Развитие письменности и литературы

Материал заимствован с сайта http://big-archive.ru/history/history_of_russia_1/11.phpПисьменность. Принятие христианства способствовало распространению письменности и письменной культуры. Существенным было то, что православие допускало богослужение на национальных языках. Это и создавало благоприятные условия для развития письменности. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла и первый литературный язык — церковнославянский.

Об образованности городского населения свидетельствуют берестяные грамоты — уникальные источники для изучения Древней Руси (число найденных грамот в Новгороде перевалило за 750, всего же обнаружено более 800 грамот). Их разнообразие — бесспорное доказательство того, что грамотность была широко распространена среди различных слоев посадского населения, включая не только мужчин, но и женщин. В руки археологов попали даже ученические «тетради» новгородских школьников.

Почти каждый год новгородские археологические экспедиции заканчиваются уникальными находками. В культурном слое, который датируется XI—XII вв., несколько лет назад было найдено… любовное послание, самое древнее в нашей истории. «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил?.. — с тоской писала жительница Новгорода в послании своему ветреному суженому. — Неужели я задела тебя тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и пришел…»О распространении грамотности можно судить и по такому своеобразному источнику, как граффити — надписи, нацарапанные на стенах церквей.

Существовали различные учебные заведения. Естественно, образование находилось в руках церкви и школы возникали преимущественно при монастырях и церквях.

Сторожевая собака. Из ханьских погребений. Глина с поливной глазурью.

«Книжность», как большую добродетель, поощряли и прославляли. «Велика ведь бывает польза от учения книжного! » — восклицал летописец.

Источники называют имена таких книжников, как Ярослав Мудрый и его сын Всеволод, Ярослав Осмомысл. Надо, однако, заметить, что само отношение к книге в религиозной культуре было отлично от привычного нам. Книга предназначалась для душеспасительного чтения; ее не читали — «вкушали».

Древнерусская литература. Несмотря на безвозвратные утраты, литература Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Огромный ее пласт представляет переводная, прежде всего византийская, литература, особенно жития святых и исторические сочинения.

Больших высот достигла и оригинальная древнерусская литература. В начале XII в. была создана знаменитая «Повесть временных лет» — общерусский летописный свод. Ее создателем большинство историков считают монаха Нестора, для которого характерна и образованность, и широта кругозора. Позднее получило свое развитие и местное летописание — новгородское, владимиро-суздальское, галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература — целые житийные циклы, посвященные русским святым — Борису и Глебу, Феодосию Печерскому.

Феодосии — один из самых известных подвижников Древней Руси, игумен Киево-Печерской обители. Он открыто обличал всякое отступление от благочестивого поведения, в том числе и поведение князей, преступавших в своих усобицах нравственно-религиозные нормы. Такая позиция была близка и понятна древнерусскому человеку, и не случайно «Житие Феодосия Печерского» стало его любимым чтением.

Житийный жанр имеет свои каноны: авторы рассказывали о праведной жизни будущих святых, о чудесах, происшедших после их смерти, и т. д. Тем не менее жития дают возможность воссоздать отдельные картины древнерусской жизни, повествуя о взаимоотношениях внутри общества.

Ханьский бронзовый сосуд для вина, инкрустированный золотом и серебром.

Любимы были читателями разнообразные поучения и наставления, среди которых особенно интересно «Поучение Владимира Мономаха», появившееся около 1117 г.

Вершина древнерусской литературы — знаменитое «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Частный случай — выступление искавшего славы князя Игоря и его союзников — под пером гениального автора поэмы обрел эпическое значение: спасение Руси — в единстве действий ее правителей, которые должны «вступить в стремя за Русскую землю».

Одним из самых удивительных достижений месопотамской культуры было изобретение еще на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. письма, с помощью которого стало возможным сначала фиксировать многочисленные факты повседневной жизни, а довольно скоро также передавать мысли и увековечивать достижения культуры.

Сцена охоты. Рельеф на кирпичах из ханских могильных склепов в районе города Чэнду (провинция Сычуань). Около I в. н.э.

Не исключено, что приоритет в создании письма принадлежал неизвестному нам народу, который жил в Южном Двуречье еще до прихода туда шумеров. Однако в любом случае именно шумеры поставили письменность на службу цивилизации.

Сначала шумерское письмо было пиктографическим, т. е. отдельные предметы изображались в виде рисунков. Древнейшие тексты, начертанные таким письмом, относятся приблизительно к 3200 г. до н. э. Постепенно в процессе длительного и чрезвычайно сложного развития пиктография превратилась в словесно-слоговое письмо. Один из путей перехода пиктографии в письмо был обусловлен ассоциациями рисунков со словами. Например, рисунок овцы у шумеров вызывал ассоциации со словом уду, которое обозначало это животное. Поэтому с течением времени рисунок овцы приобрел значение идеограммы, которая читалась как уду.

Одновременно с появлением полифонии письмо начало терять свой рисуночный характер. Вместо рисунка для обозначения того или иного предмета стали изображать какую-нибудь его характерную деталь (например, вместо птицы ее крыло), и то лишь схематически. Поскольку писали тростниковой палочкой, на мягкой глине, рисовать на ней было неудобно.

Ханьская ваза с изображением сцены охоты. Многоцветная керамика.

Кроме того, при письме слева направо рисунки пришлось повернуть на 90 градусов, в результате чего они потеряли всякое сходство с изображаемыми предметами и постепенно приобрели форму горизонтальных, вертикальных и угловых клиньев. Так в результате многовекового развития рисуночное письмо превратилось в клинопись. Однако ни шумеры, ни другие народы, заимствовавшие их письмо, не развили его до алфавита, т.

е. звукового письма, где каждый знак передает лишь один согласный или гласный звук.

В XXIV в. до н. э. появляются первые известные нам пространные тексты, написанные на шумерском языке.

Глиняная модель колодца из ханьских погребений

В конце XXV в. до н. э.

шумерская клинопись стала использоваться и в Эбле, древнейшем государстве на территории Сирии, где найдены библиотека и архив, состоящие из многих тысяч табличек. Среди них сохранилось огромное количество текстов на шумерском языке, а также шумеро-эблаитские словари, представленные иногда в десятках экземпляров.

Особое значение для месопотамской цивилизации имели природные условия. В отличие от других очагов древних культур, в Месопотамии не было камня, не говоря о папирусе, на котором можно было бы писать. Зато там было сколько угодно глины, которая давала неограниченные возможности для письма, не требуя, по существу, никаких затрат.

Вместе с тем глина была долговечным материалом. Глиняные таблички не разрушались и от пожара, а, наоборот, приобретали еще большую прочность. Поэтому основным материалом для письма в Месопотамии была глина.

Page 2

Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек. В Уре, Ниппуре и других городах, начиная со II тысячелетия до н. э., в течение многих веков писцы собирали литературные и научные тексты, и таким образом возникали обширные частные библиотеки.

Среди всех библиотек на Древнем Востоке самой знаменитой была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (669-тф ок. 635 гг. до н.

э. ), заботливо и с большим умением собранная в его дворце в Ниневии. Для нее по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг из официальных и частных коллекций или собирали сами книги.

В библиотеке Ашшурбанапала хранились царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Всего сохранилось более 30 000 табличек и фрагментов, в которых отразились достижения месопотамской цивилизации.

Большинство писцов получало образование в школе, хотя нередко писцовые знания передавались и в семье, от отца к сыну. Шумерская школа, как и более поздняя вавилонская, главным образом готовила писцов для государственного и храмового управления. Школа стала центром образования и культуры.

Программа обучения была до такой степени светской, что религиозное образование вообще не входило в круг школьных занятий. Основным предметом обучения являлись шумерский язык и литература.


Page 3

Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») — древнейшая на земле эпическая поэма.

Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире! ) горечь потери друга и неотвратимость смерти. Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником культуры Древнего Вавилона.

Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, псевдонауку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это — далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.


Page 4

В старовавилонском обществе существовали два основных класса: господствующий класс (царь, люди, состоящие на государственной службе или службе в храмах, и крупные частные собственники) и эксплуатируемые государством мелкие производители, ведущие свое хозяйство, будь они общинниками или «царскими людьми».

В обществе Месопотамии различались также три сословия: свободные общинники – авилумы (досл. «люди»), «царские люди» – мушкенумы (досл. «склоняющиеся под чье-то покровительство») и рабы по сословию – вардумы.

Авилумы пользовались общинным самоуправлением, но в большинстве своем платили подати царю. Мушкенумы не входили в общины и не имели самоуправления. Они отдавали себя под покровительство царя, чтобы получить от него земельный надел, и «сидели» отдельными мелкими хозяйствами на царской земле (на них и лежало основное бремя податей; кроме того, особые группы мушкенумов несли воинскую повинность как военные колонисты или находились на иной царской службе).

Их жизнь регламентировалась государством. Большинство мушкенумов, в отличие от авилумов, не могли покинуть свои наделы без разрешения государства. Вардумы были частными рабами, их покупали и продавали.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Особенности становления и развития древнерусской культуры славян, роль крещения Руси для мифологии и фольклора. Зарождение традиций русской культуры, письменности и литературы, главные их темы и жанры. Развитие русской государственности и летописания.

    реферат [29,0 K], добавлен 28. 06. 2010.

  • Изучение основных факторов, повлиявших на развитие древнерусской культуры. Мир в представлении древних славян. Крещение Руси и изменения, последовавшие вслед за этим.

    Возникновение письменности. Летописи, литература, фольклор, искусство древних славян. реферат [41,1 K], добавлен 02.

    12. 2011.

  • Рассмотрение культуры Руси в период Древнерусского государства с момента его образования до татаро-монгольского нашествия. Возникновение у восточных славян письменности в дохристианский период. Развитие литературы, зодчества, живописи и фольклора.

    реферат [2,8 M], добавлен 17. 12. 2014.

  • Народная художественная культура славян: одежда, обереги, музыка. Заговоры и народные обряды славян. Космология восточных славян (Велесова книга и Сантии Веды Перуна).

    Славянская мифология как отдельная область народного представления о мире и мироздании. курсовая работа [1,5 M], добавлен 23. 06.

  • Языческие и христианские корни древнерусской культуры. Развитие письменности, системы образования, литературы, архитектуры и ремесел в Киевской Руси. Признание Москвы в качестве новой столицы.

    Углубление культурных связей со странами Западной Европы. презентация [1,3 M], добавлен 05. 12.

  • Основные черты первобытной (архаической) культуры. Мифологический характер первобытного мышления и освоения мира. Архаическая культура на территории Украины, языческие представления древних славян.

    Влияние античности на становление украинской культуры. контрольная работа [35,5 K], добавлен 25. 07.

  • Культура древних славян. Велесова книга. Мир в представлении древних славян.

    Боги и обряды. Пантеон богов. Племенные группы восточных славян.

    Годичный цикл древнерусских празднеств. Живопись, скульптура, музыка, ремёсла. реферат [20,6 K], добавлен 18.

    11. 2006.

  • Ранний этап развития русской культуры. Языческая культура древних славян. Основные особенности русской средневековой духовной культуры.

    Истоки русской культуры: ценности, язык, символы, мировоззренческие схемы. Значение принятия христианства из Византии. контрольная работа [40,4 K], добавлен 13.

    03. 2010.

  • Устное народное творчество. Летописание, возникновение письменности и распространение грамотности среди славян. Берестяные грамоты.

    Памятники архитектуры, зодчества и живописи. Специфика иконописного письма. Художественное ремесло в эпоху Киевской Руси.

    презентация [904,5 K], добавлен 13. 11. 2013.

  • Фазы развития культуры в России. Дохристианская культура славян: уклад жизни предков, языческие боги славянского Олимпа. Историческое значение русских рек.

    Культура Киевской Руси: исторический выбор князя Владимира. Русское просвещение ХVII-ХVIII вв. доклад [57,9 K], добавлен 02.

    12. 2010.

В дописьменный период значительное место в фольклорной языковой традиции занимали эпические сказания о прошлом родной земли. К Х веку относится возникновение нового жанра – героического былинного эпоса. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси.

Культурным переворотом было введение единой письменности. Славянская азбука ─ кириллица была составлена греками Кириллом и Мефодием на основе греческого скорописного письма. Кириллицей было записано много древнерусских документов.

Книги были рукописными. Писали сначала специальной палочкой ─ стилем ─ на покрытых воском деревянных дощечках или на бересте, выдавливая буквы. Позже стали применять пергамент, на котором писали чернилами или киноварью.

Бумага на Руси появился в конце XIV в. , значительно позже, чем на Востоке (VI в. ) и на Западе (XI в.

). Почерк назывался уставом, язык – церковнославянским или старославянским.

Кроме книжного, старославянского языка, который использовался в религиозной сфере, существовал древнерусский язык, который при-менялся в различных направлениях (как деловой, летописный, худо-жественный) и выполнял все государственные и светские культурные функции. Им писались разнообразные документы, велось частное и офи-циальное делопроизводство. Древнерусским языком были написаны «Русская правда», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха» и многие другие летописи. Приобщение к письменной духовной культуре породило культ книги на Руси, почитавшейся одной из высших ценностей. Не варварская воинственность, а духовная мудрость стали в это время главной ценностью. Христианизация во многом способствовала распространению письменности и появлению первых литературных произведений.

Древнерусская литература была представлена переводной и оригинальной.

Книги не просто переводились или переписывались, они продол-жали свою литературную историю: создавались новые редакции произве-дений, их сюжет изменялся, первоначальный язык перевода русифици-ровался. Особенно это касалось произведений светского повествования и исторических. Сочинения отцов церкви или библейские книги в большей степени сохраняли свой канонический текст. Важнейшие события записы-вали в исторических трудах год за годом. Год назывался «лето», поэтому погодовую запись называли летописью. Самой древней летописью после «Велесовой книги» является «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерской лавры Нестером. В ней показательно вопло-щены самые важные черты, присущие всей древнерусской литературе: религиозность, патриотизм, морализаторский характер.

От ХI-XII веков дошло более 80 духовных и светских книг. Церковная литература формировалась в различных жанрах:

Житие ─ жизнеописания монахов, патриархов, князей. Оно выпол-няло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подра-жать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души.

Речи, называвшиеся в старину «поучениями» и «словами», относят-ся к жанру красноречия.

Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха».

Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноре-чия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве» (примерно 1187г.). По своему содер-жанию «Слово» отражало злободневную тему – необходимость объеди-нения всех русских княжеств. К первой половине ХI века относится появление философского произведения «Слово о законе и благодати», написанного митрополитом Илларионом. В слове высказывалась идея о политической и военной независимости Руси от Византии. Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т. к. не только сообщала об истории-ческих событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом. Свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерской лавры Несте-ром. В ней показательно воплощены самые важные черты, присущие всей древнерусской литературе: религиозность, патриотизм, морализа-торский характер. Летопись рассказывает о происхождении русичей, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государ-ства. Большой популярностью пользовалось «Сказание о Борисе и Глебе» ─ святых-воинах, покровителях и защитниках русской земли и русских князей.

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произве-дений о святых людях.

Патерик – описание жизни святых отцов.

Достаточно распространенной была проповедническая литература. К ней относятся труды: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сырина, Федора Студита, Кирилла Александрий-ского. Они знакомили читателей с основами христианского вероучения и мировоззрения.

Значительное влияние на формирование древнеславянской литера-туры оказали «апокрифы» ─ сочинения о событиях и персонажи священ-ной истории, которые не признавались христианской церковью. Среди известных апокрифов были «Деяния Павла и Теклы», «Хождение Богоро-дицы по мукам», «Смерть Пилата» и др.

Получила распространение светская переводная литература, пред-ставленная историческими и научными сочинениями. Например, мировая история Иоанна Малали, история Палестины Йосифа Флавия. Популяр-ным был сборник «Физиолог» с описанием животных, деревьев, камней. История Александра Македонского – «Александрия», повесть о Трое.

В середине XII в. внучка Владимира Мономаха – Мстиславнанапи-сала медицинский трактат «Алимма». Его можно рассматривать в качестве первого научного труда, написанного русской женщиной, к тому же знакомой с трудами Гиппократа и Ибн-Сины. (Хранится в библиотеке Медичи во Флоренции).

При Ярославе Мудром было положено начало русскому письмен-ному законодательству. Записанные в сборнике «Русская правда» зако-ны, внесли существенные изменения в социальной жизни людей того времени. Они отменяли кровную месть. За убийство вводился денежный штраф. По всему государству действовали единые наказания за преступ-ления. Укреплялась частная собственность.

В Киевской Руси первые школы были открыты при князе Владимире. В них обучали чтению, письму, религиозному знанию, пению. При Ярославе Мудром обучение стало возможным не только для знати, но и для простого народа. А его внучка основала первую в истории школу для девочек. В связи с тем, что церковь обладала монополией на духовную культуру, центрами развития образования, науки, искусства на Руси стали храмы и монастыри. При них открывались высшие школы, где обучались священники. Они изучали богословие, философию, грамматику, церков-ное пение, иностранные языки, среди которых на первом месте стояли греческий и латинский.

При монастырях создавались библиотеки и скриптории (помещения, где переписывались книги). Крупнейшим культурным центром, где хранились рукописи, была Киево-Печерская лавра. В ХІ веке появляется первая библиотека при Софийском соборе, основанная Ярославом Мудрым в 1037 году. Древнерусская книга – это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. В ХI веке на Руси появились роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы книги Остромирово Евангелие (ХI век) и Мстиславово Евангелие (ХII век ).

Источники:

Вам также может понравиться