Композиторы-романтики

Презентация «Музыкальное искусство эпохи романтизма» продолжает тему «Романтизм в европейском изобразительном искусстве», Эта запись на блоге познакомила с основными чертами стиля. Презентация, посвящённая музыке романтизма, не только богата иллюстративным материалом, но содержит также аудио- и видео- примеры. К сожалению, услышать музыку, пройдя по ссылкам, можно только в программе PowerPoint.

Музыкальное искусство эпохи романтизма

Ни одна эпоха до XIX века не подарила миру столько талантливых композиторов и исполнителей и столько выдающихся музыкальных шедевров как эпоха романтизма. В отличие от классицизма, в основе мировоззрения которого лежит культ разума, главное в искусстве романтизма – чувство.

«В теснейшем и существеннейшем своём значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. Сфера его, как мы сказали, – вся внутренняя  задушевная жизнь человека, та таинственная жизнь души и сердца, откуда подымаются все неопределённые стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею».                                                                                                                                                    В.

Г. Белинский.

В музыке, как ни в одном другом виде искусства, возможно выразить самые разнообразные чувства и эмоции. Поэтому именно музыка стала главным искусством в эпоху романтизма. Кстати, термин «романтизм» по отношению к музыке впервые употребил выдающийся писатель, художник, композитор Эрнест Теодор Амадей Гофман, жизнь и судьба которого может служить ярчайшим примером судьбы романтического героя.

[custom_ads_shortcode1]

Музыкальные инструменты эпохи романтизма

Благодаря богатству звуковой палитры, разнообразию тембровой окраски, одним из любимейших музыкальных инструментов романтиков стало фортепьяно. В эпоху романтизма фортепьяно обогатилось новыми возможностями. Среди музыкантов-романтиков много таких как Лист, Шопен, поражающих любителей музыки виртуозным исполнением своих (и не только своих) фортепьянных произведений.

Оркестр эпохи романтизма обогатился новыми инструментами. Состав оркестра увеличился в несколько раз по сравнению с оркестром эпохи классицизма. Для того, чтобы создать фантастическую, волшебную атмосферу, композиторы использовали возможности таких инструментов, как арфа, стеклянная гармоника, челеста, глокеншпиль.

На скриншоте слайда из моей презентации видно, что к каждому изображению музыкального инструмента я добавила пример его звучания. Загрузив презентацию на свой компьютер и открыв её в программе PowerPoint, мой любознательный читатель, вы сможете насладиться звучанием этих удивительных инструментов.

Композиторы 19 века

«Обновлённые инструменты несказанно расширили рамки оркестровой выразительности, позволили обогатить колористическую палитру оркестра и ансамбля неведомыми ранее тембрами, техническим блеском и мощной роскошью звучности. А в сольных пьесах, концертах, фантазиях они могли поражать слушателей небывалой, подчас акробатической виртуозностью и утрированной чувственностью, придавая исполнителям-концертантам черты демонические и властные».                                                                                                                                                   В.

В. Березин.

[custom_ads_shortcode2]

Жанры в музыке романтизма

Наряду с популярными жанрами, существовавшими в предшествующую эпоху, в романтической музыке появляются новые, такие как ноктюрн, прелюдия (ставшая вполне самостоятельным произведением (вспомним восхитительные прелюдии Фредерика Шопена), баллада, экспромт, музыкальная миниатюра, песня (Франц Шуберт сочинил их около шестисот), симфоническая поэма. В этих произведениях композитор-романтик мог выразить тончайшие оттенки  душевных переживаний. Именно романтики, стремясь к конкретности музыкальных идей, пришли к созданию программных сочинений. Эти творения часто вдохновлялись произведениями литературы, живописи, скульптуры. Ярчайшим примером таких творений являются сочинения Ференца Листа, вдохновлённые образами, Данте, Микеланджело, Петрарки, Гёте.

[custom_ads_shortcode3]

Композиторы-романтики

Рамки «жанра» не позволяют поместить в данной записи рассказ о творчестве композиторов-романтиков. Задача моя состояла в том, чтобы дать общее представление о музыке романтизма и, если повезёт, вызвать интерес к теме и желание продолжить самостоятельное изучение музыкального искусства эпохи романтизма.

Обнаружила среди материалов Arzamas Academy то, что может быть интересно любознательному моему читателю о музыке романтизма. Рекомендую настоятельно почитать, послушать, поразмышлять!

0_12f01a_e114e32b_X4L (700x503, 131Kb)

Как всегда, предлагаю список литературы. Хочу пояснить, что список составляю, используя собственную библиотеку. Если вам покажется он не полным, дополните его сами.

Советую почитать о музыке романтизма

  •          Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство.  Часть третья. Музыка, театр, кино.– М.: Аванта+, 2001.
  •         Энциклопедический словарь юного музыканта. ‒ М.: «Педагогика», 1985.
  •         Музыкальный энциклопедический словарь. ‒ М.: «Советская энциклопедия», 1990.
  •         Великович Э.И. Музыкальные путешествия в историях и картинках. ‒ СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2009.
  •          Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  •          Залесская М.К. Рихард Вагнер. Запрещённый композитор. ‒ М.: Вече, 2014.
  •         Коллинз Ст. Классическая музыка от и до. ‒ М.: ФАИР_ПРЕСС, 2000.
  •          Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е.А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. ‒ СПб.: Питер, 2007.
  •         Роллан Р. Жизни великих людей. ‒ М.: Известия, 1992.
  •         Сто великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. ‒ М.: Вече, 1999.
  •          Тибальди-Кьеза М. Паганини. ‒ М.: Мол. Гвардия, 1981

Удачи!

Прав был Цвейг: столь прекрасного поколения, как романтики, Европа не видела со времён Возрождения. Дивные образы мира грёз, обнажённые чувства и стремление к возвышенной духовности, – такими красками нарисована музыкальная культура романтизма.

[custom_ads_shortcode1]

Появление романтизма и его эстетика

В то время как в Европе вершился промышленный переворот, в сердцах европейцев крушились надежды, возложенные на Великую французскую революцию. Культ разума, провозглашённый эрой Просвещения, был низвергнут. На пьедестал взошёл культ чувств и естественного начала в человеке.

Так появился романтизм. В музыкальной культуре он просуществовал чуть больше века (1800—1910), тогда как в смежных сферах (живописи и литературе) его срок истёк на полстолетия раньше. Пожалуй, в этом «виновата» музыка – именно она была на вершине среди искусств у романтиков как наидуховнейшее и наисвободнейшее из искусств.

Впрочем, романтики, в отличие от представителей эпох античности и классицизма, не выстраивали иерархию искусств с её чётким делением на виды и жанры. Романтическая система была универсальной, виды искусств могли свободно переходить друг в друга. Идея синтеза искусств была одной из ключевых в музыкальной культуре романтизма.

великие композиторы 19 века

Эта взаимосвязь касалась и категорий эстетики: прекрасноесоединялось с безобразным, высокое – с низменным, трагическое – с комическим. Такие переходы связывала романтическая ирония, она же отражала универсальную картину мира. Всё, что имело отношение к прекрасному, обрело новый смысл у романтиков. Природа стала объектом поклонения, художника боготворили как высшего из смертных, а чувства превозносились над разумом.

Бездуховная реальность противопоставлялась мечте, прекрасной, но недостижимой. Романтик с помощью воображения строил свой новый, непохожий на другие реальности, мир.

[custom_ads_shortcode2]

Какие темы избирали художники романтизма?

Интересы романтиков ярко проявились в выборе избираемых ими тем в искусстве.

  • Тема одиночества. Недооценённый гений или одинокая личность в обществе – эти темы были основными у композиторов этой эпохи(«Любовь поэта» Шумана, «Без солнца» Мусоргского).
  • Тема «лирической исповеди». Во многих опусах композиторов-романтиков присутствует налёт автобиографичности («Карнавал» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза).
  • Тема любви. В основном это тема неразделённой или трагической любви, но не обязательно («Любовь и жизнь женщины» Шумана, «Ромео и Джульетта» Чайковского).
  • Тема пути. Её ещё называют темой странствий. Душа романтика, раздираемая противоречиями, искала свой путь(«Гарольд в Италии» Берлиоза, «Годы странствий» Листа).
  • Тема смерти. В основном это была духовная смерть (Шестая симфония Чайковского, «Зимний путь» Шуберта).
  • Тема природы. Природа в глазах романтика и оберегающая мать, и сопереживающий друг, и карающий рок («Гебриды» Мендельсона, «В Средней Азии» Бородина). С этой темой связан и культ родной земли (полонезы и баллады Шопена).
  • Тема фантастики. Воображаемый мир для романтиков был намного богаче реального («Волшебный стрелок» Вебера, «Садко» Римского-Корсакова).

[custom_ads_shortcode3]

Музыкальные жанры эпохи романтизма

Музыкальная культура романтизма дала толчок развитию жанрам камерной вокальной лирики: балладе («Лесной царь» Шуберта), поэме («Дева озера» Шуберта) и песням, часто объединяемым в циклы («Мирты» Шумана).

Романтическая опера отличалась не только фантастичностью сюжета, но и прочной связью слова, музыки и сценического действия. Происходит симфонизация оперы. Достаточно вспомнить «Кольцо нибелунгов» Вагнера с развитой сетью лейтмотивов.

Среди инструментальных жанров романтики выделяют фортепианную миниатюру. Чтобы передать один образ или минутное настроение, им достаточно небольшой пьесы. Несмотря на свой масштаб, пьеса бурлит экспрессией. Ею может быть «песня без слов» (как у Мендельсона), мазурка, вальс, ноктюрн или пьесы с программными названиями («Порыв» Шумана).

Как и песни, пьесы порой объединяются в циклы («Бабочки» Шумана). При этом части цикла, ярко контрастные, всегда образовывали единую композицию за счёт музыкальных связей.

Романтики любили программную музыку, соединявшую её с литературой, живописью или другими искусствами. Поэтому сюжет в их сочинениях часто управлял формой. Появлялись одночастные сонаты (си-минорная соната Листа), одночастные концерты (Первый фортепианный концерт Листа) и симфонические поэмы («Прелюды» Листа), пятичастная симфония («Фантастическая симфония» Берлиоза).

[custom_ads_shortcode1]

Музыкальный язык композиторов-романтиков

Синтез искусств, воспетый романтиками, повлиял на средства музыкальной выразительности. Мелодия стала более индивидуальной, чутко реагирующей на поэтику слова, а сопровождение перестало быть нейтральным и типичным по фактуре.

Гармония обогатилась невиданными красками, чтобы поведать о переживаниях героя-романтика.Так, романтические интонации томления отлично передавали альтерированные гармонии, усиливающие напряжение. Романтики любили и эффект светотени, когда мажор сменялся одноимённым минором, и аккорды побочных ступеней, и красивые сопоставления тональностей. Новые эффекты обнаруживались и в натуральных ладах, особенно когда требовалось передать в музыке народный дух или фантастические образы.

В целом мелодия у романтиков стремилась к непрерывности развития, отвергала любую автоматическую повторность, избегала регулярности акцентов и дышала выразительностью в каждом своём мотиве. А фактура стала настолько важным звеном, что её роль сравнима с ролью мелодии.

Послушайте, какая замечательная мазурка есть у Шопена!

[custom_ads_shortcode2]

Вместо заключения

Музыкальная культура романтизмана рубеже XIX и XXвеков пережила первые признаки кризиса. «Свободная» музыкальная форма начала распадаться, гармония одерживала верх над мелодией, возвышенные чувства души романтика уступили место болезненному страху и низменным страстям.

Эти разрушительные тенденции привели романтизм к концу и открыли путь модернизму. Но, завершившись как направление, романтизм продолжил жить и в музыке XX века, и в музыке века нынешнего в разных своих составляющих. Прав был Блок, говоря о том, что возникает романтизм «во все эпохи человеческой жизни».

Автор – Александра Рамм

https://shkolazhizni.ru/img/content/i102/102465_or.jpg

Музыка заняла особое место в эстетике романтизма. Она была объявлена образцом и нормой для всех областей искусства, поскольку в силу своей специфики способна наиболее полно выразить движения души. «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются» (Г.Гейне). Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последую­щий этап (1830–50-е годы) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. Таким образом, если в литературе и живописи романтическое направление в ос­новном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее.

В музыкальном романтизме, так же как в других видах искусства и литературе, противопоставле­ние мира прекрасных, недостижимых идеалов и пронизанной духом мещанства и филистерства повседневности породило, с одной стороны, драматическую конфликтность, господство трагических мотивов одиночества, безысходности, скитальчества и т. п., с другой – идеализацию и поэтизацию далёкого прошлого, народного быта, природы. Перекликаясь с душевным состоянием человека, природа в творчестве романтиков обычно окрашивается чувством дисгармонии.

Подобно другим романтикам музыканты были убеждены в том, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум: «разум заблуждается, чувства – никогда» (Р. Шуман).

Присущий романтической музыке особый интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связанны с историей его любви к Кларе Вик. Берлиоз написал автобиографическую «Фантастическую» симфонию. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер. С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природыНастоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVIIXVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец – «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.

Если XVIII век был эпохой виртуозов-импровизаторов универсального типа, в равной мере владеющих пением, сочинением, игрой на различ­ных инструментах, то XIX век был временем время небывалого увлечения искусст­вом виртуозов пианистов (К.М. Вебер, Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс).

Эпоха романтизма совершенно изменила «музыкальную географию мира». Под влиянием активного пробуждения национального самосознания народов Европы на международную музыкальную арену выдвинулись молодые композиторские школы России, Польши, Венгрии, Чехии, Норвегии. Композиторы этих стран, воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, опирались на интонации и ритмы родного фольклора. В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогаща­ли и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализа­ции мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопостав­ления мажора и минора и т. д.). Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре – все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.

Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

[custom_ads_shortcode3]

Музыкальные жанры в творчестве композиторов-романтиков

В романтической музыке отчетливо вырисовываются три жанровые группы:

  • жанры, занимавшие подчиненное место в искусстве классицизма (в первую очередь – песня и фортепианная миниатюра);
  • жанры, воспринятые романтиками от предшествующей эпохи (опера, оратория, сонатно-симфонический цикл, увертюра);
  • свободные, поэмные жанры (баллады, фантазии, рапсодии, симфонические поэмы). Интерес к ним объясняется стремлением композиторов-романтиков к свободному самовыражению, постепенной трансформации образов.

На первый план в музыкальной культуре романтизма выступает песня как жанр, в наибольшей степени подходивший для выражения сокровенных мыслей ху­дожника (тогда как в профессиональном творчестве композиторов XVIII века лирической песне отводилось скромная роль – она служила преимущественно заполнению досуга). В песенной области работали Шуберт, Шуман, Лист, Брамс, Григ и др.

Типичный композитор романтик творит очень непосредственно, спонтанно, по велению сердца. Романтическое постижение мира – это не последовательный философский охват дей­ствительности, а мгновенная фиксация всего, что затрону­ло душу художника. В связи с этим в эпоху романтизма расцвел жанр миниатюры (самостоятельной или объединенной с другими миниатюрами в цикл). Это не только песня и романс, но и инструментальные сочинения – музыкальные моменты, экспромты, прелюдии, этюды, ноктюрны, вальсы, мазурки (в связи с опорой на народное творчество)Многие романтические жанры обязаны своим происхождением поэзии, ее стихотворным формам. Таковы сонеты, песни без слов, новеллетты, баллады. Одна из ведущих идей романтической эстетики – идея синтеза искусств – естественно поставила в центр внимания проблему оперы. К оперному жанру обращались почти все композиторы-романтики за редким исключением (Брамс). Присущий романтизму личный, доверительный тон высказывания совершенно преображает классические жанры симфонии, сонаты, квартета. Они получают психологическую и лирико-драматическую трактовку. Содержание многих романтических произведений связано с программностью (фортепианные циклы Шумана, «Годы странствий» Листа, симфонии Берлиоза, увертюры Мендельсона).

Композиторы-романтики ХIХ векаХIХ в. – это расцвет национальных композиторских школ. В Германии – Шуман, Брамс, Вагнер; в Австрии – Шуберт; во Франции – Берлиоз, Бизе; в Италии – Россини и Верди; в Норвегии – Григ; в Польше – Шопен, Монюшко;. В Чехии – Сметана, Дворжак; в Венгрии – Лист, Эркель.

Романтизм {393} Симфонический метод развития музыки, но связь с литературой и создание программных произведений. Интерес к процессу движения, а не его результату. Тяга к миниатюре, свободной композиции, создание нового жанра симфонической поэмы. Развитие симфонии, оперы, балета.

Ференц Лист (1811-1886) – романтик, венгерский композитор, первым открывшим необъятные возможности фортепьяно. Исполнение симфоний Бетховена, произведений Моцарта, Берлиоза, Вагнера, Верди. Его рояль звучал как орган, когда исполнял фуги Баха. Лист и первые его выступления на концертах с 9 лет. Переезд в Вену, обучение у Карла Черни, ученика Бетховена. Попытка поступления в Парижскую консерваторию, отказ иностранцу. Концертные выступления по странам Европы и оглушительный всемирный успех в 14 лет. Первым вывел инструмент из домашних залов на концертную эстраду. Первым осмелился выступать один на концертах. Предугадал великое будущее фортепиано, он утверждал: «Мой рояль…до сих пор был моим «Я», моим языком, моей жизнью… ему я доверяю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости».

Лист открывает новые имена – молодого норвежского композитора Эдварда Грига, чешского композитора Б. Сметаны. Лист и русские композиторы в его репертуаре – М.

Глинка, А. Рубинштейн, а также произведения представителей «Могучей кучки».

Лист как композитор пишет программную музыку. Обращается к литературе мировой классики, к образам Прометея и Фауста, Гамлета и Орфея. Создает новые музыкальные формы – одночастные симфонические поэмы, фортепьянные концерты, сонаты. Симфония «Фауст» (1854) с подзаголовками: «Фауст» – воплощение мысли о вечных поисках истины, стремление понять сокровенные тайны бытия, утверждение неуемности человеческого духа; «Маргарита» – романтическое выражение вечно поэтического идеала; «Мефистофель» – воплощение идеи скепсиса, неверия, горького осмеяния человеческих порывов и идеалов. «Либеструм» {Прил.195}Лучшие произведения на темы родины, обращение к национальным мелодиям – «Венгерская рапсодия», симфоническая поэма «Венгрия», «Героический марш в венгерском стиле», посвященный венгерским поэтам-борцам Шандору Петефи и Ференцу Ракоци. Его творчество – это живой отклик на события современности. Под впечатлением революции 1830 г. во Франции написана «Революционная симфония» с эпиграфом «Жить, работая, или умереть, сражаясь!».

Перу Листа принадлежит 647 сочинений, среди которых произведения для оркестра, опера, оратории и мессы и около 300 произведений для фортепиано. Фредерик Шопен (1810-1849) – музыкальный гений, польский композитор и пианист. Первый концерт дан в 7 лет и вскоре первое сочинение – фортепианный Полонез. Первые гастроли в Вену, Париж (1830), в котором остался навсегда.

Шопен – композитор. Этюды (24), среди которых известный этюд до минор № 12 под названием «Революционный этюд» {Прил. 196}.

Они отличаются от симфонических этюдов Шумана, больших этюдов Паганини. Этюд перестал быть упражнением, стал полноценным художественным жанром, включается в концертные программы наравне с сонатами, балладами и т. д.

Скерцо (4) Шопена стал самостоятельным жанром музыкальной пьесы. Сочинение мазурок (58) становится рождением миниатюрных поэм. Мазурка до мажор (ор.

56 № 2) – картинка задорного деревенского праздника. И вальс (17) как самостоятельная концертная пьеса, его проникновение в серьезную музыку как часть симфонии, как концертные симфонические пьесы в вальсовом ритме. Известный Вальс до диез минор.

Ноктюрн фа диез мажор как льющаяся в ночной тишине песня, задушевная напевная мелодия. «Вальс № 7№» {Прил. 197} Своеобразие ноктюрнов (20) Шопена в отличие от Д.

Филда: глубина содержания, богатство музыкальных образов и сила творческой фантазии, в основе – контраст двух образов. А также написаны полонезы (16), сонаты для фортепиано (3), экспромты (4), баллады (4), концерты (2), вариации на тему из оперы «Дон Жуан», соната для виолончели и фортепиано, 20 песен для голоса и фортепиано.

Романтизм в музыкальном театре. Важную роль сыграло творчество Э. Т.

Гофмана (1776-1822) в возникновении романтической оперы в Германии, прежде всего его влияние на творчество крупнейшего мастера этого жанра Карла Мариа фон Вебера (1786-1826). Его «Вольный стрелок» (1820) составил эпоху в развитии мирового оперного искусства. Это пример романтической трактовки народной легенды.

Музыка Вебера, национальная по своему колориту, тонко и поэтично передает очарование народных сказаний, воспевает красоту природы и благородство человеческого чувства, полна чудесных контрастов и сопоставлений лирических, бытовых и фантастических моментов (небывалой для своего времени явилась сцена в Волчьем ущелье, с ее мрачной фантастикой). Вебер значительно обогатил арсенал средств гармонического и оркестрового письма, показал пример разработки фольклорных интонаций. Оперы «Оберон» (1826) и «Эврианта» (1823) – героические, написаны на сюжет из старинных рыцарских сказаний.

Оперная реформа Рихарда Вагнера (1813-1883) {427}. Создание «музыкальной драмы» начинал с романтических опер «Риенци» (1840) и «Летучий голландец» (1841) по народной легенде и новелле Г.Гейне.

Во французском музыкальном театре получает развитие комическая опера, выдающийся образец этого жанра «Фра-Дьяволо» (1830) Д. Ф. Обера (1782-1871).

Великие композиторы 19 века

Произведение мелодично и доходчиво, овеяно мягким юмором и лиризмом. В 1828 г. композитор обращается к сюжету, рассказывающему о неаполитанском восстании 1647 г.

, пишет историко-героическую оперу «Немой из Портичи» накануне революции 1830 г. и падения династии Бурбонов. В этот же период начинается расцвет талантливого композитора Джакомо Мейербера (1791-1864).

Его опера «Роберт-Дьявол» (1831) принесла ему европейскую славу, а «Гугеноты» (1836) и «Пророк» (1849) утвердили стиль «большой» оперы. Их связывает ведущее направление эпохи – романтизм. Композитор достигает захватывающей зрелищности, действие в операх развивается бурно, оно насыщено волнующими событиями; чувства героев подчеркнуто яркие, их характеры – благородные и возвышенные.

После событий 1848 г. на подмостках сцен начинается засилье развлекательного, но популярного комедийного жанра – водевиля, оперетты.

Итальянская комическая опера выросла из комедийных сцен и интермедий {460}, которыми перемежались венецианские и неаполитанские оперы ХVIII в. (Д. Б.

Перголези) Она показывала на сцене занимательные приключения из жизни современников, высмеивала пороки, пародировала жанр «серьезной» оперы. Ходульному пафосу, виртуозным ариям и утратившим выразительность речитативам опера-буфф {409} противопоставила комедийно-бытовую тематику, простые народные напевы, живые танцевальные ритмы, характерные речитативы, насыщенные действием динамичные ансамбли. Национально-освободительное движение ХIХ в.

также нашло отражение в опере. Теперь утверждается новое направление в опере под прогрессивным воздействием итальянского литературного романтизма.

Творчество Джоаккино Россини (1792-1868) – связующее звено в развитии итальянской оперы. В комических операх (лучшая – «Севильский цирюльник»), с их смелым, злободневным содержанием, опера-буфф достигла наивысшего расцвета. Россини обогатил область серьезной музыки в период его кризиса и создал ряд замечательных опер – «Вильгельм Телль» (1829) и положил основание новому жанру героико-исторической романтической оперы.

Но расцвет итальянской оперы был непродолжительным. Россини опер больше не писал. Итальянская опера вновь переживает серьезный кризис.

Сцену заполняют подражатели Россини, Беллини и Доницетти. Композиторы-подражатели  пишут на либретто, составленные по принятым трафаретам; музыкальные номера – по привычным схемам, не связанные органически действием.

Великий скрипач и композитор Николо Паганини и его известный «Скрипичный концерт».

В любом произведении театрального искусства есть еще один полноправный и важнейший соавтор – зритель, чье восприятие корректирует и трансформирует спектакль, по-разному расставляя акценты и порой кардинально меняя общий смысл и идею представления. Театральный спектакль без зрителя невозможен – уже само название театра связано со зрительскими местами. Зрительское восприятие спектакля – серьезная творческая работа, вне зависимости от того, осознается это публикой или нет.

Источники:

Вам также может понравиться