
В результате изучения главы студент должен: знать.
- – основные этапы развития экономик Великобритании, Франции, Германии, США, Японии и России с начала XIX в. вплоть до Первой мировой войны;
- – причины относительного ускорения, замедления либо стагнации их экономического роста в соответствующие периоды;
уметь раскрыть содержание процесса индустриализации экономики в его взаимосвязи с факторами высвобождения трудовых ресурсов из аграрного сектора, наращивания образовательного потенциала и развития фундаментальной науки, создания адекватной подсистемы денежного обращения финансов и кредита, а также с внешнеэкономическими и внешнеполитическими факторами;
владеть– методикой сравнительного анализа экономического развития стран в эпоху индустриализации и системой критериев для выведения соответствующих оценок.
Великобритания
В последней трети XIX – начале XX в. Англия продолжает сохранять роль “фабрики мира”, теряя при этом отрыв от США, которые неуклонно вытесняют ее с лидирующих позиций в мировой экономике.
На пике развития промышленности и транспорта в XIX в. Англия стала крупнейшей индустриальной державой, обеспечивая 40% мирового промышленного производства. Однако отрасли, обеспечившие этот результат: текстильная, металлургическая и угольная – стали приходить в упадок и нуждаться в реконструкции.
Новые претенденты на лидерство, США и Германия, активнее внедряли такие новшества, как электропривод, автоматические станки и т.п.
Активный вывоз капитала в колонии осуществлялся в ущерб собственной промышленной базе: ее модернизация была менее рентабельна, чем торговые операции с менее развитыми странами, не говоря о неэквивалентном обмене с колониями. Все это ускорило потерю Англией своей промышленной и торговой гегемонии.
Несколько больший задел Англия имела в морских перевозках: в 1870 г. на долю ее торгового флота приходилось 60% мирового тоннажа.
Как и в США, в Англии в конце XIX в. шли процессы концентрации капитала и образования монополий. Отличительными чертами британского капитализма стали концентрация банковского капитала, образование финансовой олигархии (Ротшильд, Ллойд, Гренфелл) и экспорт капитала.
К началу XX в. задолженность всех стран перед Англией по кредитам составила гигантскую по тем временам сумму в 2 млрд фунтов стерлингов. Процентный доход по ним составлял весомую часть в общих поступлениях от английского экспорта.
Колониальный характер английского капитализма предопределял как сильные стороны британской экономики (обширные рынки, возможность легкого доступа к природным ресурсам, присутствие развитой транспортной системы и т.д.), так и ее слабые черты – отсутствие концентрации ресурсов на передовых направлениях, социальная напряженность в колониях и на зависимых территориях, известный дисбаланс национальной отраслевой структуры.
[custom_ads_shortcode1]
Франция
Особенности экономического развития Франции в последней трети XIX – начале XX в. были связаны с наличием традиционной для французской экономики отраслевой структуры, в которой приоритетное положение занимали мелкие разрозненные сельхозпроизводители, а также представители небольших предприятий легкой промышленности, специализирующиеся на производстве предметов роскоши, одежды и парфюмерии.
Парцеллярный характер французской экономики, сохранившийся к 1870-м гг. , придал специфику процессу промышленного переворота, проходившему во Франции после Великой французской революции вплоть до 1860–1870-х гг. Нерешенность многих социально-экономических проблем, малоземелье, бедность большинства населения и известная отстраненность элиты от хозяйственных забот и коммерческой деятельности послужили причинами экономического отставания: с конца XIX в.
доля Франции в мировом производстве неуклонно снижалась и к началу XX в. составляла лишь
Негативную роль для развития экономики Франции сыграла Франко-прусская война, в результате которой Франция потеряла стратегически важные промышленно-сырьевые районы Эльзас и Лотарингию. Кроме того, по условиям мирного договора Франция должна была выплатить Германии контрибуцию в размере 5 млрд франков. Это ослабило возможности Франции в плане модернизации промышленности и развития новых отраслей.
Как и Англия, Франция начала испытывать сложности в управлении колониями; по территории они превосходили метрополию в 20 раз.
Французский вариант капитализма традиционно обозначается как ростовщический, что было обусловлено политикой активного кредитования иностранных государств и компаний и фактическим превращением Франции в страну-рантье, живущую за счет процентных доходов.
Монополизация экономики Франции была связана со стремлением ведущих компаний сконцентрировать свои усилия в отдельных отраслях. Наиболее частыми формами монополий здесь были картели и синдикаты, активно поддерживаемые и тесно связанные с крупнейшими банками страны, среди которых выделялся банк “Лионский кредит”. Наиболее монополизированными отраслями французской промышленности были угледобыча, металлургия, машиностроение.
Франция достигла значительных успехов в автомобилестроении, паровозостроении, электроэнергетике.
ВведениеВ разных странах процесс первоначального накопления капитала имел свою собственную национальную окраску, но, пожалуй, в наиболее выпуклой и рельефной, можно сказать, классической, форме он происходил все-таки в Англии.
Именно в этой стране, одной из первых в мире перешедшей на рельсы классической рыночной экономики, имели место все классические источники, или факторы, или методы, или способы – кому как больше нравится – первоначального накопления капитала. Данное обстоятельство даже натолкнуло в свое время К. Маркса, подробно изучавшего историю классического капитализма, назвать Англию страной классического первоначального накопления капитала, как, впрочем, и страной классического промышленного переворота.
К числу этих факторов относятся: экспроприация непосредственных производителей;
доходы от внутренней и внешней торговли (торговая прибыль); разграбление церковного имущества;
неэквивалентный обмен или прямой грабеж колоний; работорговля;
морской разбой (пиратство); ростовщичество.
Все эти факторы первоначального накопления каптала в Англии имели место, потому что: слишком велико было стремление к обогащению на мировой торговле шерстью, в результате чего начался насильственный сгон крестьян с их земель (” огораживание “);
островное положение страны вынуждало Англию иметь хороший морской флот с современным навигационным и картографическим обеспечением и квалифицированными кадрами мореплавателей; активное участие в проведении великих географических открытий обусловило появление обширных колониальных владений;
наличие самого мощного флота в мире давало возможность заниматься высокоприбыльными пиратством и работорговлей; политика свободной беспошлинной торговли “фритредерства” обусловила активное развитие не только внутренней, но и внешней торговли, что привело к формированию в стране мощного торгового капитала, являющегося исторически первой формой капитала.
В знак уважения к тому фактору, который обусловил первоначальное экономическое могущество Англии, спикер палаты лордов в британском парламенте до сих пор имеет сиденье в виде мешка с шерстью.
Чрезвычайно важную роль сыграло удивительно удачное географическое расположение Англии, которая благодаря своему островному положению и хорошо оснащенному флоту находилась на пересечении торговых путей мирового значения, т. е. в самом сердце мировой торговой системы.
Доступные берега и большое количество рек создавали стабильные хозяйственные коммуникации. Островное размещение надежно оберегало страну от опустошительных войн династического характера, которыми так изобилует история Европы того времени.
Почему именно Англия считается классической страной промышленного переворота?
Промышленный переворот – это мировой процесс, который характеризовался общими закономерностями и одновременно имел свои особенности в каждой стране. Первой его совершила Англия в последней трети XVIII в. – середине XIX в. Правда, предпосылки этого процесса вызрели примерно на полстолетия раньше, но именно буржуазная революция указала путь быстрому развитию индустриального общества.
Аграрный переворот и политика огораживания создали резерв рабочей силы, необходимой для развития фабричной промышленности. На протяжении XVIII в. было огорожено 3,3 млн.
, за два десятилетия последующего века – 3 млн. акров земли; без средств к существованию осталось 1,5 млн. сельских жителей.
Экономическую жизнь страны начал определять единый емкий внутренний рынок, который стимулировал развитие промышленности, сельского хозяйства. Мануфактурный процесс достиг высокого уровня разделения труда, специализации, дифференциации, усовершенствовались орудия труда. Появились специализированные мануфактуры для производства орудий труда.
Постоянно росло промышленное использование сырьевых ресурсов (каменного угля, железной руды, шерсти). Благодаря собственному прекрасно развитому морскому транспорту, Англия имела возможность в неограниченных количествах доставлять практически из любой точки земного шара товар и сырье.
К тому же в составе колониальных владений Англии к этому времени уже была Индия, поставлявшая недорогой и высококачественный хлопок, являвшийся прекрасным техническим сырьем для машинизации процесса изготовления ткани. Очень скоро хлопок стали привозить также и английские поселенцы из Америки.
Очень положительно на вызревании предпосылок для осуществления первого в мировой истории промышленного переворота именно в Англии сказалось то, что эта страна проводила политику меркантилизма (стремление к обогащению посредством развития торговли и денежного обращения) и фритредерства (свободной беспошлинной торговли).
Значительные средства, полученные английской буржуазией во время первоначального накопления капитала, начали инвестироваться в промышленность. Именно они обеспечивали промышленное применение технических изобретении, на которые столь щедра была английская инженерная мысль в этот период, и их чрезвычайно быстрое распространение. Сельское хозяйство успешно кормило города и промышленные поселения. Одновременно оно выступало и крупным потребителем промышленной продукции.
Важной предпосылкой промышленного переворота в Англии послужил бурный всплеск изобретательства, который явился реакцией инженерной мысли на общественную потребность в резком увеличении объемов производства промышленной продукции вследствие бурного роста городского населения и сокращения натурального хозяйства. Если общество нуждается в значительном повышении производительности общественного труда, всегда найдутся талантливые люди – как со специальной подготовкой, так и без нее, готовые испытать судьбу и попробовать осчастливить человечество каким-нибудь изобретением. Золотыми буквами вписали свои фамилии в историю мировой технической культуры в эпоху промышленного переворота англичане Д.
Кэй (“самолетный челнок” для ткацкого станка), Д. Харгривс (механическая прялка “Дженни”), Т. Хайс (ватер-машина), С.
Кромптон (мюль-машина), С. Картрайт (механический ткацкий станок), Д. Уатт (паровой двигатель), А.
Дерби (коксовая печь), Г. Корт (пудлингование чугуна), Дж. Стефенсон (паровоз).
Каковы были последствия промышленного переворота для Англии? Эти последствия были невероятно велики, и проявились они буквально во всех сферах общественной жизни.
Начнем с материального производства. Промышленный переворот – это революционный переход от мануфактуры, основанной на применении ручного ремесленного труда, к фабрике, основанной на использовании системы машин и универсального парового двигателя. В данном определении сделан акцент на технико-экономической стороне этого процесса.
Социально-экономическая же сторона промышленного переворота состоит в безусловном разделении общества на две взаимообусловливающие антагонистические социальные группы – фабрикантов и наемных рабочих. Завершение промышленного переворота знаменовало собой окончательную победу индустриальной цивилизации над аграрной (феодализмом).
Промышленный переворот сделал неизбежными перемены в средствах связи и на транспорте, ибо появилась настоятельная потребность в массовых перевозках большого количества грузов и пассажиров, которую уже нельзя было удовлетворить посредством гужевого транспорта, парусного флота на морях и весельного на реках. Паровая машина, установленная сначала на корабль, а затем и на гладкие рельсы, сделала не только возможной, но и рентабельной перевозку на большие расстояния объемных и тяжелых грузов, прочно и надежно, безотносительно к капризам погоды и смене времен года, связала между собой самые отдаленные регионы. Промышленный переворот дал импульс к формированию социальной структуры по индустриальному типу и в отношении территориального рассредоточения населения.
На примере Англии можно выстроить следующую классическую схему последовательности промышленного переворота, повторившуюся потом практически во всех странах: технические новшества в легкой (конкретно – в текстильной) промышленности;
изобретения в металлургическом производстве; изменения в технической базе добывающей промышленности;
технические усовершенствования в машиностроении; изобретение парового двигателя;
появление паровоза и парохода.
В короткий срок Англия превратилась в крупнейшую индустриальную державу. Очень скоро буквально весь мир был наводнен серийными, а потому дешевыми фабричными товарами английского производства. Это позволило Англии прочно и надолго занять лидирующие позиции в мировом промышленном производстве и сполна воспользоваться преимуществами “снятия сливок”.
Сработал закон рыночной экономики: “Не важно быть лучшим, важно быть первым! “. Англия еще долго именовалась “промышленной мастерской мира”, а Лондон – “мастерской на Темзе”, они определяли мировую промышленную моду, а весь мир с благоговением перенимал английский технический опыт.
Благодаря промышленному перевороту Англия могла себе позволить чрезвычайно либеральную внешнеторговую политику, что, безусловно, открывало ей внутренние рынки других стран. Но и ее экономика не была защищена надежными таможенными барьерами, как это сделали другие страны сразу же после своих промышленных переворотов, и со временем это положительное качество английской экономики превратилось в свою противоположность и в числе других предпосылок обусловило постепенное замедление темпов экономического развития Англии, а затем – утрату ее мировой промышленной гегемонии.
Список использованной литературыЛойберг М.П. История экономики: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 2006. – 248с.
Неровня Т. Н. История экономики в вопросах и ответах.
Серия “Учебники и учебные пособия”. Ростов н/Д: “Феникс”, 2006. – 416с.
Шемякина С. , Понятовская Н. История экономики.
Теоретический курс. Учебно-методическое пособие авторизованного изложения. Для студентов Московского коммерческого института.
Москва, 2007. – 360с.
None 2. Утрата Англией промышленной гегемонии.
3. Экономическое отставание Франции. 4. Капиталистическая перестройка японской экономики.
[custom_ads_shortcode2]
Вопрос 1. Основными причинами, по которым Германия стала к началу хх века второй промышленной державой мира были:
– победа во франко-прусской войне в 1870 г. и последующее ограбление Франции: аннексия Эльзаса и Лотарингии — большого железорудного бассейна, а также контрибуция в 5 млрд. фр. Соединение железной руды Эльзаса и Лотарингии с углем Рейнской области позволило создать мощную топливно-металлургическую базу германской промышленности, а французские миллиарды стали важным источником инвестиций в промышленность;
-завершилось государственное объединение всей страны и образовалась Германская империя, с более чем 40-миллионным населением; -немецкая индустрия почти не знала проблемы технического перевооружения, а потому промышленные предприятия 70-х гг. сразу создавались на новейшей по тому времени технической базе;
– к росту тяжелой промышленности вело и интенсивное железнодорожное строительство (протяженность железнодорожной сети за 1870—1910 гг. увеличилась более чем в 33 раза); -в последней трети XIX в. промышленность стала играть основную роль в экономической системе страны. В начале XX в. в ней было занято уже 43% населения против 29%, занятых в сельском хозяйстве;
-немалую роль играли государственные заказы на вооружение. В результате к концу Х1Х века Германия обогнала по производству промышленной продукции Францию, а в начале XX в. позади осталась и Англия.
Технический уровень немецкой, относительно новой промышленности, был выше старой английской. Немецкие фирмы накануне, первой мировой войны стали основными поставщиками в Европу динамомашин, трамваев, электроламп и других электротоваров, а также анилиновых красок.
Значительно медленнее, чем тяжелая индустрия, развивалась в Германии легкая и пищевая промышленности. В этих отраслях из-за меньшего платежеспособного спроса на внутреннем рынке Германия отставала не только от США и Англии, но и от Франции.
Процесс монополизации в Германии происходил в основном не на базе трестовкак в Америке, а на базе картелей и синдикатов— соглашений между фирмами о ценах на продукцию, рынках, источниках сырья и т.д. Крупные монополии сложились в угольной, химической, электротехнической промышленности, в судостроении. Перед первой мировой войной в германском хозяйстве действовало около 600 монопольных организаций, а заправляло в бизнесе не более 300 магнатов промышленного капитала и руководство шести крупнейших берлинских банков. В итоге германские монополии стали самой большой и организованной экономической силой в Европе. Высокие доходы позволилинемецкой буржуазии существенно поднять заработную плату квалифицированных рабочих, которых насчитывалось примерно 5 млн. чел. В начале XX в. средняя годовая зарплата квалифицированного немецкого рабочего (примерно 1800 марок) составляла 53% годового дохода небольшого предпринимателя (2-5 наемных рабочих) и 45% дохода среднего чиновника, а зарплата рабочих контрольного аппарата на производстве «рабочей аристократии»уступала доходу мелкого предпринимателя и среднего чиновника всего на 25—30%. Таким образом, в начале XX в. немецкие квалифицированные рабочие не были классовыми противниками немецкого капитала. Однако, превосходя английских и французских (а кое в чем даже американских) капиталистов в смысле организации, германский финансовый капитал значительно уступал им в политическом отношении. В Англии и Франции буржуазия управляла полновластно и непосредственно,а в Германии первенство было за феодалами и монархией. Германский капитал имел военно-феодальный оттенок. Если во внутренней политике между буржуазией и юнкерами существовали противоречия, то в области внешней политики их интересы совпадали полностью. А внешний рынок имел особое значение для германских монополий, главная забота которых состояла в обеспечении зарубежного сбыта промтоваров. Объем германской внешней торговли за 1870-1913 гг. вырос примерно в три раза. Вместе с тем структура немецкой внешней торговли показывала и основную слабость экономики страны — ее зависимость от сырьевого и продовольственного импорта: стоимость ввоза за счет сырья и продовольствия перед первой мировой войной превышала стоимость экспорта более чем на 600 млн. марок. Сравнительно небольшие германские колонии не могли покрыть сырьевой дефицит. Поэтому все большее значение приобретали для немецкого капитализма российские и украинские просторы — как источник сельхозпродукции и рынок промтоваров. Сложная внешнеторговая ситуация еще более усугубляла агрессивность германских монополий, укрепляла их блок с юнкерским милитаризмом и монархией.
Вопрос 2 К 1913 году производственная база английской индустрии устарела в физическом и моральном отношении. Поэтому, если в 1870 г. Англия производила примерно половину трех главных на тогдашнем мировом рынка видов промышленной продукции — угля, чугуна и хлопчатобумажных тканей, то в 1913 г. она давала только 22% мировой угледобычи, выплавляла 13% мирового чугуна, потребляла 23% мирового хлопка. Внедрение новой техники требовало больших инвестиций. Однако Английские капиталисты вывозили капитал в колонии, где стоимость рабочей силы была ниже, а, следовательно, прибыли были выше. К тому же доставка из заморских стран промышленного сырья — руд цветных металлов, каучука, нефти и т.д. также вела к оттоку капитала из страны. В результате, вывоз капиталов возрастал, а темпы роста английской промышленности все более снижались. В этот же период все больше стран стали отходить от политики свободной торговли в мировой торговле и возвращаться к политике протекционизма, чтобы защитить свою промышленность от конкуренции английских товаров.
Структурные изменения в английской промышленности происходили очень медленно. Степень концентрации производства и капитала в Англии, где сохранилось большое количество средних и мелких устаревших предприятий, была значительно ниже, чем в США и Германии.
Наиболее высокими темпами, обгоняя традиционные производства, развивались новые для Англии отрасли тяжелой промышленности — сталелитейная, электротехническая, химическая. Однако перед первой мировой войной суммарная мощность электростанций в Англии была в 2,5 раза меньше, чем в Германии и почти в 10 раз меньше, чем в США. Судостроение было единственной традиционной отраслью тяжелой промышленности, которая перевооружалась и показывала устойчивые темпы роста.
Совсем другая картина была в сфере кредита. Перед первой мировой войной 27 крупным банкам Англии принадлежало около 86% всех вкладов страны. Однако сращивание банков с индустриальными монополиями не имело в Англии такого всеобъемлющего характера, как это было в Германии и США. Британский капитализм базировался на колониальной империиАнглийские колонии (к началу XX в. они по размерам в 100 раз превышали территорию метрополии) компенсировали британскому капиталу недостатки промышленного развития. По вывозу капитала Англия оставила далеко позади Америку и Германию. К первой мировой войне сумма вывозимых из Англии капиталов составляла примерно третью часть общей стоимости экспорта. До 3/4 экспорта капитала шло в Британскую империю и слаборазвитые страны Латинской Америки (около 20% — в США, 6% — в страны Европы). Поэтому в последней трети XIX в. в Англии доходы от вложений за рубежом выросли в 9 раз, тогда как национальный доход вырос только в 3 раза. Из-за большого сырьевого и продовольственного импорта внешнеторговый баланс Англии постоянно носил пассивный характер, но платежный балансвключающий всевиды расчетов с другими странами, неизменно был активным. Английские банки, отделения которых были разбросаны по всему свету, развили большую активность по кредитованию мировой торговли.
Переход от мировой промышленной гегемонии к гегемонии в пределах Британской империи, от прямой торговли промтоварами к торговому кредиту, — все это приносило прибыль, но фактически усиливало застой английской экономики. Накануне первой мировой войны доходы рантье намного превышали доходы экспортеров товаров.
В начале XX в. Англия начала осуществлять огромную программу военно-морского строительства (по принципу: два корабля на каждый новый немецкий), на это уходило до половины расходной части госбюджета. Вопрос 3 Для Франции на рубеже XIX и XX вв. немецкие и американские темпы промышленного развития были недостижимыми из-за недостаточности сырьевой базы. В 1913 г. Франция добывала лишь 2/3 необходимого ей угля, а дорогой импортный уголь вел к повышению стоимости французских товаров и, соответственно, снижению их конкурентоспособности. Низкий промышленный потенциал определялся также устаревшей технологической сферой. Здесь повторилась в основных чертах английская история: физически и морально изношенное оборудование, вошедшее в строй в 50—60 гг., требовало замены, а для этого требовались соответствующие инвестиции, а их не было. Причиной всему этому были: во-первыхэкономический ущерб, из-за поражения Франции в войне с Пруссией 1870 г. (общая сумма составила 16 млрд. франков, в том числе 5 млрд. контрибуции). Очень тяжело отразилась на состоянии французской экономики аннексия Германией весьма развитых экономических областей — Эльзаса и особенно Лотарингии с ее крупными запасами железной руды. Таким образом, война с Пруссией заметно затормозила развитие французской тяжелой промышленности.
Во-вторых французская буржуазия явно отдавала предпочтение банковской деятельности перед промышленной. В конце XIX — начале XX вв. ростовщические черты французского капитализма проступили еще более резко. Займы иностранным государствам давали французским банкирам гарантированный доход, не связанный с промышленным риском, отвлекая в то же время огромные средства от отечественной индустрии. К восьмидесятым годам XIX в. Франция передвинулась со второго места в мировом промышленном производстве на четвертое — после США, Англии и Германии, потеряв свое былое индустриальное значение. В конце XIX — начале XX вв. структура французской экономики продолжала оставаться аграрно-индустриальной. Из 16 млн. человек самодеятельного населения в промышленности было занято всего около 2 млн., в сельском хозяйстве — более 5 млн., торговле — более 4 млн. человек. Сельскохозяйственная продукция по стоимости превышала промышленную. Франция по урожайности сельскохозяйственных культур занимала всего 11 место в Европе. Слабая производительность земледелия в конечном счете упиралась в господство мелкокрестьянского производства, созданного революцией в конце XVIIIв. Владелец крохотной парцеллы не мог применять сельскохозяйственные машины и искусственные удобрения. Французские сельскохозпродукты не выдерживали конкуренции на внешних рыках с дешевыми американскими, канадскими, аргентинскими продовольственными товарами. Отсталой была и структура промышленности, где по-прежнему значительное место занимало производство изысканных средств потребления. На мировом рынке наиболее востребованными видами французской промышленной продукции оставались предметы роскоши, производство которых не требовало ни огромных инвестиций, ни новой техники, ни экономического риска. Монополизация французской промышленности происходила значительно медленнее, чем в США, Германии и Англии, но темпы концентрации и централизации банков во Франции превышали таковые в других странах. Французский финансовый капитал складывался вокруг банков, а не около промышленных монополий.
К концу XIX в. в основном деятельность французского финансового капитала сводилась к ссудно-ростовщической за границейТак, если за 1870—1913 гг. промышленное производство во Франции выросло примерно в 3 раза, то экспорт французского капитала — более чем в 4 раза. Хотя больше всего капитал вывозила не Франция, а Англия, но именно Франция играла роль мирового ростовщикаПричем, если английский капитал вывозился в виде промышленных инвестиций,то французский капитал в виде займов иностранным государствам. Накануне первой мировой войны из 42,5 млрд. заграничных вложений Франции хозяйственное применение имело всего 10 млрд., на остальные деньги главным образом вооружались будущие союзники против Германии. 12 млрд. заемных франков приходилось на Россию, на эти средства был создан ряд заводов и промыслов. Поскольку процент по русским займам был выше, чем у других стран (до 14% годовых против 2%), постольку русские займы пользовались громадной популярностью во Франции. До 10% населения страны владели накануне первой мировой войны русскими облигациями, для приобретения которых тысячи французов продавали свою землю и дома.
Франция в XIX — начале XX вв. владела большими колониями в Африке, Юго-Восточной Азии, Океании и создала империю, по территории в 17 раз превышающую метрополию. Однако французский финансовый капитал, наживаясь в основном на эксплуатации стран-должников, не был заинтересован в производственном использовании колоний. Поэтому колонии в экономике Франции играли гораздо меньшую роль, чем в экономике Англии. Перед первой мировой войной в колонии экспортировалось всего 13% вывозимых Францией товаров и менее 10% вывозимых капиталов. Из колоний поступило всего 9,5% французского импорта. Таким образом, ростовщичество во Франции приносило главные доходы и создавало возможность содержать армию, почти равную по численности немецкой.
Вопрос 4. В 60-х гг. XIX в. после гражданской войны (революции Мейд-зи) в Японии было создано новое государственное устройство буржуазно-помещичьего типа, наподобие Германской империи: всенародно избираемая законодательная власть при господстве императора и феодалов в исполнительно-административной сфере (за отказ от своих феодальных прав князья и самураи получили денежную компенсацию и монополию на занятие высших офицерских и чиновничьих должностей).
Этот строй, просуществовавший в Японии вплоть до окончания второй мировой войны, сумел за несколько десятилетий превратить полуколониальное раздробленное государство в мощную индустриально-аграрную державу, претендующую на гегемонию в Юго-Восточной Азии. Единственным средством для этого могла быть только вестернизация экономики, в первую очередь, создание современной фабрично-заводской промышленности. При этом, основным инвестором было государство, а главное внимание уделялось строительству крупных металлургических и машиностроительных заводов в целях модернизации армии и флота. Технику и кадры для модернизации обеспечивал импорт машин и специалистов, а также обучение молодых людей из самураев на Западе. Для создания предприятий широко применялись правительственные субсидии, налоговые льготы.
Построенные предприятия государство передавало в аренду или продавало в кредит наиболее близким к правящим кругам предпринимателям, установив контроль над стратегически важными отраслями. Таким образом, Японскому государству удалось создать особо лояльнуюотечественную буржуазию и консолидировать буржуазно-феодальный блок вокруг императорского трона. Темпы роста, показанные японской промышленностью в конце XIX — начале XX вв., превосходили все, что было известно до этого. Так, за первое десятилетие XX в. суммарная мощность первичных двигателей возросла в 10 раз, угледобыча — в 20, производство меди — в 13, тоннаж спущенных на воду судов — в 13 раз (таких темпов до этого мир не знал). Ни одна страна из числа отставших от наиболее развитых экономически государств Запада и вынужденных их догонять, не сумела провести вестернизацию так эффективно, как Япония Поздний промышленный переворот в Японии совпал по времени с монополизацией экономики: наплыв сравнительно дешевого из-за низких пошлин импорта вынуждал японских предпринимателей объединяться. Уже в начале 80-х гг. возникли монопольные объединения — Японская бумажная и Японская пароходная компании. Наибольший успех выпал на долю старинных торгово-ростовщических компаний — Мицуи и Мицубиси, которые при помощи государства стали первыми японскими концернами (к собственным банкам и торговле они прибавили купленные недорого у государства предприятия промышленности и транспорта). Создав новейшие монополии, японские капиталисты, однако, оставили многие старые черты японского феодализма, не знавшего крепостного права и управлявшего методами, так называемого, патернализма- покровительственного (отеческого) отношения к своимподданным, оплачивающих это покровительство рентой. Подобные отношения были перенесены на промышленные предприятия: скидки для работников в фирменныхжилых домах и магазинах, фирменные школы и даже вузы. Все это обеспечивало пожизненный пайработников и их особую преданность работодателю. Тем не менее, в начале XX в. уровень жизни трудящихся в Японии был значительно ниже, чем в Европе и Северной Америке, притом, что 2/3 населения проживало в селе. Это определяло узость внутреннего рынка и подталкивало правящий буржуазно-помещичий блок к внешней агрессии. Положение усугублялось скудными природными ресурсами страны, не имеющей собственных металлических руд и нефти. Поэтому, не успев утвердиться в качестве капиталистической страны, Япония уже вступила в борьбу за гегемонию на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии.
Вопросы для самопроверки: 1. За счет, каких действий Германия стала второй промышленной державой мира.
2. Почему Англия утратила промышленную гегемонию. 3. Каковы были причины экономической отсталости Франции.
4. В чем состояла капиталистическая перестройка японской экономики.
Источники: