Реформа церковного управления

Оптимизация высшего церковного управления осуществляется на основе 2 взаимосвязанных принципов — соборности и иерархичности: «Развитие соборного начала в Церкви возможно лишь с одновременным укреплением и совершенствованием иерархической власти». В Церкви вся полнота ответственности и полнота властных полномочий принадлежит епископам, источником власти к-рых является Господь Бог «чрез преемство апостольское, а не в полномочиях, делегированных ему людьми». Соборное начало в Церкви проявляется в «различных формах советования иерархии с Полнотой церковной по важнейшим вопросам ее бытия». «Усиление роли народа Божия возлагает большую ответственность на епископат и на органы центрального церковного и епархиального управления — и в плане развития соборного начала, и в плане обеспечения единства, преодоления могущих возникнуть опасных для этого единства разномыслий» (Доклад на Архиерейском Соборе 2011 г. // Там же. С. 190). Святейший Патриарх Кирилл провел реформу центральных органов церковного управления. На заседании Свящ. Синода 31 марта 2009 г. была реорганизована деятельность Управления делами Московской Патриархии (его возглавил архиеп. (ныне митрополит) Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков)), уточнена сфера деятельности ОВЦС (председателем отдела назначен еп. (ныне митрополит) Волоколамский Иларион (Алфеев)), созданы новые синодальные отделы: по взаимоотношениям Церкви и общества (осуществление связей с органами законодательной власти, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, иными институтами гражданского общества на канонической территории Московского Патриархата; председатель — прот. Всеволод Чаплин), информационный (председатель — В. Р. Легойда), Секретариат Московского Патриархата по зарубежным учреждениям (с 26 июля 2010 Управление делами Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; руководитель — еп. (ныне архиепископ) Егорьевский Марк (Головков)), Финансово-хозяйственное управление (председатель — архим. (ныне епископ Подольский) Тихон (Зайцев)), разделены функции Издательского совета РПЦ (председатель — митр. Калужский и Боровский Климент (Капалин)) и Издательства МП (главный редактор — прот. Владимир Силовьев). В 2010 г. образованы синодальные отделы по тюремному служению, по мон-рям и монашеству (до 15 марта 2012 Комиссия по делам монастырей), Комитет по взаимодействию с казачеством, Патриарший совет по культуре, началась активная деятельность церковного суда (1-е заседание состоялось 17 мая 2010).

Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Храм Христа Спасителя в Москве. 1 фев. 2009 г. В марте 2011 г. по решению Свящ. Синода был образован Высший церковный совет РПЦ — исполнительный орган при Патриархе Московском и всея Руси и Свящ. Синоде для координации деятельности синодальных и иных общецерковных учреждений, выработки решений, обеспечения мер к исполнению определений Поместных и Архиерейских Соборов, постановлений и определений Свящ. Синода, указов и распоряжений Патриарха в области образования, просвещения, миссии, церковного социального служения, информационной деятельности, взаимоотношений Церкви с гос-вом и обществом, Поместными Православными Церквами, инославными конфессиями и нехрист. религиями, в сфере управления и хозяйствования. В Высший Церковный Совет (ВЦС) вошли руководители синодальных учреждений. Выступая на 1-м заседании ВЦС, Патриарх Кирилл подчеркнул, что новый орган управления «не изобретение начала XXI века, это организация, которая была создана Всероссийским Поместным Собором 1917—1918 гг.», в концепцию деятельности к-рой были внесены некоторые изменения, чтобы она в большей степени соответствовала каноническому Преданию Церкви и одновременно отвечала бы совр. условиям церковной жизни. ВЦС был создан как «инструмент реализации решений высшей церковной власти», призванный «повысить уровень исполнительской дисциплины в Церкви». «Опыт показывает,- констатировал Патриарх Кирилл,- что соборные деяния эффективны только тогда, когда они доходят до сознания верующих людей, когда они способны оплодотворять церковную работу на местах. Нам не хватало этого инструмента осуществления соборных деяний, а если говорить совершенно открыто, иногда не хватало достаточных инструментов осуществления решений Священного Синода. Поэтому многие очень разумные и правильные решения, которые принимались в 1990-е и 2000-е годы, к сожалению, не были до конца реализованы» (Слово Святейшего Патриарха Кирилла на первом заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. 14.04.2011 // РПЦ: Офиц. сайт МП). Подводя итоги 2-летней деятельности ВЦС, в докладе на Архиерейском Соборе 2013 г. Святейший Патриарх Кирилл выразил удовлетворение его работой: «Сегодня можно уверенно сказать, что Высший Церковный Совет зарекомендовал себя как действенный исполнительный орган высшей церковной власти». В марте 2009 г. Свящ. Синод принял решение об образовании Межсоборного присутствия РПЦ, положение о котором было утверждено 27 июля 2009 г. Новая коллегиальная структура, в к-рую входят ок. 150 членов, была создана для подготовки проектов решений по наиболее актуальным вопросам церковной жизни, которые затем передаются на рассмотрение Поместным и Архиерейским Соборам. Межсоборное присутствие, объединяющее представителей духовенства, церковной науки и правосл. общественности, обеспечивает реальное участие мирян и духовенства вместе с епископатом в процессе принятия наиболее важных решений. Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает, что «в основе создания Межсоборного присутствия — желание клира и паствы Русской Православной Церкви, выраженное через членов Поместного Собора 2009 года, регулярно, а не время от времени анализировать острое и наболевшее, обсуждать вызовы, с которыми мы сталкиваемся сегодня». Патриарх призвал «не бояться смелого утверждения, что это сделано впервые за всю историю, и Русская Церковь — единственная в православном мире, где функционирует такое учреждение», т. к. оно в полном соответствии с современными требованиями «образовано с целью развития служения нашей Церкви, для того, чтобы люди находили ответы на сложные вопросы, которые перед нами ставит наше время. Обсуждая актуальные проблемы и вырабатывая решения, мы свидетельствуем, что Церковь — единое Тело, а не разрозненные общины» (Сообщение Святейшего Патриарха Кирилла на втором заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 16.12.2010 // РПЦ: Офиц. сайт МП). За прошедшие годы Межсоборное присутствие подготовило программные документы по актуальным проблемам совр. жизни Церкви и общества: «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах», «Общественная деятельность православных христиан», «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», «Об избрании Патриарха Московского и всея Руси», «Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей», «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве», «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» и др., сформулировало позицию РПЦ по проблемам экологии, по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции, в отношении публичного богохульства и клеветы в адрес Церкви, в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных. Все названные документы были приняты на Архиерейских Соборах 2011 и 2013 гг. Деятельность Межсоборного присутствия коренным образом изменила методику и сам стиль работы Архиерейских Соборов РПЦ: если раньше они носили преимущественно отчетный характер, то сегодня благодаря тщательной проработке наиболее актуальной проблематики на комиссиях и президиуме Межсоборного присутствия участники Собора сосредоточивают свои усилия на решении конкретных вопросов, связанных как с текущей жизнью Церкви, так и с ее развитием в будущем.

Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Храм Христа
Спасителя в Москве. 1 фев. 2009 г. К 1 янв. 2014 г. структура высшего управления РПЦ состояла из Свящ. Синода, ВЦС, Управления делами Московской Патриархии, ОВЦС, Учебного комитета РПЦ, Издательского совета, иных синодальных отделов и управлений по различным направлениям деятельности, патриарших комиссий (по вопросам семьи, защиты материнства и детства, наградная), синодальных комиссий (библейско-богословская, по богослужению, по канонизации святых), неск. советов, координационных центров и групп (по культуре, по развитию богословской науки, по преподаванию теологии в вузах, духовного развития детей и молодежи и др.). Святейший Патриарх Кирилл так охарактеризовал цель преобразований в области церковного управления: «Русская Православная Церковь вела интенсивную, но порой спонтанную работу по рехристианизации нашего народа. На проведение фундаментального анализа, кропотливое составление планов, разработку системного подхода в отношении ряда важнейших пастырских задач просто не хватало времени, людей, сил… Проводимые административные реформы не являются самоцелью, но призваны стать основой дальнейших преобразований в деятельности нашей Церкви» (Доклад на Архиерейском совещании 2010 г. // Там же. С. 143).

Особого внимания требовал вопрос о взаимоотношениях государства и церкви. Проводимые Петром реформы, проходили на фоне острейшей борьбы и неприятия их. Сдержанно, а порою и враждебно к преобразованиям русского царя относилось духовенство. Патриарх Андриан открыто высказывался против европейских новшеств, отхода от русских традиций. Возможно, по этой причине Петр после смерти патриарха воспрепятствовал выборам нового патриарха, а назначил управлять церковью местоблюстителя С. Яворского (Рязанский епископ). Вслед за этим все церковные земли были фактически изъяты из ведения церковных органов и переданы Монастырскому приказу (Мусин-Пушкин).

История России 7 класс

Длительный спор Алексея Михайловича с Никоном – спор о месте и роли светской и церковной власти в России – был разрешен Петром I. Известно, что исходным моментом реформ Петра было чисто эмоциональное неприятие им традиционных московских порядков. Не были исключением и церковные дела. Критическое отношение к церкви у будущего императора проявилось уже в начале 90-х годов XVII века, когда он учредил «всешутейший и всепьянейший собор». С самого начала правления Петр Алексеевич стремился подчинить Церковь государственной власти. Поездка по Европе, беседы с представителями официальной Церкви в Англии убедили его в необходимости изменения традиционного положения церковной власти. Однако потребовались не менее двух десятилетий, прежде чем у Петра сложился идеальный образ государственной Церкви в России. Главными идеологами реформы и монархической власти стали Стефан Яворский и Феофан Прокопович. В 1721 отменяется патриаршество официально и учреждается особая Духовная коллегия – Святейший Синод во главе с Ф. Прокоповичем.Им был подготовлен «Духовный регламент» в котором:

1) объяснялась отмена патриаршества единоличным правлением церкви, а также политическими неудобствами, происходившими от возвышения церковной власти, стоявшей даже выше царя; 2) обосновывались новые правила и формы управления церковью.

Синод стал государственным учреждением по делам православной церкви. В его состав вошли С. Яворский, два вице-президента и 8 членов – представителей духовенства.

Создание Синода означало полное подчинение духовной власти светской. Сама же церковь превращалась в винтик огромной государственной бюрократической машины. Данная реформа привела к огосударствлению церкви, к фактическому изъятию у нее права высшей, нравственной оценки власти, воспитания народа.


В целом, административные реформы, проводимые Петром I в первой четверти XVIII в. , привели к формированию стройной системы государственных учреждений, полностью подчинявшихся монарху. При этом его власть никем и ничем не ограничивалась: были ликвидированы все механизмы сдерживания абсолютной власти (Боярская дума, секуляризация церкви, ликвидация патриаршества, жесткое подчинение местной власти императору и т.

д. ).

Таким образом, изменение роли и статуса церкви, как и отмена Боярской думы, проведение губернской реформы явились ликвидацией последних механизмов сдерживания абсолютизма монархической власти в России. Сложилась единая для всей страны централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опирающийся на дворянство. Было создано «регулярное государство».

А. Н. Медушевский (автор монографии «Утверждение абсолютизма в России») считает, что главной целью петровских преобразований было создание «рационально управляемого государства».

Модернизация страны, реформирование системы управления привели к изменениям в социальной структуре российского общества в первой четверти XVIII в. До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс. Русский царь хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, какой он видел в Западной Европе. Он расширил городское самоуправление, создал Главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Создав московскую Ратушу, а затем Главный магистрат в Петербурге, царь сделал их центром «всероссийского купечества», центром объединения «рассыпанной храмины» купеческого класса. В соответствии с регламентом Главного магистрата (1721 г.) жители городов делились на «регулярных» и «нерегулярных» (подлых) граждан. К первой категории граждан относились крупные купцы и промышленники (первая гильдия), а также мелкие торговцы и ремесленники, владевшие средствами производства (вторая гильдия). Ко второй причислялось все остальное городское население. Петр всячески старался «втянуть» купцов в промышленность, предоставляя им ссуды и льготы для строительства мануфактур и передачи последних им на выгодных условиях.

Генерал-прокурор Ягужинский

Правительство Петра I значительно усилило позиции дворянства. Указ 1714 г. «О единонаследии» был направлен на укрепление дворянского землевладения и создание слоя безземельного дворянства для службы в армии, на флоте или в государственных учреждениях (см.

документ № 3). Кроме того, Указ уравнивал формальные права дворян на поместья и вотчины. Проанализируйте Указ Петра.

Какие изменения произошли в дворянском сословии? Почему стало возможным вхождение в состав благородного сословия выходцев из других сословий. Приведите факты, подтверждающие усиление и укрепление позиций дворянства в качестве собственников и душевладельцев.

Раскройте содержание понятий и названийабсолютизм, абсолютная монархия, вотчина, губерния, главный магистрат, единонаследие, император, коллегия, майорат, поместье, регулярное государство, Сенат, Синод, секуляризация, «Табель о рангах», фискалы, Генеральный регламент, Духовный регламент, орден Андрея Первозванного.

Контрольные вопросы и задания: 1. Какие сферы общественной жизни России начала XVIII в. в наибольшей степени были охвачены процессом модернизации? Объясните причины этого.

2. Какой тип личности формировался в эпоху Петра? 3.

Молодой Петр

Покажите процесс формирования нового мышления. Соотнесите понятия: «общественное благо» – благо всего общества (Россия); «общественное благо» – благо отдельного человека (Европа). Как решает Петр Алексеевич идею «общего блага»?

4. Можно ли согласиться с мыслью Г. В.

Плеханова о том, что деспотизм был единственной политической ценностью начала XVIII в. ? 5.

Дата Событие Содержание
1705 г.
1708 г.
1711 г.
1714 г.
1718 г.
1720 г.
1721 г.
1722 г.

Темы рефератов1.Государство и церковь в эпоху Петра Великого.

Сословная политика Петра.

ИсточникиÄ О должности Сената // Хрестоматия по истории России. Т. 2, кн. 1. М., 1995.

Ä Табель о рангах 1722 г. 24 января. Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных) // Там же.

Ä Указ о единонаследии 23 января 1714 г. // Хрестоматия по истории СССР до конца XVIII в. М.

Ä Учреждение губерний 1709 г. // Там же. Литература- Алексеев С.

Петр Первый. М. , 1995.

– Баггер Х. Реформы Петра Великого. М.

, 1985. – Бушуев С. В.

История государства Российского. Историко-библиографи-ческие очерки. XVII – XVIII вв.

М. , 1994.

– Водарский Я. Е. Денежная реформа Петра I // Вопросы истории.

1994. № 3 или Родина 1994. № 11.

– Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. Серия «Архив».

М. , 2006.

– Ивонин Ю. Е. , Фоглер Г.

Абсолютная власть и сословное общество. Империя и территория от 1648 до 1789 // Вопросы истории. 2001 № 3.

– Каменский А. Российская империя в XVIII в. Традиции и модернизация.

М. , 1999.

– Каменский А. Б. От Петра I до Павла I.

Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. М.

, 2001. – Карамзин Н. М.

Записка о древней и новой Руси / Хрестоматия по истории России в 4-х т. М. , 1995.

Т. II. Кн.

1. Разд. 2.

– Ключевский В. О. Соч.

: В 9 т. М. , 1989.

Т. IV. – Князьков С.

Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. М.

– Ланшиков А. Император-большевик // Родина. 1992.

№ 3. – Масси Р. К.

Петр Великий. В 3-х тт. Смоленск.

– Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России.

Сравнительно-историческое исследование. М. , 1994.

– Милюков П. Н. Государственное устройство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого / Хрестоматия по истории России.

Т. II. М.

– Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Великого.

М. , 1991. – Павленко Н.

И. Пётр Великий. М.

– Писарькова Л. Ф. Российская бюрократия в веках // Отечественная история.

2005. № 4. – Погодин М.

П. Петр Великий / Хрестоматия по истории России. Т.

II. М. , 1995.

– Соловьёв С. М. Чтения и рассказы по истории России.

Публичные чтения о Петре Великом. М. , 1990.

Дополнительная литература- Мережковский Д. Пётр и Алексей. М.

– Толстой А. Н. Пётр I.

Любое издание. ТекстыДокумент № 1УЧРЕЖДЕНИЕ ГУБЕРНИЙ, 1709 г.

Великий государь указал… в своем Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города… А именно те губернии учинены:

I. Московская. Москва, а к ней города.

<…> Итого с Москвой 39 городов. II. Ингерманландская.

Санкт-Петербург, а к нему города <…> всего 29 городов. В той же губернии, кроме вышеписанных городов, города: Ямбург, Копорье отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.

III. Киевская. Киев, а к нему города.

<…> Всего в Киевской губернии <…>56 городов. IV. Смоленская.

Смоленск, а к нему города. <…> Всего в Смоленской губернии 17 городов. V.

Архангелогородская. Город Архангельской, а к нему города. <…> Итого 20 городов.

VI. Казанская. Казань, а к ней города.

<…>Да <…> приписано в сию Казанскую губернию Пенза. Всего в Казанской губернии и с селы 71 город. VII.

Азовская. Азов, а к нему города. <…> Итого 25 городов.

VIII. Сибирская. А в ней города <…> да ныне приписана вновь Вятка, итого 26, да к Вятке < пригородка, всего 30 городов. Итого в 8 губерниях 314; да приписных к корабельным Воронежским делам 25; всего 339 городов, кроме Копорья и Ямбурга, которые отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.

Полное собрание законов Российской империи. Т. IV.

№ 2218. Документ № 2УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА, 22 ФЕВРАЛЯ 1711 г.

Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: господин граф Мусин Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михайла Долгорукий, господин Племянников, господин князь Григорей Волконский, господин Самарин, господин Василей Апухътин, господин Мельницкой, обер – секретарь сего сената Анисим Щукин <…>.

Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I.

М. -Л. , 1945.

Т. 1. С.

197. Документ № 4УСТАВ О НАСЛЕДИИ ПРЕСТОЛА5 февраля 1722 г.

Мы Пётр первый император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая.

Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш Алексей, и что не раскаяньем его оное намерение, но милостию божией ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в святом писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ее мужу, меньшому сыну наследство исходотайствовала, и что еще удивительнее, что и божие благословление тому следовало; еще ж и в наших предках оное видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом: ибо оный, разсыпанное разделением детей Владмировых наше отечество собрал и утвердил, который не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство (о чем ясно из Степенной книги видеть возможно), а именно, в лето 7006 г. февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего князя Дмитрия Ивановича, и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцем митрополитом Симоном, а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его поминать в церкви великим князем, и посадил его за караул и того же апреля в 14 день учинил наследником сына своего Василия Ивановича и венчан был оным же митрополитом Симоном; на что и другие сему подобные есть довольные примеры, о которых, краткость ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь оные особливо выданы будут в печать. В таком же разсуждении, в прошлом 1714 г.

милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотри достойного, хотя и меньшему, мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божией, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оный хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI.

№ 3893. ТЕМА IV.

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒Особого внимания требовал вопрос о взаимоотношениях государства и церкви. Проводимые Петром реформы, проходили на фоне острейшей борьбы и неприятия их. Сдержанно, а порою и враждебно к преобразованиям русского царя относилось духовенство. Патриарх Андриан открыто высказывался против европейских новшеств, отхода от русских традиций. Возможно, по этой причине Петр после смерти патриарха воспрепятствовал выборам нового патриарха, а назначил управлять церковью местоблюстителя С. Яворского (Рязанский епископ). Вслед за этим все церковные земли были фактически изъяты из ведения церковных органов и переданы Монастырскому приказу (Мусин-Пушкин).

Длительный спор Алексея Михайловича с Никоном – спор о месте и роли светской и церковной власти в России – был разрешен Петром I. Известно, что исходным моментом реформ Петра было чисто эмоциональное неприятие им традиционных московских порядков. Не были исключением и церковные дела. Критическое отношение к церкви у будущего императора проявилось уже в начале 90-х годов XVII века, когда он учредил «всешутейший и всепьянейший собор». С самого начала правления Петр Алексеевич стремился подчинить Церковь государственной власти. Поездка по Европе, беседы с представителями официальной Церкви в Англии убедили его в необходимости изменения традиционного положения церковной власти. Однако потребовались не менее двух десятилетий, прежде чем у Петра сложился идеальный образ государственной Церкви в России. Главными идеологами реформы и монархической власти стали Стефан Яворский и Феофан Прокопович. В 1721 отменяется патриаршество официально и учреждается особая Духовная коллегия – Святейший Синод во главе с Ф. Прокоповичем. Им был подготовлен «Духовный регламент» в котором:

1) объяснялась отмена патриаршества единоличным правлением церкви, а также политическими неудобствами, происходившими от возвышения церковной власти, стоявшей даже выше царя; 2) обосновывались новые правила и формы управления церковью.

Синод стал государственным учреждением по делам православной церкви. В его состав вошли С. Яворский, два вице-президента и 8 членов – представителей духовенства.

Создание Синода означало полное подчинение духовной власти светской. Сама же церковь превращалась в винтик огромной государственной бюрократической машины. Данная реформа привела к огосударствлению церкви, к фактическому изъятию у нее права высшей, нравственной оценки власти, воспитания народа.

В целом, административные реформы, проводимые Петром I в первой четверти XVIII в. , привели к формированию стройной системы государственных учреждений, полностью подчинявшихся монарху. При этом его власть никем и ничем не ограничивалась: были ликвидированы все механизмы сдерживания абсолютной власти (Боярская дума, секуляризация церкви, ликвидация патриаршества, жесткое подчинение местной власти императору и т.

д. ).

Таким образом, изменение роли и статуса церкви, как и отмена Боярской думы, проведение губернской реформы явились ликвидацией последних механизмов сдерживания абсолютизма монархической власти в России. Сложилась единая для всей страны централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опирающийся на дворянство. Было создано «регулярное государство».

А. Н. Медушевский (автор монографии «Утверждение абсолютизма в России») считает, что главной целью петровских преобразований было создание «рационально управляемого государства».

Модернизация страны, реформирование системы управления привели к изменениям в социальной структуре российского общества в первой четверти XVIII в. До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс. Русский царь хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, какой он видел в Западной Европе. Он расширил городское самоуправление, создал Главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Создав московскую Ратушу, а затем Главный магистрат в Петербурге, царь сделал их центром «всероссийского купечества», центром объединения «рассыпанной храмины» купеческого класса. В соответствии с регламентом Главного магистрата (1721 г.) жители городов делились на «регулярных» и «нерегулярных» (подлых) граждан. К первой категории граждан относились крупные купцы и промышленники (первая гильдия), а также мелкие торговцы и ремесленники, владевшие средствами производства (вторая гильдия). Ко второй причислялось все остальное городское население. Петр всячески старался «втянуть» купцов в промышленность, предоставляя им ссуды и льготы для строительства мануфактур и передачи последних им на выгодных условиях.

Правительство Петра I значительно усилило позиции дворянства. Указ 1714 г. «О единонаследии» был направлен на укрепление дворянского землевладения и создание слоя безземельного дворянства для службы в армии, на флоте или в государственных учреждениях (см.

документ № 3). Кроме того, Указ уравнивал формальные права дворян на поместья и вотчины. Проанализируйте Указ Петра.

Какие изменения произошли в дворянском сословии? Почему стало возможным вхождение в состав благородного сословия выходцев из других сословий. Приведите факты, подтверждающие усиление и укрепление позиций дворянства в качестве собственников и душевладельцев.

Раскройте содержание понятий и названийабсолютизм, абсолютная монархия, вотчина, губерния, главный магистрат, единонаследие, император, коллегия, майорат, поместье, регулярное государство, Сенат, Синод, секуляризация, «Табель о рангах», фискалы, Генеральный регламент, Духовный регламент, орден Андрея Первозванного.

Контрольные вопросы и задания: 1. Какие сферы общественной жизни России начала XVIII в. в наибольшей степени были охвачены процессом модернизации? Объясните причины этого.

2. Какой тип личности формировался в эпоху Петра? 3.

Покажите процесс формирования нового мышления. Соотнесите понятия: «общественное благо» – благо всего общества (Россия); «общественное благо» – благо отдельного человека (Европа). Как решает Петр Алексеевич идею «общего блага»?

4. Можно ли согласиться с мыслью Г. В.

Плеханова о том, что деспотизм был единственной политической ценностью начала XVIII в. ? 5.

Дата Событие Содержание
1705 г.
1708 г.
1711 г.
1714 г.
1718 г.
1720 г.
1721 г.
1722 г.

Темы рефератов1. Государство и церковь в эпоху Петра Великого.

Сословная политика Петра.

ИсточникиÄ О должности Сената // Хрестоматия по истории России. Т. 2, кн. 1. М., 1995.

Ä Табель о рангах 1722 г. 24 января. Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных) // Там же.

Ä Указ о единонаследии 23 января 1714 г. // Хрестоматия по истории СССР до конца XVIII в. М.

Ä Учреждение губерний 1709 г. // Там же. Литература- Алексеев С.

Петр Первый. М. , 1995.

– Баггер Х. Реформы Петра Великого. М.

, 1985. – Бушуев С. В.

История государства Российского. Историко-библиографи-ческие очерки. XVII – XVIII вв.

М. , 1994.

– Водарский Я. Е. Денежная реформа Петра I // Вопросы истории.

1994. № 3 или Родина 1994. № 11.

– Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. Серия «Архив».

М. , 2006.

– Ивонин Ю. Е. , Фоглер Г.

Абсолютная власть и сословное общество. Империя и территория от 1648 до 1789 // Вопросы истории. 2001 № 3.

– Каменский А. Российская империя в XVIII в. Традиции и модернизация.

М. , 1999.

–  Каменский А. Б. От Петра I до Павла I.

Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. М.

, 2001. – Карамзин Н. М.

Записка о древней и новой Руси / Хрестоматия по истории России в 4-х т. М. , 1995.

Т. II. Кн.

1. Разд. 2.

– Ключевский В. О. Соч.

: В 9 т. М. , 1989.

Т. IV. – Князьков С.

Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. М.

– Ланшиков А. Император-большевик // Родина. 1992.

№ 3. – Масси Р. К.

Петр Великий. В 3-х тт. Смоленск.

– Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России.

Сравнительно-историческое исследование. М. , 1994.

– Милюков П. Н. Государственное устройство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого / Хрестоматия по истории России.

Т. II. М.

–  Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Великого.

М. , 1991. – Павленко Н.

И. Пётр Великий. М.

– Писарькова Л. Ф. Российская бюрократия в веках // Отечественная история.

2005. № 4. – Погодин М.

П. Петр Великий / Хрестоматия по истории России. Т.

II. М. , 1995.

– Соловьёв С. М. Чтения и рассказы по истории России.

Публичные чтения о Петре Великом. М. , 1990.

Дополнительная литература- Мережковский Д. Пётр и Алексей. М.

– Толстой А. Н. Пётр I.

Любое издание. ТекстыДокумент № 1УЧРЕЖДЕНИЕ ГУБЕРНИЙ, 1709 г.

Великий государь указал… в своем Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города… А именно те губернии учинены:

I. Московская. Москва, а к ней города.

<…> Итого с Москвой 39 городов. II. Ингерманландская.

Санкт-Петербург, а к нему города <…> всего 29 городов. В той же губернии, кроме вышеписанных городов, города: Ямбург, Копорье отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.

III. Киевская. Киев, а к нему города.

<…> Всего в Киевской губернии <…>56 городов. IV. Смоленская.

Смоленск, а к нему города. <…> Всего в Смоленской губернии 17 городов. V.

Архангелогородская. Город Архангельской, а к нему города. <…> Итого 20 городов.

VI. Казанская. Казань, а к ней города.

<…>Да <…> приписано в сию Казанскую губернию Пенза. Всего в Казанской губернии и с селы 71 город. VII.

Азовская. Азов, а к нему города. <…> Итого 25 городов.

VIII. Сибирская. А в ней города <…> да ныне приписана вновь Вятка, итого 26, да к Вятке < пригородка, всего 30 городов. Итого в 8 губерниях 314; да приписных к корабельным Воронежским делам 25; всего 339 городов, кроме Копорья и Ямбурга, которые отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.

Полное собрание законов Российской империи. Т. IV.

№ 2218. Документ № 2УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА, 22 ФЕВРАЛЯ 1711 г.

Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: господин граф Мусин Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михайла Долгорукий, господин Племянников, господин князь Григорей Волконский, господин Самарин, господин Василей Апухътин, господин Мельницкой, обер – секретарь сего сената Анисим Щукин <…>.

Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I.

М. -Л. , 1945.

Т. 1. С.

197. Документ № 4УСТАВ О НАСЛЕДИИ ПРЕСТОЛА5 февраля 1722 г . Мы Пётр первый император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая.

Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш Алексей, и что не раскаяньем его оное намерение, но милостию божией ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в святом писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ее мужу, меньшому сыну наследство исходотайствовала, и что еще удивительнее, что и божие благословление тому следовало; еще ж и в наших предках оное видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом: ибо оный, разсыпанное разделением детей Владмировых наше отечество собрал и утвердил, который не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство (о чем ясно из Степенной книги видеть возможно), а именно, в лето 7006 г. февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего князя Дмитрия Ивановича, и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцем митрополитом Симоном, а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его поминать в церкви великим князем, и посадил его за караул и того же апреля в 14 день учинил наследником сына своего Василия Ивановича и венчан был оным же митрополитом Симоном; на что и другие сему подобные есть довольные примеры, о которых, краткость ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь оные особливо выданы будут в печать. В таком же разсуждении, в прошлом 1714 г.

милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотри достойного, хотя и меньшему, мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божией, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оный хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI.

№ 3893. ТЕМА IVВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС ПРАВИТЕЛЬСТВАПЕТРА I

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒Дата добавления: 2018-10-15; просмотров: 56 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:


Источники:

Вам также может понравиться