Военные неудачи и большие затруднения, испытанные Турцией в борьбе против сербов (восстание 1815 г.) и греков, привели султана Махмуда II и его ближайшее окружение к мысли о необходимости проведения реформ, с помощью которых можно было бы укрепить военное, внутреннее и международное положение империи. На первый план, как и во времена Селима III и Мустафы паши Байрактара, выдвигалась военная реформа. На этот раз было намечено ликвидировать янычарский корпус, ненавистный народу и окончательно дискредитировавший себя в глазах правящего класса своим бессилием в войне против восставших греков. В июне 1826 г. султан Махмуд II, заручившись поддержкой высшего духовенства и воспользовавшись мятежом янычар, осуществил, наконец, ту меру, которую безуспешно пытались провести его предшественники. По приказу султана мятежные янычары подверглись поголовному истреблению. Было официально объявлено о роспуске янычар и даже воспрещено произносить это название. Расправа была жестокой, но она имела положительные последствия для Турции. Янычар, сотни лет державших в страхе не только турецкий народ, но и султанское правительство, больше не существовало. Страна была наконец избавлена от разложившегося феодального войска, составлявшего опору реакции. На смену янычарам были созданы воинские части по европейскому образцу. Вскоре, однако, стало ясно, что турецкое правительство в сущности не имеет сколько-нибудь продуманного и широкого плана военных преобразований; оно не располагало кадрами для новых формирований, не имело необходимого вооружения и снаряжения. Новые полки, сыгравшие известную роль в подавлении янычарского мятежа, были малочисленны и требовали длительного обучения и пополнения. Небольшое количество инструкторов, присланных из Египта Мухаммедом-Али, не могло справиться с этой задачей. В результате в период ухудшения международного положения Турции султан остался без старого войска и не сумел создать новое. Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 6 (1961 г.)
Конец XVIII в. ознаменован дальнейшим обострением экономического и политического кризиса, который Турция переживала уже в течение многих лет. Этому способствовало помимо внутренних причин крупные события в двух ведущих странах Европы того времени – промышленная революция в Англии, буржуазная революция в 1789 г. во Франции.
Французская революция оказала большое влияние на положение Османской империи. Прежде всего, демократические идеи французской революции нашли благоприятную почву среди порабощенных народов империи, которые всем ходом своего социально-экономического развития к концу XVIII в. оказались подготовленными к восприятию этих идей. Далее французская революция обострила борьбу за колонии между Францией и Англией, в частности за территории, входившие в состав Османской империи.
Буржуазная революция во Франции и промышленная революция в Англии знаменовали собой важный этап на пути социально-экономического прогресса этих стран, а также и всего капиталистического мира. На этом фоне особенно наглядно вырисовывалось отставание Османской империи, экономика которой находилась в состоянии глубокого расстройства, кризиса и упадка. Сельское хозяйство деградировало и переживало упадок, крестьянство в массе своей было разорено и жило в нищете.
Это были последствия господства в деревне старых турецких феодальных порядков, безудержной эксплуатации крестьян феодалами разных категорий. В городах также усилилось угнетение ремесленников и торговцев.
Следует отметить, что в конце XVIII в. в некоторых областях Османской империи, главным образом на Балканах и в прибрежных районах Малой Азии, начали проявляться прогрессивные социально-экономические тенденции: развивались товарно-денежные отношения в земледелии, все большем числе появлялись капиталистические сельские хозяйства, разлагался цеховой строй, усиливался купеческий капитал в связи с более широким вовлечением Турции в европейский товарооборот. Однако в рассматриваемое время эти тенденции были еще слишком слабы, чтобы изменить общую картину. Новичев А.Д. История Турции, Т.2Глубокое расстройство главных отраслей экономики Турции и прежде всего сельского хозяйства, разорение основных налогоплательщиков – крестьян – были причиной финансового кризиса, который испытывала Высокая Порта.
Встревоженный поражениями армии в последних войнах с Россией и крайне тяжелым положением своего государства, Селим III вскоре после вступления на престол (в 1789 г.) предложил способ улучшить финансовое положение путем иностранного займа, но безуспешно. Не дали заметного успеха и попытки навести экономию путем ограничения импорта предметов роскоши.
Тяжелое экономическое положение сочеталось с политическими неурядицами, которые происходили как в столице, так и в провинции. В правящих верхах не прекращалась борьба за власть между великим везиром, представителем светской власти, и шейх уль-исламом, который выражал стремление высшего духовенства – улемов – оказывать решающее влияние на государственные дела.
Одним из выражений политического кризиса был рост сепаратизма крупных феодалов, который происходил по всей империи. Среди сепаратистов-феодалов выделялись виднинский паша Пазвант-оглу, Али-паша Янинский, чапан-оглу. Они располагали собственным войском, взимали в свою пользу налог и иногда даже проводили самостоятельную внешнюю политику.
Ситуацию осложнял и рост национально-освободительного движения балканских народов. Усиление этого процесса объясняется как уже говорилось выше, социально-экономическим развитием этих народов в указанный период, а также появлением русских на Балканах и крупными победами, одержанными в войнах с Турцией. Уже в царствование Селима III освободительными движениями были охвачены все народы Балканского полуострова, а также арабы.
В Греции мощное движение вспыхнуло еще в 1770 г. , но оно было жестоко подавлено турецкими войсками. Однако выступление греков не прекратились.
Внутреннее осложнения, сепаратизм феодалов, развал в янычарском корпусе, рост национально-освободительного движения, хронический кризис, с одной стороны, ухудшение международного положения, вызванное поражениями в двух последних войнах с Россией, – с другой, создали для правящих кругов Османской империи угрожающую обстановку. Селим III понимал, что страна нуждается в реформах, которые бы позволили крепить центральную власть, создать боеспособную армию и усилить ее военную мощь. Главную опасность Селим III и его сторонники видели в отсутствии боеспособности армии.
В 1791 г. Cелим III затребовал от высших светских и духовных сановников соображений о необходимых реформах. В ряде представленных проектов ударение делалось на преобразование армии по европейскому образцу.
В 1792-1793 гг. Селим III практически вступил на путь реформ, которые нашли свое выражение в султанских указах. Эти реформы известны под названием «низам-ы джедит» -«новое устройство», или «новый порядок».
Реформаторы во главе с Селимом III основные усилия сосредоточили на создание нового воинского корпуса по европейскому образцу, который также получил название «низам-ы джедит». Корпус комплектовался исключительно добровольцами. Для подготовки офицеров, военных инженеров, командиров флота были основаны военные училища Большое внимание было уделено артиллерии.
новый корпус создавался очень медленно. более крупные успехи были достигнуты в строительстве новых судов. Главную роль в создании новой армии и флота играли иностранные военные специалисты, особенно французы.
Духовенство, сановники, янычары и другие были противниками реформ, заимствованных у европейцев, и старались их сорвать. Крупное восстание янычар против нового войска произошло в 1805-1806 гг. в Европейской Турции, где Селим III приказал произвести новый, на этот раз принудительный, набор в новое войско молодых людей в возрасте 20-25 лет, включая янычар.
Испугавшись восстания, султан уступил. Это воодушевило его врагов и в 1807 г. произошло восстание в Стамбуле.
Селим III вновь проявил слабость и отменил указ о военных реформах, распустил новый корпус. Но это не спасло его: он был смещен с престола.
Главная причина неудач Селима III заключалась в том, что он, пытаясь осуществить реформы, в то же время не затрагивал феодальных основ османской империи. Сами реформы он предпринял с той целью, чтобы укрепить, упрочить центральную власть и сохранить господство над покоренными народами. Реформы проводились за счет широких масс, отягощенных налогами потому эти массы были против реформ самого Селима III.
Социальный слой, который мог бы поддержать реформы султана, т. е. прежде всего буржуазия, был в тот период численно незначителен и не играл политической роли.
Проведению реформ помешала также агрессия Франции, войска которой под командованием Наполеона Бонапарта в 1798 г. вторглись в Египет. Это вынудило султана отложить реформы и начать войну с Францией.
-
Переход к гражданскому правлению и экономические
реформы 1980-х гг.
После переворота 12 сентября 1980 г. власть сосредоточилась в руках Совета национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генерального штаба Кенаном Эвреном. В Совет входили также командующие четырьмя родами войск. Правительство возглавил бывший командующий военно-морским флотом Турции адмирал Бюлент Улусу.
Были предприняты чрезвычайные меры для наведения порядка: распущены все политические партии, введена строгая цензура, закрыты многие средства массовой информации, за два месяца было арестовано 43 тыс. человек. Активизировались действия по борьбе с терроризмом, а также против курдских сепаратистов. Была категорически запрещена деятельность профсоюзов, прекратились бесконечные забастовки, студенческие демонстрации.
16 октября 1981 г. последовал специальный Закон о запрете всех политических партий. Даже их имущество было национализировано, настолько военные были возмущены деятельностью политиков.
Для разработки новой Конституции был созван Учредительный меджлис. В него вошли Совет национальной безопасности и так называемый Консультативный меджлис. Он состоял из 60 человек и формировался СНБ, главным критерием отбора стало неучастие в какой-либо политической партии до сентября 1980 г. Новая Конституция Турции была одобрена на референдуме 7 ноября 1982 г.: 91% населения страны высказался «за».
В первые же недели после переворота в силу сложной экономической ситуации на должность первого заместителя премьер-министра, курирующего экономические вопросы, был назначен гражданский политик — Тургут Озал. Он еще с января 1980 г. предлагал свой план выхода из экономического тупика. Теперь появилась возможность осуществить его.
Началась политика экономической либерализации: государство отказалось от жесткого контроля над ценами, разрешило свободное их формирование; более чем вдвое сократилось число чиновников и служащих в государственных экономических организациях (ГЭО). Стали снижаться дотации госсектору, предприятия потеряли возможность пользоваться льготными кредитами и ценами на промышленное сырье и услуги.
Были сняты ограничения для иностранных инвесторов — в страну устремился капитал: с 1980 г. ежегодно возникает до 17 тыс. совместных предприятий. Возрос объем денежных переводов от сотен тысяч граждан Турции, работающих в странах Западной Европы. Многие стали возвращаться в Турцию, используя накопленный капитал для создания мелких предприятий, ориентированных на экспорт и услуги. Вместе с тем были приняты строгие меры для обуздания инфляции (высокие процентные ставки, низкая заработная плата), ужесточен контроль над использованием валюты. Все это впоследствии дало результаты.
Тем временем военные готовились передать власть в руки гражданских лиц. 22 апреля 1983 г. в Турции принят Закон о политических партиях: он запрещал бывшим лидерам партий, известным политикам, участвовать в политической жизни на срок от 5 до 10 лет. Закон вводил также запрет на политическую деятельность в вузах, запрещал участие студентов в политической борьбе.
10 июня 1983 г. принят Закон о выборах, который регламентировал многие процедуры. В частности, устанавливал 10%-ный барьер: партии, набравшие меньше голосов, не могли быть представлены в парламенте. Вводилась периодичность выборов — 1 раз в 5 лет.
Началось воссоздание политических партий. Т. Озал оказался не только блестящим экономистом, но и удачливым политиком: ему удалось создать чрезвычайно популярную Партию отечества и хорошо подготовиться к предстоящим выборам.
Парламентские выборы в Турции состоялись 6 ноября 1983 г. Результаты их оказались неожиданными для военных — их политические протеже не смогли добиться успеха. Полную победу одержала Партия отечества Т Озала: она набрала 45% голосов и получила 211 мест в парламенте (из 400). Второй результат был у Народнической партии (НП): 30,4% голосов, 117 мест. Третьей оказалась Национально-демократическая партия (НДП): 23,2% голосов, 71 место. Остальные 8 партий, участвовавшие в выборах, не набрали необходимых 10% голосов и не были представлены в парламенте. В их числе были Партия верного пути, созданная в 1983 г. сторонниками С. Демиреля, а также социал-демократы, вскоре после выборов вышедшие на арену политической жизни Турции.
Однопартийное правительство возглавил Т. Озал. Сразу же, в конце 1983 г., был резко ослаблен государственный контроль над экономикой. С 1984 г. началась широкая приватизация низкорентабельных предприятий государственного сектора. В январе 1984 г. принят Закон о поощрении экспорта: он предусматривал создание специальных фондов для поддержки предпринимателей, скидки в налогообложении, льготные таможенные тарифы. В июне 1985 г. принят Закон о создании свободных экономических зон. Речь шла о двух зонах — Мерсине и Анталье. Там началось быстрое развитие инфраструктуры и иностранного туризма, создание экспортоориентированных производств; естественно, все это делалось с привлечением иностранного капитала.
Результаты экономических преобразований сказались сразу: возобновился рост ВНП — 5,5% в год, с середины 1980-х гг. стал расти экспорт, достигнув в конце 1980-х гг. 10 млрд. долл. Турция преображалась на глазах: появились благоустроенные дороги, ирригационные сооружения, современные коммуникации, связь, развивался туризм и сектор услуг. Повысилась эффективность труда. Правда, были и негативные проявления: росли цены, безработица, усиливалось социальное расслоение общества — не все смогли преуспеть в жизни. Росла и коррупция в государственном аппарате. На этом стали играть исламисты и националисты, пытаясь внести изменения в расстановку политических сил в Турции.
ІІ. Политические процессы в 1980—1990-е гг.
Характерной чертой Турции всегда было господство государственного сектора в экономике. Постепенно он становился все менее эффективным, но, пока сохранялся жесткий централизованный режим власти, это было не так заметно. В годы гражданского правления экономические проблемы усугублялись, возрастала социальная напряженность, что вело к политической дестабилизации, возникала угроза анархии. Это вынуждало военных вмешиваться: на короткое время порядок восстанавливался, а потом власть снова передавалась в руки гражданских политиков.
Такой сценарий неоднократно повторялся в послевоенной Турции. Лишь в 1980-е гг. реформы Т Озала позволили стране отказаться от государственного контроля в экономике, начать развивать рыночные механизмы регулирования. Это привело к резкому повышению эффективности производства, расширению экономических связей с мировым рынком, росту благосостояния населения. В Турции быстрыми темпами происходили социальные изменения, повлекшие за собой и изменения в политической ситуации.
Это подтвердилось уже в марте 1984 г. на выборах в местные органы власти. По-прежнему лидировала Партия отечества (41,2% голосов), но неожиданно в лидирующую группу выдвинулись еще две партии: Социал-демократическая партия (СДП), которую возглавил сын Исмета Инёню — Эрдал Инёню (23,4% голосов), и Партия верного пути (ПВП), за которой стояли сторонники С. Демиреля, так как сам он не мог быть членом партии (13,25% голосов). Эти две партии (СДП и ПВП) стали добиваться роспуска парламента и досрочных выборов. Но оснований для этого у Т. Озала не было, он по-прежнему контролировал парламент. В его партии сочетались и модернисты — западники, сторонники рыночной экономики и большей открытости Турции, — и ревнители традиций и исламской морали, выступавшие в поддержку национальных ценностей. Некоторые партии, представленные в парламенте, получили меньше 10%: Народническая партия (НП)— 8,75%, Национал-демократическая (НДП) – 7%.
В сентябре 1986 г. частичные выборы в меджлис подтвердили снижение популярности Партии отечества: она получила лишь 32% голосов. Произошли и другие изменения в расстановке политических сил. В мае 1986 г. последовал самороспуск НДП. В ноябре 1986 г. часть Народнической партии объединилась с социал-демократами — образовалась единая Социал-демократическая народническая партия (СДНП) во главе с Эрдалом Инёню.
Тогда же, в ноябре 1986 г., образовалась Демократическая левая партия (ДЛП), за ней стояли сторонники Б. Эджевита. Активизировались и фундаменталисты: Партия благоденствия Н. Эрбакана и Партия националистической деятельности А. Тюркеша.
В сентябре 1987 г. в Турции состоялся референдум по поводу отмены 4-й статьи Конституции, запрещавшей видным политическим деятелям занимать выборные посты в течение 10 лет. Незначительное большинство проголосовало «за» (50,23%), благодаря чему С. Демирель официально стал лидером ПВП, а Б. Эджевит возглавил ДЛП.
На выборах в ноябре 1987 г. Партия отечества укрепила свои позиции в парламенте, получив там 292 из 400 мест. СДНП во главе с Э, Инёню стала иметь 99 мест, ПВП С. Демиреля — 59 мест. ДЛП Б. Эджевита набрала лишь 8,5% голосов, а Партия благоденствия Н. Эрбакана — 7,7%; обе не были даже представлены в парламенте. Т. Озал вновь сформировал однопартийное правительство.
В октябре 1989 г. Т. Озал избран президентом Турции (сменил генерала К. Эврена). Премьер-министром стал Б. Эджевит. Был принят новый Закон о выборах: он подтверждал 10%-ный барьер для парламентских партий, а также обеспечивал партии, получившей на выборах 35% голосов, абсолютное большинство мест в парламенте.
Выборы состоялись 29 ноября 1990 г. В парламент прошли депутаты от трех партий: Партии отечества (36%), Социал-демократической (25%), Партии верного пути (19%). Все остальные партии, в том числе и Демократическая левая Б. Эджевита, не смогли пробиться в парламент. Явно обнаружилась тенденция к падению авторитета Партии отечества, поэтому пост премьер-министра был передан С. Демирелю.
После октябрьских выборов 1991 г., подтвердивших тенденцию к падению популярности ПО, в Турции было создано коалиционное правительство из двух партий — ПВП и СДНП. Возглавил его по-прежнему С. Демирель; после неожиданной смерти Т. Озала в мае 1993 г, он был избран президентом Турции.
С 1993 г. в стране обостряется проблема сепаратизма. Курды — этническое меньшинство в Турции — давно уже добивались автономии, но официальная позиция властей категорически отвергала такую возможность. Борьбу курдов с 1978 г. возглавляла Курдская рабочая партия под руководством Абдуллы Оджалана. В 1984 т. она объявила правительству войну. В 1993 г. курды-депутаты покинули турецкий парламент, в 1994 г. они подверглись политическим репрессиям. С того времени курды выступают на политической арене отдельно от турок. В отношении видных политических деятелей осуществляются теракты. В феврале 1999 г. А. Оджалан был арестован. В феврале 2000 г. на VII Чрезвычайном съезде Курдской рабочей партии принято решение прекратить боевые действия и решать проблему мирными средствами.
24 декабря 1995 г. состоялись досрочные парламентские выборы. Они подтвердили рост исламских настроений в обществе, что ранее продемонстрировали и результаты муниципальных выборов — во многих крупных городах мэрами были избраны исламисты. Партия благоденствия Н. Эрбакана получила на выборах больше всего мест — Партия Отечества — 137, Партия верного пути — 98, ДЛП — 61; Народно-республиканская партия, воссозданная лишь в 1992 г., получила в парламенте 55 мест. Курды набрали лишь 4,17% голосов и не сумели пройти в парламент.
Ситуация выглядела патовой: ни одна партия не располагала большинством, достаточным для формирования правительства. Было решено создать коалицию из двух партий, их лидеры должны будут попеременно возглавлять кабинет министров. После выборов 1995 г. премьером стала Тансу Чиллер, с 1995 г. возглавившая Партию верного пути (бывший лидер-президент — С. Демирель). В сентябре 1996 г. правительство возглавлял уже лидер Партии благоденствия Н. чЭрбакан.
Позиции исламистов в стране продолжали крепнуть: они получали все больше власти на местах, к тому же возглавляли правительство. Все ожидали следующих парламентских выборов, когда, по прогнозам, исламисты должны были одержать полную победу. Армия не могла с этим смириться, о чем военные неоднократно заявляли президенту С. Демирелю. В январе 1998 г. своим указом он сместилН. ЭрбаканаАпередав пост премьер-министра лидеру Демократической левой партии Б. Эджевиту. Было объявлено о запрете Партии благоденствия. Впрочем, почти сразу же исламисты образовали новую партию — Партию справедливости, во главе которой встал ее генеральный секретарь Р. Кутан; она сохранила свои места в парламенте. Против исламистов принимаются и другие меры: в ноябре 1999 г. прокуратура Турции признала антиконституционной деятельность организации «Нурджулар»; в январе 2000 г. запрещен турецкий филиал партии «Хесболлах».
17 января 1999 г. правительство Б. Эджевита получило вотум доверия в парламенте. Очевидно, политические лидеры Турции сделали выводы из прошлого и не стали обострять политическую ситуацию.
В мае 2000 г. новым президентом Турции был избран Ахмед Недж-дет Сезер. Он сменил известного политика С.
Демиреля. Жесткая позиция в отношении исламистов сохранялась; в январе 2001 г. начальник генерального штаба Турции вновь предупредил их, что армия готова выступить в защиту Конституции и не допустит прихода исламистов к власти.
Тем не менее 4 ноября 2002 г. состоялись парламентские выборы, которые завершились триумфальной победой Партии справедливости и развития во главе с Реджепом Эрдоганом. Партия набрала на выборах 363 места из 550.
Второй успех выпал на долю Народно-республиканской партии, получившей почти 19%, или 178 мест в парламенте. Поскольку Р. Эрдоган лишен по суду права занимать общественные должности, пост премьер-министра занял Абдуллах Поль.
Правящая партия была сокрушена, она получила лишь 1 % голосов и даже не прошла в парламент. Но армия остается начеку. Военные внимательно наблюдают за ситуацией и всегда готовы вмешаться.
В марте 2003 г. премьер-министром Турции стал Р. Эрдоган, по праву заняв причитающееся ему место.
Экономическая реформа в Турции продолжалась и в 1990-е гг.: темпы ежегодного прироста ВНП увеличились до 8%, экспорт в конце 1990-х гг. превысил 30 млрд. долл., причем 80% в нем составляли промышленные изделия. Появилось огромное количество новых частных предприятий, производящих высококачественную продукцию. Валютные резервы Турции превысили 26 млрд. долл., ВНП на душу населения — 3 тыс. долл. Турция превратилась в высокоразвитую страну, поставляющую конкурентную продукцию на мировом рынке. В настоящее время 75% турецких промышленных предприятий вполне конкурентоспособны по сравнению с европейскими.
Огромной проблемой Турции является коррупция, которая пронизывает все сферы государства. После размолвки между президентом и премьер-министром по этому поводу 19 февраля 2001 г. в Турции произошел финансовый кризис: из страны стали уходить инвестиции. Центробанк Турции вынужден был вмешаться, что привело к резкому сокращению (на /) резервов иностранной валюты. В конце концов лира была отпущена в «свободное плавание» и подешевела сразу на 36 %.
Но кризисные проявления не могут перечеркнуть все экономические достижения Турции в последние годы. Во всяком случае, уровень жизни турок в 3 раза превышает российский.
Источники: