Проявления мирового экономического кризиса

Вопрос 55.Мировой экономический кризис (предпосылки, этапы, последствия) Стабилизация экономики в 1924-1929 гг. не означала, что в ней отсутствуют негативные тенденции, противоречия. Осенью 1929 г. они крайне обострились и вылились в мировой кризис (до 1933 г., в некоторых странах до 1935 г.). Главные его проявления – резкий спад производства, инфляция, разорение мелких предпринимателей и фермеров, рост безработицы.

Причины: 1. не были выработаны механизмы саморегулирования капиталистического производства. Оно развивалось стихийно. Если было выгодно производить какую либо продукцию, за это брались многие => перепроизводство. 2. Зарплата росла медленнее темпов производства. Продукции производилось много, но покупать её не на что – т. е. производство не поддерживалось ростом платежеспособного спроса. 3. Причиной кризиса в европейских странах – перегрузка долговыми обязательствами и зависимость от экономики США. 4. Углублению кризиса способствовала экономическая политика монополий. Мелкие и средние предприятия не выдерживали конкуренции, разорялись => безработица, обострение кризиса. Мировой кризис 1929-1933 гг. затронул многие отрасли производства, включая сельское хозяйство, финансовую систему и торговлю.

Особенности: 1. глобальное сокращение промышленного производства. Зачастую ее уровень был откинут к 1 мировой. 2. Масштабность. Кризис охватил не только индустриальные страны, но и слаборазвитые. 3. Длительность. Если ранее кризис продолжался несколько месяцев, то здесь – 5 лет.

Кризис начался с обвала акций на бирже в Нью-Йорке в октябре 1929 г.

Кризис в США. Наибольшее сокращение промышл. производства было в США. В 1932 г. – в период наибольшего углубления кризиса, индекс общего объема промышленного производства составил всего 54% докризисного уровня (то есть сократилось почти в 2 раза). В наиболее монополизированных отраслях американской промышленности падения производства было громадным: объем выплавки чугуна и стали, выпуска автомобилей составили всего 14-15% от докризисного уровня. Производство в основных отраслях тяжелой промышленности было отброшено примерно на 30 лет – к уровню рубежа XIX-XX в. Безработица достигла высокого уровня: каждый 3-й рабочий был полностью лишен работы (ок. 13 млн. человек).

Кризис в Германии. Индекс общего объема промышленного производства составил 59% от докризисного уровня.

Во Франции, где кризис начался позже (в 1930 г.) падение промышленного производства было меньше, чем в США и Германии. В 1935 г. индекс общего объема пр-ва составил 69% докризисного уровня (т.е. пр-во упало примерно на 1/3).

В Англии падение промышленного производства был наименьшим: индекс составил 77% докризисного уровня.

Свою роль сыграли и колонии – рынки сбыта. США и Германия их не имела. Сокращение производства и трудности сбыта привели к закрытию промышленных предприятий.

Разорялись фермерские хозяйства. Внутренняя торговля сокращалась в связи с падением доходов населения. В то же время в некоторых странах продукцию уничтожалась, т.

к. сбыт ее не оправдывал затрат. Обострилась борьба за внутренние и внешние рынки.

Государство стремилось обеспечить сбыт на внутреннем рынке для своих предпринимателей и закрыть для иностранных – вводились высокие пошлины на ввоз иностранной продукции. Кризис привел к разорению банков. Вкладчики спешили изъять свои вклады и приобрести ценности, которые не подвергались обесцениванию.

Уменьшились доходы казны, что заставило ряд государств отказаться от золотого обеспечения своих валют. Сокращение производства вело к росту безработицы. Обнищание население привели к массовым выступлениям рабочих, служащих, фермеров.

Кризис мог быть преодолен на основе продуманной политики. В связи с этим с начала 30-х гг. заметно возрастает активность государств в хозяйственной и социальной сферах, ярко проявляется тенденция к развитию государственно-монополистического капитализма. Однако в различных странах степень вмешательства государства определялась особенностями их исторического развития, уровнем и спецификой социально-экономических и политических отношений. Тем не менее можно условно выделить три варианта, в рамках которых развивался данный феномен:

  1. свое наиболее яркое выражение один из них (либерально-реформистский) получил в политике «нового курса» президента Ф. Рузвельта в США;

  2. второй (радикально-реформистский) – характерен для Скандинавских стран, Франции;

  3. третий (тоталитарный) вариант государственного регулирования наиболее полно был использован в Германии. Рассмотрим все направления подробнее.

1. Американский вариант опирался в значительной мере на традиции либеральной экономической доктрины, и потому упор делался на косвенные методы воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни. Проведенные Рузвельтом банковская и финансовая реформы послужили исходным пунктом последующих преобразований. С помощью сильной бюджетной и кредитно-денежной политики государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, направленные на достижение оптимальных темпов экономического роста; устраняло социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регулированием налоговой системы, протекционистскими мероприятиями и т.п.

Несмотря на то, что результаты этого направления ощущались не моментально, а лишь по истечении достаточно длительного срока, он оказался весьма приемлемым в обозримой перспективе. Так, к началу Второй мировой войны США практически полностью оправились от последствий кризиса, впрочем как и Великобритания, и ряд стран, применивших политику “нового курса”. Следует отметить, что это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития и прочными демократическими традициями.

2. Радикально-реформистский вариант характеризовался сочетанием усиления регулирующей роли государства и “социализацией” экономики, т.е. переходом отдельных предприятий и отраслей хозяйства к государству. Так, в 30-е годы в Швеции, Дании, Норвегии значительно вырос государственный сектор в экономике. Социал-демократические правительства этих стран поставили под контроль государства внешнюю торговлю и вывоз капитала, облегчили условия кредитования производства путем снижения ссудного процента, финансировали капитальное строительство, сельскохозяйственное производство и т.д. Эти мероприятия подкреплялись не менее сильной социальной политикой, предусматривавшей существенное улучшение пенсионного обеспечения, создание системы государственного страхования, издание законов по охране материнства и детства, развитие трудового законодательства, наконец, государственное финансирование жилищного строительства.

Аналогичные тенденции в государственном регулировании проявились во Франции и Испании после прихода к власти в них левых антифашистских сил.

Это направление характерно для стран, где по разным причинам буржуазия не располагала широкими возможностями социально-экономического маневрирования, и в то же время были сильны позиции левых партий. Следует отметить, что этот вариант также не приводил к положительным моментальным результатам. Более того, не во всех странах реформаторам удавалось сохранить оптимальный баланс в мероприятиях, т.

е. удовлетворить потребности различных социальных групп граждан в условиях жестокого кризиса. Это создавало неустойчивость внутриполитической обстановки, лишало реформы последовательности, а иногда и прерывало их, как это случилось в Испании и Франции с победой правых сил.

3. Наконец, иная картина наблюдалась в странах, применивших тоталитарное направление, как Германия. Следует прежде всего отметить, что либерально-реформистская и социал-реформистская модели основывались на системе рыночных отношений, а тоталитарная по существу максимально их устраняла. Этот принципиально иной хозяйственный механизм, характеризовавшийся сверхцентрализацией, сложился в 30-40-е гг. также в Италии, Японии, Испании (после победы генерала Франко (1892-1975) и в некоторых других странах. Все они пытались решить не столько задачу выхода из кризиса, сколько преследовали более дальнюю цель вооруженного передела мира. А точнее – сверхзадача передела мира определяла путь и методы выхода из кризиса.

Главной чертой антикризисной политики таким образом становилась тотальная милитаризация народного хозяйства. С этой целью фашистские государства широко использовали наряду с косвенными прямые методы вмешательства. Причем последние, как правило, по мере развития государственного вмешательства становились преобладающими.

Достаточно сказать, что в названных странах наблюдалось постоянное увеличение государственного сектора в экономике. Помимо предприятий собственно военной промышленности произошло огосударствление сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т. д.

Наряду с этим проводилось принудительное картелирование (вхождение отдельных предприятий в состав крупных монопольных объединений, тесно связанных с государством). На этой основе постоянно увеличивалась доля государственного заказа, развивались элементы директивного экономического планирования.

В результате такой политики уже через год в Германии исчезла безработица, от которой продолжали страдать страны, избравшие другие модели государственно-монополистического капитализма. Показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжелой промышленности, резко пошли вверх. Эта модель дала моментальный положительный эффект, выгодно отличающий ее от остальных моделей.

Следует отметить и то, что после окончания кризиса 1929-1933 гг. большинство стран, за исключением Германии и Японии, находились в состоянии достаточно продолжительной депрессии, ощущая воздействие возвратных кризисных явлений.

И, тем не менее, несмотря на великолепные показатели экономического роста, Германия стояла на грани экономической катастрофы: не следует забывать, что в основе ее процветания лежала искусственно раскрученная военная конъюнктура, сворачивание рынка на основе принудительной сверхцентрализации народного хозяйства. Продолжение политики милитаризации национального хозяйства не только не решало проблему восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешнего рынка, оздоровления финансовой системы, гармонизации социальных отношений и пр. , но напротив, загоняло эти проблемы в тупик.

Только развязывание внешней агрессии могло отодвинуть неотвратимую экономическую катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. Германия, другие страны фашистского блока все более активно втягиваются в военные конфликты и в конечном счете начинают самую широкомасштабную за всю историю человечества Вторую мировую войну.

Милитаризация фашистских стран вызвала усиление процесса гонки вооружений в мире. В связи с этим в таких странах, как США, Англия, Франция и других проявилась перед войной тенденция к усилению государственно-монополистического капитализма. Однако это не изменило их хозяйственный механизм по типу тоталитарной модели.

Экономический кризис 30-х годов XX века, поразивший ведущие на мировые державы, на сегодняшний день является самым сильным кризисом с тяжелейшими последствиями глобального характера. Начался он в США осенью 1929 г. , далее распространился в Латинской Америке, Западной Европе и других странах Азии и Африки.

Грандиозный биржевой крах тогда, в «черный» вторник, 29 октября 1929 года, положил начало кризису, или «Великой депрессии» 1929-1933 гг. Падение цен сопровождалось резким сокращением производства, происходил глубокий кризис всей банковской системы, обесценивались валюты, разорялись предприятия, появился запредельный уровень безработицы, массовая бедность, разочарование населения в существующих порядках, – и это далеко не полный перечень бед, свалившихся на экономику государств, еще недавно считавшихся богатейшими и преуспевающими. Главными причинами мирового экономического кризиса (1929-1933) стали сверх монополизация производства, отсутствие любого его регулирования, диспропорция между ростом объемов производства и уровнем доходов значительной части населения.

Платежеспособность населения уменьшилась, и оно не в состоянии было покупать товары, количество которых все увеличивалось. Промышленный кризис сошелся с аграрным перепроизводством. Аграрный кризис ощутимо ударил по крестьянам.

Из-за крайне низких цен, производство сельскохозяйственной продукции стало убыточным, началось массовое уменьшение производства продуктов питания, началось массовое разорение сельских и фермерских хозяйств. А это не могло не сказаться на состоянии внутреннего рынка. Кризис нанес ощутимый удар мировой торговле.

Уменьшение торгового оборота привело к свертыванию международных связей. Конкуренция международных монополий перерастала фактически в открытую торговую конфронтацию между странами. Торговые споры нарушили традиционные основы финансовых взаимосвязей между странами.

Кризис 30-х годов заставил правительство этих стран предпринимать серьезные попытки воздействия на экономическое развитие и предупреждения их разрушительных последствий. «Великая депрессия» показала неспособность традиционных подходов к решению социально-экономических проблем. В поисках эффективных антикризисных средств в большинстве стран пришли к выводу, что без вмешательства государства из кризиса выйти невозможно.

Правительство и деловые круги развитых стран мира прилагали чрезвычайные усилия для выхода из кризиса. Государство стало одним из факторов стабильности и прогресса в этих странах, в его руках сосредоточилось все больше экономических функций, которые расширялись за счет побочных методов регулирования экономикой. С этой целью широко использовали кредит, субсидии, ссуды из государственного бюджета, регулировалась налоговая система.

В большинстве стран проводилась политика протекционизма. Совместные усилия государства и предпринимателей не только перебороли последствия кризиса, а стали своеобразным гарантом будущей стабильности. Переход к широкому полномочию государственного регулирования позволил восстановить расширенное воспроизведение капитала, найти новые возможности для наращивания экономического и технического потенциала, ослабить остроту социальных конфликтов.

Экономический кризис 1929 – 1933 гг. оказался мировым. Он нарушил все Международные экономические связи, привел к массовому сокращению промышленного производства и других отраслей экономики почти всех государств.

В США закрылось большое количество банков, появилась дефляция и рухнули цены на недвижимость, сокращения промышленного производства в 2 раза, безработица выросла до 12 млн. человек, многие фермеры разорились, урожаю зерновых культур упали в 2 раза. В Великобритании, напротив, Великая Депрессия способствовала оздоровлению экономики и притоку инвестиций в старые отрасли промышленности.

Для Франции этот период завершился потерей ведущих позиций на мировых рынках. В Германии в итоге депрессии к власти пришли национал-социалисты во главе с Гитлером, а в Италии положил начало становлению фашизма, другие страны Европы также значительно пострадали от этого мирового кризиса. В итоге можно сказать, что Великая Депрессия, начавшаяся в США, привела ко Второй мировой войне, которая нанесла неслыханные страдания миллионам жителей Земли.

2. Причины и последствия демократических революций 1989–1991 гг. в странах Центральной и Восточной Европы.

Формально изменения, начавшиеся в Советском Союзе в 1985 г. , были одобрены и поддержаны руководством коммунистических партий восточноевропейских стран. Были сделаны аналогичные заявления, приняты соответствующие постановления и решения.

Но в действительности советская «перестройка» вызвала резко негативную реакцию, особенно так называемое «новое политическое мышление», тезис о свободе выбора. Как и в Советском Союзе, реальных изменений в политической системе и экономике не произошло. В то же время имело место ослабление Организации Варшавского договора и СЭВ, резкое сокращение экономической помощи со стороны СССР.

В 1989-1990 г. во всех восточноевропейских государствах произошли радикальные перемены, в результате которых коммунистические партии были отстранены от власти. Они получили два названия: а) «бархатные» революции (имеется в виду, что смена правящих политических сил произошла мирно, без насилия и крови, определенное исключение составили лишь Румыния и Югославия); б) демократические революции (подразумевается переход от тоталитаризма к демократии).

К концу 80-х годов возможности развития государств Центральной и Восточной Европы в рамках советской модели социализма были исчерпаны. Причины: Катастрофически увеличивалось экономическое и технологическое отставание от стран Запада, увеличивался разрыв между уровнем жизни в социалистических и западных странах. Все менее эффективно работала плановая экономика советского образца.

Хозяйственные трудности вызывали социальное напряжение в обществе, достигшая высокого уровня. Активизировалась политическая оппозиция и другие элементы гражданского общества (церковь, творческие союзы, университетские центры и т. д.

). Резко снизился авторитет коммунистических партий и возглавляемых ими режимов, не подвергавшихся реформированию из-за монополии на власть партийно-государственной бюрократии. Важной предпосылкой революций конца 80-х – начале 90-х годов стала советская перестройка и отказ СССР от «доктрины Брежнева».

Впереди всех революционные изменения начались в Польше и Венгрии. В Польше в 1989 г. была легализована «Солидарность», на парламентских выборах оппозиция получила треть голосов.

Президентом страны был избран коммунист, генерал В. Ярузельский. Однако коммунисты потеряли ведущие позиции в правительстве, которое возглавил представитель «Солидарности».

Авторитет компартии продолжал падать, и в 1990 г. она заявила о своем самороспуске. Демонтаж политической системы, сложившейся в послевоенной Польше, был завершен, когда в декабре 1990 г.

президентом страны был избран лидер «Солидарности» Л. Валенса.

В Венгрии в 1989 г. коммунистам пришлось начать переговоры с демократической оппозицией, в результате которых были выработаны условия перехода к правовому государству. Осенью коммунистическая партия распалась, ее реформаторское крыло заявило о разрыве с прошлым.

На выборах 1990 г. победу одержала демократическая оппозиция.

«Октябрьская» революция 1989 г. в ГДР привела не только отставку прежнего руководства страны, но и падения Берлинской стены и победу на парламентских выборах в марте 1990 г. правоцентристских сил, взявших курс на объединение Германии.

«Бархатные» революции произошли также в Чехословакии и Болгарии. В Румынии же отказ от тоталитарного социализма происходила в ходе кровавых столкновений. Началом революции стали события в городе Тимишоаре, где власть пыталась подавить выступление венгерских этнических меньшинств.

Беспорядки перекинулись в столицу страны Бухарест. 21 декабря 1989 грандиозный митинг в центре города перерос в вооруженные столкновения и бои народа с армейскими частями. В этих боях погибло около тысячи человек.

Н. Чаушеску, правивший страной с 1965 г. , и его жена были арестованы и по приговору военного трибунала расстреляно 25 декабря 1989 г.

Основные политической силой страны стал Фронт национального спасения, который возглавил бывший коммунист И. Илиеску. В 1990 г.

он был избран президентом страны. Последней страной, где на смену коммунистам пришли демократы, была Албания (1992 г. ).

Следовательно, революции 1989-1991 гг в странах Центральной и Восточной Европы отличались методами осуществления: от мирной («бархатной») в Чехословакии к кровавой в Румынии, но везде они были направлены на ликвидацию социалистического строя. Революционные изменения имели ряд общих черт, свидетельствующих о демонтаже тоталитарной системы: лишение коммунистов монополии на власть, утверждения плюралистической политической системы, деполитизация армии, органов правопорядка, госбезопасности, восстановление принципа разделения властей и свободных выборов, разработка программ рыночных реформ, отмены цензуры и т.д.

3. Обострение экологических проблем в УССР в 1970–1980-е годы.
Среди современных глобальных мировых проблем человечества экологические проблемы занимают едва ли не главное место. В начале XXI в. экологическая ситуация во всем мире, в том числе и во многих регионах Украины, продолжает ухудшаться, в связи с этим социально-экологические проблемы на мировом, государственном и региональном уровнях имеют особую актуальность. С экологической проблемой связаны ухудшение уровня и качества жизни во многих странах, наметившиеся трудности в развитии мировой экономики, наконец, общий системный кризис современной цивилизации. Наиболее остро проблема защиты и оздоровления окружающей среды стоит в местах концентрации промышленности. В развитии современных городов явно прослеживаются технико-экономические приоритеты в ущерб экологической безопасности и здоровью человека. Причины многих экологических проблем нужно искать в советском периоде истории, особенно в период ухудшения экологической ситуации в 1970-80-х годов. Причиной этого стали следующие факторы: 1. Экстенсивное использование всех видов природных ресурсов, которое длилось десятилетиями, без учета возможностей природных регионов к самосозданию и самоочищению. 2. Долгосрочное административно-командная концентрация на небольших площадях большого количества мощных промышленных комплексов и других “гигантов социалистической индустрии”, ускоренная реализация гигантоманских планов вмешательства в природную среду. 3.Полное пренебрежение традициями хозяйствования, возможностями природы регионов и интересами коренного населения. 4. Перехимизация сельского хозяйства и опасные способы его организации. 5. Открытие мелиорационных работ и их проведение в больших объемах без научных обоснований и эффективных технологий. 6. Полное отсутствие объективных долгосрочных экологических экспертиз всех планов и проектов развития промышленного хозяйства, энергетики, транспорта в течении послевоенного периода. 7. Использование на большей части производства старых и очень старых технологий и оборудования, которые требуют давно смены. 8. Отсутствие эффективно действующих законов по охране окружающей среды и подзаконных актов для их эффективной реализации. 9. Отсутствие постоянно объективной информации широких масс населения про экологическую обстановку окружающей среды, причин его ухудшения, виновных в загрязнении и пути для улучшения ситуации. 10. Очень низкий уровень экологического образования не только широких масс населения, а руководителей предприятий, государственных организаций, общая низкая экологическое сознание и культура. 11. Резкое увеличение негативных экономических, социально- политических и экологических процессов в Украине в связи с самой большой техногенной катастрофой XX ст. – аварией на Чернобыльской АЭС 1986 г. 12. Отсутствие действенных экономических стимулов ресурсо- и энергосбережения. 13. Отсутствие действенного государственного контроля за использованием законов про охрану природы и системы эффективного наказания за вред окружающей среде. Ни одна катастрофа ХХ столетия не имела таких тяжелых экологических последствий для Европы, как Чернобыльская – авария, которая произошла 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции (Чернобыльской АЭС) Украинской ССР. Она считается самой тяжелой аварией на АЭС за всю историю, и единственная классифицируется 7-м уровнем опасности по Международной шкале ядерных событий. Катастрофа началась во время испытания систем на реакторе №4 Чернобыльской АЭС, недалеко от города Припять. Был внезапный подъем выходной мощности, и когда была сделана попытка аварийного отключения, произошел ещё более резкий экстремальный скачок выходной мощности, который привел к разрушению корпуса реактора и серии взрывов. В результате происшествия компоненты графитового замедлителя реактора попали в воздух, это вызвало их воспламенение. Возникший пожар поднял радиоактивное облако в атмосферу и рассеял радиоактивные осадки. Облако проплыло над обширными регионами западной части СССР, Восточной, Западной и Северной Европы. Большие территории на Украине, в Белоруссии и России были покинуты, более 336.000 жителей переселены. В результате катастрофы уже погибло много тысяч человек (50% из тех, кто принимал участие в ликвидации аварии). Коллективная доза облучения сегодня составляет 20 миллионов людей только в момент ликвидации аварии. Дезактивационные работы, на которые было потрачено в 1986-1989 годах миллионы, желаемых результатов не дали. В водах Днепра, Припяти, Киевского водохранилища концентрация радионуклидов и через шесть лет после аварии составляла в 10-100 раз выше, чем до аварии. Большую опасность представляют для окружающей среды около 100 временных могильников вокруг АЭС. Могильники уже сегодня протекают, саркофаг с течением времени проседает и деформируется, с годами становится все более радиоактивным.

Влияние Чернобыльской аварии на здоровье людей значительно и будет проблемой не только для нас, но и для нескольких следующих поколений. Угрожающе растет количество случаев заболевания раком, повышается смертность. Последствия этой трагедии вечные, глобальные, и теперь можно лишь говорить о способности биосферы приспосабливаться к новым условиям среды.

Билет 19.

Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 189; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Экономический кризис 30-х годов XX века, поразивший ведущие на мировые державы, на сегодняшний день является самым сильным кризисом с тяжелейшими последствиями глобального характера.

Начался он в США осенью 1929 г., далее распространился в Латинской Америке, Западной Европе и других странах Азии и Африки. Грандиозный биржевой крах тогда, в «черный» вторник, 29 октября 1929 года, положил начало кризису, или «Великой депрессии» 1929-1933 гг. Падение цен сопровождалось резким сокращением производства, происходил глубокий кризис всей банковской системы, обесценивались валюты, разорялись предприятия, появился запредельный уровень безработицы, массовая бедность, разочарование населения в существующих порядках, – и это далеко не полный перечень бед, свалившихся на экономику государств, еще недавно считавшихся богатейшими и преуспевающими.

Главными причинами мирового экономического кризиса (1929-1933) стали сверх монополизация производства, отсутствие любого его регулирования, диспропорция между ростом объемов производства и уровнем доходов значительной части населения. Платежеспособность населения уменьшилась, и оно не в состоянии было покупать товары, количество которых все увеличивалось.

Промышленный кризис сошелся с аграрным перепроизводством. Аграрный кризис ощутимо ударил по крестьянам. Из-за крайне низких цен, производство сельскохозяйственной продукции стало убыточным, началось массовое уменьшение производства продуктов питания, началось массовое разорение сельских и фермерских хозяйств. А это не могло не сказаться на состоянии внутреннего рынка.

Кризис нанес ощутимый удар мировой торговле. Уменьшение торгового оборота привело к свертыванию международных связей. Конкуренция международных монополий перерастала фактически в открытую торговую конфронтацию между странами. Торговые споры нарушили традиционные основы финансовых взаимосвязей между странами.

Кризис 30-х годов заставил правительство этих стран предпринимать серьезные попытки воздействия на экономическое развитие и предупреждения их разрушительных последствий.

«Великая депрессия» показала неспособность традиционных подходов к решению социально-экономических проблем. В поисках эффективных антикризисных средств в большинстве стран пришли к выводу, что без вмешательства государства из кризиса выйти невозможно. Правительство и деловые круги развитых стран мира прилагали чрезвычайные усилия для выхода из кризиса.

Государство стало одним из факторов стабильности и прогресса в этих странах, в его руках сосредоточилось все больше экономических функций, которые расширялись за счет побочных методов регулирования экономикой. С этой целью широко использовали кредит, субсидии, ссуды из государственного бюджета, регулировалась налоговая система. В большинстве стран проводилась политика протекционизма.

Совместные усилия государства и предпринимателей не только перебороли последствия кризиса, а стали своеобразным гарантом будущей стабильности. Переход к широкому полномочию государственного регулирования позволил восстановить расширенное воспроизведение капитала, найти новые возможности для наращивания экономического и технического потенциала, ослабить остроту социальных конфликтов. Экономический кризис 1929 – 1933 гг.

оказался мировым. Он нарушил все Международные экономические связи, привел к массовому сокращению промышленного производства и других отраслей экономики почти всех государств.

В США закрылось большое количество банков, появилась дефляция и рухнули цены на недвижимость, сокращения промышленного производства в 2 раза, безработица выросла до 12 млн. человек, многие фермеры разорились, урожаю зерновых культур упали в 2 раза. В Великобритании, напротив, Великая Депрессия способствовала оздоровлению экономики и притоку инвестиций в старые отрасли промышленности. Для Франции этот период завершился потерей ведущих позиций на мировых рынках. В Германии в итоге депрессии к власти пришли национал-социалисты во главе с Гитлером, а в Италии положил начало становлению фашизма, другие страны Европы также значительно пострадали от этого мирового кризиса. В итоге можно сказать, что Великая Депрессия, начавшаяся в США, привела ко Второй мировой войне, которая нанесла неслыханные страдания миллионам жителей ЗемлиДата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1526; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Предыдущая40414243444546474849505152535455Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Источники:

Вам также может понравиться