Положение крестьян

Основным классом общества было крестьянство, которое делилось на две категории: частновладельческое и черносошное. Частновладельческие крестьяне являлись самой многочисленной социальной группой и составляли около 90 % тяглового населения страны. Барские крестьяне работали в пользу помещиков на барщине (от двух до четырех дней в неделю), вносили натуральный и денежный оброки. Кроме работ и платежей в пользу помещиков они несли повинности в пользу казны. Положение частновладельческих крестьян усугублялось тем, что хозяева по своему усмотрению осуществляли суд и расправу над ними: били батогами и кнутом, пытали огнем и дыбой, сажали в тюрьму.

Важную категорию сельского населения составляли черносошные крестьяне, жившие на государственных землях. Они пользовались правом отчуждения земли: продажи, заклада, передачи по наследству. У черносошных крестьян отсутствовало крепостное право. На государственных землях административно-фискальные и судебно-полицейские функции выполняла община с мирским сходом и выборными должностными лицами: старостой и сотскими. Мирские органы строго следили за своевременностью уплаты податей крестьянами, чинили суд и расправу. Община была связана круговой порукой, что затрудняло крестьянам выход из нее. Черносошные крестьяне платили самую высокую в стране подать, поэтому нередки были случаи их массового бегства «от великих платежей».

Следует отметить, что среди черносошных крестьян появлялись и зажиточные люди. Они нередко докупали участки земли, давали денежные ссуды под залог земли и тем закабаляли других крестьян, занимались ростовщичеством и торговыми операциями. Зажиточные хозяйства способствовали капиталистическому развитию России.

Дальнейшее укрепление феодально-крепостнических отношений, усиление личной зависимости крестьянства от феодалов стали определяющей тенденцией социально-экономического развития России в XVII в. Соборное уложение 1649 г. законодательно оформило систему крепостного права. Оно закрепило частновладельческих крестьян за помещиками боярами, монастырями, усилило их зависимость от государства. По этому же уложению устанавливались наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Предоставив широкие права землевладельцам, правительство в то же время возложило на них ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей.

Утверждением государственной системы крепостного права правительство стремилось закрепить привилегии господствующего класса, мобилизовать все слои общества для укрепления государства, подъема его экономики. На какое-то время крепостное право могло обеспечить подъем производительных сил страны, при этом движение вперед достигалось ценой самых жестоких форм эксплуатации народных масс.


24. РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ФЕОДАЛИЗМА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации готовили почву для возникновения мануфактур. Если западно-европейская мануфактура действовала на основе вольнонаемного труда, то русская – на основе труда крепостных крестьян, так как рынок рабочей силы в России практически отсутствовал. Государственные крестьяне, посланные работать на мануфактуру, не имели никакой заинтересованности в труде, и поэтому роста производительности быть не могло. Наличие дешевой крепостной рабочей силы давало предпринимателям возможность долго обходиться без технических новшеств. Первые мануфактуры появились в черной металлургии, солеварении, кожевенном производстве, и в конце XVII в. их насчитывалось около 30.

Наказание батогами дворового в присутствии помещика. Гравюра Х. Гейслера. Конец XVIII в.

В этих условиях развитие торговли приобретало особое значение. Укрепление межрайонных связей привело к возникновению торговых ярмарок всероссийского масштаба – Макарьевской близ Нижнего Новгорода, Свенской под Брянском, Ирбитской на Урале. Крупнейшим торговым центром была Москва, куда стекались все товары из стран Западной Европы и Востока. Развивавшиеся торговые связи заложили основу экономического объединения российского рынка.

В XVII в. с развитием торговли и товарного производства довольно быстро росли русские города. В России насчитывалось 226 городов (без Украины и Сибири), соответственно происходило увеличение численности городского населения, преимущественно посадских людей. К середине века ускорился процесс социального расслоения в городах. Бояре, дворяне и духовенство, проживающее в городах и белых слободах, не несли повинности и не платили налоги. Богатые купцы тоже пользовались привилегиями. Вся тяжесть государственных поборов ложилась на плечи трудового населения черных слобод.

Социальная структура российского общества.По Соборному уложению 1649 г. белые слободы были ликвидированы, и их население стало платить тягло. Посадские люди прикреплялись к общине так же, как крестьянин к помещику. Правительство установило жесткие меры против выхода посадских людей из тягла – по указу 1658 г. предусматривалась смертная казнь за самовольный переход из одного посада в другой и даже женитьбу вне посада. Так государство законодательно закрепило корпоративную структуру российского общества. Тем самым консервировались средневековые социальные институты, что, в свою очередь, тормозило процесс развития капиталистических отношений в городах. Реформы Петра I при их общем модернистском характере были также направлены на унификацию сословной структуры общества, имели своей целью создание самодержавного, военно-бюрократического государства.


25. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XVII в. РОЛЬ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ

В XVII в. в России шел процесс централизации государственной власти, при этом отчетливо стали проявляться тенденции формирования абсолютизма. Если русский царизм в начале XVII в. носил черты сословно-представительной монархии, то со второй половины века политический строй страны эволюционировал к самодержавию. Это прослеживалось прежде всего в усилении единоличной власти царя, ограничении деятельности сословно-представительных учреждений, привлечении в государственное управление «непородных» людей, повышении роли приказов и в окончательной победе светской власти над властью церковной.

Особенности социально-экономического и политического развития России привели к установлению деспотической самодержавной власти, основанной на жестокой эксплуатации всех слоев общества. В состоянии зависимости от государства находились не только крепостные крестьяне, но и остальные слои общества – служилое дворянство, горожане, купцы стрельцы, расписанные по городам и областям.

Крестьянский обед. М.М. Шибанов. 1774г.

Во второй половине XVII в. Россия продвинулась по пути правового государства. Центральная власть добивалась, чтобы все в стране делалось в соответствии с законом. Взаимоотношения власти и общества были определены в Соборном уложении 1649 г. – основном своде законов самодержавной монархии. Уложение закрепило самодержавный характер государственной власти. Были определены меры наказания за все помыслы и действия, наносившие урон как «государевой чести», так и царскому двору. Устанавливалась смертная казнь не только за измену и заговор против государя, но даже за нарушение его чести и спокойствия.

Укрепление самодержавия нашло отражение и в титуле властителя страны, который при коронации Алексея Михайловича в 1654 г. звучал как «Царь, Государь, Великий князь всея Великия и Малыя России Самодержец».

Земские соборы в Россиибыли однотипны возникшим в XIII–XIV вв. сословно-представительскими учреждениям Западной Европы (английский парламент, французские генеральные штаты и т. д.), но из-за усиления самодержавия сыграли в целом менее значимую роль, чем на Западе.

Земские соборы особенно активно действовали после Смуты, когда царская власть нуждалась в поддержке широких кругов дворянства и верхушки купечества. На обсуждение земских соборов выносились жизненно важные вопросы внешней и внутренней политики государства. После непрерывной работы в период 1613–1622 гг. в созыве земских соборов наступает десятилетний перерыв. В последующем они созывались периодически. Земский собор 1653 г. созванный для обсуждения вопроса о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава. В дальнейшем правительство перешло к практике проведения совещаний, куда приглашались представители тех сословий, в мнении которых оно было заинтересовано. Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Отмирание земских соборов было одним из проявлений перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму.


26. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ XVII в.

Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала церковь, которая претендовала на большую власть. Без сокрушительного удара по притязаниям церкви самодержавие укрепиться не могло. Борьба самодержавия за полноту власти ярче всего проявилась в деле патриарха Никона.

В 1653 г. Никон, желая укрепить упавший авторитет церкви, начал проводить реформу. Суть ее заключалась в унификации норм церковной жизни и православной церкви. Никон распорядился заменить при богослужении земные поклоны поясными креститься тремя пальцами вместо двух и привести иконы и книги в полное соответствие с греческими образцами. Исправление обрядов богослужебных книг нарушило сложившиеся традиционные русские формы церковных обрядов и вызвало недовольство части духовенства и светской власти Лидером противников Никона стал протопоп Аввакум.

Выступления ревнителей старой веры нашли поддержку в разных слоях русского общества, что привело к движению, получившему название «раскол» Раскольники яростно боролись за сохранение в неизменности русского православия, старины. Их сторону принимали многие знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди Раскол охватил значительные массы населения страны. По указам царя 1666–1667 гг. воеводам предписывалось разыскивать раскольников и подвергать их «царским казнениям». С этого момента начинается открытая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Аввакум и другие вожди раскола были сожжены в Пустозерске «за великие на царский дом хулы» в 1682 г.

Пока Никон пользовался поддержкой царя, его главенствующее положение в церкви было достаточно прочным. Дело изменилось, когда патриарх стал посягать на прерогативы светской власти, ставя себя выше самодержца. По инициативе царя в 1666–1667 гг. в Москве был созван Собор вселенских патриархов, который осудил Никона и снял с него патриарший сан. Собор признал православными всех греческих патриархов и все греческие богослужебные книги. Однако, несмотря на расправу с Никоном, церковь сохранила свою внутреннюю самостоятельность, свои земельные владения и оставалась значительной политической силой.

Сельскохозяйственные работы. Гравюра из "Энциклопедии" Дидро.


27. НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ В XVII в. ИТОГИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XVII в.

Народные восстания.XVII в. не случайно назван историками «бунташным веком». Именно в этот период произошли два крупных крестьянских, два стрелецких, ряд городских восстаний и соловецкий бунт.

Из городских волнений в XVII в. выделяются так называемый «соляной бунт» (1648) и «медный бунт» (1662) в Москве, на волне которых происходили беспорядки в Козлове, Курске, Устюге и других городах.

Наиболее же масштабным и сильным выступлением было восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества. Движущими силами восстания были крестьяне, казачество, холопы, посадские люди, стрельцы. Наряду с русскими в крестьянской войне участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др. Требования восставших сводились к улучшению условий жизни низших слоев общества за счет «изменников доброго царя» – бояр, воевод и др. После взятия восставшими Царицына и Астрахани разинцы потерпели поражение под Симбирском. В 1671 г. Разин был выдан правительству и казнен в Москве. Все участники восстания подверглись жестоким репрессиям.

Итоги развития российской государственности.В России в XVII в. сформировался особый, отличный от общеевропейского тип общества, который можно определить как самодержавно-государственно-крепостнический. Помимо самодержавия и крепостного права его сущностной чертой была гипертрофированная роль государства, в жесткой зависимости от которого находились не только непосредственные производители, но и представители господствующего класса. В этот период в развитии страны проявились две основные тенденции: усиление централизации государственной власти и утверждение внешнеэкономических методов принуждения, выразившиеся в ужесточении крепостного права. В силу особой роли государства в жизни русского общества все и вся подчинялись верховному носителю власти – царю-самодержцу.


28. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XVII в. КОЛОНИЗАЦИЯ ОКРАИННЫХ ЗЕМЕЛЬ

Внешнеполитический курс России на протяжении XVII в. был нацелен на решение трех задач:

• достижение выхода к Балтийскому морю;

• обеспечение безопасности южных границ от набегов крымских ханов;

Двери Рождественского собора в Суздале. Золотое письмо по меди. XIII в.

• возвращение отторгнутых в период Смутного времени территорий.

Первая задача не была достигнута. Война со Швецией (1656–1658) завершилась Кардисским миром (1661), который закрепил Балтийское побережье за северным соседом России.

Вторая задача стала главной во внешней политике России с начала 1670-х гг. Тяжелые сражения с Крымом и Турцией завершились подписанием Бахчисарайского перемирия (1681), признававшим право России на Киевские земли.

Третья задача решалась Россией на протяжении 1630-1660-х гг. Первоначальные неудачи в Смоленской войне (1632–1634) сменились победами русского оружия на фоне народных восстаний в Белоруссии и на Украине против польских феодалов Земский собор в Москве 1653 г. принял решение о воссоединении Украины с Россией. В свою очередь Переяславская рада в 1654 г. единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России. Война с Речью Посполитой закончилась подписанием «Вечного мира» 1686 г., по которому к России отошли Смоленщина, Левобережная Украина и Киев. Белоруссия осталась в составе Польши Колонизация окраинных земель.Ма протяжении XVII–XVIII вв. территория России расширялась не только за счет войн с внешними врагами, но и благодаря освоению русскими окраин государства и новых земель. Известную роль в процессе оттока людей из центра сыграла церковная реформа – раскольники бежали на незаселенные территории от царских гонений, создавая там свои поселения. Кроме того, казаки и торговые люди продолжали осваивать Сибирь и Дальний Восток. Наиболее важным по своим результатам в XVII–XVIII вв. были походы Семена Дежнева, Ерофея Хабарова, экспедиции В.В. Атласова, В.И. Беринга и др. Их деятельность способствовала составлению сводного Атласа Всероссийской империи, первый том которого вышел в 1732 г.

Рекомендуемые страницы:

1. Помещичьи (крепостные) крестьяне. Эта категория населения постоянно расширялась. Эта была совершенно бесправная категория населения, которая не имела никаких гражданских прав, не могла приобретать на свое имя имущество, а все имущество, которое крепостной приобретал, записывалось на помещика. Законодательство запрещало крепостным даже жаловаться на своего помещика. К концу 18 века крепостных можно было спокойно обменивать, продавать, дарить, завещать. Начинается практика раздельной продажи семей крепостных.

2. Государственные крестьяне. Их положение было гораздо предпочтительнее, чем положение крепостных. Они считались собственностью государства, проживали и пользовались землей, которая являлась собственностью государства, обладали возможностью приобретать собственность на свое имя, могли в некоторых случаях покупать земельные наделы.

3. Церковные и монастырские крестьяне. После того, как была создана коллегия экономия они стали называться экономическими крестьянами. После секуляризации данная категория полностью перестала являться церковными и монастырскими. После упразднения коллегии экономии в 80-х годах эти крестьяне входят в состав государственных.

4. Бывшие удельные крестьяне (дворцовые крестьяне). Это были крестьяне, которые жили и работали на землях, принадлежащих царской фамилии. Их статус мало чем отличался от правового статуса государственных крестьян.

5. Посессионные крестьяне. Это крестьяне, которые приобретались для работы на мануфактурах. Их можно было продать только с самим предприятием. Определенная часть посессионных крестьян работала на земле и кормила тех которые работали на предприятии. 6. Однодворцы. Это были потомки мелких служивых чинов. Они являлись лично свободными и проживали, как правило, на окраинах империи. Имели в собственности земельные наделы и одновременно выполняли функции приграничной стражи. Среди однодворцев были даже бывшие дворяне, которые не были записаны в дворянство по петровской переписи. Некоторые однодворцы даже имели крепостных.

7. Холопы. С начала 20-х годов эта категория населения в юридическом смысле прекращает свое существование, поскольку Петр I распространил на холопов те самые положения, которые действовали относительно крепостных. Это говорит о том, что холопы сравнялись с крепостными.

Государственный строй в период абсолютизма. Сенат.

К концу 17 столетия боярская дума практически утратила свое значение. Петр I, придя к власти, просто перестал назначать в думу новых членов. Начиная с 1700 года Петр передает полномочия боярской думы консилии министров, в который входили люди, близкие Петру и это был не официальный орган, но боярская дума формально существовала.

В 1711 году, отправляясь в прутский поход, Петр рядом своих указов учредил правительствующий Сенат. Первоначально, Петр полагал, что Сенат создается им для того, чтобы он выполнял функции высшего государственного учреждения во время отлучек царя. Но очень быстро Петр пришел к выводу о необходимости, чтобы Сенат действовал постоянно. Таким образом, Сенат становится высшим органом власти и управления в стране. Иногда Сенат определяют как высший законосовещательный орган. Первоначально, в состав Сената входили 9 сенаторов, причем из 9 сенаторов только 3 входили в свое время в состав боярской думы.

Крестьяне и ремесленники за работой. Миниатюра из французской рукописи. XI в.

Утрата крестьянством права собственности на землю и сосредоточение земли в руках крупных (светских и духовных) землевладельцев привели к тому, что место свободной крестьянской общины, являвшейся в своё время основой франкского общества, заняло феодальное поместье, а свободное франкское крестьянство в своей массе сделалось крепостным.

При этом община-марка совсем не исчезла. Но она превратилась теперь в зависимую, или крепостную, общину, подчинённую власти феодала. В таком виде крестьянская община продолжала существовать на протяжении всего средневековья, давая крестьянству дополнительные возможности и организацию в борьбе против феодальной эксплуатации.

Господствующей формой феодальной ренты в этот период во Франции была рента отработочная. Крестьянин, который вёл собственное хозяйство на земле феодала, был обязан за это работать на барщине, возделывая поля господина при помощи своего скота и своих сельскохозяйственных орудий.

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>.

Таким образом, труд крепостного крестьянина (серва) на себя и свою семью в этот период, как правило, был отделён во времени и в пространстве от его труда на феодала — собственника земли. Не довольствуясь работой сервов на барщине, феодалы стремились умножить повинности крепостных крестьян. В течение X—XI вв. феодальная рента имела тенденцию к непрерывному увеличению.

Крепостной крестьянин облагался новыми повинностями и налогами по произволу своего сеньора (так называемая неограниченная талья), не был защищён законом, не мог ни жениться, ни переменить жилища, ни передать кому-либо своего имущества без разрешения господина и пр.

К тому же к концу X в. сеньоры присвоили себе крайне мучительные для крестьянина права, носившие название баналитетов и означавшие монополию феодала на помол зерна, выпечку хлеба и выжимание винограда.

Если феодал обладал правом баналитета, крестьянин был обязан молоть зерно только на господской мельнице, печь хлеб только в господской печи и давить виноград только господским прессом. За всё это крестьянин должен был платить дополнительные поборы в пользу своего сеньора.

О крайне тяжёлом положении непосредственных производителей во Франции свидетельствует письмо аббата (настоятеля) монастыря Клюни, писавшего в начале XII столетия: «Всем ведомо, как светские сеньоры утесняют своих несвободных крестьян — мужчин и женщин.

Не довольствуясь обычными их повинностями, они постоянно и без милосердия изъявляют притязания на самое их имущз-ство, вместе с их личностью и на самую их личность вместе с имуществом.

И вот, сверх положенного они трижды, четырежды и сколько им вздумается раз в году добро их расхищают, бесчисленными службами их утесняют и тяжкое невыносимое бремя на них налагают, так что большинство вынуждено покидать собственную землю и убегать на чужбину».

Несравненно меньшую часть крестьянства во Франции составляли лично свободные крестьяне — вилланы, которые зависели от феодала по земле, но не несли повинностей, связанных с личной несвободой.

Тяжёлое положение крепостных и феодально зависимых крестьян усугублялось постоянными неурожаями и голодовками, связанными с низкой техникой сельского хозяйства, почти не изменявшейся в течение столетий. Хроники того времени переполнены описаниями стихийных бедствий, вся тяжесть которых в условиях феодальной эксплуатации падала на народные массы.

Голодовки, сопровождавшиеся всевозможными эпидемиями, повторялись периодически. Естественно, что в таких условиях непрерывно усиливавшаяся феодальная эксплуатация вызывала со стороны крестьян всё возраставший отпор.

О крестьянском вопросе, о крепостном праве на Руси всегда обычно говорилось так: крепостное право возникло чуть ли не во времена «Русской Правды», постепенно становилось все крепче, все хуже и дожило до конца XVIII — начала XIX века, когда оно приобрело черты античного рабства, а после этого стало медленно умирать и было отменено в 1861 году.

На самом деле крепостное право у нас возникло все-таки не в XI веке, а значительно позже. Если пользоваться схемой Ключевского, то оно переживало как бы три периода. Сначала это было право {26} «лично-договорное», то есть вновь образовывавшееся дворянское сословие в XIV-XV веке было вынуждено договариваться с каждым конкретным крестьянином, потому что само было повинно службой государю, а крестьянин прикреплялся к земле — и только.

Он мог с этой земли уходить, мог сам, посредством своего личного договора с хозяином, оговаривать количество оброка или размер барщины и т.  д.

Вторая фаза, по Ключевскому, это право наследственное, военно-служилое. Вы помните, что первый период крепостного права был весьма ограничен тем, что помещик, дворянин имел землю только до тех пор, пока служил. Как только служба прекращалась, он лишался земли и не мог передать ее по наследству.

То есть его сыну и внуку приходилось все начинать сначала. Сама эта система очень сильно уравновешивала положение крестьян по отношению к дворянам.

В XVII веке произошел очень крупный сдвиг, когда земля стала переходить по наследству, но дворянство не избавилось при этом от службы. Уже нельзя было отнять у дворянина, который переставал служить, его землю, но все равно он являлся на сборы, был включен в списки ополченцев, тех, кто сражался в рядах дворянской конницы, и т. д. Короче говоря, дворянин полностью сохранял свою служебную функцию, хотя его положение по отношению к крестьянину было уже иным, потому что земля оставалась у него в роду, он более прочно владел ею, чем раньше.

Петр, в сущности, здесь мало что изменил. Он, пожалуй, поставил дворян в более жесткие рамки, обязав их пожизненной службой, а в отношении крестьян ввел подушную подать, заменив прежнюю систему обложения, чем тоже отяготил их положение. Но какое-то традиционное равновесие все-таки соблюдалось.

Что же было сделано в XVII в. ? Теперь дворянство получало определенные льготы и привилегии, но в отношении крестьян ничего не делалось.

Наоборот. Введя в государственную жизнь массу, как выражался Ключевский, дорогостоящих новшеств (армию, Петербург и т.  д.

), Петр, естественно, столкнулся с хроническим дефицитом казны. Ввели подушную подать, массу других налогов, стали их все время повышать, что приводило к появлению недоимок: из года в год колоссальные суммы было невозможно собрать, потому что мужикам просто-напросто нечем было платить. С такой же проблемой столкнулось и правительство Анны Иоанновны.

Можно было списать недоимки, можно было провести какие-то финансовые реформы и как-то упорядочить налоговую систему, а можно было просто начать взыскивать все до последнего при помощи полицейских методов, что и было сделано. Именно тогда помещик стал ответственным за сбор налогов с его крестьян. Если крестьянин не мог внести положенной суммы, то помещик отвечал за это если не головой, то своим имуществом.

Может показаться, что положение помещика стало хуже. С одной стороны, так и было. А с другой стороны, сам отвечая за сбор налогов, помещик приобретал значительно большую власть над крестьянами.

К нему переходили функции полицейского характера. А когда эти функции были дополнены правом ссылки в Сибирь, правом определения наказания и т.  д.

, то фактически власть помещика над крестьянином стала полной. Все это произошло до воцарения Екатерины. Крестьянин, таким образом, окончательно утратил права личности, а коль скоро холопы были приравнены к крестьянам, то, в сущности, не холопы стали крестьянами, что бывало в XVII веке, когда их сажали на землю, а крестьяне стали холопами.

А раз так, то они фактически уже не имели тех прав, которые у них когда-то были. Здесь крепостное право приобретает совершенно особый характер. Ключевский называл это право откупным, или фискально-полицейским.

В XX веке стали говорить о том, что крепостное право в XVIII в. стало приобретать черты античного рабства, когда крестьянина можно было продать, заложить, можно было разлучить членов одной семьи, крестьянами можно было отдать долг, крестьянина можно было отдать, не спрашивая его согласия, в солдаты и т.  д.

Земля же все больше переходила в руки помещиков. Но помещики еще служили, и поэтому какой-то остаток если не равновесия, то традиции сохранялся. При этом правительство понимало, что расходы, которые несет казна, можно восполнить только за счет крестьян.

Около 5 миллионов крестьян уплатой налогов создавали, в общем, основные запасы денег в казне, и с этим приходилось считаться. При том, что существовали недоимки, все равно собрать все полностью не могли, а когда ужесточали сбор, то крестьяне начинали бежать (часто с семьями, а иногда и целыми деревнями), найти их было невозможно, а если и находили, то нельзя было понять, кому они принадлежат. Всякий крестьянин, коль скоро его поймали, пытался доказать, что он принадлежит какому-то очень крупному хозяину, а не мелкому, потому что в крупном хозяйстве жизнь была все-таки легче.

Пытались решить вопрос: что делать с крестьянами? Как заставить их платить налоги, как увеличить количество денег в казне? Сначала додумались до увеличения налога на соль.

Но соль необходима всегда, и это был косвенный налог. Платить то чрезмерное, чего требовало правительство, было невозможно. Поэтому Ключевский ядовито замечает, что население отвечало не закупками соли, а цингой, которая начиналась из-за отсутствия в рационе этого продукта.

Единственной, в общем-то, мерой, регулирующей наличие средств в казне и отражающейся на состоянии крестьянства (поскольку компенсировала бремя налогов), было уничтожение в 1756 году внутренних таможен, которые еще существовали в России. Были уничтожены все внутренние сборы и пошлины, взамен чего высоко обкладывался вывоз товаров за границу. Это ложилось на иностранных купцов, потому что вывозили именно они (русская торговля была в руках иностранцев).

А поскольку ввозили в основном люди обеспеченные, богатые, отдававшие предпочтение предметам роскоши, то это и не ударяло по {27} простому народу — следовательно, такая финансовая мера была чрезвычайно разумной. Меры эти были определены уже при Елизавете, а изобрел их фаворит императрицы граф Шувалов.

Следующая глава.

Источники:

Вам также может понравиться