Общие черты античной культуры в период ранней империи

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (лат.antiguus -древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Не умаляя значения других древних цивилизаций, следует признать, что особое влияние на историю народов Европы оказали Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим. В истории античной Греции выделяют следующие периоды: гомеровский и раннеархаический (IX—VIII вв. до н.э. — распад родо-племенного общества); (VII—VI вв. до н.э. – становление рабовладель-92 ческих государств – полисов); классический (V в. до последней трети IV в. до н.э. – расцвет полисов); эллинистический (последняя треть IV в. -до сер. II в. до н.э. – упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства). Однако до античности в истории Древней Греции существовала крито-микенская культура. Ее центрами считались остров Крит и город Микены. Время возникновения критской культуры (или миной-ской — по имени легендарного царя Крита Миноса) – рубеж III-II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспринимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, — прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепная полихромная (многоцветная) керамика. Важную роль в жизни Крита играла религия; там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу. Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение культуры -дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами -более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация. Культура гомеровского периода. Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским — по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э., -важнейший источник информации об этом времени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело коренное обновление технической базы – широкое распространение железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3 – 4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе. Культура архаического периода. Архаический период греческой истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация – освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев – чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру. В VIII-VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы -Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов. Важной составляющей духовной жизни была мифология, чрезвычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни». В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира. В эпоху архаики возникла первая философская система античности – натурфилософия. Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анак-симандр) пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. В VIII-VI вв. до н.э. зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого театра. Несмотря на то, что в архаический период Греция не представляла собой единой страны, регулярные торговые связи между отдельными полисами вели к формированию этнического самосознания – греки постепенно стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые – в 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины. Классический период (от рубежа VI-V вв. до н. э. до 339 г. до н.э.) – расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни — особая гордость граждан греческого полиса. Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государство только за одно столетие (V в. до н. э.) дало человечеству таких вечных «спутников» его истории и культуры, как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Этот феномен назван «греческим чудом». Внешнее проявление внутренней свободы греков – их демократия. Становление греческой демократии начинается с «военной демократии» гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в «золотой век» Перикла (время правления 490-429 г.г. до н.э.). Граждане полиса, подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными. Вырабатывалась полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К его ценностям относились признание превосходства земледельческого труда над всеми другими видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта) и осуждение стремления к прибыли. Особую отличительную черту от других цивилизаций составляет античный антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдеры (ок. 490 – ок. 420 г.г. до н.э.) провозглашает знаменитое из- речение «человек есть мера всех вещей». Для греков человек – олицетворение всего сущего, прообраз всего созданного и создаваемого; он стал не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образцов не только духовного, но и телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий – величайшие скульпторы этой поры – изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, ли шенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек если и не достиг, то достичь может и должен. Только в IV в. до н.э. – поздняя классика, – когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриотического долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками. В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (454-430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение -«Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн. Главная задача искусства V в. до н.э., его основа – правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса. В это время расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе и бронзе. Великолепны работы Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» -для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Раненая амазонка»). Гармония, соразмерность, классические пропорции – вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры — важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а бла го — как умеренность. «Меру во всем соблюдай!» учил древнегрече- ский поэт Гесиод. «Ничего слишком!» — гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах. Цивилизация эллинизма. В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступила эпоха эллинизма синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры. Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками. Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу? Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.) В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры. Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам человек. Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н. э.

Серебряный кубок с рельефными изображениями скелетов. Найден на вилле в Боскореале, близ Помпеи. I в. н.э.

Цивилизации Древнего Востока – это цивилизации “первой волны”. Народы этих культур первыми вступили на путь строительства государства, классового общества, городского хозяйства. Народы, создавшие культуру Древней Греции, приступили к строительству своей цивилизации позже.

Цивилизация на греческой земле возникала дважды. Первый раз она появляется в Ш тысячелетии до н. э.

Затем следует большой разрыв во времени, вслед за которым вновь наблюдаются цивилизационные процессы. Поэтому историю культуры древней Греции принято делить на три периода.

содержание

Первый период охватывает время с XXX в. до н. э.

вплоть до ХII в. до н. э.

Это эпоха так называемой эгейской культуры, для которой была характерна дворцовая цивилизация. В своём развитии она проходит три этапа: 1. “ранний” (3000-2300 гг.

Рейтинг@Mail.ru

до н. э. );

2. “средний” (2300-1600 гг. до н.

э. ); 3. “поздний” (1600-1200 гг.

Серебряный кубок с рельефными изображениями скелетов. Найден на вилле в Боскореале, близ Помпеи. I в. н.э.

до н. э. ).

В свою очередь, вся эгейская культура делится на три локальных (региональных) типа: 1. Критская (минойская) с центром на острове Крите;

2. Кикладская (располагалась там, где сейчас разбросаны острова Циклады); 3. Микенская (с центром в городе Микены, расположенном в материковой Греции).

далее

Наиболее пышных форм эгейская культура достигает на острове Крите. Её ещё называют миносская (или минойская, или крито-минойская), по имени мифического царя Миноса, основателя этой цивилизации.

На рубеже XXX в. до н. э.

на Балканы вторглись племена протоэллинов, предков древних греков. Очутившись в иных условиях, они вынуждены были создавать иную культуру, отражающую жизнь в условиях цивилизации. Об этой культуре свидетельствует богатая древнегреческая мифология (миф о Тесее и Ариадне, миф о царе Миносе, миф о Таласе и др.

назад

Раскопки Большого и Малого дворцов в Кноссе, расположенном в северной части острова Крит, обнаруживают целый мир уникальной культуры, не похожей на культуру более древней цивилизации Египта. Характерными для этой культуры были монументальные дворцы, ставшие первыми общественными сооружениями в этом месте, а также фресковая роспись. Культура Крита в этом далеко обогнала кикладскую и микенскую культуры.Для минойских дворцов характерно было обилие колонн, широкие лестничные подъёмы, просторные проходы, проёмы в стенах, позволяющие потокам света проникать внутрь помещений – всё это отличает архитектуру Крита от приёмов строительства, применявшихся в соседнем Египте.

Стены дворцов были покрыты фресками. Их отличает ряд особенностей: полихромность, многоцветие. Позднее её заменит монохромная красно-коричневая или чёрно-белая вазовая роспись периода архаики.

Многообразие сюжетов, в которых отсутствует деление на “низкие” и “высокие” темы. Фрески отличаются и по времени написания. Выделяют стиль “первых дворцов”.

Колизей. Амфитеатр Флавиев в Риме. 75 - 80 гг. н.э.

Для них характерно изображение дворцовой жизни, природы, растений, морских животных. Мотивы, рисунки не повторяются. Творчество художника – свободное, не сдерживаемое канонами или идеологическими предписаниями.

При изображении дворцовых сцен подчёркивается молодость, красота тел. На портретах придворных дам изображения подчёркивают их изящество, ловкость, они нарисованы в декольтированных костюмах, богато украшенных драгоценными камнями. По соседству присутствует изображения сцен хозяйственного двора: куриного поголовья, петуха, кота, готового его схватить.

Всюду господствует реализм, стремление показать предмет во всей его красоте, привлекательности. Это период, когда дворцы строились без укреплений. По всей вероятности, общество этого периода ещё не знало классовой борьбы, а значит, знати нечего было опасаться “низов”, отгораживаться от них крепостными стенами.

Rambler's Top100

Критская культура этого периода достигла такого могущества, что могла не опасаться и внешнего врага. В мифах говорится о морском могуществе Крита, его господстве на водных дорогах Средиземного моря, – “таласократии”. В обществе ещё не были изжиты остатки родоплеменных отношений, былой свободы и социального равенства.

На одной из фресок мы видим молодого человека, юношу – “царя-жреца”, то есть правителя, соединяющего и светскую, и религиозную функции. В руке у него – бронзовый серп. Перед ним – несжатые колосья, которые он намеревается срезать.

В обществах, приступивших к созданию цивилизации, было характерно, что правитель даёт сигнал к началу и окончанию аграрных работ, приступая сам, подчас чисто символически, к пахоте, севу или уборке урожая. Это воспоминание о прошлом, когда функция распоряжения не была отделена от производительного труда, и труд представлял синкретичное целое.

Фрески периода “вторых дворцов” – отражают уже опыт цивилизованной жизни с господством политического, государственного и идеологического начал над художником. На этом этапе темы обедняются, повторяются, наблюдается господство канона – правила, формы – над свободной волей художника. Всё чаще встречается орнамент, былой меандр дополняется кругом, спиралью. Возрастает стремление к украшательству, декоративности, уход от социальной тематики.

Около 1450 г. до н. э.

на Крит вторгаются с материка более примитивные племена ахейцев, которые уничтожают минойскую культуру. Через 200 лет их подчиняют племена дорян. Городская культура приходит в упадок.

Серебряный кубок с рельефными изображениями скелетов. Найден на вилле в Боскореале, близ Помпеи. I в. н.э.

Дворцы разрушаются и их никто не восстанавливает. Период цивилизаций “бронзового века” закончился, наступил “век железа” и государства-полиса.

Второй период в развитии древнегреческой культуры охватывает время с XII в. до н. э.

по VIII в. до н. э.

Его нередко называют “тёмными веками”, или “гомеровской Грецией”. Археологические материалы свидетельствуют, что в этот период происходит резкое снижение жизненного уровня населения, материальная культура бедна. Дошедшие до нас керамические изделия грубы и примитивны, единственным их украшением подчас служит спираль – наследие микенской культуры.

Изделия из металла редки. Преобладают мелкие поделки. Правда, начинают появляться и изделия из железа.

Разрыв с крито-минойской культурой сказывается и в изменении типа захоронения. Для минойской эпохи характерны были захоронения в камерных гробницах, для культуры “тёмных веков” – индивидуальные захоронения в ящичных могилах (цистах) или просто в ящиках, позднее появляется кремация и захоронение в урнах. Наблюдается и упадок интереса к религии, отсутствуют какие-либо следы культовой деятельности.

По сути дела, общество было отброшено глубоко назад, в эпоху “варварской” культуры с профессиональным делением населения, с возродившимися родоплеменными традициями. Лишь постепенно начинает проявляться социально-экономическая дифференциация и набирать силу цивилизационный процесс.

Третий период в развитии культуры цивилизации Древней Греции охватывает время с VIII в. до н. э.

и продолжается вплоть до I в. до н. э.

В этом периоде различают три этапа. Первый этап (VIII-VI в. до н.

э. ) получил название “архаический” (первоначальный). Второй этап (V-IV в.

до н. э. ) называется “классический”.

Третий этап в развитии культуры (III-I в. до н. э.

Для всего этого периода развития цивилизации были характерны: Переход от “бронзы” к железу в качестве основного материала культуры.

Переход от профессионального деления общества к классовому. В частности, становление общества, разделённого на основные классы – рабовладельцев и рабов, которых становилось все больше. Переход от первобытнообщинного строя с общественной собственностью на систему отношений с господством частной собственности на землю, скот, орудия труда и людей.

Следует отметить, что все эти процессы происходили очень интенсивно и заняли немного времени. Поэтому не случайно, что архаический период отождествляют с культурным переворотом в Древней Греции.

Античная культура, прежде всего Древней Греции и Рима, – ос- новоположница западно-европейской культуры, ее системы ценностей. Причем, необходимо иметь в виду следующее важнейшее обстоятельство. Неолитическая революция и формирование ранних цивилизаций на территории Европы проходило примерно по тому же сценарию, что и развитие восточных цивилизаций, вплоть до периода архаики (с VIII века до н.э.). Но затем развитие античной Греции пошло по принципиально иному пути, чем на Востоке. Именно тогда стала формироваться дихотомия Восток-Запад. Античный вариант развития стал исключением из общего правила, это своего рода социальная мутация, причем по не вполне понятным причинам. Во всей истории человечества данный вариант был единственным и уникальным по характеру и результатам. Последствия же произошедшей «архаической революции» были поис- тине всемирно-историческими, особенно для судеб западноевропейской культуры. В основе произошедшей трансформации было выдвижение на первый план частнособственнических отношений, особенно в сочетании с господством частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, с эксплуатацией частных рабов при отсутствии сильной централизованной власти и при самоуправлении общины, города-государства (полиса). После реформы Солона (VI век до н.э.) в античной Греции возникла структура, опирающаяся на 156 частную собственность, чего не было более нигде в мире. Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей и обслуживавшие ее нужды политические, правовые и иные институты: систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делах, в управлении полисом; систему частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод; а также систему социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности, развитию творческих потенций индивида, его энергии, инициативы, предприимчивости. В античном мире были заложены основы гражданского общества, послужившего идейно-институциональным фундаментом быстрого развития античной рыночно-частнособственнической структуры. Всем этим античное общество стало принципиально отличаться от всех других обществ, прежде всего восточных. Античная структура пошла иным путем развития, чем все остальные, причем, более быстрым, динамичным и результативным. В последующем данные принципы легли в основу расцвета городов средневековой Европы, на подобной структуре возникло Возрождение и укрепилось буржуазное общество Нового времени. Именно на этой основе быстро развился капитализм, ставший мощнейшей силой, влияющей на развитие всего мира. Для античной культуры характерны следующие черты: 1) антропоцентризм: вера в силу и предназначение человека, греческий философ Протагор сформулировал важнейший принцип античности о том, что «человек – мера всех вещей»; 2) рационализм: признание особой роли разума и знаний; 3) эстетизм: стремление к гармонии и преклонение перед красотой, причем сам человек и был эталоном прекрасного; 4) демократизм: культура не элитарна, она результат и достояние всего общества свободных граждан; 5) преклонение перед образованностью, авторитет знания; 6) стремление сделать культуру способом жизни, достойным и желанным народу; 7) малая религиозность: отношение к религии скорее как к гражданскому обряду, внешнему ритуалу, а не внутреннему убеждению; 8) обращенность к искусству и философии, как к важнейшим доминантам жизни, переход от мифологии к попытке философского объяснения мира. Философия и наука – безусловные завоевания античной культуры. Наиболее ярко культурный, мировоззренческий переворот проявился в истории Древней Греции в период классики (V – IV века до н.э.) Сформировалось принципиально новое отношение к миру, произошел мировоззренческий и культурный прорыв, вызвавший появление личности нового типа, выходящий за рамки традиционного общества, закрепилось понятие о ценности личности; 9) прославление активности человека, поощрение состязательности (спорт, политика, риторика, искусство); 10) органическая связь гражданина и полиса на основе сформировавшегося гражданского общества с принципом примата гражданина над государством; 11) понимание свободы, как высшей нравственной категории; 12) полнота, разнообразие, законченность с гуманистической направленностью, создание шедевров, обогативших мировую культуру и ставших эталонными. Культура античности получила особое развитие вследствие целого ряда факторов: 1. Культура создана на базе передовых экономических отношений, на рабстве классического типа, на частной собственности, на товарно-денежных отношениях. Экономика создала достаточные материальные возможности для культурного прогресса, для быстрого социального и хозяйственного экономического развития, появились возможности для профессиональной умственной деятельности. Причем, ограничивалось резкое социальное расслоение, господствовали средние слои. 2. Сформировалась динамичная городская культура. Город – центр античной культуры, где появились разнообразные досуговые формы деятельности. 3. Господствующий класс рабовладельцев и примыкающие к ним многочисленные средние слои, составившие гражданское общество, были активны в социально-политическом отношении и являлись благоприятной средой для создания и восприятия культурных ценностей. 4. Демократические формы правления благоприятствовали развитию культуры вширь и вглубь. Не было замкнутого слоя правящей верхушки и развитой бюрократии, отсутствовала наемная армия, не допускалась концентрация власти, нормой была сменяемость и контролируемость аппарата управления, граждане были близки к государственным институтам, активно участвовали в общественных делах. Демократия сформировала потребность в культурной, широко мыслящей личности. 5. Отсутствовала могущественная жреческая организация, которая в странах Древнего Востока монополизировала, в значительной степени, процесс духовного производства и направила его в русло религиозной идеологии. Xарактер греческой религии, простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными представителями граждан исключали возможность складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации, ее монополию в культурном творчестве. Это предопределило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры, ее более быстрое и интенсивное развитие. 6. Широкое распространение грамотности на базе алфавита, позволившее получить доступ к замечательным произведениям историков, философов, драматургов, писателей, ораторов. Именно возможность чтения и компетентного суждения о прочитанном, стали важным стимулом для творчества античных мыслителей. 7. Интенсивные информационные связи с другими странами и культурами, аккумулирование знаний Древневосточных цивилизаций, открытость античной культуры. 8. Выработка строгих форм мышления, правил доказательства, то есть формирование новой культуры мышления. Наука демонстрирует новое отношение к результату познания, когда истина признается важнейшей ценностью, возникающей на базе рациональных операций, объективности, верифицируемости. Xотя, разумеется, научное знание не играло еще решающей роли рядом с мифологорелигиозным, традиционным сознанием. Система воспитания античности выдвинула идеал калокагатии – как гармоничного, всестороннего развития личности, причем на первый план выдвигались гражданские добродетели, социальные качества человека, где физическая доблесть проявлялась в войне, умственное развитие – в государственных делах, а нравственные качества – в правилах общежития. Таким образом, появилась новая личность. 6.3.2.

Для античной культуры характерны следующие черты: 1) антропоцентризм: вера в силу и предназначение человека, греческий философ Протагор сформулировал важнейший принцип античности о том, что «человек – мера всех вещей»2) рационализм: признание особой роли разума и знаний3) эстетизм: стремление к гармонии и преклонение перед красотой, причем сам человек и был эталоном прекрасного4) демократизм: культура не элитарна, она результат и достояние всего общества свободных граждан; преклонение перед образованностью, авторитет знания; 5) стремление сделать культуру способом жизни, достойным и желанным народу;

6) малая религиозность: отношение к религии скорее как к гражданскому обряду, внешнему ритуалу, а не внутреннему убеждению; 7) обращенность к искусству и философии, как к важнейшим доминантам жизни, переход от мифологии к попытке философского объяснения мира. Философия и наука – безусловные завоевания античной культуры. Наиболее ярко культурный, мировоззренческий переворот проявился в истории Древней Греции в период классики (V – IV вв. до н.э.). Сформировалось принципиально новое отношение к миру, произошел мировоззренческий и культурный прорыв, вызвавший появление личности нового типа, выходящий за рамки традиционного общества, закрепилось понятие о ценности личности; 8) прославление активности человека, поощрение состязательности (спорт, политика, риторика, искусство) 9) органическая связь гражданина и полиса на основе сформировавшегося гражданского общества с принципом примата гражданина над государством; 10) понимание свободы, как высшей нравственной категории; 11) полнота, разнообразие, законченность с гуманистической направленностью, создание шедевров, обогативших мировую культуру и ставших эталонными.

Античная культура, прежде всего Древней Греции и Рима, – основоположница западноевропейской культуры, ее системы ценностей. Причем, необходимо иметь в виду следующее важнейшее обстоятельство. Неолитическая революция и формирование ранних цивилизаций на территории Европы проходило примерно по тому же сценарию, что и развитие восточных цивилизаций, вплоть до периода архаики (с VIII в. до н.э.). Но затем развитие античной Греции пошло по принципиально иному пути, чем на Востоке. Именно тогда стала формироваться дихотомия Восток-Запад (Дихотомия (греч. διχοτομία: δῐχῆ, «надвое» + τομή, «деление») — раздвоенность, последовательное деление на две части). Главная из черт античной культуры состоит в том, что она вырастает и развивается на основе городской (полисной) жизни. В Греции полис формируется в период архаики (VIII-VI вв. до н.э.), расцветает в эпоху классики (V в. до н.э.) и теряет свою самостоятельность в борьбе с Македонией (IV в. до н.э.).

Развитая общественная жизнь, верховенство закона, защита свободы и личных прав граждан — важнейшие культурные достижения античной Греции и Рима. В античном полисе формируется человек нового типа – на основе рационально построенного образования. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а личность с определившимися ценностными ориентациями. Конечной целью многолетней образовательной работы в Афинах и Риме периода республики являлось, прежде всего, осознание жителем полиса себя как полноправного члена гражданского общества.

Источники:

Вам также может понравиться