Болгарская культура XI — XII вв

Боянская церковь (Болгария). XI — XIII вв. Несмотря на гонения и политику «эллинизации», народ сохранил свой язык, обычаи и культуру. Византийское влияние захватило лишь часть болгарской знати, стремившейся таким путём сохранить свои привилегии.

В условиях иноземного гнёта в народном творчестве с особой силой звучала патриотическая тема. Широкую популярность приобрели исторические песни, сказания и легенды, прославлявшие героическое прошлое болгарского народа, времена расцвета и могущества болгарской державы.

Некоторые из этих сказаний нашли своё выражение в интересном памятнике XI в. (составленном, по-видимому, каким-то богомильски настроенным монахом)— в так называемой «Апокрифической летописи», или «Сказании Исайи пророка», а также в памятнике XII в. «Народном житии Ивана Рильского».

К XII в. относятся ценные памятники письменности, в которых отразилось дальнейшее развитие болгарского языка. Особый интерес представляет так называемая «Битольская триодь» — богослужебная книга, написанная глаголическими письменами. Народные мотивы отчётливо пробивались и в области архитектурной орнаментики.

Именно в этот период зародился стиль украшения наружных стен здания своеобразным сочетанием кирпича с белым камнем, напоминающий узоры праздничных одежд болгарских крестьян. Этот стиль в своём дальнейшем развитии явился одной из наиболее привлекательных черт болгарского средневекового зодчества и оказал большое влияние на архитектурную орнаментику в Византии.

Прекрасным памятником этого стиля является церковь св. Димитрия в Тырново (XII в.). Замечательным памятником архитектурного мастерства болгарского народа является также Боянская церковь (близ Софии).

За свою долгую историю Болгария испытала на себе влияние множества государств и культур. Оставили свой след в её культуре и истории фракийская, римская, греко-византийская, славянская и мусульманская цивилизации. Однако наиболее существенным оказалось влияние двух из них: византийской и турецкой. И, хотя этим и были в какой-то мере предопределены основные этапы развития страны, Болгарии удалось сохранить самобытность своей культуры [3].

Предшественниками феодальной культуры Болгарии явились древняя славянская культура и культура фракийских племен, испытавших на себе значительное влияние античной цивилизации. X в. был периодом подъема материальной и духовной культуры Болгарии. В это время существовали духовные школы в Охриде и Преславе (столица Первого болгарского царства), где работали искусные писатели-переводчики [5].

Болгарский язык — самый древний среди письменных славянских языков. Он относится к южнославянской группе индоевропейской семьи. Алфавитом своим Болгария обязана братьям Кириллу и Мефодию, которые в 862-863 годах создали глаголицу (староболгарский алфавит). Теперь же в Болгарии используется кириллица [3].

Автографы Кирилла и Мефодия утрачены, и до нас дошли славянские евангельские книги лишь X-XI вв. Их стоит перечислить — таковы Мариинское, Зографское, Ассеманиево евангелия (все XI в. ) и Саввина книга, которая, весьма вероятно, восходит к X в.

К этой древнейшей четверице можно смело прибавить и первое точно датированное славянское Евангелие — Остромирово (1056/1057 гг. ), замечательное еще и тем, что оно было переписано для новгородского посадника Иосифа (мирское имя — Остромир). Иными словами, Остромирово евангелие — это самая первая восточнославянская (русская) книга.

Все перечисленные источники, как установлено наукой, довольно хорошо отражают утраченное Евангелие самих Кирилла и Мефодия, поэтому на их основе можно надежно судить о принципах и механизмах создания первоучителями общеславянского литературного языка [8, с. 307].

Развитие литературы в стране началось с IX века, чему немало способствовал царь Симеон (893 — 927 гг. ). Эпоха правления этого высокообразованного правителя по праву считается Золотым веком болгарской литературы.

Следующим немаловажным этапом в развитии литературы в Болгарии стал период с XII по XIV век. Таким образом, XIII век ознаменовал собой культурный расцвет Болгарии средних веков [3].

Большое влияние на развитие болгарской книжности времени Симеона оказала византийская литература. Переводились сочинения древнегреческих и византийских авторов, историков, богословов, философов. Но главное в цивилизаторской миссии Симеона заключалось в том, что он выдвинул задачу создать корпус христианской книжности на славянском языке, и эта акция блестяще удалась.

Ученики Кирилла и Мефодия, начавшие работать в Болгарии еще при князе Борисе, продолжили свою деятельность и при Симеоне. Многие сочинения писались по eгo поручению и при eгo покровительстве. При поддержке царя в области государственного производства и в церковной жизни Болгарии греческий язык был заменен славянским, а глаголица – кириллицей [3].

Именно с их именами связано возникновение первых болгарских литературно-книжных центров в Плиске, Преславе и Охриде. Среди кирилло-мефодиевских учеников наиболее ярко проявили себя Климент, рукоположенный вскоре в епископы Охрида, Константин, возглавивший епископскую кафедру в Преславе, и Наум, посланный впоследствии князем Симеоном в Охрид. Принадлежавшие по положению к верхам болгарского духовенства, они были захвачены стремлением к христианскому просвещению еще недавно языческого населения.

Этой цели должно было служить и введение богослужения на славянском языке, и проповедь на нем, обращенная ко всем посетителям христианского храма. Этой целью определялась и направленность их литературного творчества [8, с. 327].

Организация славянского богослужения требовала подготовки: были созданы два центра обучения будущих священнослужителей: в Охриде во главе с Климентом и в Плиске — с Наумом и остальными. Были заложены основы двух главных школ староболгарской литературы. Климент сначала один, а затем с помощью учеников подготовил несколько тысяч молодых людей: он вел широкую проповедническую деятельность, построил несколько церквей, основал монастырь.

В 893 г. он стал первым славянским (болгарским) епископом в областях Драгувития и Великая, получив одновременно от архиепископа сан экзарха с правом надзора над церковными епархиями целой трети Болгарского государства [4, с. 72].

В эпоху Симеона в Болгарии творила целая плеяда болгарских книжников, блестящий ряд которых открывает Климент Охридский (840-916), ближайший ученик и сподвижник Кирилла и Мефодия. Eгo деятельность развернулась в Охриде, куда он был послан проповедником в конце IX в. , а затем стал епископом епархии болгарской церкви на юго-западе.

Этому болгарскому писателю принадлежат многие сочинения. Он автор службы св. Кириллу, один из составителей пространного жития этого святого, а также отдельных поучений и похвальных слов в честь христианских святых и праздников.

Выдающимся деятелем Преславской книжной школы времени Симеона был Константин Преславский. Он автор так называемого “Учительского Евангелия” – сборника, включившего в свой состав Азбучную молитву и более пятидесяти Бесед на евангельские темы [3]. Выдающимися представителями болгарской литературы были Иоанн Экзарх и Черноризец Храбр. Черноризец Храбр в своем труде “О письменах” изложил историю создания славянской азбуки, где отстаивал идею равноправия народов в своем культурном развитии [5].

Под покровительством Симеона развернулась творческая деятельность прославленного болгарского писателя и проповедника Иоанна Экзарха. Он перевел с греческого языка на славянский знаменитое сочинение об основах христианской догматики, т.н. “Богословие”, автором которого был византийский теолог Иоанн Дамаскин [3].

Христианскую концепцию устройства мира описал Иоанн Экзарх в книге “Шестоднев”. В X в. в Болгарии появились литературные произведения, запрещенные церковью (апокрифы).

Это произведение богословско-философского характера, в котором истолковывается библейский рассказ о сотворении мира. Это высокохудожественные литературные произведения, созданные богомилами (еретическое движение) и критикующие догматы христианской церкви [5].

Можно смело сделать вывод о культурном подъеме Болгарии в конце IX – первой трети Х в.

В конце XII в. в Болгарии распространялась и светская переводная литература — исторические повести (“Сказание о Троянской войне”, “Александрия” и др. ).

Наиболее значительные произведения болгарской средневековой литературы были созданы в XIV в. Так, патриархом Евфимием образным литературным стилем было написано несколько житий [5].

В XII в. в Болгарии начинается строительство крепостей. Городом-крепостью был Тырново.

В XIII — XIV вв. особое развитие получило церковное строительство. До наших дней сохранилась церковь XIII в.

Культурную жизнь Болгарии XIII-XIV вв. аккумулировала ее столица Тырново. Этот город стал колыбелью удивительного феномена Тырновской книжной школы, возглавил которую болгарский патриарх Евфимий.

Он (род. ок. 1320) был выходцем из болгарской столичной знати.

Будучи активным приверженцем религиозно-философского учения исихастов, Евфимий основал вблизи Тырнова монастырь св. Троицы, ставший крупнейшим культурным центром. Сам Евфимий принял в переработке богослужебной и агиогpафической литературы активнейшее участие, составив на основе старых текстов обновленные жизнеописания и похвалы святым болгарской церкви [3].

Сочинения ученика Евфимия Григoрия Цамблака (род. в 60-e гг. XIV в.

, ум. после 1419 г. ) идейно и по стилю выдержаны в традициях Тырновской школы.

Помимо характерных риторических оборотов и следования византийским агиографическим канонам их отличает обилие конкретно-исторических сведений, что делает сочинения Цамблака важнейшим источником по болгарской истории конца XIV в. [3].

Успешно развивалось искусство книжной миниатюры [5]. Необходимость строительства храмов для богослужений положила начало собственно болгарской архитектуре. Наиболее известными памятниками болгарской архитектуры этого времени являются Рильский монастырь и Боянская церковь.

Из немногих памятников архитектуры XI в. , сохранившихся на завоеванных византийцами землях Первого Болгарского царства, наибольший интерес с историко-культурной точки зрения представляет собор Св. Софии в Охриде (1037-1050), украшенный фресковой росписью того же времени.

Посвящение св. Софии главного храма в городе, являвшемся во второй половине X — начале XI в. духовной и светской столицей Первого Болгарского царства, не было случайностью.

Идея Софии Премудрости Божией, которой устроено и держится все мироздание, была имманентно свойственна византийскому богословию. Храм, посвященный Софии, оказывался как бы зримым образом так устроенного мироздания, а храм св. Софии в Константинополе, в котором этот образ воплотился наиболее совершенно, был тем образцом, которому хотели следовать в разных странах византийского культурного круга [8, с.

Развитию изобразительного искусства способствовали византийские традиции. Свидетельством своеобразия болгарской школы иконописи являются иконы с использованием в качестве основы не досок, а керамики. В то же время, существование достаточно строгих канонов в иконописи несколько ограничивало развитие собственных традиций. Фрески пещерных церквей в Иваново несут на себе как отпечаток национальных традиций, так и черты “палеологовского возрождения” [1].

По свидетельству того же Иоанна Экзарха, преславские храмы были украшены изображениями болгарских правителей (Иоанн Экзарх говорит, что некоторые из этих портретов были даже “в два роста”) [8, с. 380].

Наиболее яркими памятниками изобразительного искусства Болгарии являются фрески Бояновской церкви [1] (особенно относящиеся к 1259 году фрески с изображением основателей монастыря (ктиторов) — Калояна и Десиславы), Ротонды Святого Георгия и Рильского монастыря. При этом Восточная Болгария в большей степени испытывала византийское культурное влияние, и в ней от древнейших поселений фракийцев сохранилось очень мало, в то время как в Юго-Западной Болгарии (современная Македония) лучше сохранились национальные традиции, нежели византийские [1].

Болгарская музыка является частью болгарской, балканской, европейской и мировой культуры. Болгарская музыка звучит специфично, самобытно и оригинально [1].

Церковное пение на древнеболгарском языке берет свое начало с утверждения христианства, но во время византийского господства (1018 — 1187) проникновение в болгарскую церковь канонизированного византийского пения задержало развитие связанных с народной основой болгарских национальных религиозных песнопений. После освобождения от владычества Византии и образования Второго Болгарского царства (1187 — 1396) начался расцвет болгарской культуры. В ХІІІ – ХІV вв.

под влиянием народного музыкального искусства сформировался болгарский распев, образцы которого сохранились в богослужебном пении русской православной церкви ХVІІ – ХVІІІ вв. С тех времён сохранились “Зографский трефологий” (XIII в. ) и “Синодик на цар Борил” (XIV в.

) — единственные дошедшие до нас письменные памятники с музыкальной нотацией. Многие византийские певчие — болгарского происхождения. Самый известный из них — певчий и композитор Иоанн Кукузель, прозванный “Ангелогласным” (жил в монастыре в Византии).

Он создал неовизантийскую невменную нотацию (т. н. “кукузелевы невмы”), которая используется в современной церковной музыке и по сегодняшний день [1].

В 1396 г. Болгария была завоевана турками, что отрицательно сказалось на развитии ее культуры [5].

Подводя итог становиться ясно что культура Болгарии имеет славянские корни. Однако наиболее древний культурный пласт связан с фракийскими племенами. Славяне, а также булгары или протоболгары, поселились на территории современной Болгарии лишь в V-VII веках нашей эры. Им досталось тысячелетнее культурное наследие фракийцев и византийцев, но дальнейшее развитие болгарской цивилизации проходило под влиянием славянских традиций.

Средневековая Болгария считается колыбелью славянской культуры. В 865 году царь Борис I ввел в стране христианство. Тогда же по его приказу в Плиске были воздвигнуты первые христианские храмы. Немногим позднее братьями Кириллом и Мефодием был создан славянский алфавит.

Национальный художественный и архитектурный стиль Болгарии зародился и расцвел в IX-X веках. Однако в конце XIV века культурное развитие страны было надолго прервано вторжением турок. В течение долгого времени славянская культура и христианство подвергались гонениям.

Таким образом, гибель Второго Болгарского царства стала трагедией не только болгарского народа, но и всего славянского мира.

Page 2

Северо-запад Балкан был тем районом, где перекрещивались политические влияния, идущие от Византийской и Каролингской империй, и культурные влияния византийского и латинского круга. Это соперничество и взаимопроникновение разных политических и культурных традиций приводило к возникновению здесь явлений уникальных по своему своеобразию. Так, например, романские города на побережье Адриатического моря, в церковном отношении подчиненные Риму, в политическом плане всячески стремились сохранить свою связь с Византийской империей и подчеркивали свою лояльность по отношению к византийскому императору.

Своеобразие сложившихся здесь исторических условий наложило наиболее сильный отпечаток на идейную и культурную жизнь сербских земель уже в IX-X вв. По свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, сербские княжества приняли христианство из Византии во второй половине IX в. в правление его деда, императора Василия I Македонянина.

Однако этим далеко не был еще решен вопрос о том, частью какого культурного мира, латинского или византийского, станут сербские земли [8, с. 340].

Сходными между собой в эту эпоху были процессы культурного развития сербских и хорватских княжеств. Появление сербской письменности связывают с деятельностью Кирилла и Мефодия. Первые памятники сербской литературы датируются 11 веком, они написаны на глаголице.

Уже в 12 веке появляются тексты, написанные кириллицей. В этот же период написана самая древняя из известных книг на сербской кириллице — “Евангелие” захумского князя Мирослава. Она является наиболее древней и красиво иллюстрированной сербской книгой во время Средневековья [10].

В XII — XIV вв. у сербов и хорватов наибольших успехов достигла литература. Оригинальным произведением, в равной мере принадлежащим сербской и хорватской литературе, стала “Летопись попа Дуклянина”, рассказывающая об истории Дуклянского Королевства.

Сербский архиепископ Савва написал одну из наиболее выразительных в художественном отношении биографий “Житие святого Симеона”. Бурные события XIII в. описал в своем произведении “Хроника” Фома Сплитский.

Особенностью хорватской литературы стало раннее зарождение религиозной драмы. Спектакли ставились сначала в церквах, а затем на площадях городов [5].

Ценнейшим памятником средневековой культуры является сербскохорватский эпос, основным сюжетом которого стала борьба против турок. Самый значительный цикл песен был посвящен битве на Косовом поле (1389) [5]. Среди памятников монументальной живописи выделяются фрески церкви Вознесения в Милешеве, реалистически изображающие людей и бытовые сцены.

Культура Дубровника занимает особое место в истории Хорватии. В XII в. г. Дубровник, расположенный на Адриатическом побережье, входил в земли Далмации, которые являлись частью хорватских земель [5].

Наиболее плодотворным периодом в истории культуры Дубровника были XIV — XV вв. , когда в средневековой культуре Европы начался период Возрождения с новой гуманистической идеологией, стремлением к науке и образованию. В этот период в Дубровнике существовала светская школа двух ступеней.

Гуманистические идеалы выражали в своем творчестве писатели Марко Марулич и Илья Цриевич. Марко Марулич первым написал поэму на хорватском языке (“Юдифь”), тогда как ранее литературные произведения создавались на латыни. Илья Цриевич за свои стихи был увенчан лавровым венком в Риме [5].

Именно в это время была построена на окраине Софии Боянская церковь, фрески которой по красоте и мастерству предвосхитили наилучшие достижения раннего итальянского Ренессанса. Тогда же набравшая силу тырновская школа оказала весомое влияние на культуру прочих славяноязычных народов. Затем, под властью османской империи, культурная жизнь страны надолго замерла. Хранилищем национальной культуры на многие годы стали монастыри [3].

В XV в. в Дубровнике активно велось строительство. Выдающимся архитектором и скульптором был Юрий Далматинец, создавший величественный собор в Шибенике.

Его творчество составило целую эпоху в развитии местного зодчества. Виднейшим художником конца XV в. был Никола Божидарович.

С XV в. важнейшей темой во всех областях культуры Дубровника стала тема борьбы против турецкого владычества [5].

Самым ранним композитором, сочинения которого были предназначены для исполнения на православных богослужениях и сохранились до нашего времени, является Кир Стефан Серб (1350 (?)-1430 (?)). Его произведения написаны в позднем калофоническом стиле [10].

Культурное развитие южнославянских народов в XVI — XVIII вв. проходило весьма неравномерно. Главной причиной этого было турецкое завоевание большей части южнославянских земель, которые оказались изолированными от культурного развития не только европейских государств, но и иных славянских народов, находившихся под властью Габсбургов и Венеции. В землях, вошедших в состав Османской империи, культурная жизнь почти остановилась, застыв на средневековом уровне [5].

В таких условиях значительную роль в развитии разных областей культуры играли монастыри Сербии и Черногории, Болгарии, Боснии и Герцеговины. При монастырях существовали школы, в которых работали переписчики, живописцы, зодчие. Поэтому просвещение, литература, искусство по-прежнему сохраняли церковно-религиозный характер.

Знаменательным явлением в развитии культур южнославянских народов стало книгопечатание. В 1493 г. Ю.

Черноевич купил в Венеции типографское оборудование, и в Цетинском монастыре (Черногория) начали печатать книги сначала религиозного, а затем и светского содержания. В начале XVI в. в Венеции типографию открыли сербы, а в 1508 г.

Таким образом, развитие письменности в Сербии и Хорватии происходило в обстановке упорной борьбы этих народов против иноземного влияния. В Хорватии, где эта борьба велась против насаждаемого римско-католической церковью латинского языка, славянская азбука, так называемая глаголица, получила широкое распространение. В Сербии же, которая в церковном отношении была связана с Византией, борьба шла против попыток превратить греческий язык в господствующий и также закончилась победой славянской азбуки, так называемой кириллицы.

За свою долгую историю Болгария испытала на себе влияние множества государств и культур. Оставили свой след в её культуре и истории фракийская, римская, греко-византийская, славянская и мусульманская цивилизации. Однако наиболее существенным оказалось влияние двух из них: византийской и турецкой. И, хотя этим и были в какой-то мере предопределены основные этапы развития страны, Болгарии удалось сохранить самобытность своей культуры [3].

Предшественниками феодальной культуры Болгарии явились древняя славянская культура и культура фракийских племен, испытавших на себе значительное влияние античной цивилизации. X в. был периодом подъема материальной и духовной культуры Болгарии. В это время существовали духовные школы в Охриде и Преславе (столица Первого болгарского царства), где работали искусные писатели-переводчики [5].

Болгарский язык – самый древний среди письменных славянских языков. Он относится к южнославянской группе индоевропейской семьи. Алфавитом своим Болгария обязана братьям Кириллу и Мефодию, которые в 862-863 годах создали глаголицу (староболгарский алфавит). Теперь же в Болгарии используется кириллица [3].

Автографы Кирилла и Мефодия утрачены, и до нас дошли славянские евангельские книги лишь X-XI вв. Их стоит перечислить – таковы Мариинское, Зографское, Ассеманиево евангелия (все XI в. ) и Саввина книга, которая, весьма вероятно, восходит к X в.

К этой древнейшей четверице можно смело прибавить и первое точно датированное славянское Евангелие – Остромирово (1056/1057 гг. ), замечательное еще и тем, что оно было переписано для новгородского посадника Иосифа (мирское имя – Остромир). Иными словами, Остромирово евангелие – это самая первая восточнославянская (русская) книга.

Все перечисленные источники, как установлено наукой, довольно хорошо отражают утраченное Евангелие самих Кирилла и Мефодия, поэтому на их основе можно надежно судить о принципах и механизмах создания первоучителями общеславянского литературного языка [8, с. 307].

Развитие литературы в стране началось с IX века, чему немало способствовал царь Симеон (893 – 927 гг. ). Эпоха правления этого высокообразованного правителя по праву считается Золотым веком болгарской литературы.

Следующим немаловажным этапом в развитии литературы в Болгарии стал период с XII по XIV век. Таким образом, XIII век ознаменовал собой культурный расцвет Болгарии средних веков [3].

Большое влияние на развитие болгарской книжности времени Симеона оказала византийская литература. Переводились сочинения древнегреческих и византийских авторов, историков, богословов, философов. Но главное в цивилизаторской миссии Симеона заключалось в том, что он выдвинул задачу создать корпус христианской книжности на славянском языке, и эта акция блестяще удалась.

Ученики Кирилла и Мефодия, начавшие работать в Болгарии еще при князе Борисе, продолжили свою деятельность и при Симеоне. Многие сочинения писались по eгo поручению и при eгo покровительстве. При поддержке царя в области государственного производства и в церковной жизни Болгарии греческий язык был заменен славянским, а глаголица – кириллицей [3].

Именно с их именами связано возникновение первых болгарских литературно-книжных центров в Плиске, Преславе и Охриде. Среди кирилло-мефодиевских учеников наиболее ярко проявили себя Климент, рукоположенный вскоре в епископы Охрида, Константин, возглавивший епископскую кафедру в Преславе, и Наум, посланный впоследствии князем Симеоном в Охрид. Принадлежавшие по положению к верхам болгарского духовенства, они были захвачены стремлением к христианскому просвещению еще недавно языческого населения.

Этой цели должно было служить и введение богослужения на славянском языке, и проповедь на нем, обращенная ко всем посетителям христианского храма. Этой целью определялась и направленность их литературного творчества [8, с. 327].

Организация славянского богослужения требовала подготовки: были созданы два центра обучения будущих священнослужителей: в Охриде во главе с Климентом и в Плиске – с Наумом и остальными. Были заложены основы двух главных школ староболгарской литературы. Климент сначала один, а затем с помощью учеников подготовил несколько тысяч молодых людей: он вел широкую проповедническую деятельность, построил несколько церквей, основал монастырь.

В 893 г. он стал первым славянским (болгарским) епископом в областях Драгувития и Великая, получив одновременно от архиепископа сан экзарха с правом надзора над церковными епархиями целой трети Болгарского государства [4, с. 72].

В эпоху Симеона в Болгарии творила целая плеяда болгарских книжников, блестящий ряд которых открывает Климент Охридский (840-916), ближайший ученик и сподвижник Кирилла и Мефодия. Eгo деятельность развернулась в Охриде, куда он был послан проповедником в конце IX в. , а затем стал епископом епархии болгарской церкви на юго-западе.

Этому болгарскому писателю принадлежат многие сочинения. Он автор службы св. Кириллу, один из составителей пространного жития этого святого, а также отдельных поучений и похвальных слов в честь христианских святых и праздников.

Выдающимся деятелем Преславской книжной школы времени Симеона был Константин Преславский. Он автор так называемого “Учительского Евангелия” – сборника, включившего в свой состав Азбучную молитву и более пятидесяти Бесед на евангельские темы [3]. Выдающимися представителями болгарской литературы были Иоанн Экзарх и Черноризец Храбр. Черноризец Храбр в своем труде “О письменах” изложил историю создания славянской азбуки, где отстаивал идею равноправия народов в своем культурном развитии [5].

Под покровительством Симеона развернулась творческая деятельность прославленного болгарского писателя и проповедника Иоанна Экзарха. Он перевел с греческого языка на славянский знаменитое сочинение об основах христианской догматики, т.н. “Богословие”, автором которого был византийский теолог Иоанн Дамаскин [3].

Христианскую концепцию устройства мира описал Иоанн Экзарх в книге “Шестоднев”. В X в. в Болгарии появились литературные произведения, запрещенные церковью (апокрифы).

Это произведение богословско-философского характера, в котором истолковывается библейский рассказ о сотворении мира. Это высокохудожественные литературные произведения, созданные богомилами (еретическое движение) и критикующие догматы христианской церкви [5].

Можно смело сделать вывод о культурном подъеме Болгарии в конце IX – первой трети Х в.

В конце XII в. в Болгарии распространялась и светская переводная литература – исторические повести (“Сказание о Троянской войне”, “Александрия” и др. ).

Наиболее значительные произведения болгарской средневековой литературы были созданы в XIV в. Так, патриархом Евфимием образным литературным стилем было написано несколько житий [5].

В XII в. в Болгарии начинается строительство крепостей. Городом-крепостью был Тырново.

В XIII – XIV вв. особое развитие получило церковное строительство. До наших дней сохранилась церковь XIII в.

Культурную жизнь Болгарии XIII-XIV вв. аккумулировала ее столица Тырново. Этот город стал колыбелью удивительного феномена Тырновской книжной школы, возглавил которую болгарский патриарх Евфимий.

Он (род. ок. 1320) был выходцем из болгарской столичной знати.

Будучи активным приверженцем религиозно-философского учения исихастов, Евфимий основал вблизи Тырнова монастырь св. Троицы, ставший крупнейшим культурным центром. Сам Евфимий принял в переработке богослужебной и агиогpафической литературы активнейшее участие, составив на основе старых текстов обновленные жизнеописания и похвалы святым болгарской церкви [3].

Сочинения ученика Евфимия Григoрия Цамблака (род. в 60-e гг. XIV в.

, ум. после 1419 г. ) идейно и по стилю выдержаны в традициях Тырновской школы.

Помимо характерных риторических оборотов и следования византийским агиографическим канонам их отличает обилие конкретно-исторических сведений, что делает сочинения Цамблака важнейшим источником по болгарской истории конца XIV в. [3].

Успешно развивалось искусство книжной миниатюры [5]. Необходимость строительства храмов для богослужений положила начало собственно болгарской архитектуре. Наиболее известными памятниками болгарской архитектуры этого времени являются Рильский монастырь и Боянская церковь.

Из немногих памятников архитектуры XI в. , сохранившихся на завоеванных византийцами землях Первого Болгарского царства, наибольший интерес с историко-культурной точки зрения представляет собор Св. Софии в Охриде (1037-1050), украшенный фресковой росписью того же времени.

Посвящение св. Софии главного храма в городе, являвшемся во второй половине X – начале XI в. духовной и светской столицей Первого Болгарского царства, не было случайностью.

Идея Софии Премудрости Божией, которой устроено и держится все мироздание, была имманентно свойственна византийскому богословию. Храм, посвященный Софии, оказывался как бы зримым образом так устроенного мироздания, а храм св. Софии в Константинополе, в котором этот образ воплотился наиболее совершенно, был тем образцом, которому хотели следовать в разных странах византийского культурного круга [8, с.

Развитию изобразительного искусства способствовали византийские традиции. Свидетельством своеобразия болгарской школы иконописи являются иконы с использованием в качестве основы не досок, а керамики. В то же время, существование достаточно строгих канонов в иконописи несколько ограничивало развитие собственных традиций. Фрески пещерных церквей в Иваново несут на себе как отпечаток национальных традиций, так и черты “палеологовского возрождения” [1].

По свидетельству того же Иоанна Экзарха, преславские храмы были украшены изображениями болгарских правителей (Иоанн Экзарх говорит, что некоторые из этих портретов были даже “в два роста”) [8, с. 380].

Наиболее яркими памятниками изобразительного искусства Болгарии являются фрески Бояновской церкви [1] (особенно относящиеся к 1259 году фрески с изображением основателей монастыря (ктиторов) – Калояна и Десиславы), Ротонды Святого Георгия и Рильского монастыря. При этом Восточная Болгария в большей степени испытывала византийское культурное влияние, и в ней от древнейших поселений фракийцев сохранилось очень мало, в то время как в Юго-Западной Болгарии (современная Македония) лучше сохранились национальные традиции, нежели византийские [1].

Болгарская музыка является частью болгарской, балканской, европейской и мировой культуры. Болгарская музыка звучит специфично, самобытно и оригинально [1].

Церковное пение на древнеболгарском языке берет свое начало с утверждения христианства, но во время византийского господства (1018 – 1187) проникновение в болгарскую церковь канонизированного византийского пения задержало развитие связанных с народной основой болгарских национальных религиозных песнопений. После освобождения от владычества Византии и образования Второго Болгарского царства (1187 – 1396) начался расцвет болгарской культуры. В ХІІІ – ХІV вв.

под влиянием народного музыкального искусства сформировался болгарский распев, образцы которого сохранились в богослужебном пении русской православной церкви ХVІІ – ХVІІІ вв. С тех времён сохранились “Зографский трефологий” (XIII в. ) и “Синодик на цар Борил” (XIV в.

) – единственные дошедшие до нас письменные памятники с музыкальной нотацией. Многие византийские певчие – болгарского происхождения. Самый известный из них – певчий и композитор Иоанн Кукузель, прозванный “Ангелогласным” (жил в монастыре в Византии).

Он создал неовизантийскую невменную нотацию (т. н. “кукузелевы невмы”), которая используется в современной церковной музыке и по сегодняшний день [1].

В 1396 г. Болгария была завоевана турками, что отрицательно сказалось на развитии ее культуры [5].

Подводя итог становиться ясно что культура Болгарии имеет славянские корни. Однако наиболее древний культурный пласт связан с фракийскими племенами. Славяне, а также булгары или протоболгары, поселились на территории современной Болгарии лишь в V-VII веках нашей эры. Им досталось тысячелетнее культурное наследие фракийцев и византийцев, но дальнейшее развитие болгарской цивилизации проходило под влиянием славянских традиций.

Средневековая Болгария считается колыбелью славянской культуры. В 865 году царь Борис I ввел в стране христианство. Тогда же по его приказу в Плиске были воздвигнуты первые христианские храмы. Немногим позднее братьями Кириллом и Мефодием был создан славянский алфавит.

Национальный художественный и архитектурный стиль Болгарии зародился и расцвел в IX-X веках. Однако в конце XIV века культурное развитие страны было надолго прервано вторжением турок. В течение долгого времени славянская культура и христианство подвергались гонениям.

Таким образом, гибель Второго Болгарского царства стала трагедией не только болгарского народа, но и всего славянского мира.

Page 2

Северо-запад Балкан был тем районом, где перекрещивались политические влияния, идущие от Византийской и Каролингской империй, и культурные влияния византийского и латинского круга. Это соперничество и взаимопроникновение разных политических и культурных традиций приводило к возникновению здесь явлений уникальных по своему своеобразию. Так, например, романские города на побережье Адриатического моря, в церковном отношении подчиненные Риму, в политическом плане всячески стремились сохранить свою связь с Византийской империей и подчеркивали свою лояльность по отношению к византийскому императору.

Своеобразие сложившихся здесь исторических условий наложило наиболее сильный отпечаток на идейную и культурную жизнь сербских земель уже в IX-X вв. По свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, сербские княжества приняли христианство из Византии во второй половине IX в. в правление его деда, императора Василия I Македонянина.

Однако этим далеко не был еще решен вопрос о том, частью какого культурного мира, латинского или византийского, станут сербские земли [8, с. 340].

Сходными между собой в эту эпоху были процессы культурного развития сербских и хорватских княжеств. Появление сербской письменности связывают с деятельностью Кирилла и Мефодия. Первые памятники сербской литературы датируются 11 веком, они написаны на глаголице.

Уже в 12 веке появляются тексты, написанные кириллицей. В этот же период написана самая древняя из известных книг на сербской кириллице – “Евангелие” захумского князя Мирослава. Она является наиболее древней и красиво иллюстрированной сербской книгой во время Средневековья [10].

В XII – XIV вв. у сербов и хорватов наибольших успехов достигла литература. Оригинальным произведением, в равной мере принадлежащим сербской и хорватской литературе, стала “Летопись попа Дуклянина”, рассказывающая об истории Дуклянского Королевства.

Сербский архиепископ Савва написал одну из наиболее выразительных в художественном отношении биографий “Житие святого Симеона”. Бурные события XIII в. описал в своем произведении “Хроника” Фома Сплитский.

Особенностью хорватской литературы стало раннее зарождение религиозной драмы. Спектакли ставились сначала в церквах, а затем на площадях городов [5].

Ценнейшим памятником средневековой культуры является сербскохорватский эпос, основным сюжетом которого стала борьба против турок. Самый значительный цикл песен был посвящен битве на Косовом поле (1389) [5]. Культура Дубровника занимает особое место в истории Хорватии.

В XII в. г. Дубровник, расположенный на Адриатическом побережье, входил в земли Далмации, которые являлись частью хорватских земель [5].

Наиболее плодотворным периодом в истории культуры Дубровника были XIV – XV вв. , когда в средневековой культуре Европы начался период Возрождения с новой гуманистической идеологией, стремлением к науке и образованию. В этот период в Дубровнике существовала светская школа двух ступеней.

Гуманистические идеалы выражали в своем творчестве писатели Марко Марулич и Илья Цриевич. Марко Марулич первым написал поэму на хорватском языке (“Юдифь”), тогда как ранее литературные произведения создавались на латыни. Илья Цриевич за свои стихи был увенчан лавровым венком в Риме [5].

Именно в это время была построена на окраине Софии Боянская церковь, фрески которой по красоте и мастерству предвосхитили наилучшие достижения раннего итальянского Ренессанса. Тогда же набравшая силу тырновская школа оказала весомое влияние на культуру прочих славяноязычных народов. Затем, под властью османской империи, культурная жизнь страны надолго замерла. Хранилищем национальной культуры на многие годы стали монастыри [3].

В XV в. в Дубровнике активно велось строительство. Выдающимся архитектором и скульптором был Юрий Далматинец, создавший величественный собор в Шибенике.

Его творчество составило целую эпоху в развитии местного зодчества. Виднейшим художником конца XV в. был Никола Божидарович.

С XV в. важнейшей темой во всех областях культуры Дубровника стала тема борьбы против турецкого владычества [5].

Самым ранним композитором, сочинения которого были предназначены для исполнения на православных богослужениях и сохранились до нашего времени, является Кир Стефан Серб (1350 (?)-1430 (?)). Его произведения написаны в позднем калофоническом стиле [10].

Культурное развитие южнославянских народов в XVI – XVIII вв. проходило весьма неравномерно. Главной причиной этого было турецкое завоевание большей части южнославянских земель, которые оказались изолированными от культурного развития не только европейских государств, но и иных славянских народов, находившихся под властью Габсбургов и Венеции. В землях, вошедших в состав Османской империи, культурная жизнь почти остановилась, застыв на средневековом уровне [5].

В таких условиях значительную роль в развитии разных областей культуры играли монастыри Сербии и Черногории, Болгарии, Боснии и Герцеговины. При монастырях существовали школы, в которых работали переписчики, живописцы, зодчие. Поэтому просвещение, литература, искусство по-прежнему сохраняли церковно-религиозный характер.

Знаменательным явлением в развитии культур южнославянских народов стало книгопечатание. В 1493 г. Ю.

Черноевич купил в Венеции типографское оборудование, и в Цетинском монастыре (Черногория) начали печатать книги сначала религиозного, а затем и светского содержания. В начале XVI в. в Венеции типографию открыли сербы, а в 1508 г.

Таким образом, развитие письменности в Сербии и Хорватии происходило в обстановке упорной борьбы этих народов против иноземного влияния. В Хорватии, где эта борьба велась против насаждаемого римско-католической церковью латинского языка, славянская азбука, так называемая глаголица, получила широкое распространение. В Сербии же, которая в церковном отношении была связана с Византией, борьба шла против попыток превратить греческий язык в господствующий и также закончилась победой славянской азбуки, так называемой кириллицы.

Источники:

Вам также может понравиться