Земли полян являлись ядром древнерусского государства, и отмечалось, что в то время полян называли русью. Соседями полян на востоке были северяне, жившие по рекам Десне, Сейму, Суле и Северскому Донцу. Вниз по Днепру, южнее полян, жили уличи, переселившиеся в середине Х в.
в междуречье Днестра и Буга. На западе соседями полян были древляне, часто враждовавшие с киевскими князьями. Еще далее на запад были расположены земли волынян, бужан и дулебов.
Крайними восточнославянскими областями были земли тиверцев на Днестре (древнем Тирасе) и на Дунае и белых хорватов в Закарпатье. Севернее полян и древлян находились земли дреговичей (на болотистом левобережье Припяти), а на восток от них, по реке Сож, – радимичей, по верхней Оке – вятичи. Севернее радимичей были расположены земли другого большого «племени» кривичей, которые делились на восточных и западных.
Последние жили по реке Полота и именовались еще и полочане. Поселения кривичей на восток доходили до нынешней Московской области, где смыкались с вятичами.
Ранние восточнославянские объединения носили либо старые племенные названия (по районам расселения – кривичи, хорваты, дулебы, северяне), либо получили новые имена, чаще всего связанные с характером занимаемой территории (дреговичи, поляне, древляне) или с реками, вдоль которых они расселялись (бужане, полочане).
В исторической литературе за этими областями укрепился условный термин «племена» («племя полян», племя радимичей»). Каждая область являлась объединением нескольких мелких племен. В каждом племени собиралось, вероятно, вече, решавшее важнейшие вопросы общественной жизни; выбирался военный вождь (князь); существовали постоянная дружина из молодежи и общеплеменное ополчение (полк, тысяча, разделенная на сотни). В пределах племени был свой град. Там собиралось общеплеменное вече, находился торг, производился суд. Развитие мирных связей между племенами, или военные победы одних племен над другими, или же, наконец, необходимость борьбы с общей внешней опасностью содействовали созданию союзов племен. У восточных славян сложение пятнадцати крупных племенных союзов можно отнести примерно к середине 1 тысячелетия н. э.
В VI – IX вв. на территории восточных славян возникали города – Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Суздаль. Их возникновение было результатом оживленного торгового и переселенческого движения.
Города возникали как торговые центры, затем становились крепостями, бравшими под защиту окрестное земледельческое население от внешней опасности, затем превращались в административные пункты. Так появилась первая политическая форма на Руси – городские области или волости. Это городское деление не имело племенного происхождения.
Киев объединял полян и древлян, Новгород – ильменских словен и кривичей, Смоленск – часть кривичей и радимичей. В результате нового территориального деления, возрастали роль и значение князя и знати.
В последней четверти IX в. в результате объединения двух главных центров восточных славян: Новгорода и Киева, а также земель расположенных вдоль пути «Из Варяг в Греки». Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию.
Большая Советская энциклопедия
форма социальной организации общества эпохи разложения первобытнообщинного строя (См. Первобытнообщинный строй). Возникает в связи с распространением грабительских воин (см. Военная демократия) и потребностью обороны, которые приводили к объединению племен в более крупные общественные структуры. Первоначальные С. п., известные у сев.-амер. индейцев (Лига ирокезов, Союз криков, Великая конфедерация прерии и др.), видимо, строились на основе самостоятельности и равенства членов, что соответствовало еще сохранявшемуся равенству членов отдельных племен. С дальнейшим разложением первобытного общества С. п. обычно превращались в иерархические объединения подчиненных и господствовавших племен, управлявшиеся верхушкой последних. Такие объединения известны у меланезийцев Новой Каледонии и островов Фиджи, туарегов Сахары, бедуинов Аравии и т. д. Возникновение С. п. сопровождалось усилением экономических и культурных связей между входившими в их состав родственными и неродственными племенами, их смешением и постепенным превращением в новую форму этнической общности — Народность. Существует также мнение, что на основе С. п. складывалась особая, переходная от племени к народности форма этнической общности — межплеменная общность, или семья племён. Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Бромлей Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973.,
- Берберских племен восстание — 740 — 742 — одно из крупнейших антифеод. восстаний в Сев. Африке, способств. падению династии Омейядов. После араб. завоев. Сев. Африки б.ч. берберских племен приняла ислам, рассчитывая… Древний мир. Энциклопедический словарь
- БЕРБЕРСКИХ ПЛЕМЁН ВОССТАНИЕ 740-742 — одно из крупнейших антифеод. восстаний в Сев. Африке, способствовавших падению династии Омейядов. После араб. завоевания Сев. Африки б. ч. берберских племен приняла ислам, рассчитывая получить… Советская историческая энциклопедия
- ШЕСТНАДЦАТЬ ЦАРСТВ ПЯТИ ПЛЕМЕН — царства, созд. некитайскими племенами на С. Китая и существовавшие в разное время на протяжении 304-439… Советская историческая энциклопедия
- Аймара (язык индейских племён) — Аймара, язык индейских племён аймара. Распространён главным образом в южной части департамента Пуно и в департаменте Ла-Пас и Оруро . Употребляется наряду с государственным испанским языком… Большая Советская энциклопедия
- Арабских племён восстание 632-633 — т. н. ар-ридда , восстание племён Аравийского полуострова против ислама и мединского правительства, происшедшее после смерти Мухаммеда… Большая Советская энциклопедия
- Гуарани (язык индейских племён) — Гуарани, язык южноамериканских индейских племён , относящийся к семье языков тупи-гуарани. До колонизации Южной Америки был распространён на территории современной Бразилии, Парагвая, северной Аргентины… Большая Советская энциклопедия
- Иберы (этнич. назв. вост.-груз. племён) — Иберы, в античных источниках этническое название восточно-грузинских племён, живших на территории Иберии. И. сыграли главную роль в процессе консолидации и формирования единого грузинского народа… Большая Советская энциклопедия
- Нага (группа горн. племён) — Нага, группа родственных горных племён и народностей , населяющих штат Нагаленд и частично Манипур и Ассам на С.-В. Индии; часть Н. живёт в пограничных районах северо-западной Бирмы… Большая Советская энциклопедия
- Пелым (объединение племён манси) — Пелым, объединение племён манси, существовавшее с середины 15 в. до конца 16 в. на рр. Пелым, Сосьве и Лозьве, включавшее в себя также племенные объединения манси по р. Конде и на р. Тавде … Большая Советская энциклопедия
- Печенеги (союз племён) — Печенеги, союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами. Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности… Большая Советская энциклопедия
- Пуэбло (исп. назв. группы индейских племён) — Пуэбло , испанское название группы индейских племён на Ю.-З. современных США. Численность около 35 тыс. чел. . Говорят на языках хопи, суньи, керес, тано… Большая Советская энциклопедия
- Саки (назв. ираноязычных племён) — Саки, название ираноязычных племён 1-го тыс. до н. э. ‒ первых веков н. э. В клинописных надписях, у античных авторов, в китайских хрониках, в индийских и других источниках применялось для обозначения… Большая Советская энциклопедия
- СЕМЬ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН — первое славянское государственное образование на Балканском п-ове … Большой энциклопедический словарь
- СОЮЗ ПЛЕМЕН — форма социальной организации эпохи разложения первобытнообщинного строя – объединение нескольких племен… Большой энциклопедический словарь
- Какая смесь одежд и лиц, Племен, наречий, состояний — Какая смѣсь одеждъ и лицъ, Племенъ, нарѣчій, состояній разношерстная толпа. Ср. вся анфилада комнатъ была наполнена толпою гостей… тутъ была смѣсь одеждъ и лицъ, племенъ, нарѣчій и состояній. Дружининъ… Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
- Вождь народов [и племён] — Публ.Устар. Патет. И. В. Сталин. Клушина, 38… Большой словарь русских поговорок
Документ № 7: Столкновения племен с англичанами в полосе «независимых» племен 27 октября 1942 г.Недели две тому назад в полосе «независимых» племен (Северо-западная Пограничная Провинция Индии) произошел ряд столкновений между англичанами и племенами.Племена (моманды, 10.2. Европейский союз, Валютный союз и единый рынок Европы 9 ноября 1989 года рухнула Берлинская стена. В течение следующих двух лет произошли ликвидация коммунизма как политической силы, распад Советского Союза и объединение Германии.Получив большую поддержку в 1980-х 3. Образование племен Как мы уже видели, у всех приматов численность групп составляет несколько десятков, и эта численность, определяемая социальным инстинктом, несомненно сохранялась у дочеловеческих гоминидов и у первых людей. У всех общественных животных величина Фото 15. Встреча экипажей космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» (Торжественный кортеж на улицах Москвы. В машине (слева направо): Г.С.Шонин, В.Н. Кубасов, В.А. Шаталов, А.С.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Германия во второй половине XIV столетия: короли из Люксембургского дома: Карл IV, Вацлав, Сигизмунд и великие федерации. — Городские союзы и войны: Швабско-Рейнский союз. — Ганза. — Швейцарский союз Карл IVСмерть Людовика не вызвала никаких потрясений:
§ 2. Великоморавский союз племён В конце VIII — начале IX столетия чехо-моравские племена подверглись нападению со стороны франков. Карл Великий (768–814) разбил аваров и вытеснил их из славянских земель. Франки утвердили свою власть над славянами между Савой и Дравой и далее 59. РЕЙНСКИЙ СОЮЗ 1806 г. ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ 1815 г. В 1806 г. под воздействием наполеоновской Франции, активно влиявшей на европейскую политику, используя свою военную мощь, 16 германских государств вошли в «Рейнский союз». Таким образом была окончательно разрушена Виталий Третьяков. Союз Ельцина и Горбачева. С чьей стороны союз?[225] (…) Пока Ельцину нет достойных соперников на политическом Олимпе России. Он первый в ее истории всенародно избранный Президент. Он является символом борьбы с властью КПСС и центра. Он — персональное Фискальный союз – трансфертный союз Если сравнивать ситуацию в области финансовой политики в еврозоне или во всем ЕС с ситуацией в таких федеральных государствах, как США, ФРГ или Швейцария, то бросается в глаза центральное различие:– Хотя бюджет Европейского союза за Український Національний союз – Український Національно-Державний союз – продовження 24 жовтня принесло УНСоюзові перший практичний результат: до складу Ради Міністрів увійшли «шість представників УНС (усі – члени УПСФ): міністр юстиції А. Вязлов, міністр ісповідань О.
УЧИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ И СОЮЗ УЧИТЕЛЕЙ — ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТОВ Царское правительство подбирало учителей, которые бы служили ему не за страх, а за совесть. Оно ссылало и сажало в тюрьму учителей-социалистов. Социалист мог попасть в учителя лишь контрабандой, скрывая свои.
⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒Земли полян являлись ядром древнерусского государства, и отмечалось, что в то время полян называли русью. Соседями полян на востоке были северяне, жившие по рекам Десне, Сейму, Суле и Северскому Донцу. Вниз по Днепру, южнее полян, жили уличи, переселившиеся в середине Х в. в междуречье Днестра и Буга. На западе соседями полян были древляне, часто враждовавшие с киевскими князьями. Еще далее на запад были расположены земли волынян, бужан и дулебов. Крайними восточнославянскими областями были земли тиверцев на Днестре (древнем Тирасе) и на Дунае и белых хорватов в Закарпатье. Севернее полян и древлян находились земли дреговичей (на болотистом левобережье Припяти), а на восток от них, по реке Сож, – радимичей, по верхней Оке – вятичи. Севернее радимичей были расположены земли другого большого «племени» кривичей, которые делились на восточных и западных. Последние жили по реке Полота и именовались еще и полочане. Поселения кривичей на восток доходили до нынешней Московской области, где смыкались с вятичами.
Ранние восточнославянские объединения носили либо старые племенные названия (по районам расселения – кривичи, хорваты, дулебы, северяне), либо получили новые имена, чаще всего связанные с характером занимаемой территории (дреговичи, поляне, древляне) или с реками, вдоль которых они расселялись (бужане, полочане).
В исторической литературе за этими областями укрепился условный термин «племена» («племя полян», племя радимичей»). Каждая область являлась объединением нескольких мелких племен. В каждом племени собиралось, вероятно, вече, решавшее важнейшие вопросы общественной жизни; выбирался военный вождь (князь); существовали постоянная дружина из молодежи и общеплеменное ополчение (полк, тысяча, разделенная на сотни).
В пределах племени был свой град. Там собиралось общеплеменное вече, находился торг, производился суд.
Развитие мирных связей между племенами, или военные победы одних племен над другими, или же, наконец, необходимость борьбы с общей внешней опасностью содействовали созданию союзов племен. У восточных славян сложение пятнадцати крупных племенных союзов можно отнести примерно к середине 1 тысячелетия н. э.
Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами, в первую очередь с восточными, отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений.
Главные торговые пути проходили по рекам Волхову-Ловати-Днепру (путь “Из варяг в греки”), Волге, Дону, Оке. Товарами славянских племен были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности.
Быт славян определялся характером их деятельности. Они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. Жилище представляло собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.
4. Языческая РусьКак и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Первое место среди них занимало божество солнца — Дажьбог или Даждьбог, Хорс, Велес или Волос. Трудно сказать, почему ему давались различные имена: Дажьбога почитали, как источник тепла и света, как подателя всех благ; Велеса — как покровителя стад или “скотьяго бога”; “великим Хорсом” по-видимому называли самое солнечное светило, свершающее путь по небу. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза с страшным громом и смертоносною молниею. Ветер имел свое божество — Стрибога. Небо, в котором пребывал Дажьбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца, почему Дажьбогу было усвоено отчество Сварожича. Божество земли носило имя Мать-Земля сырая; почитая землю, как свою мать, славяне чтили Дажьбога и Велеса, как дедов человеческих. Но все эти образы богов не получили у славян той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, “идолы”. Им приносились жертвы, иногда даже человеческие; этим и ограничивалось идолослужение. Замечательно, что варяжская (германская) мифология не оказала никакого влияния на славянскую, несмотря на политическое господство варягов; так было по той причине, что языческие верования варягов не были ни яснее, ни крепче славянских: варяги очень легко меняли свое язычество на славянский культ, если не принимали греческого христианства. Князь Игорь, варяг по происхождению, и его варяжская дружина уже клялись славянским Перуном и поклонялись его идолу.
Более культа видимой природы у русских славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром (отсюда наше слово пращур) и приносили ему жертвы.
Прародительницы рода назывались рожаницами и так же почитались, как и род. С падением родовых связей, когда семьи обособлялись в отдельных дворах, место рода заступил семейный предок — дедушка домовой, покровитель своего двора, невидимо управляющий ходом его хозяйства. Вера в загробную жизнь, проникавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, что души умерших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды (русалки).
Веря в существование таинственных хозяев человеческих жилищ, славянин искал таких же хозяев жилищ, в лесу (лешие), в воде (водяные). Вся природа казалась ему одухотворенной и живой. Он вступал с ней в общение, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождал эти перемены различными обрядами.
Наблюдая правильную смену лета зимою, а зимы летом, видя как бы уход солнца и тепла к зиме и их возвращение к лету, славяне приветствовали “поворот солнца на лето” особым праздником — колядою (от латинского calendae; другое название этого праздника “овсень” — от “о весень”). За этим праздником следовали другие в честь того же солнца — проводы зимы, встреча весны (“красная горка”), проводы лета (праздник “купалы”). Одновременно шли праздники и в воспоминание об умерших, носившие общее название тризн.
Была весенняя тризна по предкам — “радуница”, был летний праздник “русалий”, такого же поминального характера. Обряды, сопровождавшие языческие праздники, пережили самое язычество. Они удержались в народе даже до нашего времени и были приурочены к праздникам христианского календаря: коляда — к Святкам, проводы зимы — к масленице, красная горка и радуница — к Святой и Фоминой неделям, “купала” и русалий — к Иванову дню.
5. Общественный стройВо II-V вв. Только у ограниченной части восточнославянских племен лесостепной зоны наблюдался высокий для того времени уровень развития производственных сил, что позволяет говорить лишь о начале процесса образования классов на территории, которая впоследствии закономерно стала ядром древнерусского государства. В VI – IX вв. пашенное земледелие, известное у антов, продвигается далеко в глубь лесной зоны.Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Земледелие являлось главной отраслью хозяйства. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, лен, конопля и др. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Активное использование железа позволило производить излишки сельскохозяйственной продукции для обмена с другими народами. Культивировались: рожь, ячмень, овес, лен и др. Ремесло отделилось от земледелия в VI – VIII вв. н.э. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий.
Промыслы (охота, рыболовство, бортничество – сбор меда диких пчел и др. ), домашнее скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян. Выделялись специалисты – кузнецы, литейщики.
Мастера золотых и серебряных дел, позднее – гончары. Создавались ремесленные поселки. Ремесленные мастерские концентрировались на городищах-погостах и в племенных «градах», становившихся зародышами феодальных городов.
Исторически сложившееся различие между южной и северной частями русских земель постепенно стирались. Уровень ремесла и сельского хозяйства был таков, что допускал обработку земли силами отдельной семьи, родовая община становилась соседской.
На протяжении VI –IX вв. продолжался интенсивный распад родо-племенных связей. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делало излишним существование прочно спаянных родовых коллективов.
Началась распашка новых земель силами отдельных семей. Отдельные семьи, объединенные уже не на основе родства, а на основе общности хозяйственной жизни, образовывали сельскую (соседскую), или территориальную, общину. Члены этой общины, индивидуально владея отдельными пашенными земельными участками, в то же время имели право пользоваться угодьями, принадлежащими общине.
В пределах общины развивался институт частной собственности. С VI в. вырабатываются специальные системы знаков собственности, которыми отмечались оружие, кони и другое имущество.
В результате походов на Византию славяне, по словам Иоана Эфесского, «разбогатели, нажили золота и серебра и владеют стадами коней и оружием, научившись военному делу лучше самих византийцев», особенно обогатилась племенная знать – князья и бояре. В некоторых Византийских источниках IV – VI вв. имелись известия о пленных, уводимых в страну славян (антов), и о выкупе за них.
Удачные походы укрепляли положение князей и боярства. Росла имущественная дифференциация как внутри родовых общин, так и внутри племен. Выделялась постоянная племенная дружина, члены которой отличалась по экономическому и социальному положению от своих соплеменников.
Развитие земледелия, отделение ремесла от земледелия, рост имущественного неравенства, развитие частной собственности, усложнение аппарата племенных княжений, а также усиление боярства – все это подготавливало возникновение нового, феодального способа производства и, следовательно, формирование раннефеодального государства.
Все феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. поделены на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к государству.
Каждое сословие имело свой юридический статус. Рассматривать феодальное общество как поделенное на исключительно эксплуататоров и эксплуатируемых – упрощение. Представитель феодального класса при всем своем материальном благополучии мог потерять жизнь вероятнее, чем бедный крестьянин.
Монашество же проживало в таком аскетизме и лишениях, что его положение вряд ли могло вызвать зависть простых сословий. Рабы и холопы. Не став преобладающим способом производства, рабство на Руси получило распространение только как общественный уклад.
На то были свои причины. Содержание раба обходилось слишком дорого, долгой русской зимой занять его было нечем. Неблагоприятные для использования рабского труда климатические условия дополнял упадок рабства в сопредельных странах: не было наглядного примера для заимствования и распространения этого института в славянских землях.
Его распространению препятствовали также развитые общинные связи, возможность получения урожая силами свободных общинников. Рабство на Руси носило патриархальный характер. Для обозначения рабского состояния использовались термины “раб”, “челядин”, “холоп”.
Впрочем, некоторые историки полагают, что эти термины разного происхождения: челядь и холопы были из соплеменников, рабы – из военнопленных. Кроме плена, источником рабства было рождение от рабыни. В рабство попадали также преступники и банкроты.
Зависимый человек (закуп) мог стать рабом в случае неудачного бегства от своего хозяина или кражи. Были случаи самопродажи в рабство. Правовой статус раба со временем менялся.
Начиная с XI в. в русском праве стал действовать принцип, согласно которому раб не мог быть субъектом правоотношений. Он был собственником господина, своей собственности он не имел.
За уголовные преступления, совершенные холопом, нанесенный им материальный ущерб ответственность нес хозяин. За убийство холопа он получал возмещение в 5-6 гривен. Под влиянием христианства происходило облегчение участи холопов.
Применительно к XI в. можно уже говорить о защите личности холопа по прагматическим причинам. Появилась прослойка холопов, выдвинувшихся на административной службе у господина и имевших право повелевать от его имени другими категориями зависимого населения.
Церковь усиливает преследования за убийство холопов. Рабство перерождается в одну из форм тяжелой личной зависимости с признанием за холопами некоторых прав, прежде всего права на жизнь и имущество. Феодалы.
Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т. д.
Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения. Русская Правда, например, устанавливает двойную виру в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тиунов, конюхов, огнищан.
Но о самих боярах и дружинниках она молчит, из чего можно заключить, что вероятнее всего за посягательство на их жизнь полагалась смертная казнь. Господствующий класс древнерусского общества носил название “бояре”. Наряду с этим, наиболее распространенным наименованием, в источниках встречаются и другие: лучшие люди, нарочитые мужи, княжьи мужи, огнищане.
Было два пути формирования класса бояр. Во-первых, боярами становилась родоплеменная знать, выделявшаяся в процессе разложения родового строя. Это и были нарочитые мужи, градские старцы, земские бояре, выступавшие от имени своего племени.
Вместе с князем они участвовали в военных походах, обогащаясь за счет захваченных трофеев. Вторую категорию составляли бояре княжеские – бояре-огнищане, княжьи мужи. По мере укрепления власти киевских князей земские бояре получали из рук князя иммунитетные грамоты, закреплявшие за ними в качестве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них земли.
В дальнейшем слой земских бояр полностью сливается с боярами княжескими, различия между ними исчезают. Княжеские бояре, входившие во вторую категорию бояр, были в прошлом дружинниками князя, а во время военных походов становились ядром русского войска. Постоянно находясь при князе, дружинники выполняли различные его задания по управлению государством, были советниками князя по вопросам внутренней и внешней политики.
За эту службу князю дружинники наделялись землей и становились боярами. Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития.
Христианское вероисповедание, сменившее язычество, принесло с собой учение о божественном происхождении верховной государственной власти, смиренном к ней отношении. После принятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям.
В руках у митрополитов и епископов было сосредоточено большое количество сел и городов, у них имелись свои слуги, холопы и даже войско. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем она была изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.
Во главе церковной организации стоял митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом. При митрополите действовал собор епископов. Территория страны была разбита на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит.
В своих епархиях епископы управляли церковными делами совместно с коллегией из местных священников – клиросом. Городское население. Киевская Русь была страной не только деревень, но и городов, которых насчитывалось до трехсот.
Города были военными опорными пунктами, очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь существовала организация, подобная гильдиям и цехам западноевропейских городов. Все городское население платило налоги.
Церковный устав князя Владимира говорит об уплате пошлин с мер и весов; существовал также и особый общегородской налог – погородие. Древнерусские города не имели своих органов самоуправления, находились под княжеской юрисдикцией. Поэтому городского (“магдебургского права”) на Руси не возникло.
Свободные городские жители пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все ее статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль в жизни городов играло купечество, которое рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно “купеческое сто” действовало при какой-либо церкви.
“Ивановское сто” в Новгороде было одной из первых купеческих организаций в Европе. Крестьянство. Основную массу населения составляли смерды.
Некоторые исследователи полагают, что смердами именовались все сельские жители. Другие считают, что смерды – это лишь часть крестьянства, уже закабаленная феодалами. Русская Правда нигде конкретно не указывает на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы, характерные для свободных граждан.
Но в свидетельствах о смердах проскальзывает их неравноправное положение постоянная зависимость от князей, которые “жалуют” села со смердами. Смерды жили общинами-вервями. Община в Древнерусского государстве носила уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер.
В ней действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий. В основе формирования категорий зависимого крестьянства лежало “закупничество” – договор с господином, обеспеченный личностью самого должника. Закуп – обедневший или разорившийся крестьянин, попавший в зависимое положение; он брал у господина инвентарь, лошадь, другое имущество и отрабатывал проценты с долга.
Закуп сохранял частичную правоспособность: мог выступать свидетелем по некоторым видам тяжб, его жизнь охранялась вирой в 40 гривен (как и жизнь свободного человека). Oн имел право уходить от хозяина на заработки, его нельзя было бить без “вины” закон охранял его имущество. Однако за побег от господина закуп превращался в холопа.
При князе Владимире Мономахе положение закупов было облегчено (ограничение процентов с суммы долга, пресечение необоснованной продажа закупа в холопы и т. п. ).
⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒
Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 342. Нарушение авторских прав |
Рекомендуемые страницы:
Источники: