Ольвия в IV — II вв. до н.э

Причерноморье включено в ойкумену в ходе великой колонизации 8-6 вв. Вокруг колоний – дикие племена и другие державы (в основном персы и скифы). С ними – отношения (чаще торговые, но бывали и военные). К 5 в. большинство колоний превратились в полноценные процветающие полисы. Из них наиболее сильными оказались нижеописываемые четыре. Большинство из них (кроме Гераклеи (Мегары и Беотия)) выведены Милетом, а потому сперва находились под его влиянием. После подавления ионийского восстания (494) власть Милета над колониями ослабла, а после победы над персами и освобождения ионийских полисов закономерно перешла к АМС (в него вошли Ольвия, Синопа и Гераклея). После Пелопоннесских войн и распада АМС ослабло и афинское влияние, и тогда колонии одна за другой начали освобождаться. Именно тогда они достигли вершины своего могущества (к тому же, здесь не так сильно ощущался кризис полиса).

Гераклея Понтийская. Южное побережье Понта. Основана в 560 Мегарами и Беотией. Пример поработительной политики в отношении местных жителей – их сделали мариандинами (= илоты). Активные рабовладельческие отношения => соотв. антагонизмы + антагонизм «военно-земледельческая аристократия – демократы». Неустойчивая социальная обстановка. Основной продукт – виноград. Также: текстиль, металлообработка, корабли. Выгодное положение между транзитным путем в Средиземноморье и внутренним Транспонтийским путем обеспечили Гераклее процветание. Сфера влияния – юго-западное Причерноморье и побережье Крыма. Выводятся свои колонии (Каллатис (520) и Херсонес (422)).  Насильственное включение в АМС и радостный выход из него в 424. Про-афински настроенные демократы были против, их всех отправили основывать Херсонес (в конце 4 в., когда коммунизм там окончательно победил, приняли известную присягу – см. п. 6). Помощь Феодосии в борьбе с Боспором. В 380-х допомогались, $ кончились, в полисе – восстание, тирания Клеарха (репрессии против аристократов, раздачи их имущества демосу, попу-лизм, дарование гражданских прав рабам. В конце концов объявил себя сыном Зевса, за что в 352 убит. Странно, но после него тиранами стали также его брат и сыновья.

Синопа. Центр южного побережья Понта. Основана в 756 Милетом. В 437 захвачена афинской эскадрой и вошла в АМС (свергнут тиран Темесилей, установлена демократия. В 387 по Анталкидову миру перешла под покровительство персов (оно не было тягостно, а только обеспечивало крышу). Хорошее положение на мысу, 2 гавани, рядом – корабельный лес и полезные ископаемые, горы защищают от наезда, почва хороша для оливок и винограда. Есть много такого, чего в остальном Причерноморье не растет и не лежит => монополия (оливки, корабельный лес, металлы). Огромное количество керамики (на экзамене рвать тельник и божиться, что «ей-ей своими руками видел»). От этого город растет как подорванный и к 4 в. у него уже свои колонии (трапесунт, Котиора, Керасунт) и контроль над восточным Причерноморьем. Мощный терминал как внутречерноморской, так и транзитной торговли. В 4 в. открыт прямой торговый путь через Понт.

Ольвия (греч. богатая, счастливая). Северное побережье Понта, устье Днепро-Бугского лимана. Основана ок. 630 Милетом. Основной партнер – скифы (вплоть до взаимосмешения). Именно через Ольвию в скифский мир проникают греческие предметы роскоши и вино. Взамен – хлеб, скот и рабы. Кроме посредничества в торговле занимаются ремеслом (керамика, текстиль, металл). 5 в. – договор об исополитии с Милетом. Во 2 пол. 5 в. – вступление в АМС без ущерба для автономии. В 4 в. – махровый расцвет (вплоть до отражения с помощью скифов наезда Санька в 331 г.), а потом кризис и загибон.

скачать реферат

Боспорское царство (северное побережье Понта, вокруг Боспора Кимерийского). В 6 в. по берегам Керченского пролива – несколько десятков колоний. Наиболее крупные: Пантикапей (7-6 вв.) на европейской стороне и Фанагория (547) на азиатской. В нач. 5 в. они объединились под властью Пантикапея в Боспорское царство. Боспор сумел избежать включения в АМС (из-за удаленности?) и даже чеканил свою собств. монету после унификации. В 480-438 Боспором правил род Археанактидов. Затем до конца 2 в. – Спартокиды (Спарток, Сатир, Левкон). 20 лет завоевывали Феодосию. Затем присоединили обширные территории вокруг Боспора: весь Керченский п-ов, Тамань, восток Приазовья. Территории эти были как греческими (Нимфей, Гермонасса, Танаис, Кепы, Горгиппия и др.), так и племенными. Этот сложный социальный состав Боспора определил сложность и нек. двойственность боспорского общества: в городах – полисы, на периферии – племенная организация; господствующий слой неоднороден (состоит из греков, племенных вождей, руководителей наемников и др.). В Боспоре хорошая земля => основной источник Черноморского хлеба. После Пелопоннесской войны Афины теряют хлебный рынок Великой Греции и вынуждены переориентироваться на Понт => становятся приоритетным клиентом Боспора (последний также торгует на местном рынке, с ионийскими полисами и Коринфом). Взамен хлеба и соленой рыбы – оливки, виноград, оружие, ювелирные изделия, керамика (впоследствии налажено самост. пр-во всего, кроме винограда и оливок, которые здесь не растут из-за климата). При Эвмеле (309-304) Боспор претендует на роль Понтийского гегемона – очищает акваторию от пиратов, но после его смерти жестоко обламывается.

Присяга граждан Херсонеса начала 3 в. Вырезана на беломраморной стеле. Обязательна для принятия всеми гражданами колонии.

Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими, героями, владеющими городом , территорией и укрепленными пунктами херсонесцев.

Курильница из Ольвии. III в. до н.э.

Я буду единомышлен о спасении и свободе государства и граждан и не предам Херсонеса, Керкинитиды, Прекрасной гавани и прочих укрепленных пунктов  и из остальной территории, которою херсонесцы управляют или управляли, ничего никому, ни эллину, ни варвару, но буду оберегать все это для херсонесского народа.

Я не буду ниспровергать демократического строя и не дозволю этого предающему и ниспровергающему и не утаю этого, но доведу до сведения государственных должностных лиц. Я буду врагом замышляющему и предающему или отторгающему Херсонес, или Керкинитиду, или Прекрасную гавань, или укрепленные пункты и территорию херсонесцев.

Я буду служить народу и советовать ему наилучшее и наиболее справедливое для государства и граждан. Я буду охранять для народа «састер» и не буду разглашать ничего из сокровенного ни эллину, ни варвару, что должно принести вред государству.

Ольвия в эллинистический период Поход Зопириона Высочайший расцвет Ольвийского полиса (посл. четв. IV –

Я не буду давать или принимать дара во вред государству и гражданам. Я не буду замышлять никакого несправедливого дела против кого-либо из граждан не отпавших и не дозволю этого и не утаю, но доведу до сведения и на суде подам голос по законам.

Я не буду составлять заговора ни против херсонесской  общины, ни против кого-либо из граждан, кто не объявлен врагом народа; если я вступил с кем-нибудь в заговор или связан какой-либо клятвою или заклятием, то мне нарушившему это, и тому, что мне принадлежит, да будет лучшее, а соблюдающему – противоположное.

Если я узнаю о каком-либо заговоре, существующем или зарождающемся, я доведу об этом до сведения должностных лиц. Хлеб, свозимый с равнины, я не буду ни продавать, ни вывозить с равнины в какое-либо иное место, но только в Херсонес.

Древнегреческая архитектура

Зевс, Гея, Гелиос, Дева, божества олимпийские! Пребывающему во всем этом да будет благо мне самому и потомству и тому, что мне принадлежит, не пребывающему же да будет злое и мне самому и потомству и тому, что мне принадлежит, и пусть ни земля, ни море не приносят мне плода, пусть женщины не разрешатся от бремени благополучно .

В IV—III веках Ольвия и Херсонес продолжали оставаться самостоятельными полисами. На периферии Ольвии и раньше имело место взаимодействие эллинов и скифов и даже сложилось смешанное (миксэллинское) население. Теперь это взаимодействие можно проследить в самом городе.

Оно нашло отражение в материале ольвийских некрополей. Весьма симптоматично, что примитивная лепная керамика воспроизводит античные формы, а керамика, сделанная на гончарном круге, воспроизводит формы скифские. Переплетение эллинских и местных элементов заметно и в области прикладного искусства.

Постройки Ольвии

Во второй половине IV века в Ольвии обостряются внутренние противоречия и социальная борьба. Во время осады города Зопирионом в 331 году до н. э.

правящая олигархия Ольвии вынуждена была пойти на уступки требованиям народных масс: была произведена кассация долгов, для пополнения войска были освобождены рабы и наделены гражданскими правами чужеземцы. Только благодаря этому удалось отстоять Ольвию от врага.

Данные археологии показывают, что в III—II веках ольвийское ремесло достигает высокого технического совершенства. Быстро развивается керамическое производство: процент местной керамики по сравнению с привозной заметно повышается. Все металлические предметы, употреблявшиеся в быту и в производстве, вырабатывались на месте.

Высокого уровня развития достигли также строительное дело и архитектура, об этом свидетельствуют зрелые приёмы в планировке города и его благоустройство. Город имел крепостные стены с башнями, общественные житницы, два рынка, склады для товаров в гавани, мастерские для ремонта судов, причалы. Улицы были замощены каменными плитами и снабжены водосточными канавами.

Во внешней торговле Ольвии Афины отходят на задний план, зато укрепляются связи с эллинистическим Востоком — Пергамом, Египтом, с островами Эгейского моря — Родосом, Фасосом, с городами Южного Причерноморья — Синопой, Гераклеей и т. д.

Развитие рабовладельческого производства и товарно-денежных отношений в Ольвии сопровождалось теми же явлениями, что и в других греческих полисах: происходят усиленная концентрация земли и массовое разорение крестьянства, рост ростовщичества и задолженности значительной части гражданского населения. Чтобы предотвратить возможность демократических переворотов, богатые граждане уделяли часть своих средств на нужды города и подачки беднейшим слоям граждан.

Внутренние противоречия в Ольвии усугублялись внешними затруднениями. Натиск сарматов с востока привёл в движение скифские племена. Предводители кочевых племён требовали с Ольвии «даров», и городу приходилось не только откупаться от них дарами, но временами даже платить им дань.

Бессильная бороться с возрастающим напором кочевников, Ольвия в середине II века до н. э. подчиняется власти Скилура и начинает чеканить его имя на своих монетах.

Скифы были заинтересованы в существовании Ольвии как ремесленного и торгового центра в составе их царства. Прежний металлургический центр скифов на Днепре (Каменское городище) находился теперь вне владений крымских скифов, а их военное дело требовало большого количества металлических изделий. Вероятно, подобно тому как монетный двор Ольвии использовался для чеканки монеты Скилура, ремесленные мастерские Ольвии должны были удовлетворять нужды скифского войска.

Раскопки античного поселения III-II вв. до н.э. (Восточный Крым) (по А. А. Масленникову)

Подчинение Ольвии было выгодно не только Скифскому царству, но в некоторых отношениях и самим гражданам Ольвии. Оно избавляло Ольвию от набегов кочевников и уплаты им дани. Жители Ольвии — ольвиополиты, как подданные скифского царя, могли пользоваться преимуществами в торговле с Неаполем, что отвечало торговым интересам ольвийской знати. Царство Скилура было первым местным государственным образованием Северного Причерноморья, которое подчинило своей власти эллинскую колонию.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 404-405.

В первой половине – середине VI в. до н. э.

население Борисфена (греческое поселение на острове Березань) осваивает близлежащие сельскохозяйственные территории и основывает Ольвию (с. Парутино на Бугском лимане). Во второй половине VI – начале V вв.

до н. э. выходцами из Ионии осваиваются земли в Нижнем Поднестровье, где были основаны Никоний и Тира (Офиусса), а в округе Ольвии возникает густая сеть сельскохозяйственных поселений.

В последней четверти VI в. до н. э.

Статуэтка Кибелы из Ольвии. III в. до н.э. Терракота.

на западном побережье Крыма была основана Керкинитида (г. Евпатория) и небольшое поселение на месте будущего Херсонеса Таврического (г. Севастополь), который был конструирован как полис около 422/421 гг.

до н. э. Это было единственная дорийская колония в Северном Причерноморье.

В процессе внутренней колонизации греками были освоены значительные сельскохозяйственные территории. В период греческой колонизации в Северном Причерноморье отсутствовало сколько-нибудь стабильное оседлое местное население. Поэтому на начальном этапе своего развития античные центры региона развивались относительно самостоятельно, не испытывая давления со стороны воинственного варварского населения.

В это время осваиваются сельскохозяйственные территории в ближайших населенных пунктах, идет становление ремесла, осваиваются природные ресурсы региона, начинает развиваться торговля с Малой Азией и Средиземноморьем. Имущественное положение первых колонистов было достаточно скромным, что привело к тому, что повсеместно основным типом жилья служили землянки и простые наземные сырцово-каменные дома. При этом в Нижнем Побужье преобладали земляночные и полуземляночные постройки.

Политическая жизнь характеризуется становлением полиса как определенной социально-политической структуры, характерной для всего античного мира. Этот процесс в Ольвии шел под покровительством Аполлона – главного божества Милета, выходцы из которого составляли основную массу переселенцев. На раннем этапе развития в античных полисах Северного Причерноморья государственное устройство было аристократическим, что впоследствии привело к острым социальным конфликтам между первопоселенцами и новыми группами колонистов.

Так, в Ольвии такой конфликт во второй половине VI в. до н. э.

Социальная структура ранних полисов была достаточно проста и основную массу их жителей составляло свободное население. Отношения с варварами в это время носили мирный характер и в целом не были определяющими для греческого населения.

Классический период характеризуется обострением отношений со скифами Северного Причерноморья. В Нижнем Побужье, например, в первой половине V в. до н.э. идет процесс исчезновения античных сельских поселений Ольвийского государства. Значительное количество жителей хоры Ольвии переселилось в город и его ближайшие окрестности. Над Ольвией был установлен скифский протекторат, а в городе тиранический режим.


Характерной чертой исторического развития периода эллинизма в Северном Причерноморье является перерастание относительно небольших полисов в территориальные государства, в состав которых, наряду с греками, вошли сравнительно обширные сельскохозяйственные территории, населенные различными категориями оседлого варварского населения. В Ольвии и Херсонесе этот процесс начался несколько позже, чем на Боспоре. В 331 г. до н.э. полководец Александра Великого Зопирион совершил поход против скифов и Ольвии, который окончился неудачей. В результате решительных действий ольвиополитов и их скифских союзников, Зопириону не удалось взять город и он был вынужден отступить. После событий, связанных с осадой Зопириона, к власти в Ольвии пришли радикальные демократы.

Наиболее показательна для этого времени широкая строительная деятельность, которая хорошо прослеживается по результатам археологических исследований на территории Ольвии. Несмотря на то, что культура Ольвии в эллинистический период носила в целом греческий характер, тесные контакты с окружающим варварским населением не могли не сказаться на специфике развития этого центра. Причем наиболее заметно они прослеживаются на материалах не самого города, а сельских поселений хоры полиса.

В третьей четверти IV в. до н. э.

завершается процесс образовании Ольвийского территориального государства. Аналогичные процессы протекали и в Херсонесе. В середине – второй половине IV в.

до н. э. , в связи с притоком новых групп колонистов, его территория расширяется.

А с рубежа IV – III вв. до н. э.

Херсонес в результате военной экспансии становится центром территориального государства эллинистического типа, в состав которого вошли не только окрестности города, но и обширные земли в Северо-Западном Крыму с городами Керкинитидой и Калос-Лименом. Ольвийское и Херсонесское государства были демократическими республиками, власть в которых постепенно была узурпирована небольшой группой наиболее зажиточных граждан.

В области экономики наблюдается наивысший подъем, который, в первую очередь, был обусловлен значительным расширением сельскохозяйственных территорий и включением в сферу экономической деятельности варварского населения Северного Причерноморья. А это, в свою очередь, явилось основным условием, способствовавшим развитию ремесла и торговли, как с варварским населением, так и с другими районами античного мира. Однако следует подчеркнуть, что благосостояние античных центров в это время было обусловлено не интенсификацией производства или широким развитием рабовладения классического типа, а эксплуатацией в основном зависимого населения широкого социального спектра.

В эллинистический период усложняется социальная структура населения. С одной стороны, в государствах выделяется зажиточная прослойка граждан, таких как Протоген Ольвийский, а с другой – растет количество бедноты и малоимущего населения. Однако по-прежнему в количественном отношении преобладали мелкие свободные производители, которые являлись основной производящей силой античного общества.

Включение в состав территориальных государств оседлого варварского населения привело к усложнению их этнического состава, что обусловило определенное своеобразие культуры античных государств Северного Причерноморья. Однако не следует переоценивать степень варваризации северо-причерноморских греков, ибо античное влияние, вне всякого сомнения, было преобладающим во всех без исключения сферах жизни населения, чем и была обусловлена сильная эллинизация основной массы варваров. Взаимоотношения с варварским окружением в различных районах Северного Причерноморья имели свою специфику.

Например, Ольвия достаточно тесно была связана со скифами, а для истории Херсонеса эллинистического периода было характерно четко выраженное военное противостояние варварам. Этим не в малой степени было обусловлено то, что население этого центра в более чистом виде сохранило вплоть до первых веков н. э.

Для религиозной жизни было характерно почитание главным образом греческих божеств, которое в силу особенностей развития региона приобретало иногда специфические формы. Так, например, в Херсонесе особым почитанием пользовалась богиня Дева, близкая по своим функциям к общегреческой Артемиде. Значительного развития в эллинистический период достигло монументальное искусство, скульптура, различные отрасли художественного ремесла.

С середины III в. до н. э.

античные государства Северного Причерноморья вступают в полосу экономического кризиса, обусловленного крупными военно-политическими изменениями в степной зоне Северного Причерноморья, которые выразились в продвижении сюда новых групп воинственного варварского населения. В Северо-Западное Причерноморье начинается продвижение кельтских племен, упомянутых в ольвийском декрете в честь Протогена, которые создали непосредственную угрозу Тире и Ольвии. Сложное положение, в котором оказалась Ольвия, привело к тому, что город был вынужден заключить оборонительный союз с позднескифскими правителями, а по существу во второй половине II в.

до н. э. попал под протекторат Скилура, что не могло не отразиться на жизни его населения.

В III в. до н. э.

скифы начинают осуществлять набеги на Херсонесское государство и к концу II в. до н. э.

Митридат VI Евпатор, в планы которого входило создание могущественной Понтийской державы, оказал военную помощь Тире и Ольвии. По просьбе херсонеситов в Таврику были посланы понтийские войска под командованием Диофанта и других стратегов, разгромившие в ходе нескольких военных кампаний скифов и ликвидировавшие угрозу городу.

После смерти Митридата VI Евпатора античные государства Северного Причерноморья попадают в орбиту интересов Римской империи и в зону ее военно-политического влияния. Характер взаимоотношений римской администрации с античными центрами во многом определялся основными направлениями внешней политики Рима.

Проблема состава населения Ольвии остаётся до сих пор не достаточно разработанной. Здесь должны быть использованы все виды источников письменных и археологических. Среди собственно письменных источников, т.

е. текстов авторов, только один содержит прямое указание относительно населения Ольвии – Борисфенитская речь Диона Хрисостома. Значительно более обширный материал содержится в источниках эпиграфических.

В отдельных случаях надписи содержат вполне конкретные данные о населении Ольвии. Существует несколько надписей, где имени соответствует место рождения. Это в основном надписи об иностранцах.

Сколько-нибудь показательные сведенья есть только о правящей верхушке общества, но данные о простых ольвиополитах тоже встречаются , хоть и редки. Значительная часть горожан – греческая. В первые века нашей эры среди них встречаются римские.

Громадное преобладание греческих имён в ольвийских надписях IV-I веков до н. э. вызывает предположение, что в Ольвии данного период жили одни или почти одни греки.

Но это не так. Несомненно, что имена встречающиеся в надписях не отражают состава населения. В последнее время была сделана попытка выяснить состав населения Ольвии по археологическим данным.

Для Ольвии интересующего нас периода присутствие негреческих элементов в составе населения устанавливается двумя способами: путём исследования погребений городского некрополя и путём изучения производства. Особенно показательные результаты даёт ольвийский некрополь. Факт присутствия в нём могил с негреческими обрядами погребения не может вызывать сомнения.

Это относится прежде всего к группе скорченных погребений. Кроме погребений хоккером могут быть указанны и другие, принадлежность которых к скифам также вероятна, а иногда и бесспорна. Среди них характерны погребения так называемых скифов-войнов с типичным для скифского периода инвентарём – мечём, стрелами, колчаном.

С другими группами погребений, которые упоминаются как негреческие – сложнее. Ни наличие растительных подстилок, ни присутствие деревянных перекрытий, ни вещи в скифском стиле не могут сами по себе служить признаком, говорящий о негреческом происхождении погребённого. Не может считаться бесспорным признаком такого рода и тип погребения.

О присутствии негреческих элементов в составе населения Ольвии говорят некоторые особенности ольвийского производства. Наиболее характерным в этом плане является металлургическое производство. Изготовление бронзовых художественных изделий в формах, а не чеканки, является, бесспорно, местным приёмом, существовавшим в Северном Причерноморье и в скифское и ещё в доскифское время.

Вероятно греческие мастера повлияли на облик изделей скифов. Негреческое производство сказывается и в другом: например в исполнении некоторых греческих орнаментов мастером не понятых.

Что касается скифских орнаментов изготовленных в Ольвии предметов, то это факт интересен как показатель связи между Ольвией и скифами, но он едва ли может рассматриваться как доказательство присутствия в Ольвии пользовавшегося такого рода вещами скифского населения. Подобного рода вещи изготовлялись, очевидно, для сбыта их в Скифии, что подтверждается случаями находок этих вещей на территории Скифии. Известное их количество могло употребляться и в Ольвии, но не обязательно живущими там скифами.

Подводя итоги, мы должны отметить, что население Ольвии уже в первые века существования города, безусловно не являлось чисто греческим: за это говорят присутствия в некрополе погребения с негреческими ритуалами и ремесленные производства. Что касается роли, которую играл неместный элемент в политическом управлении государства, то она вероятнее всего была незначительной, т.к. надписи никак не отражают принадлежности негреческого населения к правящей верхушки.

Наличие в первых веках нашей эры в надписях негреческих имён заставляет вспомнить сообщение Диона Хрисостома о «толпах варваров», нахлынувших в восстановленный после гетского нашествия город. Это в корне меняет соотношение между греческим и негреческим населением города. Не греки начинают занимать государственные посты вместе с потомками греков, и причём в не меньших количествах.

Page 2

Перейти к загрузке файла.

Книпович Т.Н., статья в «Материалы и исследования по археологии СССР» № 50, 1970Леви Е.И., «Ольвия: город эпохи эллинизма»«Археология СССР: древние государства Северного Причерноморья»Славин Л.М., «Древний город Ольвия»«Теменос и Агора»

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источники:

Вам также может понравиться