Решительный шаг в построении светской культуры был сделан гуманистами, идеологами Возрождения. Ранний гуманизм являлся идеологией богатых горожан, которые в условиях зарождения капиталистического уклада превращались в буржуазию. Эта идеология складывалась так же постепенно, как и сама буржуазия, и раньше всего проявилась в Италии.
Слово гуманизм происходит от латинского термина humanitas (буквально — «человечность»), произведённого от homo, что значит человек. Отсюда в XVI в. произошёл термин humanista (гуманист), а в XIX в.
-«гуманизм». Представители нового направления этими терминами хотели подчеркнуть светский характер своей науки и литературы, освобождение и той и другой от засилья богословия.
Характернейшей чертой гуманизма был индивидуализм, лежавший в основе мировоззрения нового человека. Индивидуализм мог проявляться в самых разнообразных формах. Его идеализированным выражением было подчёркивание гуманистами ценности человеческой личности самой по себе.
Поэтому у гуманистов на первый план выдвигался интерес к человеческим делам, человеческая (а не религиозная) точка зрения на все явления жизни и в особенности защита человеческой личности. Но индивидуализм гуманистов с самого начала содержал в себе склонность к такому утверждению личности, которое рассматривало удовлетворение потребностей индивидуума как самоцель.
style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>
style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>.
Восхваляя всевозможного рода «сильных людей», для которых моральные принципы были необязательны и «добродетели» которых заключались в том, что они добивались своей цели, не считаясь ни с какими препятствиями, представители гуманизма нередко считали, что успех дела оправдывает средства, которыми он достигается.
К тому же гуманисты ценили не всякую личность, а лишь выдающуюся своими богатствами или образованием: они восхваляли правителей, военачальников, учёных, писателей, «аристократию кошелька и ума».
Характерным для гуманистов являлось и пробуждение у них национального сознания. Хотя гуманисты были в большинстве случаев превосходными знатоками древних языков и писали свои научные трактаты по-латыни, литературные произведения поэтов и писателей эпохи раннего Возрождения были написаны не на латинском, а на народных языках.
Прокладывая дорогу новой идеологии в борьбе со старым миром, люди Возрождения подвергли резкой критике систему феодального мировоззрения.
Высмеивая аскетизм и теорию воздержания католической церкви, они утверждали право человека на наслаждения. Они осуждали феодальную раздробленность и сепаратизм феодалов и выставляли в качестве своего идеала сильную королевскую власть и централизованную монархию как политическую организацию нации.
Они требовали научного исследования вместо схоластического преклонения перед авторитетами и отрицали средневековое искусство. Период истории, лежавший между античностью и Возрождением, гуманисты объявили временем суеверия, темноты и невежества.
Этот период впервые стал именоваться в их трудах средневековьем.
27. В чем заключалась гуманистическая идеология эпохи Возрождения, ее основные черты и социальные истоки? Со второй половины ХIV в. в культурной жизни средневековой Европы происходит важный перелом, связанный с возникновением новой раннебуржуазной идеологии и культуры.
Поскольку ранние капиталистические отношения зародились и стали развиваться прежде всего в Италии, в этой стране начала формироваться и раннебуржуазная культура, получившая название «Возрождение». Полного расцвета она достигла к концу ХV – началу ХVI вв.
Термин «Возрождение» (часто употребляемый во французской форме – «Ренессанс») впервые употребил итальянский художник Дж. Вазари.
Идейное содержание культуры Возрождения обычно обозначается термином «гуманизм», который происходит от слова «humanitas» – человеческий. Термин «гуманисты» возник в ХVI в. Но уже в ХV в.
деятели Возрождения употребляли для обозначения своей культуры слово humanitas, обозначавшее образованность, притом светскую. Светские науки (studia humana) противопоставлялись церковной науке (studia divina).
Идеология гуманизма несла новое отношение к миру и самому человеку. Вопреки доминировавшему в предшествующие века учению Церкви о земной жизни как греховной и безрадостной гуманисты открыли многокрасочный мир действительности во всем его живом и конкретном многообразии. Они создали идеал человека, жадно стремящегося к благам жизни.
Важной чертой идеологии гуманизма был индивидуализм. Гуманисты поставили в центр внимания человека. Они проявляют страстный интерес к внутреннему миру человека, к индивидуальному своеобразию его чувств и переживаний, к их тончайшим оттенкам. Гуманизм возвестил о величии человека, о мощи его разума, о его способности к совершенствованию.
Индивидуализм гуманистов имел прогрессивное антифеодальное звучание. Вместе с тем это мировоззрение скрывало в себе склонность к такому утверждению личности, для которой стремление к удовлетворению потребностей становилось самоцелью. Абсолютизация индивидуализма открывала дорогу к погоне за наслаждениями без каких-либо ограничений. Кроме того, выдвигавшийся гуманистами идеал развития индивидуальной личности имел в виду лишь немногих избранных и не распространялся на широкие массы.
Гуманисты проявляли большой интерес к культуре Древней Греции и Рима. В этой культуре их привлекали ее светский характер, жизнеутверждающая направленность. Она открыла гуманистам мир красоты и оказала огромное влияние на все области искусства Возрождения.
Наиболее сильно преклонение перед античной культурой проявилось в Италии. Историю Рима гуманисты воспринимали как свое национальное прошлое. Здесь, в Италии, во Флоренции в середине ХV в. была основана Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино, которая удовлетворяла интерес любителей античной философии.
Гуманисты вернули Европе античное наследие, утраченное в Средние века. Они разыскивали античные рукописи и издавали их. Интересовали гуманистов и проблемы этики. Их волновали вопросы поведения человека в обществе, цель, которую человек должен ставить перед собой в своей деятельности, так как новая идеология означала переоценку всех человеческих действий.
Творцами гуманистической идеологии были ученые, врачи, юристы, учителя, художники, скульпторы, архитекторы, писатели и пр. Они составили новый социальный слой – интеллигенцию. Эта категория людей, занятых умственным трудом, играла большую роль в общественной жизни того времени.
Изобретение в середине ХV в. книгопечатания сделало произведения гуманистов доступными более широким кругам образованных людей и способствовало усилению влияния идей Возрождения. Особой силой воздействия обладали новые идеи, воплощенные в образах литературы и искусства.
Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» стала первым гимном достоинству человека. Эта позиция была развита Ф.
Петраркой – философом и блестящим поэтом, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии. Широко известны и имена таких гуманистов, как Д. Манетти, Л.
Валла, Пико делла Мирандолы, Л. Бруни, К. Салютати, П.
Следующая глава.
Со второй половины ХIV в. в культурной жизни средневековой Европы происходит важный перелом, связанный с возникновением новой раннебуржуазной идеологии и культуры.
Поскольку ранние капиталистические отношения зародились и стали развиваться прежде всего в Италии, в этой стране начала формироваться и раннебуржуазная культура, получившая название “Возрождение”. Полного расцвета она достигла к концу ХV – началу ХVI вв.
Термин “Возрождение” (часто употребляемый во французской форме – “Ренессанс”) впервые употребил итальянский художник Дж. Вазари.
Идейное содержание культуры Возрождения обычно обозначается термином “гуманизм”, который происходит от слова “humanitas” – человеческий. Термин “гуманисты” возник в ХVI в. Но уже в ХV в.
деятели Возрождения употребляли для обозначения своей культуры слово humanitas, обозначавшее образованность, притом светскую. Светские науки (studia humana) противопоставлялись церковной науке (studia divina).
Идеология гуманизма несла новое отношение к миру и самому человеку. Вопреки доминировавшему в предшествующие века учению Церкви о земной жизни как греховной и безрадостной гуманисты открыли многокрасочный мир действительности во всем его живом и конкретном многообразии. Они создали идеал человека, жадно стремящегося к благам жизни.
Важной чертой идеологии гуманизма был индивидуализм. Гуманисты поставили в центр внимания человека. Они проявляют страстный интерес к внутреннему миру человека, к индивидуальному своеобразию его чувств и переживаний, к их тончайшим оттенкам. Гуманизм возвестил о величии человека, о мощи его разума, о его способности к совершенствованию.
Индивидуализм гуманистов имел прогрессивное антифеодальное звучание. Вместе с тем это мировоззрение скрывало в себе склонность к такому утверждению личности, для которой стремление к удовлетворению потребностей становилось самоцелью. Абсолютизация индивидуализма открывала дорогу к погоне за наслаждениями без каких-либо ограничений. Кроме того, выдвигавшийся гуманистами идеал развития индивидуальной личности имел в виду лишь немногих избранных и не распространялся на широкие массы.
Гуманисты проявляли большой интерес к культуре Древней Греции и Рима. В этой культуре их привлекали ее светский характер, жизнеутверждающая направленность. Она открыла гуманистам мир красоты и оказала огромное влияние на все области искусства Возрождения.
Наиболее сильно преклонение перед античной культурой проявилось в Италии. Историю Рима гуманисты воспринимали как свое национальное прошлое. Здесь, в Италии, во Флоренции в середине ХV в. была основана Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино, которая удовлетворяла интерес любителей античной философии.
Гуманисты вернули Европе античное наследие, утраченное в Средние века. Они разыскивали античные рукописи и издавали их. Интересовали гуманистов и проблемы этики. Их волновали вопросы поведения человека в обществе, цель, которую человек должен ставить перед собой в своей деятельности, так как новая идеология означала переоценку всех человеческих действий.
Творцами гуманистической идеологии были ученые, врачи, юристы, учителя, художники, скульпторы, архитекторы, писатели и пр. Они составили новый социальный слой – интеллигенцию. Эта категория людей, занятых умственным трудом, играла большую роль в общественной жизни того времени.
Изобретение в середине ХV в. книгопечатания сделало произведения гуманистов доступными более широким кругам образованных людей и способствовало усилению влияния идей Возрождения. Особой силой воздействия обладали новые идеи, воплощенные в образах литературы и искусства.
Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери. Его “Божественная комедия” стала первым гимном достоинству человека. Эта позиция была развита Ф.
Петраркой – философом и блестящим поэтом, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии. Широко известны и имена таких гуманистов, как Д. Манетти, Л.
Валла, Пико делла Мирандолы, Л. Бруни, К. Салютати, П.
Со второй половины ХIV в. в культурной жизни средневековой Европы происходит важный перелом, связанный с возникновением новой раннебуржуазной идеологии и культуры.
Поскольку ранние капиталистические отношения зародились и стали развиваться прежде всего в Италии, в этой стране начала формироваться и раннебуржуазная культура, получившая название «Возрождение». Полного расцвета она достигла к концу ХV – началу ХVI вв.
Термин «Возрождение» (часто употребляемый во французской форме – «Ренессанс») впервые употребил итальянский художник Дж. Вазари.
Идейное содержание культуры Возрождения обычно обозначается термином «гуманизм», который происходит от слова «humanitas» – человеческий. Термин «гуманисты» возник в ХVI в. Но уже в ХV в.
деятели Возрождения употребляли для обозначения своей культуры слово humanitas, обозначавшее образованность, притом светскую. Светские науки (studia humana) противопоставлялись церковной науке (studia divina).
Идеология гуманизма несла новое отношение к миру и самому человеку. Вопреки доминировавшему в предшествующие века учению Церкви о земной жизни как греховной и безрадостной гуманисты открыли многокрасочный мир действительности во всем его живом и конкретном многообразии. Они создали идеал человека, жадно стремящегося к благам жизни.
Важной чертой идеологии гуманизма был индивидуализм. Гуманисты поставили в центр внимания человека. Они проявляют страстный интерес к внутреннему миру человека, к индивидуальному своеобразию его чувств и переживаний, к их тончайшим оттенкам. Гуманизм возвестил о величии человека, о мощи его разума, о его способности к совершенствованию.
Индивидуализм гуманистов имел прогрессивное антифеодальное звучание. Вместе с тем это мировоззрение скрывало в себе склонность к такому утверждению личности, для которой стремление к удовлетворению потребностей становилось самоцелью. Абсолютизация индивидуализма открывала дорогу к погоне за наслаждениями без каких-либо ограничений. Кроме того, выдвигавшийся гуманистами идеал развития индивидуальной личности имел в виду лишь немногих избранных и не распространялся на широкие массы.
Гуманисты проявляли большой интерес к культуре Древней Греции и Рима. В этой культуре их привлекали ее светский характер, жизнеутверждающая направленность. Она открыла гуманистам мир красоты и оказала огромное влияние на все области искусства Возрождения.
Наиболее сильно преклонение перед античной культурой проявилось в Италии. Историю Рима гуманисты воспринимали как свое национальное прошлое. Здесь, в Италии, во Флоренции в середине ХV в. была основана Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино, которая удовлетворяла интерес любителей античной философии.
Гуманисты вернули Европе античное наследие, утраченное в Средние века. Они разыскивали античные рукописи и издавали их. Интересовали гуманистов и проблемы этики. Их волновали вопросы поведения человека в обществе, цель, которую человек должен ставить перед собой в своей деятельности, так как новая идеология означала переоценку всех человеческих действий.
Творцами гуманистической идеологии были ученые, врачи, юристы, учителя, художники, скульпторы, архитекторы, писатели и пр. Они составили новый социальный слой – интеллигенцию. Эта категория людей, занятых умственным трудом, играла большую роль в общественной жизни того времени.
Изобретение в середине ХV в. книгопечатания сделало произведения гуманистов доступными более широким кругам образованных людей и способствовало усилению влияния идей Возрождения. Особой силой воздействия обладали новые идеи, воплощенные в образах литературы и искусства.
Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» стала первым гимном достоинству человека. Эта позиция была развита Ф.
Петраркой – философом и блестящим поэтом, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии. Широко известны и имена таких гуманистов, как Д. Манетти, Л.
Валла, Пико делла Мирандолы, Л. Бруни, К. Салютати, П.
Источники: