Кризис полиса

Кризис греческого классического полисаС конца V века до н. э. мир греческих полисов вступает в полосу затяжного кризиса. Это не был кризис рабовладельческой системы Греции, так как рабство продолжает развиваться на фоне прогрессивного развития экономики и межполисной торговли. Однако греческие полисы, основанные на сплоченности и замкнутости своих гражданских коллективов, противопоставленных своими привилегиями негражданскому их населению, а также всему внешнему окружению, оказались в этих условиях несостоятельны.

Кризис греческого классического полиса проявлялся прежде всего в ослаблении или даже в нарушении традиционной незыблемой ранее связки гражданин-собственник-воин, определявшей ранее характерные черты его облика. Если раньше каждый гражданин обязательно владел земельным участком, что являлось гарантией его гражданского статуса, то особенно в IV веке до н. э. появляется масса обезземеленных граждан, но далеко не обездоленных.

Этим процессом прежде всего управляли экономические интересы таких граждан. Дело в том, что доход от ссуд деньгами значительно превышал традиционный земельный доход. Кроме того, земля – это «богатство видимое», его легко учесть и контролировать со стороны полисных властей, а деньги или же вложения в драгоценности относятся к категории «богатства невидимого»: их легко утаить, скрыть от учета уровня состоятельности гражданина.

Многие богатые граждане, ранее привлекавшиеся полисом к исполнению дорогостоящих литургий или обременительного военного налога на благо всего коллектива граждан, в новых условиях начинают тяготиться этими ранее почетными обязанностями. Владеть «имуществом видимым» становится невыгодным.

w516445left512

Широко распространяется практика купли-продажи земли. В связи с этим другая часть гражданского коллектива продолжала прибирать к рукам значительные ее массивы для того, чтобы сдавать ее в аренду и получать стабильный доход. Но в арендные отношения оказывались вовлечены и обезземеленные граждане, и метеки-неграждане, и также бывшие рабы, отпущенные на свободу своими хозяевами.

Поэтому к земледелию, ранее почетному занятию, достойному только граждан, теперь приобщались и негражданские слои населения полисов. Поэтому в социальном плане обедневшие и обезземеленные граждане-арендаторы и неграждане-метеки, вольноотпущенники близко и опасно сближались, превращаясь в одну социальную группу.

В дополнение следует сказать, что начиная с IV века до н.  э. многие полисы испытывают серьезные материальные затруднения.

Отлично

Отдельные богатые чужеземцы, проживавшие на территории полиса, в критические для его гражданского коллектива моменты идут на оказание значительной материальной помощи. За это решением народного собрания им разрешалось либо владеть домом или земельным участком, либо даже даровались права гражданина. Вследствие этого нарушалась традиционная связка гражданин-собственник а также опасно увеличивалось число граждан, ранее постоянно и строго контролируемое.

В период разразившегося кризиса многие полисы пытаются предпринять меры для того, чтобы материально поддержать своих обедневших и обезземелившихся граждан. Организовывались общественные работы, создавались «рабочие места». Однако, например, в Афинах этой возможностью поправить свое благосостояние пользовались в основном метеки и вольноотпущенники.

Процент афинских граждан, участвовавших в таких общественных работах, был невелик. Аналогичная картина наблюдалась и в отношении аренды земли, а также работы по найму.

Совсем плохо

Это нежелание собственным трудом поправить свое материальное положение можно объяснить эгоизмом таких обедневших сограждан, уверенных, что они смогут прожить за счет подачек от полиса и от его богатых граждан. Однако получаемые бедняками пособия использовались ими не на производственную деятельность, а исключительно на потребительские нужды. Положительного результата такие меры так и не достигали.

Все эти процессы разрушали ранее незыблемую полисную солидарность граждан. Однако ситуация усугублялась еще одним обстоятельством. На фоне нарушения связки-баланса гражданин-собственник в период конца V – начала IV вв.

до н.  э. , изобиловавший многочисленными войнами, подрывались и основы полисного ополчения.

Во время военных кампаний граждане-ополченцы надолго отрывались от своих хозяйств, часть их гибла, число тех, кто мог приобрести себе вооружение гоплита (а именно гоплитская фаланга в классическое время была основой полисного ополчения), уменьшалось. Совершенствование тактики боевых действий и военной техники требовало уже профессионального подхода.

Именно в это время отчетливо проявляется новая тенденция в отношениях граждан полиса к военной службе. Появляется наемничество. Профессионалы-наемники лучше обучены, более дисциплинированы, не связаны, как правило, семейными узами и не привязаны к собственному хозяйству.

Но с другой стороны, наемники были лишены всех черт полисной солидарности и представляли свои услуги тому, кто больше заплатит. Наемничество способствовало обострению внутриполитического положения, усилению агрессивного характера многих полисов, претендовавших на захват чужих территорий. Нередки стали случаи грабежа и боевых действий против своих же сограждан.

История древнего мира: Восток, Греция, Рим. Ладынин И.А. и др.

Роль полисного гражданского ополчения резко уменьшается. Тем самым очевидно нарушение еще одной ранее незыблемой связки – гражданин-воин.

Еще один устой классического полиса – его политическая организация – также значительно трансформируется. Народное собрание уже неустойчиво и по своему составу, и по своим настроениям. Введение в начале IV века до н.

э. платы за его посещение свидетельствовало не только о росте числа обедневших граждан, но и о возрастании их политического безразличия. Разрушаются основы полисной демократии, нередко решения народного собрания принимались в интересах узких группировок политиков, не представлявших весь коллектив граждан.

Плохо

Таким образом, греческий классический полис как конкретно-историческое явление, характерное для определенного этапа развития эллинской цивилизации, постепенно исчерпал свои возможности. Экономический базис полисной системы – античная форма собственности – в период кризиса полиса устойчиво эволюционировал к зрелой частной собственности. Новые явления в экономике греческих полисов вступили в конфликт с их общинными началами и самодостаточностью, замкнутостью, автаркией, так как экономика классического полиса допускала лишь ограниченное развитие ремесла и рынка.

Однако неуклонное развитие ремесла, торговли, денежного обращения постоянно подтачивало и разрушало автаркию полиса. Полная частная собственность, выступавшая в этих условиях как антипод античной формы собственности, подорвав основы классического полиса, привела к его краху. Так определился кризис полиса.

Непременная связка гражданин-собственник-воин оказалась разорванной. Структуры демократического управления агонизировали.

Хорошо

Призрак новой общественной структуры, вызванной кризисом полиса, уже витал в умах политических деятелей той поры. Они рассматривали поход на Восток с целью завоевания обширной, но ослабевшей Ахеменидской державы в качестве той меры, которая позволила бы разрядить опасное социальное противостояние в большинстве греческих полисов, преодолеть грозные кризисные явления, установить мир в Греции. Но для успешной экспансии на Восток, как они считали, греки должны были объединиться, забыть межполисные распри. Однако мало кто из них предполагал, что роль насильственного объединителя греков с помощью силы оружия примет на себя их северный сосед варварская, с точки зрения всех эллинов, Македония.

Следующая глава.

Кризис полиса — тема, в сущности, историографии новейшего времени. Главный признак кризиса писавшие о нем ученые видели в процессе обезземеливания крестьянства и концентрации земельной собственности, которые имели своим последствием замену свободного труда в деревне рабским. Подрывается и мелкое ремесленное производство, ослабляются узы, связывающие полисный коллектив.

С течением времени концепция кризиса полиса подверглась значительному пересмотру со стороны ряда ученых, которые, изучая отдельные стороны жизни Греции в IV в. до н.  э.

, разрушали элементы существующей схемы. При всех различиях суть их выводов заключается в том, что представления о массовом обезземеливании крестьянства и концентрации земли оказались чрезвычайно преувеличены. Критике подверглось и положение о превращении значительной части граждан в люмпен-пролетариев.

Хотя кризис полиса отнюдь не равнозначен социально-экономическому упадку и скорее, наоборот, явился своеобразным следствием общественного прогресса, современники восприняли его как тяжелое испытание. Следует обратить внимание на общественные коллизии, на смуту (стасис), о которых пишут античные авторы. Потрясения охватили все стороны жизни: социальные и политические отношения, как внутриполисные, так и общеэллинские дела.

Источники IV в. до н.  э.

рисуют безотрадную картину. Вполне возможно, что акценты несколько смещены, но реальные факты свидетельствуют о социальной и политической нестабильности. Гражданские раздоры внутри полисов нередко смыкаются с политическими, общественные противоречия перетекают в военные.

Социальная борьба в полисах перекликается с событиями внешней политики. Сторонники демократии и олигархии в различных полисах находили поддержку соответственно у Афин и Спарты.

Так себе

Фукидид в своей «Истории» повествует о настоящей гражданской войне на Керкире во время Пелопоннесской войны в 427 г. до н. э. и продолжает: «впоследствии вся Эллада, можно сказать, была потрясена потому, что повсюду происходили раздоры между партиями демократической и олигархической, причем представители первой призывали афинян, представители второй лакедемонян… И вследствие междоусобиц множество тяжких бед обрушилось на государства».

В начале IV в. до н.  э.

по Греции прокатилась волна смут, междоусобиц и заговоров. В 399 г. до н.

э. во время войны Элиды и Спарты элидские олигархи во главе с богачом Ксением устроили настоящее побоище. В ответ народ под руководством Фрасидея вышел на бой и победил, так что их противникам пришлось бежать к лакедемонянам.

В 392 г. до н.  э.

в Коринфе столкнулись знать и демократы. Знать составила настоящий заговор. Демократы же, боясь, что Коринф снова подпадет под спартанский контроль, во время одного из праздников, обнажив мечи, напали на аристократов: «Один погиб стоя, во время дружеской беседы, другой сидя, третий в театре… Когда стало ясно, в чем дело, знатные граждане бросились искать убежище — одни к подножьям статуй богов, стоявших на агоре, другие к алтарям», но убивали даже прильнувших к алтарям.

Об ожесточенности борьбы можно судить по «Греческой истории» Ксенофонта, по словам которого, после битвы «на маленьком пространстве погибло так много народу, что можно было там увидеть людей, лежавших огромными кучами, как лежат кучи зерна, дерева, камней». Лишь после заключения в 387 г. до н.

э. Царского (или Анталкидова) мира организаторы резни 392 г. до н.

э. покинули Коринф, и аристократы смогли туда вернуться. В 391 г.

до н.  э. народ на Родосе изгнал аристократов, которые бежали за поддержкой в Лакедемон.

Лакедемоняне, понимая, что если верх возьмут демократы, то Родос попадет в руки афинян, если же богачи, то он достанется им, отправили на остров восемь судов. Наконец, в Аргосе, где была демократия, народ, подстрекаемый демагогами, восстав в 370 г. до н.

э. , перебил дубинками более 1200 богатых и наиболее влиятельных сограждан.

Перечисленные факты словно служат иллюстрацией к приведенному выше мнению Фукидида. Обобщая свои наблюдения, оратор Исократ в «Панегирике», написанном в 380 г. до н.

э. , утверждает: «пираты хозяйничают на море, наемники захватывают города; вместо того чтобы бороться с чужими за свою страну, граждане ведут междоусобную войну, сражаясь друг с другом внутри городских стен…, в результате постоянных политических переворотов население городов живет в большем страхе, чем люди, подвергшиеся изгнанию: одни боятся будущего, тогда как другие постоянно рассчитывают на свое возвращение… одни города — в руках тиранов, другими владеют гармосты, некоторые — опустошены, иные под властью варваров».

Прошло немного лет, и в другой речи — «Архидам», написанной Исократом от имени спартанского царя, оратор утверждает, что жители пелопонесских городов «относятся друг к другу с таким недоверием и с такой враждебностью, что сограждан боятся более, чем врагов. Вместо бывшего при нашей власти единодушия и взаимной имущественной поддержки, они дошли до такого распада связей между собой, что люди состоятельные охотнее бросили бы свое имущество в море, чем оказали бы помощь нуждающимся, а бедные меньше обрадовались бы находке клада, чем возможности силой захватить имущество богатых. Прекратив жертвоприношения на алтарях, люди, точно жертвенных животных, закалывают друг друга… И хотя я рассказал о множестве бедствий, постигших Пелопоннес, в действительности их гораздо больше».

Эти и другие подобные им события становились предметом изучения теоретиков. Аристотель в «Политике» посвятил целую главу изучению государственных переворотов, дав их классификацию. Как бы подводя итог своим неутешительным наблюдениям, Платон в «Государстве» приходит к выводу, что в каждом полисе «заключены два враждебных между собой полиса: один бедняков, другой — богачей; и в каждом из них опять-таки множество полисов, так что ты промахнешься, подходя к ним как к чему-то единому».

Однако нельзя считать, что подобная картина ожесточенных конфликтов, приводящих даже к гражданским войнам, была характерна для всей Греции. Иную картину мы видим в Афинах. После катастрофических событий конца Пелопонесской войны с двумя олигархическими переворотами, террором, настоящей гражданской войной между демократами и олигархами, граждане Афин смогли примириться и весь IV в.

до н.  э. государство не знало никаких серьезных внутриполисных конфликтов.

Конечно, шла острая борьба, но она решалась не оружием, а дебатами в народном собрании и в судах. Видимо, устоявшийся демократический строй с давними традициями смог стать противоядием против эксцессов, обеспечить мирное развитие общества. Напротив, города, где демократические традиции еще не устоялись, оказывались часто в состоянии смуты и конфликтов.

Междоусобицы, социальные смуты и гражданские раздоры в полисах, как ясно из сказанного, свидетельствуют не только об ожесточенности социальной борьбы. Их негативное влияние испытывали также полисная мораль и религия.

Разделение категорий полиса и демократии приводит к разделению кризиса полиса и кризиса демократии как двух разных явлений, не связанных друг с другом. Афиняне усовершенствовали демократию, что выразилось в определенном ограничении суверенитета народа. Поражение же греков в борьбе с Македонией может быть объяснено максимальным развитием полисных принципов автономии и автаркии, обусловивших невозможность сколько-нибудь существенного объединения сил полисов в борьбе с нею.

Можно предположить, что в Афинах имел место не кризис, а медленная эволюция, тогда как вне Афин наблюдается весьма быстрый темп перемен. Иными словами, если и говорить о кризисе, то это не кризис полиса, а кризис системы полисов, кризис межполисных взаимоотношений.

Следующая глава.

В греческом обществе в IV в. до н.э. происходят значительные социально-экономические перемены, получившие название в историографии «кризис полиса». В этот период обостряется социальная борьба в полисах, во многих из них власть захватывают тираны, ухудшаются отношения между бедными и богатыми, граждане зачастую перестают чувствовать своё единство. Институтом, который ограничивал социальное неравенство и подчеркивал солидарность граждан, были литургии (помощь государству со стороны богатых). Если раньше, в период расцвета Афин, граждане с охотой выполняли литургии, то теперь богатые не чувствовали никаких обязательств перед беднейшими гражданами, а если и исполняли литургию, то с неохотой, из страха быть обвиненными и осужденными. Важным фактором, влияющим на отношения между гражданами, стало использование в военных действиях наемников. Граждане-ополченцы сражались теперь только в исключительных случаях и уже не считали это своей почетной обязанностью. Появление вооруженных отрядов наемников привело к возрождению тирании в греческих полисах.

Вместе с тем, IV в. стал временем интенсивного развития литературы, науки и искусства во всей Греции. Возникали новые центры ремесла, новые художественные и философские школы.

Ученик Сократа Платон заложил основы идеализма (учение об идеях, душе, знании). Платону принадлежит проект идеального государства, где каждая социальная группа исполняет предназначенную ей функцию, а во главе его стоят мудрецы-философы. Подлинным энциклопедистом был Аристотель, философские труды которого многие считают вершиной древнегреческой мысли.

Вопросы для закрепления материала 1. Почему Спартанская гегемония оказалась хуже Афинской?

2. Каковы симптомы кризиса греческого полиса? 3. Как вы можете объяснить интенсивное развитие искусства и философии в период кризиса?

ЛЕКЦИЯ X. ГРЕЦИЯ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА

1. Завоевания Александра Македонского

В правление Александра (336-323 гг. до н. э.

) Македония была на подъеме. Его отец Филипп внес изменения в греческую фалангу, в стратегию и тактику военных действий. Это позволило Александру начать поход на Восток.

Первая битва с персами произошла в 334 г. у реки Граник. Эта победа позволила ему быстро продвигаться по Малой Азии.

В 333 г. в битве при Иссе Александр разбил персидского царя Дария III. Из городов, подвластных персам, серьезное сопротивление оказал только Тир.

Однако после девятимесячной осады он был взят и разрушен. В 332 г. Александр вступил в Египет.

Египет страдал от персидской деспотии, поэтому египтяне встретили Александра как освободителя. Весной 331 г. в северной Месопотамии у местечка Гавгамелы произошло решающее сражение между персами и македонянами.

Победу снова одержал Александр, и персидская держава рухнула. В Вавилоне Александр был признан «царем четырех стран света». Оказавший сопротивление Персеполь был разграблен и сожжен.

Александр планировал завоевание Индии, однако воины-македоняне отказались продолжить поход, и царь отдал приказ о возвращении. В результате завоеваний Александру удалось создать огромную державу.

Конец 5 – первая половина 4 вв. до н. э.

в Греции ознаменовались нарастающим кризисом полисной системы. К этому времени стала разрушаться традиционная зависимость между гражданством и земледелием. В процессе имущественного расслоения образовался довольно многочисленный слой крупных землевладельцев.

Обработать всю свою землю самостоятельно они уже не могли, поэтому они привлекают к земледелию не граждан, не свободную часть населения – неполноправных свободных, а в отдельных случаях, и рабов. В ходе греко-персидских и гражданских войн обычным явлением стало разорение части граждан и продажа ими своих участков. Земля превратилась в объект свободной купли/продажи с одной стороны, а с другой – появилась категория безземельных граждан, т.

к. по реформам Солона обращать в рабство гражданина за долги было запрещено. Кроме того, распространился обычай жалования земли метенам за их помощь в военных действиях.

Нередко, вместе с землей жаловали и гражданство. В итоге, появляется слой новых граждан, у которых действовала собственная мораль, отличная от полисной. В итоге, это привело к кризису полисной системы.

Граждане, особенно богатые, начинают тяготиться своими обязанностями, особенно необходимостью платить налоги и участвовать в военных действиях, поэтому постепенно они начинают переводить свое богатство из земельной формы в денежную, чтобы скрыть истинные доходы. В начале 4 в. до н.

э. увеличилось количество межполисных конфликтов. Войны привели к формированию военных налогов и, вместе с тем, способствовали разорению граждан, а разорение граждан ослабило вооруженные силы.

Чтобы компенсировать ослабление армии, в неё начинают набирать наемников из не-граждан. Но т. к.

служба наемников требовала платы, то это привело к увеличению полисных расходов, а это, в свою очередь, к дальнейшему увеличению налогов. Кроме того, наемники были заинтересованы в увеличении количества конфликтов. Преодолеть раздробленность можно было лишь путем объединения Греции в единое государство.

Для этого имелись определенные предпосылки в виде единого языка, единой культуры, складывания общегреческой народности – эллинов. Также, Греция представляла собой относительно единый экономический организм с развитой внутренней торговлей.

Т. о. чтобы преодолеть трудности, необходимо было отказаться от полисной автономии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:

Вам также может понравиться