Привал арестантов. В. И.
Якоби. 1861 год.
Массовая антикрепостническая борьба крестьян в 1861 — 1863 гг. вызвала новый подъем революционного движения. Учащаяся молодежь живо откликнулась на бурные выступления крестьян.
Уже весной 1861 г. в стране началось широкое студенческое движение. Студенты Казани сразу же после расстрела крестьян в селе Бездна демонстративно организовали панихиду по Антону Петрову и его погибшим единомышленникам, на которой с речью выступил историк-демократ А.
П. Щапов. Он выразил уверенность, что кровавая жертва в селе Бездна «воззовет народ к восстанию и свободе», и потребовал введения в России конституционного строя.
Передовые люди того времени во главе с Н. Г. Чернышевским усилили революционную деятельность.
Было задумано нелегальное издание серии революционных прокламаций, обращенных к различным слоям населения. С начала второй половины 1861 г. стали распространяться три номера печатного листка «Великорусе».
В этих прокламациях, выпущенных группой революционеров, выставлялось требование полного освобождения крестьян с землей, предоставления свободы угнетенным национальностям и введения в России демократического строя. В сентябре того же года в России появилась напечатанная в лондонской типографии Герцена прокламация Шелгунова и Михайлова «К молодому поколению». Она призывала молодежь к организации революционных кружков и выдвигала широкую программу борьбы за свержение самодержавного строя и установление демократических порядков.
В первой половине 1862 г. организатор революционного студенчества в Москве Зайчневский написал прокламацию «Молодая Россия», в которой выдвигался лозунг создания «социальной и демократической республики Русской». Зайчневский был сторонником решительных революционных действий, он предлагал свергнуть самодержавный строй и установить в стране революционную диктатуру.
В конце 1861 г. в России возник руководящий центр революционных организаций — тайное общество «Земля и воля», идейным вождем которого являлся общепризнанный глава революционно-демократического лагеря Н. Г.
Чернышевский. Общество «Земля и воля» было связано с Герценом и Огаревым; в руководящее ядро его входили близкие единомышленники Чернышевского — братья Николай и Александр Серно-Соловьевичи, Н. Обручев, А.
Слепцов и др. Отделения этого общества существовали в Москве, Казани, Саратове и других городах.
Летом 1862 г. правительство нанесло удар силам революционно-демократического лагеря. 7 июля царские власти арестовали Чернышевского и заключили его в Петропавловскую крепость.
Вскоре были арестованы Н. Серно-Соловьевич, Налбандян и ряд других революционных деятелей, обвиненных в связях с «лондонскими пропагандистами». Издание «Современника» было запрещено.
Жандармы продержали Чернышевского в крепости полтора года, изыскивая формальный предлог для его обвинения. На основании лжесвидетельств и поддельных документов Чернышевский был осужден к 14 годам каторги с последующим поселением в Сибири. Вождя русской революционной демократии царское правительство держало на сибирской каторге и в далеком Вилюйском остроге около 20 лет.
Только в 1883 г. ему было разрешено вернуться в Европейскую Россию и поселиться в Астрахани. В 1889 г.
Чернышевский получил право переехать в Саратов, где вскоре и умер. До конца жизни Чернышевский оставался непоколебимым, стойким революционером.
Подъем крестьянского движения весной 1863 г. и восстание в Польше, Литве и Белоруссии оживили деятельность русских революционных организаций. Руководители «Земли и воли» выпустили прокламации с призывом поддержать восстание поляков.
Герцен выступил в «Колоколе» в защиту независимости Польши. Группа казанских студентов задумала поднять в Поволжье восстание, чтобы отвлечь военные силы царизма от подавления польского восстания, однако замысел революционеров был раскрыт и участники «казанского заговора» расстреляны.
Напуганные широким размахом крестьянских волнений, буржуазные либералы отмежевались от революционно-демократического движения в стране и полностью поддержали реакционную политику царского правительства. Идеологи буржуазии буквально травили подлинных представителей народных интересов — революционеров-демократов во главе с Чернышевским. Они призывали правительство к беспощадной расправе с революционерами-разночинцами.
В годы революционной ситуации середины XIX в. либералы и крепостники объединились и совместно выступали против растущего революционно-демократического движения. Либерал Кавелин публично заявлял, что представительное правление для России является «бессмысленной мечтой», что русский народ якобы «не дорос» до конституции.
Клеймя предательское поведение либералов в период «крестьянской реформы», В. И. Ленин впоследствии писал: «Мы видели, как трусливо и как неразумно поступали либералы по отношению к революционному движению начала 60-х годов… Вместо того, чтобы подняться на защиту преследуемых правительством коноводов демократического движения, они фарисейски умывали руки и оправдывали правительство».
Массовая антикрепостническая борьба крестьян в 1861 – 1863 гг. вызвала новый подъем революционного движения. Учащаяся молодежь живо откликнулась на бурные выступления крестьян. Уже весной 1861 г. в стране началось широкое студенческое движение. Студенты Казани сразу же после расстрела крестьян в селе Бездна демонстративно организовали панихиду по Антону Петрову и его погибшим единомышленникам, на которой с речью выступил историк-демократ А. П. Щапов. Он выразил уверенность, что кровавая жертва в селе Бездна «воззовет народ к восстанию и свободе», и потребовал введения в России конституционного строя. В том же году в Петербурге и Москве произошли первые уличные демонстрации студентов. Передовые люди того времени во главе с Н. Г. Чернышевским усилили революционную деятельность. Было задумано нелегальное издание серии революционных прокламаций, обращенных к различным слоям населения. С начала второй половины 1861 г. стали распространяться три номера печатного листка «Великорусе». В этих прокламациях, выпущенных группой революционеров, выставлялось требование полного освобождения крестьян с землей, предоставления свободы угнетенным национальностям и введения в России демократического строя. В сентябре того же года в России появилась напечатанная в лондонской типографии Герцена прокламация Шелгунова и Михайлова «К молодому поколению». Она призывала молодежь к организации революционных кружков и выдвигала широкую программу борьбы за свержение самодержавного строя и установление демократических порядков. В первой половине 1862 г. организатор революционного студенчества в Москве Зайчневский написал прокламацию «Молодая Россия», в которой выдвигался лозунг создания «социальной и демократической республики Русской». Зайчневский был сторонником решительных революционных действий, он предлагал свергнуть самодержавный строй и установить в стране революционную диктатуру. В конце 1861 г. в России возник руководящий центр революционных организаций – тайное общество «Земля и воля», идейным вождем которого являлся общепризнанный глава революционно-демократического лагеря Н. Г. Чернышевский. Общество «Земля и воля» было связано с Герценом и Огаревым; в руководящее ядро его входили близкие единомышленники Чернышевского – братья Николай и Александр Серно-Соловьевичи, Н. Обручев, А. Слепцов и др. Отделения этого общества существовали в Москве, Казани, Саратове и других городах. Летом 1862 г. правительство нанесло удар силам революционно-демократического лагеря. 7 июля царские власти арестовали Чернышевского и заключили его в Петропавловскую крепость. Вскоре были арестованы Н. Серно-Соловьевич, Налбандян и ряд других революционных деятелей, обвиненных в связях с «лондонскими пропагандистами». Издание «Современника» было запрещено. Жандармы продержали Чернышевского в крепости полтора года, изыскивая формальный предлог для его обвинения. На основании лжесвидетельств и поддельных документов Чернышевский был осужден к 14 годам каторги с последующим поселением в Сибири. Вождя русской революционной демократии царское правительство держало на сибирской каторге и в далеком Вилюйском остроге около 20 лет. Только в 1883 г. ему было разрешено вернуться в Европейскую Россию и поселиться в Астрахани. В 1889 г. Чернышевский получил право переехать в Саратов, где вскоре и умер. До конца жизни Чернышевский оставался непоколебимым, стойким революционером. Подъем крестьянского движения весной 1863 г. и восстание в Польше, Литве и Белоруссии оживили деятельность русских революционных организаций. Руководители «Земли и воли» выпустили прокламации с призывом поддержать восстание поляков. Герцен выступил в «Колоколе» в защиту независимости Польши. Группа казанских студентов задумала поднять в Поволжье восстание, чтобы отвлечь военные силы царизма от подавления польского восстания, однако замысел революционеров был раскрыт и участники «казанского заговора» расстреляны. Напуганные широким размахом крестьянских волнений, буржуазные либералы отмежевались от революционно-демократического движения в стране и полностью поддержали реакционную политику царского правительства. Идеологи буржуазии буквально травили подлинных представителей народных интересов – революционеров-демократов во главе с Чернышевским. Они призывали правительство к беспощадной расправе с революционерами-разночинцами. В годы революционной ситуации середины XIX в. либералы и крепостники объединились и совместно выступали против растущего революционно-демократического движения. Либерал Кавелин публично заявлял, что представительное правление для России является «бессмысленной мечтой», что русский народ якобы «не дорос» до конституции. Клеймя предательское поведение либералов в период «крестьянской реформы», В. И. Ленин впоследствии писал: «Мы видели, как трусливо и как неразумно поступали либералы по отношению к революционному движению начала 60-х годов… Вместо того, чтобы подняться на защиту преследуемых правительством коноводов демократического движения, они фарисейски умывали руки и оправдывали правительство».( В. И. Ленин, Гонители земства и аннибалы либерализма, Соч., т. 5, стр. 32-33.) Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 6 (1961 г.)
В пореформенный период сохранились З направления общественного движения: КОНСЕРВАТИВНОЕ, ЛИБЕРАЛЬНОЕ и РЕВОЛЮЦИОННО – ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ. КОНСЕРВАТОРЫ выступали за прекращение либеральных реформ, за укрепление самодержавия и роли дворянства в стране.
Видными идеологами консерваторов пореформенного периода были обер-прокурор Синода Победоносцев и издатель влиятельной газеты «Московские ведомости» Катков. Александр II находился под сильным влиянием этих людей.
ЛИБЕРАЛЫ выступали за «Достройку» здания реформ до конца, т.е. надо завершить реформы Александра II созданием Всероссийского земства с законосовещательными полномочиями.
Видными либералами были западники Кавелин и Чичерин, земский деятель Петрункевич, профессор права Муромцев. Русскими РЕВОЛЮЦИОНЕРАМИ 60-ых годов XIX в. (их называли ШЕСТИДЕСЯТНИКАМИ, а также НИГИЛИСТАМИ) были Герцен и Чернышевский. Они разработали теорию «Русского крестьянского общинного социализма». Согласно этой теории, русская крестьянская община, где нет частной собственности, являлась зародышем социализма. Благодаря крестьянской общине, Россия сможет перейти от феодализма к социализму, минуя капитализм.
В 1861 –1864 гг. в России была создана тайная организация «Земля и Воля». В неё входили Обручев, Слепцов, и другие.
Организация выступала за освобождения крестьян со всей их землёй без выкупа. В 60-ых годах XIX в. действовали ещё 2 такие организации: кружок Ишутина и тайная организация под руководством Нечаева под названием «Народная расправа».
Весной 1866 г. член ишутинской организации Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. После этого ишутинский кружок был разгромлен полицией.
Нечаев считал, что для победы социальной революции (так в то время называли крестьянскую революцию, на которую надеялись революционеры) все средства хороши.
Свои взгляды Нечаев выразил в документе под названием «Катехизис революционера». По приказу Нечаева был убит один из членов его организации, которого заподозрили в предательстве. Нечаев бежал в Швейцарию, но был выдан как уголовный преступник и через 10 лет умер в Петропавловской крепости.
Историю Нечаевской организации Достоевский представил в художественной форме в романе «Бесы». РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ 70-80-ых годов XIX в. называли НАРОДНИКАМИ. Они также считали главной революционной силой крестьян.
Идеологами народников были Бакунин, Лавров и Ткачёв. Бакунин по своим взглядам был анархистом, т.е. отрицал всякое государство.
Бакунин предполагал, что задача революционеров состоит в том, чтобы поднять народ на революцию. Бакунин идейно возглавлял бунтарское направление среди народов.
Лавров считал, что крестьяне к бунту пока не готовы и революционеры должны вести среди них пропаганду (пропагандистское направление).
Бывший член «Народной расправы» Ткачёв, издавший революционный журнал «Набат», считал, что «самодержавие висит в воздухе», т.е. у него нет опоры в обществе. Поэтому группа решительных заговорщиков свергнет самодержавие – это станет толчком к социальной революции.
В 1884 г. сотни молодых революционеров (в основном сторонники идей Бакунина) направились по деревням поднимать крестьян на революцию, что получило названию «хождение в народ». Оно закончилось провалом, а многие его участники были арестованы и осуждены на процессе «193-ёх». После неудачи «хождения в народ», революционеры стали селиться среди крестьян и вести пропаганду (метод Лаврова), но и этот метод потерпел неудачу.
Некоторые революционеры, разочаровавшись, встали на путь террора (ткачёвское направление).
В начале 1878 г. революционерка Засулич В. ранила Петербургского градоначальника Трепова за то, что он приказал высечь политического заключённого. Состоялся в том же суд присяжных, вынесший вердикт о невиновности Засулич, что воодушевило террористов.
В том же году революционер Степняк-Кравчинский убил начальника III отделения Мезенцова.
С 1876 –1879 гг. существовала II «Земля и Воля», в которую входили сторонники пропаганды сторонников террора.
В 1879 г. «Земля и Воля» распалась. Сторонники террора создали «Народную Волю» (Михайлов, Желябов, Перовская и другие). Пропагандисты создали «Чёрный передел» (Плеханов, Засулич и другие).
В том же 1879 году исполнительный комитет «Народной Воли» Александра II к смерти.
В 1879 –1880 гг. народовольцы совершили несколько неудачных покушений на Александра IIСамое известное покушение было осуществлено в феврале 1880 г. народовольцем Степаном Халтуриным. Это был взрыв в Зимнем дворце.
После этого правительство создало Верховную распорядительную комиссию с чрезвычайно высшими полномочиями. Эту комиссию возглавил генерал Лорис-Меликов. Через полгода комиссия была ликвидирована, а Лорис-Меликов возглавил МВД. Большинство руководителей «Народной Воли» были арестованы.
Однако оставалась на свободе Софья Перовская в марте 1881 г, организовавшая 6 и 7 покушения на Александра IIЦарь был смертельно ранен бомбой народовольца Граневицкого и в тот же день умер.
Народовольцы надеялись, что убийство царя подтолкнёт народную революцию, но этого не произошло. Перовская вскоре была арестована и по приговору суда казнена вместе с другими руководителями «Народной Воли» 2 апреля 1881 г.
В 80-90-ых годах XIX в. существовала группа ЛИБЕРАЛЬНЫХ НАРОДНИКОВ (Воронцов, Михайловский, Абрамов и другие). Они выдвинули теорию «Малых дел» вместо террора, т.е. мирная деятельность в интересах народа.
Развитие капитализма привело к росту рабочего движения. В 1875 г. народник Заславский создал в Одессе I рабочую организацию –» Южнороссийский союз рабочих».
В 1878 г. рабочие Халтурин и Обнорский создали в Петербурге «Северный союз русских рабочих». Обе организации просуществовали недолго.
В 1885 г. рабочие Моисенко и Волков организовали под Москвой на текстильной фабрике МОРОЗОВА ЗАБАСТОВКУ (стачку). Участники Морозовской стачки требовали принять в России фабричные законы, которые будут защищать интересы рабочих.
Действительно, в 80-90-х годах XIX в. был принят ряд фабричных законов. Для защиты интересов рабочих государство создало Фабричную инспекцию.
Русские революционеры в тот период заинтересовались теорией «Марксизма», согласно которой самой революционной силой капиталистического общества является пролетариат (рабочий класс). В 1883 г. бывший народник Плеханов основал в Женеве I русскую марксистскую группу «Освобождение труда». Вскоре тайные марксистские группы возникли в России.
В 1885 г. молодые марксисты Ульянов (Ленин) и Цедербаум (Мартов) создали в Петербурге «Союз борьбы за свободу». Если в других марксистских группах в основном была интеллигенция, то в «Союзе борьбы» было много рабочих.
Подготовка и отмена крепостного права на рубеже 50-60 гг. XIX в. способствовала подъему революционного движения.
Волнения крестьян, недовольных реформой, активизировали другие слои общества, особенно студенчество. У революционных демократов, объединившихся вокруг журнала “Современник” и Чернышевского, возник план революционной агитации. Чернышевский в прокламации “Барским крестьянам от их доброжелателей поклон” писал, что свободы можно добиться только организованным восстанием и призывал к нему готовиться.
В 1861 г. появилась листовка “К молодому поколению”, написанная публицистом Шелгуновым. Затем последовала серия листовок революционной группы “Великорусс”.
В 1861-1862 гг. после объединения революционных кружков возникла тайная организация “Земля и воля” с центром в Петербурге и отделениями в Москве и других городах. На ее идеологию решающее влияние оказали взгляды Чернышевского, Огарева, Герцена и Бакунина.
Программные положения землевольцев сформулированы в нелегальном печатном органе “Свобода”. Во главу угла ставились агитация и пропаганда. Цели: ликвидация самодержавия, установление демократических свобод через революционное восстание.
Вскоре надежда на всеобщий подъем растаяла – после подавления национально- освободительной борьбы в Польше в 1863 г. правительство перешло в наступление. Волна революционного напряжения спала.
В 1862 г. арестован Чернышевский, в начале 1864 г. “Земля и воля” прекратила свое существование.
Революционное движение второй половины 60-х гг. развивалось в глубоком подполье. На фоне либеральных реформ крайне революционные тенденции не были популярны.
В Москве возникла организация Ишутина, в которой, наряду с пропагандистской работой, существовала террористическая группа “Ад”. Ее участник Каракозов в 1866 г. совершил неудачное покушение на Александра II.
Это позволило правительству развернуть репрессии. В 1869 г. студентом Нечаевым создана тайная организация “Народная расправа”.
Нечаев избрал методом деятельности запугивание, шантаж, насилие. Это вызвало протест в организации. Нечаев организовал убийство не подчинившегося ему студента.
Члены “Народной расправы” были арестованы. Нечаев бежал за границу, но был выдан, осужден и умер в Петропавловской крепости.
В 70-х годах начался новый революционный подъем. Активными его участниками стали народники. Они назывались так потому, что пошли в народ, чтобы поднять его на революцию.
Родоначальниками народничества были А. И. Герцен и Н.
Г. Чернышевский. Они сформулировали основное положение народнической доктрины – возможность непосредственного перехода России через общинное устройство к социализму, минуя капитализм.
Народники 70-х гг. отрицали государственность, политическую борьбу, верили в возможность радикальной революции в ближайшем будущем. Изначально в народничестве присутствовали две тенденции – революционная и реформистская. Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному вооруженному восстанию; более умеренная ее часть – как программу постепенного движения по пути реформ.
Революционное народничество разделялось на три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое. Бунтарское связано с идеологом анархистом М. М.
Бакуниным. Основной задачей он считал разрушение государства, что приведет к социализму и всеобщему равенству, движущие силы видел в крестьянстве (крестьянский бунт) и люмпен-пролетариате. Пропагандистское направление, ратовавшее за подготовку революции пропагандой, возглавил П.
П. Лавров. В своих “Исторических письмах” и издании “Вперед” он отстаивал роль интеллигенции в пропаганде революционных идей.
Заговорщицкое, сравнительно малочисленное, представлял П. Н. Ткачев.
Первой практической проверкой идеологии революционного народничества стало массовое “хождение в народ”, предпринятое радикально настроенной молодежью в 1874 г. Но крестьянство оказалось невосприимчиво к идеям революции и социализма. “Хождение” закончилось массовыми арестами (более тысячи) народников.
В то же время опыт “хождения в народ” способствовал организационному сплочению революционных сил. Неудача помогла осознать необходимость серьезной организации.
В 1876 г. была создана тайная революционная организация “Земля и воля” – централизованная, дисциплинированная и надежно законспирированная. Ее цель – передача всей земли крестьянам, общинное самоуправление.
Землевольцы работали на селе врачами, учителями. Однако успехов они не добились, и их взгляды обращаются к террору. В 1878 г.
раздался выстрел Веры Засулич в градоначальника Трепова, Кравчинский убил шефа жандармов Мезенцева. В 1879 г. Соловьев неудачно покушается на Александра II.
В этом же году “Земля и воля” распадается на две организации “Черный передел” и “Народную волю”. Первая остается на позициях пропаганды. “Народная воля” переходит к массовому террору против сановников и царя.
Народовольцы выдвинули программу ликвидации самодержавия, введения демократических свобод и всеобщего избирательного права. Добиться этого рассчитывали террором, который бы поднял общество на всеобщую революцию. На рубеже 70-80 гг.
снова сложилась революционная ситуация. Два покушения на царя – подрыв железной дороги под Москвой и взрыв в Зимнем дворце (Халтурин) – заставили Александра II начать ряд либеральных мер в отношении земств, цензуры, просвещения. Но 1 марта 1881 г.
царь был смертельно ранен народовольцами. Убийство 1 марта обусловило наступление контрреформ 1881-1890 годов. Пользуясь возмущением населения, новый царь начал политическую реакцию.
Источники: