Наука и школа. Развитие техники

Принято различать ремесленное производство, мануфактурное и машинное. В ручном труде орудие труда играет роль единственного опосредующего звена между субъектом и объектом. В машинном производстве цепь опосредующих звеньев значительно возрастает.

Даже если источником движения была рука человека, машина играла роль посредника между рукой и орудием труда, рабочим инструментом (ткацкие, токарные станки с ручным приводом). Машины появились еще в Древнем мире и в Средневековье, но играли тогда второстепенную роль, подавляющая часть производства была основана на ручном труде. В мануфактурах роль машин возрастает, но ручной труд также еще распространен.

Промышленная революция началась в Англии в 60-х. гг. XVIII в. В XIX в. промышленная революция шла во Франции, Германии, Италии, США, России. Если в ремесленных мастерских использовались ручные орудия труда, а в мануфактурах машины, приводимые в действие мускульной силой человека, животных, силой ветра или воды, то в ходе промышленной революции на фабриках основным становится паровой двигатель. Отдельные модели парового двигателя появлялись в XVII веке. Модели постоянно совершенствовались. Наиболее удачной стала модель Джеймса Уатта (патент 1784 г. на универсальный двигатель крупной промышленности). На первом этапе промышленной революции рабочие машины внедрялись в текстильном производстве. На втором этапе паровой двигатель был внедрён во всех отраслях производства. На третьем этапе были изобретены металлообрабатывающие станки, перевернувшие технологии машиностроения. Был изобретены передаточные механизмы от парового двигателя к исполняющим машинам, что открыло дорогу созданию крупных заводов и фабрик. Сначала люди производили продукцию вручную, затем люди стали производить машины, которые производили продукцию. А затем и сами машины стали производиться машинами – это еще один этап промышленной революции. Для этого было необходимо добиться стандартизации деталей и машин («нормализации»), совместимости и взаимозаменяемости.

Профессия инженера могла стать массовой только в эпоху крупного машинного производства, когда объективно возникла потребность в носителях этой профессии, и когда в ответ на эту потребность стала формироваться система профессиональной подготовки инженеров. Существовавшие в Европе университеты и академии наук не могли взять на себя эту функцию. Возникали средние и высшие технические школы, ставшие центрами формирования технических наук.

Петербург. Библиотека и кунсткамера Академии наук. Гравюра XVIII века.

В подготовке инженера, в отличие от подготовки мастера, ремесленника, четко выделяется этап теоретического обучения, предшествующего практической выработке навыков. Первоначально в таких заведениях обучение имело практический характер, в форме передачи практических знаний и умений от наставника ученикам, но постепенно ориентация на освоение и применение естественнонаучных знаний усиливалась. Ярким примером такого учебного заведения стала основанная в 1794 г.

Парижская политехническая школа (Гаспар Монж), по образцу которой позднее стали создаваться инженерные школы в других странах. В России первые технические школы начали появляться с начала XVIII в. (горные, морские, военно-инженерные).

Подъем технического знания до научного уровня стал возможен, во многом, благодаря деятельности высших технических школ. Естественнонаучные теории проникали в прикладные технические знания и привели к возникновению технических наук. Технические науки возникли на стыке производства и естествознания. В них технические знания поднялись с эмпирического на теоретический уровень, а естественнонаучное знание получило практическое приложение.

В. Н. Татищев. Гравюра А. Осипова.

Первыми возникли технические науки механического цикла (теория механизмов и машин, детали машин). Во-первых, механическое движение – простейшая форма движения, поэтому механика стала развиваться раньше других разделов физики. Механическое движение макроскопических тел человек может непосредственно наблюдать органами чувств, поэтому оно легче поддается описанию, в отличие, например, от химических, электрических, тепловых процессов. Во-вторых, был накоплен богатый практический опыт создания всевозможных устройств, использующих механическое движение. Теория механизмов и машин как первая техническая наука начала формироваться в конце XVIII в. К 30-м гг. XIX. в структуре этой науки сформировались основы кинематики, к середине XIX в. сложилась динамика машин. Одной из первых технических наук стала также техническая термодинамика, как теория паровой машины. Паровые двигатели в начале XIX в. уже широко применялись. Изобретение парового двигателя – классический пример развития технического знания на эмпирическом уровне без применения естественнонаучных знаний. Хотя теоретические основы теплотехники начали формироваться уже е в XVIII в., в том числе, благодаря российским ученым (М.В. Ломоносов, Г.В. Рихман), изобретатели паровой машины, не зная еще законов термодинамики, смогли эмпирическим путем найти способ преобразования тепловой энергии в механическую. Но дальнейшее совершенствование парового двигателя было невозможно без естественнонаучного обоснования, без глубокого познания природных процессов, лежащих в основе его функционирования. Потребность в совершенствовании уже применявшегося на практике парового двигателя стимулировала развитие термодинамики, как естественнонаучной теории, и технической термодинамики, как науки технической. Гельмгольц математически обосновал закон сохранения энергии (1847). Клаузиус и Томсон сформулировали второе начало термодинамики. Начиная с XV-XVI вв. происходило накопление знаний по химической технологии в процессе развития промышленного производства кислот, щелочей, солей и др. Эти знания долгое время оставались на эмпирическом уровне и имели характер описания конкретных производств и их оборудования. Химические процессы гораздо сложнее поддаются научному, теоретическому объяснению, чем процессы механические. Становление химической технологии как науки относят к сер. XVIII – сер. XIX вв. До сер. XIX в. техника, в основном, опережала науку и стимулировала её развитие. Из производства шел заказ на новую технику, новая техника иногда изобреталась без особых вливаний научных теорий, без естественнонаучного сопровождения. Но дальше использование этих изобретений наталкивалось на проблемы, достигало предела возможностей эксплуатации эмпирически полученных принципов. Возникала потребность во вмешательстве естествознания. Этому способствовали четыре фактора: 1) Дефицит сырья, получаемого старыми способами, при росте спроса. Это стимулировало научный поиск способов синтетического производства. 2) Низкая эффективность эмпирически изобретенных технологий (паровая машина Ньюкомена требовала много угля, локомотив Стефенсона двигался медленно, а при больших скоростях сильно вибрировал). 3) Увеличение масштабов производства вело к достижению критических пределов техники, сконструированной по эмпирически полученным принципам. Эти пределы уже невозможно было отодвинуть на базе существующих принципов. 4) Требовалась большая точность технических процедур, недостижимая имеющейся техникой.

Эволюционное улучшение техники на базе имеющихся принципов исчерпало свои возможности. Наука позволяла вывести технику за пределы этих ограничений, путем выведения качественно новых принципов построения техники из естественнонаучных теорий, а не из имеющейся технической практики, не путем экстраполяции известных процессов. «Теория может играть роль эвристики в изобретении». Так наука помогла усовершенствовать производство стали, очищая руду от фосфора, помогла усовершенствовать конструкцию локомотива. Техника стимулировала науку на поиски, предъявляла заказ, а наука двигала вперед технику, исчерпавшую возможности роста на собственной основе. Таким образом, уже с сер. XIX в. наука начинает опережать технику и направлять её развитие. Так исследование электромагнитных явлений способствовало развитию электротехники (70-е гг. XIX в.). Ушедшая вперед наука выходила на практическое приложение своих знаний. Наука стала существенно влиять на технику, изобретая то, что не могло быть изобретено техниками-практиками, не следовало из ремесленной техники (например, телеграф, телефон – из электродинамики). Но делали это, все же, не сами естествоиспытатели, а люди с инженерным складом ума. Взаимодействие естествознания и техники в XIX в. все-таки еще не было систематическим. Оно зависело от многих случайных факторов (личные контакты ученых и практиков, вненаучные стимулы и др.). Сами естествоиспытатели, ведомые исследовательским интересом, зачастую не тратили время на поиск возможностей практического применения своих открытий. Максвелл и Герц работали над теорией электромагнитного поля, ведомые чисто познавательным интересом, не принимая во внимание возможность ее практического приложения в технике. Герц, уже сконструировав передатчик и приемник электромагнитных волн, не смог увидеть в этом возможностей практического применения. В.К. Рентген, изначально выучившийся на инженера, посвятил себя физическим исследованиям. Он отказался патентовать изобретенную им трубку, испускавшую х-излучение, и не занимался непосредственно конструированием приборов для практического применения своего открытия.

Но в ХХ веке характер научной и инженерной деятельности меняется, эпизодическое влияние науки на технику и производство сменяется систематическим взаимодействием. Научная и инженерная деятельность уже не могут развиваться обособленно, они тесно переплетаются, образуя единый процесс познания и использования законов природы, в котором научные открытия и технические изобретения являются последовательными этапами. Время между научными открытиями и их практическим воплощением неуклонно сокращается. Это общая и устойчивая тенденция. Границы между инженерной деятельностью и научной становятся все более условны и подвижны. С одной стороны, в университетах, исследовательских институтах создаются технопарки, позволяющие пройти этапы НИР, НИОКР, создания прототипа и выпуска малой серии продукции. С другой стороны, крупнейшие промышленные компании создают свои исследовательские лаборатории. В США уже в 1920 г. существовало около 300 таких лабораторий. Выстраивается цепь, на одном конце которой познавательная деятельность ученых, а на другом преобразующая деятельность инженеров. С 70–х гг. XIX в. до сер. ХХ в. продолжается классический этап развития технических наук, в ходе которого они окончательно выделились в самостоятельную область научного знания. Произошло их дисциплинарное оформление, формирование языка и методов познания. Технические науки стали строиться по образцу естественных наук, заимствуя структуру, организацию научного сообщества. Институционализация технических наук проявилась в становлении системы многоуровневого технического образования, в открытии технических школ по различным направлениям, в постепенном повышении их статуса, в приравнивании их к университетской науке (в них проводились самостоятельные научные исследования, им было дано право присуждать докторские степени). В 1935 г. в составе Академии наук СССР было создано Отделение технических наук.

В. Н. Татищев. Гравюра А. Осипова.

Накопление знаний вело к дифференциации технических наук. В конце XIX – н. XX вв. наибольшее развитие получила электротехника, что привело к качественным изменениям в промышленности. Паровой двигатель уступал место электрическому. В рамках электротехники зарождается радиотехника. В промышленности на первый план выходят машиностроение и приборостроение, металлургия, энергетика, горное дело, химическая промышленность и транспорт. Возникают все более крупные поточные, конвейерные производства. Началась автоматизация производства. В советской и российской науке этап развития, начавшийся в сер. ХХ в. принято называть научно-технической революцией. Происходит дальнейшее нарастание скорости развития технологий. Человечеству понадобилось 700 тыс. лет, чтобы придумать, как приделать к каменному рубилу деревянную рукоятку и создать каменный топор (первые составные орудия труда). И всего 50 лет потребовалось, чтобы перейти от движения по земле к освоению космоса. Начало НТР оказалось связано с завершением второй мировой войны. Военный конфликт стимулировал развитие военной техники, достижения которой затем способствовали развитию мирных технологий. Так было с разработкой ядерного оружия, а впоследствии – ядерной энергетики, а также с разработкой ракетного оружия и освоением космоса. Впоследствии «холодная война» также стимулировала развитие военно-промышленного комплекса.

Советские и многие российские ученые видят сущность НТР в слиянии науки и производства и в превращении науки в непосредственную производительную силу общества. На основе науки возникают качественно новые отрасли производства, которые не могли возникнуть из предшествующей производственной практики (ядерная энергетика, радиоэлектроника и вычислительная техника и др. ).

Углубляются интегративные тенденции, обусловленные необходимостью взаимодействия технических наук при реализации комплексных проектов. В качестве локомотива развития высоких технологий в настоящее время выступают нанотехнологии, биотехнологии и коммуникационные технологии. Применение высоких технологий вызывает глубокие изменения структуры отраслей производства, приводит к сворачиванию одних и к возникновению других отраслей.

Задачи НТР на современном этапе: 1) сбережение окружающей среды и природных ресурсов; 2) эффективное использование альтернативных источников энергии; 3) создание новых экологически чистых материалов с заданными свойствами; 4) дальнейшая информатизация всех сфер жизни с одновременным повышением информационной безопасности.

Негативным последствием НТР стало углубление глобальных проблем современности. Во второй половине ХХ-го столетия под влиянием научно-технического прогресса и ускорения темпов развития обостряются всевозможные противоречия, усиливается диспропорция в социально-экономическом, политическом, культурном развитии, в демографической и экологической ситуации.

В СССР увеличилось число научных учреждений и научных работников. В каждой союзной республике была своя Академия наук, в подчинении которой находилась целая система научных учреждений. В развитии науки были достигнуты значительные успехи. 4 октября 1957 г. был осу­ществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. со­стоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроход­цем космоса стал Ю.А. Гагарин. Строились новые все более мощные электростанции. Успешно развивались самолетостроение, ядерная физика, астрофизика и другие науки. Во многих городах создавались научные центры. На­пример, в 1957 г. возле Новосибирска был построен АкадемгородокПосле войны катастрофически уменьшилось количество школ, поэтому одной из задач правительства было создание новых сред­них учебных заведений. Увеличение числа выпускников средних школ вело к росту числа студентов вузов.

Обложка журнала «Наука и школа»

С 1954 г. в школах было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Была также отменена плата за обучение старшеклассников,студентов. Студентам стали выплачивать стипен­дию. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образова­ние, а десятилетняя школа переводилась на ll-летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включен труд на производстве.

Духовная жизнь и культура «развитого социализма».

Идеологи КПСС стремились поскорее забыть идею Хрущева построить к 1980 г. коммунизм. Эта идея сменилась лозунгом о «развитом социализ­ме». Считалось, что при «развитом социализме» сближаются на­ции и народности, сложилась единая общность – советский народ. Говорилось о бурном развитии производительных сил страны, о стирании граней между городом и деревней, о распределении богатства на принципах «От каждого по его способностям, каж­дому по его труду». Наконец, провозглашалось превращение госу­дарства диктатуры пролетариата в общенародное государство ра­бочих, крестьян и народной интеллигенции, между которыми грани также непрерывно стираются.

В 60 – 70-е гг. хх в. культура перестала быть синонимом идеоло­гии, утратил ось ее единообразие.

Идеологическая составляющая культуры отступала на задний план, уступая место простоте и искренности. Популярность приобрели произведения, созданные в провинции – В Иркутске, Курске, Воронеже, Омске и т. д.

Тем не менее, идеологические тенденции в культуре были еще очень сильны. Отрицательную роль играл воинствующий атеизм. Усилились гонения на Русскую православную церковь.

В стране закрывались храмы, священников смещали, лишали сана. Воин­ствующие безбожники создавали специальные организации для проповеди атеизма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Научная школа — объединение ученых, т.е. форма кооперации труда. В естественных науках тттколы появились во второй половине XIX в., когда все возраставшие масштабы эксперимента потребовали кооперированного труда группы исследователей. С тех пор наука претерпела радикальные изменения не просто по масштабам, но и по принципам организации. Развиваясь вначале в формах «малой науки», аналогичной по организации ремесленному производству, к середине XX в. она постепенно превратилась в «большую науку», организованную по принципу промышленного производства. Однако, поскольку основной функцией науки является не репродуцирование известного, а созидание нового, неадекватная ее задачам и потребностям промышленная организация дополнялась и дополняется инициативной кооперацией производителей знания. Естественно, что с преобразованием условий научной деятельности появляются новые формы самоорганизации ученых, и даже те, которые перенесены из малой науки, не могут остаться неизменными. Все это полностью относится и к научным школам, также претерпевшим историческую эволюцию, в которой можно выделить три периода, три этапа. период (до 30-х годов) — малая наука, этап «классических» научных школ: наука, за малым исключением, локализована в университетах и подобных им вузах, естественнонаучные исследования — в университетских лабораториях; школа организуется вокруг учителя-ли- дера [5] в основном на время учебы, постоянные участники появляются в ней лишь при наличии у лидера возможности оставлять часть выпускников на работу. Основные функции школы, которую в таком ее виде называют классической, — обучать для науки и вести исследования. В зависимости от стабильности состава ее участников доминирует научно-образовательная или исследовательская функция. период (30—50-е годы) — переход от малой науки к большой, становление так называемых дисциплинарных ттткол[65]: наука постепенно уходит в НИИ (на Западе частично, у нас фактически полностью). Отечественная специфика 20—30-х годов обуславливалось бурным строительством множества научно-исследовательских институтов, создававших массу рабочих мест. Их кадры формировались ведущими учеными, совмещавшими педагогическую работу в вузе с исследовательской работой в НИИ. Благодаря практически неограниченному количеству свободных рабочих мест лидеры имели возможность принять в штат НИИ всех своих лучших учеников, которые группировались вокруг них в вузе. Таким образом возникавшие по классическому канону тттколът постепенно локализовались в структурах НИИ, составляя устойчивые и к тому же постоянно пополняемые коллективы [11]. Безусловно, такие школы были исследовательскими, сосредоточенными на эффективных научных исследованиях в пределах своей научной дисциплины. Этой основной функции соответствовали как обучение, так и социализация «школьников», полностью подчиненные специфике принявшего их НИИ. Принципиальная новизна этого этапа заключалась в первоначально, безусловно, благотворной институционализации неформально созидаемых школ, в такой интеграции структур организации и самоорганизации, которая сделала практически неразличимым состав исследовательских школ и штат лабораторий, затем — отделов, а потом и научных институтов. период (с 60-х годов) — большая наука, этап институционализированных («дисциплинарных») научных школ, в основном переместившихся в НИИ; однако теперь их связи с вузами минимизированы из-за запрещения совместительства. Институциональная привязка нарушает естественный процесс развития школы, которая для сохранения своей новационной функции уже через два-три поколения исследователей должна заменяться дочерними образованиями с новой проблематикой. Утрачивая в этих обстоятельствах две основные функции из трех (образовательную и новационную), старая школа как форма организации научной деятельности теряет большую часть своих преимуществ и превращается в носителя традиций, которые играют в науке не только положительную, но и отрицательную роль. Такие постепенно застывавшие школы гипертрофированного размера стали типичным феноменом советской науки 70—80-х годов[66]. Хотя с течением времени вид школ в любом случае изменяется, главная задача школы как одной из форм самоорганизации науки — активизировать и сохранять творческий характер и инновационную направленность научной деятельности, одновременно подготавливаяи вводя в науку новые поколения, — не потеряла своей актуальности. Поскольку этой задаче соответствуют и «классическая», и «дисциплинарная» школы, оба эти вида сохраняются до настоящего времени. Классические и квазиклассические варианты тттколът особенно продуктивны в неустановившихся неинституционализированных и, возможно, еще не признанных проблемных областях — ростовых точках науки. Эти новаторские коллективы активно действуют, но они еще не доказали своей результативности и будут оценены только со временем. Сосредоточив внимание на феномене научной школы, можно прийти к неверному выводу, что именно эта и только эта форма кооперации исследовательского труда обеспечивает эффективное сочетание преемственности и инновативности в научной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что научные школы — только одна из форм самоорганизации процесса производства научного знания [6], причем форма дополнительная, так как наука развивается весьма продуктивно и там, где научных школ (в рассмотренном понимании) не существует (подробнее об этом см. далее).

Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс, вторая половина XIX в. — это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой.

«Возьмите любую книгу иностранного научного журнала, и Вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство», — писал К. А.

Тимирязев. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях.

В стране возникли новые научные центры: Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863), Общество русских врачей. Русское техническое общество (1866). При всех российских университетах были созданы физико-математические общества. В 70-х гг. в России действовало более 20 научных обществ.

Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика П.Л. Чебышева (1831—1894). Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей.

В Киеве возникла алгебраическая школа во главе с Д.А. Граве (1863— 1939).

Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д. И. Менделеев (1834—1907). Он доказал внутреннюю силу между всеми видами химических веществ. Периодическая система явилась фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед эту науку. Работа Д. И. Менделеева «Основы химии» была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана восемь раз.

Ученые Н.Н. Зинин (1812—1888) и А.М. Бутлеров (1828—1886) — основоположники органической химии. В середине XIX в. Зинин открыл реакцию ароматических производных в ароматические амины. Этим методом он синтезировал анилин — основу для создания промышленности синтетических красителей, взрывчатых веществ и фармацевтических препаратов. Бутлеров разработал теорию химического строения и был создателем крупнейшей казанской школы русских химиков-органиков.

Основоположник русской физической школы А.Г. Столетов (1839—1896) сделал ряд важнейших открытий в области магнетизма и фотоэлектрических явлений, в теории газового разряда, получившей признание во всем мире.

Из изобретений и открытий П.Н. Яблочкова (1847—1894) наиболее известна так называемая «свеча Яблочкова» — практически первая пригодная дуговая электрическая лампа без регулятора. За семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А.Н. Лодыгин (1847—1923) создал лампу накаливания с применением вольфрама для накала.

Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859—1905). 25 апреля 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал работу «грозоотметчика» — радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение.

А.Ф. Можайский (1825—1890) исследовал возможности создания летательных аппаратов. В 1876 г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей. В 80-х гг. он работал над созданием самолета. Н.Е. Жуковский (1848—1921) — автор исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики, гидравлики, теории регулирования машин. Он создал единую научную дисциплину — экспериментальную и теоретическую аэродинамику. Им была сооружена одна из первых в Европе аэродинамическая труба, определена подъемная сила крыла самолета и разработан метод ее вычисления.

Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского (1857—1935), одного из пионеров космонавтики. Преподаватель гимназии в Калуге, Циолковский был ученым широкого масштаба, он первым указал пути развития ракетостроения и космонавтики, нашел решения конструкции ракет и ракетных двигателей.

Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н. Лебедевым (1866—1912), который доказал и измерил давление света.

Огромны были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов.

Крупнейшие открытия были сделаны русскими учеными в физиологии. И.М. Сеченов (1829—1905) — основоположник естественно-научного направления в психологии и создатель русской физиологической школы. Он положил начало научному исследованию нервной деятельности человека. Его умение о рефлексах И. П. Павлов назвал «гениальным взмахом русской научной мысли».

Научные интересы И.П. Павлова (1849—1936) представляла физиология мозга. Он создал основанное на опыте учение о высшей нервной деятельности, современные представления о процессе пищеварения и кровообращения. Учеными всего мира он был признан величайшим авторитетом в области физиологии, в 1904 г. за огромный вклад в мировую науку ему была присуждена Нобелевская премия.

И.И. Мечников (1845—1915) — выдающийся эмбриолог, микробиолог и патолог, внесший большой вклад в развитие науки. Он основоположник (совместно с А.О. Ковалевским, 1840—1901) новой научной дисциплины — сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе, имеющего огромное значение в современной микробиологии и патологии. Его труды в 1905 г. были отмечены Нобелевской премией (вместе с П. Эрлихом).

Крупнейшим представителем российской науки был К.А. Тимирязев (1843— 1920). Он исследовал явление фотосинтеза — процесса превращения неорганических веществ в органические в зеленом листе растений под воздействием солнечных лучей, доказав применимость закона сохранения энергии к органическому миру.

В.В. Докучаев (1846—1903) — создатель современного генетического почвоведения, изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозем», признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов. Много сделали в исследовании Севера России, Урала и Кавказа основатель русской геологической научной школы А.П. Карпинский (1846/47—1936) и А.А. Иностранцев.

Большой интерес в мире вызвали экспедиции по изучению Средней и Центральной Азии и Уссурийского края Н.М. Пржевальского (1839—1888), впервые описавшего природу этих регионов. Он внес огромный вклад в исследование флоры и фауны этих регионов, впервые описал дикого верблюда, дикую лошадь (лошадь Пржевальского). П.П. Семенов-Тян-Шанский (1827— 1914) — руководитель Русского географического общества, исследовал Тянь-Шань, инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию, издал в соавторстве (с В. И. Ломанским) труд «Россия. Полное географическое описание нашего отечества».

Н.Н. Миклухо-Маклай (1846—1888) — русский ученый, путешественник, общественный деятель и гуманист. Во время путешествий в Юго-Восточную Азию, Австралию, на острова Океании он провел ценные географические исследования, не утратившие до сегодняшнего дня своего значения. Он доказывал, что отсталость в развитии народов этих регионов объясняется историческими причинами. Выступал против расизма и колониализма.

Источники:

Вам также может понравиться