|
Литературы славянских странС началом второй мировой войны славянские страны стали зоной военного и политического влияния Третьего Рейха. Подверглись агрессии и оккупации Польша и Югославия. Мюнхенский сговор привел к разделу Чехословакии: отделению Словакии и последовавшей в марте 1939 г. оккупации Чехии. Словакия и Болгария стали союзницами Германии. В ответ на репрессии и геноцид в оккупированных странах развернулось движение Сопротивления. Особенно массовый характер оно приняло в Югославии, Польше и Словакии. При этом антифашистские силы различной политической ориентации действовали независимо друг от друга, зачастую отношения между ними (как в Польше и Югославии) были откровенно враждебными. Несмотря на потери, понесенные польской культурой за 5 лет немецкой оккупации, польская литература антигитлеровского Сопротивления была одной из наиболее значительных в Европе. В годы второй мировой войны образовалось несколько центров эмигрантской литературы: в СССР, Англии, США, на Ближнем Востоке. На первое место в польской литературе военных лет выдвинулась поэзия. Преобладающей и определяющей творчество самых разных поэтов стала антифашистская тема (поэма Юлиана Тувима «Цветы Польши» (1949, не закончена), сборники стихотворений Владислава Броневского «Примкнуть штыки», «Древо отчаяния» (1943)). Характерной чертой польской поэзии этого времени стало усиление рефлективного начала, а также обращение к классическим образцам национальной литературы, что характерно для всех славянских литератур того времени (так, стихотворения В. Броневского насыщены реминисценциями из поэзии Мицкевича и Словацкого). Период оккупации дал возможность многим польским авторам – как молодым, так и уже сложившимся – запечатлеть и осмыслить драматические ситуации. Годы второй мировой войны стали временем обогащения психологизма в творчестве Ярослава Ивашкевича (1894–1980). В центре внимания произведений Ивашкевича, написанных во время войны и в первые послевоенные годы, – повседневная жизнь времен оккупации, когда человек лишается возможности влиять на свою судьбу, становясь жертвой случая (рассказ «На заброшенной кирпичне» (1943)), и когда ежедневно повторяющиеся трагедии уже не воспринимаются обостренно. Свидетельство особенной подчиненности человека обстоятельствам во время войны – судьба главного героя рассказа «Икар», по нелепой случайности средь бела дня арестованного гестаповцами: «Те, кто пал в борьбе, и те, кто сознательно шел на гибель, быть может, утешались тем, что их смерть осмысленна. А сколько было таких, как мой Икар, что утонул в море забвения по воле жестокого в своей нелепости случая!» Пережитое в годы оккупации обусловило скептицизм автора в оценке готовности человека к своему поприщу, возможности повлиять на события (повесть «Мать Иоанна от ангелов» (1943)). В монастыре, куда «нечистому нет хода», обитает нечистая сила, дьяволом одержимы все монахини вместе с настоятельницей матерью Иоанной. Ксендз Сурин, посланный изгнать бесов, осознает важность своей миссии и в то же время боится того, чтó предстоит ему свершить. Ставший священником лишь по желанию матери, он испытывает ощущение тоски от жизни и страх перед тем, «что эта бездна никогда не закроется и никогда не обнажит своего дна, что он постоянно будет в нее падать…» В монастыре у ксендза зарождается сомнение: Иоанну мучает не дьявол, а отсутствие в мире добра. Это ощущает и сама настоятельница: «… что же станется со мной, когда не будет во мне уже ни одного беса? Возвратятся тоска, злость, я снова стану дурной монахиней…!» Единственное, что остается Сурину, – стать одержимым, чтобы спасти Иоанну. Для послевоенной польской прозы была характерна тяга к масштабному освещению военного прошлого. Наиболее ярким выражением этой тенденции стала эпопея Ивашкевича «Хвала и слава» (1956–1962) – трехтомник о польской истории, вмещающий в себя как события первой мировой войны, так и бои сентября 1939 года, оккупацию и Варшавское восстание. Художественное осмысление войны в литературах Чехии и Словакии отличается некоторыми особенностями. В чешской литературе (в Чехии не было подобного словацкому партизанского движения) на первый план выдвинулось не изображение повстанческой борьбы, а драматизм столкновения человека с условиями оккупации, осознание необходимости отстаивать в нечеловеческих условиях человеческие ценности. Показательным в этом отношении стал опубликованный в 1945 г. «Репортаж с петлей на шее» Юлиуса Фучика (1903–1943) – произведение уникальное как по творческой истории, так по содержанию и форме. «Репортаж с петлей на шее», написанный в застенках гестапо, представляет собой сочетание эпоса, лирики и документалистики. Художественность и факт, слитые воедино, придали произведению как объемность картины противоборства людей и «людишек», так и широту образных и философских обобщений. Противостояние фашизму осмысливается в книге и как борьба за освобождение Чехословакии, и как отстаивание права быть человеком даже в нечеловеческих условиях гестаповских застенков. Автобиографическое повествование становится рассказом о судьбе всего чешского Сопротивления, ибо в условиях подполья судьба одного человека неотделима от судьбы организации. И в то же время это произведение глубоко личное: в нем одинаково важны и аналитический очерк истории антифашистского подполья в Чехии, и лирические строки, обращенные к жене и родным. Среди достижений чехословацкой прозы в русле фучиковской традиции можно назвать сборник рассказов Яна Дрды «Немая баррикада» (1946) и романы Марии Пуймановой «Игра с огнем» (1948) и «Жизнь против смерти» (1952). Решающим для дальнейших судеб Восточной Европы стал коренной перелом на советско-германском фронте. По мере наступления Красной Армии происходило восстановление государственности ранее оккупированных стран. Объективным результатом освобождения стран Восточной Европы стало их вовлечение в политико-экономическую систему СССР, сопровождавшееся переходом власти к коммунистическим партиям. Внутриполитическая борьба, вызванная необходимостью определить пути политических преобразований на фоне начавшейся «холодной войны» создали предпосылки для новых расколов в обществе. Примером осмысления смены политической системы в Чехословакии в феврале 1948 года на фоне воспоминаний о годах оккупации стал роман Яна Отченашека (1924–1979) «Гражданин Брих» (1955). Суть изображаемых в романе событий раскрыта в одной из строк эпиграфа: «Мир расколот на две части». В ситуации, когда политические пристрастия раскалывают даже семьи, проблема выбора приобретает особый драматизм. Главный герой романа Франтишек Брих не решается однозначно ответить на вопрос «с кем ты?» по целому ряду причин, связанных не только с его стремлением быть «над схваткой». Еще свежи воспоминания о недавно закончившейся войне, поэтому после пережитого так хочется верить, что война уже кончилась. Не случайно в романе настоящее проверяется недавним прошлым, прежде всего тем, кто как себя вел в годы оккупации. Кроме того, Бриху необходима уверенность в нравственности своего выбора, поэтому действия разных политических сил подвергаются и нравственной оценке. Поэтому единственно нравственным становится трудно давшееся герою решение остаться в своей стране со своим народом.
|
20-е гг. были для литератур славянских стран временем роста революционных тенденций. B Болгарии переходят на позиции революционной литературы два талантливых болгарских поэта — Г. Милев и X. Ясенов, впоследствии ставшие жертвами разгула реакции. Bce более революционным становится творчество Л. Стоянова. B чешской литературе два крупных поэта — С. К. Нейман и К. Библ — порывают с авангардизмом и эволюционируют в направлении реализма. Вокруг Коммунистической партии группируются многие другие поэты и прозаики, принадлежащие к разным литературным течениям: И. Волькер, M. Пуйманова, M. Майерова, И. Ольб- рахт, Я. Кратохвил, В. Ванчура и др. B Польше сближается с левыми кругами видный поэт Ю. Тувим. От абстрактности и увлечения экспрессионизмом постепенно отходят В. Броневский, С. Станде, Б. Яеенский, Э. Шиманьский. Волна реакции, репрессий, попрание демократических свобод порождают среди части интеллигенции настроение упадничества, неверие в будущее. Ha этой почве усиливается тяга к формальному экспериментаторству, авангардизму, получают распространение идеи и художественные принципы M. Пруста и Д. Джойса. Влияние «джойсизма» иногда проникает в реалистическую повесть (например, у E. Богушевской). B Польше возникает особое направление «экспериментального психологизма», представители которого переносят своих литературных героев в фантастический мир гротеска, расплывчатых форм, символов (Б. Шульц, С. Флю- ковский, В. Гомбрович). B Польше остался верным традициям реализмаС. Жеромский. B русле реализма развивалось и творчество двух видных польских писательниц, правдиво отображавших жизнь крестьян и интеллигенции, — M. Домбровской («Люди оттуда», 1925 г.) и 3. Налковской («Роман Te- резыГеннерт»,1923 r.). Исключительную популярность приобрел роман чешского писателя Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», написанный в 1923 г. B 30-е гг. Л. Стоянов, Г. Караславов, С. Даскалов.К. Григоров, Г. Стаматов, Елин-Пелин создают реалистическую болгарскую литературу, посвященную жизни крестьянства, борьбе интеллигенции против невежества, темноты, ростовщического и всякого иного гнета, царившего в болгарской деревне. Широкую известность принесли Л. Стоянову написанные им на революционные темы «Серебряная свадьба полковника Матова» (1933 г.) и «Холера» (1935 r.). Большой отряд молодых писателей-реалистов входит в литературу Югославии. Среди них выделяются Б. Чо- пич («Под Грмечем», 1938 r.), Б. Чосич («Скошенное поле», 1934 r.), а также И. Андрич, выступающий с серией блестящих новелл. Глубокой правдой и одновременно едким сарказмом по отношению к темным сторонам действительности, к человеческой глупости и тщеславию проникнуто творчество Б. Нушича, автора блестящих сатирических произведений «Госпожа министерша» (1929 r.), «Мистер Доллар» (1932 r.), «Покойник» (1939 r.). Смелыми антифашистскими произведениями завоевал себе славу чешский писатель Карел Чапек. Лучшее из Обложка первого издания «Похождений бравого солдата Швейка». Художник Лада. них — роман «Война с саламандрами» (1935 r.), в котором фашистская опасность представлена в виде наступления бездушных, тупых, но чрезвычайно быстро усваивающих «вершки» технической цивилизации «саламандр» и дана резкая критика западных «демократий» с их политикой попустительства фашистской агрессии. B эти же годы в Чехословакии И. Ольбрахт пишет своего «Николу Шугая, разбойника» (1933 r.), проникнутого духом революционного протеста, M. Майерова и M. Пуйманова — романы о сложных путях интеллигенции, о борьбе рабочего класса («Люди на перепутье» M. Пуй- мановой, 1937 r.; «Сирена» M. Майеровой, 1934 r.). B Польше новый революционный подход к теме проявляется в творчестве В. Василевской, Б. Ясенского, Л. Круч- ковского. Даже традиционная тема деревенского быта решается ими в революционном духе. Героем деревни выступает бунтующая крестьянская масса, выделяющая из своей среды сознательных борцов («Земля в ярме» В. Василевской, 1938 r.).
В Болгарии переходят на позиции революционной литературы два талантливых болгарских поэта — Г. Милев и X.
Ясенов, впоследствии ставшие жертвами разгула реакции. Все более революционным становится творчество Л. Стоянова. В чешской литературе два крупных поэта — С. К. Нейман и К. Библ — порывают с авангардизмом и эволюционируют в направлении реализма. Вокруг Коммунистической партии группируются многие другие поэты и прозаики, принадлежащие к разным литературным течениям: И. Волькер, М. Пуйманова, М. Майерова, И. Ольб- рахт, Я. Кратохвил, В. Ванчура и др. В Польше сближается с левыми кругами видный поэт Ю. Тувим. От абстрактности и увлечения экспрессионизмом постепенно отходят В. Броневский, С. Станде, Б. Ясенский, Э. Шиманьский. Волна реакции, репрессий, попрание демократических свобод порождают среди части интеллигенции настроение упадничества, неверие в будущее. На этой почве усиливается тяга к формальному экспериментаторству, авангардизму, получают распространение идеи и художественные принципы М. Пруста и Д. Джойса. Влияние «джойсизма» иногда проникает в реалистическую повесть (например, у Е. Богушевской). В Польше возникает особое направление «экспериментального психологизма», представители которого переносят своих литературных героев в фантастический мир гротеска, расплывчатых форм, символов (Б. Шульц, С. Флю- ковский, В. Гомбрович). В Польше остался верным традициям реализма С. Жеромский. В русле реализма развивалось и творчество двух видных польских писательниц, правдиво отображавших жизнь крестьян и интеллигенции, — М. Домбровской («Люди оттуда», 1925 г.) и 3. Налковской («Роман Терезы Геннерт», 1923 г.). Исключительную популярность приобрел роман чешского писателя Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», написанный в 1923 г. В 30-е гг. Л. Стоянов, Г. Караславов, С. Даскалов,К. Гри- горов, Г. Стаматов, Елин-Пелин создают реалистическую болгарскую литературу, посвященную жизни крестьянства, борьбе интеллигенции против невежества, темноты, ростовщического и всякого иного гнета, царившего в болгарской деревне. Широкую известность принесли Л. Стоянову написанные им на революционные темы «Серебряная свадьба полковника Матова» (1933 г.) и «Холера» (1935 г.). Большой отряд молодых писателей-реалистов входит в литературу Югославии. Среди них выделяются Б. Чо- пич («Под Грмечем», 1938 г.), Б. Чосич («Скошенное поле», 1934 г.), а также И. Андрич, выступающий с серией блестящих новелл. Глубокой правдой и одновременно едким сарказмом по отношению к темным сторонам действительности, к человеческой глупости и тщеславию проникнуто творчество Б. Нушича, автора блестящих сатирических произведений «Госпожа министерша» (1929 г.), «Мистер Доллар» (1932 г.), «Покойник» (1939 г.). Смелыми антифашистскими произведениями завоевал себе славу чешский писатель Карел Чапек. Лучшее из OJUDY DOBREHO vojaka JVejka ZA JVETOVE VALKY.
ции, о борьбе рабочего класса («Люди на перепутье» М. Пуй- мановой, 1937 г.; «Сирена» М. Майеровой, 1934 г.). В Польше новый революционный подход к теме проявляется в творчестве В. Василевской, Б. Ясенского, Л. Круч- ковского. Даже традиционная тема деревенского быта решается ими в революционном духе. Героем деревни выступает бунтующая крестьянская масса, выделяющая из своей среды сознательных борцов («Земля в ярме» В. Василевской, 1938 г.).
VyeivA J. Haie к. – Exp в du/e Л. SyneM, naKiadateltivi Pl-ahaVH. Обложка первого издания «Похождений бравого солдата Швейка». Художник Лада. них — роман «Война с саламандрами» (1935 г.), в котором фашистская опасность представлена в виде наступления бездушных, тупых, но чрезвычайно быстро усваивающих «вершки» технической цивилизации «саламандр» и дана резкая критика западных «демократий» с их политикой попустительства фашистской агрессии. В эти же годы в Чехословакии И. Ольбрахт пишет своего «Николу Шугая, разбойника» (1933 г.), проникнутого духом революционного протеста, М. Майерова и М. Пуйманова — романы о сложных путях интеллиген
- Сазонова Л. И.. Литературная культура России. Раннее Новое время / Рос. Акад. наук; Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. — М.: Языки славянских культур,. — 896 с, 2006
- ЛИТЕРАТУРА СТРАН АФРИКИ
- ЛИТЕРАТУРЫ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
- ПАРТИЙНОСТЬ И КЛАССОВОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
- РАЗДЕЛ I ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО БУРЖУАЗНЫХ СТРАН И СТРАН, РАЗВИВАЮЩИХСЯ ПО КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМУ ПУТИ
- ГЛАВА V ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ В БУРЖУАЗНЫХ СТРАНАХ И СТРАНАХ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ ПО КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМУ ПУТИ
- ГЛАВА VI ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА В БУРЖУАЗНЫХ СТРАНАХ И В СТРАНАХ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ ПО КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМУ ПУТИ
- ГЛАВА IV ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ БУРЖУАЗНЫХ СТРАН И СТРАН, РАЗВИВАЮЩИХСЯ ПО КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМУ ПУТИ
- ГЛАВА XI МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА В БУРЖУАЗНЫХ СТРАНАХ И СТРАНАХ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ ПО КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМУ ПУТИ
- Глава II.СОВРЕМЕННАЯ НАУКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА БУРЖУАЗНЫХ СТРАН И СТРАН, ОСВОБОДИВШИХСЯ ОТ КОЛОНИАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
- ГЛАВА VIII ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И РЕФЕРЕНДУМ В БУРЖУАЗНЫХ СТРАНАХ И СТРАНАХ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ ПО КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМУ ПУТИ
- § 1. Марксистско-ленинская наука государственного права буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости
- Содержание государственного права в буржуазных странах и странах, освободившихся от колониальной зависимости.
- § 1. Источники государственного права буржуазных стран и стран, развивающихся по капиталистическому пути
Ренессанс в развитии национальных культур славянских народов
Крушение империй в 1918 году способствовало восстановлению национальной независимости славянских народов: польского, чешского, словацкого, хорватов, словенцев, сербов, — их объединению по признакам этнографического и языкового родства. Образовались самостоятельные государства, в которых появились условия для нового этапа развития национальных культур. Правда, период этот оказался недолгам: ему положили конец экспансия гитлеровского фашизма, вторая мировая война.
На развитие славянских литератур оказывали влияние процессы в европейской культуре, модернистские школы, прежде всего сюрреализм, экспрессионизм и кубизм, усвоение ритмов джаза и экзотической американской культуры. Все это наслаивается на национальный опыт развития славянских культур на рубеже веков, на разные по проявлению в разных странах тенденции модерна, модернизма, авангардизма, всевозможные манифесты, школы и декларации.
Славянский модерн рубежа веков внутренне более дифференцирован по сравнению с западноевропейским модернизмом. Он имеет свои польскую, чешскую, словенскую, хорватскую национальные школы (Чешская модерна, «Молодая Польша», Словенская модерна. Эти школы сложились на рубеже веков и оказали влияние на последующее развитие как реализма, так и авангарда, интенсифицировали в литературе поиски новых форм и выразительных средств, внимание к индивидуальности творца. Первая половина века, особенно ее начало, — это своеобразный Ренессанс в развитии национальных культур славянских народов.
Заметно себя проявило пролетарско-революционное искусство. Устремленное в будущее, оно требовало кардинального классового переустройства общественной и государственной жизни в интересах пролетариата, беднейших слоев общества. В условиях послевоенной разрухи, экономического кризиса конца двадцатых годов, а также под влиянием идей Октябрьской революции эти тенденции развивались в разных странах с большей или меньшей популярностью.
Борьба группировок отражала размежевание политических сил: ориентацию на буржуазно-демократические и либеральные программы или на революционно-классовые, марксистские; выступление за союз с СССР или против, за социалистическую эстетику или свободное развитие культуры. Развитие литературы в целом довольно пестрое: элитарные программы существуют рядом с пролеткультовскими, натурализм — рядом с неоромантизмом.
В тридцатые годы начинает консолидироваться антифашистский фронт. Большое распространение получают литература факта, дневники, репортажи. Дискуссии о развитии жанра романа сосредоточены на его отходе от традиционной любовно-семейной проблематики и приоритетности документально-репортажных форм.
Источники: