Египет в XI-VIII вв. до н.э

Главная » Статьи » статьи

Египет в XI—VI вв. до н.э.

В период XI—VI вв. до н. э. в экономическом и культурном отношении Египет продолжал оставаться одной из наиболее значительных стран того времени. Но дальнейшее развитие рабовладельческих отношений вело к такому обострению социальных противоречий, что военная и политическая мощь державы фараонов неизбежно подтачивалась. С этого времени Египет всё чаще подпадает под власть других государств. XI—VIII вв. в истории Египта (время XXI—XXIV династий по Манефону) являются продолжением Нового царства. Существенно новые черты в общественной жизни страны наблюдаются лишь в VII—VI вв. до н. э. (со времени XXV—XXVI династий). Создавшиеся к этому времени условия остаются характерными и для последующих V—IV вв. до н. э. вплоть до греко-македонского завоевания Египта. Египет в XI—VIII вв. до н. э. Уровень развития производительных сил. Развитие обмена Уровень развития производительных сил в начале I тысячелетия до н. э., повидимому, не превышал сколько-нибудь значительно уровень развития их в Новом царстве. От времени XXII династии дошли такие предметы из железа (всё ещё низкокачественного), как, например, железное око, вставленное как драгоценность в золотое запястье. При XXII династии попрежнему употреблялись серпы с кремнёвыми лезвиями; такие серпы не исчезали ещё и долгое время спустя. Как уже указывалось, при всех его преимуществах железо требует больше топлива для своей плавки и обработки, чем медь и бронза, так как оно более тугоплавко и, кроме того, поддаётся ковке только в раскалённом состоянии. Неудивительно поэтому, что в Египте, не обладавшем в достаточной мере топливом, пригодным для плавки руды, железо распространялось медленно. Правда, имелись в эту пору и некоторые достижения. Плуг с ярмом вытеснил ко времени XXI династии старый плуг. Отмечают, что коневодство развилось настолько, что Египет стяжал у соседей славу поставщика коней. В хозяйственном отношении время XXI—XXII династий от предыдущего периода заметно отличалось развитием обмена, ростом денежного обращения. На рубеже XX и XXI династий владетель, сидевший в нижнеегипетском городе Танисе (ранее называвшийся Пер-Рамсесом), так бойко торговал с Финикией, что в одном только Библе два десятка судов поддерживали с ним эти торговые сношения. Идёт ли речь о закупке за границей строевого леса или о скупке в Египте земли и рабов и т.п.,—как правило, при XXI—XXII династиях имеет место оплата серебром. Это, разумеется, не значит, что старый способ оплаты вещами совсем вышел из употребления. Но обмен неизбежно и во всё большей мере принимал товарно-денежную форму. Заслуживает внимания, что большие сделки на покупку леса, земли с рабами заключали высокопоставленные лица. Храмовое жречество в этот период прямо выступает в качестве ростовщиков. Денежная ссуда ещё не была господствующим видом займа (процент был очень высок), зато зерновая ссуда была, как и встарь, обычным явлением и взыскивалась беспощадно, вплоть до полного разорения должника. Египет перед ливийским владычеством В начале XI в. до н. э. Египет оказался поделённым между двумя владетелями: нижнеегипетским, находившимся в I анисе, и верхнеегипетским — в Фивах. К этому времени относится знаменитая повесть о плавании Унуамона в финикийский город Библ за лесом для храмовой ладьи Амона. Папирус с рукописью этой повести хранится в Государственном музее изобразительных искусств в Москве. Из рассказа о путешествии, полном злоключений и унижений, можно усмотреть, что если финикияне и ценили достижения египетской культуры, то египетская власть в Сирии, Финикии и Палестине в то время никем уже не признавалась. В самой повести ни верхнеегипетский владетель — верховный жрец Амона Херихор, ни нижнеегипетский владетель Несубанебджед ещё не названы царями. Но и по принятии каждым из них царского титула южный владетель сохранил звание верховного жреца Амона. Формально верховная власть над страной оставалась в руках северного царя. От его имени даже велись кое-какие строительные работы и в южном царстве, которое, однако, фактически составляло государство в государстве. Сходное положение дел сохранялось на протяжении всей основанной Несубанебджедом XXI династии. Некоторые из потомков и преемников Херихора ограничивали свои притязания одним званием верховного жреца, другие же присваивали себе и царский титул. Жречество Амона было главенствующей силой на юге. Можно думать, что значение храмов возросло и в других местах. Так, например, решение государственных и правовых вопросов при посредстве храмовых оракулов, применявшееся прежде не так часто, в жреческом южном царстве превратилось чуть ли не в способ управления. К началу XXII династии это стало обычным явлением не только в Фивах, но и в отдалённых от них областях. Поидимому, и на севере влияние жречества усиливается. Главенствующей силой на севере всё же было войско. Ливийское владычество в Египте Как мы уже видели, ещё Рамсес III(IV) превращал своих многочисленных пленников—ливийцев в военных поселенцев. Натиск ливийцев и проникновение их в Египет не прекращалось и при преемниках Рамсеса. В итоге северная половина страны оказалась наводнённой ливийскими военными поселенцами со своими вождями во главе. Эти вожди становились номархами и смыкались с местной жреческой знатью. Один из ливийских военачальников, по имени Шешенк, занимал при последнем правителе XXI династии настолько видное положение, что ему оставалось сделать лишь шаг, чтобы оказаться на престоле. Шешенк 1 стал основателем XXII династии (середина Х в. до н.э.). Одно время могло казаться, что воцарившийся глава ливийского воинства снова пойдёт по пути воинственных предприятий. Но нападение египетского войска на Палестину при иудейском царе Ровоаме (около 930 г. до н. э.), сопровождавшееся ограблением Иерусалима, было не более, как набегом. Власть преемников Шешенка I была настолько ослаблена даже внутри страны, что о прочном господстве за пределами Египта не могло быть и речи. При утверждении своего господства ливийским военачальникам и ливийскому воинству ещё была нужна более или менее сильная верховная власть. Позже, однако, нужды в такой власти ливийская знать уже не ощущала. При последующих ливийских фараонах в IX—VIII вв. до н. э. (XXII—XXIII династии) Нижний Египет распадался на множество областных государственных образований с ливийскими владетелями-царьками во главе. Сами ливийские цари имели столицей город Бубаст, находившийся в восточной части Дельты. В северной части Верхнего Египта главенствующим был могущественный владетельный дом в Гераклеополе. Жреческое царство на юге оставалось нетронутым. Однако пари XXII династии добивались принятия ливийских царевичей в верховные жрецы Амона в Фивах. В VIII в до н. э. владетельницей южного царства стала ливийская царевна под старым титулом «жены Амона», который носили ещё некоторые царицы времени Нового царства. Раздроблённость страны, разумеется, задерживала её дальнейшее хозяйственное развитие. Объединение Египта в это время, как и ранее, подсказывалось хозяйственной необходимостью. К укреплению единства страны стремилась в особенности жреческая знать, заинтересованная в развитии обмена и торговли Политика фиванского жреческого царства говорит о том, что египетская храмовая знать, в противоположность ливийским военачальникам,стремилась к объединению Египта. Первое завоевание Египта эфиопами Ещё в середине XI в. до н. э Эфиопия покорялась египетскому наместнику, сыну Херихора, верховного жреца Амона. О её дальнейших взаимоотношениях с Египтом мало что известно вплоть до середины VIII в. до н. э., когда там появился свой сильный царь по имени Кашта. Он притязал уже на фараоновский титул, однако следов его владычества севернее самой южной окраины Египта, повидимому, не найдено. Однако к 21-му году правления его преемника Пианхи эфиопы уже владели значительной частью Верхнего Египта, в том числе и Фивами. Фивы выступали союзником эфиопов. Этот союз сулил Фивам определённые выгоды. Одряхлевшая «госпожа всех городов» могла надеяться хотя бы отчасти вернуть себе руками эфиопов былое положение в стране. Эфиопская столица Напата, расположенная у четвёртых порогов, и некоторые другие города Эфиопии были связаны с Фивами. В период Нового царства в Эфиопии был введён и привился там культ главного бога-покровителя Египетской державы — Амона, божества Фив. Фиванское жречество легко могло вступить в союз с господствующим классом Эфиопии. На севере Египта организатором сопротивления нашествию с юга выступил Тефнехт (или Тнефахт, как его называли греки), владетель городов Исиона и Саиса. Главным сторонником Тефнехта в борьбе против эфиопов и южной храмовой знати были «ливийцы, войско надёжное». Не менее решительным противником эфиопов выступил давний соперник «южного города» — город Мемфис, однако не в лице храмовой знати, с которой эфиопы и на севере находили общий язык, а в лице простых горожан, ремесленников и корабельщиков. Военные действия открыл Тефнехт, занявший весь северо-запад Египта и частично север Верхнего Египта. В связи с этим от эфиопов отпал царёк города Гермополя в средней части страны. Эфиопский парь отдал приказ верхнеегипетским владетелям и собственным отрядам, находившимся в Египте, осадить Гермополь, а сам из Эфиопии отправил против северян войско, о котором объявлено было, что оно послано самим Амоном. В трёх битвах на воде и на суше эфиопы разбили северян. Эфиопский царь, прибыв в Фивы к главному празднеству Амона, принял участие в торжествах, а затем отплыл к Гермополю, который принудил обстрелом (камнями и стрелами) и голодом к сдаче. Дальнейшее движение эфиопского войска к Мемфису вылилось в победное шествие: город за городом сдавались победителям. В Гермополе и других городах имущество царьков и содержимое сокровищниц были переданы царской казне, а содержимое житниц — храму Амона в Фивах. Простые граждане Мемфиса встретили завоевателя решительным сопротивлением. Ответом на предложение сдаться, составленное в самых лестных и милостивых выражениях, было нападение мемфисских ремесленников и корабельщиков на отряд эфиопов, который привёз это предложение о сдаче. Мемфис был сильно укреплён с суши, а с реки затопленная половодьем пристань не позволяла, казалось, произвести высадку. В городе было много продовольствия; там стояло восьмитысячное войско. Однако эфиопский царь повёл свои корабли на затопленную пристань, овладел ею и стоявшими там судами, а затем взял город приступом со стороны реки. Множество народа было перебито, много взято в плен. На следующее утро парь позаботился о защите храмов от грабежей воинов, затем жрецы были водворены на свои места, а царь принёс обильную жертву богу Птаху. Содержимое городских сокровищниц и житниц было поделено между храмом бога Амона и храмами местных богов. Жречеству других северных городов тоже не за что было обижаться на эфиопского царя. О сопротивлении теперь, после падения Мемфиса, уже мало кто думал. Города отворяли ворота, с изъявлениями покорности и дарами завоевателю со всех сторон стекались владетельные особы и сановники. В числе их был и бессильный ливийский царь Осоркон из Бубаста. Тефнехт бежал в труднодоступное топкое поморье, но и там был вынужден присягнуть новому фараону в присутствии его представителей — эфиопского военачальника и жреца. Таким образом, в союзе с эфиопами фиванская храмовая знать одержала победу. Но эфиопские завоевания на севере были непрочными. Сын Тефнехта Бекенренеф (или Бокхорис, как его звали греки), который один составляет в списках Манефона XXIV династию, признавался царём мемфисскими жрецами по меньшей мере до 6-го года своего царствования, но никаких следов признания его в Фивах нет.

Тефнехт и Бокхорис по греко-римским преданиям считались царями, покровительствовавшими народу: первый предпочитал простоту походного быта ненавистной народу придворной пышности, а «мудрый Бокхорис» боролся с долговым рабством. Действительно, насколько можно судить, Тефнехт, бывший сам неутомимым воином, опирался главным образом на воинов и простых горожан. К сожалению, египетские памятники от времени царствования этих двух фараонов до нас почти не дошли.

Категория: статьиДобавил: Сотрудница (20 Окт 2011)
Просмотров: 249
Всего комментариев:

Уровень развития производительных сил. Развитие обменаВ начале 1 тысячелетия до н. э. уровень развития производительных сил, очевидно, находился приблизительно в том же состоянии, что и уровень развития их в Новом царстве, с той лишь разницей, что в силу своего развития он несомненно несколько увеличивается.

До нас дошли некоторые предметы из железа со времен XXII династии, которые были все еще низкого качества, как, например, железное око, вставленное как драгоценность в золотое запястье. По-прежнему при XXII династии широко распространены в сельском хозяйстве серпы с кремневыми лезвиями, известно, что им суждено было еще долгое время применяться и после этого периода.

Ранее подчеркивалось, что железо при всех его имеющихся преимуществах требует для своей обработки и плавки значительно больше топлива, чем медь и бронза, поскольку оно отличается от этих металлов своей большей тугоплавкостью. Также еще одна его немаловажная особенность, что железо лишь в раскаленном состоянии поддается ковке.

Вполне естественно, что в Египте процесс распространения железа шел крайне медленно. Это было обусловлено тем, что в Египте не было достаточно топлива, пригодного для плавки руды.

Среди достижений, которые в это время все же имели место в Египте, следует отметить, что ко времени XXI династии плуг с ярмом вытеснил старый плуг. Также некоторые источники указывают, что в это же время коневодство было настолько развито, что среди соседей Египет пользовался славой поставщика коней.

содержание

От предыдущего периода время XXI–XXII династий значительно отличалось в хозяйственном отношении, так как в большей степени происходит увеличение обмена, а также наблюдался дальнейший рост денежного обращения.

Этот период также характеризуется своей бойкой торговлей. На рубеже XX и XXI династий владетель, который сидел в нижнеегипетском городе Танисе (ранее он назывался Пер-Рамсесом), так плодотворно вел торговлю с Финикией, что в одном только Библе два десятка судов поддерживали с ним эти торговые сношения.

Широко распространена в это время закупка за границей строевого леса, в Египте часто скупается земля, покупаются рабы, ведется активная всесторонняя торговля. И как правило в это время, при династиях XXI и XXII в основном имеет место оплата серебром.

Рейтинг@Mail.ru

Само собой разумеется, что это не значило, что старый способ оплаты бартером был отменен и совсем вышел из употребления. Но обмен неизбежно и во все большей мере принимал товарно-денежную форму. Известно, что большие сделки на покупку земли, леса, большие партии рабов и других дорогих товаров заключали высокопоставленные лица, а осуществляли непосредственно купцы.

Храмовые жрецы в этот период прямо выступают в качестве ростовщиков — они ссужают серебро или товары под определенные проценты. Денежная ссуда еще не была основным видом займа, потому что процент на нее был слишком высок. Зато зерновая ссуда была, как и раньше, обычным явлением и взыскивалась беспощадно, вплоть до полного разорения должника.

Следующая глава.

далее

Между Древним и Средним царством лежал период политической раздробленности (1 переходный период), время правления 7-10 династий, о которых практически ничего неизвестно. Это был период самовластного правления номархов, расцвета храмов на местах и почти полного упадка власти центра. Лишь в 21в.

до н. э. вновь наметились два центра притяжения для номов Верхнего и Нижнего Египта – Фивы и Гераклеополь.

Борьба между правителями этих центров привела к новым попыткам объединения Египта, сначала под главенством девятой, а затем сменившей ее 10 династии. Усиление Фив привело к выходу на передний план 11 фиванской династии. Фараоны носили имя Ментухетеп, но более центральная власть усилилась при фараонах 12 династии Аменемхетах и Сенусертах.

назад

Внутренняя политика фараонов Среднего царства осуществлялась сначала под знаком ожесточенной борьбы центра с сепаратистскими тенденциями на местах. Только Сенусерт III и его преемники снова стали практиковать назначение сменяемых сановников центра в качестве правителей номов, причем именно теперь перестали сооружать богатые гробницы номархов.

В годы правления 12 династии и особенно Сенусерта III на передний план заметно выдвинулось служилое чиновничество, заместившее собой наследственную знать. Большую силу при дворе стала играть армия. Все то способствовало укреплению власти центра, созданию эффективной администрации.

После Аменемхета III власть фараонов сначала начала клониться к упадку, хотя были совершены походы в Нубию, Ливию и Азию, откуда шли потоком драгоценные металлы, нужные стране строительные материалы и пленники-рабы, число которых в период Среднего царства увеличилось. Вскоре (при 13 и 14 династиях) страна распалась на 2 части, а затем наступил II переходный период.

Rambler's Top100

Изменения в социально-экономической структуре. Начавшийся в конце Древнего царства процесс приватизации стал заметно ощущаться после I Переходного периода, с начала Среднего царства. На смену абсолютно господствовавшему царско-храмовому и вельможному хозяйствам с их псевдолатифундистскими методами обработки земли рабочими отрядами во главе с надсмотрщиками, пришла новая система хозяйствования, характерная для более развитого государства. Государственные царско-храмовые, региональные номово-храмовые и номово-вельможные хозяйства начали использовать надельно-арендную систему. Земли начали отдавать в аренду “слугам царя”, которые обрабатывали их теперь уже своими орудиями и на свои средства, выплачивая при этом ренту-налог казне, храму или номарху, вельможе. Усиление централизованного контроля при Сенусерте III не изменило этой практики: львиной долей доходов распоряжались уже не номархи или жрецы номовых храмов, а казна в лице ее представителей, присланных из центра чиновников.

Социальный статус населения. Основным контингентом работников были “слуги царя” (хемуу нисут). Этим термином именовали и земледельцев, обрабатывавших земли государства, храмов, и должностных лиц, и ремесленников разных специальностей, и представителей сферы услуг. Все “слуги царя” были обязаны, помимо выполнения своих основных функций, еще и выполнять “царские работы”, т.е. трудовую повинность в пользу казны. Это были строительные и ирригационные работы, труд в копях и каменоломнях. Но на фоне общей массы “слуг царя” появились некие “неджес” (малые), лица, связанные с рынком, товарно-денежными отношениями, возникавшими с частнособственнической деятельностью.

В Египте Среднего царства существовал уже достаточно развитый регулярный рыночный обмен. Мерилом ценности было зерно, реже медь и еще реже серебро или золото. Товарно-денежные отношения в условиях жесткой государственной регламентации развивались крайне медленно.

Надписи подтверждают существование большесемейных групп домовых общин, “домов” (обычные семейно-клановые группы во главе с отцом-патриархом в эпоху Среднего царства). Таким образом, трансформация социальной структуры в период Среднего царства по сравнению с Древним очевидна, но характер этой трансформации во многом зависел от сложившихся издревле социально-экономических и политических отношений. Слабое развитие рынка накладывало свой отпечаток.

Во II Переходный период 13-я и 14-я династии сменены вторгшимися в Египет азиатскими племенами гиксосов, которые познакомили египтян с боевыми колесницами и лошадьми. Осевшие в районе дельт гиксосы правили около полутора веков, но период их правления не был отмечен ни политическими, ни экономическими успехами. Время 15-й и 16-й династий гиксосов было временем упадка и деградации, многие храм были разрушены, а знатные семьи разорены.

Так, нашествие гиксосов в древнеегипетской традиции было принято рассматривать как великое несчастье, страшный погром, полный упадок. Владычество гиксосов было непрочным. В Фивах почти параллельно с гиксосами существовала египетская 17 династия, контролировавшая почти весь Верхний Египет, и ведшая успешные войны с гиксосами.

В период Среднего царства возросло количество рабов. Если раньше раб0иноземцы были лишь зависимой и бесправной рабочей силой в храмовых, царских и вельможных хозяйствах, то теперь рабы чаще стали использоваться для услуг власть имущим. Частные рабы были немногочисленны, стоили дорого и считались важным элементом престижа. Порабощение соплеменников-египтян было весьма редким (долговое рабство) и официально не допускалось.

С падением около 1075г. до н. э.

единого централизованного государства Нового царства, Египет вступает в поздний период (1075-332ггю до н. э. ) своей территории.

Главное отличие его от предшествующих эпох состоит в нарастающей и достигающей максимума к концу 9в. до н. э.

децентрализации египетского общества. Единая структура распадается на ряд обособленных хозяйств, находящихся под контролем правителей отдельных номов и связанных с ними номовых храмов. Те земельные участки, которые выделялись государством в эпоху Нового царства крупным чиновникам в условное держание с исчезновением централизованной власти превращаются в полную их собственность.

На базе ресурсов этих хозяйств правители номов создают собственный административный аппарат и войско. Наступает период политической раздробленности. Объединения Египта в это время возникают за счет либо усиления влияния одной из местных группировок египетской элиты (24, 26 и 28 сайсские, 29 мендесская и 30 севеннитская династии), либо установления над страной иноземного владычества (22 и 23 ливийские, 25 – нубийская и 27 персидская династии).

Реальное политическое влияние в стране на протяжении всего Позднего периода находится в руках номовых группировок египетской элиты. С этим связан упадок внешнего могущества Египта, т. к.

находившихся в руках общеегипетских династий 1 тыс. до н. э.

экономических и людских ресурсов было недостаточно для создания сильной и боеспособной армии. За исключением некоторых эпизодов, Поздний Египет не ведет завоевательных войн, в напротив, становится объектом завоевания со стороны африканских соседей, и позднее, великих держав Передней Азии.

Социально-экономическое развитие. В области экономики в 1 тысячелетии до н.э. решающим фактором было использование в хозяйстве и военном деле железа. Существенное влияние на Египет оказали те народы (ассирийцы, кушиты, греки), которые раньше египтян освоили его добычу и технику обработки, благодаря близости к источникам сырья. В ремесле ведущей была обработка металлов: бронзы, железа, золота, серебра. Высокого уровня достигло ткачество и производство цветной керамики, совершенствовалась техника кораблестроения.

В саисскую эпоху возродилось монументальное строительство храмовых и светских зданий. Интенсивно развивались товарно-денежные отношения. Объектом купли-продажи становилась даже земля.

Эквивалент – серебро. Развивается и внешняя торговля (контакты с Карфагеном и Финикией, греческими полисами).

Социальные отношения. Правящая верхушка – номовая и военная знать, жречество, торговцы и наемники – обогащается. Свободное население – мелкие производители – попадают в сложные условия развития товарно-денежных отношений, частного землевладения, купли-продажи земли и движимого имущества. Разорившиеся землевладельцы становятся арендаторами земли на кабальных условиях, что и ведет к дроблению земли на еще более мелкие участки и отдачу их в наем еще более мелким арендаторам. Разорившиеся свободные попадают в кабалу, часто вместе с семьями. Процветают источники рабства, такие как самопродажа на определенный срок, так и “до бесконечности”.

Характерной чертой социальной структуры позднего времени является также усиление сословной замкнутости. Она проявилась в наследственности профессии, традиционных правил поведения, обрядов. Приток рабов-военнопленных в 1 тыс.

до н. э. значительно сократился из-за того, что Египет сам был объектом завоеваний.

Происходят острые социальные конфликты и с целью их разрешения правители Египта вынуждены были проводить радикальные реформы (Теорнахт, Бокхорис, Амасис). Определенной направленностью отличалась идеология позднего, особенно саисского периода. Ее характерной чертой был возврат к древним традициям, архаическим верованиям, обычаям, архаизации титулов, языка, литературного стиля, архитектуры, искусства.

Периоды Древнего и Среднего царств представляются как “золотой век”, как политический идеал. Из иноземных влияний – греческое влияние в связи с проживанием на его территории греческих торговцев, наемников, ремесленников, а также установлением прямых политических связей с греческими государствами.

Скопление ливийцев на севере страны и использование многих из них в качестве солдат-наемников привело на рубеже II-I тыс. до н. э.

к выдвижению на авансцену политической жизни страны амбициозных ливийских военачальников, активно вмешивающихся во внутреннюю борьбу фараонов с усилившейся местной знатью. Это вмешательство завершилось тем, что один из военачальников Шешонк в середине Хв. До н.

э. захватил власть и положил начало 22 ливийской династии. Ливийские династии эффективно контролировали лишь район дельты.

В нильской долине большую роль играла местная знать. В 8в. до н.

э. правители Нубии начали успешную кампанию за захват Верхнего Египта, что и привело к созданию 25 нубийской династии, правившей до того момента, когда в 671г. до н.

э. победоносный ассирийский царь Асархаддон не завоевал Египет. Однако Ассирия не закрепила своей победы из-за внутренних распрей и в 664г.

Примерно с этого времени огромную роль в истории Египта и в связях с внешним миром начали играть греки – торговцы и колонисты. Вместе с финикийцами они стали активно обживать средиземноморские побережье страны. В 525г.

до н. э. войска персидского царя Камбиза покончили с независимостью Египта, превратив его до 404г.

до н. э. в сатрапию Ахеменидской империи (это время считается периодом 27 персидской династии).

Освобождение от власти персов привело к появлению кратковременных 28 и 30 египетских династий, пока завоевание Александра Македонского в 332г. до н. э.

вновь не привело к падению независимости Египта. После смерти Александра Египет стал владением одного из греческих сподвижников-диадохов Александра, Птолемея. Период правления Птолемея и его преемников, включая и Клеопатру, ознаменовался энергичной эллинизацией страны, столицей которой стала Александрия.

Птолемеевский Египет пришел в упадок на рубеже новой эры, после чего страна на долгие века превратилась в провинцию Рима, а затем (с IV в. н. э.

Источники:

Вам также может понравиться