Для русской архитектуры середины 12-13 веков характерно становление полицинтризма — появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров, то есть эпоха феодальной раздробленности приносит с собой желания отдельных земель не просто выделиться, а заявить о себе, как о центре Руси. Во всех землях претендовавших на роль центра объединения строятся храмы в подрожании Софии киевской и появляются золотые ворота. Но все равно для каждой земли были характерны какие-то свои особенности архитектурного стиля.
Во Владимиро-Суздальской земле появился особый стиль, который впоследствии стал основой всей общерусской архитектуры. Большого развития архитектура возникла в годы правления Андрея Боголюбского, во Владимире на Князьме. С его именем связана постройка Успенского собора во Владимире, резиденции князя в Боголюбове, золотые ворота во Владимире и чуда русской культуры храма Покрова на Нерли.
Это небольшая однокупальная церковь в которой сочетаются скромная красота природы, тихая грусть, простветленная созерцательность архитектуры линий. Брат Андрея Всеволод продолжал строительную деятельность. Во Владимире был выстроен храм нового однокупольного типа — »Дмитриевский собор«.
Изобразительное искусство и художественное ремесло древней Руси
Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов.
Христианство внесло в живопись и все другие виды искусства совершенно иное содержание. Аскетизм и строгость Византийской живописи противоречило радостному языческому мировосприятию восточных славян. Уже в 11 веке строгая аскетичная манера византийской живописи превращается под кистью русских художников в работы, близкие русской натуре. Цель живописи — читать священную историю по изображениям, поэтому они и были символическими.
Русские иконы несли в себе все черты условного иконописного лика. Позже иконы начинают писать на дереве. Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись (роспись внутри храмов на стенах по сырой штукатурке), мозаика.
На фресках Софийского собора в Киеве мы видим изображение святых, семьи Ярослава Мудрого, животных. Художественная система была перенята у Византии. Её цель — соединить христианскую назидательность и греческую красоту.
Рание византийские сюжеты до сих пор сохранены в названии отдельных сюжетов: Оранта, Одигидрия, Элеус (3 изображения богородицы). Также были и попытки обретения собственного стиля. Здесь можно выделить два основных направления: Новгородская (большая контрастность цветов, яркость) и Киевская (более нежная палитра).
На протяжении долгих веков истории Руси постоянно развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее по камню. Деревянные резные украшения стали харатерной чертой жизни горожан и крестьян. Белокаменная резьба ярко выраженная в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнего русского искусства вообще. Прекрасной резьбой славилась утварь и посуда.
Изящные украшения, подлинные щедевры создавали древне-русские ювелиры, которые прекрасно имели работать с золотом и серебром. Активно ювелирное дело развивалось в торговых городах. Использовалась техника зерни, скани, перегородчатая эмаль. Активно применялось чернение серебра и позолоты вплоть до отделки оружия.
предыдущая.
Искусство и ремесло.
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
Аспекты направления:
ИСКУССТВО
— одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно.
Многозначность термина «искусство» — выражение исторической эволюции эстетического сознания человечества. Формы художественного творчества, ремесла и всяческого уменья обозначались первоначально одним словом. По мере развития культуры стало постепенно осознаваться существенное отличие художественного творчества от других сфер практической деятельности и одновременно родство всех искусств с поэзией (литературой). Более того, в 19 веке последняя расценивалась многими теоретиками как «высший» вид искусства. Вычленение искусства в качестве самостоятельной категории и феномена человеческого опыта в античной эстетике происходило путем сопряжения и сопоставления искусства и природы, искусства и морали, реального и идеального начал, научного понятия и художественного образа и т. д. Искусство — совокупность приемов и произведений, несущих на себе отпечаток личности того или иного человека, свидетельство его особого умения или таланта. По этим трем признакам искусство легко отличить от ремесла (которое меньше нуждается в личностном начале и таланте) и техники (которая и вовсе легко без них обходится). Синонимический ряд: умение, мастерство, художество; занятие, знание, артистизм, квалифицированность, умелость, сноровка, искусность, артистичность, вокал, виртуозность, мастеровитость, техника, навык, дело, квалификация изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика, поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство; Каким может быть искусство (определения):
Изобразительное, кулинарное, прикладное, сценическое, монументальное, древнерусское, художественное, драматическое, изящное, актёрское, театральное, декоративное, ювелирное, вокальное, цирковое, врачебное, балетное, античное, абстрактное, современное, музейное, оперное.
Устойчивые выражения и словоупотребление:
Военное искусство, изобразительное искусство, изящные искусства, прикладное искусство, произведение искусства, обучаться искусству, упражняться в искусстве, постигать искусство, покровительствовать искусству, служить искусству, владеть искусством, осваивать искусство, осмысливать искусство, практиковаться в искусству, преуспеть в искусстве, высокое искусство, по всем правилам искусства, из любви к искусству, памятники искусстваРЕМЕСЛО Определение:
1. Профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом.
2. Вообще профессия, занятие (разг.) Синонимический ряд
дело, занятие, искусность, кузнечество, мастерство, призвание, промысел, профессия, работа, рукоделие, рукомесло, специальность Каким может быть ремесло (определения)?:
Кузнечное, прибыльное, ювелирное, актёрское, искусное, доходное, швейное, журналистское, традиционное, оружейное. Устойчивые выражения и словоупотребление
Ответ:
О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки.[1] Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX—Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян. Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде, Твери, Смоленске, Торжке, Старой Руссе, Пскове, Старой Рязани и др. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.
Объяснение:
Название | Зодчество, изобразительное искусство и художественное ремесло Древней Руси |
Дата конвертации | |
Размер | 75.19 Kb. |
РўРёРї | РЈСЂРѕРє |
Зодчество, изобразительное искусство и художественное ремесло Древней Руси. (Урок истории в 6 классе)Цели урока: Вступительное слово учителя. 1.
Познакомить учащихся с зодчеством, изобразительным искусством и художественным ремеслом Древней Руси, выделить их характерные особенности. 2. Показать, что в XII веке культура Киевской Руси достигла высшего расцвета, проследить влияние христианства на развитие культуры.
3. Развивать у учащихся умение выделять особенности зодчества Киевской Руси, характерные черты изобразительного искусства и художественного ремесла, умение выступать перед аудиторией, делать выводы и сравнения. На прошлом уроке мы начали говорить о культуре Киевской Руси.
Давайте вспомним:-Что такое культура? Каковы были особенности древнерусской культуры? 1.
Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян (мифы, сказания, резьба по дереву и камню)2. Древнерусская культура впитывала достижения культуры проживающих рядом народов (угрофинов, балтов и др. )3.
Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства. 4. Русская культура не копировала культуру других народов, а стремилась к оригинальности.
5. Главным мотивом русской культуры был патриотизм. После запуска программы появляется 1 слайд.
Объявляется и записывается в тетрадь тема урока. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о культуре Киевской Руси, о том духовном наследии, которое оставили нам наши предки. Давайте ещё раз отрешимся от сиюминутных проблем и окунёмся в культуру Древней Руси.
Мы познакомимся с изобразительным искусством и художественным ремеслом Древней Руси. Запишите в тетрадь тему урока. Переходим к слайду «Задание на урок»Внимательно рассматривайте изображения на экране, слушайте выступления одноклассников, делайте выводы.
Обратите внимание на то, что строили, какие здания, как строили, как украшались постройки, какова была тематика сюжетов на изображениях и т. д. Старайтесь увидеть даже мелкие детали.
От этого будет зависеть ваша оценка за урок. Переходим к рассмотрению основного материала урока. 1.
Архитектура. Древнерусская культура концентрировалась в Киеве, Новгороде Великом, Суздале, Ярославле. В каждом были храмы, которые делали облик города неповторимым, непохожим на все города.
Принятие Р СѓСЃСЊСЋ христианства способствовало подъёму СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуры. Безусловно, это нашло отражение Рё РІ архитектуре, зодчестве. – Что такое зодчество?
(искусство постройки различных зданий)Р�здавна РЅР° Р СѓСЃРё было развито деревянное зодчество. Р�Р· дерева строились крестьянские РёР·Р±С‹. Рто были полуземлянки или наземные срубные постройки, княжеские Рё Р±РѕСЏСЂСЃРєРёРµ терема, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёРµ крепости.
Слайды «Деревянное зодчество»Внимательно рассмотрите эти постройки и выделите особенности деревянного зодчества. Слайд «Каковы были особенности деревянного зодчества? » Работа с классом.
Выделение особенностей деревянного зодчества. (после ответов учащихся на сладе появляется правильный ответ)Каменное строительство началось на Руси в конце X века после принятия христианства. Опыта возведения каменных построек у русских не было, поэтому первые сооружения из камня были построены приезжими византийскими мастерами.
Здания строились РїРѕ типу крестово – купольного храма. – Что вам известно Рѕ данном типе храма Рё каноне его оформления? (учащиеся отвечают)РџСЂРё строительстве средневековых СЂСѓСЃСЃРєРёС… храмов широко использовались такие материалы, как известняк, плинфа (тонкий розовый РєРёСЂРїРёС‡), гранит, мрамор, дерево.
Большинство храмов данного периода не дошло до наших дней по разным причинам: некоторые были разрушены в ходе многочисленных войн, которые вело Русское государство, значительная часть разрушилась, т. к. русские мастера не обладали достаточными знаниями для возведения храмов.
Переходим к слайдам, посвящённым каменному зодчеству. Самая ранняя из достоверно известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная церковь. Она посвящена Успенью Богородицы.
Слайд «Десятинная церковь»Рта церковь была построена РІ 989 – 996РіРі. византийскими мастерами, Р° РІ 1240 РіРѕРґСѓ разрушена РІРѕ время осады Киева монголами. Её заложили РїСЂРё РєРЅСЏР·Рµ Владимире.
РќР° строительство Рё содержание храма РѕРЅ отдал десятую часть княжеских РґРѕС…РѕРґРѕРІ – отсюда Рё её название. Рто было мощное сооружение СЃ несколькими куполами, воздвигнутое РёР· тонкого кирпича СЃ вкраплениями РІ неё РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ камня, богато украшенное резным мрамором. Церковь была построена РІ строгом соответствии крестово – купольного храма.
Слайд «Софийский собор в Киеве»Выступление ученика о Софийском соборе. (Собор построен при Ярославе Мудром в 1037 году, на том месте, где была одержана победа над печенегами)Слайд «Софийский собор в Новгороде Великом»Выступление ученика о Софийском соборе в Новгороде Великом. (Собор построен при Ярославе Мудром в 1045 – 1050гг.
)- Что такое собор? Слайд «Каковы особенности древнерусской каменной архитектуры? Работа с классом.
Выделение особенностей каменной архитектуры. (после работы с классом на слайде появляется правильный ответ)Храм был центром нескольких видов искусства: иконопись, фрески, мозаика, церковное пение составляли единство и гармонию. Он олицетворял Вселенную.
Под куполом – небом разворачивалось литургическое действо. Находившиеся в храме люди чувствовали особую близость к Богу – в этом была сила древнерусского искусства. 2.
�зобразительное искусство. Развитие древнерусского изобразительного искусства неразрывно связано с интенсивным каменным строительством. Оно представлено иконами, фресками, мозаикой.
– Что такое РёРєРѕРЅР°? (изображение Бога или святых РїРѕ строго определённым правилам)Переходим Рє слайду В«Р�конопись»Выступление ученика РѕР± РёРєРѕРЅРѕРїРёСЃРё. – Что такое фреска?
(живопись водяными красками по сырой штукатурке)Переходим к слайду «Фрески»Фреска – это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Штукатурка быстро сохнет, от художника требовалось большое искусство, чтобы точно и быстро наносить краски. Через века фрески доносят до нас колорит своей эпохи.
Сцены РёР· Библии, кулачный Р±РѕР№, цирковые состязания, СЃРєРѕРјРѕСЂРѕС…Рё Рё ряженые, сцены княжеской охоты – таков далеко неполный перечень сюжетов древнерусского художника. Рто были религиозные сюжеты Рё сцены РёР· жизни людей. Переходим Рє слайду «Мозаика»- Что такое мозаика?
(это картинка РёР· вдавленных РІ сырую штукатурку стекловидных цветных камешков)Выступление ученика Рѕ мозаике. Переходим Рє слайду «Книжная миниатюра»Древнерусские рукописные РєРЅРёРіРё были украшены миниатюрами. – Что такое книжная миниатюра?
(небольшие, изящные картинки, которыми иллюстрировали тексты)Переходим к слайду «Художественное ремесло»Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров – мастеров по обработке драгоценных металлов и камней, делавших дорогие украшения, золотую и серебряную посуду. Для изготовления этих изделий использовалась сложная техника, например, зернь (с. 62 учебника А.
А. Данилова. На изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков – зёрнышек), скань (с.
62 учебника А. А. Данилова.
Рисунок наносился тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность), эмаль (с. 62 учебника А. А.
Данилова. Промежутки между перегородками заполнялись разноцветной эмалью, получалась т. н.
перегородчатая эмаль). Русские мастера – оружейники изготовляли разное оружие и доспехи (с. 67 учебника А.
А. Данилова)Обратимся к выводу параграфа 9 на с. 62, прочитаем его.
Переходим к слайду «Задание на урок»Отвечаем на вопросы, поставленные в начале урока. Делаем вывод о развитии культуры Киевской Руси. Выполняем проверочное задание.
Домашнее задание: повторить весь пройденный материал (параграфы 1 – 8), подготовиться к контрольному тестированию по теме «Русь Древняя». Проверочное задание Проверочное задание 6)Какую роль в развитии русской культуры сыграло принятие христианства? 1) Расположите постройки в хронологической последовательности их создания.
А. Софийский собор в Новгороде; Б. Десятинная церковь; В.
Софийский собор в Киеве;2) Приведите в соответствие термины и их значения. А. Скань; Б.
Зернь; Р’. Рмаль;1. Р РёСЃСѓРЅРѕРє, нанесённый тонкой золотой или серебряной проволокой РЅР° металлическую поверхность;2.
Рисунок, созданный разными красками;3. Узор, состоящий из множества мелких шариков;3)Кто был автором «Повести временных лет»? А.
Ярослав Мудрый; Б. Нестор; В. �ларион;4)Назовите основные жанры древнерусской литературы.
А. Повесть; Б. Житие; В.
Летопись; Г. Хождение; Д. Слово; Е.
Публицистика;5)Приведите в соответствие термины и их значение. А. �кона; Б.
Фреска; В. Мозаика;1. Рисунок из вдавленных в штукатурку цветных камешков;2.
�зображение Бога или святых;3. Рисунок водяными красками по сырой штукатурке;6)Какую роль в развитии русской культуры сыграло принятие христианства? 1) Расположите постройки в хронологической последовательности их создания.
А. Софийский собор в Новгороде; Б. Десятинная церковь; В.
Софийский собор в Киеве;2) Приведите в соответствие термины и их значения. А. Скань; Б.
Зернь; Р’. Рмаль;1. Р РёСЃСѓРЅРѕРє, нанесённый тонкой золотой или серебряной проволокой РЅР° металлическую поверхность;2.
Рисунок, созданный разными красками;3. Узор, состоящий из множества мелких шариков;3)Кто был автором «Повести временных лет»? А.
Ярослав Мудрый; Б. Нестор; В. �ларион;4)Назовите основные жанры древнерусской литературы.
А. Повесть; Б. Житие; В.
Летопись; Г. Хождение; Д. Слово; Е.
Публицистика;5)Приведите в соответствие термины и их значение. А. �кона; Б.
Фреска; В. Мозаика;1. Рисунок из вдавленных в штукатурку цветных камешков;2.
�зображение Бога или святых;3. Рисунок водяными красками по сырой штукатурке;
[custom_ads_shortcode1]
Похожие:
п»ї
Источники: