Австрийский просвещенный абсолютизм и реформы второй половины XVIII в

Неудачи Австрии в двух больших войнах сделали для правящих кругов очевидной неотложность реформ. Эти реформы, осуществленные в правление Марии Терезии (1740 — 1780) и ее сына Иосифа II (1780 — 1790), весьма характерны для политики «просвещенного абсолютизма». Как и в других странах, «просвещенный абсолютизм» в Австрии проводил реформы в интересах господствующего класса дворян и шел лишь на минимальные уступки поднимающейся буржуазии.

Яндекс цитирования

Правительство стремилось только устранить наиболее грубые, мешавшие развитию страны феодальные институты. Наиболее важным из проведенных мероприятий была военная реформа, необходимость которой ощущалась особенно остро. В 1748 г.

, вскоре после окончания первой австро-прусской войны, в стране был введен новый порядок военного набора. Набор производился по особым мобилизационным спискам во вновь созданных военных округах. Рекруты должны были служить пожизненно.

Реформа армии носила классовый характер. Рекруты набирались преимущественно из беднейшего люда. Дворянство, духовенство, интеллигенция (учителя, врачи, чиновники), а также купцы и предприниматели не подлежали рекрутскому набору.

Портрет Фридриха Великого II. Художник Пене 1756 год

От военной повинности мог освободиться и зажиточный крестьянин, которому предоставлялось право нанять вместо себя «охотника». В преобразованной армии солдат подвергали усиленной военной муштре; широко было распространено сечение розгами. Число офицеров сильно возросло.

Как и до реформы, офицерские кадры состояли преимущественно из дворян с ничтожной прослойкой выходцев из буржуазии. Для подготовки офицерского состава в Вене была основана Военная академия — так называемый Терезианум (по имени Марии Терезии). К 80-м годам ХVIII в.

численность австрийской армии была доведена до 278 тыс. человек, т. е.

Правительство уделило также очень большое внимание финансовой реформе. Стремясь увеличить налоговые поступления, Мария Терезия издала закон о всеобщем подоходном налоге, от которого не были освобождены дворянство и церковь. Одновременно в тех же фискальных целях была проведена всеобщая перепись населения, положено начало статистическому учету земель, скота и прочего движимого н недвижимого имущества.

В 1775 г. были уничтожены многие внутренние торговые пошлины, тогда как пошлины, которыми облагалась внешняя торговля, были увеличены. И Мария Терезия и Иосиф II последовательно применяли принцип меркантилизма, устанавливая высокие пошлины на иностранные промышленные изделия и низкие на импортное сырье.

В целях поощрения промышленности правительство «просвещенного абсолютизма» освобождало от уплаты налогов новые промышленные заведения на срок до десяти лет. Для подготовки квалифицированных рабочих были созданы технические и ремесленные школы; для подготовки инженерно-технического состава в Вене были организованы Горная академия, Торговая академия, специальные технические и сельскохозяйственные училища.

Большое место в мероприятиях Марии Терезии и Иосифа II занимали судебные реформы. Они ограничили сеньоральный произвол в отношении крестьян. Судебные функции были объявлены исключительной прерогативой государства.

Были разработаны новые уголовный и гражданский кодексы (1768 г. ), отменены судебные пытки (1776 г. ), ограничено применение смертной казни.

В это время в Австрии было положено также начало светскому низшему и среднему общему образованию. Университет в Вене, ранее находившийся целиком под влиянием и контролем католической церкви, был реорганизован и получил светский характер.

Сатирическая листовка по поводу закрытия монастырей Иосифом II.

Частью еще при Марии Терезии, а особенно при Иосифе II, в Австрии был проведен ряд мер, значительно ограничивших привилегии католической церкви: закрыты многочисленные монастыри, проведена частичная секуляризация церковных земель, иезуиты изгнаны из австрийских владений. С другой стороны, были отменены законы о преследовании протестантов (в частности, «чешских братьев» и др. ) и протестантские общины получили свободу религиозного культа.

Управление католической церковью в габсбургских землях, в частности использование церковью своих доходов, было поставлено под контроль чиновников. Несмотря на эти меры по ограничению привилегий католической церкви как особой корпорации, она продолжала оставаться в Австрийской монархии большой силой. Подчиняя себе церковь, правительство стремилось возможно шире использовать в своих интересах ее материальные ресурсы и ее идеологическое влияние на массы.

Реформы Марии Терезии и Иосифа II нисколько не ослабили национальных противоречий Габсбургской монархии. Наоборот, они еще более обострили их, ухудшая правовое положение не немецких национальностей. Принудительное введение немецкого языка в качестве единого государственного языка во всех провинциях, предпочтение лицам немецкого происхождения при поступлении на военную и гражданскую службу, отмена местных (провинциальных) привилегий и особенностей в области суда, управления и налогов, поощрение роста немецкого дворянского землевладения и немецкого капитала в зависимых землях — все это заставляло чехов и других славян, а также венгров, итальянцев и прочие народности еще сильнее ощущать свое неполноправное положение.

В конечном итоге политика централизации, составлявшая сущность реформ Марии Терезии и Иосифа II, не только не смогла преодолеть децентрализаторских тенденций, обусловленных наличием многочисленных национальностей, но даже усиливала центробежные силы. Этому способствовало и складывание в Габсбургской монархии, в условиях начавшегося перехода всей страны от феодализма к капитализму, буржуазных наций с их собственными национальными культурами. К концу XVIII в.

Реформы Марии Терезии и Иосифа II не разрешили аграрного вопроса. Крепостное право сохранилось в подавляющем большинстве габсбургских земель. Правительственные мероприятия по этому вопросу носили нерешительный, компромиссный характер (освобождение крестьян в ряде земель от личной зависимости и др.), но даже в такой умеренной форме они встретили резкую оппозицию со стороны дворянства и на деле остались нереализованными.

Чехия.

Вторая половина XVIII века (1740-1789) в западных государствах называется эпохой просвещённого абсолютизма. Политику просвещенного абсолютизма проводили такие государи, как Фридрих II в Пруссии (1740-1788), Иосиф II в Австрии (1780-1790), Екатерина II в России (1762-1796), министр Тюргó Людовика XVI во Франции (1774-1776). Просвещённый абсолютизм есть неограниченная королевская власть, находящаяся в союзе с философами и совершающая реформы, которых требовали разум и справедливость. «Веком Просвещения» назвали XVIII век. Люди эпохи просвещения считали, что усовершенствование человеческого общества возможно только средствами разума, образования и культуры. Всемогущий человеческий разум устанавливает естественные законы общежития, применение которых в состоянии обеспечить всеобщее благосостояние и счастье. Для того чтобы благоденствие и счастье водворились на самом деле, необходимо соединение знания и власти. Соединение такое будет дано, если философы будут царствовать или цари философствовать. Первое едва ли достижимо. Второго легко достигнуть, стоит только европейским государям проникнуться идеями века Просвещения и проводить их в жизнь путём законодательства и управления («полиции»). Знания естественных законов нельзя ожидать от народа. В тёмных массах его нет. Просвещенный государь может и должен насаждать естественное право всей полнотой своей власти. Ведь за ним стоит рациональная истина, а истина абсолютна, и Евклúд являлся деспотом в геометрии. Безграничная власть государства – единственное средство создать земное благополучие. Просвещённый абсолютизм признавал служение общему благу, интересам подвластного общества обязанностью религиозной или моральной, которой носители верховной власти, монархи почитали себя связанными перед Богом или перед своей совестью. Юридической обязанности по отношению к подвластным, которой соответствовали бы субъективные права последних, носители власти не признавали. О юридических обязанностях власти не было речи и тем более о правах населения на участие в решении вопроса о том, чего именно требует общее благо, на содействие власти или же на свободу от её всеобъемлющей опёки. Просвещённая государственная власть имеет безграничное право вводить преобразования, не считаясь с мнением, интересами и даже правами отдельных корпораций и сословий. Осуществление этого права всецело предоставлялось усмотрению власти, не встречавшему никаких ограничений со стороны каких-либо прав подданных. Идеалом просвещенного абсолютизма являлась сильная просвещенная власть, централизация, бюрократизм, просвещение, гуманность. Просвещенный абсолютизм начинает ограничивать сословные привилегии дворянства и духовенства, особенно по отношению к крестьянам, во имя интересов государства, получавшего главную массу налогов с крестьян. Просвещённый абсолютизм отменил церковную десятину, стремился к отмене крепостного права и к ограничению дворянской власти над крестьянами, отменив дворянское право суда и телесного наказания крестьян, к ограничению барщины. Просвещённый абсолютизм предпринимал меры, направленные на улучшение администрации, финансов, осуществил гуманизацию уголовного права, отменив наиболее мучительные наказания, как квалифицированная смертная казнь, членовредительские наказания, произвёл гуманизацию уголовного процесса с отменой пытки. Например, пытку отменили в Пруссии в 1756 г., в Австрии в 1776 г., во Франции в 1788 г., в России в 1801 г., в Баварии в 1806 г. Абсолютизм предпринял меры по направлению к всеобщей обязанности платить налоги, стал допускать на гражданскую и военную службу недворян. Просвещенный абсолютизм осуществил ряд мер против католической церкви. В католических странах он произвёл секуляризáцию – изъятие церковной собственности, которая в протестантских странах подверглась конфискации ещё в период реформации XVI в. У духовенства, как католического, так и протестантского отнималось исключительное заведование народным образованием, книжной цензурой. В католических странах – Франции, Испании произошло изгнание иезуúтов – католической организации, которая занималась католической пропагандой и обучением. Изгнание иезуитов ослабило влияние католической церкви.

Во второй половине 18 века в Европе и России был период просвещенного абсолютизмаПросвещённый абсолютизм – это форма абсолютной монархии во второй половине 18 века, при которой власть проводит экономические и социально- политические реформы, не меняющие основ абсолютизма и направленные на модернизацию устаревших феодальных явлений

Таблица. «Просвещенные» монархи Европы
монархи Их деятельность
А) Фридрих II Великий (1740-1786),прусский король оставил 30-тт. собрание сочинений – А-1) «Фридриховым кодексом» ввел бессословный суд, – А-2) установил полную веротерпимость, – А-3) отменил пытки, – А-4) сохранил приоритет дворянства над другими сословиями.
Б) Иосиф II (1765-90), король Германский (1764-90), император Священной римской империи(после отца Франца Стефана) (1765-90), правитель Габсбургских (Австрийских) земель (1765-90) (после матери Марии Терезии, 1765-80 – ее соправитель), король Венгрии и Чехии (1780-90) – Б-1) освободил крестьян от крепостной зависимости и наделил их землей, – Б-2) издал «Иосифовский законник» и ликвидировал автономию земель и провинций империи Габсбургов, – Б-3) поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансвильвании, Галиции.
В) Густав III (1771-92), король Швеции, двоюродный брат Екатерины II – В-1) сформировал полуофициальный кабинет министров, – В-2) боролся с коррупцией, например, все члены Верховного Суда оказались под следствием, – В-3) объявил свободу вероисповедания, – В-4) принял закон о свободе слова, – В-5) принял закон о свободе торговли ячменём и отменил репрессивные пошлины на экспорт, – В-6) провел денежную реформу по унификации монет и введении бумажные банкноты, – В-7) первым среди монархов начал бороться с якобинцами (Великая Французская революция) и склонять к этому остальных правителей
Г) Екатерина II (1762-96), императрица Российской империи – Г-1) Переписывалась с французскими просветителями XVIII в. Вольтером, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро и др., которые видели будущее стран Европы в «царстве разума», где благодаря распространению знаний, граждане имеют и пользуются политическими и гражданскими свободами, – Г-2) пыталась обновить абсолютную монархию, упорядочив законодательство, подчинив «общему благу», – Г-3) выделяла функции «просвещенного» монарха: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям». Внутреннюю политику Екатерины II смотри в отдельно лекционном вопросе.

Вторая половина XVIII века (1740-1789) в западных государствах называется эпохой просвещённого абсолютизма. Политику просвещенного абсолютизма проводили такие государи, как Фридрих II в Пруссии (1740-1788), Иосиф II в Австрии (1780-1790), Екатерина II в России (1762-1796), министр Тюргó Людовика XVI во Франции (1774-1776).

Просвещённый абсолютизм есть неограниченная королевская власть, находящаяся в союзе с философами и совершающая реформы, которых требовали разум и справедливость. «Веком Просвещения» назвали XVIII век. Люди эпохи просвещения считали, что усовершенствование человеческого общества возможно только средствами разума, образования и культуры.

Всемогущий человеческий разум устанавливает естественные законы общежития, применение которых в состоянии обеспечить всеобщее благосостояние и счастье. Для того чтобы благоденствие и счастье водворились на самом деле, необходимо соединение знания и власти. Соединение такое будет дано, если философы будут царствовать или цари философствовать.

Первое едва ли достижимо. Второго легко достигнуть, стоит только европейским государям проникнуться идеями века Просвещения и проводить их в жизнь путём законодательства и управления («полиции»). Знания естественных законов нельзя ожидать от народа.

В тёмных массах его нет. Просвещенный государь может и должен насаждать естественное право всей полнотой своей власти. Ведь за ним стоит рациональная истина, а истина абсолютна, и Евклúд являлся деспотом в геометрии.

Просвещённый абсолютизм признавал служение общему благу, интересам подвластного общества обязанностью религиозной или моральной, которой носители верховной власти, монархи почитали себя связанными перед Богом или перед своей совестью. Юридической обязанности по отношению к подвластным, которой соответствовали бы субъективные права последних, носители власти не признавали. О юридических обязанностях власти не было речи и тем более о правах населения на участие в решении вопроса о том, чего именно требует общее благо, на содействие власти или же на свободу от её всеобъемлющей опёки.

Просвещённая государственная власть имеет безграничное право вводить преобразования, не считаясь с мнением, интересами и даже правами отдельных корпораций и сословий. Осуществление этого права всецело предоставлялось усмотрению власти, не встречавшему никаких ограничений со стороны каких-либо прав подданных.

Идеалом просвещенного абсолютизма являлась сильная просвещенная власть, централизация, бюрократизм, просвещение, гуманность. Просвещенный абсолютизм начинает ограничивать сословные привилегии дворянства и духовенства, особенно по отношению к крестьянам, во имя интересов государства, получавшего главную массу налогов с крестьян. Просвещённый абсолютизм отменил церковную десятину, стремился к отмене крепостного права и к ограничению дворянской власти над крестьянами, отменив дворянское право суда и телесного наказания крестьян, к ограничению барщины.

Просвещённый абсолютизм предпринимал меры, направленные на улучшение администрации, финансов, осуществил гуманизацию уголовного права, отменив наиболее мучительные наказания, как квалифицированная смертная казнь, членовредительские наказания, произвёл гуманизацию уголовного процесса с отменой пытки. Например, пытку отменили в Пруссии в 1756 г. , в Австрии в 1776 г.

, во Франции в 1788 г. , в России в 1801 г. , в Баварии в 1806 г.

Просвещенный абсолютизм осуществил ряд мер против католической церкви. В католических странах он произвёл секуляризáцию – изъятие церковной собственности, которая в протестантских странах подверглась конфискации ещё в период реформации XVI в. У духовенства, как католического, так и протестантского отнималось исключительное заведование народным образованием, книжной цензурой.

В католических странах – Франции, Испании произошло изгнание иезуúтов – католической организации, которая занималась католической пропагандой и обучением. Изгнание иезуитов ослабило влияние католической церкви.

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 571; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Источники:

Вам также может понравиться