Варваризация армии

с.123 В создан­ной Римом дер­жа­ве вза­и­мо­дей­ст­вие с миром вар­ва­ров было для рим­ских вла­стей не толь­ко гео­по­ли­ти­че­ской погра­нич­ной про­бле­мой, но и акту­аль­ным вопро­сом воен­но­го стро­и­тель­ства и внут­рен­ней соци­аль­ной поли­ти­ки. Это вза­и­мо­дей­ст­вие в нема­лой сте­пе­ни обу­слов­ли­ва­ло эво­лю­цию рим­ской воен­ной орга­ни­за­ции, воору­же­ния и так­ти­ки, поли­ти­ку рекру­ти­ро­ва­ния, духов­но-куль­тур­ный облик сол­дат импе­ра­тор­ской армии, а так­же про­цес­сы инте­гра­ции в струк­ту­ры Импе­рии раз­лич­ных сло­ев про­вин­ци­аль­но­го насе­ле­ния. Не мень­шую зна­чи­мость име­ли кон­так­ты в воен­ной обла­сти и для раз­ви­тия самой вар­вар­ской пери­фе­рии, как внут­рен­ней, так и внеш­ней.

0x01 graphic

с.124 Дан­ные про­бле­мы дав­но и раз­но­сто­ронне изу­ча­ют­ся в исто­рио­гра­фии с при­вле­че­ни­ем все­го мно­го­об­ра­зия источ­ни­ков. Сре­ди них нема­ло­важ­ное зна­че­ние име­ют и свиде­тель­ства антич­ных писа­те­лей, кото­рые мог­ли непо­сред­ст­вен­но наблюдать то, что теперь назы­ва­ет­ся про­вин­ци­а­ли­за­ци­ей и вар­ва­ри­за­ци­ей рим­ских воору­жен­ных сил. Суж­де­ния и оцен­ки гре­ко-рим­ских авто­ров, касаю­щи­е­ся это­го про­цес­са, и будут пред­ме­том наше­го ана­ли­за. Сово­куп­ность соот­вет­ст­ву­ю­щих мне­ний пред­став­ля­ет несо­мнен­ный инте­рес. Во-пер­вых, она может слу­жить опре­де­лен­ным корре­ля­том или даже исход­ным пунк­том для ана­ли­за доку­мен­таль­ных свиде­тельств, кото­рые дают кон­крет­ный мате­ри­ал об этни­че­ском соста­ве и куль­тур­ном уровне армей­ских кон­тин­ген­тов. Во-вто­рых, выска­зы­ва­ния антич­ных авто­ров и пока­за­тель­ны сами по себе, фик­си­руя отно­ше­ние самих совре­мен­ни­ков к про­цес­су вар­ва­ри­за­ции армии и явля­ясь выра­же­ни­ем опре­де­лен­но­го обще­ст­вен­но­го мне­ния, тех сте­рео­ти­пов вос­при­я­тия, кото­рые про­яв­ля­ют­ся в тех или иных лите­ра­тур­но-рито­ри­че­ских топо­сах, но осно­вы­ва­ют­ся, в конеч­ном сче­те, на извест­ных цен­но­стях, базо­вых для рим­ской циви­ли­за­ции.

Одна из таких клю­че­вых цен­ност­ных уста­но­вок, полис­ных по сво­ей сути, заклю­ча­лась в том, что воен­ная служ­ба счи­та­лась дол­гом и вме­сте с тем при­ви­ле­ги­ей сво­бод­но­го граж­да­ни­на, при­чем в каче­стве хоро­ше­го сол­да­та пред­по­чи­тал­ся доста­точ­но зажи­точ­ный соб­ст­вен­ник и отец семей­ства. Пре­вос­ход­ство воен­ной орга­ни­за­ции клас­си­че­ско­го Рима осно­вы­ва­лось, как заме­тил еще Поли­бий (VI. 52. 1—5), на нацио­наль­но-рим­ском харак­те­ре рим­ско­го вой­ска, наби­ра­е­мо­го из граж­дан. Соот­вет­ст­вен­но, отступ­ле­ние от этих прин­ци­пов в боль­шин­стве слу­ча­ев оце­ни­ва­ет­ся антич­ны­ми авто­ра­ми, ори­ен­ти­ро­ван­ны­ми на тра­ди­ци­он­ную идео­ло­гию, крайне нега­тив­но. В каче­стве пер­во­го шага на этом пути рас­смат­ри­ва­лась нача­тая Гаем Мари­ем про­ле­та­ри­за­ция леги­о­нов, открыв­шая доро­гу в армию сол­да­там-доб­ро­воль­цам из чис­ла бед­ня­ков и без­дом­ных, на мораль­ные каче­ства кото­рых невоз­мож­но было поло­жить­ся (Val. Max. II. 3 pr.; II. 3. 1; ср.: Tac. Ann. IV. 4. 2; I. 31. 1).

Несколь­ко упро­щая ситу­а­цию, мож­но ска­зать, что сле­ду­ю­щим шагом в раз­мы­ва­нии тра­ди­ци­он­ных рим­ско-граж­дан­ских основ армии стал набор в леги­о­ны про­вин­ци­а­лов, а затем пере­ход к регио­наль­но­му и локаль­но­му рекру­ти­ро­ва­нию, что было неиз­беж­ным след­ст­ви­ем созда­ния посто­ян­ной армии, раз­ме­щен­ной глав­ным обра­зом в при­гра­нич­ных зонах. Это име­ло пара­док­саль­ный эффект: наряду с уве­ли­че­ни­ем базы рекру­ти­ро­ва­ния рас­ши­ри­лась брешь, отде­ляв­шая армию от граж­дан­ско­го обще­ства. И хотя внеш­них войн было не мень­ше, чем в позд­не­рес­пуб­ли­кан­ский пери­од, боль­шин­ство насе­ле­ния Импе­рии жило пре­иму­ще­ст­вен­но в мир­ных усло­ви­ях, совер­шен­но не зная воен­ной жиз­ни, и все более смот­ре­ло на сол­дат как на чуже­род­ную, мар­ги­наль­ную с.125 груп­пу. Одна­ко, осво­бож­де­ние боль­шин­ства насе­ле­ния от воен­ной служ­бы не меша­ло граж­дан­ским людям осуж­дать исчез­но­ве­ние ста­ро­рим­ских доб­ле­стей и тре­бо­вать от про­фес­сио­наль­ных вои­нов-доб­ро­воль­цев их при­ме­не­ния на прак­ти­ке.

Сама по себе деми­ли­та­ри­за­ция Ита­лии и внут­рен­них про­вин­ций в наших источ­ни­ках трак­ту­ет­ся неод­но­знач­но. Соглас­но Таци­ту, такое поло­же­ние при­во­дит к тому, что рим­ские воору­жен­ные силы ока­зы­ва­ют­ся силь­ны толь­ко чуже­зем­ца­ми, и поэто­му насе­ле­ние деми­ли­та­ри­зо­ван­ных рай­о­нов обре­че­но хра­нить раб­скую покор­ность воле про­вин­ци­аль­ных войск и играть роль добы­чи в граж­дан­ской войне (Tac. Ann. III. 40. 3; Hist. I. 11. 3). Более позд­ние авто­ры пря­мо свя­зы­ва­ют воз­мож­ность мир­ной жиз­ни для ита­лий­цев и жите­лей внут­рен­них обла­стей с утра­той сво­бо­ды, уста­нов­ле­ни­ем еди­но­вла­стия и созда­ни­ем посто­ян­ной армии из граж­дан, про­вин­ци­а­лов и союз­ни­ков (Dio Cass. LVI. 40. 2; ср. LII. 27. 1; He­rod. II. 11. 3—5). Напро­тив, гре­че­ский ритор Элий Ари­стид высту­па­ет откро­вен­ным апо­ло­ге­том такой совер­шен­ной, на его взгляд, систе­мы, когда сами рим­ские граж­дане не отя­го­ща­ют­ся воен­ной служ­бой, а в вой­ска наби­ра­ют­ся пере­гри­ны (ξέ­νοι), полу­чаю­щие в награ­ду рим­ское граж­дан­ство; бла­го­да­ря это­му при общем равен­стве прав армию мож­но поста­вить осо­бо (Pan. Rom. 73—74). Элий Ари­стид гово­рит вооб­ще о про­вин­ци­аль­ных город­ских общи­нах, не кон­кре­ти­зи­руя их этни­че­ской и гео­гра­фи­че­ской при­над­леж­но­сти.

Если же обра­тить­ся к авто­рам более позд­не­го вре­ме­ни, то у них упа­док рим­ско­го государ­ства и мораль­ное раз­ло­же­ние обще­ства вполне одно­знач­но свя­зы­ва­ют­ся с вар­ва­ри­за­ци­ей армии. Так, Авре­лий Вик­тор, под­чер­ки­вая гибель­ные послед­ст­вия вар­ва­ри­за­ции вой­ска, усмат­ри­ва­ет ее при­чи­ны в мораль­ной негод­но­сти самих рим­лян: …с тех пор, как рас­пу­щен­ность побуди­ла граж­дан по их бес­печ­но­сти наби­рать в вой­ска вар­ва­ров и чуже­зем­цев, нра­вы испор­ти­лись, сво­бо­да ока­за­лась подав­лен­ной, уси­ли­лось стрем­ле­ни­ем к обо­га­ще­нию (De Caes. 3. 14). В дру­гом месте (37. 7) он свя­зы­ва­ет уста­нов­ле­ние гос­под­ства воен­щи­ны с пози­ци­ей сена­то­ров, кото­рые без­ро­пот­но согла­си­лись с эдик­том Гал­ли­е­на, запре­тив­шим им доступ на команд­ные посты в леги­о­нах: наслаж­да­ясь поко­ем и дро­жа за свое богат­ство…, они рас­чи­сти­ли сол­да­там, и при­том почти вар­ва­рам (pae­ne bar­ba­ros), путь к гос­под­ству над сами­ми собой и над потом­ст­вом.

Тако­го рода суж­де­ния вполне есте­ствен­ны в устах позд­не­го писа­те­ля, воочию наблюдав­ше­го ито­ги дли­тель­но­го про­цес­са. Одна­ко пер­вые кон­крет­ные ука­за­ния на про­бле­му вар­ва­ри­за­ции рим­ской армии обна­ру­жи­ва­ют­ся еще у авто­ров кон­ца рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да, в част­но­сти, у Цице­ро­на. В янва­ре 49 г. до н. э. он выска­зы­ва­ет опа­се­ние по пово­ду при­бли­же­ния к Риму вар­ва­ров, веро­ят­но, имея в виду гал­лов, вхо­див­ших в вой­ска Цеза­ря (Att. VII. 13. 3). Сол­дат Анто­ния, нахо­див­ших­ся с.126 в Риме осе­нью 44 г. до н. э. ора­тор пря­мо назы­ва­ет вар­ва­ра­ми, пред­вос­хи­щая то впе­чат­ле­ние, кото­рое спу­стя сто­ле­тие про­из­ведет на рим­лян пре­быв­шее из Гер­ма­нии вой­ско Вител­лия (Tac. Hist. II. 88). О том, что сол­да­ты эпо­хи граж­дан­ских войн вос­при­ни­ма­лись как вар­ва­ры, могут свиде­тель­ст­во­вать и неко­то­рые стро­ки Вер­ги­лия. В Буко­ли­ках Мели­бей жалу­ет­ся, что его полем и посе­ва­ми завла­дел без­бож­ный воя­ка, вар­вар (I. 70—72; ср. IX. 2; [Verg.] Di­rae. I. 80—81). Подоб­ное вос­при­я­тие неуди­ви­тель­но, если вспом­нить, что имен­но в эпо­ху граж­дан­ских войн появи­лись целые леги­о­ны, сфор­ми­ро­ван­ные из уро­жен­цев про­вин­ций и даже самих вар­ва­ров; в част­но­сти, из транс­аль­пий­ских гал­лов Цезарь создал зна­ме­ни­тый леги­он Жаво­рон­ков, Alau­da (Suet. Iul. 24. 2) (ср. так­же Тузем­ный леги­он, создан­ный пом­пе­ян­ца­ми в Испа­нии из кель­тов, ибе­ров и рабов).

Уже в это вре­мя дли­тель­ное пре­бы­ва­ние леги­о­нов в про­вин­ци­ях и тес­ное обще­ние с мест­ным насе­ле­ни­ем спо­соб­ст­во­ва­ли, как отме­ча­ют источ­ни­ки, опре­де­лен­ной вар­ва­ри­за­ции рим­ских сол­дат. Напри­мер, Цезарь, отме­чая, что сол­да­ты Пом­пея в Испа­нии от посто­ян­ных войн с тузем­ца­ми при­вык­ли к сво­е­го рода вар­вар­ско­му спо­со­бу сра­же­ния, пояс­ня­ет это тем, что на сол­дат вооб­ще ока­зы­ва­ют вли­я­ние нра­вы тех стран, где они подол­гу дис­ло­ци­ру­ют­ся (BC. I. 44. 2; ср. так­же B. Alex. 53. 2: …вои­ны, кото­рые от дол­го­го пре­бы­ва­ния [в про­вин­ции] уже сде­ла­лись про­вин­ци­а­ла­ми). О сол­да­тах, остав­лен­ных в 55 г. до н. э. Габи­ни­ем для защи­ты Пто­ле­мея Авле­та, Цезарь пишет, что они при­вык­ли к алек­сан­дрий­ской воль­ной жиз­ни, забы­ли об име­ни рим­ско­го наро­да и о дис­ци­плине, успев обза­ве­стись жена­ми и детьми (BC. III. 110. 2). Сто­ле­тия спу­стя подоб­ная ситу­а­ция будет кон­ста­ти­ро­ва­на Таци­том в Сирии, где меж­ду про­вин­ци­а­ла­ми и сол­да­та­ми воз­ник­ли доб­рые отно­ше­ния, сло­жи­лись род­ст­вен­ные и дело­вые свя­зи (Hist. II. 80. 5). По мне­нию Таци­та, такие тес­ные кон­так­ты с мест­ным насе­ле­ни­ем вооб­ще раз­ла­гаю­ще дей­ст­ву­ют на вой­ско (Hist. I. 53. 3: in­ter pa­ga­nos cor­rup­tior mi­les).

Наши источ­ни­ки фик­си­ру­ют раз­но­об­раз­ные при­зна­ки и про­яв­ле­ния вар­ва­ри­за­ции рим­ских сол­дат — от заим­ст­во­ва­ния видов воору­же­ния, бое­вых при­е­мом и обы­ча­ев до мане­ры оде­вать­ся. Если откры­тость рим­лян чужо­му воен­но­му опы­ту, в том чис­ле и вар­вар­ско­му, оце­ни­ва­ет­ся в целом поло­жи­тель­но, то вар­вар­ские чер­ты во внеш­нем обли­ке рим­ских сол­дат и коман­ди­ров вызы­ва­ют под­черк­ну­то нега­тив­ную оцен­ку в лите­ра­тур­ных источ­ни­ках. К при­ме­ру, Тацит отме­ча­ет, что вое­на­чаль­ник Вител­лия Цеци­на у горо­жан и коло­ни­стов Ита­лии вызы­вал воз­му­ще­ние тем, что оде­тый, как галл, в длин­ные шта­ны и корот­кий поло­са­тый плащ, он поз­во­лял себе раз­го­ва­ри­вать с людь­ми, обла­чен­ны­ми в тоги (Hist. II. 20. 1). Как самые насто­я­щие вар­ва­ры, выгляде­ли с.127 в гла­зах сто­лич­ных жите­лей и про­стые сол­да­ты-вител­ли­ан­цы, попав­шие в Рим: оде­тые в зве­ри­ные шку­ры, непри­выч­ные к город­ской суто­ло­ке, они наво­ди­ли повсюду страх и тре­пет сво­им видом не мень­ше, чем гра­бе­жа­ми; даже кли­мат Ита­лии ока­зал­ся для них вреден (Tac. Hist. II. 88; 94).

Столь же невидан­ным вой­ском выгляде­ли в сто­ли­це и отряды, набран­ные Неро­ном в про­вин­ци­ях, и VII Галь­бан­ский леги­он, при­быв­ший из Испа­нии (Tac. Hist. I. 6. 2). По сло­вам Таци­та, леги­о­не­ры-вител­ли­ан­цы сво­им сви­ре­пым видом, гру­бой речью и наг­ло­стью пора­зи­ли даже сол­дат из рас­по­ло­жен­ных в Илли­рии войск, когда при­бы­ли туда аги­ти­ро­вать за сво­е­го вождя (Hist. II. 74). Харак­тер­но, что при оса­де Пла­цен­ции пре­то­ри­ан­цы Ото­на назы­ва­ли вител­ли­ан­цев pe­re­gri­num et ex­ter­num, попре­кая их тем, что они, ски­та­ясь на чуж­бине, забы­ли о родине. А в дру­гом месте сам Тацит заяв­ля­ет, что и Вител­лий, и его армия пре­да­ва­лись жесто­ко­стям и рас­пут­ству, как вар­ва­ры (Hist. II. 21. 4; 73. 2). Для Дио­на Кас­сия, Геро­ди­а­на и Scrip­to­res His­to­riae Augus­tae илли­рий­ские леги­о­не­ры Сеп­ти­мия Севе­ра тоже выглядят как самые насто­я­щие вар­ва­ры со все­ми кон­нота­ци­я­ми гру­бо­сти, кро­во­жад­но­сти, дикие видом и речью (Dio Cass. LXXIV. 2. 6; He­rod. II. 9. 11; VII. 6. 1; SHA. Did. Iul. 6. 5). Напро­тив, Пли­ний Млад­ший, желая похва­лить сол­дат, при­быв­ших с Тра­я­ном в Рим, под­чер­ки­ва­ет, что они ничем не отли­ча­лись от город­ско­го плеб­са — ни одеж­дой, ни спо­кой­ст­ви­ем, ни скром­но­стью (Pan. 23. 3).

0x01 graphic

Таким обра­зом, в вос­при­я­тии антич­ных писа­те­лей внеш­ний облик сол­дат и сама мане­ра их поведе­ния, без­услов­но, име­ли зна­ко­вый харак­тер. Акцен­ти­руя, а неред­ко и утри­руя соот­вет­ст­ву­ю­щие харак­те­ри­сти­ки, лите­ра­тур­ные источ­ни­ки созда­ют, конеч­но, весь­ма тен­ден­ци­оз­ный образ сол­да­та импе­ра­тор­ской армии, но в этом про­яв­ля­ет­ся непо­сред­ст­вен­ная реак­ция совре­мен­ни­ков на ту объ­ек­тив­ную опас­ность, кото­рая заклю­ча­лась в посте­пен­ном раз­мы­ва­нии нацио­наль­но-рим­ских основ воен­ной орга­ни­за­ции и ока­зы­ва­лась осо­бен­но гроз­ной в ситу­а­ции граж­дан­ских войн, когда сопер­ни­ча­ли про­вин­ци­аль­ные армей­ские груп­пи­ров­ки и созда­ва­лись усло­вия, бла­го­при­ят­ст­ву­ю­щие для вос­ста­ний самих про­вин­ци­а­лов про­тив рим­ско­го вла­ды­че­ства. Мож­но, по-види­мо­му, даже гово­рить в свя­зи с этим об изме­не­нии само­го харак­те­ра граж­дан­ских войн по срав­не­нию с рес­пуб­ли­кан­ским пери­о­дом, после того как была откры­та тай­на импе­ра­тор­ской вла­сти (ar­ca­na im­pe­rii). Пока­за­тель­но, что Павел Оро­зий в сво­ей Исто­рии скло­нен име­но­вать вой­ны за власть в Позд­ней импе­рии не граж­дан­ски­ми, но союз­ни­че­ски­ми (quid ni­si so­cia­lia iure vo­ci­ten­tur), посколь­ку импе­ра­то­ры утвер­жда­ют­ся у вла­сти бри­тан­ски­ми и галль­ски­ми пле­ме­на­ми (V. 22. 5 sqq.).

Употреб­лен­ный Оро­зи­ем тер­мин bel­la so­cia­lia, есте­ствен­но, вызы­ва­ет в памя­ти Союз­ни­че­скую вой­ну 91—88 гг. до н. э., когда про­тив Рима вос­ста­ли союз­ные ита­лий­ские общи­ны. Эта вой­на, как извест­но, ста­ла рубеж­ным собы­ти­ем, с.128 в том чис­ле и для раз­ви­тия воен­ной орга­ни­за­ции, и не толь­ко пото­му, что семе­на, посе­ян­ные допу­ще­ни­ем про­ле­та­ри­ев в армию, раз­ви­ва­лись с убий­ст­вен­ной быст­ро­той, как заме­тил Т. Момм­зен. Имен­но новые граж­дане из ита­ли­ков в зна­чи­тель­ной мере соста­ви­ли кон­тин­ген­ты тех мас­со­вых армий, кото­рые дей­ст­во­ва­ли в эпо­ху граж­дан­ских войн.

На место ита­лий­ских союз­ни­ков гораздо шире, чем рань­ше, ста­ли при­вле­кать­ся фор­ми­ро­ва­ния из пере­гри­нов и ино­зем­ных пле­мен. В импе­ра­тор­ский пери­од эти пере­грин­ские auxi­lia ста­ли вто­рым основ­ным родом войск, прак­ти­че­ски рав­ным по чис­лен­но­сти леги­о­нам. Такая дихото­мия на новом каче­ст­вен­ном уровне повто­ря­ла преж­нее деле­ние воору­жен­ных сил Рима на le­gio­nes po­pu­li Ro­ma­ni и ита­лий­ских so­cii. И она таи­ла, по сути дела, те же потен­ци­аль­ные угро­зы (если не боль­шие), от кото­рых не мог­ло гаран­ти­ро­вать ни пре­до­став­ле­ние рядо­вым аук­си­ли­а­ри­ям граж­дан­ства в награ­ду за дол­гую служ­бу, ни рома­ни­за­ция пле­мен­ной вер­хуш­ки, пред­ста­ви­те­ли кото­рой полу­ча­ли высо­кие воен­ные посты. В этих угро­зах вполне отда­ва­ли себе отчет совре­мен­ни­ки, имев­шие перед гла­за­ми опыт собы­тий рубе­жа 60—70-х гг. Для Таци­та, напри­мер, вполне оче­вид­но, что одним из фак­то­ров жесто­ких экс­цес­сов в ходе граж­дан­ской вой­ны явля­ет­ся раз­но­род­ность рим­ской армии, в кото­рой пере­ме­ша­лись граж­дане, союз­ни­ки и чуже­зем­цы, име­ю­щие раз­лич­ные язы­ки, обы­чаи, стрем­ле­ния и веру, и в кото­рой еди­но­ду­шие дости­га­ет­ся лишь в инте­ре­сах гра­бе­жа и коры­сти (Hist. III. 33. 2; ср.: II. 37. 4; I. 54. 4). В речи бри­тан­ско­го вождя Кал­га­ка Таци­том под­чер­ки­ва­ет­ся, что в рим­ском вой­ске у боль­шин­ства сол­дат нет роди­ны или она вне Ита­лии, и поэто­му в его рядах най­дут­ся те, кто на него же под­ни­мет ору­жие (Agr. 32). У Таци­та и дру­гих исто­ри­ков при­во­дит­ся нема­ло фак­тов, пока­зы­ваю­щих, что латент­ные про­ти­во­ре­чия меж­ду рим­ски­ми и вар­вар­ски­ми эле­мен­та­ми внут­ри импе­ра­тор­ской армии мог­ли выли­вать­ся в откры­тые кон­флик­ты (напри­мер, Agr. 28; Hist. I. 54; 64; II. 27; 66; 88; Dio Cass. LXXVIII. 6. 4).

0x01 graphic

В их осно­ве, без­услов­но, лежал общий анта­го­низм меж­ду рим­ски­ми заво­е­ва­те­ля­ми и под­власт­ны­ми наро­да­ми. Осо­бен­но дра­ма­ти­че­ский харак­тер он при­об­ре­тал тогда, когда разде­лял одно и то же семей­ство. Так было в слу­чае с дву­мя бра­тья­ми-херус­ка­ми Арми­ни­ем и Фла­вом (см. заме­ча­тель­ную сце­ну их свида­ния у Таци­та в Ann. II. 9—10) или в слу­чае с вождем галль­ско­го вос­ста­ния Циви­ли­сом и его пле­мян­ни­ком Юли­ем Диг­ном (Tac. Hist. IV. 70). Сколь бы при­вле­ка­тель­ные пер­спек­ти­вы ни откры­ва­лись перед гал­ла­ми, гер­ман­ца­ми и про­чи­ми наро­да­ми в слу­чае их инте­гра­ции в рим­ское обще­ство, все рав­но сре­ди них нахо­ди­лись непри­ми­ри­мые рев­ни­те­ли сво­бо­ды, подоб­ные Арми­нию. Они нико­гда не согла­си­лись бы даже с поло­же­ни­ем тех союз­ных пле­мен, при­мер кото­рых заста­вил скло­нить­ся к отпа­де­нию от Циви­ли­са бата­вов. Эти пле­ме­на, как переда­ет Тацит мне­ние рас­ка­яв­ших­ся с.129 инсур­ген­тов, не пла­тят пода­тей, с них тре­бу­ют лишь доб­ле­сти и сол­дат, а ведь это и есть почти сво­бо­да (Hist. V. 25. 2).

Одна­ко, несмот­ря на отдель­ные экс­цес­сы, воен­но-поли­ти­че­ская систе­ма, создан­ная в Ран­ней импе­рии, по мень­шей мере до III в., пока рим­ляне были осно­вой леги­о­нов и сохра­ня­ли команд­ные посты во вспо­мо­га­тель­ных вой­сках, в боль­шей мере работа­ла на про­цесс рома­ни­за­ции, в целом успеш­но абсор­би­руя вар­вар­ские эле­мен­ты. И даже уси­лив­ший­ся в III в. при­ток вар­ва­ров в ряды импе­ра­тор­ской армии отнюдь не имел столь раз­ру­ши­тель­ных послед­ст­вий, как пыта­лись пред­ста­вить неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли, акцен­ти­руя в первую оче­редь нега­тив­ные послед­ст­вия эдик­та Кара­кал­лы.

Более того, даже в кон­це IV в., когда, по сло­вам совре­мен­ни­ков, истин­но рим­ская армия умень­ши­лась почти до нуля и рим­ляне цели­ком зави­се­ли от того, как за них будут сра­жать­ся вар­ва­ры, рим­ский дух в сол­да­тах еще не исчез пол­но­стью. В под­твер­жде­ние это­го мож­но сослать­ся на мно­гие фак­ты, но огра­ни­чим­ся толь­ко дву­мя любо­пыт­ны­ми свиде­тель­ства­ми Зоси­ма. В пер­вом из них (IV. 31. 1) рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, как сол­да­ты из Егип­та во вре­мя про­хо­да через Фила­дель­фию в Лидии встре­ти­лись с отряда­ми вар­ва­ров. В отли­чие от пер­вых, вар­ва­ры пред­по­чи­та­ли вме­сто денег рас­пла­чи­вать­ся на рын­ке угро­за­ми и уда­ра­ми. Егип­тяне, всту­пив­шись за тор­гов­цев, уве­ще­ва­ли вар­ва­ров воздер­жать­ся от столь непо­до­баю­ще­го поведе­ния и гово­ри­ли им, что люди, желаю­щие жить по рим­ско­му зако­ну, так себя не ведут. В дру­гом эпи­зо­де речь идет об отряде бата­вов (IV. 9. 2—40). В одной из схва­ток с гер­ман­ца­ми бата­вы ока­за­лись винов­ни­ка­ми бес­по­рядоч­но­го бег­ства. Импе­ра­тор Вален­ти­ни­ан при­ка­зал разору­жить их и про­дать как бег­лых рабов. Бата­вы умо­ля­ли импе­ра­то­ра изба­вить их от тако­го позо­ра, и обе­ща­ли про­явить себя людь­ми, достой­ны­ми назы­вать­ся рим­ля­на­ми. И они дей­ст­ви­тель­но дока­за­ли это, с вооду­шев­ле­ни­ем раз­гро­мив в сле­ду­ю­щем бою вар­ва­ров. Оба эпи­зо­да пока­зы­ва­ют, что пре­стиж рим­ско­го име­ни сохра­нял­ся в рядах армии на зака­те Импе­рии даже сре­ди тех, кого труд­но счи­тать рим­ля­на­ми.

0x01 graphic

В целом же, рас­смот­рен­ные выше лите­ра­тур­ные свиде­тель­ства, при всей их при­страст­но­сти и одно­сто­рон­но­сти, вер­но улав­ли­ва­ют и отра­жа­ют одну из веду­щих тен­ден­ций в раз­ви­тии рим­ских воору­жен­ных сил, кото­рая, в свою оче­редь, явля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем гло­баль­но­го вза­и­мо­дей­ст­вия мира вар­ва­ров и антич­но­го обще­ства. Уси­лен­ное под­чер­ки­ва­ние оппо­зи­ции рим­ское — вар­вар­ское при­ме­ни­тель­но к воен­ной орга­ни­за­ции может, как кажет­ся, свиде­тель­ст­во­вать о том, что обще­ст­вен­ное созна­ние хоте­ло видеть в армии один из опло­тов рим­ско­го мира, ибо с ней были свя­за­ны и вели­чие Рима, и без­опас­ность его гра­ниц.

ПРИМЕЧАНИЯ

  • Из новых работ мож­но, в част­но­сти, ука­зать сле­ду­ю­щие: Коло­сов­ская Ю. К. Рим и мир пле­мен на Дунае. I—IV вв. н. э. М., 2000; L’ar­mée ro­mai­ne et les bar­ba­res du III-e au VII-e sièc­le. Rouen, 1993.
  • Ni­co­let Cl. La mé­tier de ci­toyen dans la Ro­me ré­pub­li­cai­ne. P., 1976. P. 127 suiv.; Gar­lan Y. La guer­re dans l’an­ti­qui­té. P., 1972. P. 64—65.
  • Cor­nel T. The End of Ro­man im­pe­rial Ex­pan­sion // War and So­cie­ty in the Ro­man World / Ed. by J. Rich and G. Ship­ley. L.; N. Y., 1993. P. 164, 168.
  • Car­rié J.-M. Il sol­da­to // L’uomo ro­ma­no / A cu­ra di A. Giar­di­na. Ba­ri, 1989. P. 106.
  • Авре­лий Вик­тор, конеч­но, допус­ка­ет ана­хро­низм, выска­зы­вая эту сен­тен­цию в свя­зи с заго­во­ром пре­то­ри­ан­цев про­тив Кали­гу­лы. Инте­рес­но заме­ча­ние авто­ра о том, что заго­вор Хереи мог бы спа­сти рес­пуб­ли­ку, если бы на воен­ной служ­бе были толь­ко кви­ри­ты.
  • Phil. II. 42. 108: Is­ta ve­ro quae et quan­ta bar­ba­ria est!
  • Напри­мер, у пар­фян сол­да­ты III Галль­ско­го леги­о­на усво­и­ли обы­чай кри­ком при­вет­ст­во­вать вос­хо­дя­щее солн­це (Tac. Hist. III. 24; ср. He­rod. IV. 15. 1).
  • Po­lyb. VI. 25. 11; Sall. Cat. 51. 37—38; Diod. Sic. XXIII. 2. 1; Ve­get. III pr. Впро­чем, Афи­ней (Deip­no­soph. 6. 272) заме­ча­ет, что в его вре­ме­на рим­ляне, «отби­рая для себя полез­ное, пере­ни­ма­ют от вра­гов и дур­ные при­выч­ки».
  • При­ме­ча­тель­но, что вождь анти­рим­ско­го вос­ста­ния в Гал­лии Клас­сик, при­ни­мая при­ся­гу у рим­ских леги­о­нов на вер­ность вла­сти гал­лов, при­шел в лагерь, укра­сив себя зна­ка­ми досто­ин­ства рим­ско­го пол­ко­во­д­ца (Tac. Hist. IV. 59).
  • В XVI-й сати­ре Юве­на­ла (XVI. 14 sqq.) выра­зи­тель­ной дета­лью, под­чер­ки­ваю­щей осо­бый ста­тус и вме­сте с тем гру­бость сол­да­та, явля­ет­ся Bar­dai­cus cal­ceus, «бар­дай­ский сапог» — вид обу­ви, кото­рый носи­ли цен­ту­ри­о­ны и эво­ка­ты. Его назва­ние про­ис­хо­дит от име­ни илли­рий­ско­го пле­ме­ни.
  • Jal P. La guer­re ci­vi­le à Ro­me. Étu­de lit­té­rai­re et mo­ra­le de Ci­cé­ron à Ta­ci­te. P., 1963. P. 497—498.
  • Момм­зен Т. Исто­рия Рима. СПб., 1994. Т. 2. С. 183.
  • Ана­ло­гич­ная мысль зву­чит и в устах гот­ско­го вождя Тоти­лы в труде Про­ко­пия Кеса­рий­ско­го (VIII. 30. 17—18): чис­лен­ность рим­ской армии вызы­ва­ет лишь пре­зре­ние, так как она объ­еди­ня­ет людей из огром­но­го чис­ла наро­дов, рас­ко­лота как по нацио­наль­но­стям, так и по инте­ре­сам.
  • Леги­о­ны, по заме­ча­нию одно­го ста­ро­го фран­цуз­ско­го исто­ри­ка, были насто­я­щей «фаб­ри­кой рим­ских граж­дан» (Bu­ché-Lec­lercq A. Ma­nuel des insti­tu­tions ro­mai­nes. P., 1886. P. 293).
  • См., напри­мер: Do­maszew­ski A., von. Ge­schich­te der rö­mi­schen Kai­ser. Leip­zig, 1909. Bd. 2. S. 266; 269; Sal­mon E. T. The Ro­man Ar­my and the De­sin­teg­ra­tion of the Ro­man Em­pi­re // Tran­sac­tions of the Royal So­cie­ty of Ca­na­da. 1958. Vol. LII. P. 43—57. Иную точ­ку см., к при­ме­ру: Vit­tinghoff F. Zur an­geb­li­chen Bar­ba­ri­sie­rung des rö­mi­schen Hee­res durch die Ver­bän­de der Nu­me­ri // His­to­ria. 1950. Bd. 1. H. 3. S. 389—407.
  • Грант М. Кру­ше­ние Рим­ской импе­рии / Пер. с англ. Б. Брик­ма­на. М., 1998. С. 49.
  • Доминату лишь на время удалось отсрочить глубокий кризис рабовладельческого строя, который с большой силой проявился в Римской империи в III веке. Изменение методов управления государством, усиление бюрократического

    и военного аппарата империи, повлекли за собой глубокие изменения во всех остальных сферах социально-политической жизни.

    0x01 graphic Отныне выступления рабов подавлялись без всякой пощады. Хотя империя пробовала приспособиться к возникающим зачаткам феодальных отношений, на самом деле вся ее политика имела следствием консервацию отживших рабовладельческих отношений. Все это привело к тому, что экономические противоречия были загнаны вглубь. Они обязательно должны были проявиться с новой силой. Вследствие проведения политики домината более других ухудшилось положение рабов. Император Константин дважды повторил закон, который фактически восстановил право господина убивать своего раба. Этот закон гласил: если господин засечет раба до смерти, он может не бояться судебного преследования, так как он проявил лишь законное право исправлять плохих рабов. Отныне подстрекательство раба к бегству каралось уже не штрафом, как III в., а розгами и пыткой. Рабов, которых поймали при попытке перейти к варварам, не возвращали, как раньше, своим господам, а ссылали на рудники. В некоторых случаях им отрезали ногу. Свободная женщина, которая вступила в связь с рабом, приговаривалась к костру, причем, если сам раб доносил на нее, его награждали свободой. Император Константин официально узаконил продажу в рабство детей бедняков их родителями, а также при нем был издан закон, который позволял вернуть в рабство вместе с его детьми дерзкого вольноотпущенника. Подобные жестокие законы, направленные против рабов, имели своей целью подавить малейшее сопротивление и в других слоях населения. В первую очередь среди колрнов, количество которых, занятых в сельском хозяйстве, с каждым годом стало возрастать. Увеличился удельный вес и в сельскохозяйственном производстве, а в силу этого увеличилось и их значение. С сельском хозяйстве поздней империи колон стал уже гораздо более характерной фигурой, чем раб в классическом понимании этого термина. Об этом свидетельствует такой факт: любой нищий бродяга, происхождение которого не было установлено, по законам в. считался беглым рабом, а по законам IV века — беглым колоном. Отныне пленные, захваченные во время военных действий, становились не рабами, как раньше, а колонами. А поэтому не удивительно, что новое законодательство большое внимание уделяет именно колонам, а не рабам. Независимо от того, был колон первоначально посажен иа землю рабом, пленником, неоплатным должником или наследственным арендатором, в IV в. он уже был обязан землевладельцу натуральной рентой и отработками на его земле.

    Ho так как Римская империя в основе своей была рабовладельческим государством, колонат не мог развиться в систему феодальных отношений. Это приводило к тому, что нормы рабовладельческого общества накладывали свой отпечаток на положение колонов, фактически приближая их к рабу. Уже император Константин обложил значительным штрафом любого, кто укрывает чужого колона, а самого беглого колона предписал возвращать на его место жительства закованным в цепи.

    В дальнейшем этот закон неоднократно подтверждался, причем сфера действия его с каждым годом расширялась. Законы о прикреплении колонов к земле касались не только их, но и их потомства. Отныне сын не мог покинуть участок земли, переходивший к нему от отца, а дочь не могла вступить в брак с колоном из чужого имения. Браки колона со свободными были запрещены. Колон не имел права подавать в суд на господина, поступать в армию без его разрешения, не имел права продать что-либо из своего инвентаря или урожая, так как закон не признавал за колоном имения любой личной собственности. В конце.IV в. один из императоров писал: «Можно смотреть на колонов, обязанных годовыми работами и платежами, почти как на рабов… они и сами принадлежат господам, и все их достояние принадлежит господам… и какое может быть у них право, если закон ничего не признает их собственностью». Таким образом, постепенно колоны превратились в неполноправное и прикрепленное к земле сословие. Закон в IV в. уже запрещал продавать как колонов, так и сельских рабов без земли, к которой они были приписаны по земельной описи — цензу. Поскольку землевладелец был обязан податями и повинностями в соответствии с количеством принадлежащей ему земли и приписанного к ней населения, прикрепление к земле колонов и сельских рабов было использовано государством в фискальных целях. Императоры вынуждены были один за другим издавать эдикты, которые были направлены против попыток обойти этот закон (фиктивная продажа, представление подставных колонов, покупка большого числа работников с малым количеством земли и т. д.). Отныне всякий, взявший к себе рабов, которые разбрелись из заброшенного имения, обязан был вносить подати за ту землю, на которой они жили прежде. Положение других категорий населения также определялось потребностью государства в рабочей силе и его фискальными интересами. Замкнутые корпорации были превращены в былые ремесленные коллегии, отныне их члены и их потомки не могли покинуть свою коллегию, ни даже вступить в брак за ее пределами. Коллегия в целом отвечала за наложенные на ее сочленов поставки и повинности. Некоторые коллегии были прикреплены к императорским мастерским, которые назывались фабриками. В них для армии, двора и чиновничества изготавливалось оружие, ткани, одежда и т. п. Все, кто работал на подобных фабриках, будь- то члены коллегии, либо другие лица, клеймились. Это делалось для того, чтобы пресечь их попытки к бегству. Pa- ботали они в мастерской, но чаще получали работу на дом. Кроме того, ремесленники и торговцы, в отличие от земледельцев, которые вносили подати продуктами, были обложены денежным налогом. Он взимался раз в четыре года и, как сообщают современники, год сбора налога являлся годом траура и стенаний. Ho ремесленники были зато освобождены от муниципальных повинностей. Остальная же часть городского населения буквально стонала от все возраставших муниципальных повинностей, к которым добавлялись еще и общегосударственные. По мнению тогдашних юристов, повинности делились на имущественные — которые требовали затрат, и личные — которые требовали труда. К первым причислялся сбор налогов с сограждан, а также устройство зрелищ и раздач для городского плебса, доставка перевозочных средств и фуража для войск и чиновников. В личные повинности входили ремонт дорог, общественных зданий, водопроводов, надзор за перевозками натуральных поставок для города и государства, производство ценза, вербовка рекрутов и т. д. Кроме этого, существовало много экстраординарных повинностей. Они были связаны с военными экспедициями, государственной почтой, посольствами к императорам и т. п. За уклонение от этих повинностей или недостаток в сумме податей членов городских советов, которые отныне назывались куриалами, сажали в тюрьму и нещадно били. Впоследствии могли даже казнить. Отныне, начиная с IV в., включение в число куриалов стало рассматриваться как несчастье, равное ссылке на рудники. Куриалы пытались поступить на должность чиновников или в армию, бежали в крупные имения, где становились колонами, или, женившись на рабынях, даже рабами, но их искали и возвращали в родные города. Однако, это не спасало ситуацию, курии стали катастрофически пустеть. В течение IV в. число куриалов уменьшилось в 10 раз и более. Несмотря даже на то, что в их ряды в середине IV в. стали автоматически зачисляться любые граждане, которые имели более 25 югеров арендованной земли. При создавшемся положении выгоду имела только небольшая группа самых богатых куриалов, которые пользуясь своими связями и, подкупая чиновников, умели переложить всю тяжесть повинностей на своих менее состоятельных коллег. А после скупали по дешевке их имущество и использовали их труд в качестве неоплатных должников. Нажим государства на городских землевладельцев привел к тому, что рабы и колоны, подвергаясь еще более жестокой, чем прежде, эксплуатации, в свою очередь бежали к крупным собственникам. Они искали покровительства, которое называлось патроницием, у сильных людей, чиновников, военных. Если такой человек становился патроном, то за соответствующее возмещение деньгами или натурой он защищал их от бывших господ. Все это привело к еще большему разложению средних хозяйств, увеличило концентрацию земли и рабочей силы в руках немногих собственников. Подобное положение куриалов повлияло на положение солдат и ветеранов, из которых раньше пополнялись ряды декурионов. Правда, император Константин и его преемники подтвердили и даже расширили привилегии ветеранов. Отныне они получали на пустующих землях имения, освобождались от большого числа повинностей. Им отдавалось зерно, инвентарь, деньги или рабы из заброшенных имений. Подобные условия были бы весьма выгодными, когда имение с 10 — 20 рабами обеспечивало владельцу достаточный доход и почетное положение в городе. Ho в тот период, когда рабовладельческое хозяйство приходило в упадок, ветераны могли извлечь мало выгод из подобных имений. Уже при императоре Константине редкий ветеран мог дать своему поступавшему в армию сыну двух коней или коня и раба, что обеспечило бы ему службу в более привилегированной части. А сын и преемник императора Константина — Констанций писал, что многие ветераны, бросив свои хозяйства, обратились к разбою. К тому же сыновья ветеранов, если они не шли в армию, зачислялись в курию и тогда все полученные их отцами привилегии аннулировались. Это привело к тому, что военная служба утратила свою былую привлекательность. Участились случаи самоувечья рекрутов, а случаи дезертирства становились распростра ненным явлением. Отныне добровольный набор в армию был в основном заменен обязательной поставкой землевладельцами рекрутов из числа своих колонов. Землевладельцы часто старались отдать вербовщикам самых малосильных и нетрудоспособных людей, а многие предпочитали вносить установленную за рекрута денежную сумму. Солдаты, которые набирались из числа презираемых колонов, не могли теперь рассчитывать дослужиться до командных должностей и разница между командиром и солдатом, которая начинала стираться в III в., стала снова очень велика. Командиры присваивали солдатское жалование, распродавали отпущенный на армию провиант и обмундирование, использовали солдат для личных услуг. Все это крайне отрицательно повлияло на боеспособность римской армии. Отныне императоры предпочитали нанимать солдат из германских и сарматских племен. В качестве командиров зачисляли племенных вождей, что привело к постепенному увеличению их роли в жизни империи. Отныне племенные вожди приобретали большое значение, так как становились высшими военачальниками, сановниками и консулами. Целые племена селились на землях империи под условием службы в армии. Они получали название летов и федератов. Античные историки сообщают, что в конце III в. уже менее одной четверти армии составляли уроженцы империи. Остальные же три четверти являлись представителями варварских племен. Создавшееся положение очень сильно пугало некоторых деятелей поздней империи, они указывали правительству, что опасно держать армию из соплеменников римских врагов и римских рабов, т. е. варваров. Они пытались доказать, что рано или поздно варвары, занявшие высшие посты в государстве, найдут мощную поддержку в рабах, которые ненавидят своих господ, и с помощью их смогут покорить империю. Люди эти призывали приложить все силы, чтобы возродить подлинно римскую армию из солдат, набранных на территории империи. Ho советы эти оставались без последствий, так как в обстановке внутреннего напряжения в стране императоры больше доверяли чужеземным наемникам, чем своим согражданам. Кроме того, население, которое было бы пригодно к военной службе, с каждым годом становилось все меньше. Правда, императорским правительством делались несмелые попытки сохранить свободное крестьянство придунайских областей в качестве резерва для армии. Рядом указов было запрещено привлекать крестьян к экстраординарнымповинностям, уводить за долги рабов-пахарей и быков, принуждать свободных крестьян работать на землях «сильных людей». В середине IV в. с этой целью был создан особый институт «городских дефенсоров» ( защитников) для наблюдения за соблюдением законов и правосудия. Дёфен- сорам городов дунайских провинций было предписано защищать крестьян, но это помогало очень мало. Налоги, повинности и долги с каждым годом все больше и больше разоряли крестьян. Даже узаконенный процент при займе продуктами равнялся трети долга, а фактически был еще выше. В придунайских областях до середины III в. также стало расти крупное землевладение в связи с наделением землей местных жителей, которые сделали карьеру в армии и при дворе, богатые собственники всячески закабаляли свободных крестьян, заставляли их отрабатывать долги в своих имениях. Здесь также сложился колонат, узаконенный императорами в конце IV в. Во всех областях империи крестьяне, которые еще сохраняли независимость, спасаясь от сборщиков налогов, целыми селами шли под патрониций крупных землевладельцев, хотя те за защиту отнимали у них землю и обращали их в колонов. В конце IV в. патрониций принял такие гигантские размеры, что императоры стали вести с ним жестокую борьбу. Отныне они налагали на патронов штраф в 25 — 40 фунтов золота за каждого принятого ими крестьянина. Несмотря на это, свободное население продолжало быстро исчезать. К крупным частным землевладельцам уходили не только крестьяне, но и рабы и колоны императорских сальтусов, хотя императоры предоставляли им некоторые льготы. Например, они могли вступать в законный брак со свободными, которые при этом не теряли свободы; их могли судить только императорские управляющие — рационалы или судьи в присутствии рационала; они были освобождены от экстраординарных повинностей и налога на торговлю. Наряду с этим штраф за удержание беглого императорского колона равнялся одному фунту золота, что более чем вдвое превышало штраф за удержание колона частного. Тем не менее, бесконтрольное, жестокое управление рационалов, которые наживались на своих должностях, делало положение императорских колонов невероятно тяжелым. Вследствие этого они старались перейти под патрониций частных магнатов. Так получилось, что земельные магнаты были единственным сословием, которое процветало в годы правления дрмината. Отныне все крупные землевладельцы, высшиечиновники и высший состав армии входили в наследственное привилегированное сословие сенаторов, причем принадлежность к нему предполагала, в отличие от времен ранней империи, обязательного участия в делах и заседаниях сената. В число сенаторов император Константин включил и богатейших куриалов, чем нанес большой удар по платежеспособности курий. Сенаторы были свободны от всяких повинностей, от всяких связей с городами. Они вносили непосредственно в казну земельный налог, который определялся в зависимости от их состояния и составлял от до 8 фунтов золота в год. В юбилеи императоров они были обязаны делать им богатые подарки, кроме этого, на них вбзлагались значительные затраты ( до 4 тыс. фунтов серебра) на игры, постройки и другие мероприятия в связи с отбыванием ими претуры. Ho тем не менеё расходы эти были не столь уж велики, если учесть, что ежегодные доходы некоторых сенаторов исчислялись в несколько тысяч фунтов золота. Принадлежащие им в различных провинциях земельные владения, нередко значительно превышающие территории , приписанные городам, были населены тысячами посаженных на землю рабов и колонов. Виллы были укреплены и окружены селами и хуторами рабов и колонов, из которых составлялись ,вооруженные отряды для борьбы с разбойниками и варварами. Все необходимое, вплоть до водопроводных труб производилось и обменивалось внутри имения, на внутренних, освобожденных от налогов на торговые сделки рынках» Такое имение было замкнутым целым, недоступным для императорских чиновников. Даже провинциальные наместники боялись раздражать владельца, либо каким-то образом затронуть человека, числившегося иод его защитой. Члены крупных сенаторских родов обычно занимали высшие государственные должности, что обеспечивало полную безнаказанность как им самим, так и их близким. Подобная автономия сенаторских имений стояла, как только что было доказано на примере патрониция, в противоречии с императорской властью. Процесс развития кризиса, общий для всей империи, имел свои особенности в отдельных областях государства. Различия между провинциями, которые несколько сгладились в период расцвета империи, когда широкое развитие получило муниципальная организация, отныне снова проявились со своей прежней силой. Особенно велики бы: и различия между западными и восточными провинциями, хотя каждая из этих частей империи была далеко не однородна. В части западных районов, где рабство было развито менее сильно, чем в других провинциях, большую роль продолжало играть свободное крестьянство (сумевшие сохранить общинное устройство Британия, придунайские провинции, северо- восточные части Галлии, Нумидия, Мавретания) . С наступлением кризиса рабовладельческого способа производства разложение общины стало приводить уже не к закреплению рабства, а к закабалению крестьян крупными землевладельцами. Формирование элементов феодализма шло здесь прямым путем. Оно вызывало резкое ухудшение положения сельского населения, которое повсеместно поднималось на борьбу. Здесь быстрее стали развиваться не связанные с городами крупные имения, владельцы которых сами создали аппарат принуждения для подавления эксплуатируемых и начинают все меньше нуждаться в ослабевшей империи. Отныне в ней видели лишь бесполезного претендента на часть прибавочного продукта, который создавался колонами и рабами. Постоянные восстания народа и оппозиция земельной знати римскому императорскому правительству, которая проявилась во все учащавшихся с середины IV в. мятежах, делали общую позицию империи весьма непрочной. Районы, где рабство достигло высокого развития — юго-восточные части Галлии, Испания, проконсульская Африка и сама Италия— значительно сильнее пострадали от кризиса и приходили во все больший упадок. Города, которые все еще сохранялись на этих землях, отныне влачили жалкое существование. Курии быстро пустели. Императорское правительство пыталось найти опору в более состоятельных куриалах, давая им некоторые привилегии. Оно стремилось во что бы то ни стало сохранить города, которые служили его фискальным интересам. Ho было бессильно восстановить их былое значение. Такие города Запада как Медиолан (Милан), Августа Треве- ров (Трир), Арелата (Арль) были обязаны своим процветанием лишь тому, что служили императорскими резиденциями или центрами торговли, удовлетворявшей потребность знати в импортных предметах роскоши. В этих областях значительная часть колонов состояла из посаженных на землю рабов. Все институты рабовладельческого общества и сама Империя сохраняли здесь глубокие корни, но вследствие прогрессирующей экономической деградации этих областей они не могли на долгое время обеспечить ей прочную базу. Еще более сложным было положение восточных провинций. Развитие некоторых областей, таких как, например, Ахайя и западные береговые районы Малой Азии, где господствовал античный рабовладельческий полис и где рабство еще до римского завоевания вытеснило все другие отношения, зашло в тупик. В ряде глубинных частей Малой Азии, Египта, Сирии, а также в большинстве районов Фракии и отчасти в Македонии, городская организация и рабство существенной роли никогда не играли, а поэтому ко- лонатные отношения здесь развивались на основе разложения сельской общины и старых, переживших эллинизм, форм эксплуатации. Особое место занимали те из областей Малой Азии, Сирии, Египта, где высокое развитие рабства сочеталось со значительной ролью в производстве свободного населения (арендаторов земли и ремесленников). Города, земли которых возделывали колоны, оказались более устойчивыми. Причем огромную роль играл тот факт, что города восточных провинций были важнейшими центрами ремесла и торговли не только внутренней, но и внешней. Между тем, в то время как торговые связи населения западных городов с зарейн- скими и задунайскими народами почти совершенно прервалась, торговые сношения восточных провинций с Персией, Аравией и другими соседними странами в первый период домината вновь оживились. Этому оживлению способствовали временное умиротворение на восточной границе и проведенная императором Константином денежная реформа, как уже знаем, более удачная, чем реформа его предшественников. Жизнь таких центров, как Антиохия, Никея, Ни- комедия, Александрия, а также более мелких городов, была интенсивной и оказывала значительное влияние на весь строй провинций. Так античная культура была прежде всего культурой городской, она не претерпела на Востоке такого упадка как на Западе, хотя развитие кризиса нанесло ей и здесь существенный удар и значительно модифицировало ее. Таким образом экономический и культурный центр империи стал перемещаться на Восток. В то же время социальные противоречия в восточных провинциях были намного сложнее. Здесь, наряду с борьбой между сельским населением и землевладельцами, чрезвычайно острыми были столкновения между различными социальными группами в городах — между более и менее состоятельными куриалами, между городскими землевладельцами и окрестными колонами, которые обрабатывали их земли и земли городов, между купцами, которые делали себе состояния на дороговизне товаров и городским плебсом, который требовал дешевого хлеба, а также владельцами мастерских и обслуживавшими их ремесленниками и рабами. Кроме того, города противостояли земельным магнатам, которые стремились захватить городские земли и подчинить себе сидевших ца них колонов. Таким образом, лавируя между этими группами, опираясь то на одну, то на другую, императорское правительство чувствовало себя здесь прочнее, чем на Западе, где его социальная база постепенно исчезала. В результате всех вышеперечисленных причин, как уже отмечалось, столица империи отныне была перенесена на Восток. Уже Диоклетиан жил в Никомедии. Император же Константин в 330 г. превратил в столицу старый торговый город на берегу пролива Боспор — Византий, который получил название Константинополь. Город этот отличался выгодным географическим положением и естественными укреплениями, которые сделали его практически неприступным. Как уже говорилось, здесь с размахом велось строительство. Постепенно Константинополь, являясь императорской резиденцией, затмил собою старый Рим.

    Возвышение Константинополя было внешним выражением того факта, что империя уже не составляла единого целого. Различные пути развития кризиса в ее отдельных областях, которые были обусловлены разницей в их экономическом и социальном строе, привели к фактическому расколу империи сначала на восточную и западную половины, а затем и на более мелкие части.

    0x01 graphic

    Положение, в которое попали куриалы, повлияло на положение солдат и ветеранов, из которых раньше пополнялись ряды декурионов. Правда, Константин и его преемники подтвердили и даже расширили привилегии ветеранов. Эти последние получали на пустующих землях имения, освобождённые от большего числа повинностей, зерно, инвентарь, деньги или рабов из заброшенных имений.

    Эти условия были бы весьма заманчивы в те времена, когда имение с 10—20 рабами обеспечивало владельцу достаточный доход и почётное положение в городе. Но в период упадка рабовладельческого хозяйства ветераны мало могли извлечь выгод из своих имений. Уже при Константине редкий ветеран мог дать своему поступавшему в армию сыну двух коней или коня и раба, что обеспечивало ему службу в более привилегированной части, а сын и преемник Константина Констанций писал, что многие ветераны, побросав свои хозяйства, обратились к разбою.

    Всё это лишало военную службу привлекательности, случаи самоувечья рекрутов и дезертирства становились всё чаще. Добровольный набор в армию был в основ ном заменён обязательной поставкой землевладельцами рекрутов из числа колонов. Землевладельцы часто старались подсунуть вербовщикам самых малосильных и нетрудоспособных людей; многие предпочитали вносить установленную за рекрута денежную сумму.

    ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

    Солдаты, набиравшиеся из числа презираемых колонов, не могли теперь рассчитывать дослужиться до командных должностей; разница между командиром и солдатом, несколько стиравшаяся в III веке, снова стала очень велика. Командиры присваивали солдатское жалованье, распродавали отпущенный на армию провиант и обмундирование, использовали солдат для личных услуг. Всё это крайне понижало боеспособность римской армии.

    Императоры предпочитали нанимать солдат из германских и сарматских племён. Командиры набирались из числа племенных вождей, которые начинают играть крупную роль в жизни империи, становясь высшими военачальниками, сановниками, консулами. Целые племена селились на землях империи под условием службы в армии.

    Это были так называемые леты и федераты. По расчётам историков, к концу IV века минее четверти армии составляли уроженцы империи. Некоторых деятелей поздней империи очень пугало создавшееся положение.

    Они указывали правительству, что опасно держать армию из соплеменников римских врагов и римских рабов, то есть «варваров», что рано или поздно занявшие высшие посты в государстве «варвары» найдут мощную поддержку в рабах, которые ненавидят своих господ, и с их помощью покорят империю, что надо приложить все силы, чтобы возродить подлинно римскую армию из солдат, набранных на территории империи. Но советы эти оставались без последствий, так как в обстановке обострённой классовой борьбы императоры больше доверяли чужеземным наёмникам, а населения, пригодного к военной службе, становилось всё меньше.

    Цитируется по изд.: Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 794-795.

    Источники:

    0x01 graphic

    Вам также может понравиться