Оглавление
Оглавление. 2Введение. 31. Литературные системы и стадии развития. 51.1 Три стадии литературного развития. 51.2 Художественные системы XIX-XX вв. 72. Международные связи и специфика литературы.. 132.1 Региональная и национальная специфика литературы.. 132.2 Международные литературные связи. 14Заключение. 18Список литературы.. 19
[custom_ads_shortcode1]
Введение
Интерес к углублённому изучению литературного процесса в мировой культуре проявился ещё в последней трети прошлого века. Теперь, когда о двадцатом столетии в целом можно говорить в прошедшем времени, явной становится тенденция проследить ход развития литературы в рамках этого сложного историко-культурного периода, важнейшие его направления и течения. Появляются, в частности, обстоятельные словари, посвящённые историко-литературным направлениям и школам.
Описывая литературу той или иной эпохи, того или иного народа, исследователь обычно сосредотачивает свое внимание, прежде всего на произведениях, текстах, причем из их числа отбираются, как правило, наиболее совершенные, значительные, вошедшие или по крайней мере имеющие шанс войти в золотой фонд национальной и мировой культуры.
История литературы, в этом плане, во-первых, строго избирательна и, во-вторых, «текстоцентрична». Ее интересует, условно говоря, выдержавший испытание временем итог, результат сложнейшей, многокомпонентной и многоступенчатой химической реакции. Внимание же историков литературного процесса приковано непосредственно к ходу самой этой химической реакции.
Оценки с точки зрения литературы и с очки зрения литературного процесса в идеале должны совпадать. Но идеал в действительности встречается весьма редко. Это сказывается в недооценке современниками произведений крупных, этапных, так и в завышении произведений и писателям в масштабах национальной литературы малозначительных.
В литературоведении укоренено и никем не оспаривается представление о наличии моментов общности (повторяемости) в развитии литератур разных стран и народов, об ее едином «поступательном» движении в большом историческом времени. «Историчность сознания, – утверждает Лихачев, – требует от человека осознания исторической относительности своего собственного сознания. Историчность связана с «самоотречением», со способностью ума понять собственную ограниченность».[1]Этим обуславливается актуальность данной работы «Историческое развитие литературы».
Цель работы: выяснить ступени исторического развития литературы, мировые системы, а также специфику и литературные связи.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения. Первая глава рассматривает стадии развития литературного процесса и мировые системы XIX–XX веков. Вторая глава рассматривает региональную и национальную специфику литературы и мировые литературные связи.
[custom_ads_shortcode2]
1. Литературные системы и стадии развития
Стадии литературного процесса привычно мыслятся как соответствующие тем этапам истории человечества, которые с наибольшей отчетливостью и полнотой явили себя в странах западноевропейских и особенно ярко – в романских. В этой связи выделяются литературы древние, средневековые и – литературы Нового времени с их собственными этапами (вслед за Возрождением – барокко, классицизм, Просвещение с его сентименталистской ветвью, романтизм, наконец, реализм, с которым в XX в. сосуществует и успешно конкурирует модернизм).[2]Учеными в наибольшей степени уяснены различия между литературами Нового времени и предшествовавшей им письменностью. Сложнее обстоит дело с разграничением литератур древних и средневековых. Оно не составляет проблемы применительно к Западной Европе (древнегреческая и древнеримская античность принципиально отличаются от средневековой культуры более «северных» стран), но вызывает сомнения и споры при обращении к литературам иных, регионов, прежде всего восточных. Да и так называемая древнерусская литература была по сути письменностью средневекового типа.
Ученые отходят от привычной апологетической оценки западноевропейского Возрождения, выявляют его двойственность. С одной стороны, Ренессанс обогатил культуру концепцией полной свободы и независимости личности, идеей безусловного доверия к творческим возможностям человека, с другой же стороны – возрожденческая «философия удачи питала <…> дух авантюризма и аморализма»[3] .
В коллективной статье 1994 г. «Категории поэтики в смене литературных эпох» выделены и охарактеризованы три стадии всемирной литературы.[4]Первая стадия – это «архаический период», где безусловно влиятельна фольклорная традиция. Здесь преобладает мифопоэтическое художественное сознание и еще отсутствует рефлексия над словесным искусством, а потому нет ни литературной критики, ни теоретических студий, ни художественно-творческих программ. Все это появляется лишь на второй стадии литературного процесса, начало которой положила литературная жизнь Древней Греции середины I тысячелетия до н.э. и которая продолжалась до середины XVIII в. Этот весьма длительный период отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра»: писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечавшие требованиям риторики (о ней см. с. 261–262), и были зависимы от жанровых канонов. В рамках этой второй стадии, в свою очередь, выделяются два этапа, рубежом между которыми явилось Возрождение (здесь, заметим, речь идет по преимуществу об европейской художественной культуре). На втором из этих этапов, пришедшем на смену средневековью, литературное сознание делает шаг от безличного начала к личному (хотя еще в рамках традиционализма); литература в большей мере становится светской.[5]И, наконец, на третьей стадии, начавшейся с эпохи Просвещения и романтизма, на авансцену выдвигается «индивидуально-творческое художественное сознание». Отныне доминирует «поэтика автора», освободившегося от всевластия жанрово-стилевых предписаний риторики. Здесь литература, как никогда ранее, «предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке»; наступает эпоха индивидуально-авторских стилей; литературный процесс теснейшим образом сопрягается «одновременно с личностью писателя и окружающей его действительностью». Все это имеет место в романтизме и в реализме XIX столетия, а в немалой мере и в модернизме недавно завершившегося века. К этим явлениям литературного процесса мы и обратимся.[6]
[custom_ads_shortcode3]
1.2 Художественные системы XIX-XX вв.
В XIX в. (особенно в его первой трети) развитие литературы шло под знаком романтизма, который противостоял классицистическому и просветительскому рационализму. Первоначально романтизм упрочился в Германии, получив глубокое теоретическое обоснование, и скоро распространился по европейскому континенту и за его пределами. Именно это культурно-художественное движение ознаменовалось всемирно значимым сдвигом от традиционализма к поэтике автора.[7]Романтизм (в частности – немецкий) весьма неоднороден. Главным в романтическом движении начала XIX в. считают не двоемирие и не переживание трагического разлада с реальностью (в духе Гофмана и Гейне), а представление об одухотворенности человеческого бытия, о его «пронизанности» божественным началом – мечту «о просветлении в Боге всей жизни, и всякой плоти, и каждой индивидуальности». Отмечают ограниченность раннего (иенского) романтизма, склонного к эйфории, не чуждого индивидуалистического своеволия, которое позже преодолевалось двумя путями. Первый – обращение к христианской аскетике средневекового типа («религиозное отречение»), второй – освоение насущных и благих связей человека с национально-исторической реальностью.[8]Вслед романтизму, наследуя его, а в чем-то и оспаривая, в XIX в. упрочилась новая литературно-художественная общность, обозначаемая словом реализм, которое имеет ряд значений, а потому небесспорно в качестве научного термина. Сущность реализма применительно к литературе прошлого столетия (говоря о лучших ее образцах, нередко пользуются словосочетанием «классический реализм») и его место в литературном процессе осознаются по-разному. В период господства марксистской идеологии реализм непомерно возвышался в ущерб всему иному в искусстве и литературе. Он мыслился как художественное освоение общественно-исторической конкретики и воплощение идей социальной детерминированности, жесткой внешней обусловленности сознания и поведения людей («правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах», по Ф. Энгельсу).[9]Сегодня значимость реализма в составе литературы XIX–XX вв., напротив, нередко нивелируется, а то и отрицается вовсе. Само это понятие порой объявляется «дурным» на том основании, что его природа (будто бы!) состоит лишь в «социальном анализе» и «жизнеподобии». При этом литературный период между романтизмом и символизмом, привычно именуемый эпохой расцвета реализма, искусственно включается в сферу романтизма либо аттестуется как «эпоха романа».
Сущность классического реализма позапрошлого века – не в социально-критическом пафосе, хотя он и играл немалую роль, а прежде всего в широком освоении живых связей человека с его близким окружением: «микросредой» в ее специфичности национальной, эпохальной, сословной, сугубо местной и т.п. Реализм (в отличие от романтизма с его мощной «байронической ветвью») склонен не к возвышению и идеализации героя, отчужденного от реальности, отпавшего от мира и ему надменно противостоящего, а к критике (и весьма суровой) уединенности его сознания. Действительность осознавалась писателями-реалистами как властно требующая от человека ответственной причастности ей.[10]
Литературный процесс— это историческое существование литературы в её развитии, изменении, взаимодействии литературных явлений и восприятии читателей. Поступательное развитие литературы внутри цивилизации.
Мировая литература— это совокупность литературных произведений разных народов, находящихся в определённом взаимодействии: в процессе взаимовлияния, взаимообогащения, уточнения, полемики.
Творческий метод— это основные принципы оценки, отбора материала и воспроизведения художественного мира произведения, где оценка — это концепция мира и человека, лежащая в основе мировоззрения писателя, отбор — принципы типизации, изображения общего в конкретном художественном образе, а воспроизведение — система художественных приёмов и средств, используемых автором (поэтика).
Художественная система— совокупность всех литературных произведений, созданных на основе продуктивного творческого метода; включает в себя литературные направления и течения, основывающиеся на данном творческом методе. Таковы художественные системы классицизма, романтизма, реализма, модернизма.
Литературное течение— национальный вариант использования творческого метода.
Литературная школа— объединение писателей вокруг одного лидера, чьи творческие принципы кажутся им особенно продуктивными с целью следовать этим принципам, развивать их и пропагандировать в своём творчестве. Иногда они даже пытаются обосновать свои позиции в какой-либо программной статье, называемой обычно «литературным манифестом».
Эпоха Возрождения (Ренессанс)— очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входит в средневековую историю европейских народов, возникает в недрах феодальной культуры. Открыло принципиально новую культурную эпоху, ознаменовав начало борьбы буржуазии за господство в обществе. Ориентация на материалистическое истолкование законов природы (принцип «природосообразности»), антропоцентризм (человек рассматривается как венец природы), рационализм (человек познаёт окружающий мир и самого себя благодаря разуму, что отличает его от всех остальных земных существ и приближает к Богу, чьим подобием на земле человек и является).
Классицизм— творческий метод светского искусства, возникший в XIV веке как попытка преодолеть абстрактность средневекового искусства, опиравшегося на религиозные представления о мире и человеке. Термин классицизмозначает «образцовый» и связан с принципом подражания античным образцам. Основное правило классицистического искусства: принцип «подражания Природе». Произошло изменение системы жанров: в драматургии на смену мистерии, моралитэ и мираклю пришли трагедия и комедия; в лирике появились ода, сонет и пастораль; в эпосе сформировались новелла и роман. На смену синкретизму пришло осознанное понимание специфики художественного творчества.
Возникает деление на «высокие» и «низкие» жанры, конфликт между долгом и чувством. В театре устанавливались обязательные для классической драмы три единства: места, времени и действия (Буало, Джон Беньян, Ж. Расин Ж.Б. Мольер и др.).
Барокко— литературное направление, отразившее растерянность определённой части деятелей искусства перед лицом кризиса гуманистических идеалов. Писатели барокко пытались преодолеть кризис и поддержать веру в полезность и целесообразность земного существования человека. Человек оказывается противопоставленным природе. Барочные писатели призывали человека определить смысл жизни, не обольщаясь иллюзиями, помня, что в конце земного пути его ждёт неизбежная смерть и что истинное предназначение человека известно только высшим силам. Мир как хаос, дисгармония. Человек должен отказаться от надежды познать высшие законы природы. Однако обречённый на жизнь, человек обречён также и на надежду. Отсюда его отчаянное стремление познать непознаваемое, то есть самого себя и своё предназначение. На смену оптимизму приходит не просто трезвость, но страх, преодолеваемый лишь на путях философии стоицизма. Часто читатели находят в произведениях хорошо известный им мотив и сюжет, но авторы при этом предлагали новые, неожиданные решения и выводы. Писатели стремились доказать, что в мире нет очевидных истин: всё может превратиться в свою противоположность (Андреас Грифиус, Х.Г. фон Гофмансвальдау, Г. Герберт, Гонгора и др.).
Сентиментализм(от лат. sence — чувство) как художественное направление эпохи Просвещения предполагает своё разрешение противоречий, заложенных в основе просветительских учений. Философской основой сентиментализма стал субъективный идеализм. Разум не способен помочь человеку обрести счастье и гармонию, так как, обладая им, человек не перестаёт оставаться злым. Перенесение акцента с человеческого разума на человеческое чувство. Обращение к внутреннему миру человека. Сентиментализм обращается к изначальному человеческому совершенству и базируется на безусловной вере в возможности человека изменить к лучшему окружающую действительность. Меняется философская основа: вместо изначально разумного человека появляется изначально добрый (чувствующий) человек, но его функции в мире остаются прежними, просветительскими: он должен придать миру гармонию и цельность. Природа рассматривается сентименталистами как царство гармонии, как отражение целесообразности, покоя и красоты.
В Россию сентиментализм проникает благодаря творчеству Н. М. Карамзина, И.
И. Дмитриева, А. Н.
Радищева, К. Н. Батюшкова идр.
Предромантизм— литературное направление возникшее в английской литературе в 60-е годы XVIIIвека. Оно занимало как бы «пограничную» зону, с одной стороны, ещё сохраняя в себе некоторые черты просветительского классицизма, а с другой — выдвигая принципы, предвосхитившие романтизм XIX века. Философской основой пред-романтизма стал агностицизм — учение о непознаваемости мира и человека. Предромантики не признавали истинности ни рационалистической, ни субъективно-идеалистической картины мира. Они считали, что мир развивается абсурдно. Предромантиков интересовала проблема взаимоотношения личности с миром, в котором безраздельно властвуют Хаос и Зло. Действительность мистифицировалась. Именно в произведениях предромантиков впервые зазвучали темы непознаваемости мира, тщетности попыток как разума, так и чувства раскрыть тайны бытия. Предложили новые эстетические категории: «романтическое» (от romance — рыцарский роман), «готическое», «живописное», «ужасное».
Романтизмкак художественный метод появился в переломную эпоху, когда старая феодальная система уступала место капиталистической. Писатели-романтики провозгласили свободу творчества важнейшим условием подлинного искусства. Центром романтической концепции мира ичеловека становится идея романтического двоемирия: неразрывной связи материальной оболочки с душой. Романтики утверждают мысль о несовершенстве реального мира и противопоставляют ему идеальный мир своей фантазии.
К романтизму относилось творчество таких прекрасных писателей, как Э. Т. А.
Гофман, Д. Г. Байрон, В.
Гюго, М. Ю. Лермонтов, Ф.
И. Тютчев, В. А.
Такой метод породил целую художественную систему, которая включает в себя три основных литературных направления: романтизм, символизми неоромантизм. ВXX веке возникло ещё одно направление — фэнтези,которое также относится к романтической художественной системе.
Реализмзаявил о себе в середине 20-х годов XIX века, но не как метод, противостоящий романтизму, а как движение внутри него, но уже к 30-м годам реализм оформился в самостоятельное литературное направление. Реалисты изображают взаимодействие типичных характеров в типич-ных обстоятельствах, стремясь к наиболее точному воспроизведению и тех, и других с помощью характерных художественных деталей, разрабатывали приёмы психологического исследования внутреннего мира человека для достижения полного жизнеподобия. Реалисты убеждены, что человека воспитывает окружающая среда, она формирует характер, заставляет приспосабливаться к условиям существования. Среда же создаётся самими людьми, соблюдением определённых правил, законов, условностей.
Декадентство(от лат. decadentia — упадок) возникает в связи с распространением философских идей А. Шопенгауэра, Ф. Р. де Шатобриана и др. о неизбежности гибели европейской культуры. Декадентство предлагает взглянуть правде в глаза и, не обманывая себя несбыточными мечтами о светлом будущем, достойно и гордо прожить оставшиеся дни, памятуя, что дряхлость — это не только физическая слабость, но и житейская мудрость. Декадентство очень по-разному проявилось в литературе. Из него, в частности, вышли не только новые литературные направления, но и новый, непродуктивный творческий метод.
Натурализмкак метод и литературное направление тесно связан с философией позитивизма (О. Конт). Задача писателя-натуралиста: фиксировать всё, что происходит свыбранным персонажем на протяжении определённого отрезка времени: как он ходит, ест, работает; как меняется его настроение; с кем и о чём он разговаривает и т.п. Ввёл в литературу производственную тематику, описание влияния на человека его трудовой деятельности, а также наследственности.
Символизм— литературное направление, представители которого считали, что каждый человек видит окружающий мир по-своему, и поэтому задача художника не объяснять что-либо читателю, а вызывать у него определённое эмоциональное состояние, добиваясь нужного отношения к действительности. Символисты стремились показать зыбкость и изменчивость мира, быстротечность и неосязаемость человеческих чувств. Они полагали, что искусство должно стать символичным (отсюда и название направления), ведь символ — это такой троп, который не называет предмет или явление, а лишь указывает на него, допуская известные расхождения и многозначность его восприятия. Символизм стремился найти поэтический язык, которым могли бы «разговаривать» души.
Русский символизм,как течение внутри романтической художественной системы, обладал рядом специфических особенностей. Идеи декадентства наложили на него свой отпечаток.
Неоромантизм.Мир, в котором живёт человек, не хорош и не плох, всё зависит от умения человека увидеть красоту и загадочность окружающей его действительности — утверждали неоромантики. Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Они сами «выбирают свою смерть», и поэтому жизнь их оказывается красочной, интересной и полной. В героизме поступков реализуется стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе. В отличие от классических романтиков, они начали искать героев среди тех, кого часто называли обывателями, и пытались показать романтику повседневности.
Модернизмкак творческий метод отразил растерянность человека перед лицом необъяснимого стремления людей к самоистреблению. Он породил болезненно-фантастический мир Ф. Кафки, абсурдистский мифологизм Д. Джойса, субъективистски зыбкую реальность художественного мира М. Пруста, антиутопии Е. Замятина и О. Хаксли. Стремясь к изображению абсурдности человеческого бытия, модернизм сам принимал абсурдные формы, пытаясь эстетически обосновать и соединить в себе полярные точки зрения и взаимоисключающие художественные эксперименты.
Сюрреализм возник на «обломках» дадаизма. Во главе сюрреалистов встал Андре Бретон (примкнули Л. Арагон, П. Элюар, Ф. Суппо и др.), выдвинувший теорию «автоматического письма». Он полагал, что подлинная правда в искусстве проявляется, когда автор не контролирует себя, находится в состоянии алкогольного опьянения или в горячечном бреду. Править написанное «автоматическим письмом» ни в коем случае нельзя.
Экзистенциализм возник на основе одноименного философского учения (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель) в 30-е годы XX века. Утверждал мысль об абсурдности, непознаваемости и враждебности окружающего человека мира. В то же время экзистенциализм говорит о том, что единственной ценностью для человека является его собственное существование (лат. existentia — существование). Человек придумывает законы, стремится к общению сдругими людьми только по причине собственной слабости и неприспособленности к выживанию. Но если он найдёт в себе смелость сознаться в том, что все накопленные человечеством знания — ложь, и никому в мире нет до него дела, он станет подлинным властелином собственной судьбы, а его существование обретёт смысл.
Социалистический реализмвозник в начале XX века в России. Основные отличительные черты: утверждение превосходства интересов коллектива над интересами отдельной личности и противопоставление революционных изменений изменениям эволюционным.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Для развития придворно-рыцарской литературы этого периода характерно большое разнообразие жанров. Куртуазный роман постепенно приходит в упадок. По мере того как практическое значение рыцарства в качестве военного сословия уменьшалось, рыцарские романы всœе более теряют связь с действительностью.
Попытка возродить рыцарский роман с его героическим пафосом принадлежит английскому дворянину Томасу Мэлори (ок. 1417—1471). Написанный им на базе старинных сказаний о рыцарях ʼʼКруглого столаʼʼ роман ʼʼСмерть Артураʼʼ является выдающимся памятником английской прозы XV в.
Большое значение для развития прозы на национальных языках приобретают произведения автобиографического (мемуары), исторического (хроники), дидактического содержания.
Развитие городской литературы отразило дальнейший рост социального самосознания бюргерства. В городской поэзии, драме и в возникшем в данный период новом жанре городской литературы — прозаической новелле — горожане наделяются такими чертами, как житейская мудрость, практическая сметка, жизнелюбие. Бюргерство противопоставляется дворянству и духовенству как опора государства.
Этими идеями проникнуто творчество двух крупнейших французских поэтов XIV в. — Эсташа Дюшена (ок. 1346—1406) и Алена Шартье (1385 — ок.
1435). Οʜᴎ высказывают резкие обвинœения в адрес французских феодалов за их поражения в Столетней войне, осмеивают королевских советников и духовенство. Выражая интересы зажиточной верхушки бюргерства, Э.
Дюшен и А. Шартье в то же время осуждают народ за мятежи.
Крупнейшим поэтом XIV в. был англичанин Джеффри Чосœер (ок. 1340—1400), прозванный ʼʼотцом английской поэзииʼʼ и испытавший уже неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ влияние идей итальянского Возрождения.
Его лучшееʼʼ произведение ʼʼКентерберийские рассказыʼʼ — сборник стихотворных новелл на народном английском языке. Глубоко национальные и по содержанию и по форме, они рисуют яркую картину современной Чосœеру Англии. Отдавая дань средневековым традициям, Чосœер не свободен и от отдельных предрассудков своего времени.
Но главное в его творчестве составляют оптимизм, свободомыслие, реалистическое изображение действительности, высмеивание алчности духовенства и чванства феодалов. Поэзия Чосœера отразила высокий уровень развития средневековой городской культуры. Его можно считать одним из предшественников английского гуманизма.
Народное творчество лежит в базе поэзии замечательного французского поэта XV в. Франсуа Вийона (1431 — ок. 1461).
В своих стихах он отразил глубокие классовые противоречия современного ему общества. Высмеивая в сатирических стихах представителœей господствующего класса, монахов и богатых горожан, Вийон полон сочувствия к беднякам. Антиаскетические мотивы в творчестве Вийона, прославление им земных радостей — всœе это является вызовом средневековому миросозерцанию.
Особенно ярко народные начала проявились в XIV—XV вв. в городском театральном искусстве. Именно в это время широкое распространение получили французские фарсы и немецкие ʼʼфастнахт-шпилиʼʼ — юмористические сценки, выросшие из народных карнавальных игр.
В литургическую драму всœе более проникают светские элементы. Влияние церкви и ее контроль над городскими зрелищами ослабевает. Организация больших театрализованных представлений — мистерий — переходит от клириков к ремесленным и торговым цехам. Несмотря на библейские сюжеты, мистерии носили злободневный характер, включали комедийный и бытовой элементы; появляются мистерии и на чисто светские сюжеты, посвященные событиям реальной жизни.
В городской культуре в XIV—XV вв. более четко проявляются два направления: культура патрицианской верхушки сильнее сближается со светской феодальной культурой; культура демократических слоев развивается в тесном контакте с крестьянской культурой. Их взаимодействие обогащает и ту и другую.
Крестьянская литератураКрестьянская литература, возникновение которой относится к XIII—XIV вв.. была представлена прежде всœего народными песнями (любовными, эпическими, застольными, бытовыми). Существовавшие долгое время в устной традиции, они теперь записываются. Классовая борьба крестьянства, народные бедствия в годы войны и разрухи нашли отражение во Франции в песнях-жалобах (комплектах), а также в балладах, возникающих с XIV в. во многих странах Европы. Особенно широкую известность получил цикл баллад, посвященных легендарному разбойнику Робин Гуду — любимому герою английского народа (записывались с XV в.). Он изображается вольным стрелком, живущим со своей дружиной в лесу, защитником бедных против произвола феодалов и королевских чиновников. В образе Робин Гуда отразилась народная мечта о свободе, человеческом достоинстве, благородстве простого человека. В творчестве некоторых писателœей — выходцев из крестьянской среды — в противоположность церковно-феодальной традиции, труд крестьян воспевается как основа общественной жизни. Уже в концеXIIIв. В первой немецкой крестьянской поэме, написанной Вернером Садовником,— ʼʼКрестьянин Гельмбрехтʼʼ — честный трудолюбивый крестьянин противопоставляется разбойнику-рыцарю. Еще более выраженный классовый характер носит аллегорическая поэма английского поэта XIV в. Уильяма Ленгленда (ок. 1332 — ок. 1377) ʼʼВидение Уильяма о Петре-Пахареʼʼ. Поэма проникнута сочувствием к крестьянам, которые составляют, по мнению автора, здоровую основу всякого общества. Крестьянский физический труд рассматривается в поэме как главное средство усовершенствования людей, их спасения в загробном мире и противопоставляется как своего рода идеал тунеядству духовенства, судей, сборщиков налогов, дурных советчиков короля. Идеи Ленгленда были весьма популярны среди участников восстания Уота Тайлера.
– Для художественной культуры 1 пол. XIX века было характерно сосуществование разных художественных стилей. – В художественном сознании первых десятилетий XIX века происходил постепенный отход от просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма (мотивы… [читать подробнее].
В дописьменный период значительное место в фольклорной языковой традиции занимали эпические сказания о прошлом родной земли. К Х веку относится возникновение нового жанра – героического былинного эпоса. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными… [читать подробнее].
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Курс лекций по литературе XVIII века для студентов факультета русского языка, литературы и иностранных языков по специальности «филолог» Преподаватель – Атаджанян И.А. Лекция 1 Определяющим этапом в жизни русского… [читать подробнее].
В первой трети XIX века детская литература впервые разделилась на 2 самостоятельные ветви: художественную и познавательную. Разнообразные азбуки становятся очень содержательными, их оригинально оформляют. Война 1812 года пробудила усиленное внимание к исторической… [читать подробнее].
(ЛИТЕРАТУРА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ) Русская литература XVIII века вырастает на почве, подготовленной древней русской письменностью и устным народным творчеством. Русская литература XVIII века и хронологически и по существу, начинается эпохой Петра I. Огромные экономические и… [читать подробнее].
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО Особое место в культурном наследии этих лет занимает казахская литература. Она складывалась как часть многонациональной советской литературы. С. Сейфуллин, который стоял у ее истоков, продолжил традиции Абая и дал новое дыхание… [читать подробнее].
Для развития придворно-рыцарской литературы этого периода характерно большое разнообразие жанров. Куртуазный роман постепенно приходит в упадок. По мере того как практическое значение рыцарства в качестве военного сословия уменьшалось, рыцарские романы все более… [читать подробнее].
Источники: