Оптимизация высшего церковного управления осуществляется на основе 2 взаимосвязанных принципов — соборности и иерархичности: «Развитие соборного начала в Церкви возможно лишь с одновременным укреплением и совершенствованием иерархической власти». В Церкви вся полнота ответственности и полнота властных полномочий принадлежит епископам, источником власти
Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Храм Христа Спасителя в Москве. 1 фев. 2009 г. В марте 2011 г. по решению Свящ. Синода был образован Высший церковный совет РПЦ — исполнительный орган при Патриархе Московском и всея Руси и Свящ. Синоде для координации деятельности синодальных и иных общецерковных учреждений, выработки решений, обеспечения мер к исполнению определений Поместных и Архиерейских Соборов, постановлений и определений Свящ. Синода, указов и распоряжений Патриарха в области образования, просвещения, миссии, церковного социального служения, информационной деятельности, взаимоотношений Церкви с гос-вом и обществом, Поместными Православными Церквами, инославными конфессиями и нехрист. религиями, в сфере управления и хозяйствования. В Высший Церковный Совет (ВЦС) вошли руководители синодальных учреждений. Выступая на 1-м заседании ВЦС, Патриарх Кирилл подчеркнул, что новый орган управления «не изобретение начала XXI века, это организация, которая была создана Всероссийским Поместным Собором 1917—1918 гг.», в концепцию деятельности к-рой были внесены некоторые изменения, чтобы она в большей степени соответствовала каноническому Преданию Церкви и одновременно отвечала бы совр. условиям церковной жизни. ВЦС был создан как «инструмент реализации решений высшей церковной власти», призванный «повысить уровень исполнительской дисциплины в Церкви». «Опыт показывает,- констатировал Патриарх Кирилл,- что соборные деяния эффективны только тогда, когда они доходят до сознания верующих людей, когда они способны оплодотворять церковную работу на местах. Нам не хватало этого инструмента осуществления соборных деяний, а если говорить совершенно открыто, иногда не хватало достаточных инструментов осуществления решений Священного Синода. Поэтому многие очень разумные и правильные решения, которые принимались в 1990-е и 2000-е годы, к сожалению, не были до конца реализованы» (Слово Святейшего Патриарха Кирилла на первом заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. 14.04.2011 // РПЦ: Офиц. сайт МП). Подводя итоги 2-летней деятельности ВЦС, в докладе на Архиерейском Соборе 2013 г. Святейший Патриарх Кирилл выразил удовлетворение его работой: «Сегодня можно уверенно сказать, что Высший Церковный Совет зарекомендовал себя как действенный исполнительный орган высшей церковной власти». В марте 2009 г. Свящ. Синод принял решение об образовании Межсоборного присутствия РПЦ, положение о котором было утверждено 27 июля 2009 г. Новая коллегиальная структура, в к-рую входят ок. 150 членов, была создана для подготовки проектов решений по наиболее актуальным вопросам церковной жизни, которые затем передаются на рассмотрение Поместным и Архиерейским Соборам. Межсоборное присутствие, объединяющее представителей духовенства, церковной науки и правосл. общественности, обеспечивает реальное участие мирян и духовенства вместе с епископатом в процессе принятия наиболее важных решений. Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает, что «в основе создания Межсоборного присутствия — желание клира и паствы Русской Православной Церкви, выраженное через членов Поместного Собора 2009 года, регулярно, а не время от времени анализировать острое и наболевшее, обсуждать вызовы, с которыми мы сталкиваемся сегодня». Патриарх призвал «не бояться смелого утверждения, что это сделано впервые за всю историю, и Русская Церковь — единственная в православном мире, где функционирует такое учреждение», т. к. оно в полном соответствии с современными требованиями «образовано с целью развития служения нашей Церкви, для того, чтобы люди находили ответы на сложные вопросы, которые перед нами ставит наше время. Обсуждая актуальные проблемы и вырабатывая решения, мы свидетельствуем, что Церковь — единое Тело, а не разрозненные общины» (Сообщение Святейшего Патриарха Кирилла на втором заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 16.12.2010 // РПЦ: Офиц. сайт МП). За прошедшие годы Межсоборное присутствие подготовило программные документы по актуальным проблемам совр. жизни Церкви и общества: «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах», «Общественная деятельность православных христиан», «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», «Об избрании Патриарха Московского и всея Руси», «Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей», «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве», «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» и др., сформулировало позицию РПЦ по проблемам экологии, по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции, в отношении публичного богохульства и клеветы в адрес Церкви, в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных. Все названные документы были приняты на Архиерейских Соборах 2011 и 2013 гг. Деятельность Межсоборного присутствия коренным образом изменила методику и сам стиль работы Архиерейских Соборов РПЦ: если раньше они носили преимущественно отчетный характер, то сегодня благодаря тщательной проработке наиболее актуальной проблематики на комиссиях и президиуме Межсоборного присутствия участники Собора сосредоточивают свои усилия на решении конкретных вопросов, связанных как с текущей жизнью Церкви, так и с ее развитием в будущем.
Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Храм Христа
Спасителя в Москве. 1 фев. 2009 г. К 1 янв. 2014 г. структура высшего управления РПЦ состояла из Свящ. Синода, ВЦС, Управления делами Московской Патриархии, ОВЦС, Учебного комитета РПЦ, Издательского совета, иных синодальных отделов и управлений по различным направлениям деятельности, патриарших комиссий (по вопросам семьи, защиты материнства и детства, наградная), синодальных комиссий (библейско-богословская, по богослужению, по канонизации святых), неск. советов, координационных центров и групп (по культуре, по развитию богословской науки, по преподаванию теологии в вузах, духовного развития детей и молодежи и др.). Святейший Патриарх Кирилл так охарактеризовал цель преобразований в области церковного управления: «Русская Православная Церковь вела интенсивную, но порой спонтанную работу по рехристианизации нашего народа. На проведение фундаментального анализа, кропотливое составление планов, разработку системного подхода в отношении ряда важнейших пастырских задач просто не хватало времени, людей, сил… Проводимые административные реформы не являются самоцелью, но призваны стать основой дальнейших преобразований в деятельности нашей Церкви» (Доклад на Архиерейском совещании 2010 г. // Там же. С. 143).
Особого внимания требовал вопрос о взаимоотношениях государства и церкви. Проводимые Петром реформы, проходили на фоне острейшей борьбы и неприятия их. Сдержанно, а порою и враждебно к преобразованиям русского царя относилось духовенство. Патриарх Андриан открыто высказывался против европейских новшеств, отхода от русских традиций. Возможно, по этой причине Петр после смерти патриарха воспрепятствовал выборам нового патриарха, а назначил управлять церковью местоблюстителя С. Яворского (Рязанский епископ). Вслед за этим все церковные земли были фактически изъяты из ведения церковных органов и переданы Монастырскому приказу (Мусин-Пушкин).
Длительный спор Алексея Михайловича с Никоном – спор о месте и роли светской и церковной власти в России – был разрешен Петром I. Известно, что исходным моментом реформ Петра было чисто эмоциональное неприятие им традиционных московских порядков. Не были исключением и церковные дела. Критическое отношение к церкви у будущего императора проявилось уже в начале 90-х годов XVII века, когда он учредил «всешутейший и всепьянейший собор». С самого начала правления Петр Алексеевич стремился подчинить Церковь государственной власти. Поездка по Европе, беседы с представителями официальной Церкви в Англии убедили его в необходимости изменения традиционного положения церковной власти. Однако потребовались не менее двух десятилетий, прежде чем у Петра сложился идеальный образ государственной Церкви в России. Главными идеологами реформы и монархической власти стали Стефан Яворский и Феофан Прокопович. В 1721 отменяется патриаршество официально и учреждается особая Духовная коллегия – Святейший Синод во главе с Ф. Прокоповичем.Им был подготовлен «Духовный регламент» в котором:
1) объяснялась отмена патриаршества единоличным правлением церкви, а также политическими неудобствами, происходившими от возвышения церковной власти, стоявшей даже выше царя; 2) обосновывались новые правила и формы управления церковью.
Синод стал государственным учреждением по делам православной церкви. В его состав вошли С. Яворский, два вице-президента и 8 членов – представителей духовенства.
Создание Синода означало полное подчинение духовной власти светской. Сама же церковь превращалась в винтик огромной государственной бюрократической машины. Данная реформа привела к огосударствлению церкви, к фактическому изъятию у нее права высшей, нравственной оценки власти, воспитания народа.
В целом, административные реформы, проводимые Петром I в первой четверти XVIII в. , привели к формированию стройной системы государственных учреждений, полностью подчинявшихся монарху. При этом его власть никем и ничем не ограничивалась: были ликвидированы все механизмы сдерживания абсолютной власти (Боярская дума, секуляризация церкви, ликвидация патриаршества, жесткое подчинение местной власти императору и т.
д. ).
Таким образом, изменение роли и статуса церкви, как и отмена Боярской думы, проведение губернской реформы явились ликвидацией последних механизмов сдерживания абсолютизма монархической власти в России. Сложилась единая для всей страны централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опирающийся на дворянство. Было создано «регулярное государство».
А. Н. Медушевский (автор монографии «Утверждение абсолютизма в России») считает, что главной целью петровских преобразований было создание «рационально управляемого государства».
Модернизация страны, реформирование системы управления привели к изменениям в социальной структуре российского общества в первой четверти XVIII в. До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс. Русский царь хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, какой он видел в Западной Европе. Он расширил городское самоуправление, создал Главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Создав московскую Ратушу, а затем Главный магистрат в Петербурге, царь сделал их центром «всероссийского купечества», центром объединения «рассыпанной храмины» купеческого класса. В соответствии с регламентом Главного магистрата (1721 г.) жители городов делились на «регулярных» и «нерегулярных» (подлых) граждан. К первой категории граждан относились крупные купцы и промышленники (первая гильдия), а также мелкие торговцы и ремесленники, владевшие средствами производства (вторая гильдия). Ко второй причислялось все остальное городское население. Петр всячески старался «втянуть» купцов в промышленность, предоставляя им ссуды и льготы для строительства мануфактур и передачи последних им на выгодных условиях.
Правительство Петра I значительно усилило позиции дворянства. Указ 1714 г. «О единонаследии» был направлен на укрепление дворянского землевладения и создание слоя безземельного дворянства для службы в армии, на флоте или в государственных учреждениях (см.
документ № 3). Кроме того, Указ уравнивал формальные права дворян на поместья и вотчины. Проанализируйте Указ Петра.
Какие изменения произошли в дворянском сословии? Почему стало возможным вхождение в состав благородного сословия выходцев из других сословий. Приведите факты, подтверждающие усиление и укрепление позиций дворянства в качестве собственников и душевладельцев.
Раскройте содержание понятий и названийабсолютизм, абсолютная монархия, вотчина, губерния, главный магистрат, единонаследие, император, коллегия, майорат, поместье, регулярное государство, Сенат, Синод, секуляризация, «Табель о рангах», фискалы, Генеральный регламент, Духовный регламент, орден Андрея Первозванного.
Контрольные вопросы и задания: 1. Какие сферы общественной жизни России начала XVIII в. в наибольшей степени были охвачены процессом модернизации? Объясните причины этого.
2. Какой тип личности формировался в эпоху Петра? 3.
Покажите процесс формирования нового мышления. Соотнесите понятия: «общественное благо» – благо всего общества (Россия); «общественное благо» – благо отдельного человека (Европа). Как решает Петр Алексеевич идею «общего блага»?
4. Можно ли согласиться с мыслью Г. В.
Плеханова о том, что деспотизм был единственной политической ценностью начала XVIII в. ? 5.
Дата | Событие | Содержание |
1705 г. | ||
1708 г. | ||
1711 г. | ||
1714 г. | ||
1718 г. | ||
1720 г. | ||
1721 г. | ||
1722 г. |
Темы рефератов1.Государство и церковь в эпоху Петра Великого.
Сословная политика Петра.
ИсточникиÄ О должности Сената // Хрестоматия по истории России. Т. 2, кн. 1. М., 1995.
Ä Табель о рангах 1722 г. 24 января. Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных) // Там же.
Ä Указ о единонаследии 23 января 1714 г. // Хрестоматия по истории СССР до конца XVIII в. М.
Ä Учреждение губерний 1709 г. // Там же. Литература- Алексеев С.
Петр Первый. М. , 1995.
– Баггер Х. Реформы Петра Великого. М.
, 1985. – Бушуев С. В.
История государства Российского. Историко-библиографи-ческие очерки. XVII – XVIII вв.
М. , 1994.
– Водарский Я. Е. Денежная реформа Петра I // Вопросы истории.
1994. № 3 или Родина 1994. № 11.
– Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. Серия «Архив».
М. , 2006.
– Ивонин Ю. Е. , Фоглер Г.
Абсолютная власть и сословное общество. Империя и территория от 1648 до 1789 // Вопросы истории. 2001 № 3.
– Каменский А. Российская империя в XVIII в. Традиции и модернизация.
М. , 1999.
– Каменский А. Б. От Петра I до Павла I.
Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. М.
, 2001. – Карамзин Н. М.
Записка о древней и новой Руси / Хрестоматия по истории России в 4-х т. М. , 1995.
Т. II. Кн.
1. Разд. 2.
– Ключевский В. О. Соч.
: В 9 т. М. , 1989.
Т. IV. – Князьков С.
Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. М.
– Ланшиков А. Император-большевик // Родина. 1992.
№ 3. – Масси Р. К.
Петр Великий. В 3-х тт. Смоленск.
– Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России.
Сравнительно-историческое исследование. М. , 1994.
– Милюков П. Н. Государственное устройство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого / Хрестоматия по истории России.
Т. II. М.
– Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Великого.
М. , 1991. – Павленко Н.
И. Пётр Великий. М.
– Писарькова Л. Ф. Российская бюрократия в веках // Отечественная история.
2005. № 4. – Погодин М.
П. Петр Великий / Хрестоматия по истории России. Т.
II. М. , 1995.
– Соловьёв С. М. Чтения и рассказы по истории России.
Публичные чтения о Петре Великом. М. , 1990.
Дополнительная литература- Мережковский Д. Пётр и Алексей. М.
– Толстой А. Н. Пётр I.
Любое издание. ТекстыДокумент № 1УЧРЕЖДЕНИЕ ГУБЕРНИЙ, 1709 г.
Великий государь указал… в своем Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города… А именно те губернии учинены:
I. Московская. Москва, а к ней города.
<…> Итого с Москвой 39 городов. II. Ингерманландская.
Санкт-Петербург, а к нему города <…> всего 29 городов. В той же губернии, кроме вышеписанных городов, города: Ямбург, Копорье отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.
III. Киевская. Киев, а к нему города.
<…> Всего в Киевской губернии <…>56 городов. IV. Смоленская.
Смоленск, а к нему города. <…> Всего в Смоленской губернии 17 городов. V.
Архангелогородская. Город Архангельской, а к нему города. <…> Итого 20 городов.
VI. Казанская. Казань, а к ней города.
<…>Да <…> приписано в сию Казанскую губернию Пенза. Всего в Казанской губернии и с селы 71 город. VII.
Азовская. Азов, а к нему города. <…> Итого 25 городов.
VIII. Сибирская. А в ней города <…> да ныне приписана вновь Вятка, итого 26, да к Вятке < пригородка, всего 30 городов. Итого в 8 губерниях 314; да приписных к корабельным Воронежским делам 25; всего 339 городов, кроме Копорья и Ямбурга, которые отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.
Полное собрание законов Российской империи. Т. IV.
№ 2218. Документ № 2УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА, 22 ФЕВРАЛЯ 1711 г.
Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: господин граф Мусин Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михайла Долгорукий, господин Племянников, господин князь Григорей Волконский, господин Самарин, господин Василей Апухътин, господин Мельницкой, обер – секретарь сего сената Анисим Щукин <…>.
Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I.
М. -Л. , 1945.
Т. 1. С.
197. Документ № 4УСТАВ О НАСЛЕДИИ ПРЕСТОЛА5 февраля 1722 г.
Мы Пётр первый император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая.
Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш Алексей, и что не раскаяньем его оное намерение, но милостию божией ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в святом писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ее мужу, меньшому сыну наследство исходотайствовала, и что еще удивительнее, что и божие благословление тому следовало; еще ж и в наших предках оное видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом: ибо оный, разсыпанное разделением детей Владмировых наше отечество собрал и утвердил, который не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство (о чем ясно из Степенной книги видеть возможно), а именно, в лето 7006 г. февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего князя Дмитрия Ивановича, и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцем митрополитом Симоном, а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его поминать в церкви великим князем, и посадил его за караул и того же апреля в 14 день учинил наследником сына своего Василия Ивановича и венчан был оным же митрополитом Симоном; на что и другие сему подобные есть довольные примеры, о которых, краткость ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь оные особливо выданы будут в печать. В таком же разсуждении, в прошлом 1714 г.
милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотри достойного, хотя и меньшему, мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божией, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оный хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет.
Полное собрание законов Российской империи. Т. VI.
№ 3893. ТЕМА IV.
⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒Особого внимания требовал вопрос о взаимоотношениях государства и церкви. Проводимые Петром реформы, проходили на фоне острейшей борьбы и неприятия их. Сдержанно, а порою и враждебно к преобразованиям русского царя относилось духовенство. Патриарх Андриан открыто высказывался против европейских новшеств, отхода от русских традиций. Возможно, по этой причине Петр после смерти патриарха воспрепятствовал выборам нового патриарха, а назначил управлять церковью местоблюстителя С. Яворского (Рязанский епископ). Вслед за этим все церковные земли были фактически изъяты из ведения церковных органов и переданы Монастырскому приказу (Мусин-Пушкин).
Длительный спор Алексея Михайловича с Никоном – спор о месте и роли светской и церковной власти в России – был разрешен Петром I. Известно, что исходным моментом реформ Петра было чисто эмоциональное неприятие им традиционных московских порядков. Не были исключением и церковные дела. Критическое отношение к церкви у будущего императора проявилось уже в начале 90-х годов XVII века, когда он учредил «всешутейший и всепьянейший собор». С самого начала правления Петр Алексеевич стремился подчинить Церковь государственной власти. Поездка по Европе, беседы с представителями официальной Церкви в Англии убедили его в необходимости изменения традиционного положения церковной власти. Однако потребовались не менее двух десятилетий, прежде чем у Петра сложился идеальный образ государственной Церкви в России. Главными идеологами реформы и монархической власти стали Стефан Яворский и Феофан Прокопович. В 1721 отменяется патриаршество официально и учреждается особая Духовная коллегия – Святейший Синод во главе с Ф. Прокоповичем. Им был подготовлен «Духовный регламент» в котором:
1) объяснялась отмена патриаршества единоличным правлением церкви, а также политическими неудобствами, происходившими от возвышения церковной власти, стоявшей даже выше царя; 2) обосновывались новые правила и формы управления церковью.
Синод стал государственным учреждением по делам православной церкви. В его состав вошли С. Яворский, два вице-президента и 8 членов – представителей духовенства.
Создание Синода означало полное подчинение духовной власти светской. Сама же церковь превращалась в винтик огромной государственной бюрократической машины. Данная реформа привела к огосударствлению церкви, к фактическому изъятию у нее права высшей, нравственной оценки власти, воспитания народа.
В целом, административные реформы, проводимые Петром I в первой четверти XVIII в. , привели к формированию стройной системы государственных учреждений, полностью подчинявшихся монарху. При этом его власть никем и ничем не ограничивалась: были ликвидированы все механизмы сдерживания абсолютной власти (Боярская дума, секуляризация церкви, ликвидация патриаршества, жесткое подчинение местной власти императору и т.
д. ).
Таким образом, изменение роли и статуса церкви, как и отмена Боярской думы, проведение губернской реформы явились ликвидацией последних механизмов сдерживания абсолютизма монархической власти в России. Сложилась единая для всей страны централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опирающийся на дворянство. Было создано «регулярное государство».
А. Н. Медушевский (автор монографии «Утверждение абсолютизма в России») считает, что главной целью петровских преобразований было создание «рационально управляемого государства».
Модернизация страны, реформирование системы управления привели к изменениям в социальной структуре российского общества в первой четверти XVIII в. До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс. Русский царь хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, какой он видел в Западной Европе. Он расширил городское самоуправление, создал Главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Создав московскую Ратушу, а затем Главный магистрат в Петербурге, царь сделал их центром «всероссийского купечества», центром объединения «рассыпанной храмины» купеческого класса. В соответствии с регламентом Главного магистрата (1721 г.) жители городов делились на «регулярных» и «нерегулярных» (подлых) граждан. К первой категории граждан относились крупные купцы и промышленники (первая гильдия), а также мелкие торговцы и ремесленники, владевшие средствами производства (вторая гильдия). Ко второй причислялось все остальное городское население. Петр всячески старался «втянуть» купцов в промышленность, предоставляя им ссуды и льготы для строительства мануфактур и передачи последних им на выгодных условиях.
Правительство Петра I значительно усилило позиции дворянства. Указ 1714 г. «О единонаследии» был направлен на укрепление дворянского землевладения и создание слоя безземельного дворянства для службы в армии, на флоте или в государственных учреждениях (см.
документ № 3). Кроме того, Указ уравнивал формальные права дворян на поместья и вотчины. Проанализируйте Указ Петра.
Какие изменения произошли в дворянском сословии? Почему стало возможным вхождение в состав благородного сословия выходцев из других сословий. Приведите факты, подтверждающие усиление и укрепление позиций дворянства в качестве собственников и душевладельцев.
Раскройте содержание понятий и названийабсолютизм, абсолютная монархия, вотчина, губерния, главный магистрат, единонаследие, император, коллегия, майорат, поместье, регулярное государство, Сенат, Синод, секуляризация, «Табель о рангах», фискалы, Генеральный регламент, Духовный регламент, орден Андрея Первозванного.
Контрольные вопросы и задания: 1. Какие сферы общественной жизни России начала XVIII в. в наибольшей степени были охвачены процессом модернизации? Объясните причины этого.
2. Какой тип личности формировался в эпоху Петра? 3.
Покажите процесс формирования нового мышления. Соотнесите понятия: «общественное благо» – благо всего общества (Россия); «общественное благо» – благо отдельного человека (Европа). Как решает Петр Алексеевич идею «общего блага»?
4. Можно ли согласиться с мыслью Г. В.
Плеханова о том, что деспотизм был единственной политической ценностью начала XVIII в. ? 5.
Дата | Событие | Содержание |
1705 г. | ||
1708 г. | ||
1711 г. | ||
1714 г. | ||
1718 г. | ||
1720 г. | ||
1721 г. | ||
1722 г. |
Темы рефератов1. Государство и церковь в эпоху Петра Великого.
Сословная политика Петра.
ИсточникиÄ О должности Сената // Хрестоматия по истории России. Т. 2, кн. 1. М., 1995.
Ä Табель о рангах 1722 г. 24 января. Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных) // Там же.
Ä Указ о единонаследии 23 января 1714 г. // Хрестоматия по истории СССР до конца XVIII в. М.
Ä Учреждение губерний 1709 г. // Там же. Литература- Алексеев С.
Петр Первый. М. , 1995.
– Баггер Х. Реформы Петра Великого. М.
, 1985. – Бушуев С. В.
История государства Российского. Историко-библиографи-ческие очерки. XVII – XVIII вв.
М. , 1994.
– Водарский Я. Е. Денежная реформа Петра I // Вопросы истории.
1994. № 3 или Родина 1994. № 11.
– Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. Серия «Архив».
М. , 2006.
– Ивонин Ю. Е. , Фоглер Г.
Абсолютная власть и сословное общество. Империя и территория от 1648 до 1789 // Вопросы истории. 2001 № 3.
– Каменский А. Российская империя в XVIII в. Традиции и модернизация.
М. , 1999.
– Каменский А. Б. От Петра I до Павла I.
Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. М.
, 2001. – Карамзин Н. М.
Записка о древней и новой Руси / Хрестоматия по истории России в 4-х т. М. , 1995.
Т. II. Кн.
1. Разд. 2.
– Ключевский В. О. Соч.
: В 9 т. М. , 1989.
Т. IV. – Князьков С.
Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. М.
– Ланшиков А. Император-большевик // Родина. 1992.
№ 3. – Масси Р. К.
Петр Великий. В 3-х тт. Смоленск.
– Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России.
Сравнительно-историческое исследование. М. , 1994.
– Милюков П. Н. Государственное устройство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого / Хрестоматия по истории России.
Т. II. М.
– Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Великого.
М. , 1991. – Павленко Н.
И. Пётр Великий. М.
– Писарькова Л. Ф. Российская бюрократия в веках // Отечественная история.
2005. № 4. – Погодин М.
П. Петр Великий / Хрестоматия по истории России. Т.
II. М. , 1995.
– Соловьёв С. М. Чтения и рассказы по истории России.
Публичные чтения о Петре Великом. М. , 1990.
Дополнительная литература- Мережковский Д. Пётр и Алексей. М.
– Толстой А. Н. Пётр I.
Любое издание. ТекстыДокумент № 1УЧРЕЖДЕНИЕ ГУБЕРНИЙ, 1709 г.
Великий государь указал… в своем Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города… А именно те губернии учинены:
I. Московская. Москва, а к ней города.
<…> Итого с Москвой 39 городов. II. Ингерманландская.
Санкт-Петербург, а к нему города <…> всего 29 городов. В той же губернии, кроме вышеписанных городов, города: Ямбург, Копорье отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.
III. Киевская. Киев, а к нему города.
<…> Всего в Киевской губернии <…>56 городов. IV. Смоленская.
Смоленск, а к нему города. <…> Всего в Смоленской губернии 17 городов. V.
Архангелогородская. Город Архангельской, а к нему города. <…> Итого 20 городов.
VI. Казанская. Казань, а к ней города.
<…>Да <…> приписано в сию Казанскую губернию Пенза. Всего в Казанской губернии и с селы 71 город. VII.
Азовская. Азов, а к нему города. <…> Итого 25 городов.
VIII. Сибирская. А в ней города <…> да ныне приписана вновь Вятка, итого 26, да к Вятке < пригородка, всего 30 городов. Итого в 8 губерниях 314; да приписных к корабельным Воронежским делам 25; всего 339 городов, кроме Копорья и Ямбурга, которые отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.
Полное собрание законов Российской империи. Т. IV.
№ 2218. Документ № 2УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА, 22 ФЕВРАЛЯ 1711 г.
Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: господин граф Мусин Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михайла Долгорукий, господин Племянников, господин князь Григорей Волконский, господин Самарин, господин Василей Апухътин, господин Мельницкой, обер – секретарь сего сената Анисим Щукин <…>.
Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I.
М. -Л. , 1945.
Т. 1. С.
197. Документ № 4УСТАВ О НАСЛЕДИИ ПРЕСТОЛА5 февраля 1722 г . Мы Пётр первый император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая.
Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш Алексей, и что не раскаяньем его оное намерение, но милостию божией ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в святом писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ее мужу, меньшому сыну наследство исходотайствовала, и что еще удивительнее, что и божие благословление тому следовало; еще ж и в наших предках оное видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом: ибо оный, разсыпанное разделением детей Владмировых наше отечество собрал и утвердил, который не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство (о чем ясно из Степенной книги видеть возможно), а именно, в лето 7006 г. февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего князя Дмитрия Ивановича, и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцем митрополитом Симоном, а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его поминать в церкви великим князем, и посадил его за караул и того же апреля в 14 день учинил наследником сына своего Василия Ивановича и венчан был оным же митрополитом Симоном; на что и другие сему подобные есть довольные примеры, о которых, краткость ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь оные особливо выданы будут в печать. В таком же разсуждении, в прошлом 1714 г.
милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотри достойного, хотя и меньшему, мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божией, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оный хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет.
Полное собрание законов Российской империи. Т. VI.
№ 3893. ТЕМА IVВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС ПРАВИТЕЛЬСТВАПЕТРА I
⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒Дата добавления: 2018-10-15; просмотров: 56 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
Источники: