Египет в конце IV — начале III в. до н.э

С падением около 1075г. до н. э.

единого централизованного государства Нового царства, Египет вступает в поздний период (1075-332ггю до н. э. ) своей территории.

Главное отличие его от предшествующих эпох состоит в нарастающей и достигающей максимума к концу 9в. до н. э.

децентрализации египетского общества. Единая структура распадается на ряд обособленных хозяйств, находящихся под контролем правителей отдельных номов и связанных с ними номовых храмов. Те земельные участки, которые выделялись государством в эпоху Нового царства крупным чиновникам в условное держание с исчезновением централизованной власти превращаются в полную их собственность.

На базе ресурсов этих хозяйств правители номов создают собственный административный аппарат и войско. Наступает период политической раздробленности. Объединения Египта в это время возникают за счет либо усиления влияния одной из местных группировок египетской элиты (24, 26 и 28 сайсские, 29 мендесская и 30 севеннитская династии), либо установления над страной иноземного владычества (22 и 23 ливийские, 25 – нубийская и 27 персидская династии).

Реальное политическое влияние в стране на протяжении всего Позднего периода находится в руках номовых группировок египетской элиты. С этим связан упадок внешнего могущества Египта, т. к.

находившихся в руках общеегипетских династий 1 тыс. до н. э.

экономических и людских ресурсов было недостаточно для создания сильной и боеспособной армии. За исключением некоторых эпизодов, Поздний Египет не ведет завоевательных войн, в напротив, становится объектом завоевания со стороны африканских соседей, и позднее, великих держав Передней Азии.

Социально-экономическое развитие. В области экономики в 1 тысячелетии до н.э. решающим фактором было использование в хозяйстве и военном деле железа. Существенное влияние на Египет оказали те народы (ассирийцы, кушиты, греки), которые раньше египтян освоили его добычу и технику обработки, благодаря близости к источникам сырья. В ремесле ведущей была обработка металлов: бронзы, железа, золота, серебра. Высокого уровня достигло ткачество и производство цветной керамики, совершенствовалась техника кораблестроения.

В саисскую эпоху возродилось монументальное строительство храмовых и светских зданий. Интенсивно развивались товарно-денежные отношения. Объектом купли-продажи становилась даже земля.

Эквивалент – серебро. Развивается и внешняя торговля (контакты с Карфагеном и Финикией, греческими полисами).

Социальные отношения. Правящая верхушка – номовая и военная знать, жречество, торговцы и наемники – обогащается. Свободное население – мелкие производители – попадают в сложные условия развития товарно-денежных отношений, частного землевладения, купли-продажи земли и движимого имущества. Разорившиеся землевладельцы становятся арендаторами земли на кабальных условиях, что и ведет к дроблению земли на еще более мелкие участки и отдачу их в наем еще более мелким арендаторам. Разорившиеся свободные попадают в кабалу, часто вместе с семьями. Процветают источники рабства, такие как самопродажа на определенный срок, так и “до бесконечности”.

Характерной чертой социальной структуры позднего времени является также усиление сословной замкнутости. Она проявилась в наследственности профессии, традиционных правил поведения, обрядов. Приток рабов-военнопленных в 1 тыс.

Камея с изображением Птолемея II и Арсинои. Работа эллинистического времени. Многослойный сардоникс.

до н. э. значительно сократился из-за того, что Египет сам был объектом завоеваний.

Происходят острые социальные конфликты и с целью их разрешения правители Египта вынуждены были проводить радикальные реформы (Теорнахт, Бокхорис, Амасис). Определенной направленностью отличалась идеология позднего, особенно саисского периода. Ее характерной чертой был возврат к древним традициям, архаическим верованиям, обычаям, архаизации титулов, языка, литературного стиля, архитектуры, искусства.

Периоды Древнего и Среднего царств представляются как “золотой век”, как политический идеал. Из иноземных влияний – греческое влияние в связи с проживанием на его территории греческих торговцев, наемников, ремесленников, а также установлением прямых политических связей с греческими государствами.

Скопление ливийцев на севере страны и использование многих из них в качестве солдат-наемников привело на рубеже II-I тыс. до н. э.

к выдвижению на авансцену политической жизни страны амбициозных ливийских военачальников, активно вмешивающихся во внутреннюю борьбу фараонов с усилившейся местной знатью. Это вмешательство завершилось тем, что один из военачальников Шешонк в середине Хв. До н.

э. захватил власть и положил начало 22 ливийской династии. Ливийские династии эффективно контролировали лишь район дельты.

В нильской долине большую роль играла местная знать. В 8в. до н.

э. правители Нубии начали успешную кампанию за захват Верхнего Египта, что и привело к созданию 25 нубийской династии, правившей до того момента, когда в 671г. до н.

э. победоносный ассирийский царь Асархаддон не завоевал Египет. Однако Ассирия не закрепила своей победы из-за внутренних распрей и в 664г.

Примерно с этого времени огромную роль в истории Египта и в связях с внешним миром начали играть греки – торговцы и колонисты. Вместе с финикийцами они стали активно обживать средиземноморские побережье страны. В 525г.

до н. э. войска персидского царя Камбиза покончили с независимостью Египта, превратив его до 404г.

до н. э. в сатрапию Ахеменидской империи (это время считается периодом 27 персидской династии).

Освобождение от власти персов привело к появлению кратковременных 28 и 30 египетских династий, пока завоевание Александра Македонского в 332г. до н. э.

вновь не привело к падению независимости Египта. После смерти Александра Египет стал владением одного из греческих сподвижников-диадохов Александра, Птолемея. Период правления Птолемея и его преемников, включая и Клеопатру, ознаменовался энергичной эллинизацией страны, столицей которой стала Александрия.

Птолемеевский Египет пришел в упадок на рубеже новой эры, после чего страна на долгие века превратилась в провинцию Рима, а затем (с IV в. н. э.

Амиртей (404–397 гг. до н. э.) считается единственным правителем XXVIII саисской династии. На седьмом году царствования он был низложен и убит, а к власти пришла основанная Неферитом I XXIX династия из Мендеса в Центральной Дельте Нила (397–380 гг. до н. э.). Ее первые цари сменялись у власти довольно быстро, и лишь фараон Акорис правил около 13 лет (392–379 гг. до н. э.). Он стремился упрочить царскую власть и создать систему союзов, выгодных для поддержания независимости Египта.

Характерный энтузиазм этого времени по поводу недавнего изгнания персов и восстановления независимости Египта нашел отражение в найденной на территории Карнакского храма стеле с записью текста, известного под названием «Исцеление Бентреш». Согласно этому тексту, в свое время к Рамсесу II обратился породнившийся с ним царь азиатской страны Бахтан (в ее образе совмещаются как воспоминания о Хеттской державе уже далекого прошлого, так и восприятие главного противника Египта в то время – державы Ахеменидов) с просьбой помочь исцелить свою душевнобольную (обуянную злым духом) дочь Бентреш. Фараон отправляет правителю Бахтана целительную статую фиванского бога Хонсу, и тот после вы-здоровления Бентреш решает навсегда оставить себестоль ценного «посредника» в контакте с божеством. Через некоторое время правитель Бахтана, увидев во сне, как бог Хонсу в обличии сокола покинул свою статую и устремился в Египет, возвратил ее Рамсесу II. В этом рассказе явно звучит воспоминание о недавнем похищении нечестивыми персами культовых статуй и утвари из египетских храмов, а также уверенность в том, что боги, настроенные благожелательно к избранной ими стране, покинут свои похищенные изображения и оставят врагам Египта лишь мертвый камень и металл.

Помимо отражения персидской угрозы, Акорис задумывался и о том, каким образом централизовать страну, в которой после изгнания персов большое влияние приобрели слабо зависящие от царя группировки номовой знати. Одним из средств к этому становится попытка централизации египетских культов под покровительством царской власти. Акорис развивает вслед за Неферитом целую программу строительства в древнем Карнакском храме в Фивах, в его время уже не самом значимом в Египте. По-видимому, не имея возможности напрямую восстановить здесь культ Амо- на-Ра как покровителя царской власти, он особенно заботится об оформлении путей праздничных процессий, связывающих Карнак с Луксором и Мединет Абу на западном берегу Нила и имеющих отношение к по-читанию Амона как создателя мира и бога плодородия.

Вскоре после смерти Акориса в результате переворота к власти пришел уроженец соседнего с Мендесом города Севеннита Нектанеб I (380–361 гг. до н. э.), основавший XXX династию. При нем Египет в 373 г. до н. э. успешно отразил персидское вторжение, новдальнейшем, не рискуя полагаться только на собственные силы, вступил в союз с греческими государствами – Афинами и Спартой.

Нектанеб I продолжил начатую Акорисом строитель-ную программу в Карнаке, но еще большее внимание он уделял местным культовым центрам. Он начал строительство храмовых комплексов богини Хатхор в Дендера и богини Исиды на острове Филэ на крайнем юге Египта. Существенно, что эти строительные программы, которые затем продолжались на протяжении всего эллинистического времени, связаны с популярными в Позднем Египте культами богинь-матерей.

Новым и обязательным компонентом храмовых комплексов с этого времени становятся так называемые маммизи, или «дома рождения», – особые постройки, посвященные культу четы богов и их сына (т. е. существующего практически в каждом египетском номе аналога триады самых чтимых в это время божеств – Осириса, Исиды и Хора), оформленные сценами появления последнего на свет (очень отдаленной первоосновой этих сцен нужно, по-видимому, считать релье-фы, изображающие рождение от божества Хатшепсути Аменхотепа III в храмах Нового царства в Дейр эльБахри и Луксоре).

Реализуя эти строительные программы, царская власть, с одной стороны, стремилась установить контроль над местными культовыми центрами, а с другой– оказать им знаки внимания, неизбежные ввиду влияния связанных с ними группировок египетской элиты.

Воспользоваться благоприятной ситуацией, сложившейся в результате серии восстаний в западных сатрапиях Ахеменидской державы, и перейти при греческой поддержке в наступление против персов в Сирии и Палестине попытался фараон Тахос (егип. Джед-Хор; 361–359 гг. до н. э.). По совету афинского военачальника Хабрия он ввел чрезвычайные налоги и отчислениясхрамовых доходов на военные нужды. Эта необходимая, но ущемлявшая интересы элиты мера вызвала, несмотря на военные успехи Тахоса, недовольство им, и в результате военного мятежа на египетский престол взошел племянник царя Нектанеб II (359–343 гг. до н.

э.).

Его царствование прошло в постоянном ожиданииперсидского нападения на Египет (как раз в его начале, в 359 г. до н. э., на престол Ахеменидов восходит Артаксеркс III – целеустремленный правитель, поставивший перед собой задачу возродить военную мощь и прочность своей огромной державы). Ставленник египет-ской знати, Нектанеб II явно свернул централизатор-ские мероприятия Тахоса. Не случайно в позднейшем грекоязычном тексте отражение им угрозы персидского вторжения связывается с использованием магических средств, а не с созданием настоящей боеспособной армии.

Нектанеб II много строил в храмовых комплексах Дельты (в том числе и в «родовом гнезде» XXX династии – Севенните), в Мемфисе, в оазисах Харга и Сива в Ливийской пустыне, продолжил начатое его предшественниками строительство в Карнаке. Он также начал строительство в храмовом комплексе Хора (чтимого в образе крылатого солнечного диска) в городе Эдфу, которое продолжалось затем на всем протяжении эпохи эллинизма. Одной из немногих попыток централизовать культовую жизнь страны под контролем государства стало насаждение Нектанебом II во многих храмах страны своего собственного культа в отождествлении с богом Хором. Известно довольно много связанных с этим культом изображений царя, находившегося как бы под защитой стоящего позади него огромного сокола.

При первом разделе сатрапий управление Египтом, как уже упоминалось выше, досталось Птолемею Лагу. Искусный политик и талантливый организатор, он стал основателем новой династии, правившей в Египте почти три столетия. Птолемей был единственным из диадохов, умершим естественной смертью. Ему наследовал его сын Птолемей II (283—246), впоследствии прозванный Филадельфом.

В царствование первых двух Птолемеев складываются своеобразные формы отношений между завоевателями и местным населением, намечаются основные принципы экономической и социальной политики нового эллинистического государства, оформляются податная организация и административный аппарат. Все эти разнообразные стороны хозяйственной и социальной жизни Египта регулировались целым рядом постановлений и указов. Некоторые из этих документов дошли до нас, например важное постановление 261 г.

, касающееся рабовладения, и так называемый «Податной устав» (257 г. ).

III в. до н. э.

(примерно до 20-х годов) был временем наивысшей политической мощи царства Птолемеев. В это время Египет являлся могущественной империей, господствовавшей в Эгейском море и в восточной части Средиземного моря. Уже Птолемей I помимо Египта владел Киренаикой, Кипром, Палестиной, Южной Сирией.

Одна из особенностей птолемеевского Египта состояла в том, что полисы играли здесь значительно меньшую роль, чем в монархии Селевкидов, которые основали множество греческих полисов.

Наиболее привилегированное положение в эллинистическом Египте занимали высшие сановники, владельцы дарственной земли, военачальники наёмных отрядов. К ним примыкали местная египетская знать и жречество. Наряду со светской знатью и жречеством большую роль играли дельцы всякого рода, торговцы, судовладельцы, богатые откупщики, а также именитые граждане Александрии.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 236-237.

Амиртей (404–397 гг. до н. э.) считается единственным правителем XXVIII саисской династии. На седьмом году царствования он был низложен и убит, а к власти пришла основанная Неферитом I XXIX династия из Мендеса в Центральной Дельте Нила (397–380 гг. до н. э.). Ее первые цари сменялись у власти довольно быстро, и лишь фараон Акорис правил около 13 лет (392–379 гг. до н. э.). Он стремился упрочить царскую власть и создать систему союзов, выгодных для поддержания независимости Египта.

Характерный энтузиазм этого времени по поводу недавнего изгнания персов и восстановления независимости Египта нашел отражение в найденной на территории Карнакского храма стеле с записью текста, известного под названием «Исцеление Бентреш». Согласно этому тексту, в свое время к Рамсесу II обратился породнившийся с ним царь азиатской страны Бахтан (в ее образе совмещаются как воспоминания о Хеттской державе уже далекого прошлого, так и восприятие главного противника Египта в то время – державы Ахеменидов) с просьбой помочь исцелить свою душевнобольную (обуянную злым духом) дочь Бентреш. Фараон отправляет правителю Бахтана целительную статую фиванского бога Хонсу, и тот после вы-здоровления Бентреш решает навсегда оставить себестоль ценного «посредника» в контакте с божеством. Через некоторое время правитель Бахтана, увидев во сне, как бог Хонсу в обличии сокола покинул свою статую и устремился в Египет, возвратил ее Рамсесу II. В этом рассказе явно звучит воспоминание о недавнем похищении нечестивыми персами культовых статуй и утвари из египетских храмов, а также уверенность в том, что боги, настроенные благожелательно к избранной ими стране, покинут свои похищенные изображения и оставят врагам Египта лишь мертвый камень и металл.

Помимо отражения персидской угрозы, Акорис задумывался и о том, каким образом централизовать страну, в которой после изгнания персов большое влияние приобрели слабо зависящие от царя группировки номовой знати. Одним из средств к этому становится попытка централизации египетских культов под покровительством царской власти. Акорис развивает вслед за Неферитом целую программу строительства в древнем Карнакском храме в Фивах, в его время уже не самом значимом в Египте. По-видимому, не имея возможности напрямую восстановить здесь культ Амо- на-Ра как покровителя царской власти, он особенно заботится об оформлении путей праздничных процессий, связывающих Карнак с Луксором и Мединет Абу на западном берегу Нила и имеющих отношение к по-читанию Амона как создателя мира и бога плодородия.

Вскоре после смерти Акориса в результате переворота к власти пришел уроженец соседнего с Мендесом города Севеннита Нектанеб I (380–361 гг. до н. э.), основавший XXX династию. При нем Египет в 373 г. до н. э. успешно отразил персидское вторжение, новдальнейшем, не рискуя полагаться только на собственные силы, вступил в союз с греческими государствами – Афинами и Спартой.

Нектанеб I продолжил начатую Акорисом строитель-ную программу в Карнаке, но еще большее внимание он уделял местным культовым центрам. Он начал строительство храмовых комплексов богини Хатхор в Дендера и богини Исиды на острове Филэ на крайнем юге Египта. Существенно, что эти строительные программы, которые затем продолжались на протяжении всего эллинистического времени, связаны с популярными в Позднем Египте культами богинь-матерей.

Новым и обязательным компонентом храмовых комплексов с этого времени становятся так называемые маммизи, или «дома рождения», – особые постройки, посвященные культу четы богов и их сына (т. е. существующего практически в каждом египетском номе аналога триады самых чтимых в это время божеств – Осириса, Исиды и Хора), оформленные сценами появления последнего на свет (очень отдаленной первоосновой этих сцен нужно, по-видимому, считать релье-фы, изображающие рождение от божества Хатшепсути Аменхотепа III в храмах Нового царства в Дейр эльБахри и Луксоре).

Реализуя эти строительные программы, царская власть, с одной стороны, стремилась установить контроль над местными культовыми центрами, а с другой– оказать им знаки внимания, неизбежные ввиду влияния связанных с ними группировок египетской элиты.

Воспользоваться благоприятной ситуацией, сложившейся в результате серии восстаний в западных сатрапиях Ахеменидской державы, и перейти при греческой поддержке в наступление против персов в Сирии и Палестине попытался фараон Тахос (егип. Джед-Хор; 361–359 гг. до н. э.). По совету афинского военачальника Хабрия он ввел чрезвычайные налоги и отчислениясхрамовых доходов на военные нужды. Эта необходимая, но ущемлявшая интересы элиты мера вызвала, несмотря на военные успехи Тахоса, недовольство им, и в результате военного мятежа на египетский престол взошел племянник царя Нектанеб II (359–343 гг. до н.

э.).

Его царствование прошло в постоянном ожиданииперсидского нападения на Египет (как раз в его начале, в 359 г. до н. э., на престол Ахеменидов восходит Артаксеркс III – целеустремленный правитель, поставивший перед собой задачу возродить военную мощь и прочность своей огромной державы). Ставленник египет-ской знати, Нектанеб II явно свернул централизатор-ские мероприятия Тахоса. Не случайно в позднейшем грекоязычном тексте отражение им угрозы персидского вторжения связывается с использованием магических средств, а не с созданием настоящей боеспособной армии.

Нектанеб II много строил в храмовых комплексах Дельты (в том числе и в «родовом гнезде» XXX династии – Севенните), в Мемфисе, в оазисах Харга и Сива в Ливийской пустыне, продолжил начатое его предшественниками строительство в Карнаке. Он также начал строительство в храмовом комплексе Хора (чтимого в образе крылатого солнечного диска) в городе Эдфу, которое продолжалось затем на всем протяжении эпохи эллинизма. Одной из немногих попыток централизовать культовую жизнь страны под контролем государства стало насаждение Нектанебом II во многих храмах страны своего собственного культа в отождествлении с богом Хором. Известно довольно много связанных с этим культом изображений царя, находившегося как бы под защитой стоящего позади него огромного сокола.

Источники:

Вам также может понравиться