Прядение. Рисунок из корейского альбома середины XIX в. Начиная с 30-х годов XVII в. Корея находилась в вассальной зависимости от Маньчжурской (Цинской) династии, однако в действительности она пользовалась самостоятельностью как во внутренней, так и , во внешней политике.
Вассальная зависимость корейского короля выражалась в периодической отправке посольств ко двору императора и в уплате дани. В первые десятилетия XIX в. Корею охватил глубокий кризис, вызванный медленным и мучительным процессом разложения старых феодальных отношений. Крестьянские восстания, начавшиеся в это время, достигли во второй половине века большого размаха.
Сохранявшееся господство отсталых феодальных отношений приводило к разорению страны, ослабляло ее способность к сопротивлению внешней угрозе. Последовавший вскоре натиск иностранных колонизаторов еще больше ухудшил положение корейского народа.
Корейское государство и господствующий класс феодалов облагали население тяжелыми налогами и повинностями. Налоги взимались преимущественно в натуре: продуктами земледелия (главным из которых был рис), предметами домашней промышленности и промыслов. Натуральное крестьянское хозяйство составляло основу экономической жизни Кореи.
style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>
style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>.
Потребности в изделиях, которые не производились в крестьянском хозяйстве (высокосортные шелка и парча, изделия из золота, серебра и драгоценных камней, фарфор и фаянс, различное оружие и пр.), господствующий класс удовлетворял за счет труда закрепощенных ремесленников, приписанных к различным правительственным учреждениям. Государство занималось организацией ремесленного производства и регулированием торговли.
К 1786 г. население Кореи достигло 7,3 млн. человек.
Наблюдавшийся в XVIII в. некоторый рост производительных сил обусловил расширение сельскохозяйственного производства и внедрение новых методов повышения урожайности риса (пересадка рассад), а также новых технических и огородных культур (табака, культивированного женьшеня, сладкого картофеля, тыквы, томатов и др. ).
Казенное ремесло закрепощенных мастеров перестало к XIX в. быть важнейшей формой производства, отделенного от земледелия. Не только в городах, но и в сельских местностях появились ремесленные мастерские по изготовлению чугунных котлов, сельскохозяйственных орудий, фарфоровых и фаянсовых изделий, бумаги и пр. Целые районы начали специализироваться на производстве изделий, продававшихся затем по всей стране.
Шелковыми тканями славились Сончхоп и Ёнбён в провинции Пхёнандо, Начжу — в провинции Чолла-до; хлопчатобумажными тканями — ряд районов Южной Кореи; бронзовой посудой — Айсон в провинции Кёнгидо; фарфорово-керамическими изделиями— Пунвон в провинции Кёнгидо и т. д.
Посадка риса. Рисунок из корейского альбома XIX в. Возникли многочисленные ремесленные корпорации — ке (цехи). Дальнейшее распространение свободного ремесла показало невыгодность применения малопроизводительного труда закрепощенных государственных ремесленников.
Поэтому многие правительственные учреждения начали привлекать к выполнению необходимых работ наемную рабочую силу. В сохранившихся казенных мастерских по производству оружия и различных предметов дворцового обихода были введены для поднятия производительности’ труда поощрительные вознаграждения деньгами или зерном.
Все это способствовало расширению торговых связей, появлению новых рынков и возрастанию роли денег. Уже в начале XIX в. в Корее насчитывалось свыше тысячи местных рынков, большая часть которых действовала один раз в пять дней.
Существовали и специализированные рынки по продаже скота, лекарственных трав и других товаров. Местные рынки еще не слились в общенациональный рынок, но к началу XIX в. в Вончжу, Чончжу и Тэгу существовали общекорейские ярмарки по торговле лекарствами.
В пограничных районах Кореи выросли рыночные центры, обслуживавшие разрешенную в период изоляции страны торговлю с Китаем и Японией. На этих рынках сбывались зерно, женьшень, крупный рогатый скот, рыба, соль, вата и хлопчатобумажные ткани, бумага и другие изделия корейского ремесла.
По мере развития товарно-денежных отношении происходил рост купеческого капитала. К началу XIX в уже существовал ряд купеческих корпораций (гильдий).
Самой многочисленной из них являлась корпорация мелких странствующих торговцев, переносивших товары на себе в коробах или в особых приспособлениях. Насчитывая несколько сот тысяч человек, эта корпорация фактически занимала господствующее положение на местных рынках.
Мелкие торговцы находились в зависимости от более крупных купцов, занимавшихся не только оптовой и розничной торговлей, но и значительными кредитно-финансовыми операциями — сберегательными, вексельными и ссудными. Торгово-ростовщическая деятельность купцов осуществлялась при участии капиталов, принадлежавших феодалам, которые по своему сословному положению не могли заниматься торговлей.
Экономические изменения, происшедшие в стране, затронули и феодальное землевладение. Быстро росло крупное частное землевладение, создававшееся как путем прямых захватов дворянами крестьянских наделов на государственных землях, так и в результате купли.
Нередко продавцами земли выступали представители королевского дома и отдельные правительственные учреждения. Расширение частной земельной собственности помещиков привело к сильному сокращению земельной площади, облагаемой государственным поземельным налогом.
Корея в 1800 — 1871 гг. Поэтому государство стремилось возместить свои потери увеличением старых и установлением новых налогов. Помимо поземельного, было введено множество других налогов, распространявшихся на все земли страны, независимо от форм владения.
Рост крупного помещичьего землевладения приводил к неизбежному усилению эксплуатации крестьян. В кабалу к помещикам попала значительная часть бывших государственных крестьян. Помещики, как правило, отбирали у крестьян от 60 до 70% урожая и обязывали их выполнять различные повинности.
Феодальная эксплуатация крестьянства сочеталась с хищничеством торгово-ростовщического капитала. Обор многих налогов отдавался на откуп купцам, которые произвольно увеличивали суммы налога. В качестве ростовщика выступало и само государство, превратившее государственные запасы зерна в ссудный ростовщический капитал, известный под названием «возвратного зерна».
При помощи государственного аппарата крестьянам навязывали кабальную ссуду верном, которая на деле сводилась к ничем не прикрытому грабежу. В итоге крестьяне осенью должны были «возвращать» ссуду с процентами, часто превышавшими сумму долга. В государственном аппарате царили коррупция и казнокрадство. Существовала громадная прослойка мелких чиновников, которые не получали жалованья и существовали за счет присвоения части собранного налога или взимания дополнительных поборов и взяток.
Порицая существовавшие в Корее порядки, передовой корейский мыслитель начала XlX в. Чон Як Ён (1762—1836) в своей книге «Дума об управлении народом» писал: «Народ делает на своей земле поля, а чиновники делают себе поля из народа, сдирая с него кожу, ломая его кости и обирая его всего до основания».
«Положение народа ужасно, — писал в это же время один чиновник,~ бедствие от жадности страшнее, чем беды, причиняемые наводнениями или диким зверьем».
Хищничество феодалов подрывало основы сельского хозяйства и порождало массовое разорение крестьянства. Ничтожные клочки обрабатываемой крестьянами надельной земли истощались. Ирригационная система приходила в упадок. Неурожаи и голодовки становились хроническими и сопровождались постоянными вспышками острых эпидемических заболеваний, уносивших многие тысячи жертв.
На протяжении первой половины XIX в. во многих корейских провинциях прокатилась волна крестьянских восстаний.
Особенно значительным было восстание 1811—1812 гг. в северо-западных провинциях, продолжавшееся несколько месяцев. На его подавление были посланы крупные соединения правительственных войск. 8-тысячный отряд четыре месят безуспешно осаждал город Чончжу, захваченный повстанцами.
Карателям удалось ворваться в город только после взрыва городских стен. Над мужественными повстанцами они учинили беспощадную расправу. Свыше 2 тыс.
человек мужчин и даже мальчиков (старше десяти лет) было истреблено. После разгрома восстания в северо-западных провинциях массовое антифеодальное движение в стране не прекращалось.
В 1813 г. на острове Чечжудо восстали крестьяне и рыбаки. Волнения в связи с голодом происходили в ряде корейских городов в течение 30-х годов XIX в.
Приглашаем посетить сайт
По первой букве
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ
Упадок феодального строя в Корее 19 в.
Корейское государство и господствующий класс феодалов облагали население тяжелыми налогами и повинностями. Налоги взимались преимущественно в натуре: продуктами земледелия (главным из которых был рис), предметами домашней промышленности и промыслов. Натуральное крестьянское хозяйство составляло основу экономической жизни Кореи. Потребности в изделиях, которые не производились в крестьянском хозяйстве (высокосортные шелка и парча, изделия из золота, серебра и драгоценных камней, фарфор и фаянс, различное оружие и пр.), господствующий класс удовлетворял за счет труда закрепощенных ремесленников, приписанных к различным правительственным учреждениям. Государство занималось организацией ремесленного производства и регулированием торговли. К 1786 г. население Кореи достигло 7,3 млн. человек. Наблюдавшийся в XVIII в. некоторый рост производительных сил обусловил расширение сельскохозяйственного производства и внедрение новых методов повышения урожайности риса (пересадка рассад), а также новых технических и огородных культур (табака, культивированного женьшеня, сладкого картофеля, тыквы, томатов и др.). Наряду с этим расширялась ирригация, происходили перемены в области ремесла и торговли. Казенное ремесло закрепощенных мастеров перестало к XIX в. быть важнейшей формой производства, отделенного от земледелия. Не только в городах, но и в сельских местностях появились ремесленные мастерские по изготовлению чугунных котлов, сельскохозяйственных орудий, фарфоровых и фаянсовых изделий, бумаги и пр. Целые районы начали специализироваться на производстве изделий, продававшихся затем по всей стране. Шелковыми тканями славились Сончхон и Ёнбён в провинции Пхёнандо, Начжу – в провинции Чолла-до; хлопчатобумажными тканями – ряд районов Южной Кореи; бронзовой посудой – Ансон в провинции Кёнгидо; фарфорово-керамическими изделиями – Пунвон в провинции Кёнгидо и т. д. Возникли многочисленные ремесленные корпорации – ке (цехи). Дальнейшее распространение свободного ремесла показало невыгодность применения малопроизводительного труда закрепощенных государственных ремесленников. Поэтому многие правительственные учреждения начали привлекать к выполнению необходимых работ наемную рабочую силу, В сохранившихся казенных мастерских по производству оружия и различных предметов дворцового обихода были введены для поднятия производительности труда поощрительные вознаграждения деньгами или зерном. Все это способствовало расширению торговых связей, появлению новых рынков и возрастанию роли денег. Уже в начале XIX в. в Корее насчитывалось свыше тысячи местных рынков, большая часть которых действовала один раз в пять дней. Существовали и специализированные рынки по продаже скота, лекарственных трав и других товаров. Местные рынки еще не слились в общенациональный рынок, но к началу XIX в. в Вончжу, Чончжу и Тэгу существовали общекорейские ярмарки по торговле лекарствами. В пограничных районах Кореи выросли рыночные центры, обслуживавшие разрешенную в период изоляции страны торговлю с Китаем и Японией. На этих рынках сбывались зерно, женьшень, крупный рогатый скот, рыба, соль, вата и хлопчатобумажные ткани, бумага и другие изделия корейского ремесла. По мере развития товарно-денежных отношений происходил рост купеческого капитала. К началу XIX в уже существовал ряд купеческих корпораций (гильдий). Самой многочисленной из них являлась корпорация мелких странствующих торговцев, переносивших товары на себе в коробах или в особых приспособлениях. Насчитывая несколько сот тысяч человек, эта корпорация фактически занимала господствующее положение на местных рынках. Мелкие торговцы находились в зависимости от более крупных купцов, занимавшихся не только оптовой и розничной торговлей, но и значительными кредитно-финансовыми операциями – сберегательными, вексельными и ссудными. Торгово-ростовщическая деятельность купцов осуществлялась при участии капиталов, принадлежавших феодалам, которые по своему сословному положению не могли заниматься торговлей. Экономические изменения, происшедшие в стране, затронули и феодальное землевладение. Быстро росло крупное частное землевладение, создававшееся как путем прямых захватов дворянами крестьянских наделов на государственных землях, так и в результате купли. Нередко продавцами земли выступали представители королевского дома и отдельные правительственные учреждения. Расширение частной земельной собственности помещиков привело к сильному сокращению земельной площади, облагаемой государственным поземельным налогом. Поэтому государство стремилось возместить свои потери увеличением старых и установлением новых налогов. Помимо поземельного, было введено множество других налогов, распространявшихся на все земли страны, независимо от форм владения. Рост крупного помещичьего землевладения приводил к неизбежному усилению эксплуатации крестьян. В кабалу к помещикам попала значительная часть бывших государственных крестьян. Помещики, как правило, отбирали у крестьян от 60 до 70% урожая и обязывали их выполнять различные повинности. Феодальная эксплуатация крестьянства сочеталась с хищничеством торгово-ростовщического капитала. Сбор многих налогов отдавался на откуп купцам, которые произвольно увеличивали суммы налога. В качестве ростовщика выступало и само государство, превратившее государственные запасы зерна в ссудный ростовщический капитал, известный под названием «возвратного зерна». При помощи государственного аппарата крестьянам навязывали кабальную ссуду зерном, которая на деле сводилась к ничем не прикрытому грабежу. В итоге крестьяне осенью должны были «возвращать» ссуду с процентами, часто превышавшими сумму долга. В государственном аппарате царили коррупция и казнокрадство. Существовала громадная прослойка мелких чиновников, которые не получали жалованья и существовали за счет присвоения части собранного налога или взимания дополнительных поборов и взяток. Порицая существовавшие в Корее порядки, передовой корейский мыслитель начала XIX в. Чон Як Ён (1762-1836) в своей книге «Дума об управлении народом» писал: «Народ делает на своей земле поля, а чиновники делают себе поля из народа, сдирая с него кожу, ломая его кости и обирая его всего до основания». «Положение народа ужасно, – писал в это же время один чиновник, – бедствие от жадности страшнее, чем беды, причиняемые наводнениями или диким зверьем». Хищничество феодалов подрывало основы сельского хозяйства и порождало массовое разорение крестьянства. Ничтожные клочки обрабатываемой крестьянами надельной земли истощались. Ирригационная система приходила в упадок. Неурожаи и голодовки становились хроническими и сопровождались постоянными вспышками острых эпидемических заболеваний, уносивших многие тысячи жертв. На протяжении первой половины XIX в. во многих корейских провинциях прокатилась волна крестьянских восстаний. Особенно значительным было восстание 1811-1812 гг. в северо-западных провинциях, продолжавшееся несколько месяцев. На его подавление были посланы крупные соединения правительственных войск. 8-тысячный отряд четыре месяца безуспешно осаждал город Чончжу, захваченный повстанцами. Карателям удалось ворваться в город только после взрыва городских стен. Над мужественными повстанцами они учинили беспощадную расправу. Свыше 2 тыс. человек мужчин и даже мальчиков (старше десяти лет) было истреблено. После разгрома восстания в северо-западных провинциях массовое антифеодальное движение в стране не прекращалось. В 1813 г. на острове Чечжудо восстали крестьяне и рыбаки. Волнения в связи с голодом происходили в ряде корейских городов в течение 30-х годов XIX в. © 2000- NIV
Корейское государство и господствующий класс феодалов облагали население тяжелыми налогами и повинностями. Налоги взимались преимущественно в натуре: продуктами земледелия (главным из которых был рис), предметами домашней промышленности и промыслов. Натуральное крестьянское хозяйство составляло основу экономической жизни Кореи. Потребности в изделиях, которые не производились в крестьянском хозяйстве (высокосортные шелка и парча, изделия из золота, серебра и драгоценных камней, фарфор и фаянс, различное оружие и пр.), господствующий класс удовлетворял за счет труда закрепощенных ремесленников, приписанных к различным правительственным учреждениям. Государство занималось организацией ремесленного производства и регулированием торговли. К 1786 г. население Кореи достигло 7,3 млн. человек. Наблюдавшийся в XVIII в. некоторый рост производительных сил обусловил расширение сельскохозяйственного производства и внедрение новых методов повышения урожайности риса (пересадка рассад), а также новых технических и огородных культур (табака, культивированного женьшеня, сладкого картофеля, тыквы, томатов и др.). Наряду с этим расширялась ирригация, происходили перемены в области ремесла и торговли. Казенное ремесло закрепощенных мастеров перестало к XIX в. быть важнейшей формой производства, отделенного от земледелия. Не только в городах, но и в сельских местностях появились ремесленные мастерские по изготовлению чугунных котлов, сельскохозяйственных орудий, фарфоровых и фаянсовых изделий, бумаги и пр. Целые районы начали специализироваться на производстве изделий, продававшихся затем по всей стране. Шелковыми тканями славились Сончхон и Ёнбен в провинции Пхенандо, Начжу – в провинции Чолла-до; хлопчатобумажными тканями – ряд районов Южной Кореи; бронзовой посудой – Ансон в провинции Кенгидо; фарфорово-керамическими изделиями – Пунвон в провинции Кенгидо и т. д. Возникли многочисленные ремесленные корпорации – ке (цехи). Дальнейшее распространение свободного ремесла показало невыгодность применения малопроизводительного труда закрепощенных государственных ремесленников. Поэтому многие правительственные учреждения начали привлекать к выполнению необходимых работ наемную рабочую силу, В сохранившихся казенных мастерских по производству оружия и различных предметов дворцового обихода были введены для поднятия производительности труда поощрительные вознаграждения деньгами или зерном. Все это способствовало расширению торговых связей, появлению новых рынков и возрастанию роли денег. Уже в начале XIX в. в Корее насчитывалось свыше тысячи местных рынков, большая часть которых действовала один раз в пять дней. Существовали и специализированные рынки по продаже скота, лекарственных трав и других товаров. Местные рынки еще не слились в общенациональный рынок, но к началу XIX в. в Вончжу, Чончжу и Тэгу существовали общекорейские ярмарки по торговле лекарствами. В пограничных районах Кореи выросли рыночные центры, обслуживавшие разрешенную в период изоляции страны торговлю с Китаем и Японией. На этих рынках сбывались зерно, женьшень, крупный рогатый скот, рыба, соль, вата и хлопчатобумажные ткани, бумага и другие изделия корейского ремесла. По мере развития товарно-денежных отношений происходил рост купеческого капитала. К началу XIX в уже существовал ряд купеческих корпораций (гильдий). Самой многочисленной из них являлась корпорация мелких странствующих торговцев, переносивших товары на себе в коробах или в особых приспособлениях. Насчитывая несколько сот тысяч человек, эта корпорация фактически занимала господствующее положение на местных рынках. Мелкие торговцы находились в зависимости от более крупных купцов, занимавшихся не только оптовой и розничной торговлей, но и значительными кредитно-финансовыми операциями – сберегательными, вексельными и ссудными. Торгово-ростовщическая деятельность купцов осуществлялась при участии капиталов, принадлежавших феодалам, которые по своему сословному положению не могли заниматься торговлей. Экономические изменения, происшедшие в стране, затронули и феодальное землевладение. Быстро росло крупное частное землевладение, создававшееся как путем прямых захватов дворянами крестьянских наделов на государственных землях, так и в результате купли. Нередко продавцами земли выступали представители королевского дома и отдельные правительственные учреждения. Расширение частной земельной собственности помещиков привело к сильному сокращению земельной площади, облагаемой государственным поземельным налогом. Поэтому государство стремилось возместить свои потери увеличением старых и установлением новых налогов. Помимо поземельного, было введено множество других налогов, распространявшихся на все земли страны, независимо от форм владения. Рост крупного помещичьего землевладения приводил к неизбежному усилению эксплуатации крестьян. В кабалу к помещикам попала значительная часть бывших государственных крестьян. Помещики, как правило, отбирали у крестьян от 60 до 70% урожая и обязывали их выполнять различные повинности. Феодальная эксплуатация крестьянства сочеталась с хищничеством торгово-ростовщического капитала. Сбор многих налогов отдавался на откуп купцам, которые произвольно увеличивали суммы налога. В качестве ростовщика выступало и само государство, превратившее государственные запасы зерна в ссудный ростовщический капитал, известный под названием «возвратного зерна». При помощи государственного аппарата крестьянам навязывали кабальную ссуду зерном, которая на деле сводилась к ничем не прикрытому грабежу. В итоге крестьяне осенью должны были «возвращать» ссуду с процентами, часто превышавшими сумму долга. В государственном аппарате царили коррупция и казнокрадство. Существовала громадная прослойка мелких чиновников, которые не получали жалованья и существовали за счет присвоения части собранного налога или взимания дополнительных поборов и взяток. Порицая существовавшие в Корее порядки, передовой корейский мыслитель начала XIX в. Чон Як Ён (1762-1836) в своей книге «Дума об управлении народом» писал: «Народ делает на своей земле поля, а чиновники делают себе поля из народа, сдирая с него кожу, ломая его кости и обирая его всего до основания». «Положение народа ужасно, – писал в это же время один чиновник, – бедствие от жадности страшнее, чем беды, причиняемые наводнениями или диким зверьем». Хищничество феодалов подрывало основы сельского хозяйства и порождало массовое разорение крестьянства. Ничтожные клочки обрабатываемой крестьянами надельной земли истощались. Ирригационная система приходила в упадок. Неурожаи и голодовки становились хроническими и сопровождались постоянными вспышками острых эпидемических заболеваний, уносивших многие тысячи жертв. На протяжении первой половины XIX в. во многих корейских провинциях прокатилась волна крестьянских восстаний. Особенно значительным было восстание 1811-1812 гг. в северо-западных провинциях, продолжавшееся несколько месяцев. На его подавление были посланы крупные соединения правительственных войск. 8-тысячный отряд четыре месяца безуспешно осаждал город Чончжу, захваченный повстанцами. Карателям удалось ворваться в город только после взрыва городских стен. Над мужественными повстанцами они учинили беспощадную расправу. Свыше 2 тыс. человек мужчин и даже мальчиков (старше десяти лет) было истреблено. После разгрома восстания в северо-западных провинциях массовое антифеодальное движение в стране не прекращалось. В 1813 г. на острове Чечжудо восстали крестьяне и рыбаки. Волнения в связи с голодом происходили в ряде корейских городов в течение 30-х годов XIX в. Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 6 (1961 г.)
Феодали́зм (от лат. feudum — лен) — экономическая и общественная модель, при которой основные социальные классы людей — феодалы (землевладельцы) и экономически зависимое от них крестьянство; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница.
Марк Блок решительно возражал против отождествления общественного строя с экономическим:[1]
Привычка, укоренившаяся даже у историков, стремится смешать самым досадным образом два выражения: «феодальная система» и «сеньориальная система». Это целиком произвольное уподобление комплекса отношении, характерных: для господства военной аристократии, типу зависимости крестьян, который полностью отличается по своей природе и, вдобавок, сложился намного раньше, продолжался дольше и был гораздо более распространен во всем мире.
Слово «феодализм» (первоначально термин судебной практики) использовалось английскими юристами XVII века как обозначение типа собственности; как общественно-политический термин оно употребляется у Буленвилье и вслед за ним у Монтескьё. Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе Средневековью, развивается во французской историографии начала XIX века, прежде всего у Гизо.
По отношению к Руси концепцию феодализма впервые применил Н. А. Полевой в своей «Истории русского народа» (т. 1—6, 1829—1833)В официальном советском марксизме феодализм рассматривался в качестве одной из пяти общественно-экономических формаций, более высокой по сравнению с рабовладением.
В XX веке различные исторические школы выдвигали разные концепции феодализма; некоторые вообще не использовали этот термин. В современой науке для группы общественно-экономических формаций, включающей в себя феодализм, часто используются замещающие термины: «традиционное общество», «аграрное общество».
Господствующий тип экономики при феодальном строе — натуральное хозяйство, уклад — традиционный.
При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы). Крестьяне трудятся на землях, принадлежащих феодалам всех уровней, платя им барщиной или оброком.
Феодализм в западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в V веке нашей эры в поздней Римской империи. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в средние века, он стал господствовать в Европе вплоть до буржуазных революций. На смену феодальному строю пришел капиталистический.
Существуют разные мнения о том, были ли феодальные отношения (в классическом понимании) в других частях света. А. Я. Гуревич считал феодализм преимущественно, если не исключительно, западноевропейским феноменом, сложившимся в результате специфических исторических условий. Главные аспекты критики концепции феодализма как универсальной стадии развития общества заключаются в том, что в большинстве обществ неевропейского ареала отсутствовали такие системно-важные элементы как крупное частное землевладение, крепостное право, иммунитеты служилого сословия.
В античном мире наиболее сходную с феодализмом систему имела Персидская империя, в которой тяжеловооружённому всаднику давался надел сходный с феодальным леном.
Современный феодализм
До апреля 2008 года в коронном владении Сарк формой правления являлся феодализм. Это был “последний оплот феодализма” в Европе.
[custom_ads_shortcode1]
Примечания
В Викисловаре есть статья «вассал»
Источники: