Общество Байшандихой. Цзиньтяньское восстание

Летом 1850 года Хун Сюцюань счёл обстановку в стране благоприятной для восстания, и приказал 10 тысячам своих последователей сконцентрироваться в районе села Цзиньтянь уезда Гуйпин на юге провинции Гуанси. Сюда прибыли отряды Ян Сюцина, Сяо Чаогуя и Вэй Чанхуэя. Данное событие известно как Цзиньтяньское восстание. Оно послужило началом Крестьянской войны 1850—1868 годов. В августе в район Цзиньтянь пробился с четырёхтысячным отрядом Ши Дакай.

Тайпинская лицензия на торговлю.

К ноябрю 1850 Хун Сюцюань и его соратники Ян Сюцин, Ши Дакай, Фэн Юньшань, Сяо Чаогуй, Вэй Чанхуэй и другие собрали 20-тысячное войско и начали военные действия против правительственных войск под лозунгом борьбы за равенство. Последователи Хун Сюцюаня продавали своё имущество, а вырученные деньги сдавали в «священные кладовые» в Цзиньтяне. Отсюда повстанцы и члены их семей получали продовольствие и одежду по общим нормам. Была установлена строгая дисциплина и создана военная организация, тем самым религиозная секта превратилась в повстанческую армию. Мужчины и женщины жили в отдельных лагерях, и общение между ними не допускалось. Повстанцы носили красные повязки на головах и в знак неповиновения маньчжурам отпускали длинные волосы. Силы повстанцев быстро росли, и в конце 1850 года они нанесли несколько поражений цинским войскам. 11 января 1851 года, в день рождения Хун Сюцюаня, в Цзиньтяне было объявлено о вооружённом выступлении против Маньчжурской династии для создания Небесного государства Великого благоденствия. Хун Сюцюаня стали именовать Тянь-ван («Небесный князь»).

В 1851 году тайпины отбили новые атаки правительственных войск и двинулись на север Гуанси27 августа 1851 года повстанцы штурмом овладели крупным городом Юнъань, где создали своё правительство. Реальную власть сконцентрировал в своих руках Ян Сюцин, принявший титул Дун-ван («Восточный князь»); он возглавил армию и административное управление. Сяо Чаогуй получил титул Си-ван («Западный князь»), Фэн Юньшань — Нань-ван («Южный князь»), Вэй Чанхуэй — Бэй-ван(«Северный князь»), Ши Дакай — И-ван («Князь-помощник»). Высокие военные и чиновничьи ранги получили рудокоп Цинь Жиган, шэньши Ху Ихуан, речной пират Ло Даган и другие лидеры повстанцев.

Принципы организации тайпинской армии

Тайпины создали сильную армию с железной дисциплиной. Её бойцы строго следовали приказам командиров и десяти христианским заповедям. Тайпинскую армию отличали гуманное отношение к местному населению, отсутствие грабежей, жестокости и произвола по отношению к простолюдинам. В «христианской» армии тон задавали религиозные фанатики и аскеты. Они запрещали сношения мужчин с женщинами, азартные игры, вино, курение опиума и проституцию. Тайпинская армия, опираясь на поддержку населения, разбила немало соединений цинских войск и частично вооружилась за счёт военных трофеев; позже тайпины организовали собственное производство оружия и снаряжения.

Штурм города Сучжоу войсками Ли Хун-чжана совместно с англо-французскими интервентами в январе 1864 г. Китайский лубок.

На всём пути повстанцы громили правительственные учреждения, убивали всех маньчжуров и крупных чиновников-китайцев, а также тех, кто активно выступал против повстанцев. Последователи Хун Сюцюаня конфисковывали их имущество, облагали контрибуцией «богачей», сурово наказывая тех, кто не хотел её платить. Тайпиныстремились заручиться поддержкой простого люда и карали за попытки грабить его. Нередко они выделяли крестьянам продовольствие и часть имущества, конфискованные у своих врагов и «богачей», обещали освободить население на три года от налоговых тягот, поэтому крестьянство и городская беднота поначалу поддерживали тайпинов.

В 1843 г. выходцем из крестьян, сельским учителем Хун Сю-цюанем (1814-1864) было основано общество Байшандихой (Общество поклонения верховному владыке). Хун Сю-цюань еще до первой опиумной войны проникся ненавистью к Цинской династии и маньчжурским феодалам и поставил своей целью свержение их господства. Используя некоторые положения христианской религии и древнекитайских этических учений, он широко пропагандировал идею всеобщего равенства и призывал к борьбе против «дьявола», под которым разумел маньчжурских феодалов. Хун Сю-цюань и его ближайший сподвижник сельский учитель Фын Юнь-шань в течение ряда лет вели активную пропаганду в уездах Гуйпин и Гуйсянь провинции Гуанси. Здесь общество Вайшандихой превратилось в сплоченную организацию, которая в середине 1849 г. насчитывала в своих рядах около 10 тыс. членов. В общество входили главным образом крестьянская беднота, рабочие-угольщики, а также отдельные мелкие помещики. Руководителями общества, помимо Хув Сю-цюаня и Фын Юнь-шаня, были также угольщик Ян Сю-цин, бедный крестьянин Сяо Чао-гуй и мелкие помещики Ши Да-кай и Вэй Чан-хой. Понимая, что под религиозной оболочкой общества Байшандихой скрывается революционная организация, местные крупные помещики и цинские власти стали преследовать членов общества. С 1848 г. начались столкновения между наемными помещичьими отрядами и членами Байшандихой, а в середине 1850 г. на поимку Хун Сю-цюаня был направлен отряд правительственных войск. Этот отряд был разбит вооруженными силами общества Байшандихой. Вслед за тем Хун Сю-цюань дал приказ всем своим последователям продать свое имущество, вырученные деньги сдать в общую кассу и собраться с оружием в руках в деревне Цзиньтянь (уезд Гуйпин). Повстанцы стали получать одежду и пищу из общего склада на началах уравнительного распределения. В августе – декабре 1850 г. повстанцы, к которым примкнуло несколько вооруженных отрядов, действовавших ранее под руководством различных тайных обществ, нанесли ряд поражений правительственным войскам. 11 января 1851 г., в день рождения Хун Сю-цюаня, в Цзиньтяне было торжественно провозглашено начало вооруженной борьбы за свержение господства маньчжурских феодалов. Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 6 (1961 г.)

Приглашаем посетить сайтРелигия (religion.niv.ru)

содержаниеПо первой букве
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

Общество Байшандихой. Цзиньтяньское восстаниеВ 1843 г. выходцем из крестьян, сельским учителем Хун Сю-цюанем (1814-1864) было основано общество Байшандихой (Общество поклонения верховному владыке). Хун Сю-цюань еще до первой опиумной войны проникся ненавистью к Цинской династии и маньчжурским феодалам и поставил своей целью свержение их господства. Используя некоторые положения христианской религии и древнекитайских этических учений, он широко пропагандировал идею всеобщего равенства и призывал к борьбе против «дьявола», под которым разумел маньчжурских феодалов. Хун Сю-цюань и его ближайший сподвижник сельский учитель Фын Юнь-шань в течение ряда лет вели активную пропаганду в уездах Гуйпин и Гуйсянь провинции Гуанси. Здесь общество Вайшандихой превратилось в сплоченную организацию, которая в середине 1849 г. насчитывала в своих рядах около 10 тыс. членов. В общество входили главным образом крестьянская беднота, рабочие-угольщики, а также отдельные мелкие помещики. Руководителями общества, помимо Хув Сю-цюаня и Фын Юнь-шаня, были также угольщик Ян Сю-цин, бедный крестьянин Сяо Чао-гуй и мелкие помещики Ши Да-кай и Вэй Чан-хой. Понимая, что под религиозной оболочкой общества Байшандихой скрывается революционная организация, местные крупные помещики и цинские власти стали преследовать членов общества. С 1848 г. начались столкновения между наемными помещичьими отрядами и членами Байшандихой, а в середине 1850 г. на поимку Хун Сю-цюаня был направлен отряд правительственных войск. Этот отряд был разбит вооруженными силами общества Байшандихой. Вслед за тем Хун Сю-цюань дал приказ всем своим последователям продать свое имущество, вырученные деньги сдать в общую кассу и собраться с оружием в руках в деревне Цзиньтянь (уезд Гуйпин). Повстанцы стали получать одежду и пищу из общего склада на началах уравнительного распределения. В августе – декабре 1850 г. повстанцы, к которым примкнуло несколько вооруженных отрядов, действовавших ранее под руководством различных тайных обществ, нанесли ряд поражений правительственным войскам. 11 января 1851 г., в день рождения Хун Сю-цюаня, в Цзиньтяне было торжественно провозглашено начало вооруженной борьбы за свержение господства маньчжурских феодалов. © 2000- NIV

Заносимые европейскими миссионерами принципы христианской морали в соединении с древнекитайскими этическими учениями конфуцианства легли в основу созданного в 1843 г. сельским учителем Хун Сю-цюанеМ (1814 — 1864) религиозно-политического общества Бай- шандихой (Поклонение верховному владыке). Хун Сю- цюань еще до первой опиумной войны выступал с идеями всеобщего равенства и призывал к борьбе против «дья вола», под которым разумел правящих в Китае маньчжурских императоров династии Цин. Хун Сю-цюань и его ближайший сподвижник сельский учитель Фын Юнь-шань в. течение ряда лет широко проповедовали свои взгляды в уездах Гуйпин и Гуйсянь провинции Гуанси. Высказываемые подвижниками общества христианские Английские солдаты. Китайская карикатура 1848 г. идеи всеобщего равенства и ненависть простого народа к Цинской династии нашли отклик в сердцах многих китайцев. Постепенно общество Байшандихой превратилось в сплоченную организацию, которая в середине 1849 г. насчитывала в своих рядах около 10 тыс. человек. В Байшандихой входили главным образом мелкие земельные собственники, многие образованные люди, не согласные с политикой династии Цин, рабочие-угольщики, поддерживал их и самый многочисленный слой китайского общества — сельская беднота. Руководителями общества Байшандихой, помимо Хун Сю-цюаня и Фын Юнь-шаня, были также землевладельцы Ши Да-кай и Вэй Чан-хой, Уголыцик Ян Сю-цин и выходец из крестьян Сяо Чао-гуй. Проповедуя религиозные постулаты о всеобщем равенстве и устранении противоречий путем уравнительного Передела собственности, деятели общества Байшандихой Фактически высказывали революционные общественные взгляды. Их проповеди не остались без внимания владей, которые начали преследовать членов общества. С 1848 г. начались столкновения между отрядами правопорядка и членами Байшандихой. В 1850 г. после вступления на престол нового императора Сяньфэна (И Чжу) (1831 — 1861) на поимку Хун Сго-цюаня был направлен отряд правительственных войск. Этот отряд был разбит вооруженными силами общества Байшандихой. Вслед за тем Хун Сю-цюань дал приказ своим последователям продать свое имущество, вырученные деньги сдать в общую кассу и собраться с оружием в руках в селении Гуй- пинского уезда Цзиньтянь. Повстанцы перешли на военное положение, и к ним вскоре примкнули несколько вооруженных отрядов, действовавших ранее независимо от общества Байшандихой под руководством других тайных обществ, объединенных целью свержения династии Цинь. Осенью 1850 г. эта многочисленная армия нанесла ряд поражений правительственным войскам.

Источники:

Рейтинг@Mail.ru

Вам также может понравиться