Особенности развития западных и восточных провинций

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел различными путями. Но все же выделяют два главных пути формирования государства. Восточный (азиатский) и западный (европейский) пути.

Колоны, несущие оброк землевладельцу. Рельеф надгробного памятника семьи Секунриев в Игеле, около Трира. III в. н. э.

Надо сказать, что государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Потому не случайно, что главным считает восточный (азиатский) путь формирования государства (Древний Восток: Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай; затем Африка, Америка, Океания). Также многие ученые считают, что к Восточному (азиатскому) пути формирования государства можно причислить и возникновение СССР, а также страны Восточной Европы (после Второй Мировой войны).

Этот способ производства представляет собой своеобразную систему земледельческих общин, объединенных государством, которое имеет своим базисом общественную собственность на землю и коллективный труд. Взимая налоги (натуральную ренту) государство присваивало прибавочный продукт, фактически захватывая всю собственность на землю, воду. Господствующий класс совпадал с иерархией, осуществляющей управление и возглавлявшейся деспотом-правителем.

Государство – это аппарат принуждения. Государство (в лице аппарата) само господствовало над подданными. В процессе государствообразования создавалось общество, построенное по образцу пирамиды: наверху – монарх-деспот (царь, фараон, хан и т.

восточный и западный пути возникновения государства

д. ). Ниже – круг его ближайших советников (министров, визирей).

Далее чиновники – более низкого ранга. В основании пирамиды – сельскохозяйственные общины – это и есть объект эксплуатации, отдавали государству в виде налогов значительную часть общественного продукта.

Основные черты восточного пути формирования государства: 1) Влияние географических условий – необходимость выполнения крупно-масштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация, защита ирригационных систем). Особо засушливый район, особый режим рек Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Ганг, Хуанхэ.

разнообразие путей возникновения государства

2) Важнейшая функция родоплеменной знати – управление общественной собственностью. Исполняла общественные должности, которые постепенно трансформировались в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат). 3) Само государство выступало организатором производства, т.

е. государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников и управляло ими. Государство создает классы.

4) Устойчивость структуры родового строя – сохранена земельная община, коллективная собственность. Но со временем общественная (коллективная) собственность превращается в государственную. 5) Частная собственность не имеет существенного значения.

восточный и западный пути возникновения государства и права

None 1) по форме правления: абсолютные, деспотические монархии;

2) мощный чиновничий аппарат; 3) экономическая основа государства – государственная собственность;

4) отчетливо выраженной классовой дифференциации не наблюдается.

содержание

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы (восточной и западной). Но первыми государствами считают – Афины, Рим. Государство – орудие управления в руках частных собственников.

Особенность – захват одним народом другого народа. Обычно захватчиков было в несколько раз меньше чем захваченных.

Поэтому захватчики постоянно должны были контролировать ситуацию не только со стороны конфликтов с местным населением, но и с урегулированием конфликтов между собой, так как междоусобицы мгновенно привели бы к утрате привилегированного положения. Для удержания власти в своих руках и подавления сопротивления порабощенных народов было создано орудие – государство. Именно в условиях Европы произошла быстрая смена типов государства (от рабовладельческого к капиталистическому).

Вал Адриана в Северной Британии. Первая половина II в. н. э.

Основные черты западного пути формирования государства: 1) Классовое расслоение общества. Классы создают государство.

2) Частная собственность на землю, скот, рабов имеет существенное значение3) Ведение захватнических войн. И для того, чтобы управлять захваченной территорией и ее жителями требовался специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, народное достояние – в королевскую собственность; органы родового строя – в государственный аппарат

4) Форма правления – военная демократия5) Отношение к рабовладению – на начальных этапах – классическое рабство (раб – объект права, «говорящее орудие труда»)Синтезный путь возникновения государства. Примером является Россия. Ранее особенность возникновения Руси оговаривалось в рамках западного пути. При синтезном пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно.

Развалины города Тамугади в Алжире. Главная улица. II в. н. э.

Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путем военных походов.

Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается зависимой. Идет активное заимствование государственности у других народов (Русь – Византия, Германия – Рим).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

возникновение государств западный и восточный пути развития

Развитие феодальных цивилизаций Запада и Востока характеризовалось определёнными особенностями. Социально-политический “шторм” последних веков античности ощутимо задержал развитие европейских стран, и к рубежу I-II тысячелетий н.э. они по совокупности цивилизаци-онных показателей уступали странам Востока. Само усвоение античной научно-культурной традиции в значительной мере осу­ществилось в Европе не прямо, а через посредство иных цивилизационных систем: арабской – для Западной Европы и Византий­ской – для Восточной. Однако уже с первых веков второго тыся­челетия начинает сказываться потенциал той новой производи­тельной силы, которую порождала более высокая степень свобо­ды непосредственного производителя в европейских странах, и особенно в Западной Европе. Безусловно, сказалась и защи­щенность Западной Европы от нашествий кочевников, неодно­кратно разрушавших производительные силы восточных цивили­заций и способствовавших воспроизводству деспотизма государ­ственной власти и иных реликтов “азиатского способа производ­ства”. Особую роль в защите европейской цивилизации сыгралаРоссия, в течение целого тысячелетия отражавшая практически в одиночестве, и даже при враждебности западных соседей, много­численные натиски номадов.

В результате, уже позднефеодальные западные социальные структуры продемонстрировали более высокую эффективность сравнительно с восточными, а во второй половине тысячелетия цивилизационный разрыв между ними стал быстро увеличивать­ся. “Западноевропейскому государству, в отличие от его восточ­ных аналогов, были в сравнительно меньшей степени присущи черты произвола и паразитизма. .

. В целом в доиндустриальный период (XI-XVIII вв. ) совокупный ВВП крупных стран Запада вырос более чем в 15 раз, в то время как в Китае он увеличился в 3,5 – 4 раза, в Индии вдвое, а на Ближнем Востоке он, возможно, сократился примерно на 1/4 – 1/3.

восточный и западный пути происхождения государства

. . Подушевой ВВП стран Запада возрос примерно в 2-3 раза, а на Востоке (Китай, Индия, Египет) он, возможно, сократился в среднем на 1/5 ” (Мельянцев В.

А. Экономический рост стран Востока и Запада в долгосрочной перспективе. – М.

: Ин-т Востоковедения, 1995. С. 16, 18, 29).

Римские укрепления на Дунае. Рельеф колонии Марка Аврелии в Риме. II в. н. э. Мрамор.

Важной особенностью хозяйственного механизма и, в целом, всей социальной жизни феодального общества как на Западе, так и на Востоке было господство религиозной идеологии и значительное влияние духовенства на экономические процессы. Церковь выступала как своебразный социальный институт феодальной системы, как особая идеологи­ческая, политическая, военная и экономическая организация, вла­девшая в Европе третью всех земель, получавшая “десятину” с прочих зе­мель и контролировавшая экономические и иные отношения между всеми социальными субъектами. Секуляризация церковных бо­гатств в эпоху Реформации в Западной Европе (XVI-XVII вв.

) явилась одним из факторов, способст­вовавших переходу к капиталистическим методам хозяйствования (особенно в Англии, где конфискованные у монастырей земли попали в руки “джентри” – нового дворянства, ориентировавше­гося на буржуазную организацию производства). В восточных странах собственно религиозные институты в меньшей степени были вовлечены в хозяйственные отношения, но в течение длительного времени сохраняли идеологическую монополию и интегрированность с системой государственной власти, что явилось одной из причин консервации в этих странах феодальных общественных отношений.

14. Ранний феодализм в Западной ЕвропеФеодальная система в Европе начинает формироваться в V-IХ вв. Одной из важнейших причин появления феодальных отношений являлось «великое переселение народов» – условное наименование ряда этнических перемещений в Европе IV—VII вв. после р.Х., главным образом с периферии Римской империи на её территорию, приведшее к разрушению в итоге рабовладельческой формации.

Триумфальная арка императора Константина в Риме. IV в. н.э.

Для раннего феодализма характерно преобладание в аграрной сфере феодальной общины (марки), возникновение «аллода» – свободно отчуждаемой индивидуально-семейной земельной собственности. Формируется бенефициальная система – форма земельного владения феодала (в его владении находится «бенефиций»), обусловленная определенными обязательствами (платежи и военная служба) и сроком (часто пожизненным).

В Европе возникает система «вассалитета»: вассал зависит от сеньора, дает ему клятву верности и выполняет определенные работы. При этом сеньор мог конфисковать земли вассала в случае нарушения тем своих обязательств. Появляются «лены» или «феоды» – пожалования вассалу, которые могли передаваться по наследству.

Крупные феодалы получают «иммунитетное право»: привилегии, защищающие их вмешательства королевской власти; феодал получает судебную власть над подвластной ему территорией, собирает штрафы и налоги – фактически выполняет на принадлежащей ему земле роль самодержавного государя.

восточный и западные пути возникновения государства кратко

В VIII-IX вв. основой организации феодального общества становится «сеньория», состоявшая из 2 частей: 1. Домена – земли феодала, включавшего примерно треть всей земли сеньории; обычно сюда входили земли пригодные для охоты – леса, пустоши, болота;

2. Держаний – крестьянских наделов, пригодных для механической обработки и пастбищ.

В феодальном хозяйстве использовалась «барщина», или отработочная рента, – неоплачиваемый принудительный труд, работающего с использованием собственного инвентаря в хозяйстве феодала. В Западной Европе барщина возникла в VIII-IX вв.; её продолжительность иногда составляла 2—4 дня в неделю.

далее

Постепенно барщина вытесняется «оброком» – продуктовым (натуральным) или денежным платежом. Натуральный оброк включал различные сельскохозяйственные продукты (зерно, вино, овощи), а также ремесленные изделия. Денежный оброк обычно выплачивался крестьянином из средств, вырученных им от продажи части своего урожая на рынке.

Ранний феодализм в Европе характеризуется господством натурального хозяйства – типа организации экономической деятельности общества, при котором производство направлено на удовлетворение собственных потребностей производителей. В наиболее совершенном виде натуральное хозяйство представляет собой сочетание земледелия с примитивными формами так называемой «домашней промышленности», предполагающей производство простейших видов орудий труда, а также предметов домашнего обихода.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

пути возникновения государства

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒Развитие феодальных цивилизаций Запада и Востока характеризовалось определёнными особенностями. Социально-политический “шторм” последних веков античности ощутимо задержал развитие европейских стран, и к рубежу I-II тысячелетий н.э. они по совокупности цивилизаци-онных показателей уступали странам Востока. Само усвоение античной научно-культурной традиции в значительной мере осу­ществилось в Европе не прямо, а через посредство иных цивилизационных систем: арабской – для Западной Европы и Византий­ской – для Восточной. Однако уже с первых веков второго тыся­челетия начинает сказываться потенциал той новой производи­тельной силы, которую порождала более высокая степень свобо­ды непосредственного производителя в европейских странах, и особенно в Западной Европе. Безусловно, сказалась и защи­щенность Западной Европы от нашествий кочевников, неодно­кратно разрушавших производительные силы восточных цивили­заций и способствовавших воспроизводству деспотизма государ­ственной власти и иных реликтов “азиатского способа производ­ства”. Особую роль в защите европейской цивилизации сыгралаРоссия, в течение целого тысячелетия отражавшая практически в одиночестве, и даже при враждебности западных соседей, много­численные натиски номадов.

В результате, уже позднефеодальные западные социальные структуры продемонстрировали более высокую эффективность сравнительно с восточными, а во второй половине тысячелетия цивилизационный разрыв между ними стал быстро увеличивать­ся. “Западноевропейскому государству, в отличие от его восточ­ных аналогов, были в сравнительно меньшей степени присущи черты произвола и паразитизма. .

. В целом в доиндустриальный период (XI-XVIII вв. ) совокупный ВВП крупных стран Запада вырос более чем в 15 раз, в то время как в Китае он увеличился в 3,5 – 4 раза, в Индии вдвое, а на Ближнем Востоке он, возможно, сократился примерно на 1/4 – 1/3.

назад

. . Подушевой ВВП стран Запада возрос примерно в 2-3 раза, а на Востоке (Китай, Индия, Египет) он, возможно, сократился в среднем на 1/5 ” (Мельянцев В.

А. Экономический рост стран Востока и Запада в долгосрочной перспективе. – М.

: Ин-т Востоковедения, 1995. С. 16, 18, 29).

Важной особенностью хозяйственного механизма и, в целом, всей социальной жизни феодального общества как на Западе, так и на Востоке было господство религиозной идеологии и значительное влияние духовенства на экономические процессы. Церковь выступала как своебразный социальный институт феодальной системы, как особая идеологи­ческая, политическая, военная и экономическая организация, вла­девшая в Европе третью всех земель, получавшая “десятину” с прочих зе­мель и контролировавшая экономические и иные отношения между всеми социальными субъектами. Секуляризация церковных бо­гатств в эпоху Реформации в Западной Европе (XVI-XVII вв.

) явилась одним из факторов, способст­вовавших переходу к капиталистическим методам хозяйствования (особенно в Англии, где конфискованные у монастырей земли попали в руки “джентри” – нового дворянства, ориентировавше­гося на буржуазную организацию производства). В восточных странах собственно религиозные институты в меньшей степени были вовлечены в хозяйственные отношения, но в течение длительного времени сохраняли идеологическую монополию и интегрированность с системой государственной власти, что явилось одной из причин консервации в этих странах феодальных общественных отношений.

14. Ранний феодализм в Западной ЕвропеФеодальная система в Европе начинает формироваться в V-IХ вв. Одной из важнейших причин появления феодальных отношений являлось «великое переселение народов» – условное наименование ряда этнических перемещений в Европе IV—VII вв. после р.Х., главным образом с периферии Римской империи на её территорию, приведшее к разрушению в итоге рабовладельческой формации.

Коптская ткань с изображением бога реки Нила. Выткана шерсть по холсту в гобеленной технике. IV в. н.э.

Для раннего феодализма характерно преобладание в аграрной сфере феодальной общины (марки), возникновение «аллода» – свободно отчуждаемой индивидуально-семейной земельной собственности. Формируется бенефициальная система – форма земельного владения феодала (в его владении находится «бенефиций»), обусловленная определенными обязательствами (платежи и военная служба) и сроком (часто пожизненным).

В Европе возникает система «вассалитета»: вассал зависит от сеньора, дает ему клятву верности и выполняет определенные работы. При этом сеньор мог конфисковать земли вассала в случае нарушения тем своих обязательств. Появляются «лены» или «феоды» – пожалования вассалу, которые могли передаваться по наследству.

Крупные феодалы получают «иммунитетное право»: привилегии, защищающие их вмешательства королевской власти; феодал получает судебную власть над подвластной ему территорией, собирает штрафы и налоги – фактически выполняет на принадлежащей ему земле роль самодержавного государя.

Римская империя при Константине (306 - 337 гг. н.э.

В VIII-IX вв. основой организации феодального общества становится «сеньория», состоявшая из 2 частей: 1. Домена – земли феодала, включавшего примерно треть всей земли сеньории; обычно сюда входили земли пригодные для охоты – леса, пустоши, болота;

2. Держаний – крестьянских наделов, пригодных для механической обработки и пастбищ.

В феодальном хозяйстве использовалась «барщина», или отработочная рента, – неоплачиваемый принудительный труд, работающего с использованием собственного инвентаря в хозяйстве феодала. В Западной Европе барщина возникла в VIII-IX вв.; её продолжительность иногда составляла 2—4 дня в неделю.

Постепенно барщина вытесняется «оброком» – продуктовым (натуральным) или денежным платежом. Натуральный оброк включал различные сельскохозяйственные продукты (зерно, вино, овощи), а также ремесленные изделия. Денежный оброк обычно выплачивался крестьянином из средств, вырученных им от продажи части своего урожая на рынке.

Ранний феодализм в Европе характеризуется господством натурального хозяйства – типа организации экономической деятельности общества, при котором производство направлено на удовлетворение собственных потребностей производителей. В наиболее совершенном виде натуральное хозяйство представляет собой сочетание земледелия с примитивными формами так называемой «домашней промышленности», предполагающей производство простейших видов орудий труда, а также предметов домашнего обихода.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 282 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:


Поиск на сайте:


ВВЕДЕНИЕ.

Понятие “цивилизация” первоначально появилось во французском языке в середине 18 в. в русле теории прогресса употреблялось только в единственном числе. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый этно–исторический материал, полученный в “эпоху путешествий” и обнаруживший огромное разнообразие нравов, и культур вне Европы, привели к тому, что в начале 19 в. Возникла “этнографическая концепция цивилизаций”, в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация.

В целом во второй половине 18 – начале 19 вв. утвердилось три подхода к пониманию “цивилизации”: 1. унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого);

2. стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого); 3. локально – исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).

В это время Ф. Гизо, заложивший основы “этноисторической концепции цивилизаций”, предпринял также попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культурно – исторического многообразия народов. Он считал, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а, с другой, – над ними есть ещё и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.

В основном большинство учёных занимающихся проблемами цивилизации, разделяют её на два цивилизационных типа: Восточный и Западный.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВА Цивилизационный подход нашел широкое применение в исследованиях по исторической и культурно-исторической типологии. При этом можно выделять три подхода в ин­терпретации понятия “цивилизация”, локально–исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический.

Среди сторонников локально-исторического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизации и про­шлом и сколько существует их внастоящее время.

Н. Данилевский выделял (в хронологическом порядке) следующие цивилизации, или культурно–исторические типы: египетскую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, ара­вийскую, германо–романскую (европейскую) и славянскую. О. Шпенглер рассматривал такие культурно-исторические миры: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский (аполлоновский), майя и западноевропей­ский (фаустовский).

У А. Тойнби в предварительной классификации насчитывается ряд обществ одного вида, которые, как пишет историк, “принято называть цивилизациями”: египетское, андское, китайское, минойское, шумерское, майянское, си­рийское, индское, хеттское, эллинское, православное хри­стианское (в России), дальневосточное (в Корее и Японии), православное христианское (основное), дальневосточное (основное), иранское, арабское, индуистское, мексикан­ское, юкатанское, вавилонское.

В более обобщающей классификации Тойнби выделил, кроме “западного мира”, “православно–христианское, или византийское общество”, расположенное в Юго–Восточной Европе и России; “исламское общество”, сосредоточенное варидной зоне (область сухих степей, пустынь и полупу­стынь), проходящей по диагонали через Северную Африку н Средний Вocток от Атлантического океана до Великой Китайской стены; “индуистское общество” в тропической субконтинентальной Индии к юго-востоку от аридной зоны;

“дальневосточное общество” в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном. Эта классификация цивилизаций была положена в основу концепции Л. Васильева, который выделил пять современных цивилизаций: “западноевропейскую”, “российскую”, “ислам­скую”, “индо-буддийскую” и “конфуцианскую”.

X. Уайт, используя тропологический подход, выделил че­тыре цивилизационно–исторических типа культуры: ирониче­ский (Западная Европа), метафорический (Ближний Вос­ток), синекдотический (Индия) и метонимический (Китай).

В рамках историко-стадиального подхода в зависимо­сти от выбора тех или иных аксиоматических критериев вы­деляют различные типы цивилизаций. В современной лите­ратуре, например, рассматриваются такие типы, как “устная, письменная, книжная и экранная”; “космогенная, техногенная и антропогенная”; “традиционная и современная”; “эволюционная и инновационная” цивилизации.

Однако в большинстве случаев в историко-стадиальных исследованиях применяется технократический подход, на основе которого выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер).

“Аграрная цивилизация” – это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земель­ным собственникам, церковью и армией как главными соци­альными институтами.

“Индустриальная цивилизация” – общество, которое характеризуется бурным развитием тяжелой промышленно­сти, широким внедрением достижении науки и техники, резким повышением уровня капиталовложении, увеличени­ем доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения.

“Постиндустриальная цивилизация” – общество “высо­кого массового потребления”, в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство това­ров массового потребления и теоретического знания.

В современной отечественной литературе сторонники тако­го подхода (в частности, Ю. В. Яковец) выделяют семь таких исторических стадий-цивилизаций, представляющих, правда, синтез марксистско-формационных и западно-технократических их интерпретаций: неолитическая (VII – IV в.

до н. э. ), восточ­но-рабовладельческая (III – первая половина I в.

до н. э. ), антич­ная (VI в.

до н. э. – VI в.

н. э. ), раннефеодальная (VII – ХШ вв.

), прединдустриальная (XIV – XVIII вв. ), индустриальная (60–90–e гг. XVIII в.

– 10–70–е гг. XX в. ), постиндустриальная (80–е гг.

XX в. – конец XXI – начало XXII вв. ).

В свое время Н. Кондратьев, изучая циклы экономиче­ской конъюнктуры, пришел к выводу об их смене каждые 40–50 лет. Это полувековые циклы Кондратьев рассматри­вал в качестве элементов цивилизационного цикла, который продолжается по его подсчетам примерно 200–300 лет.

Представители всемирно-исторического подхода полага­ют, что только на определенном этапе взаимодействия ло­кальных цивилизаций возникает феномен всемирной исто­рии и, по мнению отдельных исследователей, начинается процесс становления экуменической цивилизации. Поэтому основой периодизации исторического процесса в этом слу­чае, являются фундаментальные изменения в историческом взаимодействии цивилизаций. В качестве критериев цивилизационной типологизации априорно выбираются разные как материальные, так и духовные факторы.

Одной из таких концепций всемирной истории является философия истории К. Ясперса, основанная на экзистенци­альных представлениях о становлении и развертывании еди­ной человеческой сущности. В полемике с марксизмом, а так­же технократическими концепциями мировой истории Ясперс делал акцент на “духовной составляющей” человеческого бытия. Признавая реальность всемирной истории как особой стадии развития человеческого духа и как результата взаимо­действия различных культур, Ясперс отмечал, что подлинная связь между народами не родовая, не природная, а духовная.

Поэтому реальность мировой истории, по его мнению, обусловлена прежде всего духовным единством человечества.

В работе “Истоки истории и ее цель” (1949г.) Ясперс вы­делил в общественном развитии четыре “среза”: “доистория”, “великие исторические культуры древности” (локальные ис­тории), “осевая эпоха” (начало всемирной истории), “эпоха техники” (переход к единой мировой истории).

В “доисторический период” происходило становление человека, что обнаруживается в использовании огня и ору­дий труда, появлении речи, образовании групп и сооб­ществ, формировании жизни посредством мифов.

“Великие культуры древности”, появление которых знаме­новало начало человеческой истории, возникают в трех областях земного шара. Это, во–первых, шумеро-вавилонская и египет­ская культуры, а также эгейский мир (с IV тыс. до н.

э. ); во–вторых, доарийская культура долины Инда (с III тыс. до н.

э. ); в–третьих, архаический мир Китая (со II тыс. до н.

э. ).

С 800 по 200 гг. до н. э.

, в “осевое время”, в великих культурах древности или в орбите их влияния начинает формироваться универсальная духовная основа всего чело­вечества. Независимо друг от друга в разных местах — в Индии, Китае, Персии, Палестине и Древней Греции – возникают духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует и поныне.

“Осевая эпоха” – это время рождения и мировых рели­гий, пришедших на смену язычеству, и философии, заме­нившей мифологическое сознание. Прорыв мифологическо­го миросозерцания сопровождался появлением духовной ре­флексии. Пробуждение духа являлось, по Ясперсу, началом общей истории человечества, которое до того распадалось на локальные, не связанные между собой культуры.

Таким образом, “осевое время” у Ясперса служит фер­ментом, который стал связывать человечество во всемирно-историческом пространстве-времени. Вместе с тем “осевое время” служит у него и масштабом, позволяющим опреде­лить историческое значение отдельных народов для челове­чества в целом. В связи с этим Ясперс выделял “осевые народы” (китайцы, индийцы, иранцы, нуден, греки), кото­рые, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок и как бы вторично родились в ней, заложив тем са­мым основу единой духовной сущности человека и его по­длинной истории.

“Эпоха техники”, духовно конституируясь в XVII с. , приобрела всеохватывающий характер в XVIII и получила чрез­вычайно быстрое развитие в XX столетии. Эта эпоха знаменует собой время наступления духовного единства человечества, мировой истории, не как идеи, а как реальности.

Ситуация единства мировой истории была создана Европой, которая благодаря географическим открытиям, достижениям науки и техники, к концу XX в. обрела власть над миром, усвоившим европейскую технику, но сохранившим в своих устремлениях уникальные культурные различия.

Источники:

Вам также может понравиться