Литература и изобразительные искусства

Качественные характеристики видов искусств и их взаимодействиеАрхитектура – это вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности людей. Она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Архитектура как вид искусства статична, пространственна.

Художественный образ здесь создается неизобразительным способом. Он отображает определенные идеи, настроения и желания при помощи соотношения масштабов, масс, форм, цвета, связи с окружающим пейзажем, то есть при помощи специфически выразительных средств. Как сфера деятельности архитектура зародилась в глубокой древности.

Как область искусства архитектура оформляется в культурах Двуречья и Египта, она достигает расцвета и получает авторство в Древней Греции и Риме. В трактате архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре» рождается теоретическое знание об этой сфере человеческого творчества. Доминирующим видом искусство становится в эпоху Средневековья.

В эпоху Ренессанса Л. Б. Альберти пишет свой знаменитый трактат «О зодчестве», в котором определяет развитие архитектуры Возрождения.

С конца XVI по XIX вв. в европейской архитектуре, сменяя друг друга, главенствуют такие архитектурные стили, как: барокко, рококо, ампир, классицизм и др. Именно с этого времени теория архитектуры становится ведущей дисциплиной в Академиях художеств Европы.

В новом качестве выступает архитектура в ХХ веке. Появляются направления и течения, связанные с появлением новых типов зданий: административных, промышленных, спортивных и т. д.

Появляются и новые виды: «архитектура малых форм», «архитектура монументальных форм», «садово-парковая культура или зеленая архитектура».

Изобразительными искусствами называется группа видов художественного творчества (живопись, графика, скульптура, художественная фотография), воспроизводящих конкретные явления жизни в их видимом предметном облике. Произведения изобразительного искусства способны передать динамику жизни, воссоздать духовный облик человека. Основными видами его являются живопись, графика, скульптура.

Живопись – это произведения, которые создаются на плоскости с помощью красок и цветных материалов. Основными изобразительными средствами является система цветовых сочетаний. Живопись разделяют на монументальную и станковую. Основными жанрами являются: пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематические картины, портрет, миниатюра и т.д.


Графика. Она основана на однотонном рисунке и использует в качестве основного изобразительного средства контурную линию, точку, штрих, пятно.

В зависимости от назначения она делится на станковую и прикладную печатную: гравюра, литография, офорт, карикатура и т.д.

Скульптура. Воспроизводит действительность в объемно- пространственных формах. Основными материалами являются: камень, бронза, мрамор, дерево. По своему содержанию делится на монументальную, станковую, скульптуру малых форм. По форме изображения различают объемную трехмерную скульптуру, рельефно-выпуклые изображения на плоскости. Рельеф в свою очередь подразделяется на барельеф, горельеф, контррельеф. В основном все жанры скульптуры сложились в период античности.

Фотография. Сегодня фотографический снимок – это не просто копия внешнего облика явления на пленке. Художник-фотограф путем выбора объекта фотографирования, освещения, специального наклона аппарата может воссоздать художественный подлинный облик. В конце ХХ века фотография по праву заняла свое особое место в ряду изобразительных видов искусства.

Декоративно-прикладное искусство. Это один из древнейших видов творческой деятельности человека по созданию предметов быта. В этом виде искусства используются самые разные материалы: глина, дерево, камень, металл, стекло, ткани, натуральные и синтетические волокна и т.д. В зависимости от избранного критерия его разделяют на специализированные сферы: керамика, текстиль, мебель, посуда, роспись и т.д., вершиной этого вида искусства является ювелирное дело. Особый вклад в развитие этого искусства вносят народные промыслы.

Литература. Литература – письменная форма искусства слова. Она при помощи слова создает реальное живое бытие. Литературные произведения делятся на три рода: эпос, лирика, драма. К эпической литературе относят жанры романа: повесть, рассказ, очерк. К лирическим произведениям относят стихотворные жанры: элегия, сонет, ода, мадригал, стихотворение. Драма предназначена для сценического воплощения. К драматическим жанрам относятся: драма, трагедия, комедия, фарс, трагикомедия и др. В этих произведениях раскрытие сюжета идет через диалоги и монологи. Основным выразительным и изобразительным средством литературы является слово. В литературе именно слово порождает образ, для этого используются тропы.

Слово раскрывает сюжет, показывает литературные образы в действии, а также непосредственно формулирует авторскую позицию.

Музыка. Музыка – вид искусства, который, выражая различные эмоциональные состояния, влияет на человека при помощи особенным образом устроенных звуковых комплексов. Интонационная природа является главным выразительным средством музыки. Другими компонентами музыкальной выразительности являются: мелодия, лад, гармония, ритм, метр, темп, динамические оттенки, инструментовка. Музыка содержит в себе и жанровую структуру. Основные жанры: камерный, оперный, симфонический, инструментальный, вокально-инструментальный и др. Д. Кабалевский называл также музыкальными жанрами песню, танец и марш. Однако музыкальная практика имеет много жанровых разновидностей: хорал, месса, оратория, кантата, сюита, фуга, соната, симфония, опера и т.д.

Современная музыка активно включена в систему синтетических видов искусства: театр и кино.

Театр. Основополагающим элементом театрального зрелища является сценическое действие. В. Гюго писал: «Театр – страна истинного: на сцене – человеческие сердца, за кулисами – людские сердца, в зале – человеческие сердца». По мнению А.И. Герцена, театр – это «высшая инстанция для разрешения жизненных вопросов». Такое социальное значение театр имел со времен появления в Древней Греции, граждане в театральных спектаклях разрешали проблемы общественного звучания. Театр – это вид искусства, помогающий раскрыть противоречия времени, внутреннего времени мира человека, утверждающим идеи с помощью драматического действия – спектакля. В процессе театрального действия события разворачиваются во времени и пространстве, однако театральное время условно и не равняется астрономическому. Спектакль в своем развитии подразделяется на акты, действия, а те, в свою очередь, – на мизансцены, картины и т.д. Театр объединяет самые различные жанры сценического искусства – будь то драма или балет, опера или пантомима. Долгое время главной фигурой в театре был актер, а режиссеру была уготована второстепенная роль. Но шло время, театр развивался, и требования к нему росли. Необходим был специальный человек в театре, ответственный за все. Этим человеком стал режиссер. Первый зрелый режиссерский театр появился в России. Его основателями стали К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, потом В. Мейерхольд и Е. Вахтангов. В ХХ в. театральная практика пополнилась множеством экспериментальных форм: театр абсурда, театр камерный, театр политический, театр улицы и т.д.

Кинематограф. Кино считают наиболее действенным видом искусства, ибо та реальность, которую создает кино, по своему виду не отличается от реального бытия. Кино сходно во многом с театром: синтетическое, зрелищное и коллективное. Но, найдя монтаж, кинохудожники получили возможность создавать свое киновремя, кинопространство, в театре эти возможности ограничены сценой и реальным временем. Различают жанры кино: художественный, документальный, научно-популярный, анималистический.

Телевидение – самое молодое из искусств. Его социальная ценность аудио и видеоинформативность. Телеэкран дает изображение на просвет, поэтому имеет несколько иную фактуру и иные законы композиции, чем кино. Свет наиболее сильное средство выражения в телевидении. Телевидение со своей фактографичностью, близостью к натуре обладает большими возможностями отбора и интерпретации действительности. Вместе с тем оно содержит в себе угрозу стандартизации мышления людей. Важная эстетическая особенность телевидения – передача синхронности событий, непосредственный репортаж с места событий, включение зрителя в современный поток истории. Телевидение таит в себе, с одной стороны, богатые социальные возможности, а с другой, угрозы и благие перспективы. Оно может оказаться и троянским конем, и великим учителем человечества.

ХVIII в. был периодом зарождения и развития русской национальной литературы. Основоположником русской поэзии был В.

К. Тредиаковский (1703- 1768 гг. ), который сформулировал принципы силлабо-тонического стихосложения (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

Основоположником русской драматургии был А. П. Сумароков (1717-1777 гг.

) — поэт, автор первых русских комедий и трагедий, директор театра в Петербурге. Он творил в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни. Основным жанром творчества Г.

Р. Державина (1743-1816 гг. ) была ода.

В известной оде «Фелица» показан образ идеального монарха. Русские нравы и обычаи нашли свое отражение в социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д. И.

Фонвизина (1745-1792 гг. ). Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению в русской литературе.

Н. М. Карамзин (1766-1826 гг.

) — был основоположником русского сентиментализма (повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»). Основное сочинение Н. М.

Русская литература первой половины XIX в. — одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. Отечественная война 1812 г.

и пробужденный ею подъем национального самосознания породили такое литературное течение, как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе был В. А.

Жуковский (1783-1852 гг. ).

Жемчужиной русской культуры первой половины XIX в. было творчество А. С.

Пушкина (1799-1837 гг. ), написавшего более трехсот стихотворений, роман в стихах («Евгений Онегин»), стихотворные сказки («Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке»), драматические («Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), прозаические («Дубровский», «Повести Белкина»), исторические («Арап Петра Великого», «История пугачевского бунта») и другие произведения.

В 30-е годы XIX в. расцвел талант М. Ю.

Лермонтова (1814-1841 гг. ) — «Демон», «Мцыри», «Герой нашего времени», «Вадим» и др. С творчеством А.

С. Пушкина и М. Ю.

Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе. Н. В.

Гоголь (1809-1852 гг. ) («Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ревизор», «Шинель» и др. ) в своем творчестве сочетал романтизм и реализм.

Вторая половина XIX в. отмечена творчеством писателей-реалистов: Ф. М.

Достоевского (1821-1881 гг. ) — «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»; М. Е.

Салтыкова-Щедрина (1826-1889 гг. ) — «Господа Головлевы», «Сказки»; Н. А.

Некрасова (1821-1877 гг. ) — «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины»; И. С.

Тургенева (1818-1883 гг. ) — «Накануне», «Записки охотника», «Отцы и дети», «Рудин»; И. А.

Гончарова (1812- 1891 гг. ) — «Обрыв», «Обломов».

Основным художественным направлением второй половины ХIХ в. был критический реализм, для которого был характерен анализ жизненных обстоятельств героев и критическое отношение к существующей действительности.

Вершиной русской литературы XIX в. было творчество Л. Н.

Толстого (1828- 1910 гг. ). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

К этому же периоду относится творчество А. П. Чехова (1860-1904 гг.

В конце XIX — начале ХХ в. расцвел талант выдающихся русских писателей: А. М.

Горького (1868-1936 гг. ) — «На дне», «Дети солнца», «Варвары», «Враги»; И. А.

Бунина (1870-1953 гг. ) — «Деревня», «Суходол»; А. И.

Куприна (1870-1938 гг. ) — «Поединок», «Олеся»; В. В.

Вересаева (1867-1945 гг. ) — «Записки врача» и др.

Конец XIX — начало ХХ в. в истории русской культуры называют Серебряным веком, для которого характерно появление новых направлений в литературе и искусстве: модернизма, символизма, акмеизма, футуризма и др. Представителями этих направлений были писатель Д.

С. Мережковский (1865-1941 гг. ), поэты Ф.

К. Сологуб (1863-1927 гг. ), В.

Я. Брюсов (1873-1924 гг. ), К.

Д. Бальмонт (1867-1942 гг. ), А.

А. Блок (1880-1921 гг. ), А.

А. Ахматова (1889-1966 гг. ) и др.

Наибольшее развитие в изобразительном искусстве середины XVIII в. получил портрет. Крупнейшими портретистами того времени были И.

Н. Никитин (ок. 1690-1742 гг.

), Д. Г. Левицкий (1735-1822 гг.

), В. Л. Боровиковский (1757-1825 гг.

) Во второй половине XVIII — начале Х²Х вв. получили известность живописцы-классицисты: А. П.

Лосенко (1737-1773 гг. ) — «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»; Г. И.

Угрюмов (1764- 1823 гг. ) — «Испытание силы Яна Усмаря», «Торжественный въезд Александра Невского во Псков» и др.

В середине ХIХ в. в русском изобразительном искусстве преобладал социально-бытовой жанр, который с наибольшей полнотой отражен в творчестве В. Г.

Перова (1833-1882 гг. ) — «Сельский крестный ход на Пасху», «Тройка» и др. ).

В 1871 г. по инициативе художника И. Н. Крамского (1837-1887 гг.) было организовано «Товарищество передвижных художественных выставок». Работая в разных жанрах, художники-передвижники внесли в каждый из них новые важные моменты: Н. А. Ярошенко (1846-1898 гг.) — «Курсистка», «Студент», «Кочегар»; А. К. Саврасов (1830-1897 гг.) — «Грачи прилетели»; И. Н. Крамской (1837-1887 гг.) — портреты литераторов И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Художником русской природы был И. И. Шишкин (1832-1898 гг.). Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве И. И. Левитана (1860-1900 гг.). Яркую страницу русского изобразительного искусства составило творчество И. Е. Репина (1844-1930 гг.) — «Бурлаки на Волге», портрет М. П. Мусоргского, «Иван Грозный и сын его Иван»Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике: Н. Н. Ге (1831-1894 гг.) — «Петр I допрашивает царевича Алексея»; В. И. Суриков (1848-1916 гг.) — «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова».

Многие картины И. Е. Репина, В.

И. Сурикова, И. И.

Левитана, В. А. Серова и других передвижников попали в собрание П.

М. Третьякова (1832- 1898 гг. ) — представителя старинного московского купеческого рода.

В начале 90-х гг. XIX в. собрание достигло уровня музея.

Развитие русского театра во второй половине XIX в. связано с именем драматурга А. Н.

Островского (1823-1886 гг. ) — «Гроза», «Не в свои сани не садись» и др. Наиболее выдающимися актерами ХIХ в.

были М. С. Щепкин (1788- 1863 гг.

), П. М. Садовский (1818-1872 гг.

), П. А. Стрепетова (1850-1903 гг.

), М. Н. Ермолова (1853-1928 гг.

В 1898 г. возник Московский Художественный театр, который возглавили К. С.

Станиславский (1863-1938) и В. И. Немирович-Данченко (1858-1943).

Во второй половине XIX в. значительную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое содружество российских композиторов «Могучая кучка», в которую вошли М. А.

Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц.

А. Кюи (1835-1918), А. П.

Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908).

Члены «Могучей кучки» способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Псковитянка», «Снегурочка» Н.

А. Римского-Корсакова).

Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайковского (1840-1893) — балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.

Экономический подъем начала ХХ в. оказал влияние на культурное развитие страны. Классическая русская культура, сформировавшаяся в XIX в.

, переживала кризис. Начался поиск новых эстетических идеалов, художественных принципов, форм и методов. Одной из важнейших черт развития культуры начала ХХ в.

было убеждение в свободе творчества и творческой индивидуальности. Свободный подход к религии, науке, искусству объединил между собой поэзию, музыку, изобразительное искусство, театр, балет и кинематограф.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 18Следующая ⇒Искусство антропоцентрично. В соотношении с изображением человека находится и все остальное, включая художественные средства, используемые для его изображения. Идеал человека складывается в жизни и получает воплощение в живописи и литературе своего времени. Действительность влияет на искусство, изменения в действительности отображаются в искусстве. Возникающие при этом соответствия между живописью и литературой во многих случаях помогают глубже и отчетливее ощутить особенности того или иного способа изображения человека. Но не стоит абсолютизировать эти соответствия.

Художественное познание мира реализуется в рамках стилистических систем, которые скачкообразно сменяют друг друга. В иных случаях живопись обгоняет литературу и дает значительно более совершенное изображение человека, в других – литература обгоняет живопись. Всемирно прославленная живопись Андрея Рублева и художников его времени превосходит литературу точностью психологического анализа и глубиной проникновения во внутренний мир человека.

Наиболее полное слияние художественных принципов изображения человека в литературе и живописи мы находим в монументальном стиле одиннадцатого-тринадцатого веков. Для этой эпохи характерен своеобразный синтез всех искусств: монументальная живопись подчинена формам зодчества, зодчество своими простыми поверхностями служит удобной основой для монументальной живописи. Письменность в значительной мере рассчитана на чтение вслух во время монастырских трапез (жития святых), для произнесения в храмах (проповеди, жития), для импозантного окружения княжеского быта, и отвечает тем же потребностям, что архитектура и живопись, развивает общий с ними монументальный стиль в изображении человека.

Монументальный историзмЭто первый развитой стиль в изображении человека, тесно связанный с феодальным устройством общества, с рыцарскими представлениями о чести, правах, долге феодала, его патриотических обязанностях.

В литературе главным образом отображается в летописях, в воинских повестях и в повестях о княжеских преступлениях. Характеристики людей характеристики людских отношений и идейно-художественный строй летописи составляет неразрывное целое. Они подчиняются одним и тем же принципам феодального миропонимания, обуславливаются классовой сущностью мировоззрения летописца.


Человек был в центре внимания искусства феодализма, но не он сам по себе, а в качестве представителя определенной сферы, определенной ступени в лестнице общественных отношений. Индивидуальность человека оказывалась полностью подчиненной её положению в феодальном обществе.

Как и в летописи, князь в изображении на мозаиках и фресках этого времени всегда официален, всегда обращен к зрителю. На иконе Третьяковской галереи из Новгородского Юрьева монастыря Георгий Победоносец стоит с щитом за спиной, с копьем и мечом в руках, с кесарским венцом на голове. Все атрибуты власти при нем, оружие при нем.

Одежды Георгия тщательно выписаны и поражают своим богатством. Он обращен к зрителю, как бы позирует перед ним и прямо смотрит на него. Все в нем различно, все ясно.

Он изображен не в один из моментов своей жизни, а таким, каким он должен быть представлен зрителю всегда. Художник стремился изобразить все присущие ему признаки, а не временное состояние. Таков же Дмитрий Солунский на иконе двенадцатого века (в Третьяковской галерее).

Также изображается и князь в летописи, причем все это происходит без особого проникновения в тонкости психологии. Авторы не изображают скрытой духовной жизни, которая могла бы быть непривычно понята окружающими. Не должно быть коллизий между тем, что представляет собой князь, и тем, как воспринимают его окружающие.

Что касается поданного князю народа, то на иконах, он представляется некой безликой, размытой группой. Также они представлен в летописях: единственная цель народа – это верность князю, феодалу, ведь это возвеличивает князя и подчеркивает то, что они – единое целое, связанное феодальными отношениями.

В принципах изображения человека изобразительное искусство одиннадцатого-тринадцатого века очень близко литературе. Стиль монументального историзма получил свое воплощение в искусстве с еще большей выразительностью в летописи.

Искусство этого времени отвергало «суету мира сего» – мишуру украшений, декоративность, иллюзорное воспроизведение действительности, развлекательность. Оно стремилось простыми средствами выразить величие божественного, мудрость мироустройства и всеобщую символическую связь явлений. Торжественные здания храмов были лишены украшений, стены не штукатурились и обнажали непосредственную мощь кладки.

Величественная простота сочеталась с полным отсутствием стремления «обмануть» зрителя, иллюзорно увеличить размеры храма. И вместе с тем устройство храма символически напоминало об устройстве Вселенной и «малого мира» – человека. Росписи напоминали о Вселенной, её истории – Ветхом и Новом завете, о будущем человечества – конце мира и Страшном суде.

Стиль росписей и мозаик строго соответствовал общему стилю эпохи. Изображения людей стремились передать их вечную сущность. Случайные повороты, случайные моменты были исключены.

Христос, Богоматерь, святые обращены к зрителю. Даже в сюжетных сценах они как бы показывают себя зрителям. Только ангелы как слуги Бога могли быть повернуты в профиль к зрителю.

Никогда не смотрели на человека бесы. Изображения служат молитвенному общению с прихожанинами. Из этого общения исключена лишь нечистая сила.

Любой сюжет в живописи был значительным, «историческим». События изображались в своей кульминации, а иногда совмещали в себе несколько кульминирующих моментов, объединенных в одно изображение.

Изображения сопровождались знаками, эмблемами лица, надписями. Они были легко обозримы и легко узнавались зрителями. Святой воин был в доспехах и держал меч, мученик – крест.

Изображения были парадны, монументальны, в них не было ничего недосказанного. Расположение их соответствовало церковной иерархии и иерархии мироустройства.

Экспрессивно -эмоциональный стиль конца четырнадцатого-пятнадцатого вековВ этом стиле внимание обращено к психологической жизни человека. Психологические побуждения и переживания, сложное многообразие чувств, дурных и хороших, сильных экспрессивно выраженных, повышенных в своих проявлениях стали заполнять собой произведения искусства примерно с конца четырнадцатого века. В литературе они с особой отчетливостью проявились в произведениях Епифания Премудрого.

Самое характерного для этого стиля в изображении человека – абстрактный психологизм. В центре внимания писателей конца четырнадцатого-пятнадцатого веков оказались отдельные психологические состояния человека, его чувства, эмоциональные отклики на события внешнего мира. Но проявления психологии не складываются в психологию.

Связывающее, объединяющее начало – характер человека. Индивидуальность человека по-прежнему ограничена прямолинейным отнесением её в одну из двух категорий – добрых или злых, положительных или отрицательных. Может происходить мгновенная смена душевных состояний.

Человек либо до конца свят, либо до конца зол. Выбрав добро, он всегда добр, до полной абстракции во втором состоянии он может резко измениться, стать добрым. Так, например, резко отрицательно охарактеризованные пермские язычники из «Жития Стефания Пермского», приняв крещение, резко стали добродетельными и кроткими христианами.

Абстрактный психологизм сказывается и в живописи этого времени. Новгородские и псковские фрески четырнадцатого века (снетогорские, шелётовские, сковородские) отличаются преувеличенной эмоциональностью, экспрессивностью, стремлению передать бурное двидение, абстрагировать образы людей, архитектурный пейзаж. Человеческие фигуры как бы невесомы, охвачены сильным движением, напоминают цветные тени, призраки, разметанные по стенам храма сильным ветром.

Люди изображаются словно летящими по воздуху в экстатическом порыве, с развевающимися одеждами. Они передаются во всевозможных ракурсах, их жесты широки, они всецело поглощены охватившими их чувствами.

Интерес к внутренней жизни человека сказывается в живописи и в самом выборе сюжетов. Типичные сюжеты: психологические сюжеты протоевангельского цикла, композиции, иллюстрирующие легенды и апокрифы из жизни Богоматери. Излюбленные сюжеты четырнадцатого века – Христос во гробе, Успение Богоматери, Рождество Христово, Рождество Богоматери.

Во всем этим русская живопись данного времени близко сходится с литературой в том, в чем в самой общей форме могут соприкасаться литература и живопись: в сфере художественного видения мира и идеологии. Но в тот период между ними были довольно очевидные различия, одно из них – новые веяния в русской живописи, вследствие интернационализации изобразительного искусства, появляются уже в начале четырнадцатого века, в литературе же южнославянское влияние начинает только сказываться к концу четырнадцатого века.

Этот стиль в живописи можно наблюдать на фресках Снетогорского монастыря 1313 года и фресках Михайло-Сковородского монастыря середины четырнадцатого века, а также, безусловно, в произведениях Феофана Грека. Например, в росписи церкви Спаса на Ильине в Новгороде (1372 г.).

Психологическая умиротворенностьОдним из самыз высших культурных достижений Древней Руси является идеал человека, созданный в живописных произведениях Андрея Рублева и художников его круга. Живопись в пятнадцатом веке опережала литературу. Только одно произведение литературы соответствует изобразительному творчеству – «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которую характеризует сдержанность повествования, которой вторит сдержанное проявление чувств. Образы героев, которых не смогли разлучить ни бояре, ни сама смерть, удивительно психологичны, но без всякой экзальтации. Их психологичность внешне проявляется большой сдержанностью. Впрочем, и в живописи он представлен немногими произведениями. Он противопоставлен как антитеза шумному творчеству экспрессивно-эмоционального стиля, которого придерживался Феофан Грек.

Икона обращена непросто к зрителю: она обращена к молящемуся, в то время как в стиле монументального историзма она была обращена к молящейся пастве. Четырнадцатый век был времен распространения исихазма с его учением о безмолвии. Изображения замкнуты в себе, святые погружены в задумчивость и требуют безмолвной содержательности, уединенной молитвы.

Особое выделяется среди произведений этого стиля Троица Андрея Рублева: ангелы как бы находятся в совместной безмолвной молитве. Их общение мысленное, они обращены друг к другу, не мешая и не разлучаясь. Тихая гармония Троицы влечет человека в особый мир.

Идеализирующий биографизм. Шестнадцатый векОбразование централизованного Русского государства в конце пятнадцатого, начале шестнадцатого веков, и затем постепенное его укрепление и расширение, продолжавшееся до последней четверти шестнадцатого века, принесли с собой повышенный интерес к биографиям крупных государственных деятелей: московских государей и их предкам.

Создаются Летописец начала царствования Ивана Грозного, Степенная книга, «История о великом князе Московском» Андрея Курбского, Великие Четьи-Минеи митрополита Макария, Никоновская летопись.

В пятнадцатом веке в летописи возникает самостоятельный интерес к жизни исторических лиц. Но это не дало существенных сдвигов в изображении человека. Это период стилистического эклектизма, соединения монументально историзма и эмоционально-экспрессивного стиля. Этикет подчиняет все попытки описать внутренние переживания – люди ведут себя так, как им положено по социальному статусу.

Рост интереса к жизни государственных деятелей не только качественный, сколько количественный. В летопись начинает проникать вымысел, пока не очень откровенный, главным образом он заключен в приукрашивании героев.

Изобразительное искусство шестнадцатого века следует тому же стремлению к идеализирующему биографизму, «количественному» увеличению интереса к человеку как к составной части единого феодального государства. Повествовательное начало резко усиливается, композиции усложняются, возрастает многофигурность, иллюстративность изображений, их отвлеченная дидатика. Содержание погибших фресок Золотой палаты Московского Кремля, судя по их описаниями, передавали сюжеты истории России в нравоучительных тонах, изображением добродетелей и пороков, литературных и дидактических сюжетов.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒Date: 2015-09-03; view: 261; Нарушение авторских прав

Источники:

Вам также может понравиться