Лозаннский конгресс Интернационала

2-8 сентября 1867 г. в Лозанне состоялся II конгресс Интернационала. Он был отмечен усилением борьбы прудонистов против Маркса и его сторонников. Прудонисты пытались в Лозанне захватить руководство Интернационалом и для этого предлагали переизбрать Генеральный совет и перенести его местопребывание из Англии в Швейцарию. Эти предложения были отвергнуты конгрессом. Однако прудонистам удалось добиться вторичного обсуждения вопроса о кооперации, уже решенного Женевским конгрессом, и провести резолюцию, которая рекомендовала производственные кооперативы в качестве средства, способного коренным образом улучшить положение рабочего класса при капитализме. Победу прудонистов в этом вопросе облегчили численное большинство прудонистских делегатов от Франции и Швейцарии, оппортунистическая позиция руководителей английских тред-юнионов и отсутствие единства среди делегации Генерального совета. Сторонники Маркса – Дюпон, Эккариус, Лесснер остались в меньшинстве (Маркса на конгрессе не было). По всем остальным вопросам прудонисты потерпели поражение. Конгресс утвердил отчет Генерального совета и постановил сохранить Совет в его прежнем составе в Лондоне. Было принято также постановление об обязательности для организаций Интернационала уплаты членских взносов (в размере 10 сантимов в год с человека), чтобы иметь право представительства на конгрессах (прудонисты со времени основания Интернационала не внесли ни одного взноса). В принятой конгрессом резолюции о политических свободах и о политической борьбе пролетариата подчеркивалось, что «установление политических свобод есть мера первой и абсолютной необходимости». Вместе с тем в ней указывалось, что политические свободы являются «не самоцелью, а необходимым условием социального освобождения пролетариата». На конгрессе были поставлены вопросы о необходимости установления коллективной собственности на землю и передачи в собственность государства средств транспорта. Хотя по этим вопросам не были приняты решения и их рассмотрение было перенесено на следующий конгресс, сама их постановка имела большое принципиальное значение. Лозаннский конгресс Интернационала принял ответное обращение к Женевскому конгрессу «Лиги мира и свободы». В этом документе указывалось, что прекращение войн и упразднение постоянных армий возможны только в результате создания «нового строя, при котором общество не будет разделено на два класса, из которых один эксплуатируется другим». Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 6 (1961 г.)

Приглашаем посетить сайтФутбол (football-2000.niv.ru)

По первой букве
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

Лозаннский конгресс Интернационала2-8 сентября 1867 г. в Лозанне состоялся II конгресс Интернационала. Он был отмечен усилением борьбы прудонистов против Маркса и его сторонников. Прудонисты пытались в Лозанне захватить руководство Интернационалом и для этого предлагали переизбрать Генеральный совет и перенести его местопребывание из Англии в Швейцарию. Эти предложения были отвергнуты конгрессом. Однако прудонистам удалось добиться вторичного обсуждения вопроса о кооперации, уже решенного Женевским конгрессом, и провести резолюцию, которая рекомендовала производственные кооперативы в качестве средства, способного коренным образом улучшить положение рабочего класса при капитализме. Победу прудонистов в этом вопросе облегчили численное большинство прудонистских делегатов от Франции и Швейцарии, оппортунистическая позиция руководителей английских тред-юнионов и отсутствие единства среди делегации Генерального совета. Сторонники Маркса – Дюпон, Эккариус, Лесснер остались в меньшинстве (Маркса на конгрессе не было). По всем остальным вопросам прудонисты потерпели поражение. Конгресс утвердил отчет Генерального совета и постановил сохранить Совет в его прежнем составе в Лондоне. Было принято также постановление об обязательности для организаций Интернационала уплаты членских взносов (в размере 10 сантимов в год с человека), чтобы иметь право представительства на конгрессах (прудонисты со времени основания Интернационала не внесли ни одного взноса). В принятой конгрессом резолюции о политических свободах и о политической борьбе пролетариата подчеркивалось, что «установление политических свобод есть мера первой и абсолютной необходимости». Вместе с тем в ней указывалось, что политические свободы являются «не самоцелью, а необходимым условием социального освобождения пролетариата». На конгрессе были поставлены вопросы о необходимости установления коллективной собственности на землю и передачи в собственность государства средств транспорта. Хотя по этим вопросам не были приняты решения и их рассмотрение было перенесено на следующий конгресс, сама их постановка имела большое принципиальное значение. Лозаннский конгресс Интернационала принял ответное обращение к Женевскому конгрессу «Лиги мира и свободы». В этом документе указывалось, что прекращение войн и упразднение постоянных армий возможны только в результате создания «нового строя, при котором общество не будет разделено на два класса, из которых один эксплуатируется другим». © 2000- NIV

Масонство

Конгресс верховных советов ДПШУ в Лозанне в 1875 году был историческим событием в ходе проведения которого были предприняты усилия 11 Верховных Советов по пересмотру и реформированию великой конституции 1786 года Древнего и Принятого Шотландского Устава[1].

История проведения

Конгресс проходил 6 -22 сентября 1875 года с участием представителей Верховных Советов Англии (и Уэльса), Бельгии, Кубы, Шотландии, Франции, Греции, Венгрии, Италии, Перу, Португалии, Швейцарии и представителей других национальных Советов. Шотландский представитель, который также представлял Верховный Совет Греции, убыл до завершения работы Конгресса. В день закрытия, 9 оставшихся представителей подписали итоговые декларации и договора[1][2].

[custom_ads_shortcode1]

События на конгрессе

В 1875 году, спустя 14 лет после начала кампании Пайка по созыву мировой конференции Верховных Советов, она наконец состоялась в Лозанне, в Швейцарии. К тому времени между Советами был конфликт не только из-за политики их стран, но и непосредственно из-за политики самих Верховных Советов. Верховный Совет Франции уже признал поддельный ВС Луизианы, находящийся вне пределов территориальной юрисдикции, установленной Верховным Советом Южной Юрисдикции. Это действие накалило уже и без того напряженные отношения, вызванные подтверждение ВС Франции «Прогресса Океании» на Гавайских островах в 1850-м году. Эти действия вывели Пайка из себя и привели к тому, что ни он, ни кто либо другой из ВС США не присутствовали на конференции. Это стало знаком, предвестником событий, которые должны были произойти[3].

Такова была атмосфера, в которой 6 сентября был созван Конгресс в Лозанне. Описание событий первого дня приводит брат Джон Мэнделберг:

содержание

Монтэгю от имени английской делегации, очевидно, не желал, чтобы столько времени тратилось на то, что он сам считал крохоборством, поскольку это могло помешать рассмотрению предложений со стороны Англии. Так, в первый же день он утвердил формулу, автором которой мог быть и он сам, в которой говорилось: «Масонство, как повелось от его основания, заявляет о существовании творящего принципа под именем Великий Архитектор Вселенной».

В любом случае следует помнить, что английский Шотландский Обряд (широко известный как Розенкрейцерский — Rose Croix) был и в значительной степени остаётся тринитарным по своей натуре. По сути, к нему могли присоединиться только последователи англиканской церкви, но не методисты, унитарии и пр. Таким образом, попытка Англии смягчить определение Бога, в качестве услуги за услугу, являлась явным нарушением международного пакта 1814 года и указывает лишь на то, как могут поступаться принципами в угоду власти[1].

После решения предварительных вопросов Совет был готов перейти к действительно важным делам, намеченных конгрессом. Первым из них был «Договор Союза». В его второй и последующих статьях изложено почти все то, что Альберт Пайк предложил обсудить в своей повестке, которую он распространил перед конгрессом.

Рейтинг@Mail.ru

Не должно было существовать явно наднациональной юрисдикции, тех же целей можно было достигнуть, создав постоянный комитет членов Верховных Советов, которые придерживались договора вместе с международным трибуналом Суверенного Верховного Генерала Инспектора, «Верховным Судом», необходимым для разрешения разногласий и, в то же время, уважающего власть Верховных Советов в пределах их национальных юрисдикций. Единственным аргументом, который мог бы быть выдвинут против, было то, что эта структура, если бы она была создана, была бы слишком громоздкой.

Первая статья договора отличалась от прочих. Она предназначалась для решения вопросов о юрисдикциях. Возможно, решив не выступать против «творящего принципа», английская делегация обеспечила себе достижение своей второй главной цели. В то время как некоторые определения юрисдикции (например определение Верховного Совета Италии) были спорными, первые два из них произвели эффект разорвавшейся бомбы[1].

«Для Франции — три ее Департамента в Алжире, Оране и Константине и все её зависимые территории. Для Англии — Уэльс и все зависимые территории Британской Короны». Если взглянуть на второе определение, то становится понятно, что Верховный Совет Шотландии не согласился ратифицировать договор. Но именно первый пункт, на первый взгляд безобидный, подольет масла в огонь спора между Верховным Советом Южной Юрисдикции США и Великим Востоком Франции, вызванный признанием поддельного Верховного Совета в Луизиане; присутствие Верховного Совета Южной Юрисдикции на той территории было бы незаконным[4].

предыдущая глава

Для шотландского делегата Маккерси было очевидно, что он не мог принять предложенное определение юрисдикции. Оно бы уничтожило Шотландский и Ирландский Шотландский Уставы, существующие в колониях. Это было явное нарушение 4-й резолюции Международного Пакта 1814 года. Он должен был найти способ предотвратить принятие этого определения, но у него не было достаточного количества голосов, чтобы повлиять на англо-французское решение. И если он не мог остановить принятие решения, он должен был остановить конгресс. Чтобы совершить это, Маккерси решил использовать недавно определённое провозглашение масонской веры, как способ победить Англию и Францию, не рискуя основной конфронтацией. В статье «Конвент Верховных Советов ДПШУ — Лозанна, 6-22 сентября 1875 г.» Алан Бернхейм приводит копию письма Маккерси[5], датированного восьмым сентября. 8 сентября 1875 года, Лозанна. Гостиница Гиббон,

Дорогой Брат,
Я чрезвычайно сожалею, что вынужден уехать в Шотландию этим же вечером, и я прошу, окажи мне услуга, выразив Верховному Совету Швейцарии мою самую теплую благодарность за добрый и братский прием, который был мне оказан.
Я должен также просить тебя оказать мне ещё одну услугу — когда перед конгрессом встанет вопрос относительно декларации, прочти им окончание этого письма, поскольку, к сожалению, я не могу присутствовать лично, чтобы огласить совету мои мысли по этому серьёзному вопросу.
В Шотландии человек не может быть принят в Масонское Братство, если он не выражает веру в Бога. Это всегда было нашим Масонским Законом и я уверен, что он никогда не изменится ни в малейшей степени. Если в декларации принципов, которая будет принята на конгрессе, будет ясно указано, что масонство требует подобного выражения веры — я буду удовлетворен; но судя по тому, что произошло в комиссии сегодня, вполне возможно, что на конгресс будет вынесено предложение, гласящее что 1) такое выражение веры не является необходимым или 2) будет принято определение, отрицающее или не принимающее индивидуальность Бога, заменив его «Универсальным Принципом» под именем «Великого Архитектора Вселенной». Если любое из этих определений будет принято, я совершенно уверен, Верховный совет Шотландии выйдет из предлагаемой конфедерации.
Я должен извиниться за подобный способ передачи своих мыслей Конгрессу, однако обстоятельства сильнее меня. Я не могу заявить об этом лично, но я не могу покинуть конгресс, оставив какие-либо сомнения относительно этого вопроса у моего Совета.
С молитвой о том, чтобы наш всемудрый Отец всегда хранил тебя, остаюсь твоим братски,
Л. Маккерси, 33⁰
Делегат от Верховного Совета Шотландии

Совершив поступок, достойный Дизраэли, Маккерси прикрылся своим собственным провозглашением веры, поместив себя и свой Верховный Совет в неприступное положение, которое в дальнейшем позволит ему отрицать конгресс и его результаты, включая одиозное определение юрисдикции. Разыграв свою козырную карту, он немедленно уехал с конгресса, прежде чем Англия и Франция успели среагировать[1]. Можно только предполагать, сколь сильно заявление Маккерси задело представителей Верховных Советов. Верховный Совет Швейцарии распространил повестку дня, включив в неё вопрос расширения определения не светской веры в Высшую Сущность, которое может быть принято последователями любой религии. Этот вопрос рассматривался не как основной, но скорее как некая проблема, предшествовавшая основным вопросам конгресса. Но теперь англичане выглядели, как агенты атеистической доктрины. И хотя конгресс продолжился и оставшиеся участники подписали правки, их усилия были обречены на провал.

Альберт ПайкАльберт Пайк провёл несколько месяцев в написании возмущенных писем, адресованных и Англии, и Франции, возражая против нового определения юрисдикции. Он понял, что Маккерси принял единственное верное решение для разрешения вопроса. В апреле 1876 года он полностью изменил свои более ранние положения о понятии Бога и присоединился к Шотландии и Ирландии. Пайк написал письмо в Верховный Совет Шотландии, в котором утверждал, что «понятие Творящего Принципа приведет к брожению умов» и «если мы примем эту фразу, наши храмы будут оставлены, а ритуалы уничтожены»[3].

Великий Восток Франции, наблюдая за сражением вокруг провозглашения Веры, попытался разом решить проблему, предъявив свою интерпретацию первого уложения Андерсона, утверждая, что вера в Бога вообще не обязательна. На своей генеральной Ассамблее, 13 сентября 1877 года ВВФ заявил, что кандидату не обязательно заявлять о своей вере в Великого Архитектора Вселенной или в единого живого Бога. Совершив это действие, ВВФ пересек Рубикон[4].

Поступок ВВФ и его близость к Верховному Совету Франции привели к нарастанию враждебности между ним и Объединённой Великой Ложей Англии. Насколько резким было это чувство, стало очевидно уже скоро[1].

Лозанский конгресс даёт некоторое понимание политики регулярности и признания на конец XIX века. В то же время он порождает вопросы относительно причин изменений, которые произойдут в XX столетии. Разумно предположить, что в 1875 году, когда Монтэгю и доктор Роберт Гамильтон посетили конгресс в Лозанне, они поступили так, потому что Объединенная Великая Ложа Англии признала всех участников конгресса регулярными масонскими ложами. Фактически, согласно статье Джона Мендлберга, посвящённой этому конгрессу, в 1873 году Бывший Провинциальный Великий Мастер Гамильтон также был Великим Генеральным Секретарем Верховного Совета 33⁰ и помогал составлять повестку дня конгресса[4].

Что же из себя представляли эти регулярные и признанные масонские ложи, которые собрались вместе на сессии конгресса в Лозанне? Участниками конгресса были Верховные Советы Англии, Шотландии, Бельгии, Франции, Перу, Португалии, Италии (Турин), Кубы, Венгрии и Швейцарии. Также на Конгрессе братом Маккерси была представлена Греция. В то время как они были ложами, отдельными от своих Великих Лож, ни одна масонская ложа не может признать другую ложу иностранной юрисдикции, если та не признается её Великой Ложей. Следовательно, Верховные Советы Франции, Италии и Португалии в 1875 году считались регулярными и признанными Объединенной Великой Ложей Англии. Это идет вразрез с более поздним отношением ОВЛА к этим ложам[1].

[custom_ads_shortcode2]

Итоги

Хотя многие различные аспекты были рассмотрены, беспокойство по поводу теистического подхода к вере в творческий принцип, с одной стороны, и деистический подход к вере в Высшее Существо с другой, создали приоритет, который помешал другим процедурам конгресса. И этот вопрос не был решён вплоть до 1877 года, когда при посредничестве швейцарского Верховного Совета пытались найти примирительную позицию по этому вопросу. Лозаннский конгресс и события как на нём, так и приведшие к нему, повлияли как на масонство на европейском континенте и в Соединенных Штатах, так и на развитие событий после его завершения, и обеспечили замечательное понимание принципов регулярности[2][6][7].

[custom_ads_shortcode3]

См. также

  • Древний и Принятый Шотландский Устав
  • Верховный Совет Франции
  • Альберт Пайк

[custom_ads_shortcode1]

Библиография

The Bernheim Article & Annexes (3-10) are in French, but are relevant in that they cite extensive correspondence between the English and American Jurisdictions — in English.

[custom_ads_shortcode2]

Примечания

  1. ↑ http://www.freemasons-freemasonry.com/masonic_foreign_recognitions.html The politics of Grand Lodge foreign relations by W. Bro. Jack Buta
  2. ↑ Daniel Ligou (dir.), Histoire des Francs-Maçons en France, tome 2, 1815—2000, Privat, Toulouse, 2000 ISBN 2-7089-6839-4
  3. ↑ The Lausanne Congress of 1875- C. John Mandleberg, 32° (Heredom Vol. 6.)
  4. ↑ The Lausanne Congress of 1875- C. John Mandleberg, 32° (Heredom Vol. 6.). See also History of the Relationship of the Grand Lodge of the District of Columbia with Masonic Grand Bodies in France by Paul M. Bessel, January 23, 2000
  5. Le Convent des Suprêmes Conseils du Rite Écossais Ancien et Accepté — Lausanne, 6-22 septembre 1875 -Alain Bernheim
  6. the politics of Grand Lodge foreign relations.
  7. Roger Dachez, Histoire de la franc-maçonnerie française, PUF, Paris, 2003 ISBN 2-13-053539-9

(1867) – см. в ст. Интернационал 1-й.

[custom_ads_shortcode3]

Смотреть значение Лозаннский Конгресс 1-го Интернационала в других словарях

Конгресс — м. лат. съезд, собрание высших лиц, для решения политических дел; собрание или съезд из разных земель. овый, конгрессный, к такому съезду относящ. Конгрегация ж. сборище,……..
Толковый словарь Даля Конгресс — (ес), конгресса, м. (латин. congressus) (книжн.). 1. То же, что съезд. Международный конгресс. трэд-юнионов в Англии. криминалистов. физиков. 2. Название законодательного органа…….. Толковый словарь Ушакова Конгресс М. — 1. Съезд, совещание широкого состава (обычно международного характера). // Дипломатическая конференция. 2. Законодательный орган – парламент (в США, в большинстве государств…….. Толковый словарь Ефремовой Конгресс — ( лат. congressus встреча, собрание) – 1) название двухпалатного парламента в США, Парагвае и некоторых др. государствах; 2) название некоторых общественно-политических организаций…….. Политический словарь Национальный Конгресс — – название двухпалатных парламентов в Бразилии, Доминиканской Республике, Чили. Политический словарь Конгресс — -а; м. [от лат. congressus – встреча, собрание]1. Съезд, совещание широкого состава (преимущественно международные). Всемирный к. сторонников мира.2. В США и в большинстве……..

Толковый словарь Кузнецова Конгресс-холл — } конгре́сс-хо́лла; м. Зал для проведения конгрессов, съездов, конференций и т.п. Толковый словарь Кузнецова Конгресс — А. Международный съезд, совещание. Б. Высший орган некоторых международных организаций. В Название парламента в ряде государств. Экономический словарь Конгресс Депутатов — – название нижней палата парламента Испании.

Экономический словарь Международный Конгресс — – термин, употребляемый в дипломатической практике для обозначения съездов глав государств, министров иностранных дел и дипломатических представителей для урегулирования……..

содержание

Экономический словарь Национальный Конгресс — – название двухпалатных парламентов Бразилии, Доминиканской Республики, Чили. Экономический словарь Конгресс — (англ. congress – съезд) – название двухпалатного парламента в США, Парагвае и некоторых других государствах. Юридический словарь Конгресс Депутатов — – название нижней палаты парламента Испании. Юридический словарь Конгресс Международный — – термин, употребляемый в дипломатической практике для обозначения съездов глав государств, министров иностранных дел и дипломатических представителей. Наиболее часты…….. Юридический словарь Международный Конгресс — – термин, употребляемый в дипломатической практике для обозначения съездов глав государств, министров иностранных дел и дипломатических представителей для урегулирования…….. Юридический словарь Национальный Конгресс — – название двухпалатных парламентов в Бразилии, Доминиканской Республике, Чили. Юридический словарь Всемирный Экологический Конгресс — , конференция по вопросам окружающей среды и развития, созванная ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. Это, по-видимому, самое представительное собрание руководителей…….. Научно-технический энциклопедический словарь Аландский Конгресс — представителей России и Швеции (на Аландских о-вах,май 1718 – октябрь 1719). Попытка окончить Северную войну двустороннимсоглашением без посредничества третьих держав……… Большой энциклопедический словарь Американская Федерация Труда-конгресс Производственных Профсоюзов(афт-кпп) — крупнейшее профессиональное объединение в США, создано в 1955путем слияния Американской федерации труда (основана в 1881) и Конгрессапроизводственных профсоюзов (основан…….. Большой энциклопедический словарь Африканский Национальный Конгресс (анк) — старейшая политическаяорганизация африканского населения ЮАР. Основана в 1912, в 1960-90нелегальная. Провозгласил своей целью ликвидацию режима апартеида, борьбуза демократическое…….. Большой энциклопедический словарь Берлинский Конгресс 1878 — созван для пересмотра условий Сан-Стефанскогомира 1878 по инициативе Великобритании и Австро-Венгрии, выступавшихпротив усиления позиций России на Балканах. Другие…….. Большой энциклопедический словарь Британский Конгресс Тред-юнионов — крупнейшее профобъединениеВеликобритании. Основано в 1868. Связан с Лейбористской партией. 8,4 млн.человек (1990). Входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов. Большой энциклопедический словарь Венский Конгресс 1814-15 — (сентябрь 1814 – июнь 1815), конгрессевропейских государств (за исключением Турции); завершил войны коалицийевропейских держав с Наполеоном I. Заключены договоры, направленные…….. Большой энциклопедический словарь Всемирный Горный Конгресс — международная неправительственная организация,объединяющая специалистов и ученых разных стран, работающих в областиосвоения месторождений твердых полезных ископаемых……… Большой энциклопедический словарь Индийский Национальный Конгресс (инк) — политическая партия Индии,основана в 1885. Социально неоднородна. От лояльной оппозиции английскомуколониальному режиму перешла в 20-х гг. 20 в. (в условиях подъеманационально-освободительного…….. Большой энциклопедический словарь Индийский Национальный Конгресс Профсоюзов — крупнейший профцентр Индии.Основан в 1947. Действует под руководством Индийского национальногоконгресса (И). Св. 4,7 млн. членов (1991). Большой энциклопедический словарь Карловицкий Конгресс (1698-99) — собрался в местечке Карловцы (Славония)для заключения мира между членами “Священной лиги” (Австрия, Венеция,Польша, Россия) и потерпевшей поражение в войнах 1683-99 Османскойимперией……… Большой энциклопедический словарь Конгресс — (от лат. congressus – встреча – собрание),1) съезд, совещание,как правило, международного характера.2) В некоторых государствах названиепарламента (напр., в США), политических…….. Большой энциклопедический словарь Конгресс Производственных Профсоюзов — см. в ст. Американская федерациятруда – . Большой энциклопедический словарь Немировский Конгресс 1737 — мирные переговоры России, Австрии и Турции вовремя русско-турецкой войны 1735-39. Проходил 16 августа – 11 ноября вукраинском местечке Немиров (ныне город в Винницкой обл.)…….. Большой энциклопедический словарь

[custom_ads_shortcode1]

Посмотреть в Wikipedia статью для Лозаннский Конгресс 1-го Интернационала

Источники:

Вам также может понравиться