Сословная организация. Государственный строй

Механизмом, снимающим противоречия как между государством и обществом, так и между различными слоями общества и тем самым обеспечивающим стабильное функционирование социума, является сословный строй. Сословия — это крупные социальные слои, положение которых в обществе закреплено законом, а принадлежащие им привилегии и обязанности носят наследственный характер. Сословная структура упорядочивает взаимоотношения между разными группами, делает их предсказуемыми, поскольку определяет место и роль различных сословий (дворянства, духовенства, крестьянства, посадских людей, купечества) в зависимости от выполняемых ими социальных функций. Как в западных странах, так и в России, сословный строй формируется под влиянием прежде всего экономических отношений. Однако в России государство активно вмешивается в этот процесс. Дело в том, что сословный строй выступал неотъемлемым компонентом формирующегося централизованного Русского государства, поскольку позволял понять механизм функционирования общества в целом и выступал социальной основой системы государственного управления. В период образования Русского централизованного государства и его последующего развития существовали особые причины, способствующие законодательному закреплению системы сословной организации общества.

Главная из них может быть определена как необходимость скорейшей мобилизации экономических и людских ресурсов общества в экстремальных условиях хозяйственной разобщенности регионов, низкого уровня развития товарно-денежных связей, рассредоточенности населения и постоянной борьбы с внешней опасностью. Борьба земледельческого населения с набегами кочевников и, прежде всего, татаро- монгольским игом, обусловливавшая в известной мере характер и направление колониализации новых земель, вызывала определенные деформации социального развития, его смещенность по сравнению с западноевропейскими государствами. На Западе отсутствие свободных пространств и высокая плотность населения обостряют социальные противоречия, что ведет к большей консолидации сословий и ускоряет законодательное закрепление сословных и личных прав.

В России в период складывания централизованного государства, напротив, острота социальной конфронтации длительное время снималась за счет оттока населения на окраины, где, в свою очередь, традиционно группировались оппозиционные элементы. Не случайно именно такие окраинные регионы становились исходным пунктом антиправительственных выступлений, крестьянских и казацких движений. Так было в период Смутного времени начала XVII в.

Развитие социальных отношений на больших пространствах и систематический отток населения к окраинам до известной степени замедляли рост социальной напряженности, видоизменяли формы ее проявления и, в конечном счете, консолидацию сословий. В этих условиях государство активно вмешивалось в процесс формирования и законодательного регулирования сословий с целью обеспечить консенсус, рациональное функционирование всей системы. Решение проблемы было найдено в создании особой служилой системы, при которой каждый слой общества (сословие) имел право на существование лишь постольку, поскольку нес определенный круг повинностей или, по терминологии того времени, — службу, или тягло. Сердцевину организации составляло условное землевладение, — предоставление земли служилым людям — помещикам при условии несения ими военной и гражданской службы. Так сформировалась поместная система, основным преимуществом которой являлось то, что государство всегда могло располагать значительными военными силами без затраты каких-либо средств на их содержание. Поместное землевладение как система сложилось к концу XV — началу XVI в., когда правительства Ивана III и Василия III, активно расширявшие поместное землевладение, ввели в поместную раздачу значительный массив новых земель. К середине XVI в. поместье стало наиболее распространенным видом землевладения в центральных уездах. Земельными отношениями служилых людей ведали особые центральные учреждения. Важнейшим из них был Поместный приказ.

Служилые люди владели землей по месту службы, откуда произошло само название — «поместье». Служилые люди соответственно разделялись на два разряда: к первому относились московские, ко второму — уездные (или городовые дворяне и дети боярские). Поместные оклады были чрезвычайно разнообразны и различались в зависимости от чина. Определенный правительством поместный оклад не всегда мог быть обеспечен реальной землей — поместной дачей, поскольку наличные земельные ресурсы, предназначенные для помещения служилых людей, постепенно убывали, а источники пополнения были ограниченными. В этих условиях вставал вопрос о перспективах секуляризации церковных и монастырских вотчин, шло наступление на общинные (черные) земли. Условность поместного владения в отличие от вотчинного состояла в том, что оно в принципе не было наследственным и даже пожизненным владением, завися исключительно от службы государству. Однако правительство постепенно шло навстречу желаниям служилых людей и сближало правовой статус поместий и вотчин. Уже к концу XVII в. данное различие становилось все более формальным и связь между службой и землевладением утрачивалась. Указ Петра I о единонаследии 1714 г. дал этому явлению окончательное законодательное подтверждение. Важным преимуществом поместной систему для государства являлось ее значение в качестве контрольного и хозяйственноадминистративного института.

Помимо чисто фискальных и административных функций данная система имела большое политическое значение. Она позволяла монарху мобилизовать ресурсы среднего и низшего слоев служилого класса в качестве своей социальной опоры в борьбе с боярством, сохранявшим социально-экономическое могущество благодаря вотчинному наследственному землевладению. Конфликт боярства с монархической властью, которая стремится найти более широкую социальную базу в дворянстве, экономически и политически зависимом от государства, проходит через весь период и нашел отражение в крупнейших правовых кодексах — Судебнике 1497 г., Судебнике 1550 г. и, наконец, в Соборном Уложении 1649 г.

Page 2

Изменения в сословной структуре Русского государства сопровождались заметными сдвигами в системе административного аппарата (т.е. государственных учреждений).

  • 1. Выросшая из традиционного совета при князе Боярская дума превратилась в совещательный орган при монархе. Изначально в состав Думы входили представители высшей знати — боярская аристократия, потомки князей или старинных московских боярских родов. Боярская аристократия была еще достаточно однородна, ее отличали высокий социальный статус, престиж, экономическое благосостояние, опиравшееся на владение землями и многочисленными крестьянскими дворами, сложившиеся традиции участия в управлении и особая кастовая психология. Система местничества (связывавшая назначения на высшие должности со знатностью происхождения) служила основным механизмом сохранения власти в ее руках. Однако с течением времени происходят изменения, соответствующие интересам укрепления самодержавной власти. В Думе, как в более динамичном органе управления, сосредоточивавшем в своих руках исполнительную власть, все большее значение приобретает бюрократия, представленная неродовитыми слоями общества. Судебники хорошо отразили возрастание их роли в управлении. Эта категория новых людей была представлена думными дворянами, выходцами из незнатного дворянства, думными дьяками.
  • 2. Приказная система вырастает из традиционной системы управления княжеским доменом. Постепенно она институционализируется, что выражается в уточнении функций отдельных ведомств, усилении социальной дифференциации. Удельная дворцово-вотчинная система уступает место единой централизованной административной системе управления — приказной.
  • 3. Происходит формирование новой системы судопроизводства. Судебник 1497 г. — первый памятник Российского централизованного государства, который объединил местные законы в один общий. Основными источниками права для Судебника послужили уставные грамоты местного управления и Псковская судная грамота. Его составители несомненно знали и Русскую Правду. Судебник можно разделить на разделы, освещающие вопросы центрального и местного судопроизводства, нормы гражданского материального и нормы процессуального права. В центре внимания Судебника — вопросы судебной власти. Судебник устанавливает и разделяет судебные прерогативы монарха и бояр, определяет порядок работы боярско суда. Важно отметить, что суд бояр ведется в присутствии дьяков, т.е. представителей государственной администрации. По-видимому, одной из задач законодателя было ограничение судебных злоупотреблений — взяточничества судей, использование суда в личных интересах («судом не мстили и не дружил никому»). Однако правовых норм, которые бы препятствовали этому опасному явлению, в Судебнике не предусмотрено, в нем присутствует лишь общая декларация по этому поводу. Ряд статей регламентирует размер пошлин за выдачу судебных актов, что должно было упорядочить систему судопроизводства. По ряду судебных споров устанавливается порядок передачи дела на высший княжеский суд — доклад, т.е. передача судебного дела на апелляцию. В Судебнике очень подробно определяются размеры выплат, полагавшихся судебным чиновникам при поездках по Москве («хоженое») и в других городах («езд»). Статья «О христианском отказе» рассматривает вопрос о переходе крестьян с земли одного владельца к другому и установлении платы — так называемого «пожилого». Эта сумма зависит от характера покидаемой земли, выражающегося в понятиях «в полях» и «в лесах», а также от времени, которое прожил крестьянин у старого владельца.
  • 4. Расширение территориальных границ государства к концу XV — началу XVI вв. поставило вопрос о качественном изменении системы местного управления. В состав единого государства вошли территории, еще недавно бывшие в составе ряда великих и удельных княжеств, где существовало традиционное княжеское управление. Для того чтобы теснее связать местное управление с центральной властью, было введено наместническое управление. В города направлялись наместники, в сельскую местность — волостели. Наместники и волостели должны были управлять с помощью своего административного аппарата, который выполнял и судебные функции. Эта мера дала правительству возможность посылать на места надежных людей, что рассматривалось как служебное поощрение. Наместники направлялись на ограниченный срок, в течение которого стремились обогатиться насколько возможно. Это называлось системой кормления. Наместническое управление оказалось чрезвычайно тягостным для населения и недостаточно эффективным для управления. Правовые нормы ограничивали объем сборов, которые наместники могли взимать с населения. Они получали «въезжий корм», предусматривались периодические поборы по большим праздникам, судебные, торговые и другие поборы. Ограничивалось также число помощников, которых местный администратор мог привозить с собой. Важно, что все сборы наместник взимал не сам, а через местные власти. Однако все эти меры оказывались недостаточно действенными на практике. Во внутреннем управлении уездов издавна существовала своя, местная, опиравшаяся на давние традиции, система самоуправления — выборные местные администраторы при наместниках (старосты и сотские) осуществляли управление налоговыми и полицейскими функциями уезда. Особой остроты проблемы внутреннего управления досno тигли в связи с ростом разбоев и воровства. Становилось необходимым перенесение основных функций поддержания правового порядка к местным органам управления. Лишь местное население, в отличие от временно управляющих наместников и волостей, было заинтересовано в эффективной борьбе с этим злом. Одним из первых решений правительства в данном направлении стала передача уголовных дел в ведение местных властей во Пскове в 1541 г. В 1555 г. наместничество как форма управления на местах была отменена. В указе Ивана Грозного упоминалось о жалобах населения на убытки, которые оно терпело, и новая реформа была представлена как мера, направленная на общее благо. Лишь в пограничных городах было предусмотрено воеводское управление, что делалось по пожеланиям населения, опасавшегося вторжений извне. Воеводское управление было военным, централизованным, но оно отличалось от наместнического тем, что воеводы не должны были кормиться за счет населения. Обязанности воевод определялись специальным наказом, который, в частности, требовал проведения ревизии управления за предшествующий период, осуществления обороны города, полицейских функций, суда, пожарной безопасности. Самоуправление земских учреждений при воеводском управлении также сохранялось, причем воевода был главным, а губернские старосты его соправителями. Обе стороны могли сообщать в центр о злоупотреблениях другой стороны.

Активное развитие местного управления при Иване IV отражало его стремление опереться на более широкую социальную базу в борьбе с боярской аристократией.

Строгая кастовая система (Варна): дважды рожденные: брахманы (жрецы), кшатрии (военные, беспрекословно подчин брахманам), вайшью (ремесленники, торговцы, свободные зажиточные горожане). Низшая: Шудры( работники, слуги). Не кастовые группы(с которыми нельзя иметь дело): парии, чандаллы – не имели прав, их могли убить.

Законы Ману – переход из касты в касту невозможен, запрещались браки между кастами, четко построенная иерархия каст влияла на уголовное наказание. Большая часть уделялась уголовным наказаниям.

4. Основные черты права Древнего Востока по «Кодексу Хаммурапи».

None Луаль-верхушка власти в Вавилоне.

Нубанду-купцы в Вавилоне. Авилум и мушкену-свободное население.

В ЗХ есть кровная месть. ЗХ защищал рабовлад,имущ-во, закреплял неравенство.

ЗХ касались рег-ния отнош, связан с царско-храмовым хоз-вом. Не затрагивали важн области внутри общинных отнош и отнош общин с властью. Черты: -примитивн правовая техника -формализм норм права -символический хар-р -нет четкого понятия преступления -общинник имел полн права на землю, пока был в общине

[custom_ads_shortcode1]

5. Возникновение Афинского рабовладельческого государства. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.

В Греции образование государства началось с образования полиса. Спарта, Афины. На рубеже 6-8 века до н.

э. происходит разрушение родоплеменного строя и формируется военная демократия. Совет старейшин – представители самых знатных родов.

Постепенно исчезает высший военачальник. Реформы Тесея 13 век до нэ: объединил племена с центром в Афинах – синоикизм, разделение всего населения на три группы: эвпатриды – знать, правящий класс, демиурги – ремесленники, геоморы – земледельцы, отмена должности басилевса, вместо него коллегия девяти архонтов, вместо совета старейшин – ареопаг, вся территории Афин разбита на 48 округов, каждый из которых выставил в народное ополчение двух полностью вооруженных всадников и 1 корабль. – военно административная реформа.

Реформы Солона – отмена долговой кабалы, единая системная мера весов, все общество делилось на 4 разряда по имуществу: знать, военные всадники, пешее войско ремесленников, пешее войско крестьян. Создание совета четырехсот (по сто человек в каждой филы, создание судебного органа – суд присяжных – гелиэя). Клисфен реформы: вместо совета четырехсот филл созданы филы территориальные.

3 зоны: береговая, городская, пригородная. Вместо совета четырехсот создан совет пятисот (по 50 человек с каждой филы). Создан орган – коллегия стратег.

Вводится голосование черепками. В 5 в. Число рабов превысило кол-во свободных горожан.

[custom_ads_shortcode2]

6. Государственный строй Афин в 5-4 в до н. Э.

В 5-4 в до н э Афины и Спарта-2 наиболее крупных древнегреч полиса.

478г до н э- Делосский морской союз (симмахия), команд в Афинах, затем строительство судов и казна в Афины. Недовольство союзников подавлялось силой, на их территор создавались афинские поселения (клерухии). Афины стали эксплуатировать союзников, слой удерживать их в симмахии.

Для демократии важны реф-мы Эфиальта и Перикла(ареопаг лишен полит власти, отменен ценз на гос должности). Патриархальное рабство сменяется античным рабовладением. Имущественная дифференциация разделила свободных граждан на 2 неравноправн группы – маленьк группа богатых рабовладельцев, и основн массу свободн бедноты.

Черты Афинской демокр: -господств свободных над рабами -гопод-во рабовлад над неимущими свободными.

Афины-демократ рес-ка. Осн органы:

Экклесия(народное собрание) – верховн орган власти Афин, принимало з-ны (номосы), постановл по частн делам (псефизмы), избир должн лиц и др. участвовали 6 тыс чел,только граждане старше 20лет. -Совет пятисот. Члены-булевты избирались на 1год из граждан старше 30. Занимались вопросами управления. Разделен на 10 пританий (комиссий) по 50 представит от кажд филы.

Гелиэя (5тыс судей и 1тыс запас)- суд первой инстанции по делам о гос-ных преступлен и злоупотреб должн-ных лиц. Апелляц инстанция по делам др судов. +контрольные ф-ции -Должностные лица ежегодно на открыт голосов в народн собр или по жребию. Главные- стратеги и архонты.

Устройство Афин не имело простора для полит маневра и дальнейш эволюции, т.к. было связано с заранее заданными территор и полит параметрами.

Соборное уложение 1649 года — кодекс феодального права России. Государственный строй России в период сословно-представительной монархии.

Переход к сословно-представительной монархии знаменовался существенными изменениями в государственном аппарате. Важнейшим из них было возникновение представительных органов. Однако и прежние государственные органы претерпели серьезные изменения.

В отличие от раннефеодального государства теперь была возможна только одна форма правления — монархия. Но статус монарха несколько меняется. Иван IV провозглашает себя царем, и этот титул приживается.

Это было не простой формальностью, а отражало действительное возрастание силы монарха. Вместе с тем царь не может обойтись без старого, традиционного органа — Боярской думы. Правда, значение Боярской думы в течение периода меняется, имея общую тенденцию к снижению.

Тем не менее, Боярская дума ограничивает монарха, поэтому говорить об абсолютизме еще не пришло время. Даже введение опричнины принципиально ничего не могло изменить. Царь вынужден был лишь через несколько лет отказаться от нее, так как понял, что может лишиться всякой социальной опоры, ибо террором были недовольны уже все слои господствующего класса.

Опричнина не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа государственной власти, не поколебала принципа местничества, ограждавшего привилегии знати. После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла. В 1610г.

в результате борьбы между группировками господствующего класса последовало свержение с престола царя Василия Шуйского. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе. Некоторое время государством фактически управляли семь влиятельных бояр, что в истории получило название семибоярщины.

Принципиально новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские соборы были необходимы монарху для поддержания крупных мероприятий — ведения войны, изыскания новых доходов и пр.

Цари опираясь на земские соборы, могли через них проводить соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы. Первый собор (названный собором примирения) царь и феодалы, напуганные восстанием горожан в Москве, созвали в 1549г. Этим способом господствующей верхушке удалось несколько утихомирить недовольных.

В земские соборы входили царь, Боярская дума, верхи духовенства — Освященный собор в полном составе. Они составляли верхнюю палату, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Нижняя палата была представлена выборными от дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество). Выборы в нижнюю палату проводились не всегда. Иногда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. Значительную роль в земских соборах играли дворяне, и особенно торговые люди, участие которых было особенно важно для решения различных денежных проблем (для обеспечения средствами при организации ополчения и др.). Все земские соборы можно условно разделить на четыре основные труппы: 1) соборы, которые созывал царь по своей инициативе; 2) созывал царь, но по инициативе сословий; 3) созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него; 4) соборы, избирающие на царство. Первая группа соборов была преобладающей. Ко второй труппе относится, например, собор 1648г., который царь был вынужден созвать по требованию сословий. К третьей группе следует отнести соборы, которые действовали против царя (у власти в то время, 1611- 1613 гг., находился польский королевич). Соборы решали вопросы об избрании царей, начиная с 1584г. после смерти Ивана Грозного и кончая избранием на царство Петра и Ивана Алексеевичей.

В середине ХVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвленная система приказов.

В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В это время произошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV.

Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Для управления стрельцами был создан специальный приказ.

Вся территория Московского государства в административном отношении делилась на уезды, волости и станы. Основной административной единицей был уезд с центром в городе. Но города обычно подчинялись непосредственно Москве. Уезд состоял из волостей.

Царь принимает меры для ограничения власти «кормленщиков». Они назначались обычно на краткий срок (один год) и часто сменялись. Однако таких мер было явно недостаточно.

Дворянство и посадские люди добиваются передачи власти на местах выборным органам и ликвидации системы наместников. Эта реформа местного управления проводится в середине XVI в. В 1555 г.

кормления были отменены. На местах созидаются губные и земские органы управления. Местное дворянство избирало губного старосту и целовальников (присягавших на верность правительству — «целовавших крест»).

В их задачу прежде всего входила борьба с разбоями и антифеодальными выступлениями крестьян. Деятельностью губных органов руководил из центра Разбойный приказ. Для сбора налогов и управления посадами и черносошными крестьянами создавались земские органы, избираемые тяглыми людьми; в составе земского старосты и целовальников.

Передача власти на местах из рук кормленщиков непосредственно в руки местного дворянства и посадских верхов свидетельствовала о росте влияния этих слоев населения.

В первой половине XVII в. в связи с отражением иностранной интервенции и обострением классовой борьбы повсеместно вводится институт воевод. В их руках сосредоточивается военная, гражданская, полицейская, судебная власть.

Они следили также за сбором налогов. В ХVIIв. воеводам были подчинены губные и земские органы.

Воевода имел свою канцелярию — «съезжую избу». Компетенция воевод была чрезвычайно широка. Однако реальных сил в своем распоряжении они имели мало.

Воеводы по всем делам должны были «отписывать» в приказы в Москву, самостоятельность их была незначительной. Будучи подчинены иногда целому десятку приказов, воеводы превращались в простых исполнителей их ведомственных требований. Широко была распространена практика посылки из Москвы на места «сыщиков» для решения сложных вопросов, подавления антифеодальных выступлений и контроля за деятельностью воевод.

Воеводы назначались из числа бояр и дворян и получали «государево жалованье». Однако на практике воеводы жили за счет поборов с населения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:

Вам также может понравиться