Наука и культура в 1917—1939 годах. Техника и естествознание

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на Allbest. ruРазмещено на Allbest.

К.Э Циолковский. Фотография. 1934 год.

ruРЕФЕРАТна тему: «Советская культура 1917-1939 годов» ОглавлениеВступление1. Быт и жизненный уклад населения Советской России 1920-30 гг.

2. Реформирования в области образования и науки2. Изобразительное искусство3. Архитектура4. Театр5. Кинематограф6. ЛитератураЗаключениеСписок литературы

Вступление

К началу 40-х годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специалистов для всех отраслей экономики.

82-дюймовый телескоп на Маунт Лок в Техасе. Фотография. 1939 год.

За период с 1928 по 1940 г. численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс.

, со средним специальным с 288 тыс. до 1,5 млн.

Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г.С.И. Вавилов основал Физический институт АН им.П.Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве П.Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И.П. Павлов, селекционер И.В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия, как в фундаментальных, так и в прикладных областях. В частности, на этот период приходятся значительные открытия в изучении Арктики (О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин), разработке космических полетов и реактивного движения (К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандлер). Возрождается историческая наука. Как было сказано, возобновляется преподавание истории в средней и высшей школе. Создается научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б.Д. Греков – автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в. « и др.); академик Е.В. Тарле – знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.). В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н.И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С.П. Королев и многие другие. Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда «вредительских контрреволюционных организаций» («Шахтинское дело», процесс «Промпартии») в массах разжигалось недоверие и подозрительность по отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И.В. Сталина. В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В стране утверждался культ личности Сталина. 2. Изобразительное искусствоВ данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в 20-е годы продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени – Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников. Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б.В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов». В отличии от появившихся в то время в изобилии «картин», изображающих и прославляющих Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде «Колхозного праздника» С.В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой – несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось передать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений. Кисти Иогансона принадлежат также большие картины «На старом уральском заводе» и «Выступление В.И. Ленина на 3-м съезде комсомола». В 30-е года продолжают работать К.С. Петров-Водкин, П.П. Кончаловский, А.А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М.В. Нестеров, пейзажи Армении нашли поэтическое воплощение в живописи М.С. Сарьяна. Интересно творчество ученика М.В. Нестерова П.Д. Корина. В 1925 г. Кориным была задумана большая картина, которая должна был изображать крестный ход во время похорон. Художником было сделано огромное количество подготовительных этюдов: пейзажи, множество портретов представителей православной Руси, от нищих до церковных иерархов. Название картины предложил М. Горький – «Русь уходящая». Однако после смерти великого писателя, оказывавшего художнику покровительство, работу пришлось прекратить. Наиболее известной работой П.Д. Корина стал триптих «Александр Невский» (1942 г).

[custom_ads_shortcode1]

3. Архитектура

Индустриализация конца 20-х начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы.

В проектировании их участвовали архитекторы И. В.  Жолтовский, И.

А.  Фомин, А. В.

Самолет В.П. Чкалова на аэродроме в Ванкувере. Фотография. 1937 год.

Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню – Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К.

С.  Мельников), то пятиконечную звезду театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К. С.

Алабян и В. Н.  Симбирпев).

Ирен и Фредерик Жолио-Кюри в лаборатории. Фотография. 30-е годы.

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы столицы СССР и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т.

д. ).

[custom_ads_shortcode2]

4. Театр

Что касается литературы, то во многих городах получило распространение пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культура) представляет собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (А.

Турбинный зал Ниагарской электростанции. Фотография. Конец XIX в.

А.  Богданов, В. Ф.

Плетнев и др. ) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее всей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров.

Пролеткультовцы издавали свои журналы «Гудки», «Пролетарская культура» и др. Публиковались сборники стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книги А. К.

Механическая телевизионная система Дж. Берда. Фотография. 1930 год.

Гастева «Поэзия рабочего удара» и В. Т.  Кириллова «Зори грядущего».

В 1920 г. в пролеткультовском движении участвовали около 400 тыс. человек.

Создавались и довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так, например, в течение 1917-1918 гг. действовала группа «Скифы», в рядах которой находились М.

И.Д. Папанин и последний день пребывания на станции "Северный полюс". Фотография. 28 февраля 1938 года.

М.  Пришвин, Н. А.

Клюев, С. А.  Есенин.

Осмыслить происшедшие события пытались в своем творчестве поэты А. А.  Блок (поэма «Двенадцать») и В.

Мост в бухте Сан-Франциско. Фотография. 1937 год.

В.  Маяковский (поэма «Мистерия-буфф»), художники К. С.

Петров-Водкин (картина «1918 год в Петрограде») и К. Ф.  Юон («Новая планета»).

Так же возникали российские и московские пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».

Вильгельм Конрад Рентген. Фотография.

Многие писатели и драматурги обращались к историческому прошлому страны (романы А. П.  Чапыгина «Разин Степан» и О.

Д.  Форш «Одеты камнем»). Тема минувшей гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М.

А.  Булгакова (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег») и драматурга К. А.

Тачанка. М.Б. Греков. 1925 год.

Внутренняя перестройка произошла в поэзии С. А.  Есенина и Н.

Н.  Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной жизни.

К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему искусству.

[custom_ads_shortcode3]

Заключение

  • Быт и жизненный уклад населения Советской России 20-30-х годов. Культура и искусство, как модель социалистического общества. Реформирования в области образования и науки.

    Идеологизация изобразительного искусства, архитектуры, театра и киноискусства. реферат [22,1 K], добавлен 18. 05.

  • Становление и развитие советской системы образования и науки в первые годы советской власти. Успехи и проблемы развития белорусской советской литературы. Архитектура и изобразительное искусство.

    И.П. Павлов. Портрет работы М.В. Нестерова. 1937 год.

    Развитие театрально-музыкального искусства и кино Беларуси. курсовая работа [48,7 K], добавлен 03. 06.

  • Строительство новой культуры как способ создания нового мировосприятия у человека. Влияние советской власти на все сферы культуры. Направления развития кинематографа и радиовещания в Советском государстве и их роль как средства пропаганды социализма.

    дипломная работа [74,3 K], добавлен 24. 03. 2011.

  • Ленинский план монументальной пропаганды как путь развития культуры России 1920–1930 годов. Представление о новом мире в живописи М. Б.

    Грекова. А. В.

    Щусев как создатель нового типа сооружения. Мавзолей Ленина. Темы и образы культуры России того времени.

    Станки, приводимые в действие электродвигателями. Фотография. Конец XIX в.

    реферат [254,7 K], добавлен 12. 11. 2013.

  • Перемены в культурной сфере общества в послеоктябрьские годы, влияние на данный процесс политической партии. Развитие образования, науки, литературы и искусства. Сущность и этапы реализации монументальной пропаганды.

    Условия развития культуры в годы НЭПа. доклад [27,5 K], добавлен 06. 12.

  • Анализ актерской техники в системе режиссерского спектакля 1920-1930-х гг. , поставленного по драматургии Шекспира. Судьба эксцентрической школы.

    Сопоставление постановки “Гамлета” М. А. Чеховым и Н.

    П. Акимовым. “Исторический материализм” С.

    В.В. Маяковский. Фотография. 1922 год.

    Э. Радлова. автореферат [55,4 K], добавлен 24.

    01. 2015.

  • Основные принципы советской образовательной системы и важнейшие компоненты системы образования в Казахстане в 20-30-е годы. Первые научно-исследовательские учреждения, возрождение науки и культуры страны. Развитие музыкально-драматического искусства.

    Томас Альва Эдисон. Фотография. 1911 г.

    презентация [1,6 M], добавлен 06. 03. 2014.

  • Ведущие творческие тенденции в развитии советского театра в 1920-1930-е гг. Влияние общественно-политической мысли на развитие театрального искусства 1920-30х гг. Луначарский А.

    В. как теоретик и идеолог советского театра. Политическая цензура репертуара.

    Новая Москва. Ю.И. Пименов. 1937 год.

    дипломная работа [125,0 K], добавлен 30. 04. 2017.

  • Формирование арабской культуры как средневековая цивилизация в Арабском халифате в VII-XX вв. в процессе взаимодействия народов. Влияние ислама на развитие истории, науки, географии, философии, литературы, изобразительного искусства, архитектуры и музыки.

    реферат [42,7 K], добавлен 16. 06. 2011.

  • Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России. Тоталитаризм и культура (30-50-е годы).

    Социокультурная ситуация 60-70-х годов. Советская культура 80-х годов. реферат [31,4 K], добавлен 14.

    05. 2008.

Построить социалистическое общество невозможно без широкого использования науки и техники, продвижения научных знаний в массы. Вот почему Советское государство, перестраивая и организуя жизнь общества на социалистических началах, большое значение придавало развитию науки.

Царизм тормозил развитие науки. В дореволюционной России насчитывалось всего около 300 научных учреждений. Разобщенность исследований и распыленность научных сил были характерными чертами дореволюционной науки.

Расходы на содержание научных учреждений были мизерными, что препятствовало развертыванию наиболее перспективных направлений науки. Многие открытия и изобретения из-за бюрократических препон не находили применения в России, не получали дальнейшего научного развития.

В первые же месяцы после победы Октябрьской революции Советское государство берет на себя заботу о развертывании научно-исследовательской работы в стране и выдвигает задачу использования науки и техники для восстановления и подъема экономики России. Уже в декабре 1917 г. в составе Наркомпроса начал работать Научный отдел, координирующий деятельность всех научных учреждений и организаций.

Исходя из ленинских указаний, в январе 1918 г. Наркомпрос обратился к руководству Академии наук с предложением направить усилия ученых на решение первоочередных народнохозяйственных задач, что получило сочувственный отклик. В апреле 1918 г. в знаменитом «Наброске плана научно-технических работ» Ленин рекомендовал ВСНХ поручить Академии наук «образовать ряд комиссий из специалистов для возможно более быстрого составления плана реорганизации промышленности и экономического подъема России».

Ленинский план научно-технических работ был направлен на всемерное и всестороннее развитие науки и прежде всего тех ее отраслей, которые могли помочь Советскому государству добиться рационального размещения производительных сил и завоевания экономической независимости страны.

Илья Ильич Мечников. Фотография. 1914 г.

Для практического претворения в жизнь программы развития науки в 1918 г. был организован научно-технический отдел ВСНХ. В его работах участвовали видные ученые и инженеры.

Советское государство осуществляло планомерное руководство наукой, укрепляя материально-техническую базу научных учреждений, оказывая поддержку творческой работе ученых в трудных условиях войны и разрухи. В марте 1920 г. по указанию Ленина была создана комиссия по улучшению быта ученых.

К концу 1920 г. около 5 тыс. ученых получали повышенные академические пайки.

Бессемеровский цех завода Круппа в Руре. Гравюра. 1890 г.

Установление тесных связей Академии наук с Советским государством означало поворот в жизни Академии и открыло широкие горизонты для подъема науки. В ее системе особенно интенсивно стали развиваться те области знаний, которые имели прикладное значение. В составе Академии наук были созданы новые научные учреждения, которые были призваны оказывать помощь народному хозяйству.

К решению этих задач была привлечена постоянная комиссия Академии наук по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), образованная во время империалистической войны.

В 1917—1920 гг. в составе КЕПС было несколько отделов. Так, соляной отдел КЕПС занимался исследованием соляных озер Крыма для получения солей магния.

Александр Степанович Попов. Фотография.

В мае 1918 г. был образован отдел оптики, преобразованный вскоре в Государственный оптический институт.

Большое значение для последующего развития науки имели такие отделы КЕПС, как отдел природных ископаемых во главе с академиком А. Е. Ферсманом; отдел исследования Севера под руководством академика А.

П. Карпинского; отдел животноводства и почвенный отдел.

Самолет братьев Райт. Фотография. 1908 г.

Большое значение для будущего химической науки имели созданный в КЕПС отдел по редким элементам и радиоактивным веществам (во главе с академиком В. И. Вернадским), а также Институт физико-химического анализа, Химический институт и Институт платины.

Институт физико-химического анализа был организован под руководством крупнейшего ученого-химика, академика Н. С. Курнакова уже в 1917 г.

в нем по поручению ВСНХ начались исследования легких сплавов алюминия и магния для электротехнической промышленности. В 1918 г. под руководством В.

Роберт Кох. Фотография.

И. Вернадского были организованы изучение и добыча радиоактивных веществ. В Платиновом институте были разработаны рациональные методы получения чистой платины и сопутствующих ей ценных для промышленности металлов — иридия, радия и др.

Кроме того, в координации с Академией наук работал основанный при непосредственном ее участии Радиевый институт. Для более тесного сотрудничества научных сил Академии наук и промышленности в 1920 г. была образована Радиевая ассоциация — прообраз будущих форм сотрудничества академических учреждений с промышленностью.

В рассматриваемый период под руководством академика А. Ф. Иоффе в Государственном рентгенологическом институте был основан Физико-технический отдел, ставший впоследствии одним из наиболее значительных институтов в системе академии.

Николай Егорович Жуковский. Фотография. 1911 г.

А. Ф. Иоффе выполнил ряд работ по рентгенографическому изучению кристаллов, полупроводников и т.

д. В мае 1919 г. был создан Государственный научно-исследовательский керамический институт.

В области теоретических исследований большое значение имели труды академиков А. А. Маркова по решению задач теории вероятностей и математической статистики, В.

А. Стеклова (математическая физика и гравиметрия), Я. В.

Успенского (теория чисел), академика А. Н. Крылова (теория кораблестроения).

В ведение Академии наук в этот период были переданы Пушкинский Дом (Институт русской литературы), Толстовский музей.

В 1918 г. была основана Социалистическая академия общественных наук, позднее переименованная в Коммунистическую академию при ЦИК СССР. Это новое учреждение должно было укрепить «изучение и преподавание социальных знаний и смежных наук с точки зрения научного социализма и коммунизма».

Комакадемия сыграла значительную роль в подготовке марксистских кадров советских ученых по общественным наукам, в организации и проведении научных исследований в этих областях. При Социалистической академии в конце 1920 г. в Москве был открыт Институт Маркса и Энгельса.

Научные учреждения страны, прежде всего академические, получали в трудные годы военного времени материальную и финансовую поддержку государства. Академия наук через различные комиссии и комитеты влияла на постановку научных исследований в учреждениях, не входящих в ее состав.

Консолидации научных сил страны содействовали проведенные при активном и непосредственном участии Академии наук всероссийские, а после образования Союза ССР — всесоюзные съезды ученых. В мае 1920 г. Академия наук провела совещание по вопросам Севера России, на которое было представлено около 100 докладов.

Академик И. П. Павлов вел исследования в области физиологии, и к этому времени были достигнуты значительные успехи в изучении условных рефлексов. Уже первые шаги развития советской науки характеризовали ее своеобразие — тесную связь с запросами народного хозяйства страны и общества в целом.

В работах созданной в феврале 1920 г. Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО) во главе с Г. М.

Кржижановским принимали активное участие более 200 ученых и специалистов. Для осуществления перспективного плана на 10—15 лет требовались большие промышленные и сырьевые ресурсы, в их изыскании значительное место принадлежало науке.

В. И. Ленин еще в 1918 г.

обращал внимание на перспективность изучения и освоения богатств Курской магнитной аномалии. В феврале 1919 г. во главе с академиком П.

П. Лазаревым была создана Комиссия по изучению Курской магнитной аномалии; летом 1919 г. начались полевые гидрографические и магнитологические работы.

В полярные области и Центральную Азию, в Западную Монголию направлялись минералогические экспедиции. Широкие исследования проводили почвоведы, обрабатывая материалы, накопленные в дореволюционный период. Севастопольская биологическая станция Академии наук приступила к систематическим исследованиям глубин Черного моря. Изучались типы и классы животных, населяющих территорию СССР, что было необходимо для будущего развития скотоводства, рыболовства, пушного промысла, а также для борьбы с сельскохозяйственными вредителями.

Наряду с сетью академических учреждений в эти годы начала складываться система научно-исследовательских институтов и организаций при НТО ВСНХ, перед которыми ставилась задача непосредственного обслуживания нужд народного хозяйства. С этой целью были созданы новые научно-исследовательские институты: Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ), прикладной химии, исследования твердого вещества, текстильный и др. Одним из первых возник по указанию Ленина Российский пищевой научно-технический институт, который занимался изысканием новых методов обработки пищевых продуктов.

Все это говорит о том, что в первые годы революции были заложены основы новой, социалистической культуры, положившие начало культурной революции в нашей стране. Это стало возможным благодаря тому, что рабочий класс в союзе с беднейшим крестьянством под руководством партии большевиков завоевал государственную власть и создал действительные условия для культурного роста трудящихся масс.

Следующая глава.

Наука − сфера человеческой деятельности, функцией которой являетсявыработка и систематизация знаний о действительности. Основные задачи науки: описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов.

В науке принято выделять три следующие составляющие:

None 4.                  субъект,5.                  объект6.                  сама активность.

формы познания. I. Чувственный (сенсорный) ур-нь связан с 1-й сигн. сист. и включает: 1) Ощущения 2) Восприятия  3) Представления 4) Воображение (фантазия) II. Рациональный (понятийный) уровень связан со 2-й сигн. сист. и включает: 1) Понятия  2) Высказывания 3) Суждения  4) УмозаключенияВиды познания: 1. Научное — основано на опыте и практич. проверке, рационально объясняет явления, стремится к объективной истине и осознает свои методы. 2. Обыденное — неспециализированное, поверхностное, но в основном рациональное; 3. Мистическое (в т. ч. оккультизм) — иррациональное, трудно проверяемое, претендует на прямую связь с абсолютом. Уровни познания: а) Эмпирическое = в чувственном контакте с предметом при вспомогат. роли мышления; – а) наблюдение– целенаправленное пассивное изучение предметов. б)  эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, его  воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях; в) сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов г) описание –  фиксирование наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначения, применяемых в науке; д) измерение– совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения  числового  значения  измеряемой  величины  в  принятых  единицах измерения. б) Теоретическое = путем размышления, при вспомогат. роли чувств. опыта. 1)  Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке),  2)  аксиоматический метод  – способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некоторые исходные  положения –  аксиомы  (постулаты),  из  которых выводятся все  остальные утверждения этой теории; 3) гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, основанный на  выведении (дедукции)  заключений  из  гипотез,  истинное  значение  которых  не  обосновывается (заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер); 4) восхождение от абстрактного к конкретному – метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» –Метатеоретический уровень научного исследования, по сути, не является обособленным и «пронизывает» как эмпирический, так и теоретический уровни научного исследования. Метатеоретический уровень (или блок) представляет собой совокупность идеалов, норм, ценностей, целей, установок, которые выражают ценностные и целевые установки науки.

2 Продуктом научной деятельности являются, прежде всего, знания. Но поскольку знания приобретаются не только в науке, они бывают научные и ненаучные.

Элементами научного знания являются факты, закономерности, теории, научные картины мира.

Ненаучное знание – это обыденное знание, искусство, религия, философия (в значительной своей части), интуитивно-мистический опыт, экзистенциальные переживания и т.д.

3 Как социальный институт и особая сфера культурыНаука – это социальный институт, организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля. Научное сообщество может выступать как:

  • сообщество всех ученых;
  • национальное научное сообщество;
  • сообщество специалистов той или иной области знания;
  • группа исследователей, изучающих определенную научную проблему.

Культура – все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. Ценность – факт культуры, и она социальна по своей сути. Уровень развития науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Наука – один из таких способов познания, возникает в ответ на потребность получения объективного, истинного знания о мире и вносит существенный вклад в развитие культуры. Влияние культуры 1. В культуре сконцентрирован исторический опыт духовного освоения человеком мира. Чем выше культурный уровень развития общества, тем более развита наука.

2. Культура во многом определяет историческую потребность общества в науке и даже возможность её развития. 3.

Посредством культуры устанавливается связь между научными открытиями и способностью общественного сознания воспринять эти открытия и дать им достойную оценку.  особенности науки, отличающие её от других проявлений культуры.

1. Научному познанию свойственен особый динамизм развития (устремленность к новациям, постоянному обновлению)2.Научная деятельность регулируется познавательной целью. Другие социальные цели (практическая, этическая, образовательная) имеют побочное, прикладное значение.

3. Научная деятельность основана на профессионализме её субъектов. 4. Научное познание формирует предельно рационализированный стиль мышления и требует постоянного его применения в исследовательской деятельности (и за пределами исследовательской деятельности, в быту тоже работает).

Естествознание – система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое.  Цели Естествознание – двоякие: 1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления и 2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.


Источники:

Вам также может понравиться