частных, «народных», полей в связи с непрерывным поглощением крестьянских земель феодалами. С другой стороны, и арендаторы частных земель могли превратиться в держателей государственной земли в случае конфискации земель мелких феодалов государством или захвата феодальной знатью, чиновниками.

СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА. НАЛОГИ И ПОВИННОСТИМинское правительство всячески заботилось об организации налогового аппарата и всей учетной системы. Каждые 10 лет составлялись так называемые желтые списки (реестры), куда заносились податные Лица по профессиям и сословиям. При Чжу Юань-чжане было составлено два реестра: Желтый и Рыбье-чешуйчатый. Подобно «основе и утку» они должны были в перекрестном порядке учитывать землю, тяглых, их семьи и их обязанности перед государством.

Списки, составленные в четырех экземплярах, хранились в уездных управлениях и высших инстанциях, включая ведомство финансов. С помощью всестороннего учета крестьяне оказывались прикрепленными к земле и своему местожительству. Их опутывала сеть многочисленных повинностей, они находились в зависимости от государства или владельцев земли.

Учет населения значительно облегчался благодаря существованию сельских общин и системе десятидво-рок — так называемой системе лицзя. Община выступала в качестве административной единицы и использовалась в фискальных целях. В сельской местности 100 дворов составляли деревню (сельскую общину), во главе которой стоял староста.

Община делилась на 10 десятидворок, каждая из которых возглавлялась десятским. Такая система административного деления облегчала взимание налогов и податей и вместе с тем позволяла властям следить за благонадежностью населения.

При Шицзуне и Муцзуне в различных районах страны была осуществлена налоговая реформа, в соответствии с «Законом об унификации всех форм налогов и трудовой повинности» (итяобяньфа), которая с 1581 г. превратилась в установленную законом налоговую систему Минской эпохи. После введения итяобяньфа поземельный налог почти полностью взимался деньгами.

В начале существования Минской династии различные трудовые повинности заменили подушным налогом (диншуй), который также собирали деньгами. Представители низшей администрации (например сборщики зерна, деревенские старосты, контролеры отправки зерна в столицу и др. ) получили возможность откупаться от своих обязанностей уплатой подушного налога.

На казенных землях рента и налог совпадали. Два раза в год крестьяне выплачивали налоги (ляншуй) натурой — рисом, просом, пшеницей и готовыми тканями. Налоги взимались летом и осенью. В концеXV — начале XVI века в летний налог входило до 20 различных наименований продуктов земледелия и домашнего ремесла, а осенний налог насчитывал до 10 названий. Основным видом налогов было зерно. Налог-рента официально устанавливался в размере / ю урожая, но фактически взимался в значительно большем объеме. Крестьяне обязаны были сами доставлять зерно в казенные амбары, причем расходыПо доставке часто превышали сумму налога в 2—3 раза.

Кроме того, они отрабатывали на государственной барщине положенное число дней в году. На казенных Млях ставка государственного обложения была вы-. чем на частных. Там налоги взимались с податных, кем бы они ни были,— богатые земледельцы, бедные крестьяне или пахари-воины. Владельцы земель и податные издольщики облагались меньшим налогом, вероятно, с учетом того, что крестьяне — держатели чужих участков — платили высокую ренту помещикам.

Признание обширных земельных пространств казенной собственностью — что, по мнению Чжу Юань-чжана, должно было улучшить положение крестьян — приводило к обратным результатам. Кроме того, для пополнения вечно пустовавшей казны, власти находили немало предлогов и повышали налоги. В этих целях легко мог быть использован учет. В официальной истории отмечалось, что в 20-х — 30-х годахXV века «целина и пустоши больше не освобождались от обложения налогами навечно». А заболоченные низины и солончаки, с которых ранее вообще не взимали податей, все подверглись учету и были включены в установленную норму обложения. Поэтому сумма податей превысила прежнюю норму.

На казенные земли «созывались люди для распашки», а «подати взимали по примеру частновладельческих земель». Особенно тяжелыми были подати с казенных земель в районе озера Тайху. Население одной лишь области Сучжоу вносило ‘/ю общей суммы поземельного налога, собираемого со всей страны.

Это в 8 раз превышало обычные ставки земельного налога. На многих казенных землях налог с каждого му достигал одного даня и больше, кроме того, крестьянин должен был сам доставить его в казенные амбары. Таким образом, добавив путевые и транспортные расходы, получим, что при уплате одного даня налога крестьянину нужно было часто затрачивать еще 2—3, а то и 4—5 даней.

Это приводило к тому, что крестьяне продавали детей и жен, оставляли поля и разбегались. При императоре Инцзуне (1436—1449) в области Сунцзян площадь заброшенных земель превышала 4700 цин, при Сяоцзуне (1488—1505) население этой области сократилось приблизительно на 600 тыс. человек, т.

е. почти в два раза по сравнению с началом правления Минской династии.

Арендная плата с частновладельческих земель в районе озера Тайху также составляла около одного даня, так что многие обнищавшие крестьяне «сегодня полностью расплачивались с податями, а завтра просили в долг». Были и такие, которые не могли внести даже подати.

Общая сумма поземельного налога со всего уезда фыхуа провинции Чжэцзян составляла 20 тыс. лян серебром. Половину этих денег присваивала лишь одна семья волостного чиновника Дай Ао. В Шэньси также имелись помещики, в собственности которых насчитывалось по нескольку десятков тысяч му nav хотной земли.

В XVI — XVII вв. существовала и отработанная рента. Она выражалась как в форме различного рода отработок на землях феодалов, так и главным образом в форме государственных повинностей, представлявших собою по существу государственную барщину.

Эти повинности выполняли совершеннолетние мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет. Феодалы различных групп, в том числе и крупные землевладельцы, даже не принадлежавшие к дворянскому сословию, и богатые горожане освобождались от повинностей. По закону, изданному еще основателем Минской империи Чжу Юань-чжаном, в 1368 г.

Повинности выполнялись как в столице, так и по месту жительства. Существовали постоянные и временные или, как их называли, разные повинности. Самыми тяжелыми для крестьян повинностями являлись те, которые надолго отрывали от хозяйства рабочие руки — на строительстве городов, дворцов, каналов, плотин, по перевозке зерна в отдаленные пограничные районы, по обслуживанию почты и другие.

От государственных повинностей можно было откупиться или нанять кого-нибудь вместо себя. Но это было Под силу только богатым людям.

Великие князья при постройке дворцов сгоняли на принудительные работы по нескольку сот тысяч, и да-по миллиону человек. На постройке дома Цзяо Фана «отбывало повинность население нескольких °бластейкКрестьянам приходилось часто просить ссуды у ростовщиков, в качестве которых нередко выступали те же помещики. В Хэнани ростовщический процент превышал сумму займа в 3—5 раз, причем долг удерживали во время уборки зерновых и хлопка тут же, на месте, так что крестьянин «проработает усердно целый год, а по-прежнему испытывает холод и голод». Положение трудящихся становилось особенно тяжелым в периоды стихийных бедствий (наводнения, засухи, налеты саранчи), столь частых в Китае.

[custom_ads_shortcode1]

Источники:

Вам также может понравиться